Точные науки: куда поступать и кем быть, если сдаёте математику, физику и информатику
Содержание:
О трудностях и нагрузке
Арслан Галиуллин: Отношение к учебе зависит от настроя. Наш курс можно условно разделить на две группы: в одной будут те, кто очень хочет учиться, а в другой — те, кто просто учится. У первых нет проблем с учебой, они спокойно реагируют на нагрузку, даже если приходится не спать полночи и готовиться. Вторые считают, что у нас учиться сложно
Мне кажется, непросто приходится тем, у кого была не очень сильная подготовка в школе, но в этом случае уже не важно, в Вышке они учатся или в любом другом университете. Конечно, здесь сложнее, чем в школе, если подходить к учебе сознательно и ответственно, но можно особо не стараться и получать свои «пятерки» и «шестерки»
ред.>, это личное дело каждого. Да, у тех, кто хочет учиться, бывают бессонные ночи, ну и что. Если бы я не хотел учиться, это было бы затруднительно, а так мне вполне комфортно.
Алексей Лужнов: Я из тех, кому достаточно получать «семерки» и «восьмерки», ложусь спать до полуночи, по ночам не учусь. Но я еще и работаю по семь-восемь часов в неделю. Кстати, после школы я мог сразу пойти преподавать. С этого учебного года астрономия в школах стала обязательным предметом, а преподавателей по ней очень мало. Я участвовал в разработке учебной программы, планировалось даже выпустить новый учебник, в который я писал одну главу, но проект, к сожалению, пока закрыли, учебник так и не вышел.
Алексей Лужнов/ Михаил Дмитриев
О первом наборе
Арслан Галиуллин: В том, что нас мало и мы первые, много плюсов. Например, сотрудники факультета знают каждого из нас лично, мы можем подойти с любым вопросом, и для нас всегда находят время
Не важно, что курсы лекций, которые разрабатывались специально под наш факультет, читаются впервые — их готовили с 2016 года, авторы хорошо постарались, и ни к какой дисциплине у студентов нет почти никаких претензий
А если они возникнут, мы можем открыто высказать свое мнение, и его точно примут во внимание, в отличие от тех университетов, где на одном курсе учатся 400 человек. Ведь в нашем случае четыре человека — это уже одна шестая факультета
Может быть, в следующем году преподаватели уже не смогут уделять так много внимания каждому, так как нас станет больше, но судя по их настрою, полностью ни один из плюсов, которые есть сейчас, не исчезнет.
Сначала я жил в общежитии, сейчас я могу себе позволить снимать квартиру благодаря стипендиям (их у меня три) и зарплате, так как работаю в нескольких школах
Алексей Лужнов: Быть первопроходцем очень интересно. Мы пока единственные, кто может рассказывать о физфаке Вышки. И надо это делать очень активно, чтобы к нам поступали хорошие и веселые люди. У нас со всеми сложились очень хорошие отношения на факультете: однажды мы пришли на занятия чуть раньше, и менеджер факультета Инна Королькова отвела нас в деканат пить чай, мы тогда здорово посидели, поговорили о жизни с преподавателями. И все на факультете готовы идти навстречу, если надо внести изменения в расписание, поставить пару пораньше или прочитать дополнительную лекцию.
О фишках Вышки
Арслан Галиуллин: Мне нравится возможность выбора майноров. Я выбирал между «Историей философии» и «Интеллектуальным анализом данных» (говорят, что он один из самых сложных). Майноры — очень полезная «фишка» Вышки: я, наверное, в ближайшее время не возьмусь самостоятельно читать философов, а мне интересны те вопросы, которые они затрагивают в своих работах. Но с другой стороны, можно же выбрать что-то, что потом пригодится для будущей профессии…
Еще мне нравится модульная система: удобно, что сессия длится не месяц, а неделю. Это заставляет преподавателей контролировать успеваемость в течение модуля, задавать каждую неделю обязательную домашнюю работу, проводить коллоквиумы, а студентов мотивирует учиться не один месяц, пока идут экзамены, а в течение всего года. Мне кажется, что благодаря модулям у нас даже высвобождается больше времени в течение года, чтобы включить в программу больше материала. Еще хорошо, что у нас 10-балльная система оценки, можно родителям про это не говорить, и если что, они будут рады «пятерке»… 🙂
А еще в Вышке очень веселые люди, я уже познакомился со многими студентами с других факультетов
Здесь есть еще обязательная оценка преподавателей. Это, может, и полезно, но для нашего факультета не так актуально: если что-то идет не так, мы можем подойти к декану и лично ему сказать об этом. Еще Вышка проводит много мероприятий, я как-то сходил на открытую лекцию по истории, но мне кажется, что у наших студентов просто нет времени на них ходить.
Алексей Лужнов: Что касается майноров, то у меня на первом месте «Антропология», на втором — «Прикладная электроника», а на третьем — «История философии». Но она у меня и так хорошо идет, потому что много тем, которые затрагивает эта наука, в частности, античная философия, мы разбираем со школьниками на занятиях по астрономии. Еще хорошо, что у нас нет бумажных зачеток, а все наши оценки видны только в онлайне. Я считаю, когда преподаватель не видит твоих предыдущих оценок, он более объективен. А еще в Вышке очень веселые люди, я уже познакомился со многими студентами с других факультетов.
Информатика
Павел Николаевич Труфанов — призёр Всероса по информатике, преподаватель олимпиадных сборов.
Ведущие университеты
Московская Вышка стала популярным вузом по направлению «Информатика», когда в 2014 году «Яндекс» предложил НИУ ВШЭ сделать совместный факультет. Так появился факультет компьютерных наук и программа «Прикладная математика и информатика», где сочетаются сильная математика и информатика. Проходной балл складывается из результатов ЕГЭ по трём предметам и индивидуальных достижений.
Перечень ведущих вузов и проходные баллы, 2019 год
На второй строчке рейтинга физтех-школа прикладной математики и информатики МФТИ с проходным баллом 301. Чтобы поступить туда, нужно сдать ЕГЭ на максимальные баллы, либо стать призёром олимпиад, и добрать ещё несколько баллов с помощью портфолио.
Проходной балл на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ — 440 баллов из 510. Абитуриенты сдают 5 вступительных испытаний, и хотя общий балл выглядит внушительно, отдельные экзамены не нужно сдавать на максимальный балл:
1) Математика (ДВИ);
2) Математика (ЕГЭ);
3) Физика (ЕГЭ);
4) Информатика и ИКТ (ЕГЭ);
5) Русский язык (ЕГЭ).
В четвёртой строчке таблицы проходные баллы в ИТМО указаны для разных кафедр в рамках одного направления. Чем выше проходной балл, тем популярнее кафедра. Санкт-Петербургский ИТМО является семикратным чемпионом мира по спортивному программированию. Некоторые абитуриенты выбирают ИТМО, чтобы учиться у преподавателей, которые готовят команды к соревнованиям.
Завершают список Петербургский филиал НИУ ВШЭ (бывший университет АУ) и СПбГУ. Питерская Вышка тоже популярна у олимпиадников, поскольку там делают упор на алгоритмистику
В СПбГУ стоит обратить внимание на программу «Математика, алгоритмы и анализ данных». Она открылась в 2019 году при поддержке компаний Яндекс и JetBrains
Проходные баллы везде высокие, поступить сложно, но это топовые вузы. Если вы понимаете, что ваш балл будет ниже, есть другие хорошие вузы, где учат информатике:
- МГТУ им. Баумана;
- МИФИ;
- МАИ;
- Казанский Иннополис;
- КФУ;
- УрФУ.
Учёба в вузе
В основном абитуриенты поступают на два направления, но есть и другие. В НИУ ВШЭ на факультете ПМИ (прикладная математика и информатика) готовят специалистов по data science, учат машинному обучению, разработке искусственного интеллекта. Первые два года из информатики будет только алгоритмистика (по сути математика) и какой-нибудь язык программирования. С третьего курса начнутся прикладные дисциплины: распределённые системы, компьютерная безопасность, машинное обучение.
Второе направление — ПИ («Программная инженерия») — более прикладное, где математики меньше и заканчивается она раньше. Здесь учат разрабатывать приложения, программировать десктопные устройства и системы, где нужен качественный код.
Первое направление более престижное: это научная сфера, и зарплата там выше, но лучше выбирать то, что по душе.
Во всех вузах на первых курсах есть математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, общая физика, программирование. Нужно знакомиться с разными направлениями, смотреть, что вам интересно и что из этого востребовано.
Перспективы выпускников
Павел Труфанов: «Лучше начать работать ещё во время учёбы: стажировка, работа с частичной занятостью 20 часов в неделю. Во многих вузах можно успевать совмещать работу и учёбу».
Выбор стажировок не всегда зависит от вуза. Обычно студенты сами ищут и подают заявки на стажировки, «Вышка» сотрудничает с Яндексом — там немного проще устроиться в компанию. Знания, которые дают в вузе, сейчас максимально практические, на рабочем месте вы не услышите «забудьте всё, чему вас учили в вузе и выкиньте диплом».
Чтобы попасть на стажировку, придётся отправить 20-30 писем, прежде чем вас пригласят на собеседование. Инициатива — залог успеха.
Тем, кто задумывается о профессии разработчика игр стоит уделять время и программированию, и физике. Будущие создатели игр изучают искусственный интеллект или занимаются вычислениями на видеокартах, программируют шейдеры.
«Мы с Полиной смотрели вакансии на hh.ru — требуются разработчики компьютерных игр со знанием прикладной физики и информатики», — Михаил Пенкин.
О Всероссийской олимпиаде школьников по физике
Арслан Галиуллин: Весной 2017 года я стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (в этом же году я принимал участие во Всеросе по экономике). Я был хорошо готов — во многом благодаря физико-математическому лицею «Вторая школа», который я окончил. Во время решения заданий олимпиады я заметил, что, по моим ощущениям, они отличались от «средних задач» прошлых лет, по которым готовились участники. Наверное, многие оказались не готовы к таким «нестандартным» заданиям. В этот раз из 85 участников заключительного этапа победителями стали 5 человек, а призерами — 21, хотя обычно и победителей, и призеров намного больше — например, за год до этого было 8 победителей и 32 призера. А мне, наверное, в этом как раз и повезло — кто знает, будь задачи другими, может, мои результаты и не были бы такими высокими.
Алексей Лужнов: Это была моя шестая Всероссийская олимпиада школьников: в 9, 10 и 11 классах я участвовал во Всеросах по физике и астрономии, всегда побеждал на региональных этапах. Обычно эти две олимпиады проходят почти одновременно, а в этот раз между ними была неделя отдыха, так что удалось погулять и посмотреть Казань (именно там проходил финальный этап ВОШ по физике и астрономии в 2017 году). Рад был и со знакомыми повидаться — за годы участия я со всеми перезнакомился, по пути на завтрак говорил «привет» раз двести. На самой олимпиаде по физике мне было не очень сложно — сказались опыт участия и подготовка самарского Лицея авиационного профиля. Хотя я заметил, что по сравнению с прошлыми годами поменялся формат практических задач — они стали более исследовательскими. Кстати, совет тем, кто собирается участвовать в этом году: не бойтесь подавать на апелляцию. До апелляции у меня было 33 балла при проходном балле 40, а после апелляции — 41,3.
Арслан Галиуллин/ Михаил Дмитриев
Об учебе
Арслан Галиуллин: Когда мы обсуждаем с моими бывшими одноклассниками — студентами МФТИ, физфака МГУ — наши университеты, я рассказываю про наши лабораторные работы, а именно, о том, на каком оборудовании мы работаем. Если в других вузах студенты вынуждены 100 колебаний математического маятника считать секундомером, то мы прикрепляем датчик, пишем программу и уходим пить чай, пока датчик считает не сто, а несколько тысяч колебаний. Конечно, нам в наших лабораториях удается вытаскивать гораздо больше точной информации.
Еще я сравнивал нашу программу с программами первого курса некоторых других университетов — например, программа по механике первого курса бакалавриата в других местах во многом совпадает с тем, что читают в 9 классе физико-математической школы. Нам же механику преподавал профессор Владислав Измоденов, а вообще он читает старшекурсникам механико-математического факультета МГУ. За весь семестр я не услышал ничего, что повторяло бы наш школьный курс, все было для меня новым, хотя я и окончил физматшколу.
А еще наши преподаватели — действующие ученые, которые параллельно работают в научных институтах, и все они реально заинтересованы в своем факультете и своих студентах. Можно подойти к любому из них и спросить о чем угодно, и они с радостью готовы не просто ответить, а посоветовать что-то почитать, дать задание по теме вопроса, предложить для решения научную проблему. Нет никакого барьера, если студент заинтересовался научной работой преподавателя или любого другого сотрудника факультета, он может ему написать и лично ее обсудить. Насколько я знаю, это норма в научном сообществе — и у нас тоже.
Все на факультете готовы идти навстречу, если надо внести изменения в расписание, поставить пару пораньше или прочитать дополнительную лекцию
Некоторые друзья рассказывают мне о преподавателях, которые ставят оценку, лишь бы от них отстали и поскорее отпустили домой — у нас такого нет. Наши преподаватели работают с интересом и воодушевлением не меньшим, чем у нас самих.
Алексей Лужнов: Наш факультет сотрудничает с ведущими научными институтами, у которых на факультете есть шесть базовых кафедр. И мы свободно можем в эти институты попасть, надо только написать преподавателю, который работает в одном из этих институтов, и попросить организовать экскурсию. Например, у нас уже была экскурсия в Институт космических исследований, на базе которого сформирована наша кафедра «Физика космоса». С третьего курса нам надо будет обязательно выбрать одну из кафедр, на которой мы будем заниматься научно-исследовательской деятельностью и проводить большую часть учебного времени, а пока есть время походить по институтам, чтобы определиться, какая сфера науки и, соответственно, кафедра нам ближе и интереснее. Я еще не знаю, чем буду заниматься дальше, но благодаря экскурсиям и возможности свободного общения с преподавателями гораздо легче понять, над чем хочется работать в будущем. И можно даже раньше, до третьего курса, начинать заниматься наукой: работать в этих институтах лаборантами, пробовать писать научные статьи.
А еще у нас очень насыщенная и последовательная, логично выстроенная программа, лояльные преподаватели и разумное расписание
Это очень важно для тех, кто живет далеко от Вышки и много времени тратит на дорогу. Сначала я жил в общежитии, сейчас я могу себе позволить снимать квартиру благодаря стипендиям — их у меня три: государственная академическая стипендия, стипендия физфака и стипендия Альфа-шанс — и зарплате, так как работаю в нескольких школах (преподаю и веду кружки по физике и астрономии у 7–11 классов), поэтому вопрос наличия свободного времени для меня все время актуален
ред>.
Специальности
Список вузов где учат на Физика в Москве:
какие предметы сдавать, стоимость обучения на Физика, проходные баллы и выбор специальности.
Московская область, г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9Московский физико-технический институт
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Математика и химия |
Мат Рус Хим |
302 | 268 | 270 000 ₽ |
Компьютерные технологии |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Компьютерные технологии |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
297 | 241 | 270 000 ₽ |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
297 | 241 | 270 000 ₽ |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
289 | 270 | 270 000 ₽ |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
296 | 262 | 270 000 ₽ |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Биоинформатика |
Мат Рус Инф |
Набора не было | Набора не было | |
Геокосмические науки и технологии |
Мат Рус Физ |
287 | 229 | 270 000 ₽ |
Авиационные технологии |
Мат Рус Физ |
291 | 259 | 270 000 ₽ |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
291 | 235 | 270 000 ₽ |
Техническая физика |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Математика и химия |
Мат Рус Хим |
Набора не было | Набора не было | |
Математика и физика |
Мат Рус Физ |
279 | 250 | 270 000 ₽ |
Техническая физика |
Мат Рус Физ |
283 | 242 | 270 000 ₽ |
Математика и химия |
Мат Рус Хим |
280 | 244 | 270 000 ₽ |
Аэрокосмическая инженерия |
Мат Рус Физ |
Набора не было | 134 | 315 000 ₽ |
Физика и исследования |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было |
г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Физика |
Мат Рус Физ |
266 | 243 | 440 000 ₽ |
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Российский университет дружбы народов
Современная космология и проблемы мироздания |
Мат Рус Физ |
220 | 141 | 146 000 ₽ |
Физика авиакосмических систем |
Мат Рус Физ |
220 | 141 | 146 000 ₽ |
Физика наноматериалов. Физика плазмы |
Мат Рус Физ |
220 | 141 | 146 000 ₽ |
г. Москва, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 52Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова
Прикладные математика и физика |
Мат Рус Физ ДВИ |
345 | 225 | 435 970 ₽ |
Астрономия |
Мат Рус Физ ДВИ |
327 | 304 | 441 440 ₽ |
г. Москва, просп. Вернадского, д. 88Московский педагогический государственный университет
Фундаментальная физика (на английском языке) |
Мат Рус Физ |
220 | 151 | 217 100 ₽ |
г. Москва, ул. Радио, д. 10А, стр. 1Московский государственный областной университет
Физика |
Мат Рус Физ |
166 | 135 | 308 000 ₽ |
г. Дубна, ул. Университетская, д. 19Государственный университет «Дубна»
Физика атомного ядра и частиц |
Мат Рус Физ |
200 | 186 | 92 000 ₽ |
Фундаментальная физика |
Мат Рус Физ |
200 | 186 | 92 000 ₽ |
142281, Московская область, г. Протвино, Северный проезд, д. 9Филиал «Протвино» Университет «Дубна»
Физика |
Физ Мат Рус |
135 | 123 400 ₽ |
г. Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Техническая физика |
Мат Рус Физ |
254 | 245 | 350 300 ₽ |
г. Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 14, корп. 2Московский филиал, Высшая школа народных искусств (академия)
Техническая физика |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было |
г. Москва, Ленинский просп., д. 4Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Физика конденсированного состояния |
Мат Рус Физ |
237 | 207 | 209 000 ₽ |
Общая информация
На физ-факе СПбГУ кафедры выбирают в конце второго курса. Затем кафедру ещё можно будет
сменить после окончания бакалавриата, но если Ваша цель это престижная кафедра, в любом случае
нужно будет иметь очень хорошую успеваемость.
Эта статья может вам помочь если вы точно не знаете чего хотите,
если у вас есть связи или надежные источники на кафедрах — вряд ли вы узнаете что-то новое.
В меньшей степени статья полезна теоретикам, в большей — на экспериментаторов.
Первое, что советую сделать — посетить максимальное
количество дней открытых дверей.
Понятно, что из них мало что можно выяснить,
но отсеять пару кафедр по принципу — не
понравились преподаватели, не заинтересовала тематика или что-то ещё, на дне окрытых дверей вполне возможно.
Говорят, что у нас с наукой теперь не очень.
Ждём, когда же заработает на всю мощность
Сколково
.
Кое-где остались группы, которые держатся на плаву, но в основном всё завязано на заграницу.
Что запомнить
Информатика
- Ведущие вузы для изучения компьютерных наук: ВШЭ, МФТИ, МГУ, ИТМО, ВШЭ Санкт-Петербург, СПбГУ. Хорошие вузы: МГТУ, МИФИ, МАИ, Иннополис, КФУ, УрФУ.
- Основные направления подготовки IT-специалистов — прикладная математика и информатика (зарплаты выше, связано с наукой), программная инженерия.
- Лучше начать работать или стажироваться будучи студентом. Придётся проявить настойчивость, написать десятки писем в компании.
Физика
- Ведущие вузы: МФТИ, МГУ, ВШЭ, СПбГУ, МИФИ.
- На 1-3 курсах физфака придётся выполнять лабораторные и практические работы: проводить опыты, оформлять записи, а в ВШЭ самим собирать установку и программировать.
- Понадобится приложить дополнительные усилия к изучению математики, чтобы на 1-2 курсе понимать физику. В ВШЭ есть специальные дополнительные курсы, можно найти лекции онлайн.
- Выпускники занимаются научной деятельностью или применяют свой опыт в отделах исследований и разработок на предприятиях.