Марианская впадина, кейт уинслет и новые технологии: как снимают «аватар 2»
Содержание:
Содержание фильма «Аватар»:
Фильм «Аватар» (Avatar, 2009) создан в жанре научной фантастики Джеймсом Кэмероном. Режиссёр подписал контракт на создание ещё трёх фильмов серии.
Сюжет фильма «Аватар»
В 2154 году люди истощили природные ресурсы Земли. Это стало причиной серьезного энергетического кризиса. Управление по развитию ресурсов добывает ценный минерал – унобтаниум. Он находится на Пандоре, планете, вращающейся вокруг газового гиганта Полифема в звёздной системе Альфа Центавра.
Пандора с ядовитой для людей атмосферой населена На’ви, разновидностью трёхметровых разумных гуманоидов с голубой кожей. Они живут в гармонии с природой и поклоняются богине-матери Эйве.
Чтобы исследовать биосферу Пандоры, учёные используют гибриды На’ви-человека, называемые «аватарами». Ими управляеют генетически подобранные людьми. Джейк Салли (актёр Сэм Уортингтон), бывший морской пехотинец с параплегией, заменяет своего покойного идентичного брата-близнеца как оператор одного из аватаров.
Доктор Грейс Августин (актриса Сигурни Уивер), глава программы, считает Салли неадекватной заменой, но принимает его. Защищая аватары Грейс и его коллеги-доктора Норма Спеллмана (актёр Джоэль Мур) во время сбора биологических данных, на аватара Джейка нападает танатор. Он бежит в лес, где его спасает Нейтири (актриса Зои Салдана), женщина На’ви. Она приводит его в свой клан. Мать Нейтири, Мо’ат (актриса Си Си Эйч Паундер), духовный лидер клана, приказывает дочери инициировать Джейка в их общество.
Полковник Майлз Куарич (актёр Стивен Лэнг), глава безопасности, обещает Джейку, что компания восстановит его ноги, если он соберёт информацию о На’ви и месте сбора клана, гигантском дереве, которое стоит над самым богатым месторождением унобтаниума. Грейс переводит себя, Джейка и Норма на аванпост. В течение следующих трёх месяцев Джейк начинает сочувствовать местным жителям. С Нейтири они выбирают друг друга в качестве товарищей. Джейк пытается отключить бульдозер, который угрожает уничтожить священный участок На’ви.
Куарич показывает видеозапись нападения Джейка на бульдозер администратору Паркеру Селфриджу (актёр Джованни Рибизи), тот выдаёт приказ об уничтожении дерева. Это действие может повредить биологическую нейронную сеть Пандоры. Есть всего час, чтобы убедить На’ви эвакуироваться перед началом атаки.
Джейк признаётся, что он шпион, На’ви забирает его и Грейс в плен. Люди Кварича уничтожают дерево, убивая вождя клана, отца Нейтири и других. Моат освобождает Джейка и Грейс, но они отстранены от своих аватаров. Пилот Труди Чакон освобождает пленников и доставляет их на аванпост Грейс. Во время побега её убивают.
Джейк соединяет свой разум с разумом Торука, подобного дракону хищника, которого На’ви боятся и почитают. Джейк находит беженцев у священного Древа Душ и умоляет Мо’ата исцелить Грейс. В процессе переноса души девушка умирает. Джейк советует объединить все кланы против злых людей. Куарич организует упреждающий удар по Дереву Душ, полагая, что его уничтожение деморализует туземцев.
Джейк просит Эйву заступиться за На’ви. Все живые существа планеты помогают На’ви бороться с пришельцами. Джейк уничтожает самодельный бомбардировщик, прежде чем он достигнет Древа Душ. Человеческое тело Джейка подвергается воздействию ядовитой атмосферы Пандоры. Нейтири убивает Куарича и спасает Джейка. Почти все люди изгоняются из Пандоры и отправляются обратно на Землю. Джейк навсегда переводится в свой аватар с помощью Древа душ.
Смотреть «Аватар» онлайн.
Виртуальная планета
Пандора на экране поражает своей реалистичностью, так как снимали «Аватар» частично на «настоящих», земных локациях, да и вообще идеи для флоры новой планеты Кэмерон черпал из экзотичных уголков Земли. В частности, пейзаж с «левитирующими» скалами это фантастичная вариация реально существующих горных вершин в китайской провинции Гуйлинь. Колония по добыче ресурсов является прообразом нефтяной платформы Noble Clyde Boudreaux, которая расположена в Мексиканском заливе.
Горы в провинции Гуйлинь вдохновили художников по графике на создание пейзажей Пандоры
Часть сцен была создана в павильонах с декорациями, дополненными хромакеем и условными обозначениями элементов, которые в дальнейшем добавлялись с помощью графики. Монтаж фильма вёлся параллельно со съёмками. Известно, что самые первые кадры «Аватара» находились в обработке больше года. Требовались действительно мощные компьютеры и не один лучший видеоредактор, чтобы выполнить задумку режиссёра.
Так, как снимали фильм «Аватар», не снимали, пожалуй, ни один фильм в истории. Несмотря на то, что кинокартина более чем наполовину состоит из графики, в достоверность происходящего на экране невозможно не поверить, ведь художники проработали виды Пандоры до мельчайших деталей – каждая травинка была на своём месте. Чтобы заранее посмотреть, как будет выглядеть кадр, отснятый на хромакее, Кэмерон совместно с группой специалистов по визуальным эффектам разработали виртуальную камеру.
Виртуальная камера моментально превращала интерактивные декорации в готовое изображение
Музыка
Саундтрек «Аватара» был написан Джеймсом Хорнером, еще одним соавтором Кэмерона, ранее удостоенным «Оскара» (даже двух) за «Титаник». Главная задача состояла в том, чтобы совместить звучание классической музыки и этнической, в духе туземных племен. При записи использовались этнические инструменты, различные типы ударных. Живое звучание после записи преобразовывалось на компьютере, чтобы добиться неожиданного, внеземного характера. Поскольку некоторые сцены, например, ритуалов на’ви (большая часть из них впоследствии была вырезана), предполагали движение героев под музыку, Хорнеру понадобилось начать работать еще до съемок и потом подключаться на разных этапах производства. По словам самого Хорнера, «Аватар» стал самым сложным фильмом в его карьере. Работа над музыкой к картине занимала у композитора по 18 (!) часов ежедневно на протяжении полутора лет.
Пока ты спал
Колонизация планет – дело хлопотное, особенно, если на этих планетах полно полезных ископаемых, а аборигены, будь они хоть краснокожие, как индейцы, хоть синие, как На’ви, совершенно не в восторге от визита землян и добыче этих ископаемых препятствуют всеми силами. Надо отдать должное компании, нацелившейся на планету Пандору: она не стала истреблять всех сразу, а решила для начала поизучать. Так возник проект «Аватар» с любопытной технологией: пока исследователь спит, его инопланетное воплощение, синий туземец с хвостом, бегает по джунглям. Пока синий аватар спит, бодрствует землянин.
Выбор Джейка закономерен. Земной реальности с инвалидным креслом он предпочитает инопланетную – ту, где он здоров и любим. Поэтому он с лёгкостью переходит на сторону аборигенов, формально предав соплеменников-землян.
Зрителя не возмущает это предательство. Сражения в джунглях, небывалые полёты на укрощённом драконе, битва в облаках – это великолепное нереальное приключение, похожее на сон. Инвалид Джейк спит и видит себя здоровым и сильным. На первый взгляд, он потерялся не между двух планет, а между сном и явью.
3D
«Аватар» стал воплощением давней мечты Кэмерона о 3D-кинематографе. Для проведения съемок в 3D режиссер вместе Винсом Пейсом, одним из крупнейших новаторов в области стереокино, разработал технологию Fusion Camera. Она предполагает синхронную съемку на две камеры (на «Аватаре» — цифровые Sony), которые располагаются рядом друг с другом, как бы имитируя человеческое бинокулярное зрение. При этом разработчикам удалось добиться того, чтобы камера была мобильной и относительно нетяжелой (около 20 кг). На разработку технологии потребовалось около 7 лет. Также добавим, что «Аватар» стал первой картиной, целиком снятой на «цифру», удостоившейся «Оскара» за лучшую операторскую работу.
