Профориентолог

Содержание:

Для взрослых

Если вам надоело работать “по диплому”, а не по “зову души”, пришло время, наконец, понять, к какой профессии имеете способность. Методики на выбор профориентации для взрослых людей помогут понять себя и переквалифицироваться в любом возрасте.

Тест на профориентацию – Викиум

Здесь вы увидите 30 вопросов, ответы на них занимают до 15 минут. После окончания тестирования увидите список рекомендуемых профессий и официальный отчет о ваших индивидуальных качествах. Для прохождения теста необходима регистрация на сайте.

Методика от Викиум помогает определить, какая профессиональная направленность именно у вас. Узнаете свои слабые и сильные стороны в разных сферах деятельности, а также личностные особенности. Результаты тестирования показывают, почему вы продуктивны в определенной деятельности и что нужно сделать, чтобы повысить эту продуктивность в других сферах.

Выбор профессии по объекту труда и действию с ним – ПрофГид

Классный тест, состоит из 28 окошек, в которых описаны объекты интереса человека. Вам необходимо выбрать тот, что наиболее заинтересовал. После этого кликаете на понравившееся действие.

После выполнения этих 2 шагов перед вами будет список профессий. Каждая профессия описана, а также указано, где можно обучиться по этой специальности. Меня поразила простота методики и ее информативность. А вот список образовательных учреждений вообще удивил – я еще не встречала такое сопровождение к результатам тестирования! Подходит для всех: взрослых и подростков.

Тест на профориентацию – WhyEducation

Вам предлагается ответить на 30 вопросов, которые связаны с разными видами профессиональной деятельности. В опроснике три варианта ответа: “Да”, “Затрудняюсь ответить”, “Нет”. Вам нужно выбрать один из них. Старайтесь отвечать определенно, второй вариант выбирайте, когда уже точно не знаете, как отвечать. Это поможет максимально точно определить ваши профессиональные наклонности.

Вы встретите утверждения, которые связаны не только с определенной профессией, но также с вашими способностями, например: “Я не могу рассчитать время, которое займет дорога на работу”. Здесь происходит оценка ваших способностей к самоорганизации и пунктуальности. Методика используется профессиональными психологами, поэтому смело можете приступать к тестированию.

Профориентационная анкета – Смартия

Вам предстоит ответить на 27 вопросов. Анкета помогает определить, каких целей в работе вы стараетесь достигать: ориентация на себя (самореклама, учет своих достижений), на результат (любыми способами, но добиться результата поставленной задачи), на команду (переживаете, чтобы все члены команды достигли максимальных результатов в общей деятельности).

Методика отлично подходит для выбора нужного сотрудника. Ее используют менеджеры по персоналу в компаниях, ориентированных на командную работу. Для себя можете пройти, чтобы увидеть, какие цели для вас наиболее важны.

Профессиональный тип личности: какие профессии вам подходят? – Смартия

Опросник состоит из 30 утверждений. Создан на основе теста Холланда под редакцией Резапкиной. Действительно, классная методика, которую можно пройти бесплатно и без регистрации.

Тестирование поможет определить, какие профессии вам больше всего подходят. Основан на сравнении основных профессий, где вы выбираете ту, что в этой паре вам больше нравится. Например, ветеринар или эколог. И под этим утверждением первый и второй вариант – вам нужно выбрать один. Если обе профессии вам не по душе, выбираете из двух зол меньшее.

Что вам подходит? – Смартия

Легкий опросник, состоит из 20 вопросов. Результаты тестирования помогут определить, в какой сфере вам будет приятнее работать.

Здесь речь идет не о профессиях, а о действиях. Например, что вам приятнее делать: помогать больным или составлять схемы. Вы выбираете тот вариант, что наиболее подходит. Здесь по типу предыдущей методики – если ничего не нравится, выбираете из двух вариантов более приятный.

А вот о том, какие обычно бывают неполадки у взрослых, приходящих на профориентацию.

Взрослые люди, которые приходят ко мне на консультацию иногда не умеют произвести качественную инвентаризацию своих драгоценностей. Они, например, знают фотошоп и думают: ну, это фигня! Ерунда! А в действительности, если объединить фотошоп и желание рисовать, творить, работать в свободном режиме — кое-что дают. А что дают? А возможность пойти по пути превращения в графического дизайнера.

Они говорят: ну, кому я нужен в свои 36 лет. 46 лет. В душе они надеются. И правильно надеются. Тому, кто адекватен и терпелив — найдется дело по душе и по силам. Радостное дело.

Иногда взрослые пройдя какой-нибудь тренинг личностного роста приходят и говорят: моя работа должна давать мне духовную гармонию. И они требуют этой гармонии с меня, с профориентолога. Они думают, что теперь все дело во мне. А я тут со своими сермяжными правдами: надо трудиться, надо получить не просто работу, а профессию, развиваться в ней. Божественная благодать — удел людей, которые знают, что не обманывают, не принуждают, не отнимают у людей их свободы и хлеба и приносят пользу.

Частенько такие требовательные люди сами-то никогда никому ничего не сделали хорошего. А только сидели на шее мужчин (женщин) или родителей. Наверно, разгадка их страданий в этом. Они мучительно ждут чуда. А чуда не происходит. Потому что чудо — это восход солнца, рождение ребенка и человеческая доброта. Идите и смотрите восход. Если это не чудо для вас — молитесь.

Такой человек выдвигает возражения на всё, на каждый постулат. Надо учиться? А я не хочу чему попало учиться. Пока учишься — надо работать? А я не хочу где попало работать.

Человек будто играет в игру с судьбой. Он стоит так кокетливо вполоборота к судьбе и капризно говорит: «Судьба! Послушай, Судьба! Я хочу быть знаменитой и богатой! Я хочу гармонично жить. Но только имей в виду, Судьба, что я ничего не хочу делать для этого! Или, Судьба, возьми и отнеси меня на руках к моему счастью. Я по-другому не согласна».

Тут уж не до профориентации. Тут надо делать глубокую психологическую коррекцию.

Бывает и вот как. Девушка ничему не училась. Но астролог сказал ей на астрологической профориентации: ты финансовый специалист. Почему астролог сказал так? Мне не известно. Да и сказал ли? А вот девушка не хочет работать с цифрами. Не хочет и все. Более того, я в процессе профориентации выявила у данной девушки полное незнание математики на школьном уровне. Дальнейшее исследование показало снижение всех познавательных функций и неумение и нежелание работать руками, отсутствие иных склонностей, кроме хозяйственных простых навыков . Однако девушке надо как-то жить. Направила ее в монастырь. Пусть живет при храме, при монахах и монахинях, в святом месте. Её там не обидят. Иех! Какая была гневная вспышка! Убежала. С проклятьями.

Чаще бывает, что взрослый умен, адекватен, трудолюбив, талантлив. Но охвачен страхом взлететь. И когда он все-таки взлетает — как это бывает осмысленно и прекрасно! И тогда я понимаю: не зря я затеяла всю эту профориентацию для взрослых!

Функции профориентации

Как у любой системы, у профориентации есть несколько функций. Что это за функции и как они работают? Если коротко, то примерно так: 

  • Диагностическая. Главная цель — определить ваши склонности и таланты, сильные и слабые стороны. Инструменты — тестирования, опросы, консультации, исследования; 
  • Организационная. Здесь основное направление — это организация передачи знаний, опыта, навыков и впечатлений между разными поколениями и категориями людей;
  • Информационная. Ее основные формы — это ярмарки вакансий, дни открытых дверей и онлайн-мероприятия, главная цель которых — дать максимум цифр и фактов участникам профориентации;
  • Профилактическая. Основная задача этой функции — предотвратить неправильный выбор профессий и исключить тех самых «летунов», которые находятся в постоянном поиске и вечных профессиональных метаниях. 

Какие бывают профессии

Профессия — это полезная для общества деятельность человека, которая приносит ему доход и требует специальной подготовки — теоретической и практической.

Профессия объединяет в себе разные специальности.

Специальность — отдельная отрасль, в которой работает специалист.
Например, профессия врача включает в себя разные специальности: хирург, офтальмолог, терапевт и многие другие. Процесс приобретения знаний по выбранной специальности называется специализацией.

А чтобы отличать специалистов по уровню профессиональной подготовки, придумали квалификации. Например, врач высшей категории или главный инженер проекта. В IT-сфере это junior, middle, senior:

  • junior — специалист без опыта или с незначительным опытом работы;
  • middle — работник с опытом работы от 1 до 3 лет, который может выполнять задачи самостоятельно;
  • senior — опытный специалист со стажем более 3 лет, который решает задачи любой сложности. Предвидит возможные затруднения, понимает долгосрочные последствия принимаемых решений, думает о снижении затрат и увеличении производительности.

Эти категории довольно условные и для разных компаний требования к junior, middle, senior могут существенно отличаться.

Должность — это трудовые обязанности, которые выполняет человек на предприятии, в компании или проекте в соответствии со своим положением в штате. Например, педагог может занимать должность учителя или завуча.

Типы профессий

Все профессии можно поделить на типы по объекту труда — то есть, с чем или кем человеку приходится работать. По системе Климова таких типов пять:

  1. «Человек–природа» — работа с растениями и животными, биологическими процессами. Пример: агроном, ветеринар, микробиолог, ботаник.
  2. «Человек–техника» — работа с техническими объектами и системами, материалами, энергией. Пример: механик, инженер, технолог, архитектор.
  3. «Человек–человек» — деятельность, связанная с людьми разного общества, группами и сообществами людей. Пример: психолог, продавец, парикмахер, юрист, учитель.
  4. «Человек–знак» — работа с использованием языков, условных знаков, цифр, формул. Пример: математик, программист, лингвист.
  5. «Человек–художественный образ» — деятельность по созданию, изучению и копированию художественных образов. Пример: художник, актер, писатель, дизайнер.

Новые профессии, которые появляются на рынке, часто сочетают в себе два или больше типов. Например, блогер может объединять в своей деятельности типы «человек–человек», «человек–знак», «человек–художественный образ», «человек–техника».

Распространен и подход Голланда. Он считал, что выбор профессии включает себя среду и тип личности. Таких типов у него шесть:

  1. Реалистический. Принятие решений. Человек этого вроде личности эмоционально стабильный, с развитыми пространственным воображением, ловкий. Среда: манипулирование техникой и предметами.
  2. Исследовательский. Познавательная деятельность, наблюдение и анализ. Развито теоретическое мышление. Среда: наука и исследования.
  3. Артистический. Самовыражение, творчество, экспрессия. У таких людей богатая интуиция и развитое воображение. Среда: сфера искусств, использование навыков презентации.
  4. Социальный. Общение и взаимодействие с людьми, коллективные форматы задач. Человек этого типа амбициозен, чувствителен и эмоционален. Среда: общественная деятельность, работа с людьми.
  5. Предпринимательский. Осуществление своих идей, социальная активность. Представитель предпринимательского типа личности энергичен и импульсивен. Среда: бизнес, политика.
  6. Конвенциональный. Систематизирование информации, четкое следование инструкциям и планам. Этот тип удачно справляется с рутиной. Не эмоционален. Среда: работа, требующая точности, внимательности и усидчивости.

Здесь тоже есть сочетание нескольких типов личности. Например, коммьюнити-менеджер должен обладать эмпатией, аналитическими и организаторскими способностями, навыками переговоров и управления проектами. Что требует от него как минимум социального, предпринимательского и исследовательского типов.

Подготовка к поступлению в вуз: советы эксперта

Татьяна Соя: «Уже в 8-9 классе начните задавать себе вопрос: “Как я вижу свою жизнь через 5 лет после окончания вуза?” Отвечая на него, представьте, кто вы, кем и где работаете, сколько зарабатываете. Не просто фантазируйте, а соотнесите свои фантазии с реальностью – например, посмотрите в интернете, сколько зарабатывает человек в этой профессии или на этой должности».

  1. Начинайте выбирать колледж в конце 8 класса, а вуз – в 9 классе, тогда у вас будет два года на подготовку к поступлению.
  2. Выбирайте вуз исходя из ваших реальных возможностей. Не бойтесь поступать в региональные или менее престижные московские вузы. Помните о том, что даже лучший вуз не даст вам практических знаний, их вы будете получать самостоятельно. Профессиональный успех зависит от вашего желания, активности, практических навыков и опыта, а не от престижности вуза.
  3. Если вы хотите сделать карьеру, высшее образование понадобится обязательно. Но это не значит, что его нужно непременно получать сразу после школы. Можно окончить колледж, получить специальность и начать работать, а уже потом принять решение, какое именно высшее образование вам хочется получить и нужно ли оно вам вообще.

Центры профессиональной ориентации

ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ

Центр профориентации ПрофГид

Центр профориентации ПрофГид: создан выпускниками МГУ им. М.В. Ломоносова. Уникальный метод живой профориентации, точный результат, обратная связь.Профориентация для школьниковПрофориентация взрослыхВыявление способностей

Профориентационные центры на Moeobrazovanie.ru

Каталог российских организаций по профориентации

ЦТР «Гуманитарные технологии»

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» – один из самых известных на российском рынке в области профориентационной диагностики и карьерного консультирования. Центр создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Техноград

Техноград —  досугово-образовательный комплекс для людей всех возрастов. Он расположен на территории ВДНХ и является одним из немногих в России супермаркетом профессий.

Здесь можно получить навыки по следующим направлениям:промышленность;цифровые технологии;услуги для населения;городская инфраструктура;креативные индустрии;предпринимательские навыки. 

ПрофГид

Проходить онлайн-тесты на ресурсе ПрофГид можно, не вводя контактные данные. Доступен объемный список опросников: для выбора конкретных профессиональных направлений, на профориентацию по школьным дисциплинам, по выявлению сильных сторон личности и другие. Продолжительность интернет-тестирований вариативна, результаты рассчитываются автоматически. На сайте подчеркивается, что начинать прохождение профтестов, размещенных на платформе, стоит уже с 7-8 класса.
 
Смотреть все тесты на сайте
 

Навигатор поступления

Среди предложений образовательного форума — трехэтапное онлайн-тестирование, итогом которого становится расстановка приоритетов для выбора будущей специальности

Выводится рекомендуемый топ профессий, при этом каждая позиция сопровождается сведениями о зарплатных показателях, характере труда, типовом рабочем графике и компетенциях, на которые неизменно обращают внимание наниматели.  
 
Пройти тест на сайте
 
 .  

Online Test Pad

Первые профтесты появились на портале в 2012-м. С годами их количество увеличилось до четырех десятков. Процедура тестирования на Online Test Pad не подразумевает ни оплаты, ни регистрации. Имеются опросники, базирующиеся на методиках известнейших ученых, и мини-исследования, авторство которых принадлежит рекрутмент-агентствам и образовательным центрам. Пользователи, ответившие на комплексы вопросов, могут выставлять оценки сервису.
 
Смотреть все тесты на сайте
 

PsyTests

Онлайн-опросник профсклонностей, размещенный на ресурсе, являет собой модификацию методики диагностики литовского психолога Л. Йовайши. Состоит из 24 пунктов, при ответах выбирается один из предлагаемых сервисом вариантов. Достоинство методики — в применении косвенных вопросов, которые позволяют выявлять скрытую мотивацию будущих специалистов.
 
Пройти тест на сайте
 
 

PROFchoice

База, на которой создан интернет-проект, — разработки нескольких научных институтов. Авторство размещенного на сайте варианта экспресс-диагностики характерологических особенностей личности принадлежит Т. Матолиной. Содержит 60 вопросов, отвечать на которые рекомендуется 12-17-летним школьникам. Интерпретация результатов не содержит выводов о конкретных способностях, но позволяет определить черты характера, которые могут упростить выбор карьерного пути, и указывает на способы коррекции «проблемных» личностных качеств.
 
Пройти тест на сайте
 

Поступи онлайн

Главная идея разработчиков интернет-ресурса — создать инструменты осознанного выбора будущего сегодняшними старшеклассниками. Среди таких инструментов значатся мини-тесты, которые позволят определить подходящую специальность, исходя, например, из отношения к школьным предметам. В результатах указываются не только возможные профнаправления, но и отмечаются конкретные заведения, где обучают по соответствующим программам.
 
Смотреть все тесты на сайте

Психологи и педагоги утверждают, что подобные онлайн-опросы желательно проходить ежегодно

Особенно если речь идет о подростках: интересы молодых людей могут в короткий срок кардинально меняться, поэтому важно не упустить шанс вовремя скорректировать план подготовки.
 

Виды профориентации и профориентационных услуг

Профориентационные работы делятся на четыре направления:

  • Информирование. Оно состоит в ознакомлении человека с вариантами и многообразием представленных на рынке профессий.
  • Профессиональный отбор. На данной стадии происходит изучение степени соответствия человека занимаемой должности.
  • Консультирование. Этот этап заключается в оказании помощи не только в выборе специальности, а также в обучении и трудоустройстве.
  • Психологическая поддержка. Ментальное, нервное состояние в этот непростой момент жизни весьма нестабильно и поэтому человек нуждается в консультации специалиста.

Совет! Использование всего комплекса мер позволит всецело изучить возможные варианты наиболее эффективной реализации личности в профессиональной сфере.

Что еще посмотреть о рынке труда и популярных профессиях

Получить больше информации о выборе профессий и положении на рынке труда можно в следующих видео:

  • Профориентационные фильмы от проекта «Навигатум» — короткие ролики о профессиях будущего;
  • 5 шагов осознанного выбора профессии от Smart Course;
  • документальный фильм о том, какой станет работа в будущем и как технологии будут изменять привычный мир;
  • краткий обзор основных IT-профессий: разработчиков, администраторов, дизайнеров и менеджеров;
  • Популярные творческие и гуманитарные профессии;
  • Выступления на TEDx о том, как выбрать занятие по душе и какой должна стать школа.

О том, как выбрать профессию →

Как выбрать профессию? | Ализа Шайх | TEDxYouth@AbaySt

Поиск призвания: 5 выводов, которые сохранят 10 лет вашей жизни

«Как изменится образование в ближайшем будущем?» | Дамель Мектепбаева | TEDxShahterovAve

Школа умерла, да здравствует школа | Mikhail Kazinik | TEDxSadovoeRing

Кто проводит консультацию?

Я, Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических
наук, консультант по карьере.

Образование:

1979—1984 гг. — МГУ (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова),
факультет психологии.
1992—1995 гг. — Психологический институт РАО. Аспирантура. Кандидат психологических
наук.
1997г. — Экзистенциальный институт (Сан-Франциско, США).

Опыт работы:

С 2008 по настоящее время: директор центра «ПрофГид».
С 1998 по 2008 гг хозяйка и директор кадрового агентства РЕККОНС.Читала на факультете психологии МГУ спецкурс «Учет индивидуальных различий в выборе
профессии» (2008—2011 гг.).

Профориентация — это далеко не только тесты и консультации

— Кто чаще становится инициатором профориентационной консультации тинейджера — он сам или его родители?

— Чаще — родители, конечно, это их забота и ответственность. Из тех подростков, которые в наш центр обращаются, только процентов 15 сами принимают такое решение.

Родителям трудно разобраться в современных профессиях и в том, какие из них будут востребованы, они не понимают, как выбрать университет. Очень много запутанного: вузы объединяются, правила ЕГЭ и поступления меняются, родителям приходится во всё это погружаться. Конечно, они испытывают стресс.

— Что представляет собой профориентационная консультация? По сути, это ведь психологический тест и доступное разъяснение его результатов, да?

— Да, тем, кто к нам обращается, мы рекомендуем пройти наш профориентационный тест и даём консультацию по нему. Это компьютерный тест, который оценивает особенности человека: его личностные черты, интересы, способности.


Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

Не стоит профориентацию сводить только к тестированию. Во-первых, нужен не любой, а хороший тест, но такой непросто найти. Во-вторых, даже если провести «правильный» тест, это ещё не профориентация. Нужен человек, который отлично понимает, что это за тест и как он устроен, может обсудить результаты с ребёнком и родителями. Тест выявляет особенности ребёнка, а консультант подсказывает, где их можно применить.

— Присутствие родителей важно потому, что они обычно сильно влияют на выбор ребёнка?

— Выбор профессии — чаще всего семейное решение. Причём мнения родителя и ребёнка могут не совпадать. Ребёнок иногда вообще не решается сказать семье, чего он на самом деле хочет. Боится, что его засмеют. Иногда дети делятся своими сокровенными мечтами, но взрослые их не поддерживают. На консультации желательно всё это проговорить, где-то защитить ребёнка и его интерес, объяснить родителям, что нет ничего страшного в его мечте, а до ребёнка донести позицию родителя.

— Расскажите про ваш центр на базе факультета психологии МГУ. Что он из себя представляет?

— Мы сами разрабатываем профориентационные методики, в частности тестовые диагностические технологии для профориентации, апробируем их и реализуем. А спустя 7–10 лет мы проверяем валидность — насколько наши методики оказались полезными людям. Обзваниваем тех, кто у нас консультировался несколько лет назад, и спрашиваем, кем они сейчас работают, в какой сфере, насколько удовлетворены.

— Можете привести пример?

— Ну давайте возьмём естественно-научное направление. Теперь оно стало модным, а в начале 2000-х многие ребята, которые им интересовались, не выбрали его по финансовым причинам — денег там мало платили. Так вот, оказалось, что у тех, кто отказался от своей мечты и пошёл, например, на экономический факультет, уровень удовлетворённости потом был крайне низок. А те, кто рискнул и всё же пошёл на естественно-научное, довольны.


Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

— Какие ещё у вас есть методы, кроме тестирования и консультаций?

— Ещё мы разрабатываем и проводим профориентационные тренинги и организуем один из вариантов профессиональных проб. Это лагеря, где ребята в течение одного дня или недели могут попробовать на практике выбранное профессиональное направление, проходят мастер-классы с экспертами, делают проекты, а представители профессий рассказывают им, насколько соответствующие специальности востребованы сегодня.

Тест на профориентацию – Викиум

Тест на профориентацию – это список из 30 вопросов, отвечая на которые вы потратите около 15 минут. Результат поможет определиться с направлением профессиональной деятельности, найти свое призвание и устроиться на работу, подходящую лично вам.

По завершении тестирования выдается список профессий, которые больше всего подходят. Также к результатам прилагается отчет об индивидуальных качествах человека, сильных и слабых сторонах, способностях, которые нужно развивать. Кроме того, предлагаются советы, как повысить мотивацию.

Чтобы пройти опросник, надо зарегистрироваться на сайте.

Другие предложения от платформы Викиум:

  • Тест на профориентацию для школьников и подростков
  • Тест на профориентацию персонала

Шаг первый. Определяем нужное направление

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, нужно тщательно проанализировать те действия, выполнение которых приносит наибольшее удовлетворение. Любите рисовать? Тогда вам стоит подумать над тем, чтобы стать художником в книжном издательстве, искусствоведом или архитектором. Ваше хобби – разведение аквариумных рыбок? Тогда вы сможете добиться успеха в ихтиологии, рыбной промышленности или вам уготована судьба стать величайшим в истории исследователем морских глубин.

Ответьте на несколько вопросов, которые помогут определить ваши предпочтения:

  1. Что я люблю делать?
  2. Что мне интересно?
  3. Чего я жду от будущей профессии?
  4. Как я вижу свою будущую работу?

Это самые главные определяющие вопросы. Искренние ответы на них помогут выявить то направление, в котором следует развиваться, то есть они вплотную подводят к самому главному вопросу: как выбрать профессию?

Чтобы не ошибиться в выборе того занятия, которое будет приносить удовлетворение и радость, нужно четко понять и осознать свои желания

Возьмите лист бумаги и напишите на нем все специальности, которые хоть единожды привлекли ваше внимание. Это может быть и космонавт и путешественник и дизайнер, журналист и т.д

Теперь внимательно посмотрите на список и проанализируйте, в какой сфере вы могли бы реализовать это хотя бы частично.

Вспомните моменты, когда вас охватывало чувство гордости и удовлетворения от выполненной работы. С уверенностью можно сказать, что эта работа была вам «по душе». Ответьте на вопросы: Что общего между вашими желаниями и интересами? Выполнение какой работы вызывает в вас чувство радости и желания ее продолжить?

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.

Игорь Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.
Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил . Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: «Начинает казаться, что если мы отменим такую «профориентацию», то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится».

Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.
«Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование «для галочки» и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации».

Проходим тесты, находим свое место

Различные исследования по профессиям проходить нужно, но выбирать методики надо тщательно. Обычно при этом учитывают год составления, образование авторов, наполненность и информативность заданий и результатов. Мы предлагаем всем школьникам пройти несколько тестов.

«Активизирующая профориентационная методика»

Составил тест Николай Пряжников, доктор педагогических наук и профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Всего в тесте 34 вопроса. На каждый из них нужно ответить, выставив определенное количество баллов. После данные проанализирует педагог и объяснит вам результат.

Плюсы:

  • Большой выбор профессий.
  • Тщательная проработка пожеланий школьника.
  • Быстрый результат.

Минусы:

  • Мало современных и востребованных профессий.
  • Есть странные ответы, например: квартирный вор.
  • Тест не учитывает личностные характеристики и таланты, только пожелания и настроение тестируемого.

«Матрица выбора профессии»

Эта методика создана Московским областным центром профориентации молодежи. Разработкой занималась Г. В. Резапкина, старший научный сотрудник Академии социального управления. Галина Владимировна – профессиональный консультант по выбору профессий и специальностей.

Тест скорее похож на увлекательную игру. Ответьте на 20 вопросов (по 10 в двух частях теста) и сведите результаты каждой части в специальной матрице. В точке их пересечения находится ваша будущая профессия.

Плюсы:

  • Интересно проходить тест.
  • Быстрый результат.

Минусы:

  • Расплывчатый и неточный результат.
  • Не учитываются какие-либо характеристики, кроме пожеланий тестируемого.
  • Нет современных профессий.

Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)

Тест создан в середине прошлого века, состоит из 43 пар профессий. При прохождении вам нужно выбрать понравившуюся специальность из пары. После получения результатов можно определить тип личности, а на основе этого результата уже подобрать будущие занятия.

Плюсы:

  • Интересный результат, много информации.
  • Более точный выбор по сравнению с предыдущими тестами.
  • До сих пор применяют в Европе на собеседовании в высших учебных заведениях и во время приема на работу.

Минусы:

  • Нет современных профессий.
  • Редко применяется для профориентации в России.

Методика определения типа будущей профессии: тест ДДО Е. А. Климова

Создан в середине прошлого века профессором, психофизиологом, доктором психологических наук, академиком АПН СССР Евгением Александровичем Климовым. Популярный тест, который обычно используют во время исследований в школах или Центрах занятости. Методика определяет психотип личности, а по нему рекомендует лучшие профессии для школьника.

Плюсы:

  • Легко найти в сети.
  • Быстрый результат.

Минусы:

  • Ответы очевидны. Тест со 2–3-го вопроса начинает сам «подводить» тестируемого к определенной специализации.
  • Все профессии смешаны. Создатель методики хотел получить точный результат, но не смог связать все результаты в рамках направления или специализации.

Вывод:

Ни один из популярных тестов по профориентации не даст точного результата, но пройти их стоит все. Так вы получите список возможных профессий и направлений обучения, которые подходят вам по темпераменту, интересам и увлечениям. Эта информация даст возможность приступить к следующему шагу в выборе своего жизненного пути.

Экскурсии на производство – хороший тест на профориентацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector