Стоит ли получать высшее образование
Содержание:
- Минусы
- Альтернатива поступлению на бюджет
- Будет достаточно бакалавра?
- Ценность дипломов для работодателей
- Работодателям вообще не нужно высшее образование
- Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование
- Что из себя представляет высшее образование в России?
- Антон Зиновьев, основатель компании CarMoney
- Богатство без образования
- Нужно ли высшее образование?
- «Плохие» причины для поступления в вуз
- Что делать в сложившейся ситуации
- Инна Анисимова, основательница PR Partner
- Роль образования в жизни человека
- Уровни высшего профессионального образования в России
- Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра
- Диплом дает лишь статус?
- Три уровня образования, характеристика
- Подводя итог
Минусы
- Не бывает бесплатной дистанционки;
- Законодательно сфера ещё не отрегулирована, потому есть риск серьезных нововведений. Например, так могут увеличить срок обучения, или обязать указывать в дипломе количество дистанционно освоенных часов программы;
- Нужен высокий уровень мотивации. К примеру, на Курсере процент учеников, которые проходят онлайн-курс целиком, всего 4%! Тут ситуация немного другая: стоимость обучения выше, предусмотрена обратная связь от преподавателя. Теоретически будет легче, но оцениваете силы адекватно;
- Обучение длится дольше на полгода-год;
- Меньше общения и полезных знакомств. Хотя для замкнутого человека это только плюс;
- Вузы реализуют программы не по всем специальностям.
Альтернатива поступлению на бюджет
Возможностей получить бесплатное высшее образование, на самом деле, не так уж и мало:
Удобный и не так часто упоминаемый способ — поступление на целевое
Важно понимать, что в этом случае речь идет о перепоступлении, так как нельзя сначала узнать результаты конкурса на бюджет, а потом податься на целевое — отбор на него проходит раньше. Нужно будет дождаться следующего года, заключить договор с организацией, в которой вы будете работать после окончания университета, и подать документы на обучение
Основную информацию о тонкостях поступления по целевому мы собрали в статье «Самые популярные вопросы о целевом направлении».
Вариант, к которому в последнее время выпускники прибегают все чаще — это пересдача ЕГЭ. Повторный экзамен возможен только в следующем году и для него необходимо подать заявление на участие в ЕГЭ в официальные сроки. За год вы можете в спокойном темпе доучить материал, проработать прежние ошибки, а в свободное время, может быть, и поработать — приобрести опыт и понять, чем вы хотите заняться. После пересдачи вам вполне может хватить баллов для получения бесплатного высшего образования.
Для тех, кто не хочет тратить время или отвлекаться от учебы, а может быть боится, что после перерыва не захочется никуда поступать, есть возможность поступления не в вуз, а в колледж. После обучения в колледже можно поступить в вуз на бюджет и даже договориться об учете некоторых пройденных предметов, чтобы получить ускоренную программу. Но переход не происходит автоматически — как правило, в университете нужно сдать вступительные экзамены. Об этом в нашей статье: «Поступление в вуз после колледжа».
Онлайн-курсы от вузов — вид обучения, который в связи с пандемией приобрел особую популярность. В интернете много образовательных платформ по разным направлениям, среди них — «Открытое образование». Конечно, такое бесплатное обучение в вузе не предполагает получение государственного диплома, но участник сможет оформить сертификат и благодаря нему при желании в будущем перезачесть пройденный онлайн-курс в своем вузе.
Будет достаточно бакалавра?
И тем не менее, диплом имеет значение: есть места, где с недоумением посмотрят на выпускников престижных ВУЗов, понимая, что с ними что-то произошло, какая-то тёмная история, раз они обратили внимание на не слишком перспективное место. Есть и обратные примеры: компании, основанные выпускниками определенного ВУЗа, предпочитают его и для своих работников; в некоторых компаниях есть список приоритетных ВУЗов, из которых берут на практику, стажировки и потом расстраивают кандидатов на трудоустройство
В большинстве же случаев трудоустройства ВУЗ учтут, но больше внимания обратят на самого кандидата
Но здесь важно оговориться, что последнему важно добраться до интервью
В нашей стране пока не сложилось понимание бакалавриата как законченного высшего образования, что смазывает картину с профессиями, где не требуется длительное время на приобретение исследовательских или управленческих компетенций.
Часто, когда мы говорим об излишнем образовании, не учитывается деление на бакалавриат и магистратуру, которую многие заканчивают для получения «полного» образования, отсрочки от армии, чтобы «отстреляться» и больше не учиться (что в корне не верно), непонимания бакалаврского диплома работодателем и т.д.
Бакалавриат вполне обеспечивает задачи социализации молодежи, воспитания, получения профессии. Многие исполнительские позиции в министерствах и ведомствах, в туризме, организациях социальной сферы вполне успешно замещаются бакалаврами и продолжение обучения реально требуется через 5-10 лет, когда специалист устоялся в понимании профессии, хочет что-то поменять или обеспечить возможности карьерного роста. Это европейский или американский вариант получения образования, который у нас пока не приживается. Зато сквозное обучение в бакалавриате и магистратуре в течение 6 лет часто приводит к рассуждениям об излишнем высшем образовании.
Ценность дипломов для работодателей
Работодатели как бы смотрят, но все же не учитывают диплом при поиске кандидата.
Это не принижает важность получения высшего образования. Все эти герои современности хоть и бросили обучение в вузах, но все же оценили важность высшего образования, хоть и предпочли усердно трудиться и самообразовываться
А за дипломами все же вернулись, хоть и спустя годы.
Что нужно современному работодателю от соискателей: грамотность и эмоциональная зрелость, высокий уровень эмоционального интеллекта, умение концентрироваться, быть креативным, склонность к лидерству, умение принимать решения, работать в команде. С этими навыками любой специалист сможет быстро переключаться между задачами и моментально справиться с любым потоком информации.
Чаще всего работодатель смотрит не столько диплом, сколько название вуза. МГУ, МГИМО, РУДН всегда в тренде и помогают учащимся со стажировками, более серьезно подходят к процессу обучения. А значит, соискатель будет уже готов к усердной работе в компании, если выдержали учебу
Работодателям вообще не нужно высшее образование
Где тут правда. Действительно, во многих вакансиях есть требования только к навыкам и опыту — а вышка вроде бы не нужна. Или бывает, что требование есть, но оно не строгое — можно продемонстрировать знания и как-то договориться. Например, мой приятель бросил вуз на втором курсе, но продолжил самообучаться — и потом прошёл собеседование туда, где требовали вышку.
То есть отсутствие высшего образования вряд ли станет страшным препятствием для трудоустройства.
Где ошибка. Встречаются компании, которые нанимают только выпускников вузов. Обычно их меньше и они достаточно консервативные, но без вышки вы туда точно не попадёте.
Часто высшее образование требуют для стартовых вакансий: стажёров и джуниоров. С ним устроиться на работу без опыта будет легче
Причём высшее образование не такой уж редкое требование. Прямо сейчас на HeadHunter 103 тысячи вакансии в категории «IT и телеком», и у 26,4 тысячи в требованиях указана вышка.
У высшего образования есть ещё один плюс — оно помогает уехать работать за границу практически без опыта. Дело в том, что во многих странах рабочую визу оформляют либо людям с вышкой, либо тем, у кого есть опыт работы от 3 лет. То есть без высшего образования можно будет стать джуном в зарубежной компании даже с минимальным опытом, если сумеете заинтересовать работодателя.
Например, мой друг проработал в России тестировщиком игр меньше трёх лет и в конце 2020 года переехал на работу в Европу. По условиям въезда в их страну с таким опытом его бы не взяли — но помог диплом о высшем образовании.
Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование
Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:
- Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
- Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
- Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
- Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?
Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
- Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
- Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Антон Зиновьев, основатель компании CarMoney
Я уверен, что школа жизни и опыт запуска бизнеса с нуля намного важнее, чем изучение теории в институте. К сожалению, в вузах дают мало практических знаний и, скорее, учат управлению делом в уже состоявшейся компании.
Поэтому я считаю, что есть два типа бизнесменов:
- предприниматели-стартаперы,
- крутые менеджеры-управленцы.
И те, и другие однозначно обладают талантами.
В предпринимательстве есть особая специфика. Например, если человек решил запускать собственный бизнес, то он должен быть готов к трем факторам:
- первое – риск, который у бизнесмена в разы выше, чем у наемного сотрудника,
- второе – личная ответственность,
- третье – умение постоянно находиться в зоне неопределенности. Никто не даст точный ответ, как поступить в конкретной ситуации, но это не должно останавливать.
Менеджер мыслит иначе. Если происходит ситуация, которая нигде не описана, он делает вывод, что ее решить нельзя. А если все-таки находит выход и берет ответственность на себя, то в этот момент происходит трансформация его мышления с переходом на уровень предпринимателя, топ-менеджера.
Но в институтах этому не обучают. Там, к сожалению, не работают с постановкой мышления, а дают только теоретические знания.
Но когда бизнес набирает обороты, то появляется необходимость в вузовских знаниях. Приходит время людей с MBA или другой подобной степенью. Иначе не быть бизнесу эффективным.
Богатство без образования
Итак, рассмотрим список самых богатых людей на 2013 год по мнению журнала Forbes.
1 место. Карлос Слим Элу. Состояние: $73 млрд. Источник богатства: телекоммуникации. Гражданство: Мексика.
Карлос стал работать в бизнесе своего отца с раннего детства, за что получал недетские карманные деньги. С благословения отца тинэйджер стал заниматься биржевым инвестированием, и уже в семнадцать лет он сделал свой первый миллион. Продолжая заниматься инвестированием, Карлос одновременно получал образование в одном из университетов Мексики на факультете гражданского строительства. В последствие, это образование ему не пригодилось.
2 место. Билл Гейтс. Состояние: $67 млрд. Источник богатства: Microsoft. Гражданство: США.
Навыки программирования Билл развил еще в школе. И его карьера программиста началась как раз в школьные годы. Гуманитарные предметы и физкультура им игнорировались, зато математика давалась легко. В 17 лет Билл основал с товарищами компанию Traf-O-Data. Высшее образование Билл так и не получил. Начав обучение в Гарварде, он бросил его через 2 года, оправдываясь тем, что учеба отнимает время, которое необходимо на развитие компании. Сразу после отчисления, Бил основал Microsoft.
3 место. Амансио Ортега. Состояние: $57 млрд. Источник богатства: Zara. Гражданство: Испания.
Из-за бедности семьи, Амансио так и не закончил даже средней школы. Он работал с 13 лет. Став подмастерьем у одного модельера, он постепенно осваивал навыки портного, потом дорос до менеджера и в итоге стал хозяином собственной фабрики. Череда неслучайных случайностей помогла ему открыть собственный магазин под названием Zara. Думаю, сегодня каждому известна эта торговая марка.
Коротко отмечу и других богатейших людей мира, которые так и не получили высшего образования – это Стив Джобс, который бросил университет, т.к не видел в обучении смысла. Марк Цукерберг, который забросил учебу в Гарварде, т.к. она мешала ему развивать дело жизни. Френк Ллойд Райт – один из самых известных архитекторов 20-го века, который тоже бросил учебу, т.к. хотел заниматься проектированием, а не изучать теорию о проектировании. Майкл Дэлл, который бросил биологическое образование вопреки желаниям родителей и основал в 19 лет Dell Computer Согр. Джеймс Кэмерон, который отказался от получения образования психолога и пошел вести хипповскую жизнь, а далее увлекся режиссурой. Том Хэнкс, Харисон Форд, Тайгер Вудс – все эти знаменитые и богатые люди без высшего образования!
Как мы видим, чтобы стать миллионером, совсем не нужно высшее образование. Главное внутреннее чутье и чувствование своего призвания. Эти успешные люди пришли к славе не благодаря усердному изучению книг в тесных аудиториях, а благодаря тому, что нашли свой путь, шли по велению своего сердца и призвания.
Нужно ли высшее образование?
Так что же такое есть образование? Можно в общем охарактеризовать его как общую сумму знаний, которые были приобретены человеком. Причём приобретать их можно всегда, до конца жизни. Человек начинает получать образование с раннего детства. Сначала он учится в школе, затем может поступать в средние и/или высшие учебные заведения и продолжать учиться. А может также образовываться самостоятельно, без помощи специалистов – педагогов. Каждый человек имеет законные права на получение образования.
Подготовка к ВУЗу
Существует несколько общеобразовательных программ. Во-первых, это дошкольная. Она вовсе не является обязательной для всех детей без исключения. Однако с её помощью можно очень хорошо подготовить ребёнка к школе. Впрочем, родители вполне могут сделать это сами. Во-вторых, далее, идут общеобразовательные программы. Школьное образование является обязательным для всех. Его называют также средним образованием. После окончания школы ученики получают документ – аттестат, подтверждающий полученное среднее образование. Именно он даёт право на дальнейшее обучение в среднем специальном учебном заведении или ВУЗе.
Однако школа необходима не только для получения аттестата
Помимо этого, что не менее важно, школа воспитывает учеников, дисциплинирует их, учит адаптироваться в определённом сообществе. Следующая программа – это высшее образование
Требуется ли оно всем и каждому? Ответ: нет, не требуется. Ведь вовсе не все намереваются устраиваться на государственную службу, на руководящие должности и др. Часто люди стремятся иначе устроиться в жизни, и у них вовсе нет необходимости в окончании высшего учебного заведения. А в случае надобности они могут освоить специальные курсы или образовываться в определённой области самостоятельно. Однако, разумеется, с дипломом об окончании ВУЗа возможностей устроиться на перспективную работу гораздо больше.
Книги на полке так и манят почитать
Самообразование как развитие личности
Как было сказано выше, человек может также самообразовываться. То есть самостоятельно работать над получением знаний и навыков в какой-либо определённой области. И он сам решает, какие именно материалы ему необходимо изучать, в каких объёмах, что именно ему интересно и необходимо узнать и освоить, откуда брать нужную информацию, и сколько времени требуется потратить на это. И никто ему при этом не указ, ни с чьей стороны нет абсолютно никакого контроля. Потому самообразование особенно интересно и приятно.
«Плохие» причины для поступления в вуз
Иногда решение поступать в вуз – это не стремление получить знания, умения, навыки по определенной специальности. На вопрос: «зачем нужно высшее образование», аргументы перечисляются такие:
· Родители сказали – надо, значит буду поступать
Родители, конечно, желают только лучшего для своих детей. Но специальность – это то, что человек выбирает практически на всю жизнь. Представляете, как будет сложно «пожизненно» заниматься делом, которое не нравиться? Это, действительно, может стать невыносимой тюрьмой. Родители не должны решать за своих детей, их задача – поддержать и дать совет.
· Все получают, и мне нужно
Принимать судьбоносные решения «за компанию» – не самый лучший выбор. Специальность нужно выбирать в соответствии со своими интересами, целями и желаниями.
Зачем нужно высшее образование аргументы для родителей и школьников
Что делать в сложившейся ситуации
Рекомендации вузам:
- Необходимо перестраиваться. Не только обновлять устаревшую программу, но и учить студентов самообразованию.
- Использовать новые форматы и технологии (онлайн-курсы, обучающие видео, мобильные приложения, игровой формат и пр.), индивидуальные планы обучения.
- Давать больше практики с участием работодателей.
- Менять образовательные программы под профстандарты, ввести экзамены на профессиональные сертификаты.
- Создавать интегрированные программы (школа — среднее профессиональное образование — учеба в вузе, совмещенная с работой).
Рекомендации студентам:
- Если хотите получить образование, стоит выбрать специальность, в которой нуждаются российские работодатели. А еще лучше — заключить с ними договор на обучение.
- Диплом не должен быть целью. Нужно стремиться к профессиональному росту.
- Получать навыки самообразования, развивать критическое мышление, креативность и прочие гибкие навыки.
- Начинать работать по своему направлению с третьего курса. Это могут быть стажировки, подработка. Нет возможности найти работу в своей сфере — беритесь за любую. Она научит деловому общению, повысит стрессоустойчивость, научит справляться с трудностями, принимать самостоятельные решения.
- Знакомиться с коллегами из своей области, чтобы в будущем заручиться рекомендациями.
Инна Анисимова, основательница PR Partner
Примеров предпринимателей без «корочки» множество, все они типичны – талантливый человек с уникальным видением бросает учебное заведение, чтобы начать собственное дело. Но каждая такая история начинается в вузе, где будущие миллиардеры познакомились с реальным миром, осознали предназначение.
Сейчас многие стартапы начинаются людьми без высшего образования, они считают его устаревшим и в части получаемых знаниях, и в методологии.
Успешный предприниматель без образования — вполне себе портрет поколения, но после первой волны успеха его могут накрыть неудачи и сомнения в себе. Ведь умения общаться с людьми, рефлексировать, планировать он так и не приобрел.
Впрочем, я согласна и с теми, кто ругает наше образование. Поэтому я вижу одно из решений в обучении за границей. Для тех, кто волнуется о средствах, есть программы помощи, стипендии, стажировки. Главное — желание.
Роль образования в жизни человека
Образование — это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.
Обучаться можно разными путями. Получить общий багаж знаний поможет программное обучение в школе или в вузах. А вот расширить кругозор и стать действительно ценным специалистом можно только через дополнительное самообучение.
Роль образования в жизни человека: аргументы
Важные аргументы, о которых стоит помнить, когда становится тяжело и появляется шальная мысль: «А зачем вообще учиться?»:
- обучение, особенно высшее образование, помогает построить успешную карьеру и достичь профессиональных высот;
- образованный человек уверен в себе и своих силах, умеет ставить цели, достигать их и решать жизненные задачи;
- обучение формирует такие личные качества человека, как самодисциплинированность, воспитанность, уравновешенность, гибкость взглядов, любознательность, общительность и целеустремленность;
- постоянное обучение — это ключ к насыщенной и яркой жизни.
Один из трендов современного мира — идея о непрерывном обучении. Это значит, что человеку необходимо учиться всю жизнь, чтобы поддерживать знания на должном уровне, изучать новое и шагать в ногу с техническим прогрессом.
Уровни высшего профессионального образования в России
Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.
Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.
Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.
Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.
Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.
Бакалавриат
Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.
Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.
Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.
Специалитет
Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.
Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.
Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.
Магистратура
Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.
Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра
Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:
- Бакалавр – 4 года обучения;
- Специалист – 5 лет обучения;
- Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.
Важный факт
Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.
При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру. Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста. Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.
Важный факт
Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.
Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы. В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации. Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.
Диплом дает лишь статус?
Россия традиционно является одной из самых образованных стран, мы долго считались самой читающей страной, а сегодня доля взрослого населения с высшим образованием одна из самых высоких в мире. Во многих семьях получение диплома о высшем образовании считается обязательным для счастливой взрослой жизни
Причём важно получение диплома магистра, останавливаться на уровне бакалавра считается не достаточным. На это влияет много факторов, часто имеющих нематериальное объяснение
Например, в случае с магистратурой влияет не только мнение работодателей, но и желание получить отсрочку от службы в армии, а также сложившееся в обществе мнение о желательности завершённости образования.
В части семей рассматривается любое высшее образование, некоторые стараются поступить в наиболее престижный ВУЗ и получить диплом там. Насколько это оправданно экономически? Существуют исследования, показывающие отдачу от образования – насколько дополнительно потраченные годы обучения влияют на рост зарплаты, измеренным в процентах. По данным недавно опубликованного исследования Всемирного банка «Отдача от образования в России: некоторые новые оценки» в нашей стране это показатель снижается последние десятилетия и сейчас составляет примерно 5% за год обучения, что меньше большинства развитых и развивающихся стран. На наш взгляд, во многом это явление связано с получением высшего образования по устаревшим образовательным программам в целях лишь формального получения диплома.
Опросы выпускников и студентов старших курсов показывают, что большинство работодателей смотрят на диплом при наборе молодых специалистов с небольшим опытом работы
А в остальных случаях больше обращают внимание на послужной список и проекты, в которых участвовал специалист, оцениваются приобретенные компетенции. Тем не менее, в большинстве случаев предполагается, что диплом о высшем образовании есть
Даже при приёме на работу молодых выпускников в меньшей степени смотрят на оценки, но все-таки общий уровень, средний балл вызывает интерес.
Три уровня образования, характеристика
Современное высшее образование в РФ подразделяется на:
- бакалавриат;
- специалитет / магистратуру;
- подготовку кадров высшей специализации.
Бакалавр
Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:
- одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
- выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам.
Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:
- специалиста;
- магистра.
Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.
Магистр
Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.
Специалист
Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной специализации.
Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:
- 5 лет для очной формы обучения;
- 6 лет для заочной.
По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.
Подводя итог
Решение о получении высшего образования должно быть сугубо индивидуальным. Кому-то оно действительно необходимо, осуществлять некоторые виды деятельности без высшего образования просто невозможно. Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал. Но в современности и без высшего образования можно жить достойно, в этом нет никаких сомнений. Поэтому нужно высшее образование, или нет — это не спорный вопрос. Это вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей, желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов.