Государственная итоговая аттестация: всё, что нужно знать школьникам и родителям

Математика

Артёмова Ольга Владимировна, преподаватель математики с 12-летним стажем: «К ЕГЭ стоило бы готовиться все школьные годы, но возможно подготовиться и за год.

В последний год заниматься нужно примерно так: полтора часа с преподавателем в неделю и самостоятельно 20-30 минут ежедневно без воскресенья. Я с учениками прорабатываю 19 заданий в течение 30-32 недель.

В моей практике было такое: пришёл молодой человек 27 лет, успел забыть многое из школьной программы. Но оказался целеустремлённым, приносил выполненное домашнее задание на четырёх листах и в итоге за полгода успешно подготовился к ЕГЭ по математике и сдал его на 86 баллов».

Кайзер Леонид Константинович, преподаватель математики, информатики и физики в Центре «Эврика»:

«Года достаточно для подготовки к ЕГЭ по математике. Для успешной сдачи не требуется знания большого количества теории и не нужно заучивать объёмные материалы, нужно лишь овладеть базовыми инструментами для решения задач и  посвятить часы практике как с преподавателем, так и самостоятельной.

В течение года на занятия стоит выделять не менее 3 часов в неделю, по 1,5 часа на алгебру и геометрию. Самостоятельно необходимо прорешивать в среднем 1-2 варианта ЕГЭ в неделю.

Подготовку я начинаю с разбора базовых понятий: с учениками проходим весь курс алгебры и геометрии с 7 по 11 класс. Например, занятия алгеброй начинаются с решения числовых выражений, сокращения дробей и простейших уравнений и неравенств.

Так в прошлом году я подготовил двух девочек: обе сдали ЕГЭ по математике более чем на 80 баллов и поступили в ИТМО, как и планировали».

Как выставляли оценки

Первая система оценивания успехов гимназистов была введена в 1837 году и представляла собой пятибалльную шкалу, в которой:

  • «1» означала слабые успехи;
  • «2» — посредственные;
  • «3» — достаточные;
  • «4» — хорошие;
  • «5» — отличные.

Чтобы избежать субъективности оценивания Министерство народного просвещения ввело конкретные критерии присваивания отметок. Кол и двойка были действительно разными оценками.

Несмотря на критерии, оценивание устных экзаменов всё равно во многом зависело от отношения к ученику.

Экзаменаторы обычно скупились на хорошие отметки. Двойки были повсеместным явлением, но факт получения такой низкой оценки лишал выпускника возможности получить аттестат, только если она была поставлена по следующим предметам: Закон Божий, российская словесность, латинский и греческий языки, арифметика и алгебра. В остальном главным требованием было набрать средний балл по всем предметам не ниже трёх.

Это делало систему фактически двухбалльной: удовлетворительно или неудовлетворительно. Учеников такое положение вполне устраивало. Четвёрки и пятёрки ставили только тем, чьи знания выходили за пределы программы.

Получить аттестат удавалось не всем. Так, в 1877 году из 1776 кандидатов успешно сдали экзамены 1449 или 81,6% экзаменуемых, и 18,4% оставались за бортом. Обычно «срезались» на испытаниях по математике, русскому и латинскому языкам. Экстерны проваливали экзамен гораздо чаще гимназистов.

Возможности подать апелляцию не было. Те гимназисты, которые с первого раза не сдали экзамен, делали новую попытку на следующий год.

Даже при столь строгой системе оценивания были и выпускники-медалисты. Так, в 1877 году золотую медаль получили 83 ученика, серебряную — 103. Для «золота» нужно было иметь отличные оценки по древним языкам и математике, а также средний балл не ниже 4,5 по всем остальным предметам. Для серебряной требовались две пятёрки по этим же предметам и средний балл не ниже 4. Ну и конечно, медалист должен был демонстрировать похвальное поведение.


Фото: Геологический институт Российской академии наук

Сплошные штампы: упрёки в бесполезности сочинения в ЕГЭ обоснованы?

— Частый упрёк в адрес сочинения в составе ЕГЭ — что это просто набор штампов, которые детям нужно заучить, чтобы набрать нужные баллы. Никакого творчества и развития индивидуальности. Как вы считаете, «натаскивание» детей на написание сочинений в формате ЕГЭ даёт им какой-то полезный навык?

— Даёт. Такой тип сочинения, как в ЕГЭ, учит выстраивать ход своих рассуждений

Это важно, потому что многие любят писать красиво, образно, но строят текст хаотично, перескакивая с одного на другое. А навык сочинения учит структурировать текст логично, не отступать от основной мысли, следовать ей

Да, многие противники ЕГЭ упрекают его в штампах и натаскивании. Но ведь любое обучение — это натаскивание, разве нет? Заучивание формул и решение задач — тоже натаскивание. Так почему бы не «натаскать» учеников на полезное умение системно и стройно излагать свои мысли, не растекаясь мыслью по древу?

Сочинение — это не набор штампов. Конечно, ученик может выбрать для себя типичные фразы, которые помогут ему выстраивать рассуждение. Что в этом плохого? Это же экзамен, к нему можно и нужно готовиться. Заучил полезные выражения, которые можно использовать, — помог себе быстрее выстроить стройный текст на экзамене. Всё остальное в сочинении — рассуждения, поиски проблемы, аргументов — творческая работа.

В конце концов, вся наша жизнь состоит из штампов и заготовленных фраз. Мы каждый день желаем друг другу доброго утра, дня, вечера, приятного аппетита и так далее — одними и теми же фразами. Поэтому я в запоминании типичных формулировок ничего плохо не вижу.

— Ещё некоторые считают, что раньше (до ЕГЭ) школьники писали гораздо лучше и осмысленнее. Вы с этим согласны?

— Нет, я так не думаю. Как я уже сказала, экзаменационное сочинение — это определённый жанр, который учит стройно и логично выражать свои мысли, это сочинение-рассуждение. Раньше дети не писали таких работ.

До ЕГЭ было сочинение по литературе, когда школьники писали строго по определённым художественным произведениям. Я бы не сказала, что те сочинения всегда были стройно написаны. Ладно ещё — введение и заключение, но что творилось в основной части! Мысли у многих скакали как лошадки. Поэтому раньше после школы многие не умели писать эссе, речи для выступлений — словом, тексты, в которых надо логично выстраивать мысли. Этому просто не учили.

— Встречались ли в вашей практике проверки очень творческие, интересные сочинения с яркими мыслями?

— Да, такие работы бывают, читаешь и думаешь: «Какой талантливый ребёнок!». Если дети действительно творческие, начитанные, интересно мыслят, то в сочинении это всё прослеживается.

— А откровенно слабые работы часто бывают?

— Всё же в 11 классе дети в большинстве своём целеустремлённые, потому что хотят поступать в вузы. Так что совсем слабых сочинений бывает мало. В прошлом году, к примеру, у меня не было ни одной нулевой работы.

— Какие ошибки в сочинениях встречаются чаще всего?

— Нелогичность и неструктурированность текста. В задании ЕГЭ всегда прописан чёткий план для сочинения, но некоторые выпускники его игнорируют, отступают от него — и вот результат. Ещё бывает, что ребёнок нечётко определил тематическую проблему и начинает скакать с одного на другое. Например, ему надо написать о том, каким должен быть настоящий друг, а он пишет про дружбу вообще, в целом.

— Были работы, которые вам запомнились вообще навсегда?

— Нет, с таким количеством работ очень сложно что-то запомнить надолго. Когда читаешь, думаешь: «Ну, это-то я точно запомню на всю жизнь, так смешно!» или «Так здорово!», но через год видишь новые «шедевры» и старые уже забываешь.

Чего ожидать от экзамена?

Нет одного установленного порядка для каждого региона. В целом экзамен на знание русского языка длится не более получаса, он проходит как устно, так и письменно. Многие утверждают, что бояться в принципе даже нечего, комиссия лояльная, добрая и все получится сдать. Но есть и другая статистика касательно НРЯ. Люди не проходят, лишаются возможности получить гражданство. Невозможно выучить русский язык в кратчайшие сроки самостоятельно. Поэтому лучше обращаться за помощью к специалистам. Причем речь идет не о репетиторе, а профессиональной юридической компании, которая знает, как будет проходить экзамен на НРЯ и что стоит ожидать от комиссии.Также не помешает ознакомиться с отзывами о комиссии и НРЯ в интернете, изучить тематические форумы. Опыт других людей позволит морально подготовиться к экзамену. Здесь только два варианта: получилось сдать комиссии или экзамен завален.

По каким материалам готовиться к ЕГЭ?

Очень важно знать структуру и понимать содержание экзамена. 

На сайте ФИПИ ты найдешь: 

Демоверсии, спецификации и кодификаторы ЕГЭ 2020г.Это документы, которые определяют структуру и содержание ЕГЭ

Очень важно заранее с ними ознакомиться, чтобы знать, чего ожидать от экзамена. 

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020г. КИМ – это контрольно-измерительные материалы. За их изменениями нужно следить, чтобы быть в курсе последних нововведений и, если что, не испугаться изменившейся формулировки задания.

Правила заполнения бланков ЕГЭ 2020г.В школе вас будут учить заполнять бланки ЕГЭ, ведь от этого напрямую зависит успех на экзамене

Чтобы ответ засчитали, необходимо, чтобы он был записан в бланк в соответствии с требованиями.

Что делать, если времени совсем мало?

Как готовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку, если нет времени заново изучать сложные темы? Сосредоточьтесь на стопроцентной отработке простых заданий. Например, задание №24 (одно из сложнейших) потребует от вас знания литературных терминов, погружения в изучение совершенно особой области. Оцените свои силы и решите, стоит ли тратить на него так много времени? Может, лучше приступить к изучению написанию сочинения?

Кстати именно сочинению следует уделить особое внимание, когда вы думаете, как хорошо подготовиться к ЕГЭ по русскому. Обычно именно оно считается самым неприятным и сложным заданием из теста ЕГЭ, но секрет состоит в том, что, четко зная правила работы с сочинением формата ЕГЭ, написать хорошую работу легче, чем решить некоторые задания из теста

Даже если вы не получите за него максимальный балл, набрать около 10-12 баллов из 23 более чем реально.

Конечно, многое зависит от ваших начальных знаний, а также от желания готовиться к экзамену. Но, если вы поставите перед собой цель написать ЕГЭ по русскому на хороший балл и будете поэтапно к ней идти, то результат не заставит себя ждать. Поверьте, вы знаете из русского языка гораздо больше, чем вам кажется. Удачной подготовки!

Устная часть

С 2019 года устный экзамен стал обязательным. Он проводится в феврале в формате 15-минутного собеседования и является допуском к основной (письменной) части ОГЭ. Для успешного прохождения нужно уметь:

  • Выразительно читать текст.
  • Пересказывать, цитировать, составлять косвенную речь.
  • Поддерживать диалог с экзаменатором.

На данном этапе не начисляются баллы. Все ученики, прошедшие собеседование, получают зачет. Подготовка к устному ОГЭ проста и понятна:

  • Больше читайте вслух, особенно художественную и научную литературу.
  • Расширяйте словарный запас, избавляйтесь от слов-паразитов.
  • Тренируйтесь вести диалоги на малознакомые темы.

Подборка курсов
Онлайн-курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку в 2021 году
Посмотреть подборку

Устная часть

С 2021 года устный экзамен стал обязательным. Он проводится в феврале в формате 15-минутного собеседования и является допуском к основной (письменной) части ОГЭ. Для успешного прохождения нужно уметь:

  • Выразительно читать текст.
  • Пересказывать, цитировать, составлять косвенную речь.
  • Поддерживать диалог с экзаменатором.

На данном этапе не начисляются баллы. Все ученики, прошедшие собеседование, получают зачет. Подготовка к устному ОГЭ проста и понятна:

  • Больше читайте вслух, особенно художественную и научную литературу.
  • Расширяйте словарный запас, избавляйтесь от слов-паразитов.
  • Тренируйтесь вести диалоги на малознакомые темы.

Изменения в КИМах

Выпускникам, которым предстоит сдавать Обязательный Государственный Экзамен в 2021 году (после 9 класса) в процессе подготовки вполне можно ориентироваться на КИМы прошлого года. Масштабная реформа системы контроля качества знаний, проведенная Министерством в 2019-2020 году, коснулась почти всех предметов.

Русский язык (обязательный)

Закрепление февральской устной части, которая теперь стане обязательной для всех 9-классников России.

Письменная часть будет включать в себя: изложение, 7 заданий с кратким ответом и сочинение.

  • Максимальный балл – 33;
  • Минимальный результат по русскому языку (для аттестата) – 15.

Математика (обязательный)

Количество заданий увеличится с 20 до 26. Также в КИМе не будет четкого деления на «алгебру» и «геометрию».

  • Максимальный балл – 32;
  • Минимальный результат по математике (для аттестата) – 8.

История

В ходе испытания учащимся предстоит дать ответ на 21 вопрос. Хотя ранее часто звучали призывы включить историю в обязательные предметы, в 2021 году в 9 классе дисциплина останется в блоке ОГЭ по выбору.

  • Максимальный балл – 34;
  • Минимальный результат по истории – 10.

Обществознание

Один из самых популярных предметов ОГЭ, но вовсе не самый легкий. В обновленном КИМе выпускникам встретятся 24 вопроса, охватывающие такие темы, как: экономика, политика, право, человек и общество, духовная культура.

  • Максимальный балл – 35;
  • Минимальный результат по обществознанию – 14.

Иностранные языки

В 2021 году девятиклассники смогут выбирать между такими языками, как:

  1. английский;
  2. немецкий;
  3. французский;
  4. испанский.

Сохранится деление экзамена на устную и письменную часть, а также 4 основных блока – говорение, лексика и грамматика, аудирование, чтение.

Важно! В ходе подготовки необходимо ориентироваться на уровень А2

  • Максимальный балл – 68;
  • Минимальный результат по иностранному языку – 29.

Физика

Обновленные билеты будут включать 28 заданий, охватывающий основные разделы предмета: тепловые явления, механику, электромагнетизм и квантовую физику.

  • Максимальный балл – 43;
  • Минимальный результат по физике – 11.

Химия

Как и в других предметах, в ОГЭ по химии 2021 года увеличится количество вопросов, ориентированных на практику. Так, из 24 вопросов теоретическим понятиям будет посвящен только один, а таблице Менделеева – 3.

  • Максимальный балл – 40;
  • Минимальный результат по химии – 10.

Информатика

Всего в новом КИМе содержится 15 вопросов, 10 из которых направлены на проверку теоретических знаний, а 5 – на оценку уровня сформированности практических навыков.

  • Максимальный балл – 19;
  • Минимальный результат по информатике – 4.

Биология

После пересмотра ряда заданий, их в КИМе будет 30 (будут как вопросы с краткими, так и с развернутыми ответами).

  • Максимальный балл – 45;
  • Минимальный результат по биологии – 13.

География

Выпускникам предстоит дать ответ на 30 вопросов, охватывающих 5 основных разделов:

  • источники географической информации;
  • природа Земли и людей;
  • материки и океаны;
  • природопользование;
  • география России.

Важно! Почти 50% вопросов в КИМе будут посвящены именно 5-й части и будут направлены на проверку знаний о родной стране

  • Максимальный балл – 31;
  • Минимальный результат по географии – 12.

Советы по подготовке

Например, это задание №1, где вам просто нужно научиться внимательно читать текст и выделять в нем основную информацию. Или же задание №3, где необходимо подобрать правильное значение слова из предложенных вариантов. Относительно легким является задание №8, в котором проверяется ваше знание правописания корней, а подбирать проверочные слова с ударением на корне нас учили еще в начальной школе. Решив несколько таких простых заданий, мы уже сможем набрать некоторое количество баллов и обеспечить себе сдачу ЕГЭ по русскому языку на положительный балл.

Увы, не обойдется и без заучивания некоторого материала. В математике это формулы, в русском языке – слова-исключения и правильная постановка ударения в словах (задание №4). С этими трудными единицами поможет справиться только один старый способ: выписать и периодически перечитывать. Постепенно хотя бы часть этих слов отложится в вашей памяти. Поэтому, естественно, если мы заранее готовимся к ЕГЭ по русскому языку, шансы на запоминание увеличиваются.

Наконец, есть задания повышенной трудности. Традиционно, тяжело даются старшеклассникам задания на пунктуацию. Эту тему, действительно, лучше разбирать с преподавателем, который научит вас правильно выделять основы предложений, находить логические границы и правильно расставлять знаки. Однако и среди этих заданий есть более и менее сложные. Задание №15, где нужно поставить знаки в простых предложениях, совсем не сложно отработать. Для задания №16 также нужно выучить всего два правила на постановку запятых при причастии и деепричастии.

Как лучше всего подготовиться к пятому заданию

В пятом задании проверяют, умеете ли вы распознать лексическую ошибку, и связано оно с паронимами.

Пример задачи из ЕГЭ: В каком из предложений неправильно употребляется выделенное слово. Найдите лексическую ошибку, подберите к этому слову пароним и впишите его в пустое поле.

Инструкция по выполнению задания:

  • Внимательно прочитайте варианты ответов.
  • Определите, какой вид паронима присутствует: приставочный, суффиксальный, корневой.
  • Подберите к каждому пару.
  • Определите, что означает пароним.
  • Выделите суффиксы и приставки, укажите их значение.
  • Выбирая схожие слова, учитывайте их смысл, лексическую сочетаемость и правила употребления.

Чтобы подготовиться к заданию № 5 единого гос. экзамена по русскому языку, нужно знать, что такое паронимы — выучить их соответствия, воспользовавшись словарем от ФИПИ, а также понимать, что означает каждый из них.

Советы по написанию сочинения

Сочинение под заданием №25 является самой серьезной заботой выпускников. С одной стороны, их переживания излишни, ведь сочинение вовсе не носит творческий характер и требует только соблюдения заданной структуры. Даже отсутствие поставленной речи не станет препятствием, т.к. любого ученика спасет «зубрежка» нескольких клише (достаточно знать около 10-15 точных фраз и выражений). С другой стороны, с определением проблемы текста правильно попасть в ключи бывает сложно, это требует отдельной тренировки. Так или иначе, из противоречивой характеристики этой работы вытекают две рекомендации по написанию итогового сочинения по русскому языку, актуальные для всех школьников:

  • Необходимо точно выучить порядок изложения и знать, что от вас хотят услышать в каждой из частей сочинения
  • Нужно отдельно тренироваться в определении идеи текста, авторской позиции и проблемы текста

Занятия на курсах

Скорее всего, поэтому многие ученики выбирают подготовку к ЕГЭ по русскому на курсах. Курсы могут проводиться непосредственно при вузе, в который вы намерены поступать, или в частных образовательных центрах. При записи на курсы при вузе обязательно уточните программу занятий, чтобы случайно не попасть на курсы по подготовке к внутреннему экзамену, который может проводиться в вузе наравне с ЕГЭ по русскому, подготовка в этом случае будет существенно отличаться от того, что нужно вам. Слабая сторона групповых занятий – это большое число учеников в группе. Не забудьте уточнить и этот момент.

С чего следует начать подготовку к экзамену

Успешная сдача экзамена по русскому языку невозможна без «набивания» руки на тестовых вариантах. Поэтому многие выпускники советуют со всей ответственностью подходить к выбору пособий по подготовке к ЕГЭ. Не стоит скупать первые попавшиеся издания — гораздо проще и дешевле будет использование открытого банка заданий ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений. Там же можно ознакомиться с полезными советами по организации повторения пройденного в школе материала.

Правильное планирование подготовки также играет немаловажную роль в получении максимальных 100 баллов по русскому. Если есть такая возможность, за два года до экзамена начните прохождение тем, касающихся различных разделов русского языка: орфографии, пунктуации и т. д. В дальнейшем стоит больше внимания уделить решению тестовых заданий и сочинению. Например, можно каждую неделю решать по 2−3 варианта и писать одно сочинение.

Подготовка к итоговому собеседованию

Подготовку к ОГЭ по русскому языку нужно начинать раньше, чем по другим дисциплинам, поскольку этот экзамен состоит из двух обязательных частей. Уже в феврале проходит первый этап – итоговое собеседование. В обиходе его нередко называют «устным ОГЭ по русскому».

Демоверсия

Чаще всего итоговое собеседование не становится непреодолимым препятствием для учеников. Однако это не повод относиться к нему безответственно. Как и для других экзаменов, в помощь девятиклассникам специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) разработана демонстрационная версия испытания.

Используя ее, можно наработать шаблоны будущих ответов, продумать варианты рассуждений по наиболее распространенным темам и аргументы для подтверждения своих умозаключений.

Как пройти собеседование

На это испытание обычно выделяется 15-16 минут. Оно состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, содержит два задания:

  • В первой части школьнику необходимо прочесть вслух текст (обычно научно-публицистического стиля), а затем пересказать его, дополнив предложенным высказыванием.
  • Вторая часть – это трехминутный монолог ученика по заданной проблеме. Также может быть предложен вариант с описанием фотографии. После этого происходит диалог с учителем по теме предыдущего выступления.

Все задания, предлагаемые учащемуся, относятся к базовому уровню и предполагают развернутый ответ. Они совсем небольшие, но и времени на подготовку дается всего по 1-2 минуты. Во избежание предвзятости и возможного возникновения проблем, весь процесс собеседования записывается. Использования дополнительных материалов или оборудования не предусмотрено.

По итогам собеседования можно максимально набрать 20 первичных баллов. Они распределяются по заданиям так:

Задание Максимально возможный балл Процент от общего максимального числа баллов
1 2 10
2 5 25
3 3 15
4 2 10
Соблюдение языковых норм 8 40

Для выставления оценок по каждому заданию экзаменаторы используют специально разработанные критерии. Чтобы получить зачет, достаточно набрать 10 баллов.

Полезные советы

В отличие от стандартных испытаний ОГЭ, собеседование занимает совсем немного времени, однако за этот короткий период учащемуся необходимо проявить себя с наилучшей стороны. Ему нужно показать экзаменаторам свою способность выразительно читать, пересказывать текст, дополняя его заданной информацией, составлять монологическое высказывание и участвовать в диалоге.

Педагоги советуют школьникам при подготовке к собеседованию обратить внимание на такие моменты:

При чтении экзаменаторы учитывают дикцию, темп чтения, интонацию и соблюдение основных правил русского языка. Наибольшие проблемы у школьников, как правило, вызывает склонение числительных, нормы произношения и постановка ударения. Стоит проработать эти нюансы, а также больше читать вслух.
При изложении желательно избегать сложных конструкций, в которых можно запутаться, даже если они были в исходном тексте. Лучше перефразировать высказывание без потери его смысла

Важно правильно строить предложения, можно использовать черновик для записи ключевых слов.
Для составления монолога лучше выбрать наиболее близкую для себя тему из предложенных вариантов. Стоит проработать структуру выступления, разбив его на смысловые части

Можно отточить этот навык с родителями (братом, сестрой, другом), задавая друг другу неожиданные темы для составления короткого рассказа.
При диалоге главное – не молчать, пытаясь придумать что-то очень умное и очень правильное. Лучше формулировать ответ, рассуждая вслух.

Педагоги рекомендуют записывать свои подготовительные упражнения на диктофон, а затем прослушивать и анализировать их на предмет ошибок.

Темы итогового собеседования

На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти демонстрационные варианты, критерии оценивания и спецификацию итогового собеседования для 9 класса текущего учебного года. 

Примерные темы, которые будут на экзамене, можно узнать из демонстрационных версий работ. Например, первая часть демоверсии 2021 года включает в себя текст о Юрии Гагарине.


‍ Один из текстов в демоверсии 2021 года посвящён Юрию Гагарину‍

Во второй части демонстрационного варианта 2021 года — темы для беседы: «Праздник», «Поход», «Мода». Нужно выступить с монологическим высказыванием, а затем поучаствовать в диалоге с экзаменатором по выбранной теме. 


‍Темы для беседы из второй части демоверсии‍

Как правило, для устного собеседования выбираются довольно простые темы. Большинство школьников легко справляются с заданиями. По отзывам девятиклассников, темы экзамена иногда могут показаться немного странными — как будто предназначены для разговора с иностранцем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector