Цель и задачи курсовой работы: как сформулировать + пример
Содержание:
- Цель и задачи курсовой работы
- Что такое цель исследования
- Определение цели исследования
- Этапы постановки проблемы исследования
- Общая характеристика
- Правила обоснования цели исследования
- Эмпирическая база исследования: что это такое
- Постановка задач исследования
- Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач
- Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования
Цель и задачи курсовой работы
Курсовая работа – это разновидность дипломной работы и достаточно объемная статья с теоретической и практической частью. Студент должен четко понимать, что целью данной работы является конечный результат курсовой. Если не заранее не проработать цели и задачи курсовой, по итогу может получиться бессвязный и бесполезный текст.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Понятие о цели курсовой работы
Цель работы – это написание статьи и конечный результат проделанной работы студентом. То есть решение тех проблем, о которых обычно указывается в подразделе «Введение». Цель обычно формулируется в виде какого-либо действия или процесса. Чтобы определиться сразу, как сформулировать цель курсовой, предлагает несколько вариантов ее начала:
- Выяснить;
- Определить степень влияния;
- Целью является анализ показателей.
Простым языком исполнитель должен четко понимать, чего он хочет добиться в ходе своего исследования и написания курсовой
Обратить внимание нужно на тот факт, какой материал будет рассматриваться, например:
- теоретический материал – в таком случае целью будет изучение разных литератур и источников, а также проведение анализа позиций и мнений авторов книг;
- практический материал – в таком случае автору нужно делать упор на собственное мнение, то есть решение задач разными способами по определенным методикам;
- теоретический и практический материал – тогда у исполнителя может быть несколько целей, каждая из которых обоснована и правильно поставлена.
Постановить пункт «моя цель в работе» — это на самом деле ответственный момент в разработке курсовой работы, от которого напрямую зависит то, в каком направлении будет двигаться автор и к каким методикам исследования прибегать.
Понятие о задачах курсовой
Задача курсовой – это глаголы, которые вытекают из самого содержания курсовой работы. Задачи вытекают из поставленных целей, их основная миссия заключается в облегчении процесса достижения целей. То есть, составляя глаголы для задач, автор тем самым расписывает план, по которому будет двигаться в ходе проведения исследования.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что задачи и цели между собой тесно связаны. И если целей может быть всего несколько, то зада намного больше, все зависит от объема исследований. Каждая задача должна максимально приближать автора к реализации поставленных целей. Соответственно, если автор пока не разобрался, как определить цели курсовой, с постановкой задач будут такие же сложности.
Определение цели курсовой исходя из заданной темы. Постановка задач для ее достижения
Чтобы понимать, как правильно писать цели, нужно понимать их функции в целом. По целям читатель поймет, к какому результату стремился автор, план его действий, исходя из них, определятся задачи, более практичные и конкретные определения. Цель всегда вытекает из заданной темы курсовой, поэтому автор должен в ней разбираться.
Чтобы определить курсовой параметр цели, нужно ответить самому себе на вопрос «как решить проблему, описанную в курсовой?»
При этом важно, чтобы тема и вытекающие цели были актуальными. Цель обязательно в ходе работы должна доказываться и подтверждаться автором
Как правильно писать цели можно понять из примера:
- тема курсовой «Прибыль предприятия», цель – «разработка методов для увеличения прибыли»;
- тема курсовой «Стратегия формирования представления о партнере в условиях современного информационного общества», цель – «определить и сформулировать ключевые характеристики процесса формирования представления о партнере в кругу информационного общества».
И только исходя из формулировки целей могут вытекать списки задач по ее реализации. Задачи реферата, дипломной или курсовой работы заключаются не только в описании теоретической части выбранной отрасли, но и должны определять связь с реальным производством или действующими исследованиями.
Что такое цель исследования
Перед началом процесса непосредственной деятельности человек иллюстрирует мысленное изображение того, что будет необходимо ему в будущем, формирует его в своем сознании, реализует так называемое опережающее воспроизведение действительности. Каждый из этих этапов всецело относится и к педагогическому процессу.
Фактическая педагогическая деятельность возникает исключительно в том случае когда поступки человека имеют некоторую цель и внутренне обоснованы. Таким образом, исследовательская цель в психолого-педагогическом анализе — это продукт деятельности целеполагания, предполагающей, в свою очередь, нацеленную преобразующую работу субъектов образования, другими словами преподавателей и учеников. Это что-то вроде «двойного» целеполагания и такой же целесообразности.
Анализируемое целеполагание представляет собой тот выбор особо приемлемый с позиции допустимых возможностей существующей педагогической действительности методов, которое преобразуется из функционального положения в новейшее, необходимое, нужное состояние, в желаемое будущее. Такая перестройка, предвещающая, пусть и в разуме, ожидаемые результаты, и является построением целей. Педагогическая задача не заключается в иллюзиях, мечтах или исключительно хорошими пожеланиями исследователя. Она представляет собой ожидаемый результат, основывающийся на сравнении педагогического совершенства и существующих ресурсов отображения реальных процессов и явлений педагогической направленности.
Педагогические образы способны меняться в ходе истории, они в некоторой мере связаны со спецификой социальной обстановки, с существующим политическим и экономическим строем, однако, в них все-таки главенствуют определенные в национально-специфической форме общечеловеческие ценности. В первую очередь это относится к идеальному всесторонне (или разносторонне) развитому сильному и свободному человеку творчески развитого, обладающего высокими нравственностью и гражданской ответственностью. Степень же достижимости подобного уровня по большей части определяется подготовленностью общества и его потенциалом, степенью зрелости, созданием его общественной и педагогической инфраструктуры.
Прогнозирование, объединенное со сравнением идеала с реальностью и раскрытием вероятности сближения с идеалом, приводит к настоящему целеполаганию. Оно создается на базе исследованной действительности, прогнозирование ее направления на будущее, учитывая руководящие способности смены условий и методов педагогического процесса. В данном случае учитываются и расклад, и разбор, и воображение, и проницательность исследователя. Не уходят от внимания и педагогические, психологические, общесоциальные взаимосвязи, которые, как всем известно, обладают предположительным характером, выявляют направления, а не определенный, во многом подверженный изменениям, подчиняющийся совпадениям многих положений процесса развития.
Определение 1
Итак, цель — это аргументированное понимание общих конечных или промежуточных достижений поиска.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Подобно шахматисту исследователю необходимо, оценив возникшую ситуацию, мысленно изменить ее в иную, наиболее подходящую к тому, чтобы потом разработать план игры, а также определить ходы, наиболее эффективно направляющие к продуманному преобразованию. Ключевым и обязательным к исполнению аспектом исследования считается уточнение всеобщих цели и задачи в системе исследования.
Определение цели исследования может быть разъяснено множеством способов – с помощью традиционно применяемых в научных работах устойчивых фраз. Приведем некоторые их примеры:
- раскрыть…;
- определить…;
- доказать…;
- уточнить…;
- отработать…
Определение цели исследования
Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.
Что может выступать в качестве цели:
- Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
- Установка зависимостей между научными понятиями.
- Поиск причинно-следственных связей между явлениями.
- Выявление закономерностей в протекании процессов.
- Изучение характеристик какого-либо явления.
Обычно цель созвучна с названием работы – от этого следует отталкиваться при ее выделении. Если все же возникают трудности, стоит заранее обговорить цель с научным руководителем, чтобы не пришлось переписывать уже готовую работу. Работа достаточно объемная и формулировка цели становится громоздкой? Разбейте ее на конкретные подзадачи и выделите главную – она и будет общей целью. Оставшиеся подпункты перенесите в раздел задач исследования – так у вас получится убить двух зайцев одним выстрелом. Никто не сможет обвинить вас в том, что такой подход неверен, так как в любом случае задачи определяются, исходя из цели.
Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать», «уточнить» и т. д.
Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности. Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.
Этапы постановки проблемы исследования
Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.
Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.
Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов
- Предварительный. Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.
