Профессия «дизайнер»

Содержание:

Где обучиться профессии с нуля?

Давайте посмотрим, как стать дизайнером интерьера и с чего начать. Освоить профессию можно на курсах или закончив архитектурный вуз.

Высшее образование даст более глубокие и обширные знания. Одними из лучших вузов считаются МАрхИ, МГАХИ им. В. И. Сурикова и другие московские институты. Есть нюанс: в университетах обычно не учат работе в специализированных компьютерных программах. Поэтому освоить ПО потребуется самостоятельно.

Курсов по дизайну интерьера очень много

Делая выбор, обратите внимание, кто преподаватель. Хорошо, если это практики, которым могут требоваться сотрудники

Предлагаются ли стажировки и помощь в трудоустройстве. Сейчас есть курсы, на которых можно учиться через интернет. Примеры таких программ:

Название и ссылка на курс

Описание

Подходит новичкам. Помогает освоить профессию с нуля. В процессе обучения студенты готовят 5 дизайн-проектов для будущего портфолио. Выдается диплом о профессиональной переподготовке. Включает введение в профессию, теорию, скетчинг в интерьере, освоение программ Photoshop, Planner 5D, ArchiCad, 3ds Max, оформление рабочей документации, расчет бюджета и многое другое.

Курс в Skillbox. Здесь вас научат подбирать стили, разрабатывать планировочные решения, делать 3D-визуализацию, ориентироваться в строительных материалах, продвигать свои услуги. В процессе обучения выполняется проект 1 и 3-комнатной квартиры и загородного дома.

6-ти месячный курс, который познакомит вас с основами. Вы изучите композицию, колористику, стилистические решения, виды чертежей, научитесь делать обмеры, разрабатывать планировки, изучите нормы перепланировки, подбор черновых и отделочных материалов и многое другое. Будет полезен в том числе людям, которые хотят делать ремонт и разобраться в этом.

Где бы вы ни учились, дополнительно стоит участвовать в профильных мероприятиях (семинарах, онлайн-встречах). Общение со старшими коллегами будет полезно.

Что нужно сдавать, чтобы получить профессию дизайнера интерьера?

Перечень предметов зависит от конкретного учебного заведения, в которое вы планируете поступать. Например, в МАрхИ это математика и русский язык. Также проводится творческий конкурс (рисунок) и дополнительное испытание по черчению.

Можно ли освоить профессию самостоятельно?

Изучить дизайн только по книгам и видео вряд ли получится. Вам потребуется опытный преподаватель или наставник, который разъяснит непонятные моменты и покажет, что не так и как надо делать.

Не варитесь в собственном соку

Вступайте в сообщества дизайнеров и профильные группы. Участвуйте в обсуждениях.

Так вы сможете почерпнуть новые идеи и избежать типичных для новичка ошибок. Может быть, получите ценные советы от более опытных коллег.

Кстати, о советах. Не стесняйтесь просить совета у других. Люди любят учить и помогать, и дизайнеры не исключение. Профессионалы часто готовы поделиться с новичками полезной информацией.

Не бойтесь критики. На старте ваши работы не могут быть идеальными в принципе. Конструктивная критика — помощь для вашего профессионального развития. Но не принимайте близко к сердцу агрессивные, явно недоброжелательные и малосодержательные отзывы: такие комментарии больше говорят о проблемах этих людей, а не о вас и ваших работах.

Круг деятельности и обязанностей специалиста

Профессия требует наличия знаний из разных сфер. Помимо творческой работы дизайнер-декоратор должен обладать организаторскими способностями. Ему придётся не только творить, но и общаться с заказчиком, подрядчиками и рядовыми рабочими, контролируя процесс выполнения проекта.

Обязанности дизайнера-декоратора:

  • анализ желаний заказчика и внесение предложений;
  • разработка технической части проекта с замерами и эскизами с оглядкой на СНИП (строительные нормы и правила);
  • создание макетов;
  • составление смет;
  • выборка отделочных материалов, мебели и прочих элементов интерьера;
  • авторский надзор за проектом;
  • контроль основных этапов выполнения поставленных задач.

Помимо основных функций на специалиста могут возлагаться другие обязанности, что зависит от сферы, где он работает. Большую роль играет масштаб, характер заказа, выделенные финансовые средства и трудовые ресурсы, а также сложность проекта.

