Профессия олигофренопедагог
Содержание:
- Какая зарплата у олигофренопедагогов?
- Где учат
- Особенности профессии
- О профессии Олигофренопедагога, которую можно получить в Симферополе
- Зачем олигофренопедагогу повышать квалификацию и как это сделать?
- Получение знаний
- О профессии Олигофренопедагога, которую можно получить в Сургуте
- О профессии «Олигофренопедагог», которую можно получить в Благовещенском государственном педагогическом университете в Благовещенске
- Как стать дефектологом
- Клиническая картина олигофрении
- Особенности
- ДИАГНОСТИКА
- Симптомы олигофрении
- Какие выводы можно сделать?
Какая зарплата у олигофренопедагогов?
Также можно устроиться в частные центры детского развития, образовательные учреждения, где уровень зарплаты всегда выше. Но для этого обычно нужны стаж, рекомендации, сертификаты о прохождении курсов по разным методикам работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, документы об участии в профессиональных мероприятиях. Родители должны понимать, за что они платят деньги. Стоимость частных консультаций и занятий с олигофренопедагогом зависит от наличия у специалиста отзывов и начинается с отметки от 400-500 рублей в час.
Современное общество стремится не оградить от себя детей с интеллектуальными нарушениями, а интегрировать их в социум. И олигофренопедагоги вместе с родителями могут добиться для них самостоятельной, полноценной и комфортной жизни.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Где учат
Московский педагогический государственный университетДефектологический факультетСпециальность «Специальное (дефектологическое) образование»Профиль обучения «олигофренопедагогика»Московский городской педагогический университетФакультет специальной педагогикиСпециальность «Специальное (дефектологическое) образование»Профиль обучения «олигофренопедагогика»Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.ШолоховаДефектологический факультетСпециальность «Специальное (дефектологическое) образование»Профиль обучения «олигофренопедагогика»А также региональные педагогические вузы с дефектологическими факультетами.
Особенности профессии
Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии.Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.
Задача олигофренопедагога – дать ребёнку-инвалиду возможность жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям.Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают.Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.
О профессии Олигофренопедагога, которую можно получить в Симферополе
Бакалавриат и специалитет2
Вузы1
Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний, но и готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и
Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний, но и готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.
В задачи олигофренопедагога входит:
- Проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
- Осуществление дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
- Консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
- Проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
- Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях;
- Профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью воспитанника;
- Оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения детям с нарушениями интеллектуального развития;
- Организация и проведение научно-исследовательской работы.
Эти специалисты могут работать в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.
Развернуть
Зачем олигофренопедагогу повышать квалификацию и как это сделать?
Олигофренопедагоги, как и все работники образования, повышают квалификацию не реже 1 раза в 3 года. Это позволяет поддерживать профессиональные знания и навыки в актуальном состоянии, узнавать о новых разработках в сфере работы с детьми с нарушениями интеллекта. Повышать квалификацию нужно как для сохранения рабочего места, так и для продвижения по карьерной лестнице.
В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» можно пройти дистанционные* программы повышения квалификации по преподаванию детям с нарушениями интеллекта разных предметных областей (математики, естествознания, русского языка и т. д.) с учетом требований ФГОС.
Получение знаний
Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми, должен понимать физиологию имеющихся у них нарушений, владеть коррекционными способами и уметь оценить итоги проделанной им работы. А для этого необходимо пройти соответствующее обучение олигофренопедагогике. Для этого можно поступить в Московский государственный педагогический университет. В этом вузе имеется дефектологический факультет, готовящий специалистов по данному направлению. Профилем обучения является олигофренопедагогика.
Получить профессию олигофренопедагога можно и в некоторых других высших учебных заведениях регионов России.
О профессии Олигофренопедагога, которую можно получить в Сургуте
Бакалавриат и специалитет1
Вузы1
Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний, но и готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и
Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний, но и готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.
В задачи олигофренопедагога входит:
- Проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
- Осуществление дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
- Консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
- Проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
- Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях;
- Профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью воспитанника;
- Оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения детям с нарушениями интеллектуального развития;
- Организация и проведение научно-исследовательской работы.
Эти специалисты могут работать в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.
Развернуть
О профессии «Олигофренопедагог», которую можно получить в Благовещенском государственном педагогическом университете в Благовещенске
Бакалавриат и специалитет2
Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний, но и готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и
Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний, но и готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.
В задачи олигофренопедагога входит:
- Проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
- Осуществление дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
- Консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
- Проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
- Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях;
- Профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью воспитанника;
- Оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения детям с нарушениями интеллектуального развития;
- Организация и проведение научно-исследовательской работы.
Эти специалисты могут работать в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.
РазвернутьСвернуть
Как стать дефектологом
Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.
В программу обязательно включают следующие дисциплины:
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
- речевые практики;
- нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
- генетика;
- психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.
Необходимые качества специалиста
Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.
Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:
- имеют организаторские способности;
- умеют быстро принимать решения;
- внимательны и терпеливы;
- психологически устойчивы;
- любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
- могут проявить строгость, когда это необходимо;
- коммуникабельны;
- неравнодушны к чужим проблемам.
Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.
Кому противопоказана специальность
У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:
- нарушениями зрения, слуха или речи;
- психическими расстройствами;
- заболеваниями ЦНС;
- судорогами или потерей сознания;
- проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.
Условия труда
Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.
Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.
Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.
Рабочее место
Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:
- школы;
- детские дома, сады и интернаты;
- медицинские и реабилитационные центры;
- санатории.
Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.
Плюсы и минусы профессии
Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- оказание помощи другим людям;
- работа с детьми;
- востребованность специальности;
- возможность карьерного роста;
- многогранность дефектологии как науки.
Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:
- постоянные психоэмоциональные нагрузки;
- успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
- небольшая заработная плата;
- много должностных обязанностей;
- ежедневное общение с людьми;
- возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.
Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.
Клиническая картина олигофрении
Выраженность клинической картины при олигофрении определяется степенью недоразвитости, о чем говорится выше. В то же время любому проявлению олигофрении свойственен комплекс отклонений, на основании которых возникают подозрения на соответствующий диагноз, в дальнейшем производится дифференциация. Клиническая картина олигофрении характеризуется:
диффузным слабоумием — страдает и познавательная деятельность, и личностное развитие;
признаками недоразвития интеллекта и мышления, а также другими психическими функциями, как то восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля;
преимущественным недоразвитием онтогенетически молодых функций — мышления и речи, а значит, неспособностью к обобщению, отвлеченным ассоциациям, преобладают сугубо конкретные связи, не выходящие за пределы привычных представлений;
сформированными на фоне слабого абстрактного мышления особенностями восприятия, внимания, памяти; память недоразвита;
задержкой физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка);
пороками развития отдельных органов и систем — различными дисгенезиями и дисплазиями, наблюдающимися еще на этапе внутриутробного развития;
Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.
Особенности
Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.
Основные обязанности:
- осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
- работа с медкартами пациентов;
- выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
- проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
- проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
- работа с педагогами, родителями детей;
- изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
- помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
- научная работа, ведение документации.
Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.
Плюсы
- Оказание помощи детям и подросткам.
- Профессия важная и нужная.
- Перспективы карьерного роста.
- Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
- Многогранность дефектологии.
- Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
- Социальный пакет, работа с приятными коллегами.
Минусы
- Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
- Сложности, возникающие во время общения с детьми.
- Психоэмоциональные нагрузки.
- Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
- Маленькая заработная плата.
- Огромное количество должностных обязанностей.
ДИАГНОСТИКА
Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.
Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.
Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.
Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.
Симптомы олигофрении
Нарушение абстрактного мышления.
Задержка психического развития всесторонняя.
Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные.
Внимание рассеянное. Память ослаблена.
Память ослаблена.
Задержка личного развития.
Задержка физического развития
В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.
Какие выводы можно сделать?
Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри
Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки
Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).
В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.