«Аватар»: как снимали инопланетян
Режиссёр хотел, чтобы инопланетяне и люди сосуществовали в кадре и выглядели одинаково реалистично. На меньшее он был не согласен. Когда в середине 2000-ых, после «Полярного экспресса» и «Властелина колец» технология motion-capture прочно укрепилась в широком кинематографе, Кэмерон понял, что его идеи, наконец-то, могут быть воплощены на большом экране.
Появление на больших экранах Голлума доказало, что воплощение задумки Кэмерона возможно
Актеры носили особые костюмы с датчиками, их действия фиксировали 120 камер
«Аватар» – фильм, который более чем наполовину состоит из компьютерной графики. И, пожалуй, самая удивительная его часть – это именно персонажи. Внешности инопланетной расы на’ви было уделено немало внимания. Кэмерон привлек десятки художников, поставив перед ними задачу разработать концепт-арты и определить, как будут выглядеть эти воинственные гуманоиды. Творческий поиск начался с зарисовок с классическими инопланетянами с овальными вытянутыми головами и раскосыми глазами. Однако, этот облик вовсе не соответствовал основному посылу фильма.
Первые концепты внешнего вида обитателей Пандоры
Захватнической, «злой» силой в «Аватаре» выступал человек, а на’ви должны были вызывать зрительскую симпатию и сопереживание. После длительных поисков, художники нашли баланс между животными чертами во внешности и общей «очеловеченностью» инопланетной расы, и мы получили необычных и привлекательных персонажей с детально проработанной внешностью.
Большая часть съёмок происходила в интерактивном павильоне с более чем сотней видеокамер, которые были расположены по всему периметру помещения и работали одновременно. Актёры, как и полагается для motion capture, были одеты в маркерные костюмы со множеством датчиков, регистрирующих каждое их движение
Кэмерону было важно, чтобы эмоции компьютерных персонажей тоже были воссозданы с максимальной точностью. С этой целью были разработаны шлемы со встроенной мини-камерой с широкоугольным объективом
Именно эта технология позволила добиться убедительной мимики на’ви.
Карбоновые шлемы с закрепленной на них камерой позволяли точно фиксировать эмоции актеров
Общество[]
Общество Земли
Человеческое общество в будущем достигло небывалых высот в технологическом плане, освоив дальние космические перелеты и клонирование живых организмов: этим людям подвластны световые года и создание небывалых гибридов, за них сражаются «умные» машины, а единая транспортная сеть связала каждый материк, каждый крупный город на Земле… но в духовном плане это общество окончательно разложилось. Власть теперь находится в руках могущественных мегакорпораций, тогда как львиная доля населения планеты живёт в условиях крайней нищеты, отравленная промышленными отходами и вынужденная питаться синтетическим белком.
Мир будущей Земли — это мир контрастов, где «сильный пожирает слабого. Всем наплевать. Так было всегда…», где военный ветеран едва может купить на свое пособие чашку кофе, тогда как состоятельные инвалиды могут легко вылечить свои травмы или установить высокотехнологичные протезы. Люди рождаются в огромных городах, где каждый второй носит экзокомплект, чтобы не страдать от отравленного воздуха, живут в крохотных бетонных коробках, где едва найдется место, чтобы развернуться, а после смерти их сжигают в муниципальных крематориях, складывая в картонные гробы, точно мусор. При этом большинство людей не спешит возмущаться — их голоса ничего не значат в мире, где власть диктуют деньги — поэтому мир Земли продолжает катиться по наклонной, в бездну энергетического и, что важнее, социального коллапса.
Общество Пандоры
Все ещё пребывая на достаточно «примитивной», палеолитической стадии развития, На’ви живут сравнительно немногочисленными кланами, контакты между которыми, не говоря уж о вооруженных конфликтах, случаются крайне редко. Охотники и собиратели, освоившие земледелие лишь в самом первоначальном его варианте, они пребывают в гармонии с окружающим их миром и привыкли брать лишь самое необходимое для выживания; благодаря их общей связи с Эйвой, На’ви никогда не забывают о потребностях и законах окружающей их природы и не противопоставляют себя ни животному, ни даже растительному миру Пандоры.
Постоянный контакт с Эйвой, с их далекими предками и каждым живым существом на планете, позволяет обществу На’ви сохранять стабильность на протяжении тысячелетий: за то же время, что потребовалось человечеству для прохождения пути от бронзовых мечей до межзвездных перелетов, общественный строй На’ви практически не изменился, как и общий уровень их технологического развития. Бережно и с уважением относясь к окружающему миру, На’ви, в свою очередь, пользуются щедрыми ресурсами Пандоры, обеспечивающей их достаточным количеством пищи, убежищами и комфортными природными условиями, не меняющимися от полюса до полюса. Если же баланс общества На’ви нарушается, и их становится слишком много, Эйва может разработать способ сократить их численность до оптимума: она не заботится об одних лишь разумных «избранниках», подобно земным богам, но поддерживает и сохраняет общее равновесие жизни.
Интересные факты[]
- Как и люди, На’ви могут загорать: под воздействием ультрафиолета их кожа приобретает пурпурный оттенок.
- Несмотря на обычно присуждаемый Нави палеолитический уровень развития культуры, некоторые их изобретения, к примеру, арбалеты, на Земле появились существенно позже каменного века.
- В фильме все На’ви являются левшами, и даже Джейк Салли, стреляющий из пулемёта как правша, под началом Нейтири учится стрелять из лука с левой руки.
- Ночью глаза На’ви светятся, как у ночных животных: это можно заметить во время спасения Джейка Нейтири, чьи глаза горели зеленым, как у змееволков.
- В тайской локализации фильма «морпех» звучит как «Na-vig-ga-yo-tin», и локализаторы сократили это слово до «Navi», так что Джейк Салли стал «Нави, что стал На’ви».
- Изначально Кэмерон планировал сделать На’ви четырехрукими, однако от этой идеи пришлось отказаться, поскольку актеры-люди не смогли бы физически исполнять роли персонажей с дополнительными конечностями, а аниматорам предстояло бы слишком много работы. На основании этого, дабы показать связь между шестиногими обитателями Пандоры и На’ви, и были введены пролемуры.
- Телосложением На’ви больше всего напоминают представителей африканских племен масаи и ватуси: примечательно, что ватуси считаются одним из самых высоких народов Земли, и средний рост их мужчин составляет 193 см, а женщин — 175 см.
- Когда Джеймса Кэмерона спросили, почему он придумал На’ви с хвостами, тот ответил, что хвосты крайне выразительны: любой, у кого есть кошка или собака, легко может определить эмоции своего питомца по тому, что делает его хвост.
Интересные факты[]
- В отличие от версии для Android, в этой игре язык На’ви сильно искажен: в частности, многие имена персонажей содержат звуки, которых в их языке быть не может.
- Практически во всех игровых локациях доступна смена дня и ночи: примерно через полтора-два часа игрового времени наступают сумерки, а за ними и ночное время суток, на период которого флора и фауна Пандоры начинают ярко биолюминесцировать. Исключениями являются «Адские Врата», Равнины Голиафа, Ва’ера Рамунонг и Охотничья лощина: в этих локациях ночь не наступает никогда.
- В игре встречается несколько уникальных животных, отличающихся окраской от сородичей: в Ксания Тау можно встретить фиолетовых бронезверей, в Охотничьей лощине обитает синий шестиног, в Ва’ера Рамунонг водится белый змееволк галактонотус, а в Торука На’ринг находится труп красного титанотерия.
- Также во многих локациях имеются свои растения, которые не встречаются за её пределами: например, только в Суотулу произрастает кошачье ухо, дандетайгер не встретишь за пределами Ва’ера Рамунонг, и лишь в Торука На’ринг можно увидеть скрученную лилию.
Известные кланы[]
У На’ви нет государств или отдельных народностей, и все они организованы в большие кланы — что-то вроде разветвленных семей. Кланы занимают большие территории по всей Пандоре, от тропических джунглей до гор и болот, и между собой они общаются мало. Единственный повод для них собраться вместе — это появление Торук Макто, что само по себе уже свидетельствует о начале Времени Великой Скорби, когда всем На’ви лучше держаться вместе. В остальное время они существуют сами по себе, предпочитая решать свои мелкие насущные проблемы самостоятельно.
Несмотря на большую индивидуализированность отдельных кланов и значительные различия в культуре, между На’ви, вероятно, существует некая форма бартерной торговли: во всяком случае, изобретения На’ви из отдельных кланов могут становиться достоянием всех, и, к примеру, Оматикайя использовали маски для полетов на банши и боевые пояса, распространенные среди членов клана Кекунан.
- Оматикайя. Клан Синей Флейты, знаменитый своими ткачами, проживавший в регионе у «Адских Врат».
- Типани. Клан известных воинов и непревзойденных охотников, одним из первых вышедший на контакт с людьми.
- Тауками. Клан Небесных Провидцев, известен своей любознательностью и настойчивостью в поиске ответов, а также глубокими познаниями в алхимии.
- Ли’она. Довольно миролюбивый клан, предпочитающий не вмешиваться в дела людей.
- Ни’авве. Первый Клан, один из старейших на Пандоре, обитающий в Перворожденной долине.
- Оланги. Равнинный клан, всю свою жизнь проводящий вне лесов и занимающийся разведением па’ли, причем, если Оматикайя и Типани используют этих животных лишь по необходимости, Оланги только этим, по сути, и занимаются.
- Тайранги. Морской клан, живущий на побережье. Славятся как лучшие наездники икранов.
- Анурай. Известные скульпторы и мастера резьбы по кости, были практически полностью уничтожены во время налета сил RDA на их родную деревню.
- Кекунан. Очень древний клан, члены которого первыми нашли способ приручать горных банши.
- Меткайина. Морской клан, поселившийся на рифах.
- У’ими уютикайя. Клан, известный почитанием змееволка.
- У’ими томак’та. Клан, известный почитанием банши.
Когда Джейк Салли отправился на сбор кланов для защиты Древа Душ, ему удалось собрать воинов пятнадцати кланов, или две тысячи На’ви: это означает, что все они проживали в дне полета от Древа Душ, и в каждом клане было не меньше сотни боеспособных воинов.
Хронология[править | править код]
- Основная статья: Хронология.
Хотя основная часть событий вселенной происходит в XXII веке нашей эры, доступны фрагментарные свидетельства о прошлом Пандоры и некоторых предшествующих основным событиях на Земле.
Наиболее ранние веховые события — к примеру, основание RDA в Силиконовой долине и открытие Полифема земными астрономами — датированы первой половиной XXI века, однако точные годы не приводятся. Также указано, что с основанием RDA и предложением ею создания всемирной транспортной системы Земля вступила в эпоху вооруженных конфликтов и энергетического кризиса, что привело к практически полному уничтожению лесов и подрыву экосистемы в масштабах всей планеты, после чего был начат срочный поиск альтернативных источников энергии.
В конце XXI века взгляды людей обратились на Пандору, и после серии запусков дистанционно управляемых планетоходов на поверхности этой луны была основана первая колония людей за пределами Солнечной системы, названная «Адскими Вратами». В это же время люди впервые столкнулись с внеземной формой разумной жизни — произошёл первый контакт с На’ви, аборигенами Пандоры, после чего их отношения вступили в непростой период напряженного мира. Чтобы наладить отношения с На’ви, были созданы искусственные гибриды человека и На’ви, аватары, дистанционно управляемые учеными RDA, которым предстояло выполнять функцию дипломатов в контактах с местным населением… но вплоть до 2154 года, отметившего начало событий фильма, отношения между землянами и аборигенами Пандоры оставались весьма непростыми.
Хронологическая последовательность источниковправить | править код
Все источники по вселенной фильма можно условно расставить в хронологической последовательности, хотя для некоторых из них назвать точную дату событий не представляется возможным.
- Шоу «Торук — первый полет» — около 837 года до н.э.
- Онлайн-игра Pandora ROVR — 2084 год н.э.
- Онлайн-игра AVTR Advanced Team — между 2129 и 2154 годом н.э.
- Игра «James Cameron’s Avatar» (iOS/Android) — 2134 год н.э.
- Игра «James Cameron’s Avatar: The Game» (Nintendo DS) — между 2134 и 2152 годом н.э.
- Игра «James Cameron’s Avatar: The Game» (Wii/PSP) — между 2142 и 2152 годом н.э.
- Игра «James Cameron’s Avatar: The Game» — 2152 год н.э.
- Фильм «Аватар» — 2154 год н.э.
- Игра «Avatar: The Mobile Game» — 2154 год н.э.
- Игра «Avatar: Pandora Rising» — 2154 год н.э.
- Книга «Аватар Джеймса Кэмерона. В поисках На’ви» — 2154 год н.э.
- Комикс «James Cameron’s Avatar» — 2154 год н.э.
- Комикс «Avatar: Tsu’tey’s Path» — 2154 год н.э.
- Тематический парк «Pandora: The World of Avatar» — отдаленное будущее.
История разработки[]
В июле 2007 года компания «Ubisoft» официально анонсировала игру «James Cameron’s Avatar: The Game»: было заявлено, что игра станет адаптацией готовящегося фильма и выйдет одновременно с ним. Однако тогда фильм планировалось выпустить в мае 2009 года; соответственно, игра должна была выйти тогда же.
В конце июля 2009 года представитель команды разработчиков игры официально сообщил, что игра будет поддерживать специальный 3D-режим. Для этого необходим телевизор, поддерживающий функцию построения стереоскопической картинки, а игровая консоль должна иметь выход HDMI.
10 ноября 2009 года стали известны неофициальные системные требования ПК-версии игры.
Мировой запуск продаж игры состоялся 1 декабря 2009 года для консолей PlayStation 3, Xbox 360, Wii и Nintendo DS, а также для ПК. Для PlayStation Portable игра вышла 8 декабря.
4 декабря 2009 года состоялся официальный выпуск игры на территории России.
10 декабря 2009 года к игре был выпущен патч 1.01, который исправил множество технических ошибок и существенно улучшил поддержку широкоформатных дисплеев и соответствующих разрешений.
25 января 2010 года был выпущен второй патч, который исправил технические ошибки в игре. Патч подходит для всех локализированных версий игры, изданных в Северной Америке и Европе, а также содержит в себе предыдущий патч.
Игровой движок и стереорежим
Игра «James Cameron’s Avatar: The Game» поддерживает стереоскопический режим отображения на ПК, PlayStation 3 и Xbox 360, и версии игры для этих платформ используют игровой движок Dunia Engine.
Версии игры под все остальные платформы — Nintendo DS, Wii и PlayStation Portable — используют игровой движок Jade Еngine и не поддерживают стереорежим.
Примечания[]
Carroll, Larry Titanic’ Mastermind James Cameron’s King-Size Comeback: Two Sci-Fi Trilogies(en). MTV (29 июня 2006). Архивировано из первоисточника 18 марта 2012. Проверено 18 марта 2012.
Kevin Day, Patrick James Cameron: The ‘Avatar’ sequel will dive into the oceans of Pandora(en). Los Angeles Times (20 апреля 2010). Архивировано из первоисточника 25 марта 2012. Проверено 25 марта 2012.
Child, Ben James Cameron’s Avatar 2 and 3 to hit screens in December 2014 and 2015(en). The Guardian (25 января 2011). Архивировано из первоисточника 25 марта 2012. Проверено 25 марта 2012.
James Cameron Now Planning 3 ‘Avatar’ Sequels, First Set for December 2016(en). The Wrap News Inc. (1 августа 2013). Архивировано из первоисточника 14 августа 2013. Проверено 2 августа 2013.
«Аватар» заберет год из жизни актеров (рус.), GeekCity.ru (19 октября 2013). Проверено 20 октября 2013.
Rebecca Ford CinemaCon: James Cameron Announces Four ‘Avatar’ Sequels(en). Hollywood Reporter (14 апреля 2016). Проверено 2 июня 2016.
Места событий[]
Земля
- Основная статья: Земля.
Город будущего
Земля будущего превратилась в изуродованный шар, чьи моря отравлены и практически лишились крупных форм жизни, с неба льются ядовитые дожди, а все леса уже давно пущены на дрова, тогда как вырубки превратились в современные жилые комплексы. Население планеты составляет около двадцати миллиардов человек, поэтому чистой воды на всех уже не хватает, а питаются люди преимущественно синтетическим белком или приправленными специями водорослями, которые выращиваются в загрязненных океанах.
Поскольку природные ресурсы Земли уже фактически истощились (последние разработки ведутся, к примеру, на дне Марианской впадины, глубочайшей в Мировом океане), человечество было вынуждено обратить взор на другие миры, и к тому времени, когда на далекой Пандоре были обнаружены огромные природные богатства и, что ещё важнее, залежи сверхпроводника анобтаниума, дальнейшая её колонизация стала не просто прихотью, но вопросом выживания.
Другие небесные тела Солнечной системы
- Основная статья: Луна.
- Основная статья: Марс.
К 2154 году человечество уже освоило ближний космос: на Луне и Марсе построены заводы, послужившие причиной пролившихся на Землю токсичных ливней; тем не менее, жизнь на внеземных колониях, за пределами перенаселенного родного мира, считается среди землян престижной, хотя не каждый может себе позволить оплатить билет до них.
Пандора
- Основная статья: Пандора.
Люди над Пандорой
Обнаруженная во второй половине XXI века Пандора стала для человечества не просто величайшим открытием за всю историю, но и возможностью начать межзвездную экспансию и поддержать свою задыхающуюся экономику. Дикая, невероятная и ужасающая, эта зелёная луна газового гиганта Полифема является настоящей кладезью знаний для ученых всех мастей, но прежде всего — это источник жизненно необходимого минерала анобтаниума, за которым мегакорпорация RDA и организовала свои первые экспедиции.
Лес Пандоры днем…
Несмотря на внешнее сходство с Землей, Пандора значительно отличается от родной планеты человечества: из-за низкой гравитации (она составляет 0,8g, то есть на 20% меньше земной) для местной флоры и фауны характерен гигантизм, а для крупных позвоночных животных — эффективная дыхательная система и гексапедность, то есть наличие шести конечностей для лучшего контакта с почвой. Также на Пандоре более плотная атмосфера: она богата кислородом, как и на Земле, но в ней содержится повышенный процент углекислого газа, ксенона, метана и сероводорода, так что люди не могут дышать ею без специальных фильтров.
…и ночью
Также для жизни на Пандоре, характерна биолюминесценция: и животные, и растения обладают светящимися отметинами на теле, которые могут использоваться как для внутри-, так и для межвидовой коммуникации: к примеру, некоторые хищники вроде диниктоида могут сознательно приглушать свое свечение, чтобы казаться потенциальной добыче менее опасными, тогда как другие животные, вроде лунных духов, могут использовать биолюминесценцию для отпугивания хищников
Даже у На’ви на теле существует собственный узор светящихся точек, которые отражают их эмоциональный настрой и являются важной частью местной культуры.
Живой пульс Пандоры
Величайшим же отличием этой уникальной луны от своего далекого аналога из Солнечной системы является взаимосвязь между всеми живущими на ней существами, некая форма коллективного разума, который На’ви называют «Эйвой» или «Великой Матерью». С помощью особых нервных отростков, некоего «второго спинного мозга», живые существа могут подсоединяться к коллективному сознанию своего мира, отдавая или, напротив, принимая из него необходимые знания своих предшественников. Через Эйву На’ви способны напрямую контролировать своих зверей, лютоконей и банши, обходя длительный процесс приручения, и через Эйву же Пандора осуществляет постоянный контроль за природным равновесием, не допуская нарушений.
Другие небесные тела Альфы Центавра
- Основная статья: Полифем.
Полифем в закатном небе
Поскольку Пандора является спутником газового гиганта, Полифем и его другие луны являются важным элементом небесной панорамы на её поверхности. Хотя Полифем несколько меньше Сатурна, он достаточно велик, чтобы занимать большую часть небосвода и обеспечивать достаточное освещение пандорскими ночами, которые никогда не бывают слишком темными. Также магнитное поле газового гиганта оказало существенное влияние на условия на поверхности Пандоры, а его радиационное излучение вынудило местные формы жизни обрести естественную устойчивость, а людей с Земли — пользоваться радиационной защитой и тратить немалые средства на медицинские процедуры.
Затронутые темы и критика[править]
Фильм был хорошо принят большинством критиков и породил огромное количество дискуссий культурного, социального, политического и религиозного толка. Один репортёр сравнил «Аватар» с тестом Роршаха — каждый может увидеть в фильме подтверждение своих взглядов и нападки на взгляды его противников. Сам Кэмерон назвал свой шедевр «весьма политизированным кино». Вот список тем, вызывавших наибольшее количество споров:
Империализм
- Параллели между поведением белых колонизаторов прошлых веков и действиями мегакорпорации RDA очевидны: и те, и другие захватывают землю благородных дикарей, чтобы эксплуатировать её ресурсы. Сопротивление нецивилизованных народов они подавляют с помощью военной силы.
Милитаризм
- Не желая быть частью несправедливой, по его мнению, войны, Джейк Салли уходит из корпорации и организует сопротивление На’ви. Одни видели в этом предательство, другие превозносили такой поступок. Кэмерон проводит параллели с войнами во Вьетнаме и Ираке; многие критики обвиняли режиссёра в пропаганде пацифизма.
Антиамериканизм
- Критики уличали Кэмерона как в «неоконсервативной пропаганде», так и в рассказывании «либеральных антиамериканских сказок». Сам режиссёр утверждал, что фильм «точно не является антиамериканским» и что «быть американцем — в том числе значит иметь свободу инакомыслия». Особенно горячие споры велись вокруг сцены сожжения Дерева-Дома — некоторые усмотрели в этом намёк на события 11 сентября 2001 года.
- Особенно смешна эта критика в свете того, что Кэмерон-то как раз никогда американцем не был. Он канадец.
Цивилизация и раса
- Проистекает от бронебойного вопроса, заданного полковником Куоритчем за несколько минут до расставания с конькобежным спортом: «Каково это — предавать свою расу?» Оправдан ли антропоморфизм в отношении к инопланетянам или они настолько чужды, что отношение к ним, как к людям, противно здравому смыслу и иначе, чем злонамеренное предательство, расцениваться не может? Вопрос осложняется тем, что слово «race» не всегда означает «раса». Применительно к инопланетянам его постоянно используют (в фильмах и т. д.; кстати, и в «Ведьмаке» тоже не расизм, а отношения нескольких видов) в значении «разумный вид» или «народ».
- Окружающая среда и собственность
- Религиозная мифология
- Параллели с индуизмом
- Язычество против христианства
- Всепланетная нейросеть aka Эйва очень уж напоминает античную Гайю, славянскую Мать — Сыру Землю и многие неоязыческие концепции «мировой души», к тому же реально, можно сказать, физически откликается на воззвания своих адептов.
Как тебе такое, Джизас Крайст?С другой стороны, противостоящие ей земляне кто угодно, только не христиане, ну или по крайней мере очень нерелигиозные.