Что посмотреть и послушать: подборка о новых ролях и трендах в образовании

Могут ли роль методиста выполнять руководитель онлайн-проекта, продюсер или эксперт?

Чтобы разобраться, способны ли эти люди взять на себя задачи методиста, давайте разберемся, чем занимается в проекте каждый из них.

Руководитель онлайн-школы – это человек, который управляет всеми процессами проекта и принимает отчеты о проделанной работе. Он мыслит крупными категориями, для него онлайн-школа – это бизнес, который нужно вывести на эффективные показатели и обеспечить прибыль не только себе, но и всей команде.

Руководитель не только решает административные вопросы, руководит командой, но и отвечает за конечный продукт. Он работает в плотной связке с методистом и экспертом, продумывает стратегии продвижения, предлагает эффективные механизмы заработка.

Руководитель может выполнять роль методолога, но и не только его. Также он может совмещать обязанности продюсера, маркетолога и т.д.

Продюсер проекта – это специалист, без которого не может обойтись ни одна онлайн-школа. В большинстве случаев он выполняет функции руководителя, ищет интересных экспертов, организует их деятельность. Он может принимать участие в  упаковке и продвижении онлайн-курса. А также может составлять программу учебного процесса наравне с методологом. Еще он может выполнять задачи технического администратора, менеджера проекта, контент-менеджера, продумывать маркетинг и т.д.

Подробнее о продюсере онлайн-школы читайте в отдельной статье (ссылка).

Экспертом в образовательном онлайн-проекте называют онлайн-преподавателя, спикера, автора курса. То есть это человек, который владеет необходимыми знаниями и приемами для их донесения массовой аудитории. Он делится с учениками этими знаниями и своим опытом, создает на дистанционном занятии комфортную атмосферу, отвечает на вопросы учеников в специально отведенное для этого время (чаще всего – в конце вебинара). 

Эксперт работает вместе с методистом. Они планируют программу курса и продумывают онлайн-занятия. 

Об обязанностях преподавателя в онлайн-школе читайте в статье (ссылка).

Одному человеку трудно будет продумать сценарий, внедрить рекламу, запустить онлайн-курс и вести вебинары. Чаще всего инфобизнесменам нанять целый штат сотрудников не позволяет ограниченный бюджет. Но для создания и запуска онлайн-школы на начальном этапе достаточно будет этих трех человек:

  • эксперт, который будет вести вебинары и создаст контент учебного процесса (эти же задачи может выполнять руководитель проекта);
  • методист, который разработает образовательную модель и поможет эксперту из большого информационного пространства выбрать только полезные материалы;
  • продюсер, который будет отвечать за бизнес-процессы, рекламу, создание инфографики, а также продвижение курса в целом.

Добавим сюда еще технического администратора, без которого тоже онлайн-проект не будет существовать. Он работает с уже готовыми программами и сервисами и решает технические вопросы.

По мере масштабирования проекта можно будет подключать наемных сотрудников или пользоваться услугами фрилансеров для выполнения разовых задач (таргетолог, графический дизайнер, лендингист, копирайтер и т.д.)

О самых популярных профессиях в сфере EdTech читайте здесь (ссылка).

Почему профессия методиста сейчас так популярна

Кто: руководитель школы методистов Skillbox Евгения Ращупкина.

Где: на канале компании LMS-Service.

Про что: как стать востребованным методистом.

В интервью Евгения Ращупкина рассказала о личном опыте работы в образовании, о собственных проектах и о самых важных компетенциях для методистов. Послушать стоит и тем, кто ищет методистов для своих проектов, и тем, кто только входит в профессию. Вот список ключевых тем выпуска:

  • чем отличается работа методиста в России и за рубежом;
  • какие проекты для методистов ведёт Евгения;
  • к чему ведёт популярность профессии;
  • как искать хорошего методиста;
  • советы для новичков в профессии.


Изображение: LMS-Service / YouTube

Общие положения

1.1. Методист учебного отдела ВУЗа относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность методиста учебного отдела ВУЗа назначается лицо, имеющее образование [без предъявления требований к стажу работы/ и стаж работы по специальности не менее лет].

1.3. На должность методиста учебного отдела ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Методист учебного отдела ВУЗа должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— основы педагогики, педагогической психологии;

— основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— основы налогового, экономического и экологического законодательства;

— финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

— основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;

— современные формы и методы обучения и воспитания;

— правила ведения документации по учебной работе;

— основы делопроизводства;

— содержание программы обучения в образовательной организации и основных требований к их подготовке;

— содержание и порядок проведения занятий, методику учебных материалов для всех видов занятий;

— методику использования на всех видах занятий средств технического обучения;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Методист учебного отдела ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Какие у методистов возможности для специализации

— Как принято в крупных онлайн-школах, обучающих профессиям: методисты специализируются на конкретных направлениях?

— Как правило, да, есть распределение, причём внутри больших направлений оно может быть ещё глубже: условно говоря, на факультете дизайна кто-то работает только над курсами по диджитал-дизайну, а кто-то — только над курсами по дизайну среды. А вот в корпоративном образовании одному методисту обычно приходится работать с очень разными темами, потому что он обслуживает образовательные потребности разных специалистов.

— Какие ещё есть возможности для специализации у методистов, кроме предметно-тематических?

— Возможностей много! Можно специализироваться, например, на аудитории — обучение для детей или для взрослых, для людей «серебряного» возраста. На сфере — кому-то интересно работать в крупных онлайн-школах современных профессий, кому-то — в академической среде (в вузах ведь тоже методисты по-прежнему нужны), кому-то — с корпоративными заказчиками. На форматах — делать большие курсы, рассчитанные на несколько месяцев обучения, или, наоборот, маленькие. Да даже на методиках — можно заниматься вообще только игровым обучением, например.

И то, о чём мы уже говорили, — можно выбрать для себя определённый спектр профессиональных задач. Заниматься концептуальной работой или делать учебные материалы, сосредоточиться на дизайне образовательного опыта. Сфера большая, ролей для всех хватит.

— А бывают методисты-универсалы?

— Я бы сказала, что это методисты, которые просто ещё не определились, что им интереснее, поэтому пробуют разное. Всё равно со временем каждый, как правило, находит свою нишу.

— А в зависимости от того, работают методисты в онлайн- или офлайн-образовании, специализация есть?

— Методологически образование, обучение везде одно и то же, потому что работают одни и те же когнитивные законы. Психология, групповая динамика — в целом всё то же самое, отличается только образовательная среда. Да, это накладывает определённые особенности в том числе на методику.

Когда мы самостоятельно учимся на онлайн-платформе, этот опыт отличается от живого взаимодействия в классе с преподавателем и группой, потому что он менее иммерсивный и сама среда менее вовлекающая — гораздо легче на что-то отвлечься, больше соблазнов. Это определённый вызов и для преподавателей, и для методистов, им приходится думать, как сделать это обучение более вовлекающим.

Могут ли другие специалисты онлайн-школы выполнять обязанности методиста?

Проджект-менеджер — это специалист, который контролирует все процессы образовательного проекта. Он может работать вместо методолога, потому что подкован во всех направлениях создания курса. Но главная задача прожект менеджера создать мощный продукт, продумать и реализовать стратегию его продвижения, обеспечить качественную рекламу и большую прибыль.

Продюсер онлайн-школы выполняет схожие функции. Он продумывает стратегию развития онлайн курса, может заменять методолога, контент-менеджера, таргетолога, маркетолога, технического администратора.

Эксперт — человек, обладающий знаниями, которые продают. Он может составить образовательную программу без участия методолога. Но в каждом из случаев процесс запуска курса на рынок онлайн-образования будет не таким эффективным, как с методологом в команде.

Продюсер и проджект-менеджер получат больше свободного времени, если в штате будет работать методолог. Программа курса будет больше вдохновлять учеников, если эксперт переложит задачу ее оформить на методолога. 

Обойтись без методолога в команде можно, но если вы хотите получить результаты лучше — он нужен.

Зарегистрироваться на бесплатный вебинар здесь:
«Как открыть онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта»:
Регистрация

Права и ответственность

Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.Права методиста:

  • он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
  • методист — это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
  • также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
  • имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
  • может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.

Должностная инструкция методиста прописывает большую ответственность за весь образовательный процесс. Устав организации и инструкция — основные документы его работы.

Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.

Кто такой методист и чем он занимается?

Корни профессии уходят в XIX век. В это время в России появились советы практикующих учителей, которые стали обмениваться опытом.

Методист – это своего рода учитель-инструктор. Что входит в его обязанности?

  • Он помогает повысить качество образовательного процесса.
  • Разрабатывает учебные планы, форматы занятий, готовит материалы и задания для преподавателей.
  • Дает рекомендации, готовит методические материалы.
  • Может участвовать в подготовке презентаций и других материалов, которые используются на уроках.

Говоря простыми словами, методист онлайн-курсов – это человек, который организует учебный процесс и следит за его качеством. Помимо работы с педагогами, в обязанности методиста входит сбор обратной связи от учеников. Суть его работы – помогать улучшать занятия.

Например, методист образовательных программ в онлайн-школе может:

  • Составлять программы обучения, то есть содержание курса. Для этого он определяет, какие знания и навыки требуются выпускникам и чему их нужно обучать.
  • Готовить рекомендации для преподавателей и экспертов.
  • Помогать делать презентации к вебинарам.
  • Собирать информацию для курса.
  • Готовить практические задания и проверочные тесты.
  • Внедрять в процесс обучения игровые элементы.
  • Определять продолжительность занятий, расписание.
  • Вести аналитическую работу. Например, оценивать долю учеников, которые дошли до конца курса. Это важная метрика для онлайн-школ.
  • Проводить опросы студентов с целью узнать, что им нравится или не нравится.
  • Выполнять иные задачи, связанные с организацией учебного процесса.

Методист – это профессия, требующая разносторонних знаний и навыков. Она подойдет людям с аналитическим складом ума, которым нравится работать с информацией, обрабатывать данные, искать суть, обучать.

Как стать методистом и где учиться?

Есть два варианта: получить высшее педагогическое образование или пройти курсы.

Например, в вузах подойдут специальности: психология и социальная педагогика, психология образования, педагог начального образования, педагог школьной дисциплины. Затем необходимо получить педагогический опыт.

Второй вариант – пройти курсы в интернете. На них готовят специалистов для работы в онлайн-школах. Также они подойдут людям, которые хотят запускать свои учебные программы на профессиональном уровне. Например, бизнес-тренерам, коучам, фрилансерам.

Примеры курсов и интернете, где учат на методистов:

Название программы и ссылка на нее

Описание

Подходит новичкам, а также специалистам в области образования, которые хотят стать методистами. Вас научат составлять учебные программы, проектировать теорию и практику, мотивировать учеников, организовывать образовательный процесс и многое другое. Дипломный проект – разработка программы своего курса.

Обучение профессии с нуля. Включает программу курса, описанного выше, и дополнительные блоки. В частности, продюсирование. Вы сможете не только работать методистом, но и обучать других создавать образовательные программы.

Общие положения

В разделе «Общие положения» говорится о том, какими навыками и знаниями должен обладать методист и какими нормативными актами ему надлежит руководствоваться в своей работе. Оговариваются здесь и требования, предъявляемые к образованию и трудовому стажу.

Так, например, в туриндустрии к специалисту, не имеющему категории, требований к стажу по специальности обычно не предъявляется. Правда, действительно это лишь при условии, что он имеет высшее образование или прошел спецподготовку. Если же кандидат имеет среднее специальное образование, то для него обязательно прохождение спецподготовки и наличие стажа не менее 3 лет. Для специалиста 2 категории обязательным будет наличие 3-летнего стажа работы. Когда же речь идет о методисте 1 категории, тогда помимо высшего профессионального образования лицо должно иметь 3-летний стаж работы методистом 2 категории.

Что же касается методистов, работающих в образовательных учреждениях различного типа, мультимедийных библиотеках, методкабинетах и центрах, то для них может быть обязательно высшее профессиональное образование и 2-летний трудовой стаж по специальности. Старший же методист для назначения на должность должен проработать в должности методиста не менее 2 лет.

Чем занимается методист (в педагогике)?

Служебные обязанности методиста в образовании зависят от места его работы.

Методист в высшем учебном заведении составляет информационные базы данных, учебные планы и программы, обеспечивает документооборот, часто выполняет обязанности секретаря, например, ведет протоколы заседаний кафедры, находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Также методист принимает участие в организации внеучебных мероприятий – капустников, балов выпускников, дня посвящения в студенты.

Методист дополнительного образования контролирует процесс обучения, обеспечивает наличие необходимых технических средств, проверяет правильность заполнения документации, разработка учебных программ и планов. Кроме того, он помогает сформировать группы, проверяет качество уроков и посещаемость, ведет отчётность и подготавливает статистические данные.

Психолог-методист работает с педагогами, проводит семинары, тренинги, индивидуальные консультации.

Также, в обязанности методиста образовательного учреждения входит организация повышения квалификации педагогов, организация конференций, планирует работу образовательного коллектива в целом.

Преимущества и недостатки профессии

Преимущества

  • Возможность реализовать свой творческий потенциал
  • Востребованность на рынке труда           
  • Постоянное самообразование за счет изучения и внедрения новых методит
  • Возможность оказать влияние на воспитание и образование молодого поколения

Недостатки

  • Сложности, связанные со взаимоотношениями внутри коллектива
  • Большое количество обязанностей

Важные личные качества методиста (в педагогике)

  • организаторские способности,
  • любовь к учебе,
  • порядочность, честность, высокая ответственность,
  • аккуратность, организованность, чувство такта,
  • внимательность,
  • аналитические способности,
  • умение анализировать и систематизировать большой объем информации.

Как найти методиста?

  • Если вам нужен сотрудник на удаленную работу или фрилансер для выполнения разового проекта, добавьте вакансию на сайт Kadrof.ru. Это бесплатный сервис для работодателей.
  • Чтобы найти сотрудника в офис, можно разместить вакансию на сайте HH.ru или Яндекс.Работа.

Рекомендуем

Профессия оператор Call-центра

Это популярная профессия, которая позволяет зарабатывать в интернете без специальной подготовки и образования. Многие компании набирают …

Профессия руководитель группы фрилансеров

Обычно руководителями группы фрилансеров становятся востребованные специалисты, которые создают свою команду для обработки большего числа …

Как стать методистом онлайн-школы

Сейчас есть множество курсов, которые обучают на методолога онлайн- курсов. Мы рекомендуем проходить платные программы. В них предусматривается практика на реальных проектах, которые потом можно оформлять в портфолио. Наличие портфолио сильно помогает найти первых заказчиков. К тому же обратная связь от кураторов платных курсов позволяет быстро войти в профессию и получить большую фору перед специалистами, которые занимаются самообразованием.

Куратор онлайн курсов — что входит в обязанности специалиста, какие перспективы у профессии и кому она подойдет — рассказали здесь.

Какое тестовое задание может предложить заказчик методисту?

Чтобы определить, насколько вы разбираетесь в особенностях работы, методолог или заказчик может предложить следующие задания:

  • Переделать несколько листов чернового материала в слайды, готовые для презентации. 
  • Выделить суть из текста, который потом нужно добавить на слайд или передать эксперту для выступления. Цель: убрать из текста воду, отступления от темы, поменять местами абзацы или добавить логические переходы между мыслями. 
  • Подобрать яркие картинки-образы, которые будут размещены на слайдах презентации. Качественно выбранные образы помогают лучше запомнить информацию, буквально заякорив ее. 
  • Визуализация основных мыслей из фрагмента книги в виде схемы mind map. 

Эксперт или продюсер может попросить выполнить тестовое задание и к этому нужно быть готовым. Если у вас уже есть готовое портфолио, выполнять тестовое задание может не понадобиться. 

Как развиваться в профессии методолога онлайн-курсов

Изучайте больше программ для создания презентаций. Привычных Word или Power Point часто не хватает для добавления анимаций или интерактива. Чем большим количеством инструментов вы будете обладать, тем выше сможете повышать стоимость своей работы.
Смотрите примеры других образовательных программ

Обратите внимание, как работают конкуренты. Такой анализ может помочь набраться новых идей, которые дополнят нынешние курсы, с которыми вы работаете. Это повышает насмотренность и добавляет вдохновения. 
Научитесь хотя бы основам дизайна

Хороший методолог может сам работать с макетами и образами. Может использовать готовые варианты, как основу, но умеет их редактировать самостоятельно — а значит, сэкономит на оплате услуг дизайнера. 

Это повышает насмотренность и добавляет вдохновения. 
Научитесь хотя бы основам дизайна. Хороший методолог может сам работать с макетами и образами. Может использовать готовые варианты, как основу, но умеет их редактировать самостоятельно — а значит, сэкономит на оплате услуг дизайнера. 

Заключение

В заключение осталось напомнить, что с должностной инструкцией претендента необходимо ознакомить еще до того момента, как с ним будет подписан трудовой договор. Причем данный факт должен быть подтвержден личной подписью соискателя на этом документе. Типовой образец должностной инструкции методиста
вы можете скачать на нашем сайте.

Повышение профессионального уровня учителей всегда был одним из актуальных вопросов в системе образования. В России 19 века создавались педагогические советы, где практикующие учителя делились мастерством и личным опытом. На этой базе уже к 20 веку стала формироваться профессия методиста, учителя-инструктора.

Методистом является педагог, работающий в любой сфере образования, умеющий грамотно и профессионально сформулировать план и методы ведения работы. Для работы методисту необходимы знания таких дисциплин, как педагогика и психология, умение вести документацию, и знание различных общеобразовательных программ. Хорошие специалисты умело разрабатывают свои, авторские программы и методы и грамотно внедряют их в работу преподавателей.

Часто задают вопрос, в чем суть работы методиста? Кто он? Помощник? Наставник? Советчик? Все эти определения не отражают главного качества методиста. Методист – человек, который профессионально владеет методом, теоретик и практик в одном лице.Методистами, как правило, становится человек, идущий на несколько шагов впереди своих коллег, профессионал, заинтересованный своим делом.

Какими качествами и способностями должен обладать методист? Основные качества это: способности организатора и лидера, умение объединить рабочий коллектив, грамотно дать нужное направление практикующим специалистам. Методист должен быть хорошим оратором, уметь донести идею до слушателей в понятной и доступной форме. Коммуникабельность и эрудиция – непременные атрибуты хорошего методиста. Профессия требует постоянного повышения образования и личного мастерства, расширения кругозора. И без личного призвания хорошим методистом стать невозможно.

Профессию методиста невозможно получить в учебном заведении, но должность специалиста по методике существует в любом образовательном учреждении, от детского сада до ВУЗа. Методистом, чаще всего является профессиональный педагог, энтузиаст своего дела. И тут, основным формирующим качеством становится желание помочь людям. Найти и дать метод, направление образовательной работы и сделать ее наиболее эффективной и интересной.

В методической работе нет четких и определенных обязанностей, деятельность базируется на личной инициативе и профессиональной активности методиста. Форму разработки и внедрения новых программ методист выбирает сам. Это могут быть обучающие лекции, семинары, консультации и проведение тренингов. Человек, являющийся методистом не по должности, а по призванию, всегда сможет выбрать нужную и правильную линию работы.

Профессиональная система методической практики с педагогическими коллективами сформировалась в России около 170 лет тому назад. В настоящее время в нее входят дошкольные и школьные методические кабинеты, городские, региональные методические центры, институты повышения квалификации.

Скачать должностную инструкцию
методиста учебного отдела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector