Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Содержание:
- Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
- Функции религии:
- Тема: «Анализ схем и таблиц»
- Институты социализации
- Темы эссе по социальной психологии
- Типы религиозных организаций:
- Ограничители свободы человека в обществе
- Особенности ЕГЭ: на что обратить внимание?
- Что такое творчество?
- Какие темы по обществознанию для ЕГЭ важно знать
- Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
- Алгоритм написания эссе:
- Социализация
- План эссе по обществознанию
- Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
- Темы эссе по экономике
- Общение.
- Свобода и ответственность в человеческой деятельности
- Стиль искусства
- Структура деятельности
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Готовиться к экзамену лучше по пособиям, учитывающим изменения ЕГЭ 2022 по обществознанию от ФИПИ, а новые задания и их группы тщательно изучить по критериям и примерам работ от знающих преподавателей. Это поможет избежать ошибок на экзамене и лучше изучить формат этого года.
Обращаться к заданиям прошлого года можно при условии, что они не были изменены или были изменены несущественно. Не забывайте об изменении нумерации в варианте!
Вторую часть желательно всегда отдавать на проверку экспертам, преподавателям или кураторам, особенно первое время. Новое правило о избыточной информации задает более строгие рамки, чем было раньше, поэтому взгляд со стороны на решение нужен обязательно!
Да, изменения в ЕГЭ по обществознанию — это нечто неожиданное и, на первый взгляд, сложное. Но при регулярной практике, нарешивании заданий нового формата вы сможете обойти других выпускников, не знакомых с изменениями, получить высокие баллы и поступить в университет мечты!
Функции религии:
- Мировоззренческая – формируется религиозное мировоззрение.
- Регулятивная – регулирует поведение человека посредством норм и ценностей.
- Коммуникативная— общение верующих друг с другом и с Богом.
- Компенсаторная – это своего рода утешение, когда людям земные тяготы и лишения кажутся несущественными и даже оправданными.
- Целительная – религиозное исцеление души и тела
- Интегративная – религия способствует объединению людей именем Бога.
- Прогнозирующая – содержит совокупное представление верующих о будущем человечества (пророчество о конце света. Страшном суде).
- Управляющая и контролирующая – с помощью различных религиозных средств (посланий, поощрений, санкций) служители церкви руководят и направляют жизнь верующих
- Транслирующая – передача из поколения в поколение религиозной культуры, ценностей.
- Легитимная – поддержка существующего строя, порядка, «благословение» правителя, его деятельности.
Тема: «Анализ схем и таблиц»
За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году
Задача 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций | ||
хозяйственное партнёрство | производственный . . . | государственное и муниципальное … |
Задача 2
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИИ РЫНКА | |
Посредническая | Соединение интересов производителей товаров и их потребителей |
. . . | Избавление рынка от неэффе… |
Задача 3
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВЕТВИ ВЛАСТИ | ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
Законодательная | . . . |
Исполнительная | Правительство |
Судебная | Конституционный суд, Верхо… |
Задача 4
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА | ПРИМЕРЫ |
Внутренние | Регулирование экономики, кредитно-денежная, антимонопольная политика |
. . . | Развитие сотрудничес… |
Задача 5
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тенденции развития современного образования
НАЗВАНИЕ | |
Гуманитаризация | Усиление в содержании обучения блока обществоведческих н… |
Задача 6
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры
ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Наука | Область человеческой деятельности, направленная на выра… |
Задача 7
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
. . . | Происходит в условной ситуации, важен процесс, а не результат |
Труд | Деятельность, направленная на… |
Задача 8
Запишите слово, пропущенное в таблице.
. . . | ПРОИЗВОДСТВА |
Постоянные | Не меняются при изменении объёмов производства |
Переменные | Меняются в зависимости от объёма производимой … |
Задача 9
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Экономический рост
ТИП РОСТА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Экстенсивный | Достигается за счёт увеличения количества ресурсов |
. . . | Достигается за счёт … |
Задача 10
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Акцизный сбор (акциз) | Косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления высокой р… |
Задача 11
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Земля | Естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и исполь… |
Задача 12
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Свойства ценных бумаг
СВОЙСТВО | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Обращаемость | Способность выступать в качестве платёжного инструмента |
. . . | Способность б… |
Задача 13
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Признаки государства
Признак | Сущность |
Монополия на правотворчество | Исключительное право государства издавать законы и иные нормативно-пр… |
Задача 14
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура труда | ||||
. . . . . . . | предметы (объекты) | цель | средства | результат |
Задача 15
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура духовной сферы
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ | |
Религия | Форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное |
Искусство | Отражение об… |
Задача 16
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
. . . | Человек как сочетание неповторимых индивидных и личностных свойств, его уникальность |
Личность | Человек ка… |
Задача 17
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Политика государства в мировой торговле
КАТЕГОРИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Протекционизм | Защита интересов отечественного товаропроизводителя от ин… |
Задача 18
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Отрасли права
ОТРАСЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Гражданское право | Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения |
Т… |
Задача 19
Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы «Принципы государственного устройства РФ».
Принципы государственного устройства РФ
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА | СОДЕРЖАН… |
Задача 20
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА | ОТРАСЛИ ПРАВА |
. . . право | Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, эколог… |
1
…
Институты социализации
Институты социализации – это социальные учреждения которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.
К институтам социализации относятся:
- семья
- школа
- вуз
- армия
- спортивная школа
- музыкальная школа
- церковь
- СМИ и другие.
Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).
Человек – это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Темы эссе по социальной психологии
- «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель
- «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс
- «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль
- «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин
- «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн
- «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский
- «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев
- «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр
- «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр
- «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр
- «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
- «Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов
- «Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин
- «Люди существуют друг для друга». М. Аврелий
- «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой
- «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир
- «В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант
- «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н. Леонтьев
- «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман
- «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с
- ними общего». Д. Рескин
- «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он
- должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден
- «Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев
- «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
- «Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
- «Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо
- «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел
- «Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади
- «Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер
- «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон
- «Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин
- «Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт
- «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден
- «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин
- «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
- «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон
- «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган
- «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Б.Брехт
- «Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер
- «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» Д. Дьюи
Типы религиозных организаций:
- Церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
- Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
Деноминация — секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру (кальвинизм).Культ. Свободен и неустойчив
Главное внимание индивидуальному опыту
Разновидности культа:
- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы
- умилостивительный культ— комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Депривация— положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Атеизм — система взглядов, отрицающая существование Бога.
Адепт – приверженец религиозного учения.
Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.
Фундаментализм — религиозный фанатизм.
Ограничители свободы человека в обществе
- Закон. Человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
- Свобода другого человека, поэтому человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
- Обязанности – это действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами (обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.)
- Ответственность – это необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми ( юридическая , политическая, нравственная ответственность).
Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности, отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.
Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности выбора, а значит, и отрицание свободы вообще.
Особенности ЕГЭ: на что обратить внимание?
Если вы начали готовиться к ЕГЭ по обществознанию в девятом или десятом классе, взгляните на изменения в ЕГЭ по обществознанию 2021 года.
Например, в задании, где нужно составить план по теме, в каждом из пунктов теперь должно быть не меньше трех подпунктов.
Также в задании 29 есть новое требование – правильно сформулировать одну (или больше) идей, которую затронул автор и раскрыть с опорой на обществоведческие знания.
Чтобы готовиться к ЕГЭ по обществознанию эффективно, уделите время правилам написания эссе. Тщательно выбирайте примеры – должно быть не менее двух социальных фактов или примеров из источников:
- Из общественной жизни современного общества (факты, материалы СМИ)
- Из истории (в том числе из истории техники, науки и искусства)
- Из личного социального опыта (из прочитанных вами книг, фильмов, событий из жизни)
Что такое творчество?
Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
- Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
- Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.
Отличие деятельности человека от активности животного
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных — это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |
Какие темы по обществознанию для ЕГЭ важно знать
Вот основные блоки, по которым нужно готовиться к ЕГЭ по обществознанию, чтобы на экзамене ответить на любой вопрос:
- Человек и общество. О познании и мировоззрении человечества, морали и этике, религии и ее развитии, науке и искусстве.
- Социальные отношения. О конституции, семье, брачных отношениях, конфликтах.
- Основы экономики. О производстве и производственных отношениях, финансовых и налоговых системах, видах рынков.
- Основы политики. О политических системах, системах органов власти, функциях, обязанностях государственной власти.
- Правоведение. О конституционных правах человека, законодательных, исполнительных и судебных органах государства.
Все эти темы распределены отдельно по первой части и по второй. В первой части обычно задания построены так:
- Задания 4-6 – Человек и общество
- Задания 7-10 – Экономика
- Задания 11,12 – Социальные отношения
- Задания 13-15 – Политика
- Задания 16-19 – Право
Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:
- в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
- исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
- привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.
Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.
Алгоритм написания эссе:
- Внимательно прочитать все высказывания. Выделить одну или несколько основных идей. Сформулировать один или несколько тезисов в контексте высказывания, которые требуют обоснования.
- Подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их.
- Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.
- Качество приводимых фактов и примеров:
- примеров должно быть не менее двух, но можно привести и больше.
- в качестве источников могут использоваться факты общественной жизни, личного социального опыта (прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
- они должны быть приведены без ошибок, конкретные и развернутые
- пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.
Смотри также:
- Критерии оценивания развернутых заданий ЕГЭ по обществознанию.
- Приблизительный список тем эссе по 5 направлениям для ЕГЭ по обществознанию
- Шаблон эссе по обществознанию
- План (структура) эссе по обществознанию
Социализация
Социализация — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом; это процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.
Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.
План эссе по обществознанию
Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:
- Сделать вступление.
- Написать теоретическую часть.
- Первый аргумент и его пояснение.
- Второй аргумент и его пояснение.
- Вывод.
Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.
Вступление
В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.
Пример:
«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).
Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.
Для вступления вы можете использовать следующие клише:
- В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
- Смысл её/ его слов заключается в следующем: …
Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.
НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.
Теоретическая часть
В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.
Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.
Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».
Первый и второй аргументы
С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.
Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:
«Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.
В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:
«Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.
Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.
Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.
Вывод
Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.
В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:
«Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
К ЕГЭ по любому предмету можно готовиться самому. Для этого существуют учебники, различные бесплатные сервисы, например открытый банк ФИПИ. Но результат будет не таким эффективным, как если бы вы посещали курсы или дополнительные занятия в школе. По большому счёту, вы столкнётесь с двумя главными трудностями:
- Если вам сложно будет разобраться с той или иной темой, вы потратите много времени на её понимание. Да, скорее всего, вы разберётесь, но сколько вы потеряете ценных минут или часов? Сказать сложно.
- Проверка второй части. Многие задания, где надо давать развёрнутый ответ, имеют различные варианты правильных решений. Их все невозможно уместить в свою работу. В конечном счёте вам сложно будет понять, ответили вы верно или нет.
Темы эссе по экономике
- «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
- «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
- «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
- «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
- «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
- «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
- «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
- «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
- «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
- «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
- «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
- «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
- «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
- «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
- «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
- «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
- «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
- «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
- «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
- «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
- «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
- «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
- «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
- «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
- «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
- «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
- «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
- «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
- «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
- «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
- «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
- «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
- «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
- «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
- «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
- «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
- «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
- «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
- «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
- «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
- «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
- «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
- «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
- «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте
Общение.
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Функции общения
- Социализирующая — формирование личностных качеств.
- Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
- Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
- Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения.
- Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
- Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
- Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
- Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
Следует отличать общение от коммуникации.
Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения» (например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).
Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.
Свобода и ответственность в человеческой деятельности
Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Условия существования свободы
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
Стиль искусства
Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления, индивидуальной манерой художника.
Стили искусства:
Романский или готический. Признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, скульптур, резьбы.
Барокко. Признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.
Рококо. Признаки: изысканность форм, причудливость орнамента.
Классицизм. Признаки: ясность, гармония, чёткость, простота. Обращение к образам и формам античности как наиболее совершенным.
Сентиментализм
Признаки: внимание к душевному миру человека, чувственность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.
Романтизм. Признаки: утверждение национального и индивидуального своеобразия, изображение идеальных чувств и героев, стремящихся к свободе, вольность, индивидуализм, драматизм.
Реализм – Признаки: правдивое, объективное отражение действительности.
Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект — субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат
Вся деятельность человека – это череда постоянных действий.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают (по Веберу М):
- Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
- Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
- Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
- Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.