Семейное или заочное образование
Содержание:
- Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?
- Дистанционное образование в России
- На какой форме можно учиться по ускоренной программе
- Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
- Почему формы обучения важны
- Какую форму обучения выбрать
- Что подразумевает заочное обучение
- Переход с одной формы на другую
- Иммерсивное обучение
- Очное обучение — это как?
- Сколько лет учатся на заочном
- Как определиться с формой обучения?
- Как учатся на заочном: особенности организации учебного процесса
Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?
- Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
- Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
- Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
- Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
- Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.
Дистанционное образование в России
В нашей стране законодательно закреплены следующие формы обучения:
- очная;
- очно-заочная;
- заочная.
Такого понятия как «дистанционное образование» в нормативных документах России не существует. Однако в них используется другой термин — «дистанционные образовательные технологии (ДОТ)».
Применение ДОТ регламентируется статьей 16 Закона «Об образовании в РФ». В соответствии с документом, они представляют собой технологии, использующие телекоммуникационные системы при опосредованном общении учащихся и преподавателей.
Их вправе применять организации, осуществляющие образовательную деятельность. А в каком объеме — решает само учебное учреждение. С ДОТ разрешается не только вести обучение, но и проводить семинары, осуществлять контроль успеваемости и проводить аттестационные испытания.
Дистанционный формат может вводиться в совокупности с очным обучением. Тогда часть занятий проходит с преподавателем, а другая часть — онлайн. Также ДОТ применяются в чистом виде, без посещения учебной организации.
В среднем профессиональном звене определен перечень профессий, которым запрещено обучать, используя только дистанционные технологии. Список содержит более 200 специальностей, среди которых:
- архитектор;
- акушер;
- пилот;
- токарь;
- сварщик;
- машинист и т. д.
В упомянутом выше законе есть норма о том, что список образовательных программ высшего уровня, по которым должно действовать такое же ограничение, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Однако такого перечня пока нет.
На какой форме можно учиться по ускоренной программе
Закон не устанавливает формальных ограничений на способ и порядок освоения программ в сокращенные сроки. ВУЗ решает этот вопрос самостоятельно. Возможны 4 варианта:
- Очное отделение. Студенты посещают занятия 5−6 раз на протяжении недели. Слушают лекции, работают на семинарах.
- Очно-заочное (вечернее) отделение. Количество учебных дней сокращается до 2−4. Половину нагрузки обучающийся осваивает своими силами.
- Заочный формат. Посещать ВУЗ почти не требуется. Программу обучения студент осваивает самостоятельно. Обучающиеся посещают установочные и экзаменационные сессии.
- Группы выходного дня. Обучение 1−2 раза на протяжении недели по выходным. Нечто среднее между вечерней и классической заочной формами.
Вопрос формата получения ВО стоит уточнить у администрации выбранного университета. При личном приеме или по телефону.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.
Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.
Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:
фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем
Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая
Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.
Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- методы проблемного обучения.
Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.
Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.
Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.
К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.
Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения.
Формы обучения по ФГОС |
Фронтальная |
|
Групповая |
Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания) |
|
Кооперативно-групповая (группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания) |
||
Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний) |
||
Индивидуальная |
||
Методы обучения по ФГОС |
Словесные |
Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов) |
Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения») |
||
Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений) |
||
Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы) |
||
Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует); |
||
Работа с литературой |
||
Наглядные |
||
Практические |
Упражнения |
|
Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся) |
||
Лабораторно-практические работы |
||
Методы проблемного обучения |
Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.
Почему формы обучения важны
Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.
При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
Глобально все обучение бывает:
- формальным — изучение теории;
- социальным — обучение через взаимодействие с другими людьми;
- практико-ориентированным — через действие или решение новых задач.
Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.
Какую форму обучения выбрать
Здесь важно расставить приоритеты и трезво оценить свои возможности. Если вы хотите совмещать постоянную работу с учебой – очное образование точно не для вас
Если же желаете сконцентрироваться на знаниях, лично контактировать с преподавателями, стать настоящим профессионалом – сделать это при заочном и очно-заочном обучении будет практически невозможно. Как понять, что вам действительно нужно? Давайте разберем на примерах.
Очное. Идеально для абитуриентов, которые планируют полностью посвятить себя учебе. Конечно, если баллов по ЕГЭ хватает для поступления на бюджет, либо студент сможет оплачивать свое обучение. Молодые люди будут посещать учебное заведение ежедневно, за исключением редких выходных. При хорошей и отличной учебе студенты-очники получают стипендию и многочисленные льготы, имеют дополнительные преимущества при трудоустройстве. Также будет предоставлена отсрочка от армии (пока вы не окончите учебу, либо не будете отчислены из ВУЗа).
Заочное. Идеально подойдет абитуриентам, которые хотят совмещать работу с учебой, получить второе высшее образование или повысить квалификацию (например, получить высшее образование на базе имеющегося среднего профессионального). Стоимость семестра ниже, время посещения ВУЗа ограничивается несколькими неделями за год. Жаль, что при этом нельзя претендовать на отсрочку от армии, общежитие и стипендию.
Очно-заочное. Подойдет абитуриентам, которые планируют работать, но при этом хотят получить полноценное образование. Свободный график в сочетании с лекциями, семинарами и практикой. Стоимость семестра ниже, чем для очников. Бюджетных мест практически нет, равно как и доступных студентам очных отделений льгот. При этом вы будете обучаться поэтапно, процесс будут контролировать преподаватели.
Резюме
Постарайтесь понять, чего вы действительно хотите. Хотите работать и учиться одновременно? Выбирайте заочное отделение. Хотите максимально полно освоить профессию и стать хорошим специалистом, либо боитесь, что не сможете изучать теоретическую базу самостоятельно? Сделайте выбор в пользу очной формы. Хотите совмещать учебу с работой без ущерба для качества знаний? Вам лучше всего подойдет очно-заочное обучение.
Также постарайтесь трезво оценить свои силы перед поступлением. Если баллы по ЕГЭ откровенно низкие, а денег на платное образование не так много – поступайте на заочное отделение. Цены здесь существенно ниже. К тому же, вы сможете работать и самостоятельно оплачивать его. Отлично сдали экзамены и не планируете работать во время учебы? Смело выбирайте очную форму.
Что подразумевает заочное обучение
Заочная форма обучения в школе подразумевает то, что ходить в образовательное учреждение не нужно. Дети полностью обучаются в домашних условиях. Что касается проставления оценок, то данная процедура производится также заочно на основании контрольных и самостоятельных работ. Однако касательно осуществления итоговой аттестации существует два варианта. Знания ребенка оцениваются по текущим оценкам.
Годовые оценки также высчитываются, исходя из семестровых отметок, которые в свою очередь проставляются по четвертным оценкам. Помимо того, существует и второй способ – это сдача экстерном. По каждому предмету проводится экзамен, который дети могут сдать экстерном. То, по какой системе будет происходить оценивание, ребенок имеет право решать совместно с родителями.
Что касается положительных моментов очной формы, то данный метод удобен для детей с физиологическими ограничениями. Также существенно экономится время, которое было бы потрачено на дорогу в школу. Кроме того, ребенок может просыпаться и ложиться в максимально удобное для него время суток.
Однако есть и недостатки. Дети, обучающиеся на заочной форме, лишены коллективного общения. В некоторых ситуациях данный фактор в будущем вызывает психологические проблемы. Также в классе за счет вопросов других учеников иногда материал запоминается быстрее и становится гораздо более понятным. Помимо того, о заочной форме обучения стоит знать ещё несколько моментов:
- Как сдаются экзамены? То, как будет сдавать экзамены ученик, обучающийся заочно, также можно выбрать. Первый вариант – это очный способ. В данной ситуации все стандартно. Просто необходимо прийти в школу и пройти итоговую ситуацию. Также есть и второй дистанционный метод. Экзамены сдаются, не выходя из дома. На официальном сайте школы ученик заходит в соответствующий раздел в заранее утвержденное время и сдает экзамен по определенному предмету;
- Как проходит подготовка к экзаменам? Как правило, дети на заочной форме обучения готовятся к экзаменам самостоятельно. Однако консультации никто не отменял. Для заочников нет никаких ограничений касательно посещения консультаций. В связи с этим ребенок может приходить на общие консультации по определенным предметам, назначенные для его класса, и прояснять все непонятные моменты;
- Можно ли принимать участие в школьной жизни? Школа – это не только посещение уроков, но и различные мероприятия. Например, кружки либо олимпиады. Принимать участие в школьной жизни могут абсолютно все ученики. Форма обучения никакой роли не играет. Что касается книг из библиотеки, то действует точно такое же правило. Заочник может брать всю необходимую для его обучения литературу. Главное вовремя сдать книги в конце семестра в библиотеку.
Стандартная форма обучения
Очная образовательная форма является традиционной. Дети посещают школу ежедневно за исключением выходных и каникул. Руководство школ самостоятельно ставит в известность местные органы управления обо всех необходимых процессах. Программа обучения и расписание для каждого класса также утверждается школой. Детям обязательно посещать все уроки. Однако существует вариант индивидуально урегулировать расписание.
В школе сдаются различные аттестации на протяжении семестров, а затем дети проходят итоговые экзамены. Программа обучения утверждается на законодательном уровне. Данная форма получения образования очень хороша тем, что ребенок мгновенно может задавать вопросы учителю и соответственно не накапливать в голове целый ряд непонятных моментов. Помимо того, общение в классе приносит множество эмоций, радости и воспоминаний в последующей взрослой жизни.
Переход с одной формы на другую
Перейти с очной формы на очно-заочную или заочную обычно не составляет проблем. Если в силу определенных обстоятельств необходимо сменить форму обучения, то это можно сделать после окончания сессии.
При переходе на платную основу сложностей возникнуть не должно. Но если есть желание занять немногочисленные бюджетные места, то придется потрудиться. Чаще всего заочные группы уже сформированы, и места на бюджетной основе занимаются в первую очередь. В случае отсутствия таких мест стоит подождать до следующей сессии и оставить заявку на перевод. Некоторых студентов могут отчислить после сдачи экзаменов, и в этом случае есть шансы попасть на их место, если успеваемость отличная и нет проблем с дисциплиной.
Стоит отметить, что переход на дневную форму с других отделений осуществляется в крайне редких случаях.
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Индустрия 4.0
Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».
Очное обучение — это как?
Данная форма обучения имеет ряд преимуществ перед другими способами получения высшего образования. Во-первых, очная форма обучения подразумевает достаточное количество практических занятий, что позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях предмета и устранить их до наступления экзаменов. К тому же постоянное общение со студентами, в том числе и старших курсов, и преподавателями дает возможность найти человека, который подтянет определенный предмет, если возникнет такая необходимость.
Во-вторых, очная форма обучения подразуевает ряд социальных льгот. На бюджетной основе студенты, успешно сдавшие сессию, имеют право на получение стипендии в следующем семестре. В случае отличных результатов выплачивается повышенная стипендия. Студенческий билет дает право на льготный проезд во многих видах общественного транспорта. Студент очного отделения имеет бесплатный доступ к университетской библиотеке. Иногородним предоставляется место в общежитии. На время обучения юноши освобождаются от призыва в армию. Вот что значит очная форма обучения.
Сколько лет учатся на заочном
В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени — и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения — больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет. При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.
На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются — поэтому такие студенты часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего заочно сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет.
Как определиться с формой обучения?
Выделяют такие формы обучения, как очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная и дистанционная. Для того чтобы подобрать ту форму, которая позволит получить необходимый объем знаний и при этом даст нужное количество свободного времени, следует внимательно изучить нюансы всех четырех способов.
Очная форма обучения предполагает полную отдачу студента образовательному процессу. Занятия, как правило, проводятся пять или шесть дней в неделю. Они подразделяются на теоретические и практические. На теоретических занятиях, которые называются лекциями, студенты прослушивают тему. Затем материал закрепляется при помощи решения практических задач, выполнения лабораторных работ на семинарах.
Форма обучения очно-заочно предоставляет студенту возможность совмещать работу и учебу. В большинстве вузов занятия проводятся по вечерам в будние дни и по выходным. Количество академических часов обычно не более 16. Этого вполне достаточно для получения качественных знаний при старательном посещении занятий.
Заочная форма имеет совершенно другой подход к образовательному процессу. Студенты собираются два раза в год. В течение нескольких недель происходит вычитка большого объема материала, после окончания которой сдаются экзамены. Дистанционная форма предполагает обучение через Интернет. Все задания отправляются по электронной почте.
Как учатся на заочном: особенности организации учебного процесса
Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий, и количество аудиторных часов у них очень невелико.
Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам — контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.
Если студент не сдал работу вовремя — его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя — кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.
Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя — форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.
В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий. В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными — сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.
Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.
На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и защищают диплом.