Что нужно знать и уметь

Нет единого списка навыков и умений для успешного дизайнера-декоратора, но есть базовые. Нужно:

  • знать историю искусств, архитектуры и интерьера;
  • разбираться в стилях и направлениях дизайна, эргономике;
  • знать теорию цвета и композиции, колористику: разбираться в цветах и уметь их сочетать, понимать, как цвет влияет на восприятие людей;
  • ориентироваться в текстиле, мебели, свете, декоре;
  • различать виды отделочных материалов, знать их свойства, характеристики и цены;
  • разбираться в проектной документации;
  • уметь работать в графическиx редакторах и программах для визуализации: как правило, это Photoshop, ArchiCAD, 3ds Max, SketchUp.
  • иметь чувство вкуса и насмотренность.

Кроме того, необходимы:

Навыки переговоров, коммуникабельность

Дизайнер-декоратор постоянно общается с заказчиками, работает с поставщиками и подрядчиками, принимает решения по проекту — важно уметь слушать и слышать людей, договариваться, идти на компромиссы, чтобы все остались довольны.
Умение презентовать и защищать свой проект на любой стадии.
Художественные навыки, при этом уметь рисовать не обязательно. Хорошо, если вы можете набросать от руки концепцию дизайна

Но достаточно будет скетчей, коллажей или визуализации в программе.
Хорошее пространственное воображение и зрительная память.

Особенности профессии

Деятельность дизайнера среды состоит из пяти основных этапов:

  1. Разработка концепции дизайн-проекта и составление технического задания.
  2. Подготовка рабочей документации.
  3. Подбор оборудования, отделочных материалов, освещения, мебели и т. п.
  4. Авторский надзор за выполнением отделочных работ по проекту.
  5. Декорирование помещений.

Каждый этап включает в себя множество видов работ. 

На первом этапе происходит:

  • разработка обмерочного плана и собственно обмерочные работы;
  • формирование опросного листа, составление техзадания;
  • разработка нескольких вариантов перепланировки и зонирования пространства, установки сантехники, оборудования, мебели.

На втором этапе подготовки рабочей документации составляются конкретные планы по:

  • расстановке мебели, сантехники;
  • демонтажу и монтажу перегородок;
  • схеме подключения электричества, размещения розеток и выключателей, приборов, верхнего света;
  • установке дверей;
  • утепленным и декоративным полам.

Третий этап включает в себя:

  • оформление спецификации мебели, светильников, сантехники, дверей, отделочных материалов;
  • составление сметы на все используемые материалы;
  • компьютерную визуализацию решений дизайн-проекта.

Пятый этап

Пятый этап — декорирование помещений — это последний штрих в работе, как вишенка на торте: целый комплекс работ, который включает выбор картин, ковров, текстиля, подушек, ваз, скульптур, сервизов.

Этап 1: Сомнения и решения

Итак, вы поняли, что хотите стать дизайнером интерьера и создавать жильё мечты. Но при этом всё равно остаётся ряд сомнений, с которыми лучше разобраться сразу, на старте, чтобы потом вас ничто не отвлекало от реализации вашего плана. Вот список самых распространённых вопросов, возникающих у человека на этом этапе:

  • Я не умею рисовать, получится ли у меня стать дизайнером?
  • Как узнать, есть ли у меня талант?
  • Где брать клиентов?
  • Смогу ли я зарабатывать дизайном на жизнь?

Ответим на них по очереди.

Я не умею рисовать, получится ли у меня стать дизайнером?

Для того, чтобы работать дизайнером интерьера, уметь рисовать необязательно. В процессе обучения вы знакомитесь с компьютерными программами, специально созданными для того, чтобы визуализировать идеи дизайнеров в графике. Навыки работы с такими программами бесценны для дизайнеров интерьера. А рисование может понадобиться разве что для того, чтобы быстро показать клиенту вашу придумку. Для этого достаточно иметь пространственное воображение и уметь провести несколько линий. Специальное обучение рисованию не требуется, но если есть желание и время — пройдите курс скетчинга, им может овладеть каждый.

Как узнать, есть ли у меня талант?

Ваше желание развиваться в профессии и зарабатывать деньги с её помощью, а также усидчивость и последовательность в обучении и практических занятиях — это и есть слагаемые вашего таланта. Какой-то врождённой «искры» успешные дизайнеры интерьера в себе не ищут. Они ищут новую полезную литературу и эффективные курсы обучения, как, например, тут: https://checkroi.ru/blog/professiya-dizayner-interera/. Желание плюс усидчивость равно успех — запомните эту формулу и выбросите все сомнения относительно таланта из головы.

Где брать клиентов?

Встречный вопрос: вам нравится общаться с людьми? Профессия дизайнера интерьера требует постоянного общения. В процессе работы дизайнер находится на связи с широким кругом лиц, от поставщиков стройматериалов и продавцов мебели и отделочных покрытий до клиента, жены клиента, тёщи клиента и т. п. — людей, вовлечённых в процесс создания стильного и функционального интерьера, много. И у каждого из них есть знакомые, которым они обязательно о вас расскажут, если останутся довольны сотрудничеством с вами. Итак, вот ответ на ваш вопрос: найдите первого клиента, отработайте контракт в с ним на пять с плюсом и попросите порекомендовать вас его знакомым — и вы заложите фундамент вашей профессиональной сети знакомств.

Кстати, ваши собственные коллеги, родственники и друзья отлично подходят на роль первых клиентов — если у вас хорошие отношения, они будут лояльны к вашим ошибкам новичка, а рекомендации вы всё равно получите.

Смогу ли я зарабатывать дизайном на жизнь?

Сможете. На старте часто кажется, что работа дизайнера интерьера слишком сложна, так как охватывает множество областей знаний. Вы должны разбираться в архитектуре, понимать, как создаются современные дома, иметь глубокие знания о строительных и отделочных материалах и следить за новинками, выходящими на рынок, должны иметь вкус к сочетаниям цветов, чтобы правильно подобрать палитру, должны знать всё о мебели, фурнитуре, декоре жилых помещений, должны позаботиться об освещении и вентиляции и даже о том, насколько психологически комфортно будет человеку находиться в созданном вами интерьере.

Впечатляющий набор навыков. Тут вам помогут, во-первых, хорошие курсы дизайна интерьера, где всему вышеперечисленному уделяется достаточно времени, а во-вторых, получив общие знания, вы сможете выбрать специализацию, таким образом сузив круг необходимых навыков и знаний. Например, вы можете стать дизайнером интерьера ванной комнаты. Или дизайнером кухни. Или даже ещё уже — дизайнером по шторам или плитке. Или дизайнером, работающим с особыми пожеланиями клиентов. Да мало ли вариантов! Выбирайте по душе, учитесь, практикуйтесь, ищите клиентов и зарабатывайте.

Фото: Pixabay

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление — подход для креативного решения проблем. Он помогает выходить за плоскость привычных и очевидных идей. Чтобы пользоваться дизайн-мышлением, необязательно быть дизайнером. Любой может применять методику в образовании, карьере, бизнесе и повседневной жизни.

Рассмотрим на примере такой ситуации: грузовик застрял под слишком низким мостом в Мичигане. Машина не могла ни проехать вперед, ни сдать назад. Инженеры, аварийная служба, пожарные и водители разрабатывали разные сложные решения, соответствующие их компетенциям. В основном они думали, как разобрать грузовик на запчасти или демонтировать мост. Проблему решил проходивший мимо мальчик: «Почему бы просто не выпустить воздух из шин?» — предложил он.

«Дизайн-мышление задействует возможности, которые есть у всех нас, но которые упускаются из виду при использовании более традиционных методов решения проблем», — объясняет Тим Браун, CEO компании IDEO и автор книги «Дизайн-мышление в бизнесе».

Исследователь, преподаватель ВШЭ и Британской высшей школы дизайна Евгения Черкашина подчеркивает: дизайн-мышление ориентировано на глубокое погружение в опыт людей. Используем аналогии и воображение: представьте, что вы в детстве возвращаетесь домой из школы, а через час вам идти на занятие по танцам. Вам очень хочется есть. Но мама уехала в командировку, поэтому обед делает отец. У него может быть несколько способов сделать суп (или «продукт» в бизнесе).

Неудачный вариант. Папа берет сковородку и готовит нечто, больше похожее на рагу. В этом «супе» много незнакомых специй, он острый и не очень вам нравится. Отец еще и дал вам неудобную ложку в руки. Как создатель, он опирался на собственный опыт, который не соотносится с вашими представлениями об обеде.

Средний вариант. Папа все еще готовит по своему рецепту, но уточняет, любите ли вы перец и чем вам удобнее есть. Он уже учитывает ваши пожелания.

Именно такой комплексный подход к опыту потребителя или пользователя ближе всего к дизайн-мышлению. Оно помогает создавать нужные пользователям продукты и экономить ресурсы компании. Вот некоторые преимущества методики для бизнеса.

Ускоренный вывод продукта на рынок

Акцентируя внимание на поиске жизнеспособных решений, можно значительно сократить время, затрачиваемое на проектирование и разработку. Экономия и высокая отдача от инвестиций

Экономия и высокая отдача от инвестиций

Более быстрое продвижение успешных продуктов экономит деньги бизнеса. Кроме того, дизайн-мышление может повысить рентабельность инвестиций до 300%.

Рост лояльности потребителей

Ориентированный на пользователей подход повышает их вовлеченность и помогает удержать клиентов в долгосрочной перспективе.

Стимуляция инноваций

Вы спорите, отказываетесь от устоявшихся убеждений и пробуете новое. Это побуждает все заинтересованные стороны мыслить нестандартно и развивает культуру инноваций.

Экономика образования

Подкаст-реалити РБК Тренды «Меня сократили»: дизайн своей карьеры

Высшее образование отнимает слишком много времени ― пройти курсы можно гораздо быстрее.

Действительно, учёба в бакалавриате занимает четыре года, а пройти дизайнерские курсы можно максимум за год-два. Однако и задачи у этих форматов обучения разные: на курсах обычно можно овладеть техническими навыками и инструментами. Например, графических дизайнеров научат работать в Photoshop, Illustrator, Figma, оформлять портфолио, разбираться в брендинге, разрабатывать фирменный стиль.

Цель вышки — шире:

  • дать комплексные знания не только по узкопрофильным предметам, но и смежным дисциплинам;
  • погрузить студентов в среду и профессиональное сообщество;
  • научить «учиться» — разбираться в теории и инструментах так, чтобы студенты могли эффективно делать это самостоятельно и после вуза;
  • дать глубокие технические знания: технологии, нормативы, ГОСТы.

— Представьте, что вы едете в отпуск во Францию на две недели. Для этого вам хватит знания трёх слов на французском: «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Вы можете выучить их за три минуты. А если вы переезжаете во Францию жить? Вам нужно овладеть языком в совершенстве, чтобы легче и быстрее адаптироваться к новым условиям. На это нужно больше времени.

Так и в дизайне — высшее образование даёт тот профессиональный «язык», на котором вы сможете бегло разговаривать всегда. В вузах студентов учат, где искать информацию и как её обрабатывать, чтобы дальше учиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков ― он поможет дизайнеру адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.

Ксения Дарчия, дизайнер-фрилансер, иллюстратор

Долгое время я занималась только дизайном сайтов и интересовалась разработкой. Когда покорила определённые для себя вершины, расширила свою работу до брендинга — сотрудничала с брендами в России и за её пределами. Нежно люблю кейсы для Johnson & Johnson, работала с компанией «Лукойл», особенно запомнила проект с брендом Teva — люблю дизайнить для фармацевтики. Считаю эту область близкой себе по духу.

Кстати, в иностранных проектах подход к работе дизайнера отличается от нашего. В России к тебе относятся как к человеку-софту, который просто умеет работать в нужных программах. А в Швейцарии, например, на дизайнера смотрят с доверием, как на специалиста вроде стоматолога или автомеханика, который точно знает, что нужно делать.

Иллюстрации Ксении для сертификатов кофейни «Келди»

С самого начала моей работы в дизайне я смотрю на неё как на процесс улучшения или создания чего-либо. Это происходит автоматически: могу просто идти, увидеть будущую концепцию или ассоциацию и начать мысленно рассуждать. Навыки дизайнера помогают мне видеть не категориями «чёрное / белое», а расширять мышление до полутонов. Очень помогает знание психологии поведения — это пришло из веб-дизайна. Интернет и жизнь стали неразрывно связаны, так что иногда действия моих знакомых можно объяснить и предугадать с помощью рабочих алгоритмов. 

Я была не самым аккуратным джуном, а о навыках в типографике вообще лучше промолчать. Потом попала на стажировку к крутому арт-диру, который вёл себя как в армии — приближал мой макет на 500 % и искал ошибки. Типографика была моим страшным сном, а арт-директор просто садился и экспрессом рассказывал про числа, правила, исправлял работу по десять раз, закатывал глаза. В общем, было сложно, дома я плакала от эмоциональной нагрузки

А потом до меня дошла важность этого всего, и всё изучилось само собой

От типографики и пикселей зависит многое: от понимания продукта до эстетики. Я думаю, чем проще и организованней сделана работа, тем лучше она для восприятия и понимания. Без грамотной типографики не обойтись. Попробуйте отформатировать условного «Гарри Поттера» до капса и убавить межстрочное расстояние до 1 или 0,5. Если прочитаете без особых проблем и нервов… то не прочитаете. 

Я действительно всматриваюсь в пиксели. Стараюсь даже помогать скринами и разъяснять ошибку максимально доступно. Во мне живёт разумный перфекционизм, который стараюсь привить ученикам на курсе. 

Даже если у вас навык на уровне «палка, палка, огуречик» — это просто стилистика, которую можно почувствовать и развить. Например, Пикассо: его картины не блещут реалистичностью, но он считается гением своей эпохи. 

У меня в работе есть фишка: сначала могу нарисовать скетч сайта на айпаде, а потом перенести его в Figma. Мне сложно держать в голове много идей: что-то забывается, а что-то кажется крутым, но на деле не работает. Понимать последовательность информации и грамотное распределение по блокам тоже помогает наглядность. Что до иллюстраций в брендинге, то мне по душе придумывать маскотов или ставить уже существующих персонажей в какие-то актуальные для бренда ситуации.

Иллюстрации Ксении для сертификатов кофейни «Келди»

Графический дизайнер должен «уметь в софт». Я рекомендую покопировать чужие работы — не для плагиата, а для себя. Это научит работать быстро и видеть многослойность композиции. Вы перестанете бояться делать сложные крутые вещи и поднимите планку: если получилось пересобрать чужой шедевр — значит, ваш будущий будет круче. 

Ещё я рекомендую развиваться психологически и в плане мышления. Часто советую джунам такое упражнение: возьмите любой предмет в доме и придумайте ему 100 назначений. Можно даже клинически фантастические. Это разовьёт креативность и поможет оперативнее придумывать свежие идеи, без часовых походов на Pinterest. Психология особенно актуальна для веб-дизайна. Зная, как люди воспринимают цвета и шрифты, можно создавать рабочие продукты, которые найдут успешное применение. 

Сколько получает графический дизайнер

Самый животрепещущий вопрос – это размер заработной платы. Редко можно найти альтруистов, готовых работать во славу графики за чисто символические деньги. Увы и ах, жестокие реалии жизни заставляют нас задумываться не только о реализации креативного начала, но и о насущном – размере зарплате.

К счастью, у графического дизайнера с этим все нормально. Данный специалист может работать целый день в офисе или удаленно из дома. А те, кто уже набил руку, нередко уходят на фриланс. В любом из перечисленных случаев зарплата может быть очень даже достойной. На ее размер влияют в большей степени два фактора: регион и уровень профессионализма специалиста.

Зарплата дизайнеров в большинстве регионов России стартует от 20-30 тыс. рублей. В Москве же, среднестатистический графический дизайнер получает 80-100 тыс. рублей в месяц. Зато топовые специалисты могут претендовать на 150 тыс. рублей в месяц, и это далеко не потолок. Некоторые дизайнеры получают огромные гонорары за разработку фирменного стиля компании. Вспомнить хотя бы недавнее обновление логотипа Сбербанка и во сколько эти изменения обошлись самому крупному банку РФ.

Особенности профессии

Дизайн одежды, как обособленная отрасль дизайна, возник в XIX – XX веках. Этот период характеризируется развитием массового производства одежды. Такая одежда должна была сочетать в себе красоту, практичность и пользу. Современный дизайн идет в ногу со временем и соответствует изменяющемуся образу жизни людей, их потребностям. Со временем меняются предпочтения заказчиков, тенденции, как в материалах, так и в качестве одежды. Дизайнеры одежды все учитывают, изучают и не перестают удивлять новыми идеями и решениями.

Работа дизайнера (или группы дизайнеров) начинается с поиска заказчиков-покупателей, ведения переговоров, на которых обговариваются необходимые детали. В начале работы над новым продуктом дизайнер создает эскизы будущих моделей, занимается подбором и покупкой необходимых тканей (меха, кожи, ниток). Дизайнер осуществляет контроль над качеством, несет ответственность за полученную в итоге модель.

Следующим этапом производства является непосредственный пошив и изготовление моделей по эскизам, взаимодействие с фабриками. Вместе с технологами, конструкторами составляется необходимая техническая документация для производства.

Помимо прямой работы с одеждой, в обязанности дизайнера входит подготовка рекламных кампаний, налаживание партнерских отношений, организация и проведение показов, участие в шоу, показах мод.

Выбирая профессию дизайнера одежды, нужно быть готовым к тому, что в ней никто не застрахован от идейного истощения, творческого кризиса. К тому же надо понимать, что модель, понравившаяся одному человеку, может совсем не понравится другому. Поэтому критерии оценки работы дизайнера одежды  очень затруднены и зависят зачастую от мнения не одного человека, а нескольких.

Дизайн – сложная, кропотливая работа. Дизайнер находится в постоянном творческом поиске, разрабатывает новые композиционные приемы. Для этого он исследует традиции национальных костюмов, находки других дизайнеров, посещает музеи, показы, выставки, рассматривает иллюстрированные каталоги, живопись старых мастеров и другие места, где может почерпнуть что-то новое и найти вдохновение для новых идей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector