Космонавтика в россии

Содержание:

Хронология развития отечественной космонавтики

Развитие отечественной космонавтики берет свое начало в 1946-м году, когда было основано Опытноконструкторское бюро №1, цель которого – разработка баллистических ракет, ракет-носителей, а также спутников. В 1956-1957-м годах трудами бюро была спроектирована ракета-носитель межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, при помощи которой 4 октября 1957 года на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник «Спутник-1». Запуск состоялся на научно-исследовательском полигоне «Тюра-Там», который был разработан специально для этой цели, и который позже будет назван «Байконур».

3-го ноября 1957-го года произошел запуск второго спутника, на этот раз с живым существом на борту – собакой по имени Лайка.

Лайка — первое живое существо на орбите земли

С 1958-го года начались запуски межпланетных компактных станций для изучения Луны, в рамках одноименной программы. 12-го сентября 1959-го года впервые человеческий космический аппарат («Луна-2») достиг поверхности другого космического тела – Луны. К сожалению, «Луна-2» упал на поверхность Луны со скоростью в 12000 км/ч, в результате чего конструкция мгновенно перешла в газовое состояние. В 1959-м году «Луна-3» получил снимки обратной стороны Луны, что позволило СССР дать наименования большинству ее элементов ландшафта.

В 1961-м году стартовал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1». Разработка кораблей данного типа велась с 1958-го по 1963-й года конструктором О. Г. Ивановским под руководством генконструктора С. П. Королева. Особенность конструкции состояла в малых габаритах корабля. «Восток» были одноместными, а продолжительность их полета составляла до семи суток. За время программы было выполнено 12 запусков, из которых 10 успешных и 6 пилотируемых.

Космический корабль «Восток»

Следующим этапом пилотируемой программы стал КК «Восход», который был многоместный. Во время первого полета корабля этого типа (12 октября 1964 г) впервые космонавты были без скафандров. Во время полета КК «Восход-2» (18 марта 1965) был осуществлен первый выход человека в открытый космос.

Важнейшим этапом в развитии отечественной и российской космонавтике было создание космического корабля «Союз». Разработка корабля потребовала немало времени (1965-1968 гг), кроме того первый запуск (23 апреля 1967 г) оказался трагически неудачным – во время приземления произошел взрыв и погиб космонавт Владимир Комаров. В результате данной аварии был отменен полет трех космонавтов на однотипном корабле, запланированный на следующий день. В 1968-м году корабля типа «Союз» были запущены в космос, где два корабля совершили первую стыковку, в 1969-м – групповая стыковка трех кораблей.

Космический корабль «Союз»

19-го апреля 1971-го года состоялся первый в мире запуск орбитальной станции под названием «Салют-1», которая проработала 175 суток, из которых 22 суток – с экипажем на борту. К сожалению, первые космонавты, посетившие орбитальную станцию, погибли во время возвращения не Землю вследствие разгерметизации спускаемого аппарата. Несмотря на это было запущено еще семь станций «Салют», последняя получила новое название – «Мир». Вскоре к станции были пристыкованы различные научно-исследовательские и технологические модули. Функционирование станции продлилось до 23-го марта 2001-гогода.

К 1977-му году, по окончанию действия программы «Луна», последний одноименный аппарат доставил очередные образцы лунного грунта. В этот же год состоялся первый запуск советского транспортного космического корабля «ТКС-1», возвращаемый аппарат которого вернулся спустя месяц, а функционально-грузовой блок работал на орбите еще шесть месяцев.

К 1991-му году на счету отечественной космонавтики было ряд серьезных открытий и несколько завершенных программ:

  • Венера – запуск к Венере ряда межпланетных станций, некоторые из которых совершили успешную посадку на поверхность планеты, где провели фотосъемку поверхности и анализ грунта.
  • Вега – запуск к Венере и комете Галлея двух межпланетных станций, которые сделали фотоснимки космических тел. Были обнаружены сложные органические молекулы.
  • Марс – запуск к Марсу нескольких одноименных станций для его изучения. Среди множество данных научных результатов: измерение химического состава атмосферы, а также фотографии поверхности.
  • Серия орбитальных станций Салют.
  • Две серии космических кораблей «Восток» и «Восход».

Success Rockets: краудфандинговые ракеты с разработкой на аутсорсе

В июне 2020 года Олег Мансуров, ранее известный благодаря платформе для проведения хакатонов «Актум» объявил о запуске нового проекта Success Rockets по созданию сверхлегкой ракеты для вывода малых грузов на околоземную орбиту.

Тем же планировали заниматься большинство вышеупомянутых компаний, однако «Успешные ракеты» нашли ряд частных инвесторов.

Их ракета длиной 20 метров будет весить 13 тонн и сможет выводить на орбиту не менее 250 килограмм груза. Кроме того, проект обещает минимальную стоимость запуска в расчете на килограмм груза.

Первые запуски Success Rockets запланированы на 2024 год, хотя документы на момент освещения в СМИ ещё изучались рядом заказчиков.

Ссылки [ править ]

  1. . www.russianspaceweb.com . Проверено 13 апреля 2018 года .
  2. Ионин Андрей. . Краткий обзор защиты Москвы . Центр анализа стратегий и технологий (2 (№8)).
  3. Харви, pp.7-8
  4. Харви, p.281-282
  5. ^ Харви, стр.8
  6. Харви, стр.6
  7. ^ Харви, стр.9
  8. Кириллов, Владимир (2002). . Экспорт Вооружений . Центр анализа стратегий и технологий (3). Архивировано из 25 октября 2010 года.
  9. Харви, стр.197
  10. МОСКВИЧ, Katia (2010-04-02). . Новости BBC.
  11. Харви, стр.284
  12. Харви, стр.317
  13. Харви, p.285
  14. . РИА Новости. 2009-03-18 . Проверено 23 августа 2009 .
  15. . РИА Новости. 2011-01-11.
  16. ^ Мессье, Дуг (30 августа 2013 г.). . Параболическая дуга . Проверено 1 сентября 2013 .

  17. Нилолаев, Иван (2013-07-03). . Россия в заголовках газет . Проверено 1 сентября 2013 .

  18. Харви, p.268
  19. . Проверено 21 ноября 2015 .

  20. ^ . BBC . Проверено 7 августа 2012 года .

Космические технологии, которые мы используем уже сейчас

Кроссовки с инновационной подошвой

Nike Air

В 1970-е годы инженер NASA Фрэнк Руди придумал, что одежду космонавтов можно сделать более герметичной за счет воздушных прослоек. Разработка Руди стала толчком для создания обуви с полыми подошвами, в которых амортизация снижает нагрузку на суставы во время движения. Происходит это за счет расположенных под пяткой и передней частью стопы подушечек с взаимосвязанными воздушными ячейками. Свою идею инженер начал предлагать производителям кед и ботинок, но откликнулись на космическую разработку только в компании Nike. Дизайнеры Nike решили выставить технологию напоказ и поместили воздушную капсулу в «окошке» прямо под пяткой — так появились Nike Air.

Но кроссовки Nike Air — не единственная модель спортивной обуви, которая появилась благодаря освоению космоса. В 2003 году за несколько минут до приземления разбился шаттл NASA «Колумбия». Установили, что причиной аварии было падение куска теплоизоляционного кислородного бака еще при старте. Это произошло из-за разрушения наружного теплозащитного слоя на левой части крыла.

Adidas AlphaBOUNCE

Во время расследования NASA использовало стереофотограмметрическую систему ARAMIS. Суть ее в следующем. Две синхронизированные камеры снимают процесс столкновения двух материалов. Далее программное обеспечение анализирует их деформацию. Технология похожа на человеческое зрение, которое видит окружающий мир в трехмерной плоскости. «С помощью двух камер мы можем точно понять, приближается или удаляется объект, и оценить расстояния, которые оно преодолевает», — объяснил Джон Тайсон, президент компании, которая построила стереофотограмметрическую систему, используемую NASA.

Такую же технологию решила использовать Adidas для создания новой модели кроссовок AlphaBOUNCE, которые презентовали в 2016 году. Для этого были проанализированы движения ног марафонцев босиком и в обуви. Выяснили, что во время бега кроссовок сжимает сухожилие. Поэтому решили сделать v-образное отверстие в задней части ботинка, чтобы нога могла свободно двигаться. Также разработчики создали материал под названием Forgedmesh, который обеспечивает опору ноги и гибкость движения одновременно.

Фото: NASA

Плавательный костюм

В 2008 году NASA совместно со спортивным брендом Speedo разработало плавательный костюм для спортсменов. Он снижает сопротивление воды на 38%. Это увеличивает скорость пловцов примерно на 4%. Более того, он максимально поддерживает мышцы и не ограничивает движения.

Бесшовный костюм производят из высокотехнологичной сверхлегкой водоотталкивающей ткани. Ткань состоит из переплетенных нитей эластана-нейлона и полиуретана.

Производители утверждают, что благодаря этому костюму у спортсменов на 1,9-2,2% выше вероятность победить. Американские пловцы Натали Кафлин и Майкл Фелпс уверены, что стали олимпийскими чемпионами в 2008-м в том числе благодаря костюму от NASA. На Олимпиаде в Пекине 98% медалистов по водным видам спорта были именно в этом костюме, побив заодно 25 мировых рекорда.

Фото: NASA

Цифровая фотография

Техническим оборудованием для съемки высадки на Луну «Аполлон-11» обеспечила шведская компания Hasselblad. Полвека спустя производители фотоаппаратов снова вернулись к космической теме и сделали камеру для смартфона OnePlus 9 Pro, которая позволяет снимать Луну, используя ночной режим, суперзум и другие инструменты.

По сути, все, что теперь умеют делать камеры, — результат освоения космоса. Это относится не только к профессиональной оптике, но и к матрице, которую используют для компактных девайсов. Чтобы улучшить качество изображения и уменьшить размеры камер для межпланетных миссий придумали технологию CMOS-матриц.

CMOS в цифровых устройствах

Это устройство визуализации на основе полупроводниковых приборов и оксида металла, которое может принимать и обрабатывать световые импульсы и переводить их в изображение. Ее преимущество заключается в низком энергопотреблении, возможности захватывать и обрабатывать изображение. CMOS-матрицы начали создавать еще в 1960-х годах, а в 1990-е их начали использовать в различных цифровых устройствах.

Перспективы космического бизнеса

Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.

Фото: Allied Market Research

Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.

Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.

4 октября — начало освоения космоса

В понедельник, 4 октября 2021 года, всё человечество отмечает 64-ю годовщину начала космической эры. В 1957 году в космос был запущен первый искусственный спутник Земли, созданный в Советском Союзе. Благодаря этому событию произошел огромный прорыв в науке, и человечество ступило на дорогу в космос. Именно с этого дня ведет отсчет мировая космонавтика!

Создание первого космического аппарата началось в ОКБ-1 (сегодня — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») в ноябре 1956 года. Спутник был разработан как очень простой аппарат, поэтому и получил название — космический аппарат ПС-1 (простейший спутник). Он представлял собой шар диаметром 58 см, весом 83,6 кг и был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков.

Над созданием первого искусственного спутника Земли, во главе с основоположником практической космонавтики Сергеем Павловичем Королёвым, работали учёные М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимов, В. И. Лапко, Б. С. Чекунов, А. В. Бухтияров и многие другие.

Запуск был выполнен 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (ныне — космодром Байконур) на ракете-носителе «Спутник» (Р-7 № 8К71ПС). Через 295 секунд после старта первый спутник и центральный блок ракеты были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 314,5 секунде после старта произошло отделение спутника, и он подал свой голос. «Бип! Бип!» — так звучали его позывные. На полигоне их ловили 2 минуты, потом спутник «ушёл» за горизонт.

На первом витке его полёта прозвучало сообщение ТАСС: «…В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли…»

Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1 440 оборотов вокруг нашей планеты, пролетев около 60 млн км, а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.

Главными задачами, стоявшими перед этим спутником, были:

  • Проверка расчетов и основных технических решений, принятых для запуска;
  • ионосферные исследования прохождения радиоволн, излучаемых передатчиками спутника;
  • экспериментальное определение плотности верхних слоев атмосферы по торможению спутника;
  • исследование условий работы аппаратуры в космической среде.

Запуск искусственного спутника Земли имел громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы. Анализ полученных сигналов со спутника дал ученым возможность изучить верхние слои ионосферы, что до этого не представлялось возможным. Кроме того, были получены полезнейшие для дальнейших запусков сведения об условиях работы аппаратуры, проведена проверка всех расчетов, а также определена плотность верхних слоев атмосферы по торможению спутника.

Запуск искусственного спутника Земли имел громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы. Анализ полученных сигналов со спутника дал ученым возможность изучить верхние слои ионосферы, что до этого не представлялось возможным. Кроме того, были получены полезнейшие для дальнейших запусков сведения об условиях работы аппаратуры, проведена проверка всех расчетов, а также определена плотность верхних слоев атмосферы по торможению спутника.

[править] Примечания

  1. Украинский «Южмаш» частично приостановил работу из-за нехватки заказов. 29 января 2015
  2. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  3. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  4. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  5. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  6. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  7. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  8. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  9. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  10. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  11. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  12. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  13. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  14. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  15. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  16. „Южмаш“ застыл в ожидании гособоронзаказа. 2 февраля 2015
  17. О состоянии и перспективах Южмаша. 21 января 2015
  18. „Южмаш“ застыл в ожидании гособоронзаказа. 2 февраля 2015
  19. „Южмаш“ практически остановил работу. 25 января 2015
  20. ЗАЯВЛЕНИЕ по поводу распространения недостоверной информации о событиях на предприятии. 29 января 2015
  21. Роскосмос обойдется без «Зенита». 2 февраля 2015
  22. Южмаш теряет 80 % дохода из-за отказа Роскосмоса от ракет Зенит. 2 февраля 2015
  23. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  24. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  25. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  26. Пуск украинской ракеты-носителя «Циклон-4» откладывается на 2014 год. 10 апреля 2013
  27. Бразилия отказывается от проекта космического сотрудничества с Украиной. 10 апреля 2015
  28. Украина думает над переносом стартовой площадки нового ракетно-космического комплекса «Циклон-4» из Бразилии в США. 20 мая 2015
  29. Правительство Украины намерено привлечь $400 млн на развитие космической сферы. 28 марта 2013

Основные специализации космонавтов

  • Испытатель-пилот летательного аппарата, который осуществляет взлет и посадку, а также руководит всеми перемещениями экипажа. Чаще всего это люди с высшим военным образованием, имеющие исключительные лидерские качества.
  • Инженер-конструктор – человек, который обслуживает ракетную технику, производит разработку новых устройств, ремонтирует возникшие неисправности. Студенты проходят практику в РКК «Энергия», «Техномаше», Байконуре.
  • Инженер-робототехник занимается созданием технических устройств для исследований космоса. В США, к примеру, создали помощника астронавта, который способен работать с оборудованием в космосе.
  • Астроном-космохимик занимается изучением химического строения космических объектов, спутников, планет, астероидов и метеоритов, и распространением химических веществ во Вселенной.
  • Космобиолог проводит медицинские и биологические опыты, может выполнять функции доктора. Изучает возможности живых организмов в невесомости, работает над возможностями для жизни на других планетах.
  • Специалист в области космической медицины оказывает помощь космонавтам во время полёта. Он также проводит медицинские осмотры и осуществляет отбор кандидатов в космонавты.
  • Инженер связи и телекоммуникаций занимается сопровождением летательных аппаратов и обеспечением нормальной работы спутниковой системы связи. Работает с высокотехнологичными установками организации «Космическая связь».

Обратный отсчет: училища и вузы для абитуриентов и школьников

Профессия: инженер

Центры обучения: Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет им. Баумана, профильные факультеты и кафедры МФТИ, МГУ, СПбГУ, НГУ или другого хорошего университета или института страны. После вуза крайне желателен опыт работы на предприятиях ракетно-космической отрасли – РКК «Энергия», ГКНПЦ им. Хруничева, НПП «Звезда», НПО «Энергомаш», ИСС им. Решетнева, НПО им. Лавочкина и т. д.

Профессия: летчик

Центры обучения: Ульяновский институт гражданской авиации (филиалы в Сасово и Красном Куте), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (филиал в Бугуруслане), Омский летно-технический колледж гражданской авиации, Калужское авиационное летно-техническое училище ЦС ДОСААФ, Высшие военные авиационные училища летчиков и учебные центры ВВС (Сызрань, Барнаул, Краснодар, Воронеж, Армавир и др.).

Профессия: врач

Центры обучения: любой медицинский вуз по подходящей специальности. Желательна последующая врачебная практика, а также сотрудничество и работа в близкой к космонавтике медицинской организации – Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, Институте космических исследований (ИКИ) РАН или Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА) России. Придется пройти серьезную дополнительную подготовку в области инженерии, техники и пилотирования.

Кстати, для космонавтов (и туристов), посещающих МКС, действуют общие критерии отбора, которые в 2002 году согласовали страны-участницы проекта. В нем, помимо медицинских и профессиональных качеств, рассматриваются и личные дела кандидатов. Не будет допущен к полету человек, если он совершил преступление или сообщил о себе ложные сведения, известен дурным поведением, склонен к пьянству или употребляет наркотики.