- Анализ, который включает:
- изучение известных теорий на предмет существования решений;
- подтверждение реальности запроса;
- точная формулировка целей;
- назначение рамок (временных, географических и прочих);
- обозначение структуры – разбивка на подтемы.
- Оценка. На этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты?», «Реально ли решить вопрос доступными средствами?». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности.
- Выдвижение проекта. Заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.
При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.
Общая характеристика
Задача и цель исследования имеют принципиальное значение для любой научной работы. По меткому определению К. Маркса, правильная постановка проблемы составляет половину успеха анализа научного материала. Здесь следует отметить, что цель – это генеральная установка, которую сам себе задает ученый при решении той или иной проблемы. Как правило, она носит обобщенный характер, в ней мало конкретики, так как она лишь вводит в курс дела автора и задает направление поиска. Ее формулировка должна быть предельно точной и понятной как для самого ученого, так и для рецензентов. Несмотря на ее обобщенный характер, она, тем не менее, в самом общем виде дает понять, что собой по сути представляет работа. Задача и цель исследования должны быть определены в самом начале работы. При этом задача конкретизирует цель, уточняет некоторые наиболее важные ее положения. Поэтому в научной работе авторы, как правило, выделяют несколько задач для более подробного пояснения смысла своего труда.
Правила обоснования цели исследования
Цель исследования — ее важнейший элемент, направленный на конечный результат. Чтобы обосновать цель, нужно руководствоваться простыми правилами.
Тема работы и цель должны быть созвучны. Если цель будет описана после того, как готова основная часть работы, они будут полностью совпадать.
Формулируя цель, нужно ответить на вопрос: чего автор добивается в ходе работы?
При объемном исследовании цель может быть разбита над подзадачи
Самая большая из них и станет целью, остальные пункты можно отнести к задачам.
Если проблема не решена полностью в ходе работы, на это также обращают внимание. Конкретные нерешенные вопросы в таком случае становятся целью исследования.
Если проблема, которая поднимается в работе, рассматривалась более 40 лет назад, можно попробовать проанализировать ее с помощью новейших методик
Это также станет целью исследования.
Грамотная формулировка цели работы
Формулируя цель исследования, нужно иметь четкое представление о дальнейшей работе, причем уже на начальных этапах. Обозначать ее также следует ясно, без абстрактных и отвлекающих размышлений. Допустимо одно-два предложения в тексте, которые описывают цель дальнейших исследований.
Цель научной работы озвучивается во введении или, если введение не предусмотрено, в первых абзацах текста. Опережать ее может только описание актуальности работы. Определение начинается с общепринятых формулировок: «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». От них не следует отступать при написании научного текста.
В описании цели рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме («определить», «изучить», «выяснить»). Другой способ — начинать фразу с существительного («определение», «изучение», «выяснение»).
Простая схема для определения цели работы следующая:
- Подобрать слово, наиболее подходящее к действию по отношению к объекту исследования: выявить, выяснить, проанализировать, описать, установить и пр.
- Добавить название объекта исследования — то, за чем идет наблюдение.
Примеры:
- Для курсовой работы «Анализ метрологических характеристик» целью будет «Определить метрологические характеристики качества изделия методом имитационного моделирования».
- Для научной работы по биологии земноводных целей несколько: изучить особенности биологии земноводных как представителей класса, рассмотреть отличительные черты отдельных групп.
- В курсовой работе «Особенности самосохранения личности журналиста» цель будет «Выяснить особенности самосохранения личности журналиста».
Грамотное определение и формулировка цели научной работы — шаг к успеху исследования, помогающий автору в его деятельности и делающий текст понятнее читателю
Стоит обратить на это внимание при написании курсовой, диплома или другого академического текста.
Эмпирическая база исследования: что это такое
Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования?
Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.
Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.
Что может составлять эмпирическую базу
Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:
- В лингвистических исследованиях эмпирической базой могут выступать словари и данные языковых экспериментов.
- В социологических курсовых и дипломах — результаты соцопросов, интервью и анкетирования.
- В работах, посвящённых экономике — экономические индексы, данные статистических отчётов, балансовые показатели организации.
- В литературных исследованиях — биографические данные и примеры произведений.
- В курсовых и дипломных по юриспруденции — законодательные акты, материалы дела, официальные правовые нормы.
- В исследованиях, посвящённых менеджменту — кейсы, примеры организационной работы в компании, особенности ведения бизнеса, статистические данные.
В эмпирическую базу могут входить как первичные, так и вторичные данные. Первичные получают из первых рук — годовая отчётность на предприятии, результаты социального опроса. А вторичные — из открытых официальных источников. Например, законы, нормы и акты российского правительства.
Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Для основательного исследования, стоит собрать больше данных
Месторасположение эмпирической базы в работе
Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.
Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:
- показать, что данные надёжны, указать источник и сославшись на авторитетные имена;
- уточнить, насколько они соответствуют проблеме и охватывают изучаемые вопросы;
- привести желательно точное количество данных, используемых в исследовании;
- объяснить, почему вы выбрали именно их для своего исследования.
Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.
Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.
Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.
Постановка задач исследования
Задачи являют собой пошаговый план реализации поставленной цели. Ученый должен точно, последовательно и максимально реалистично ответить на поставленные вопросы о том, каким именно образом можно добиться цели. Если исследователь уже сформировал цель, значит, он имеет представление о том, как именно ее можно реализовать.
В аналогичном примере с потеплением и птицами можно поставить следующие задачи:
- Изучение литературных данных, свидетельствующих о поведении птиц до наступления потепления;
- Наблюдение за поведением, миграцией, размножением у птиц в определенный временной промежуток;
- Определение вероятного влияния глобального потепления на популяцию полярных птиц.
Задачи исследования, его этапы и методы – совершенно разные вещи. Нередко аспиранты допускают ошибку – начинают путать эти понятия, указывая вместо задач такие действия, как проведение эксперимента, изучение литературы, проведение сравнительного анализа и оценки полученных данных и результатов.
Подобные фразы можно употреблять при написании задач исследования, однако они не должны выделяться в отдельные пункты. Допустимы уточнения, согласно которым исследователь будет изучать поведение все тех же птиц до потепления на основе литературных источников
В заключительной части работы обязательно указывается, на чем именно акцентирует внимание автор
Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач
Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.
Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:
- Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления .
- Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
- Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
- Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.
Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.
Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами. Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы». Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.
Методы вытекают из задач, а не задачи из методов!
- объект исследования (как особенность выборки испытуемых);
В частности, детей нельзя переутомлять длинными опросниками…
- этап исследования
На теоретическом этапе – это методы теоретического поиска и анализа. На этапе обработки данных – методы математической статистики.
Требования к выбору методов и методик:
2 стр., 686 слов
Новая проблематика экспериментальных психологических исследований …
… Анализ единичного случая, как эксперимент; Синтез данных экспериментальных исследований различных наук, как эксперимент; Экспериментальное моделирование. Данные квазиэкспериментальные схемы исследований … психологии (например, в нейролингвистическом программировании). Полинаучный подход определяет основные направления квазиэкспериментальных психологических исследований парапсихологических феноменов, …
Метод исследования – способ исследования явления, способ получения данных.
Методика – (в узком смысле слова) – конкретна процедура реализации метода, определяемая объектом и предметом исследования. Например, метод СД, методика Петренко…
Методика в широком смысле – совокупность приемов, способов исследования и порядок их применения и интерпретации полученных данных. В этом смысле методика = процедуре исследования. И включает в себя технику фиксации, рекомендации к поведению исследователя и др.
- Обоснованность выбора (надежность, валидность, адекватность решаемым задачам и объекту исследования);
- Методы и методики должны составлять систему. Нет необходимости дублировать методический инструментарий. Методики должны исследовать разные стороны (аспекты) явления.
- Адаптация к объекту и ситуации исследования. Например, могут устареть некоторые формулировки. Так у Элерса есть формулировки типа: жеманный, усмотрительный. Современная молодежь уже не понимает. Как и например термина «сладострастие» из методики Додонова.
Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования
Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.
В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.