Аргументы к сочинению егэ
Содержание:
- Примеры из жизни, кино, СМИ
- Личность для аргументов ЕГЭ по обществознанию
- Война
- Последствия правильного и неправильного выбора
- Выбор подходящей профессии
- Эпитету к слову смысл
- Влияние человека на природу
- Примеры из художественной литературы
- Оформление аргумента и правильная подача
- Примеры из жизни
- Как написать второй аргумент в сочинении
- Афоризмы
- Охрана природы
- Пренебрежение культурой речи
- Учитель и ученик
- Ложный смысл жизни и последствия ошибки
Примеры из жизни, кино, СМИ
Как быть, если ты вынужден переживать один и тот же день сотни раз? Именно в такой нелепой ситуации оказался главный герой картины «День сурка» Харольда Рэмиса. Разорвать порочный круг ему удалось только после того, как он переосмыслил собственную жизнь и сделал единственно правильный выбор. Эрудиция, Бесстрашие, Отречение, Искренность и Дружелюбие – одну из этих фракцией должны были выбирать герои картины Нила Бергера «Дивергент». Как известно, послушными, стандартными и полностью предсказуемыми людьми гораздо легче управлять государству. Однако девушка по имени Трис помимо воли оказалась один на один с целой системой. Она выбивалась из привычных стандартов и была вынуждена сделать выбор – покориться или же бороться против циничной власти. Приняв верное решение, героиня отстояла право на жизнь и свободу всего общества.
Героиня мультфильма Эндрю Адамсона «Шрек» смогла доказать всему миру, что внешность – далеко не главное в жизни, и истинное счастье заключено в любви
Она отважно противопоставила себя всему обществу, выбрав в качестве суженого безобразного великана Шрека. Утратив человеческий облик, Фиона приобрела гораздо большее – счастье с любимым
Как сложно, порой, противостоять сложившимся традициям и представлениям о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Так, известный русский поэт Николай Алексеевич Толстой смог оставить заметный след в литературе только благодаря тому, что в юности принял верный выбор. Отец готовил его к карьере военного, однако Николай мечтал стать писателем. Возмущенный откровенным непослушанием, отец пригрозил оставить сына без средств к существованию. Однако этого не испугало Николая, который долгое время был вынужден прозябать в нищете, но заниматься любимым делом. Российской пловчихе Юлии Ефимовой пришлось до последнего сражаться за право участвовать в Олимпийских играх в 2016 году. Девушка могла опустить руки и смириться с произволом, однако она предпочла бороться до последнего. Во время кастинга на роль знаменитого сыщика в картине «Приключение Шерлока Холмса» создатели долго не могли выбрать между двумя актерами – Александром Кайдановским и Василием Лановым. В результате культовая роль досталась последнему, благодаря чему советский многосерийный фильм приобрел большую популярность, а сам Василий Лановой был признан лучшим Шерлоком Холмсом по версии ВВС. Порой бывает сложно сделать верный выбор в личной жизни. Так, моя знакомая никак не могла определиться, и одновременно встречалась с двумя парнями. В каждом из них она видела достоинства и недостатки, и хотела, чтобы все они переплелись в одном человеке. Когда же ребята узнали о существовании друг друга, они прекратили отношения с ветреницей. Я думаю, это был правильный выбор, потому что о настоящей любви здесь не могло быть и речи.
Мой брат долго не мог определиться, в каком классе ему продолжать обучение – в гуманитарном или техническом. После серьезных размышлений он отдал предпочтение точным наукам и, как выяснилось, сделал правильный выбор. В настоящее время мой брат – успешный программист, который в свободное время интересуется искусством, литературой и историей. Он смог реализовать себя как специалист, и при этом не забыл о своих увлечениях. Когда мой дедушка окончил институт, он должен был проработать три года в одном из городов, указанных в распределении. Он выбрал Чернигов, и вместо положенных трех лет прожил там всю жизнь. Именно там дедушка встретил бабушку – любовь всей своей жизни, создал семью и полностью реализовал себя в любимой профессии. В юности моя мама была профессиональной спортсменкой, легкоатлеткой. По большой любви она рано вышла замуж и вскоре узнала о своей беременности. Впереди ее ждала блестящая спортивная карьера, однако она выбрала семейное счастье. Когда я немного подрос, мама вернулась в спорт, закончила институт, и стала тренером. Так, благодаря вовремя сделанному правильному выбору, она познала радость материнства и при этом осталась в спорте.
Зачастую сделать правильный выбор мешает лень, страх, желание оставаться в привычных, удобных условиях. Однако, как показывает практика, только покинув зону комфорта, можно сделать настоящий рывок вперед, изменив собственную жизнь к лучшему.
Личность для аргументов ЕГЭ по обществознанию
Однако, если брать аргументы ЕГЭ (обществознание) из жизни других людей, неизменно возникает вопрос: кого выбрать?
Одними из наиболее универсальных примеров принято считать биографии Стива Джобса и Генри Форда — изобретателей и предпринимателей, чьи идеи покорили мир. Также во многом показательной будет история жизни основателя KFC — Харланда Сандерса, пришедшего в бизнес только после сорока лет.
Лучше всего черпать идеи и узнавать о людях из биографических фильмов, информации в которых хватит для иллюстрации идеи эссе, а манера подачи не даст заскучать:
- «Авиатор» (2004),
- «Железная леди» (2011),
- «Александр» (2004),
- документальные фильмы Star Media и др.
Выдуманная личность и ее история тоже может стать хорошим примером: они могут быть взяты из любых источников (литература, кино, новости и пр.). Лучше использовать фильмы, которые раскрывают реально существующие или существовавшие общественные проблемы:
- «Скрытые фигуры» (2016),
- «Законопослушный гражданин» (2009),
- «Адвокат дьявола» (1997) и др.
Также можно пользоваться литературой и примерами литературных героев: например, короткими произведениями, рекомендуемыми для иллюстрации своего мнения в ЕГЭ по русскому. Это поможет подготовиться сразу к двум предметам, затратив минимум времени!
Менее универсальными будут аргументы ЕГЭ (обществознание), в центре которых современные политики и деятели культуры: их деятельность видится более однобоко, из-за чего их личность используется по большей части для иллюстрации идей в той сфере, в которой они реализовались. Почерпнуть информацию о них можно из новостей.
Война
Проблема войны — самая часто встречающаяся тема в сочинениях ЕГЭ по русскому языку. В сборнике Цыбулько она всплывает то и дело, поэтому необходимо быть готовым к ее рассмотрению на экзамене. Пример такого сочинения представлен здесь. Он написан в строгом соответствии с новыми критериями.
В качестве аргументов для ее раскрытия Вы можете взять ситуации из следующих книг:
- «А зори здесь тихие» (Б. Васильев). Каждая героиня повести идет на подвиг и самопожертвование, чтобы защитить родную землю. Война не щадит женщин и детей, в этом выражается вся ее жестокость. Пятеро молодых девушек погибают, чтобы задержать вражеских диверсантов.
- «Тихий Дон», (М. Шолохов). Герои романа теряют на гражданской войне все: семьи, вековые устои и традиции, даже национальную самобытность. Казачество становится жертвой кровавой распри советской власти и Белого движения. Главный герой, Григорий Мелехов, ищет правду и справедливость хоть на одной стороне, но находит лишь жестокость, злобу и боль потерь. Простой народ запутывается в политической игре и гибнет за чужие амбиции. Война не решила проблемы России, а отбросила ее на столетие назад и обрекла жителей на голод и разруху.
- «Война и мир», (Л. Толстой). В романе поднимается проблема истинного и ложного патриотизма, ведь пока дворянство бросалось громкими лозунгами и демонстративными жестами, но готово было принять французского императора, простой народ и некоторые представители элиты, близкие к нему, боролись за свободу и честь страны, проливая кровь и сжигая имущество, чтобы оно не досталось врагу. Война представлена противоестественным и порочным явлением, которое вредно для всех: и победителей, и проигравших. Андрей Болконский сначала идет строить свою карьеру на кроле брани, но затем осознает ничтожность борьбы и даже своего кумира — Наполеона. В романе побеждают не генералы и императоры, а простые люди, стихия народного гнева.
- «Василий Теркин» (А. Твардовский). Герой поэмы — обычный жизнерадостный парень из деревни. Но он показывает феноменальную жизнестойкость, утешает и веселит всей бойцов, довершает подвиги. Ему не нужны награды, главное — защитить страну и вернуться домой, чтобы наладить мирную жизнь. Чего стоит только одна глава «Переправа», где Василий переплывет ледяную реку, стараясь донести важную новость о положении войск. Здесь подробное краткое содержание по главам, где Вы найдете хорошие примеры, раскрывающие проблему войны.
- «Сотников» и «Обелиск» (В. Быков). Война — это проверка на прочность, которую проходят не все. В «Сотникове» раскрыта тема верности и предательства родины. Один товарищ пожертвовал собой ради товарищей и своей страны, а другой — сдался и стал прлицаем ради личной выгоды. В «Обелиске» демонстрируется подвиг учителя, который пошел выручать своих учеников, рискуя жизнью. Ребята сами организовали теракт для нацистских захватчиков, что показывает роль детей на войне. Они тоже были ее участниками и жертвами.
Комментарий в рамках данной проблемы проще писать по событиям, применяя логическое разделение (во-первых, во-вторых). Пример: Автор показывает, как разведчики рисковали жизнью, чтобы служить родине в годы войны. Во-первых, Петров пробирается до линии фронта по незнакомой болотистой местности. Он едва не погиб, пытаясь добраться до пункта назначения. Во-вторых, Иванов принимает на себя командование группой партизан в Польше, доверяясь людям, которые могут сдать его нацистам в любой момент. Так, герои не жалеют жизни, лишь бы выполнить свой долг.
Последствия правильного и неправильного выбора
- Плохой учитель не только не дает знаний, но и может сломать детскую психику. Не такой учительницей была Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского». Она не только занималась по своему предмету с отстающим учеником в свободное время бесплатно, но и помогала ему деньгами. Причем мальчик просто так помощь не принимал, и учительнице пришлось играть с ним в «пристенку» на деньги. За это занятие Лидия Михайловна и поплатилась, ей пришлось уйти из школы. Но юный герой запомнил ее подвиг на всю жизнь.
- Фельдшер Курятин из рассказа А.П. Чехова «Хирургия» явно выбрал свою профессию не из-за желания помочь людям. Дьячок Вонмигласов много раз пожалел, что пришел вырывать зуб в тот роковой день. Курятин самодовольно рассказывал, как удалял зуб у помещика, на это нужен талант, который у него, конечно, есть. На деле же оказывается, что вырывание зуба для фельдшера — непосильная задача. Он измучил своего пациента, но только сломал зуб. Непрофессионализм может существенно навредить окружающим.
Выбор подходящей профессии
Важность выбора подходящей профессии показал Ю. Герман в романе «Дело, которому ты служишь»
Владимир Устименко стал врачом, потому что для него это призвание. Именно поэтому он старался хорошо учиться (а не из-за красного диплома и повышенной стипендии), отправлялся в далекие места и на фронт, где никаких наград не получить, но людям нужна помощь. Ради других Устименко забыл о себе, потому что для него профессия врача – это бесконечное служение. Именно такие люди и двигают вперед свою сферу деятельности, хоть иногда они и порицаются теми, кто не служит делу, а прислуживает ради своих интересов (как Женя Степанов, одноклассник Владимира).
Саня Григорьев из романа В.Каверина «Два капитана» с детства мечтал стать летчиком, но его жизненный путь был крайне тяжел: потерял родителей, был беспризорником, учился в школе-коммуне. Из такого заведения попасть в летное училище было сложно, но Саня упорно готовился: тренировал здоровье, читал о полярных экспедициях (именно в этой сфере хотел работать Григорьев) и изучал строение самолета. В ходе подготовки герой не только смог добиться цели, но и нашел пропавшую много лет назад экспедицию.
Эпитету к слову смысл
Здравый, человеческий, всякий, магический, скрытый, подспудный, истинный, изначальный, глубокий, обычный, тайный, особый, духовный, определенный, заключенный, сакральный, общий, таковой, новый, иной, таинственный, некий, другой, настоящий, буквальный, двойной, высший, глубинный, ужасный, символический, высокий, главный, зловещий, физический, единственный, разный, прямой, подлинный, большой, подлинный, практический, сокровенный, немой, первоначальный, широкий, известный, понятный, ясный, конкретный, переносный, основной, политически, конкретный, мистический, потаенный, собственный, страшный, полный, точный, второй, реальный, внутренний, важный, простой, философский, великий, художественный, идейный, абстрактный, сомнительный, элементарный, туманный, замаскированный, нравственный,
Влияние человека на природу
- В пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» прослеживается влияние человека на природу: могучие леса оскудевают, и вместо прекрасных долин, полных жизни и цвета, герои видят обветшалые кусты, болотистую почву, безотрадные просторы без деревьев и птиц. Астров с горечью замечает, что мужики вырубают лес и ничего не оставляют потомкам. Россия редеет на глазах. Все потому, что люди были очень невежественны, поэтому искали топливо только в дереве, в то время как альтернативные источники были прямо под ногами. Этот пример доказывает, что зачастую человек оказывает деструктивное влияние на природу, потребляя, но ничего не отдавая взамен.
- В. Астафьев, автор рассказа «Людочка», описал последствия индустриализации на примере маленького городка в глубинке, где заводы и предприятия превратили местную речку в особо опасную свалку отходов. Постарались и местные жители, которые сваливали туда даже трупы отжившей свое скотины. Нетрудно догадаться, что все это варево (а река действительно бурлила как кипяток) попадало в грунтовые воды и влияло на экологическую обстановку. Деревья повалились, росли кривыми и чахлыми, воздух был загрязнен, как и почва. За полвека люди превратили это место в болото, где все гибнет или влачит жалкую уродливую жизнь.
- Проблему влияния человека на природу поднял в своем творчестве А.П. Чехов. В рассказе «Крыжовник» описывается неудачная покупка Николая Ивановича, который всю жизнь мечтал об усадьбе, где можно было бы выращивать его любимые ягоды. Но ему не повезло: по соседству расположился кирпичный завод. Он не придал этому значения, а зря, ведь отходы предприятия попадали прямо в реку, а значит, и в почву. Видимо, поэтому крыжовник, выросший там, был очень кислым. Так, живописное место, которое могло бы стать идеалом героя, было отравлено промышленниками, которые совсем не заботились о безопасности завода для окружающей среды.
Примеры из художественной литературы
- У. Шекспир «Гамлет».
Перед глазами читателя проходит становление личности Гамлета, хоть и повествуется о всего лишь нескольких месяцах, но именно в этот период принц датский превратился из мальчика в мужчину, готового к действиям. Произошедшая трагедия сделала из главного героя мыслителя, философа, вознёсшегося над серыми буднями.
До возникших в жизни трудностей Гамлет был обычным юношей, который учился в самом лучшем университете, вёл беззаботный образ жизни и наслаждался молодостью. Гамлет был достойным наследником престола и мог бы стать мудрым правителем, если бы не сложившиеся обстоятельства. Он хорошо был знаком с литературой, искусством, естественными науками. Сам писал стихотворения, любил театр.
Как человек чести он был обязан отомстить за смерть своего отца, убить Клавдий, который отнял жизнь у собственного брата-короля. Гамлета гложет мысль о том, что ради справедливости ему придётся совершить зло, которое приравняет его к человеку, способному убить родную кровь. Главного героя мучит внутренняя борьба между духом отца, жаждущим отмщения, и своим внутренним голосом, предостерегающим от греха. Его душа разрывается от мыслей о необходимости противостояния всему мировому злу. Гамлет взял на себя ответственность за восстановление равновесия между добром и злом, взвалил на свои плечи непосильную ношу, отравляющую каждый его день.
Главный герой способен на поступки, и он их совершает, но его терзают совесть и сомнения, поэтому месть остаётся только желанием.
Вопрос «Быть или не быть» не имеет чёткого ответа, поэтому остаётся актуальным и в наши дни. А такие литературные герои как Гамлет напоминают людям о том, что, прежде всего, необходимо сохранить самого себя, ценить себя и прислушиваться к зову своего сердца и разума.
- Г. Ибсен «Кукольный дом».
При первом знакомстве с главной героиней пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом», можно подумать, что она всего лишь кукла, выполняющая роль жизнерадостной хозяйки опрятного, словно игрушечного, домика. Её муж Торвальд Хельмер не воспринимает свою жену как личность, для него она тоже всего лишь игрушка. За восемь прожитых вместе лет Торвальд ни разу не заговорил с Норой серьёзно. Главное для него, чтобы жена играла по правилам своего мужа. Нора хорошо вжилась в свою роль, даже к воспитанию детей она относилась неответственно, будто играла в куклы.
За этим внешним благополучием и беспечностью кроется глубокая натура главной героини. Она не настолько проста и глупа, как кажется вначале. Нора вполне может быть самостоятельной, серьёзной и рассудительной женщиной, которая способна при помощи хитрости тайком работать, чтобы вернуть деньги, потраченные на спасение жизни мужа. Нора очень многое делает для того, чтобы ей семья была счастливой и ни в чём не нуждалась. Но никто даже не подозревает, чего ей стоит поддержание домашнего уюта. К примеру, на Рождество у их семьи не было денег для покупки ёлочных украшений, поэтому Нора больше месяца делала их самостоятельно, чтобы подарить праздник мужу и детям. Она постоянно себе отказывала во всём, экономила, как могла ради выплаты долга. В полной мере сила характера Норы проявляется в эпизоде, когда она танцует тарантеллу, зная о злополучном письме в почтовом ящике. Ничто не способно сломить эту хрупкую женщину, хотя об этом никто и не догадывался.
В итоге главная героиня осознала, что всю жизнь являлась просто игрушкой в чужих руках. Нора поняла, почему чувствовала себя несчастной и решилась изменить свою судьбу, уйдя из дома Хельмеров. Ей была необходима свобода, для того чтобы сбросить маску куклы, ставшую ненавистной за все эти долгие годы. Нора не стала другой, просто в ней проявились те черты характера, которые были преднамеренно спрятаны под обликом жизнерадостной домохозяйки. Она по-новому посмотрела на саму себя и увидела сильную личность, способную бороться за свою реализацию. С этих пор главная героиня захотела жить полноценной жизнью и чувствовать себя человеком, а не игрушкой.
Оформление аргумента и правильная подача
Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
- вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
- однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
- следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
- обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…(переход от одной мысли к другой);
- итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).
Примеры из жизни
- Наполеон Бонапарт происходил из незнатного обедневшего дворянского рода. После окончания военного училища он стал служить в артиллерийских войсках королевской армии, имея чин младшего лейтенанта. Спустя год военной службы скончался его отец, и Наполеону пришлось стать главой своей семьи. Он голодал, ради того, чтобы обеспечить родных. Всё своё жалование молодой военный отправлял матери, есть приходилось всего лишь один раз в день. Он даже хотел устроиться в русскую Императорскую армию для поправки финансовых дел, но в последний момент передумал. Начало Французской революции ознаменовало новый период в его жизни, Наполеон сразу включился в политическую борьбу, а вскоре стал помощником представителя французского правительства. На этой службе Бонапарт проявил себя с наилучшей стороны, поэтому в скором времени его назначили главнокомандующим Итальянской армией. После осуществления победоносной Итальянской кампании, он получил чин генерала. Неудержимое желание власти заставило Наполеона принять участие в государственном перевороте, и пока создавалась новая конституция, он сам поставил себя во главе государства. В начале планировалось, что правительство консульства будет длиться десять лет, но, почувствовавшего вкус власти, Наполеона было уже не остановить. Он хотел править пожизненно, поэтому всеми силами стремился укрепить себя в этой должности. Кроме того, император поднял вопрос о том, чтобы власть стала передаваться только по наследству. Вся внешняя политика Бонапарта заключалась в череде непрерывных войн за новые территории. Успех долго сопутствовал императору, Французская империя уверенно росла и развивалась. Наполеон был не только правителем родной страны, также он стал королём Италии, посредником Швейцарской конфедерации и покровителем Рейнской конфедерации. Благодаря усилиям французского императора, королями других государств стали и его братья. Жажда власти ослепила Бонапарта, он знал, что Россия великая держава, но всё же решился на неё замахнуться. Его попытки окончились провалом, французов разгромила русская армия во главе с Кутузовым. Успех России вдохновил жителей завоёванных государств на начало национально-освободительской борьбы.
- Столетняя война является одним из самых трудных периодов в истории Франции. На французский народ обрушились страшные несчастья: долгая оккупация Англией, разорение, уничтожение многих поселений, гнёт, разбой и внутренние конфликты. Война длилась 116 лет с небольшими перерывами. Поводом к началу Столетней войны стало желание английской династии Плантагенетов занять французский престол и вернуть территории, ранее принадлежавшие Англии. А Франция хотела вытеснить англичан из Гиени, которая стала им принадлежать после Парижского договора 1259 года. Кровопролитную войну начал английский король Эдуард III, являвшийся внуком французского короля Филиппа IV. После смерти действующего правителя Франции, Эдуард заявил о своих правах на трон. Кроме того, он хотел вернуть территории, утраченные отцом. А Филипп VI требовал со своей стороны признать его законным королём. Эдуард согласился не сразу, только столкнувшись с внутренними проблемами, он отказался от французского трона и признал Филиппа единственным правителем Франции. Однако жажда власти не оставила Эдуарда и спустя несколько лет он выступил с войной против действующего короля Шотландии, с целью вернуть трон законному правителю. Франция стала на сторону свергнутого шотландского наследника престола, и Столетняя война возобновилась с новой силой. Ценой всепоглощающего желания власти отдельных личностей стали бесчисленные жертвы со стороны простого народа. Народ всегда страдает от борьбы за власть.
Как написать второй аргумент в сочинении
Я уже упоминал о том, что аргументов два. Раньше, когда один из аргументов обязательно должен был быть из художественной литературы, приходилось нелегко. Теперь и первый, и второй аргументы можно приводить даже из личного опыта. Для этого не нужно прикладывать каких-то невероятных усилий. Правда, оцениваются такие аргументы ниже.
Многие задаются вопросом, как ввести второй аргумент в сочинении. Каких-то специальных правил нет. Просто имейте в виду, что все должно быть связано и последовательно.
Главное, чтобы и первый, и второй аргументы соответствовали теме и приведенным тезисам.
Афоризмы
- «Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства». Третий президент Америки Томас Джефферсон говорил о том, что правительство обязано заботиться о жизни своих граждан и их счастье. Обрекать свой народ на страдания может только нехороший человек.
- «Произвол – это безумие власти». Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что люди, обладающие властью, не имеют права на произвол.
- «Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть». Бернард Шоу
- «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником». Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк говорил о том, что люди слишком сильно меняются, добиваясь своих целей. Став начальником, человек снимает свою маску и показывает истинную натуру.
- «Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он». Наполеон Бонапарт считал, что истинная сущность человека проявляется только тогда, когда он чего-то добивается в жизни. Власть портит людей, открывает их тёмные стороны.
- «Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что люди, добившиеся чего-то нечестным путём, становятся на шаткую дорогу. Д
- «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть». Древнегреческий философ Пифагор предупреждал о том, что бесчестный человек не сможет использовать власть во благо своим подчинённым. Такие люди представляют собой опасность, как безумные с мечом.
- «Ответственность каждого гражданина – задавать вопросы власти». Бенджамин Франклин был уверен в том, что граждане имеют полное право требовать от власти отчёта своих действий, потому что бездействие одних становится причиной безнаказанности и произвола других.
- «Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество». Древнекитайский философ Лао Цзы говорил о том, что истинное могущество приходит только к бесстрашным. Народ может стать великим, только сохранив своё дотоинство.
- «Власть – это такой стол, из-за которого никто добровольно не встаёт». Советский поэт Ф. Искандер говорил о том, что человек, ощутивший хоть раз вкус власти, уже не сможет добровольно от неё отказаться.
Охрана природы
- В книге Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой рискует своей жизнью и даже расстается с ней, пытаясь защитить своих подопечных — прекрасных, но таких уязвимых птиц. Он работает лесничим и слывет недотепой: люди высмеивают его непрактичность и оторванность от реальности. Но на самом деле Егор Полушкин — глубокая и самодостаточная личность, которая способна пожертвовать собой ради высоких целей. Охраняя лес от браконьеров и буквально заслоняя его собой, он оставляет людям своеобразное послание о необходимости беречь окружающий мир.
- В произведении И. Бунина «Суходол» раскрывается проблема недостаточной охраны окружающей среды. Автор описывает, как оскудевал чернозем из-за вырубки лесов и неправильного земледелия. Когда-то почва рождала прекрасные урожаи и была домом для многих животных и птиц, но люди из-за своего невежества разорили прекрасные края: после вырубки деревьев высохли реки, а без воды земля оказалась мертвой и зияла пустотой безжизненных оврагов. Сухая и мертвая степь раскинулась на месте плодородных нив! Таковы последствия равнодушия к экологическим проблемам.
- В книге В. Астафьева «Царь-рыба» почти все герои является браконьерами, которые только черпают ресурсы из тайги, но не дают ей ничего, кроме новых амбиций и нового грабежа. Так поступал и местный рыбак Игнатьич, ему везло на промысле. Однажды он взял на крючок огромного осетра и не захотел делить добычу, поэтому не позвал на помощь, когда рыба начала топить его и лодку. Размеры жертвы оказались такими, что борьба была неравной: вскоре Игнатьич сам стал уловом, а рыба все рвалась и тянула преследователя на дно. Рыбаку чудом удалось выжить, но после этого инцидента его мировоззрение поменялось. Этот пример говорит о том, что рано или поздно природа воздаст свое преследователям и мучителям. Но лучше не доводить до этого и охранять ее от лихих людей.
Пренебрежение культурой речи
- М. А. Булгаков в «Собачьем сердце» поднял проблему пренебрежения культурой речи. Шариков, превращённый из собаки в человека, некрасиво выражался. Он был грубым и невоспитанным: хамил людям, коверкал речь, придумывал обидные прозвища. Мужчина постоянно спорил с профессором, который его преобразил, и оскорблял его. Также он соврал о своём происхождении женщине, на которой хотел жениться. Но самое ужасное последствие подобного отношения к языку – это полная потеря взаимопонимания с миром. Хорошие люди отвернулись от Шарикова, а те, кто лишь использовал его в своих алчных целях, стали его собеседниками.
- В пьесе А. Н. Островского «Гроза» представлен образ зажиточного купца Дикого. Это сварливый и невоспитанный человек, который ни дня не может прожить без ссоры. К тому же, он — трус: оскорбляет только тех, кто слабее его и ниже по положению, не осмеливаясь перечить тем, кто значительнее. При этом мужчина мучает свою семью, которой вечно не доволен. Дикой — яркий пример человека, имеющего проблемы с культурой речи. Из-за этого он тоже сталкивается с непониманием и становится одиноким человеком, которого выручают только деньги. Без них он никому не нужен.
Учитель и ученик
Проблема взаимоотношений учителя и ученика иногда становится центральной в тексте. Обойти ее крайне трудно, поэтому стоит приготовиться к работе над ней. Перед Вами интересный пример эссе, где раскрывается эта тема. Комментарий в сочинении на ЕГЭ по русскому языку написан по принципу причинно-следственной связи: родитель направил ученика к подходящему учителю и получил желаемый результат. Либо учитель проводил такие-то занятия (пример-иллюстрация №1), которые обеспечили правильное становление личности ученика (пример-иллюстрация №2).
Источники для аргументации:
- «Уроки французского» (В. Распутин). Героиня не только обучает детей французскому языку, но и помогает одному из них справиться с голодом и лишениями. Володя — выходец из бедной семьи, ему не на что купить еду. Но гордость не дает ему принимать подачки, поэтому преподавательница играет с ним в азартные игры, чтобы помочь ему под предлогом проигрыша. Даже несмотря на увольнение, она по-прежнему помогает ему, зная, как нелегко дается ученику тяга к знаниям.
- «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф. Искандер). Харлампий Диагенович учит детей не только математике, но и умению посмеяться над собой. Юмор является его оружием, которое заставляет учеников качественно готовиться к урокам и избегать создания поводов для насмешек.
- «Детство» (Л. Толстой). Иногда Николай обижается на своего учителя, но, тем не менее, любит его всем сердцем. Карл Иванович тоже неравнодушен к судьбе детей. Он тщательно и усердно трудится, пытаясь научить их всему, что необходимо. В его обращении есть место строгости, но в условиях учебного процесса это необходимость.
- «Чучело» (В. Железников). Из-за равнодушия и невнимательности учителя в классе разгорелся конфликт, который привел к травле Лены. Одноклассники жестоко издевались над девочкой, считая ее предательницей. Учительница могла бы вмешаться, но была занята собственной личной жизнью. В финале она очень раскаивается в этом.
- «Недоросль» (Д. Фонвизин). Учитель Митрофана Цыфиркин пытается честно выполнить свой долг по отношению к воспитаннику, но не может заставить его освоить математику. Избалованный подросток хамит и не слушается наставника, зная, что мать всегда простит его и не заставит учиться. Поэтому честный преподаватель даже не берет денег за свою работу, ведь она не выполнена.
Ложный смысл жизни и последствия ошибки
- Главный герой повести Николая Гоголя «Шинель» вел совершенно бессмысленную, неосознанную жизнь. Будучи «маленьким человеком», он и потребности и мечты имел маленькие. Единственным способом заслужить уважение коллег он считал покупку новой шинели, которая, по его мнению, могла возвысить его персону в глазах окружающих. В итоге герой экономил буквально на всем, лишь бы приблизиться к заветной цели. Покупка шинели стала для него смыслом существования. Судьба жестоко посмеялась над героем, который так и не смог насладиться покупкой – шинель украли, а мужчина, не выдержав утраты, умер от горя. Таким образом писатель хотел сказать, что неправильный выбор жизненных ценностей способен сыграть с человеком злую шутку. Нужно осмысленно подходить к выбору смысла своего существования, и двигать в правильном направлении.
- Герой пьесы Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня» всю свою жизнь положил на алтарь ложных идеалов. Вместе со своей племянницей он трудился в поте лица за мизерное вознаграждение, отсылая с трудом накопленные деньги мужу покойной сестры, который был профессором. Герои видели в его лице представителя науки, умнейшего и образованнейшего человека, и в своей помощи видели служение Науке. Лишь при личном знакомстве со своим кумиром они осознали горькую правду – всех их жертвы были напрасны, поскольку профессор оказался жалким ничтожеством. Подобное откровение стало тяжелым ударом для главного героя, который в сильнейшем душевном порыве совершил попытку убийства родственника. Когда страсти улеглись, он попытался смириться с тем, что так бесславно потратил свои силы и время.
- Главная героиня рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч» отвергла предложение Старцева ради карьеры пианистки. Девушка видела смысл своей жизни в служении искусству, и отправилась поступать в столичную консерваторию. Никто из близких не сомневался в блестящем будущем героини, которая на деле оказалась весьма посредственной пианисткой. В итоге она вернулась в родной город, где продолжила свои занятия музыкой, которые уже не имели особого значения. Испытав глубокое разочарование, героиня так и не смогла найти в себе силы на поиск нового смысла жизни.