Анкету проверяет Интерпол, а для кандидатов-граждан государств, не участвующих в проекте МКС, понадобится согласие всех 15 стран-участниц. Для всех обязательно уверенное знание английского языка, а часто и дополнительного – при полетах на российских космических кораблях – русского.

Проблемы ракетно-космической отрасли России

Как было отмечено выше, кризис 90-х годов нанес урон в экономику страны. Несмотря на значительное улучшение ситуации, существующие проблемы до сих пор тормозят развитие отрасли, препятствуя реализации программ и проектов.

К числу трудностей, остающихся актуальными в настоящее время для российской ракетно-космической отрасли, следует отнести следующие:

  • Несоответствие имеющейся производственной базы современным требованиям и стандартам. Существенная часть производственных мощностей отрасли не обновлялась со времен СССР, в результате чего темпы износа основных фондов во много раз превышают коэффициент их обновления. Доля изношенного оборудования постоянно растет, что не позволяет осваивать производство передовой техники.
  • Снижение качества продукции и услуг. Несмотря на многочисленные попытки реорганизации структуры управления отраслью, система контроля качества большинства предприятий не соответствует современным требованиям. Если все оставить без изменений, то дальнейшее снижение качества продукции может привести к утере занимаемых Россией позиций на международном рынке коммерческих космических запусков.
  • Низкая эффективность производства. Согласно статистическим данным производительность труда на предприятиях российской ракетно-космической промышленности во много раз уступает показателям аналогичных сегментов экономики США и Евросоюза. Подобная ситуация снижает конкурентоспособность страны и не позволяет России расширять свое присутствие на мировом рынке.
  • Продолжающийся отток из отрасли квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Средний возраст работников отрасли составляет 55 лет, а относительно низкие зарплаты и отсутствие отчетливых перспектив роста не способствуют приходу молодых специалистов.

«Позитивный сигнал для развития отрасли»

По словам военного эксперта, редактора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, России нужно продолжать параллельно развивать как военную, так и гражданскую составляющие, чтобы сохранить свои позиции крупного игрока на рынке космических услуг.

«Коммерческий космос выглядит намного скромнее, хотя его перспективы гораздо обширнее, — констатировал эксперт в беседе с RT. — Но чтобы нам вернуться хотя бы на уровень Советского Союза по количеству запусков, нужно провести модернизацию».

Также по теме


«Повысить эффективность запусков»: почему Россия вернулась к созданию многоразовых ракет

Испытания российской многоразовой космической ракеты-носителя могут начаться уже в 2022 году. Совместную работу над проектом ведут…

В частности, Леонков призвал не исключать из плана развития отрасли ракетную программу, поскольку пока это единственный способ выведения полезной нагрузки на орбиту. Вместе с тем он напомнил, что текущая тенденция рынка заключается в удешевлении этих запусков (в частности, компания Илона Маска SpaceX пытается достичь более привлекательной цены созданием возвратных ступеней).

Специалист также призвал поддерживать и наращивать российскую спутниковую группировку и развивать авиационно-космическую программу при сохранении существующих ракетных проектов.

«У России тоже есть чем ответить. Мы создали очень много технических наработок, которые при должной кооперации можно воплотить в жизнь и создать отечественные авиационно-космические системы, которые по стоимости запуска будут в 20 раз дешевле, чем если запускать с помощью ракет-носителей», — заявил эксперт.

В свою очередь, доктор технических наук, профессор Виталий Мельников отметил, что особое внимание, которое уделяется отечественной ракетно-космической отрасли на высшем уровне, является положительным сигналом для этой сферы. Собеседник RT также выразил мнение, что развитие космической отрасли должно продолжаться, в том числе и в области энергетики, создания космических солнечных электростанций, которые в перспективе могут сыграть важную роль в развитии северных районов, далёких от традиционных источников энергии

Собеседник RT также выразил мнение, что развитие космической отрасли должно продолжаться, в том числе и в области энергетики, создания космических солнечных электростанций, которые в перспективе могут сыграть важную роль в развитии северных районов, далёких от традиционных источников энергии.

Структура отрасли [ править ]

Союз-ФГ ракеты запускают Союз-ТМА космический корабль. «Союз-ФГ» производит ЦСКБ «Прогресс» , «Союз-ТМА» — РКК «Энергия».

Крупнейшая компания космической отрасли России — РКК Энергия . Он является основным подрядчиком пилотируемых космических полетов в стране, ведущим разработчиком космических кораблей «Союз-ТМА» и » Прогресс», а также российской части Международной космической станции . Здесь работает около 22-30 тысяч человек. Государственный научно-производственный ракетно-космический центр « Прогресс» (ЦСКБ «Прогресс)» является разработчиком и производителем знаменитой ракеты-носителя » Союз» . Вариант » Союз-ФГ» используется для запуска пилотируемых космических кораблей, а международное совместное предприятие » Старсем».продает запуски коммерческих спутников на другие версии. ЦСКБ «Прогресс» в настоящее время ведет разработку новой ракеты-носителя » Русь-М» , которая должна заменить «Союз». Московский государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева — одно из самых успешных в коммерческом отношении предприятий космической отрасли. Является разработчиком ракеты « Протон-М » и разгонного блока Фрегат» . Ожидается, что новое семейство ракет «Ангара» будет введено в эксплуатацию в 2013 году. Крупнейшим производителем спутников в России является ИСС Решетнева (прежнее название — НПО ПМ). Он является генеральным подрядчиком программы спутниковой навигации ГЛОНАСС и производитСпутники связи серии » Экспресс «. Компания находится в Железногорске , Красноярском крае , на которых занято около 6500 человек. Ведущее предприятие по производству ракетных двигателей — НПО Энергомаш , разработчик и производитель знаменитого двигателя РД-180 . В области электрических двигателей космических кораблей ОКБ «Факел» , расположенное в Калининградской области , является одной из ведущих компаний. НПО «Лавочкин» — главный разработчик планетарных зондов в России. Он отвечает за громкую миссию Фобос-Грунт , первую попытку России провести межпланетный зонд после Марса 96 .

«Спутникс»: наноспутники для связи и навигации

Хотя многие из нас привыкли своеобразно относиться ко всем инновационным затеям правительства, ставший притчей во языцех фонд «Сколково» даёт шанс серьезным проектам и в космической сфере.

Одним из первых стартапов, запущенных благодаря отдельному космическому кластеру «Сколково» стали ООО «Спутниковые инновационные космические системы», также известные как «Спутникс».

Фонд в 2012 году профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.

Система входит в состав малогабаритных спутников «ТаблетСат-Аврора» массой 22 кг разработки «Спутникс», предназначенных для дистанционного зондирования земли с разрешением в 15 метров.

Первая группа аппаратов состояла из 33 штук и была запущена в 2014 году на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Группа проработала 2 года, отсняв значительный пул геодезических снимков.

Следующим проектом «Спутникс» стал набор-конструктор для создания наноспутников различного назначения «Орбикрафт-Про», соответствующего международному стандарту CubeSat. Первый из них был запущен с борта МКС в 2018 году.

На данный момент компания участвует в разработке новой платформы для низкоорбитальных малых космических аппаратов массой 80-200 кг по заказу фонда Национальной Технологической инициативы (НТИ).

Летные испытания космического аппарата запланированы на 2024 год, а первые продажи предполагаются в 2025 году. Таким образом результаты компании можно считать более чем удовлетворительными.

Цели использования авиации

Выпуск авиационной продукции в самом начале использовался исключительно в военных целях. Со временем стали появляться и гражданские аппараты. По такой же схеме произошло становление ракетно-космической промышленности, которая выпускает для гражданских целей спутники с метеофиксирующими функциями, спутники для связи и так далее. Эти два вида промышленности были объединены между собой в одну целостную структуру, которая занимается выпуском разнообразных моделей летательных аппаратов, применяемых в двух направлениях.

Одно из таких направлений – это гражданский выпуск летательных средств. Сюда можно отнести производство самолетов, вертолетов, ракет, космических летательных аппаратов и других воздухоплавательных средств, используемых исключительно в мирное время для гражданских нужд.

Второе направление – военное производство летательных аппаратов, которые применяются в военный период времени или для удовлетворения военных потребностей государства. Кроме выпуска основных моделей, производятся также и запасные специальные детали к ним. Это всевозможные агрегаты, узлы и другие запасные части. Основное влияние на производство авиационной и ракетной промышленности оказывают инновационные материалы, которые выпускаются в металлургии и промышленности химического типа.

Производство ракет и другой авиации невозможно без использования составляющих компонентов электронной промышленности. Любой самолет оснащен электронным оборудованием, имеющим название «авионика». Более сложные летательные аппараты – спутники или ракетные установки – всегда оснащаются электронными компонентами, но уже более сложного вида.

Главные характеристики промышленности в сфере авиации и космоса

Для выпуска ракетно-космических и авиационных аппаратов требуется соответствующее оборудование, способное производить подобную продукцию. Кроме новых современных оснащенных станков также немаловажную роль играет и высокий профессионализм работников, занятых в данной промышленности. При выпуске космической и ракетной продукции часто необходимо использование ряда дополнительных функций. Например, для ракет потребуется дополнительная прецизионная обработка.

Факторами, влияющими на успешное развитие производства и выпуск аппаратов авиационной и ракетной промышленности являются:

  • достаточный опыт работы в данной сфере;
  • высокая работоспособность и профессионализм рабочей силы;
  • налаженный рынок продажи готовой продукции;
  • устойчивое материальное состояние;
  • эффективный расчет затрат на выпуск продукции;
  • диверсификационная работа на производстве.

Одними из самых перспективных составляющих в данной сфере выступают космическая техника и авиалайнеры.

Основные области использования ракетно-космической и авиационной продукции

В данный период времени авиационно-космическая и ракетная промышленность реализуется в следующих областях применения:

  1. Воздушный летательный транспорт. Такой вид транспорта необходим в нынешнее время, так как гражданские самолеты и другая авиация, применяемая в гражданских целях, пользуется большим спросом. Авиалайнеры, используемые для гражданских перевозок, занимают особое место в силу того, что человеческий пассажиропоток в сфере перелетов очень высок, многие люди предпочитают выбирать именно самолеты для своих поездок и путешествий. Также есть небольшие самолеты частного типа. Они используется чаще всего для полетов в бизнес целях.
  2. Ракеты и самолеты военного типа. Данные летательные аппараты производятся в виде истребителей, бомбардировщиков, самолетов-корректировщиков, штурмовиков, ракет боевого типа и тому подобных аппаратов. Каждый из них выполняет свое специальное назначение.
  3. Космическая техника. Данный вид летательных аппаратов выпускается в основном по государственному заказу. Выделяют 2 основных вида данных космических средств: беспилотники и летательные аппараты, управляемые пилотом.

Авиационная и ракетно-космическая промышленность вышла на достаточно высокий уровень производства и востребованности. На данном этапе времени эта сфера занимает одно из главенствующих звеньев во всей современной цивилизации.

Становление ракетно-космической и авиационной промышленности

В период научно-технической революции стала активно развиваться авиационная и ракетно-космическая промышленность, которая явилась отдельной отраслевой структурой машиностроения.

Данный вид производства выступает обособленным структурным подразделением, который производит конструирование, выпуск самолетов, ракет, космических кораблей и другой техники. Кроме того, отрасль занимается проведением испытательных работ указанных летательных аппаратов.

Как правило, собственником авиационных и ракетно-космических предприятий выступает государство, в отдельных случаях – частное лицо. Государственное производство такой промышленности играет важную роль для любой страны, так как повышает ее потенциал и престиж. Это происходит в силу обеспечения имеющихся потребностей внутри государства и реализации продукции за его пределы. Кроме того, данное производство дает возможность предоставления занятости граждан, а также удовлетворяет запросы других отраслей промышленности, нуждающихся в использовании некоторых категорий такой продукции

Список основных компаний [ править ]

Производители пусковых установок править

  • ЦСКБ ПрогрессСоюз-ФГ , Союз-У , Союз-2
  • ХруничеваПротон , Протон-М , Ангара (в разработке), Бриз-М
  • Производственная корпорация Полет

Двигатели править

Большой опыт, накопленный российской энергетической промышленностью в отношении всех типов ракетных двигателей, но особенно в отношении кислородно-углеводородного топлива и ступенчатых систем сгорания.

  • НПО Энергомаш
  • Производственная корпорация Полет
  • КБХА
  • КБХМ
  • Конструкторское бюро Кузнецова
  • Келдыша
  • ОКБ Факел
  • НИИМАш
  • ЦНИИМАш
  • Протон-ПМ
  • Воронежский механический завод

Услуги по запуску спутников править

  • Eurockot Launch Services
  • Международные запуски
  • COSMOS International
  • МСК Космотрас
  • Старсем
  • Морской старт
  • Наземный старт
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector