Кто такой ректор и что он делает

Южная Америка

Аргентина

Термин « ректор» используется для обозначения высшего должностного лица университетов и принадлежащих университету средних школ (например, Escuela Superior de Comercio Carlos Pellegrini ) в Аргентине . Каждый факультет ( исп . Facultad ) имеет своего декана.

Бразилия

Термин « ректор» ( португальский : Reitor ) используется для обозначения высшего должностного лица университетов Бразилии . Каждый факультет возглавляет директор, подчиняющийся ректору. В настоящее время, учитывая большие размеры некоторых университетов, должность проректора уступает позиции ректора. Проректор отвечает за управление определенной областью университета, например, исследованиями или высшим образованием .

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека,
  • лаборатории,
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью,
  • издательский отдел,
  • научно-методический отдел,
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Университет и город

Университеты — очень городское явление. Их появление отчасти вызвано результатом стремительного роста городов в эпоху высокого Средневековья (XI–XV века). Как же складываются отношения университета и города? На первый взгляд, неплохо. Университет выпускает новых юристов, медиков и прочих специалистов, чья работа идет на пользу горожанам; открывает новые больницы и исследовательские центры; создает дополнительные рабочие места; устраивает пышные юбилеи, привлекающие туристов; периодически обращается за услугами к частному бизнесу. Город снабжает университет всем необходимым (продуктами, книгами); разрешает пользоваться своими площадями, театрами и парками во время академических праздников; предоставляет место под новые учебные корпуса и общежития; создает студентам и профессорам комфортные бытовые условия.

Не забудем и еще об одной стороне в этом любовном треугольнике — государстве. Чем хуже становились отношения университета с монархом или правительством, тем сильнее ученое сословие сближалось с муниципальными органами власти. И наоборот. Например, в средневековой Англии университеты часто пользовались расположением правителей, а вот отношения с городами у них не складывались.

Доходило и до кровопролития. 10 февраля 1355 года в Оксфорде начался печально известный погром в День святой Схоластики: студенты, недовольные качеством вина, поданного в таверне, собрали своих сторонников, расправились с хозяином заведения, закрыли городские ворота и занялись грабежами и поджогами, правда, горожане быстро объединились и дали отпор. Со студентами-смутьянами расправлялись несколько дней.

Руководство Оксфордского университета, пытаясь защитить студентов, объявило виновником беспорядков городские власти. Король Эдуард III поддержал университет. Бургомистр и члены городского совета должны были каждый год 10 февраля ходить по улицам с непокрытой головой и платить университету штраф — по одному пенни за каждого убитого студента. Формально университет помирился с городом только в 1955 году!

Солидарность со своими студентами ректоры и деканы проявляли не всегда.

Немного о законодательстве

Свой статус учреждение получает после аккредитации. Только тогда вуз имеет право выпускать специалистов перечисленных специальностей и выдавать после обучения стандартные государственные дипломы.

Все вузы подразделяются на две основные группы: частные и государственные. Многие имеют достаточно много филиалов в разных населенных пунктах по всей стране и даже за рубежом. Обязательным для института, университета и академии является индивидуально составленный устав, который дает право каждому заведению быть независимым автономным учреждением.

Требования к вузам

  1. Различия между данными заведениями четко указана в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  2. О конкретных требованиях, предъявляемых государством к вузу можно ознакомиться в главе 2 (ч. 9). Обязательным действием государственных органов является проведение специального среза знаний и выставление итоговой общей оценки, после которой вуз может поменять статус, допустим, с университета на институт.

Чем выше университет в сравнении с институтом и академией

Существует ряд отличий данного вуза от академии и института.

  • Особое требование выдвигается для университетской программы, в которую должно входить обучение по 7 — ми специальностям. Если такое количество не набирается, тогда статус университета не присуждается. Аналогичных требований к институту и академии не выдвигается.
  • Исследования и научная работа должна проводиться одновременно по нескольким направлениям. Бюджет выделяется не менее 10 млн. руб. в год. Для сравнения: для института всего пять миллионов рублей, для академии — от 5 до 10 млн. руб.
  • Общие требования к уровню подготовки и опыту преподавательского состава более высокие — не меньше 60% обязаны иметь научные звания. В академии этот показатель меньше на 5%.
  • На каждые 100 человек студентов должно быть не менее 4 аспирантов, в других категориях достаточно на такое же количество двух аспирантов.
  • Для академии и университета выдвигается несколько дополнительных, но не менее важных требований: обязательное наличие электронной библиотеки и использование для обучения инноваций и различных новых технологий.
  • Если высшему учебному заведению не больше 5 лет, то количество преподавателей равняется 30 человекам, 9 лет — 40 человек, 10 лет и больше — 50 человек.

Анализируя все выше изложенное, делаем вывод: именно университет обладает самым высоким положением, выше, чем академия или институт. Несмотря на это, в совсем небольшой академии уровень профессионализма преподавателей может быть очень высокий, и, соответственно, знания будут лучше и обучение углубленней.

Топ — 12 лучших вузов в Москве

Данные представлены в виде таблицы, согласно самым востребованным специальностям за последнее время.

Специальность ВУЗ
Бухгалтерский учет, финансы ФА, РЭА, МГУ
Банки, инвестиции Те же
ТНП (товары народного потребления) ГУУ, МГУ, РЭА
IT, телекоммуникации МГТУ
Строительство, архитектура МГСУ, МАрхИ, МАДИ
Транспорт, логистика МАДИ, МИИТ, МАИ
Реклама, маркетинг МГУ, РЭА, ГУУ
Кадровые службы МГУ, ГУУ, РЭА
Технологии производства МГТУ, МАИ, МФТИ
Медицина, фармацевтика ММА им. Сеченова, РГМУ
Юриспруденция МГЮА, МГУ, МГИМО, ГУ-ВШЭ
Туризм, гостиничное хозяйство РМАТ, РУДН

Австралия

Термин «ректор» необычен в австралийских академических учреждениях. Исполнительному главе австралийского университета традиционно присваивался британский титул вице-канцлера, хотя в последнее время был принят и американский президентский срок. Термин «ректор» используется некоторыми академическими учреждениями, такими как жилой колледж Мельбурнского университета, Колледж Ньюман; частная школа для мальчиков Xavier College; и жилой колледж Сиднейского университета, Колледж Святого Иоанна (бенедиктинский).

Титул ректора иногда используется для обозначения главы подчиненного и географически отдельного кампуса университета. Например, исполнительный глава Академии сил обороны Австралии в Канберре, которая является кампусом Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, является ректором, как и глава Кэрнского кампуса Университета Джеймса Кука в Таунсвилле.

Как ранжируют ученые степени?

Российская система высшего образования предполагает также наличие двух званий для преподавателей вузов – доцент и профессор. Чтобы получить их, надо иметь определенный стаж преподавательской и исследовательской работы, опубликовать научные труды по своей специальности (согласно ВАК), включая монографии.

Доцент по своему статусу располагается ниже профессора, это сказывается как на престиже, так и на размерах оплаты. Достижение кандидатского уровня не делает преподавателя вуза автоматически доцентом, а получение докторского – профессором.

Чтобы получить степень, надо иметь опубликованные работы и защитить в диссертационном совете университета или научно-исследовательского института диссертацию. После успешной защиты документы направляются в ВАК, который принимает окончательное решение о присвоении ученой степени.

Ученая степень

Должность

Ученое звание

Членство в академии

лаборант

ассистент

старший преподаватель

кандидат наук

доцент

доцент

член-корреспондент

доктор наук

профессор

профессор

академик

заведующий кафедрой

Ученые степени в порядке возрастания в медицине

Не только медики-преподаватели вузов и сотрудники медицинских исследовательских центров, но и практикующие врачи ведут исследовательскую деятельность по своей специализации. Иерархия научных рангов в медицине такая же, как в других сферах теоретической деятельности. Выделяются две ступени: кандидат и доктор медицинских наук.

Кто может работать ректором

Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:

  • высшее образование (педагогическое или в сфере «экономики», «управления»);
  • опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;

  • звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;

  • ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).

Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:

  • государственных образовательных стандартов;

  • педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;

  • психологии;

  • теории и методов управления высшим учебным заведением;

  • экономики, социологии;

  • законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.

Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.

Специалист и магистр

Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра1.

Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».

Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти2 лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста – «инженер», «учитель», «экономист» и т.п.

1Некоторые направления не предполагают наличие магистрата.2Обычно срок обучения специальностям, не предполагающим возможность получения степени «магистр», составляет пять лет, а по специальностям, предполагающим такую возможность, – пять с половиной лет.

Где учиться

Флагманский педагогический вуз — БГПУ имени Максима Танка. Также во многих белорусских университетах есть подходящие специальности: БГУ, МГЛУ, БрГУ имени А. С. Пушкина, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, МГПУ имени И. П. Шамякина. Весь перечень смотри в каталоге вузов Адукара. Некоторые колледжи готовят учителей физкультуры, начальных классов, рисования и музыки.

Кстати, обладатели золотых и серебряных медалей за среднюю школу и дипломов о среднем специальном образовании с отличием могут поступить на педагогические специальности без экзаменов. Их перечень Министерство образования обновляет каждый год.

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека;
  • лаборатории;
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
  • издательский отдел;
  • научно-методический отдел;
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Трактовка понятий

Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность». В этом высшем учебном заведении (ВУЗ) готовятся специалисты по прикладным и основным наукам. В его главные задачи входит осуществление научно-исследовательской работы. Современные университеты и училища работают, как практические и учебно-научные комплексы.

ВУЗ состоит из нескольких факультетов с совокупностью разных дисциплин, составляющих основу знаний. Факультет является подразделением ВУЗа. В его функции входит подготовка студентов по нескольким схожим специальностям. К подразделениям факультета относится кафедра, занимающаяся подготовкой групп студентов либо ведущая научную работу в рамках конкретного направления.

Абитуриенты поступают на определённую программу образования (ПО) по предлагаемой ВУЗом специальности. Свой выбор относительно будущей профессии должен указать выпускник школы в заявлении. Для специальности высшего образования характерно направление подготовки, которое входит в закреплённое руководством направление и имеющее код.

У каждой специальности может существовать свой профиль обучения, который означает специализацию в конкретном сегменте знаний с учётом специфики отрасли. Базовый курс дисциплин в разных профилях одной специальности одинаковый. Например, профили по прикладной математике (ПМ):

  1. ПМ;
  2. математика в информатике;
  3. математическое моделирование в технике.

Ключевым объектом поиска считается не специальность, а ПО, так как он позволяет определить главные профессиональные навыки и знания, которые получит студент. Чтобы понять принцип работы конкретного ВУЗа, рекомендуется ознакомиться с его полной программой. Она предполагает профиль и форму обучения (очное/заочное отделение), стоимость и формат (на базе школы, СПО). Программа может отличаться в зависимости от названия университета.

Карьера: образование или способности?

В карьерном росте играет роль образование человека, но не всегда и не во всех областях

Можно назвать отрасли, где не важно, какое учебное заведение окончил человек и есть ли у него вообще диплом. Основную роль играют его организаторские способности и умение ладить с людьми

Например – фермерство,  ресторанный бизнес или кафе, торговля.

В других отраслях – педагогике, юриспруденции, науке, исследованиях – без образования не обойтись. По сути – человек начинает учиться в детстве и занимается этим всю свою жизнь, постепенно оканчивая вуз, магистратуру, после магистратуры – аспирантуру, докторантуру.

Мы попробуем разобраться, у всех ли может получиться стать авторитетным руководителем, выдающимся ученым или, например, ректором высшего учебного заведения.

Для этого проанализируем отзывы и опыт некоторых великих людей в своей области, которые впоследствии стали хорошими руководителями и привели свое учебное заведение к процветанию: стремились ли они в начале карьеры стать руководителями, что они думали по поводу менеджмента.

Кто может работать ректором

Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:

  • высшее образование (педагогическое или в сфере «экономики», «управления»);
  • опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;

  • звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;

  • ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).

Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:

  • государственных образовательных стандартов;

  • педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;

  • психологии;

  • теории и методов управления высшим учебным заведением;

  • экономики, социологии;

  • законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.

Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.

Личностные качества ректора

Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:

  • стрессоустойчивым;

  • коммуникабельным;

  • ответственным;

  • требовательным.

Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.

Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.

Личные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных характеристик. Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость

Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам

Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость. Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам.

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

Существенные различия

Расшифровка аббревиатуры вуз — высшее учебное заведение. Каждое такое учреждение должно иметь личный устав и уровень аккредитации, подтверждающий право на организацию преподавательской деятельности. Абитуриентам необходимо знать, что лучше и выше — институт или университет. И те и другие учебные заведения должны обеспечивать:

  • обучение студентов по разным программам;
  • качественную профессиональную подготовку;
  • проведение курсов повышения квалификации.

Образовательное учреждение высшего профессионального направления имеет право называться институтом, если:

  • не менее четверти выпускников окончили аспирантуру, получили докторскую степень по специальности не позднее 1 года с даты выпуска;
  • имеет развитую техническую базу для исследовательской и практической работы не менее чем в 5 профессиональных отраслях науки;
  • активно внедряет методы обучения и инновационные технологии, усовершенствует образовательный процесс и обновляет учебные программы;
  • включает в себя не менее 7 различных направлений обучения.

Основными аспектами, которыми вузы различаются, являются тип образовательного учреждения, количество кафедр и направлений обучения, процент выпускников по отношению к числу студентов. Большое значение играют также период существования образовательного учреждения, диапазон наук, по которым студенты получают знания, профессорско-преподавательский состав, отношение к инновациям, сумма, выделяемая заведением на исследования. Университетом называется вуз, который:

  • содержит не менее двух аспирантов на 100 студентов, обучающихся на разных уровнях;
  • имеет не менее 30 штатных преподавателей;
  • выполняет научную работу;
  • использует инновационные методы обучения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector