Как писать итоговое сочинение 2021: план действий и лайфхаки

Содержание:

Как написать творческое задание?

На этом этапе ученикам предлагается раскрыть в сочинении одну из проблем текста – того самого текста, из изложения. Но проблема выбирается составителями ГВЭ. Из приятного: проблема всегда формулируется в виде вопроса. Например: почему нужно изучать историю и природу родного края? 

Вам предстоит в своем сочинении понять, как отвечает на заданный вопрос автор текста. И ответить на него самостоятельно. Не забудьте подкрепить свою позицию аргументами, почему вы считаете именно так, и завершить сочинение выводами. 

Подсказка! Для того, чтобы быстрее и увереннее писать творческое задание, воспользуйтесь клише для сочинений. 

Теперь вы знаете, как написать изложение ГВЭ 2020. И напоследок: на каких текстах можно тренироваться? На сайте ФИПИ в разделе ГВЭ вы найдете несколько образцов текстов для разных категорий детей, с них и можно начать подготовку. 

Если хотите быстро и эффективно подготовиться к экзаменам, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Мы выстраиваем программу личной подготовки к ЕГЭ, учитывая сильные и слабые стороны каждого ученика

Преподаватель не только проводит эффективные занятия, но и помогает ученикам поддерживать мотивацию и выполнять домашние задания. Пробный урок бесплатно!

Начните с плана подготовки

В 2020/21 учебном году утверждены 5 направлений итогового сочинения:

1. Забвению не подлежит 

2. Я и другие 

3. Время перемен 

4. Разговор с собой 

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения 

Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?

По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет. 

Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?

Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.

Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).

Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться. 

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное.

Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути)

Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир»

Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления

Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д

Сочинения с ГВЭ

Элемент сочинения к рассказу В.П. Астафьева(вариант 1).

Человек должен чувствовать ответственность за произнесённое слово. Тётка В.П. Астафьева в рассказе «Худого слова и растение боится» произносит бранные слова. Эти слова воздействуют на растения и делают землю пустой и безжизненной. А добрые слова писателя, его забота, выражение благодарности и раскаяния возвращают на огород красоту, плодородие и радость.

 Человек – часть природы, поэтому его мысли и слова могут воздействовать на окружающий мир. Приведу пример из лирики Ф.И. Тютчева. В конце своего творческого пути поэт написал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Слово, по мнению автора, живёт своей жизнью, обладает волшебством и магией и может изменить мир. Это стихотворение – результат жизненного и поэтического опыта поэта.

Люди всегда знали о волшебных свойствах слова, доброго и мудрого. Эти слова сложили люди в молитвы и стали читать их в церкви. И слово, сказанное с добром и от души, волшебным образом меняло их жизнь.

Народ придумал чудесные слова: спасибо, здравствуй, благодарю, пожалуйста. Скажешь человеку спасибо – пожелаешь «спаси тебя Бог»; скажешь «благодарю» — пообещаешь подарить добро и радость; скажешь «здравствуй» — пожелаешь здоровья и в ответ услышишь такое же пожелание. И с отличным настроением, легко и радостно продолжишь путь.

Знахари словом лечили болезни, заговаривали боль. А в народных песнях, сказках, прибаутках не найти дурных слов, потому что опыт человеческий говорил: «Доброе слово человеку — что дождь в засуху».

Таким образом, следует всегда помнить об ответственности за произнесённые слова, следить за своей речью, стараться пробуждать добрые чувства и никого не обижать.

                               Элемент сочинения к рассказу В,П. Астафьева(вариант 2).

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Худого слова и растение боится» рассказывается о том, как слово может повлиять на окружающую нас жизнь. Согретая добрым словом рябинка ожила, стала цвести, давать плоды. Она всех радовала и веселила своим пышным нарядом и яркими ягодами. Она была посажена с добрым словом. А доброе слово, как говорят в народе, и кошке приятно. И птицы её полюбили, и цветы.

А вот злое слово погубило цветы. Весь огород стал грустным. Обидела его тётка писателя: она не подумала и обругала медуницу и календулу грубыми слова. Возможно, она не задумывалась никогда о том, что слово имеет силу и может влиять на судьбу человека, природы, мира.

После прочтения рассказа следует задуматься о том, что слово – мощный инструмент воздействия на природу и человека. Чтобы не навредить никому и ничему, этим инструментом нужно уметь пользоваться.

Вспоминаются слова поэта Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти». Он в своём стихотворении говорит о том, как слово может изменить всё вокруг.

Приведу ещё один пример. В конце двадцатого века учёные исследовали влияние слов на живые организмы. Они провели опыт. Одни зёрна пшеницы поливали водой, над которой читали молитвы. Другие – водой, над которой произносили бранные слова. Зёрна, политые благословлённой водой, быстро взошли и росли лучше.

Следовательно, нужно употреблять в речи слова, которые несут радость и добро, чтобы жизнь продолжалась.

Жукова Наталья

Приемы сжатия текста

Это необходимый навык, чтобы написать изложение ГВЭ 2020. Среди основных приемов – исключение, упрощение и обобщение.

Исключать нужно подробности и детали – в сжатом изложении им нет места. Так же это относится к иллюстрациям, цитатам, примерам, причастным оборотам и однородным членам. 

Упрощение подразумевает замену прямой речи косвенной, разбивку сложного предложения на простые и короткие.

Обобщение используйте в случае, если слышите однородные члены. Просто заменяйте их на одно обобщающее слово.

Используя эти приемы, вы приведете текст изложения в тот вид, который наиболее высоко оценится экспертами. 

Распространенные темы сочинений ОГЭ и их определения

Темы сочинений ОГЭ обычно затрагивают какое-либо определение и просят, чтобы ученик в полной мере раскрыл его смысл. Чтобы поток мыслей пошел в правильном направлении, нужно отталкиваться от основного смысла определений. Вот самые распространенные из них:

  • Дружба;
  • Любовь (в том числе материнская, дружеская);
  • Доброта;
  • Равнодушие;
  • Жизненные ценности;
  • Взаимовыручка;
  • Отзывчивость;
  • Выбор (нравственный);
  • Внутренний мир человека;
  • Предательство;
  • Верность;
  • Счастье;
  • Сила духа.

Смысл большинства из них не нужно объяснять. Но на экзамене могут попасться такие темы, которые требуют больших знаний. Их и рассмотрим подробнее.

Благородство – качество человека, говорящее о его высокой нравственности, высокой интеллектуальности, а также о его честности и самоотверженности.

Бестактность – качество, описывающее человека, который часто ставит другого в неловкое положение, нередко неосознанно. Такой человек не умеет вести себя в обществе, не следует правилам поведения.

Бездуховность – такое качество используется для описания человека, у которого бедный духовный мир, у него низкие ценности или их нет, он не знает норм.

Вандализм — так называют разрушение памятников культуры или мест, представляющих какую-либо ценность, искусство. Людей, занимающихся этим, называют вандалами.

Гармония – чувство баланса во всем, любви к себе и к окружающим, полного удовлетворения в своих духовных нуждах. Гармония может быть как внутри одного человека, так и среди явлений, компаний, предметов и т.д.

Деликатность — качество, которое можно назвать противоположностью бестактности. Люди, которых называют деликатными, отличаются вежливостью, аккуратностью в общении и обращении с вещами, людьми. 

Духовность — качество, определяющее человека, который стремится к внутреннему совершенствованию, отделивший себя от низменных чувств.

Заносчивость — качество, свойственное высокомерным, надменным людям. 

Ксенофобия —  страх, неприязнь перед чем-то новым, чужим, неизведанным, непонятным, иностранным.

Скупость — излишняя жадность, скупость, бережливость.

Малодушие — отсутствие у человека твердого стержня, стойкости, мужества.

Ханжество — притворная добродетельность, лицемерие, благочестие.

Заранее посмотрите значение слов, которые могут попасться на экзамене, чтобы лучше сформулировать точку зрения.

Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ

Государственный выпускной экзамен проводится в те же сроки, что и обычная итоговая аттестация, но имеет несколько отличий:

  • Возможность самостоятельно выбрать форму экзамена по русскому языку (сочинения или изложения с творческим заданием). Определиться с ними можно в день экзамена, ознакомившись с темами сочинения и материалом для изложения. 
  • Увеличение времени экзамена на полтора часа для ребят с ОВЗ.
  • Проведение аттестации на дому, если у ученика нет возможности приехать в школу лично. В этом случае приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения. 
  • Разработка контрольно-измерительных материалов с учётом специфики разных заболеваний. Например, для ребят с нарушением зрения задания будут предоставлены устно либо шрифтом Брайля, выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешают прибегать к помощи сурдопереводчика, а при тяжёлых речевых расстройствах можно сдать абсолютно всё письменно. 
  • Применение пятибалльной системы оценки — даже на ГВЭ–11, хотя результаты обычного ЕГЭ принято переводить в стобалльную систему. 
  • Присутствие ассистентов и врачей в течение экзамена. Ученику в любой момент придут на помощь — в случае и технических проблем, и плохого самочувствия. 


Формы ГИА‍

ОГЭ сочинение 9.3 примеры тем

Все темы связаны с тем, что вам придется объяснить и раскрыть смысл значения определенного слова. Но формулировки этих тем могут быть разными:

  1. Что такое…? (Что такое гармония?)
  2. … — это… (Духовность — это…)
  3. Какого человека можно назвать … (Какого человека можно назвать бездуховным?)

У всех одинаковый смысл, поэтому стоит уделить внимание именно словам. Вот темы сочинений ОГЭ, которые действительно могут попасться на экзамене:

  • Как вы понимаете значение слова “слава”?
  • Воображение — это…
  • Что такое чудо?
  • Как вы понимаете значение выражения “Цель в жизни”?
  • Что такое мечта?
  • Зависть — это…

Полный список важных тем можно посмотреть

Простой способ сделать так, чтобы вам не встретились незнакомые слова — как можно чаще писать сочинения сейчас. На самые разные, самые сложные и непонятные темы. Так вы сможете отточить свой навык до мастерства, чтобы ОГЭ стал для вас местом, где вы с гордостью покажете свой талант. Все в ваших руках!

Требования к итоговому сочинению (изложению)

1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов).

2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.

3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.

Итоговое сочинение:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. 

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Итоговое изложение:

1. Содержание изложения.

2. Логичность изложения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат (то есть при проверке должен стоять «+») по трем критериям: по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев.

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом, такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания. 

Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.

А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения

1 абзац

Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису). Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.

То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме.  Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.

2 абзац

Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.

В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.

В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).

3 абзац

Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”

Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.

Секреты и лайфхаки итогового сочинения

  1. Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
  2. Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
  3. Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
  4. Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
  5. Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
  6. Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот. 

Как оценивается итоговое сочинение?

За итоговое сочинение можно получить «зачёт» и «незачёт». Прежде чем начать проверку ИС по установленным критериям, смотрят на его объём и оценивают, самостоятельно ли оно было написано.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемый объём итогового сочинения — от 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается, а вот если в сочинении менее 250 слов (включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачёт».

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение нужно выполнять самостоятельно, списывание (даже небольших фрагментов) строго запрещено, как и воспроизведение по памяти чужого текста (чужой работы, текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и т. п.).

Далее, если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается ещё по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». Критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» также обязательны для получения «зачёта».

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.

Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.

Какие произведения прочитать для итогового сочинения

Забвению не подлежит

  • М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
  • “Слово о полку Игореве” (18 минут)
  • М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)

Я и другие

  • А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
  • К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
  • М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
  • В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
  • А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)

Время перемен

  • С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
  • Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)

Разговор с собой

  • “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
  • “Герой нашего времени (2006)
  • “Мастер и Маргарита” (2005)
  • “Отцы и дети” (2008)
  • “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)

“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”

  • А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
  • А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
  • В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
  • Дж.Роулинг “Гарри Поттер”

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году

Итоговое сочинение (изложение) в 2021 году запланировано на 1 декабря. Резервные дни: 2 февраля и 4 мая 2022 года

Регистрация на участие в экзамене производится на основании письменного заявления учащегося. Заявление на участие в промежуточном экзамене (и на обработку персональных данных) необходимо написать не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена. В некоторых регионах, например в Москве, подать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) можно самостоятельно через онлайн-сервис.

Сам экзамен проводится обычно в школе.  Проверка экзаменационных работ осуществляется школьными учителями, но могут быть привлечены и независимые эксперты.

В нормативных документах прописано, что проверка экзаменационных работ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения). Оценивается итоговое сочинение (изложение) по системе «зачёт – незачёт». Если учащийся получает неудовлетворительный результат, то он может переписать работу, но не более двух раз в дополнительные сроки (первая среда февраля и первая рабочая среда мая). Дополнительные сроки предусмотрены также и для того, чтобы итоговое сочинение (изложение) смогли написать те учащиеся, которые отсутствовали на экзамене по уважительной причине, подтверждённой документально.

Как писать итоговое сочинение?

Выпускник должен написать сочинение-рассуждение. Оно должно состоять из трёх основных частей:

I. Вступление (60−70 слов). Здесь нужно отразить идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (200−250 слов), включающая несколько подпунктов:

а) Тeзис 1 (20−30 слов):

— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);

— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);

— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.

б) Тeзис 2 (20−30 слов):

— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);

— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);

— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.

III. Заключение (60−70 слов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector