Вузы москвы со специальностью информатика и вычислительная техника
Содержание:
- Предпосылки для создания факультета
- Чему вас будут учить
- Профиль — Автоматизированные системы обработки информации и управления
- Направления подготовки в сфере информационных технологий
- Ваша будущая профессия
- Выбираем вуз
- Становление факультета
- Наши выпускники
- Двухтысячные
- Ваша будущая профессия
- Условия поступления
Предпосылки для создания факультета
1972
Образование физико-математического факультета
Естественный факультет был разделен на физико-математический и биологический. В математическом отделении физмата было создано три кафедры: математического анализа (заведующий – П.П. Забрейко, он же декан физмата), дифференциальных уравнений (заведующий — Ю.С. Колесов) и теоретической кибернетики (заведущий — А.Ю. Левин). Уже из названия видно, что за дискретную математику отвечала кафедра А.Ю. Левина. В то же время за компьютерную часть (в тот период представленную ЭВМ Одра-1204, основным средством ввода данных в которую являлась перфолента) отвечал доцент этой же кафедры В.С. Рублев. Кроме того, на кафедре работали Г.Д. Степанов, В.А. Соколов, Л.С. Казарин, Е.А. Тимофеев. На кафедре математического анализа работал будущий декан факультета ИВТ А.В. Зафиевский.
1973
На совете математического факультета принято решение о разделении кафедры теоретической кибернетики на кафедру теоретической кибернетики и кафедру исследования операций и вычислительных систем (ИОиВС). Заведующим новой кафедрой стал доктор технических наук Ю.А. Маматов.
Чему вас будут учить
Целью образовательной программы является воспитание грамотных ИТ-специалистов, умеющих решать прикладные задачи широкого спектра, например, построения веб-сервисов, задач анализа данных, управления программными проектами и процессами их разработки. Первый курс знакомит слушателей с ключевыми математическими понятиями и концепциями, которые являются фундаментальными для любого грамотного ИТ-специалиста. Это происходит в рамках таких дисциплин как математический анализ, дискретная математика, математическая логика, линейная алгебра. Вместе с этими дисциплинами даются базовые знания в области информатики и программирования в рамках следующих курсов:
-
Алгоритмизация и программирование.
Целями дисциплины «Алгоритмизация и программирование» являются освоение теоретических основ современной информатики и основных алгоритмов, а также подходов к программированию на языке Python. Данный курс вырабатывает у студентов алгоритмическое мышление, умение применять основные концепции и классические алгоритмы современной информатики и эффективно решать возникающие задачи на практике.
Выбор языка программирования Python обусловлен прикладным характером образовательной программы и отличает её от других образовательных программ. В результате обучающиеся овладевают универсальным инструментом для решения задач в области анализа данных, веб-программирования и многих других.
-
Архитектура вычислительных систем.
В рамках дисциплины изучаются технические и логические основы вычислительной техники, включая изучение структурной организации и принципов функционирования основных компонентов компьютеров, а также освоение принципа программного управления функционированием компьютерных компонентов.
-
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации.
Дисциплина предназначена для ознакомления с телекоммуникационными средствами организации передачи данных в сетях. Студенты изучают современные протокольные средства организации сетевых взаимодействий, аспекты эффективности функционирования вычислительных систем и сетей.
Изучение структурной организации вычислительных систем и сетей, а также принципов организации процессов в системах и сетях ведется с единых системных позиций.
- Разработка программных приложений.
- Программная инженерия.
- Алгоритмы обработки информации.
- Основы тестирования программного обеспечения.
- Основы веб-программирования.
наук о данных (data science)
- Теория вероятностей и математическая статистика.
- Статистика.
- Прикладная статистика.
- Эконометрика.
- Экономическая теория.
- Основы бизнеса.
- Экономика информационной отрасли.
- Менеджмент.
- Маркетинг и реклама.
- Управленческий учет и контроллинг.
Часть преподаваемых дисциплин является дисциплинами по выбору, что позволяет обучающемуся сформировать собственную образовательную траекторию.
Вы также можете ознакомиться с полной версией учебного плана 2020 года приема.
Профиль — Автоматизированные системы обработки информации и управления
Кафедра «Информатика и технология программирования» готовит бакалавров по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» (cрок обучения — 4 года)
Информатика и вычислительная техника
— это область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов
человеческой деятельности, направленных на создание и применение:
— ЭВМ, систем и сетей;
— автоматизированных систем обработки информации и управления;
— систем автоматизированного проектирования;
— программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.
Бакалавр по направлению подготовки 09.03.01 — «Информатика и вычислительная техника» может работать:
- web-программистом;
- системным администратором;
- программистом;
- системным аналитиком;
- администратором базы данных;
- специалистом по информационной безопасности;
- тестировщиком программного обеспечения;
- программистом 1С;
- администратором сайта;
- HTML-верстальщиком.
Возможные области работы выпускников:
— работа в информационных службах предприятий и организаций, начиная с определения стратегии развития информационных технологий на фирме и кончая администрированием вычислительных сетей и систем предприятия;
— разработка программного обеспечения для деловых применений;
— разработка программного обеспечения для Интернет;
— информационная и компьютерная поддержка научных исследований.
Наши выпускники получают:
— широкую фундаментальную базовую подготовку в соответствии с концепцией образования в институте;
— специальную математическую подготовку, в частности знание основ дискретной математики, математической лингвистики;
— специальную подготовку по системному анализу и теории управления;
— подготовку по прикладному и системному программированию;
— изучают технологии баз данных, технологии Интернет, компьютерные сети, параллельные
и распределенные вычисления, базовые алгоритмы и структуры данных, компонентные технологии.
Инструментальные средства разработки программного обеспечения, которыми владеют наши выпускники:
- С++ и Delphi (Object Pascal);
- Java, JavaScript, Visual Basic;
- SQL и работа с базами данных в архитектуре «клиент-сервер» с использованием СУБД InterBase;
- алгоритмы компьютерной графики, в частности библиотека трехмерной графики OpenGL;
- PHP, MySQL
Студенты, получившие академическую степень бакалавра, могут продолжить обучение для получения
степени магистра по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» в ВолгГТУ
Направления подготовки в сфере информационных технологий
Согласно перечню Министерства образования и науки, в России есть 15 направлений подготовки в сфере информационных технологий:
- Прикладная математика и информатика;
- Математика и компьютерные науки;
- Фундаментальная информатика и информационные технологии;
- Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
- Информатика и вычислительная техника;
- Информационные системы и технологии;
- Прикладная информатика;
- Программная инженерия;
- Бизнес-информатика;
- Информационная безопасность;
- Компьютерная безопасность;
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
- Информационная безопасность автоматизированных систем;
- Информационно-аналитические системы безопасности;
- Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере.
Закончив одно из этих направлений, вы сможете находить и исправлять ошибки в кодах, писать собственные коды программы, обеспечивать информационную безопасность цифровых систем, работать с большими данными и даже разрабатывать искусственный интеллект.
Список лучших информационных вузов России
Однако помимо направлений подготовки, напрямую связанных с IT, есть еще несколько —они тесно связаны с другими дисциплинами:
- Картография и геоинформатика;
- Бионженерия и биоинформатика;
- Фотоника и оптоинформатика.
Геоинформатик создает онлайн-карты местностей, биоинформатик занимается диагностированием и предсказанием генетических заболеваний, а оптоинформатик разрабатывает инновационные способы передачи данных.
Список популярных профессий в IT сфере
22 авг
162898
230
Читать позже
Ваша будущая профессия
Диплом бакалавра по направлению «Прикладная информатика» подтверждает знания прикладных аспектов компьютерных наук и кибернетики; умение создавать, внедрять, сопровождать и анализировать профессионально-ориентированные IT-технологии в различных отраслях промышленности.
Особенности направления – максимум времени базовой подготовки уделяется освоению прикладных аспектов IT технологий, кибернетики и математики. Объем знаний и навыков позволяет решать специфичные задачи компьютерными методами на должностях:
- Занять одну из позиций, где требуется знание языка Python: программист-технолог, в том числе быть отличным кандидатом как классический программист на Python.
- Начать свою карьеру технологом или стать специалистом по сопровождению и тестированию ПО.
- Использовать свои аналитические способности как аналитик и спустя время стать ведущим бизнес-аналитиком.
- Реализовывать самые сложные проекты, работая Программистом .NET / C#.
- Стать менеджером интернет-проектов.
- Делать карьеру в веб-разработке и стать web-разработчиком.
- Стать IT-предпринимателем и организовать свой успешный стартап!
Выбираем вуз
344
Изучаем рейтинги вузов
Исследование IBS
Анализируем как успешное трудоустройство и зарплата зависят от вуза, специальности и регионаvo.graduate.edu.ru
Вариант: «сильный» вуз
- высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
- мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
- налаживание полезных связей со способными ребятами;
- привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).
- если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
- сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
- придется много ботать, иначе легко вылететь.
Сомнительные варианты
- заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
- не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
- целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
- филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
- не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
- коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.
произошло
Становление факультета
1986
Принятие решения об образовании факультета информатики и вычислительной техники
В 218-й аудитории 2-го учебного корпуса (в те годы математический факультет размещался во 2-м учебном корпусе, а 7-го учебного корпуса еще не существовало) прошло заседание совета математического факультета, на котором было принято решение о создании нового факультета — факультета информатики и вычислительной техники. Ю.А. Маматов, будучи проректором по учебной работе, заручился поддержкой академика В.А. Мельникова и других видных специалистов в области информатики.
Факультет создавался для поддержки и развития Ярославского научного центра по фундаментальным проблемам микроэлектроники и вычислительной техники.
В.А. Мельникову же принадлежат первоначальные названия кафедр нашего факультета. Им также были предложены кандидатуры руководителей кафедр нашего факультета:
- Архитектур ЭВМ (В.А. Мельников);
- Прикладной информатики (Ю.А. Маматов);
- Системного программирования (В.П. Иванников);
- Систем обработки данных (Г.Я. Гуськов).
Затем, две первых кафедры были объединены в одну под названием «кафедра прикладной информатики и архитектур ЭВМ» (Ю.А.Маматов).
Приказ № 354 о создании факультета ИВТ
Минвузом РСФСР издан приказ № 354 о создании факультета информатики и вычислительной техники. В состав факультета входили три кафедры:
- системного программирования под руководством члена-корреспондента АН В.П. Иванникова;
- систем обработки данных под руководством члена-корреспондента АН Г.Я. Гуськова;
- прикладной информатики и архитектур ЭВМ под руководством Ю.А. Маматова.
Первым деканом факультета стал А.В. Зафиевский, а его заместителями В.В. Майоров и А.А. Короткин.
Первый набор на факультет был сделан в 1986 году. Специальность «Прикладная математика» математического факультета, набор на которую составлял 4 группы (100 человек), была разделена пополам, и половина образовала факультет ИВТ, а половина осталась на математическом факультете.
Организация Института проблем вычислительной техники АН СССР
Проректором по учебной работе вместо Ю.А. Маматова становится В.А. Соколов. В Ярославле организован Институт проблем вычислительной техники АН СССР на базе Отдела проблем вычислительной техники Института микроэлектроники АН СССР. Основными направлениями его деятельности являются: разработка высоко¬производительных многопроцессорных вычислительных систем, проведение исследований в области параллельного программирования и эффективной алгоритмизации, разработка математического обеспечения высокопроизводительных многопроцессорных вычислительных систем, разработка средств моделирования структур и вычислительных процессов в высокопроизводительных многопроцессорных ЭВМ. разработка конструкций и технологии высокопроизводительных мно-гопроцессорных ЭВМ, проведение фундаментальных исследований в области применения оптоэлектронных методов в конструировании ЭВМ, разработка и эксплуатация САПР ВИС и ЭВМ. Институт проблем вычислительной техники включен в состав Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации АН СССР. Директором-организатором Института проблем вычислительной техники АН СССР назначен доктор технических наук Ю. А. Маматов.
1989
Открыта специальность «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети»
Эта специальность должна была продолжить реализацию первоначальной идеи Ю.А. Маматова: ставим задачи, разрабатываем алгоритмы, проектируем и изготавливаем соответствующие компьютеры, создаем для них программное обеспечение, ну и готовим кадры для всего этого. Очевидно, «железячные» специалисты в этой схеме тоже должны присутствовать. К сожалению, 1989 год оказался годом начала развала СССР, и рассчитывать на подпитку со стороны предприятий электронной промышленности стало бессмысленно. Этим, в частности объясняется смена специальностей на факультете: мы искали свой путь, отличный от математического факультета.
1992
Открытие специальности «Информационные системы в экономике»
На специальность был сделан первый внебюджетный набор. В последствии эта специальность была преобразована в направление «Прикладная информатика в экономике».
Наши выпускники
-
Елена Алини
Выпускница 2009 г. Работала в компаниях RATP, General Electric, Alistom. Сейчас сотрудница SafeRiver (Франция). Защитила диссертацию в INRIA (Франция).
Учеба на факультете ИВТ – это путевка в жизнь. Преподаватели факультета — справедливые и добрые наставники, надежные и мудрые советники. Благодаря этому факультету я прошла стажировку в национальном исследовательском институте во Франции (INRIA), впоследствии там же защитила диссертацию и сейчас работаю во французской компании SafeRiver, предоставляющей консультативные услуги крупным компаниям во Франции и США. Я часто вспоминаю студенческие годы, нашу дружбу и веселую группу наших преподавателей.
-
Алексей Бродский
Выпускник магистратуры 2007 г., кандидат физ.-мат. наук. Яндекс, iBinom, Тензор, IPONWEB
Факультет ИВТ — это возможность для отличного старта карьеры. Преподаватели — профессионалы в своем деле, которые всегда помогут разобраться в дебрях математики и программирования. Кроме того, на ИВТ масса внеучебных радостей: вкусная столовая, студенческий автобус как в американских сериалах и прогулки к Волге после пар 🙂 Главное — это грамотно распределить свои силы, чтобы все успеть. Будет интересно!
-
Дмитрий Дыбин
Выпускник 2010 г. Диасофт, Яндекс.
Учеба на факультете запомнилась активной внеучебной деятельностью, которая помогла мне познакомиться со многими интересными людьми и развить навыки общения, которые очень помогают мне сейчас в работе. С другой стороны на факультете работают хорошие специалисты в computer science, которые дают возможность получить высокий уровень фундаментальных знаний в этой науке. С такой базой можно рассчитывать на успешную карьеру в IT.
-
Екатерина Баландина
Выпускница магистратуры 2012 г. FRUCT Oy, разработчик и исследователь, Хельсинки, Финляндия.
Учеба запомнилась лекциями Евгения Александровича Тимофеева, экзаменами Анатолия Николаевича Морозова и домашними заданиями Вадима Сергеевича Рублева. Отличным, инициативным и энергичным коллективом преподавателей физкультуры.
-
Мария Комар
Выпускница 2015 г. Научный сотрудник Технологического университета в г. Тампере (Финляндия)
В первую очередь мне помогло полученное на факультете хорошее математическое образование. При необходимости с такой базой можно потом изучать хоть экономику, хоть физику, хоть сети связи и системы коммутации (что я и сделала). Кроме того я научилась основам программирования, которые необходимы, чтобы в дальнейшем совершенствоваться, решая реальные задачи.
-
Михаил Белянкин
Выпускник 2011 г. Старший программист GMCS (входит в группу компаний Maykor)
Наша компания занимается внедрением различных систем управления, автоматизации и обслуживания. Университет помог научиться находить решения большого круга проблем с помощью математических алгоритмов и современных цифровых технологий.
-
Сергей Егоров
ООО «Алгоритм». CRM в коммерческом и государственном секторах. Ведущий разработчик ПО
Во время учебы на факультете ИВТ я приобрел необходимые теоретические знания и практические умения для успешной трудовой деятельности. Родной университет послужил для меня отличной стартовой площадкой для начала профессионального пути.
-
Эмиль Ишмухаметов
Выпускник 2011 г. Диасофт, ИТ-департамент Barclays Bank, группе компаний АйТи, Центр разработки Polymedia, EPAM Systems
Университетское время было одним из самых увлекательных периодов моей жизни. Багаж знаний, выступления на конференциях, ну и конечно настоящие друзья — вот, что подарил мне ИВТ.
-
Юрий Спиридонов
Выпускник 2008 г. ООО «Ареал»
Еще во время учебы в университете я начал работать в компании ООО «Ареал» и сейчас работаю. Сейчас я исполнительный директор. Мы занимаемся разработкой сайтов, внедрением корпоративных порталов, поисковым продвижением и мобильной разработкой. Мы открыты для выпускников ЯрГУ для того, чтобы начать у нас карьеру.
Двухтысячные
2002
В 1997 году факультет осуществил выпуск по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», преемницей которой и является новая специальность. По сравнению с основной специальностью в ней делается больший уклон в сторону освоения как теоретических основ программирования, так и практики построения и эксплуатации сложных компьютерных систем
По сравнению же с предыдущей специальностью большее внимание уделяется технической, а не экономической стороне
2006
Позднее, в 2009 году, этот сборник стал выходить под названием «Заметки по информатике и математике».
2010
Ваша будущая профессия
Специальность «Фундаментальная информатика и информационные технологии» гарантирует трудоустройство в сферах, где активно используются IT-технологии. При получении диплома специалиста вы становитесь программистом широкого профиля со знаниями языков программирования, технологий автоматизации IT систем, обладая навыками разработки и сопровождения соответствующих информационных сервисов и продуктов.
Программисты широкого профиля – инженеры, web-разработчики, администраторы, профессионалы глобальных компьютерных сетей – востребованы всегда и везде. В процессе обучения вы можете заниматься подработкой, которая поможет в становлении на будущем рабочем месте:
- Начать карьеру программистом-стажером и в короткое время стать профессиональным программистом.
- Работать программистом на С++.
- Создавать новые продукты на языке Java, начиная от Java-разработчика (junior) и, совершенствуя свои навыки, стать Java-разработчиком (middle), а впоследствии дорасти и до Java-разработчика (senior).
- Разрабатывать мобильные приложения, занимая позицию Android-разработчика или IOS-разработчика.
- Работать над качеством программных продуктов став тестировщиком-программистом, развиваясь до ведущего инженера-тестировщика.
- Делать карьеру в веб-разработке и стать web-разработчиком.
- Реализовывать самые сложные проекты, работая Программистом .NET / C#.
- А если вдруг почувствуете, что хотите заниматься чем-то еще в области информационных технологий, то можете попытаться стать, например, техническим писателем!
Условия поступления
Главная цель направления – обучение специалистов, которые смогут решать на практике многочисленные задачи, связанные с вычислительной техникой и ее обслуживанием. Это предполагает знания точных наук, поэтому предметы, которые сдают поступающие на курс, следующие:
- математика (профильный уровень),
- русский язык,
- физика либо информатика и ИКТ (по выбору).
Поскольку современная наука и технологии стремительно развиваются, сложно себе представить программиста без знания иностранного языка. Некоторые вузы Москвы в качестве дополнительного экзамена назначают этот предмет.