Как подготовиться к егэ по обществознанию в 2022 году
Содержание:
- Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля
- С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию
- ЕГЭ- 2022. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
- Как переводить первичные баллы в тестовые?
- Что запомнить
- Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
- Типы заданий
- Какая структура заданий?
- Как рассчитываются баллы?
- ↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля
Надо руководствоваться простыми правилами:
- Изучайте и разбирайте теорию по учебнику обществознания за 10–11-й классы. Например, Л. Н. Боголюбова и «Фоксфорда». Это создаст вам необходимый теоретический фундамент.
- После этого переходите к практике — решайте тесты и развёрнутые задания по различным блокам обществознания.
- Выберите время и проведите для себя или пройдите пробный ЕГЭ. Оцените свой уровень.
- Посвящайте часть своего времени просмотру или чтению новостей, это точно поможет.
- В идеале можно записаться на курсы, где вам помогут разобраться со сложными вопросами обществознания.
С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию
Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова за 10–11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.
Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать планы и работать с текстом.
Учитесь бесплатно
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Получить демо-доступ на неделю
Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.
Выполнять задания из демоверсий нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.
Источники. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». Следует обратиться к спецификации ЕГЭ по обществознанию, которая выложена на сайте ФИПИ. На страницах 16–17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить.
Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность»
Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания
Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.
Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.
Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.
Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.
Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.
Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.
ЕГЭ- 2022. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Тема № 1. «ОБЩЕСТВО».
- Тест. Вариант №1. «Понятие общества».
- Тест .Вариант № 2. «Пути развития общества»
- Тест. Вариант № 3.»Типы общества. Общество и природа. Глобальные проблемы человечества».
Тема № 2: «Человек».
Тест. Тема: «Человек».
Тема № 3: «Познание».
Тест. Тема: «Познание».
Тема № 4:»Духовная сфера».
- Тест. Вариант № 1. «Духовная сфера. Образование. Наука».
- Тест. Вариант № 2.»Духовная сфера. Мораль, искусство, религия, СМИ».
Тема № 5:»Экономика».
Тема № 6:»Социальная сфера».
Тема № 7: «Политика».
Тема № 8: «Право». Тесты в формате ЕГЭ.
Вариант № 1 + ответы+ теория.
ОБЩИЕ ТЕСТЫ в формате ЕГЭ.
Вариант № 1.
ВАРИАНТЫ ПО ЗАДАНИЯМ И ПО ВСЕМ ТЕМАМ (Формат 2021).
Задание № 1.Анализ схем и таблиц.
Задание № 2. Выбор обобщающего понятия.
Задание № 3.Соотнесение видовых понятий с родовыми.
Задание № 4.Человек и общество.Выбор ответов из 5-6-ти предложенных.
Задание № 5.Человек и общество.Соотнесение понятий первого и второго столбца.
Задание № 6.Человек и общество.
Выбор особенностей понятия из 6-ти предложенных.
Задание № 7.Экономика.Выбор особенностей понятия из 6-ти предложенных.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 8.Экономика.Установление соответствия.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 9.Экономика.Выбор позиций из списка.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 10.Экономика.Графики. Предложение и спрос.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 11.Социальные отношения. Выбор позиций из списка.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 12.Социальные отношения.Выбор позиций из списка.
Задание № 12. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 13.Политика.Выбор позиций из списка.
Задание № 13. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 14.Политика.Установление соответствия.
Задание № 14. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 15.Политика.Выбор позиций из списка.
Задание № 15. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 16. Право. Конституция РФ.
Задание № 16. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 17.Право.Характеристика основных социальных объектов.
Задание № 17. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 18. Право.Установление соответствия.
Задание № 18. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 19. Анализ ситуаций.Выбор позиций из списка.
Задание № 19. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 20.Определение терминов и понятий.
Задание № 20. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задания № 21 -24.Анализ источников.
Задания № 21-24. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 25.Определение признаков, явлений и понятий по контексту.
Задание № 25. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 26.Раскрытие теоретических положений на примере.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4
Вариант 5.
Задание № 27.Задание-задача.
Задание № 27. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Задание № 28.Составление плана доклада по определённой теме.
Задание № 28 . РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Задание № 29.Эссе.
Задание № 29. РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению.
Вернутьсяк списку тестов по обществознанию
Как переводить первичные баллы в тестовые?
Наименьшим проходным баллом для поступления стало число 42. Для его получения нужно правильно решить 12 заданий. При переводе первичного балла в тестовый можно оценить уровень знаний по пятибалльной системе.0 — 40 баллов — отметка «2»42 — 54 балла — отметка «3»55 — 66 баллов — отметка «4»67 — 100 баллов — отметка «5».Однако для ВУЗов важна не оценка по экзамену, а количество вторичных баллов. Для того, чтобы перевести тестовые баллы во вторичные необходимо пользоваться специальной таблицей. Она составляется на основе специальной формулы, которая учитывает сложность заданий и процент выполненной работы.
Что запомнить
1. Чтобы получать актуальную информацию, следует выбирать последние издания учебников Л. Н. Боголюбова за 10–11 классы и «Фоксфорда», изучить перечень документов из спецификации в актуальной версии (например, на сайте «Консультант +»), а также следить за новостями политики и экономики.
2. Полезно читать материалы самостоятельно, записывать свои вопросы, чтобы затем задать их учителю. Значение незнакомых терминов следует уточнять в справочниках и словарях.
3. Письменные ответы лучше оформлять чётко и писать развёрнутыми, но не заумными фразами.
4. Даже если вопрос на экзамене кажется знакомым, следует вдумчиво его прочесть, чтобы избежать ошибок по невнимательности.
5. Сложные темы легко усвоить, если использовать мнемотехнические приёмы.
6. Учить готовые клише и примеры для развёрнутых комментариев бесполезно. На экзамене проверяют умение понять мысль и аргументировать свою позицию.
7. Чтобы научиться писать план, нужно не просто владеть теорией, но уметь её структурировать. Поэтому лучше написать тренировочные варианты не менее десяти раз.
Изображение на обложке: Anna Hurley / Dribbble
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
К ЕГЭ по любому предмету можно готовиться самому. Для этого существуют учебники, различные бесплатные сервисы, например открытый банк ФИПИ. Но результат будет не таким эффективным, как если бы вы посещали курсы или дополнительные занятия в школе. По большому счёту, вы столкнётесь с двумя главными трудностями:
- Если вам сложно будет разобраться с той или иной темой, вы потратите много времени на её понимание. Да, скорее всего, вы разберётесь, но сколько вы потеряете ценных минут или часов? Сказать сложно.
- Проверка второй части. Многие задания, где надо давать развёрнутый ответ, имеют различные варианты правильных решений. Их все невозможно уместить в свою работу. В конечном счёте вам сложно будет понять, ответили вы верно или нет.
Типы заданий
Первая часть, задания 1–16
В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. К первому типу относятся задания, где нужно исключить два признака или понятия, «выпадающих» из общего ряда.
Пример задания на исключение двух признаков из демоверсии 2022 года
Задания второго типа предполагают выбор от двух до четырёх верных суждений из пяти.
Пример задания на выбор нескольких верных суждений из демоверсии 2022 года
В традиционном задании третьего типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.
Пример задания на установление соответствия из демоверсии 2022 года
Четвёртый тип заданий предполагает анализ смоделированной ситуации и выбор от двух до четырёх правильных ответов из шести возможных.
Пример задания на выбор нескольких верных вариантов ответаиз демоверсии 2022 года
Экзамен включает графическое задание, которое строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Для выполнения задания нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.
Пример задания на анализ графической информации из демоверсии 2022 года
Тема заданий 12 и 13 известна заранее. Задание 12 посвящено основам конституционного строя РФ и конституционным правам и обязанностям человека (1 и 2 главы Конституции РФ), а задание 13 проверяет знание полномочий органов государственной власти или разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации.
Пример заданий 12, 13 на знание Конституции РФ из демоверсии 2022 года
Вторая часть, задания 17–25
Блок заданий с 17-го по 20-е — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему.
- Чтобы ответить на задание 17, достаточно внимательно прочитать и проанализировать текст.
- В ответах на задание 18 нужно продемонстрировать умения дать определение предложенному термину. В этом году требования к ответу сделали более чёткими: в объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.
- В задании 19 нужно проиллюстрировать примерами положения текста.
- В задании 20 необходимо продемонстрировать умение рассуждать на ту или иную тему, связанную с проблемой, затронутой в тексте.
ЕГЭ по обществознанию в 2022 году включает новое задание второй части — задание 21. Оно включает в себя анализ графиков спроса и предложения, определение изменения равновесной цены.
Пример задания 21 на анализ графиков спроса и предложенияиз демоверсии 2022 года
Задание 22 представляет собой обществоведческую задачу: даётся смоделированная или реальная ситуация и вопросы, ответы на которые нужно сформулировать самостоятельно.
Ещё одним новым заданием в ЕГЭ-2022 по обществознанию стало задание 23. Оно предполагает проверку знания Конституции и законодательства РФ.
Пример задания 23 на знание Конституции и законодательства РФиз демоверсии 2022 года
В задании 24 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме: например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. Количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
В ЕГЭ-2022 убрали мини-сочинение, а задание на составление сложного плана объединили тематически с новым заданием 25. По большому счёту, оно предполагает развёрнутый ответ по одному из пунктов плана с демонстрацией умений объяснять и иллюстрировать примерами теоретические положения из курса обществознания.
Пример заданий 24, 25 на подготовку доклада из демоверсии 2022 года
Какая структура заданий?
Само ЕГЭ по обществознанию на первый взгляд кажется лёгким, ведь оно не требует точных вычислений, как на экзаменах по физике или математике. Однако эта легкость является обманчивой. Ведь в ЕГЭ по обществознанию также много своих нюансов. Для того, чтобы решить задания из теста ЕГЭ по обществознанию, учащимся 11 класса необходимо не только обладать знаниями по предмету, но и знать, из чего состоит тест. Экзамен по обществознанию представляет собой тест, который содержит 29 заданий. Первая часть -это 20 заданий, на которые необходимо дать краткие ответы.Задания 1–3 относятся к базовому уровню. Их цель проверить знание и понимание предмета.Задания 4–19 относятся к базовому и повышенному уровню. Они направлены на то, чтобы проверить умения: характеризовать с научной точки зрения различные социальные объекты; умение находить социальную информацию; использовать знания при решении социальных проблем.Задание 20 позволяет провести проверку умения систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию.Ответом к заданиям части 1 (1 – 20) может быть слово (словосочетание) или цифры.Часть 2 включает в себя 9 заданий, на которые необходимо дать развёрнутый ответ.На выполнение работы по ЕГЭ по обществознанию дается 3 часа 55 минут (235 минут).
Как рассчитываются баллы?
Выполненный правильно тест по обществознанию может быть оценён 64 первичными баллами.За задания 1–3, 10, 12 и 16 даётся один балл. Верным ответом является та форма, которая указана в инструкции к заданию.Правильно выполненные задания 4–9, 11, 13-15, 17–20 могут быть оценены двумя баллами. Оценка проводится следующим образом: полное выполнение задания ставится два балла; при допущении одной ошибки или при неполном выполнении задания ставится один балл; неправильный ответ оценивается в ноль баллов.Правильно выполненные задания второй части могут быть оценены двумя или пятью баллами. За правильный ответ в заданиях 21, 22 ставится два балла; в заданиях 23–28 три балла; в задании 29 пять баллов.
↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.
Человек – целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду. Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей.
Личность (англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» может быть выражено формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
Тест по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».
ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4. ЗАДАНИЕ 5. ЗАДАНИЕ 6. ЗАДАНИЕ 7. ЗАДАНИЕ 8. ЗАДАНИЕ 9. ЗАДАНИЕ 10. ЗАДАНИЕ 11. ЗАДАНИЕ 12. Потребности человека
ВИД | ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ |
Физиологические | Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. |
… | Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. |
ЗАДАНИЕ 13. ЗАДАНИЕ 14. ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.