Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022

Виды аргументов

Итак, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, теперь придется обосновывать свое мнение.

К4 с изменениями

Чтобы обосновать свою точку зрения по-прежнему нужны аргументы, условно их можно разделить на несколько типов:

  • Этические. Связаны с нравственными, культурными, общечеловеческими нормами. Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя. Логические. Апелляция к разуму, использование причинно-следственных связей. Примеры из личного опыта. Случаи из собственной жизни, рассказы родителей и друзей. Такие аргументы имеют право на существование, но все же лучше от них отказаться, поскольку объективные закономерности личным опытом подтвердить или опровергнуть невозможно. Ссылки на высказывания авторитетов, лидеров мнений. Цитаты из документальных фильмов, ток-шоу, творческих вечеров, дневников, воспоминаний. Народная мудрость. Пословицы, поговорки, архетипы, устойчивые мотивы традиционных культур.

Правильная аргументация

Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:

  1. автор и название произведения;
  2. описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
  3. мини-вывод.

Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов:

  • используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;
  • ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;
  • заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.

Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами

Вариант 3

(437 слов) «Жизнь пройти — не поле перейти» — эта народная мудрость означает, что путь человека тернист и сложен. Невозможно преодолеть его безошибочно и сразу же написать свою историю на чистовик

Важно получать опыт, перенимать мудрость и исправиться — только так можно стать лучшей версией себя. Поэтому оступаться столь же необходимо, как подниматься и продолжать путь

Подтверждение этой необходимости мы находим в прозе А.И. Куприна — многоопытного человека, который за свою жизнь сменил несколько десятков работ и регионов. Его произведения насыщены уникальным опытом. Например, в повести «Олеся» он описал судьбу яркой индивидуальности в посредственном мире, полном предрассудков. Олеся жила в уединении и вдали от общества, поэтому не переняла его заблуждения и шаблоны поведения. Вместо того чтобы всего бояться, слепо повторять все действия за другими, героиня думала своей головой и выстраивала свой маршрут, крутой и ухабистый. Так, она вступила в связь с Иваном без каких-либо гарантий с его стороны. Более того, она отказалась от брака, понимая, что увлекающаяся и слабая натура мужчины не соответствует тем обязанностям, которые на супруга налагает клятва. Также Олеся не побоялась пойти в церковь, чтобы стать ближе к идеалу Ивана. Все эти действия повлекли за собой негативные последствия, поэтому их можно назвать ошибочными. Однако без них героиня не получила бы полезного, хоть и горького опыта. Она лишилась бы и ярких впечатлений, и шанса на любовь. Очевидно, что ошибки были неотъемлемой частью ее становления и личностного роста.

Аналогичный пример мы видим в повести «Гранатовый браслет». Генерал Аносов женился рано на миловидной и скромной девушке из приличной семьи. Кто мог знать тогда, что эта барышня окажется безнравственной и пустой женщиной? Уже в первые месяцы брака стало очевидно, что она пошла под венец не из большой любви, а ради того, чтобы стать хозяйкой своего дома и получить больше денег на наряды, танцы и развлечения. Очень скоро супруга Аносова изменила ему с каким-то артистом и сбежала. А потом, конечно, вернулась и слезно умоляла простить минутную слабость. Но Аносов уже понял, что никакого будущего у них нет. Он осознал, что женился по ошибке, и всю жизнь платил супруге определенный пансион, но этим их общение ограничивалось. Очевидно, что даже такой мудрый человек не смог пройти свой путь без заблуждений и иллюзий. Но ведь они способствовали формированию его мировоззрения и были частью его неповторимой судьбы, благодаря которой он стал тем, кем должен был стать. Их нельзя вычеркнуть или отбросить, они образуют его биографию.

Таким образом, человек не может пройти свой путь без ошибок, потому что они составляют его жизнь, равно как и удачные моменты. Нельзя просто взять и выбросить половину судьбы. Любые просчеты нужно использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций. Это и есть личностный рост, необходимый для достижения успеха.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.

Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

Что еще важно знать

В тексте выше мы узнали, как писать итоговое сочинение 2021: направление и темы можно скачать, аргументов должно быть не менее одного, видов тем всего 3, а список литературы не такой большой. Но для того, чтобы иметь полное представление об экзамене, рассказываем несколько необходимых моментов:

  • Экзамен будет проходить в родной школе.
  • На экзамене разрешено использование орфографического словаря.
  • Хорошее сочинение может принести дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Если волнуетесь перед сдачей, вот статистика: лишь 1-2% сдающих не получают зачет. Попасть в это количество людей тяжело, тем более, что в феврале есть возможность пересдать. Просто уделяйте время подготовке, чтобы получить зачет. Делайте это так же, как делаете это с другими предметами, и у вас все получится. 

Основные правила

2 декабря 2020 года вам предстоит за 3 часа 55 минут  написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

ВАЖНО! Объём не может быть меньше 250 слов (иначе незачёт!)
Сочинение должно быть написано самостоятельно

По формату итоговое сочинение 2020 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишите сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям — вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной!

Хотите подготовиться к итоговому сочинению 2020 за две недели? Записывайтесь на интенсивный онлайн-курс от MAXIMUM Education! На курсе ученик разберет формат итогового сочинения и научится правильно выстраивать аргументацию. После прохождения курса ученик будет знать, какие произведения можно использовать для аргументации, как выстроить логику в сочинении и как избежать грамматических и речевых ошибок.

Итоговое сочинение 2020: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия главные — если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия — и хотя бы один из остальных.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

5. Грамотность

«Незачет» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Критерии оценивания

Опытные педагоги рекомендуют начать подготовку ознакомиться с критериями оценивания, ведь именно согласно этим пунктам и необходимо будет писать сочинение-рассуждение.

В 2021 году ФИПИ установил такие критерии оценивнаия:

Критерий

Пояснение

1

Соответствие теме

Если текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют.

2

Аргументация

Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение.

3

Композиция и логичность рассуждения

Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением.

4

Качество письменной речи

Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций.

5

Грамотность

По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация).

Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:

  1. объем более 250 слов;
  2. соответствие заданной теме;
  3. наличие аргументации с привлечением литературного материала.

Таким образом, документ дает исчерпывающий ответ на вопрос, нужны ли в итоговом сочинении ЕГЭ 2021 литературные аргументы. Да, сам экзамен носит метапредметный характер и не является исключительно проверкой знаний по литературе, но опора на произведения отечественных или зарубежных авторов является обязательным условием.

Отцы и дети

Проблема взаимоотношений родителей и детей — беспроигрышный вариант для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Эта тема была и на итоговом сочинении в 2019 году, поэтому раскрыть ее несложно, благо, уже есть опыт. И у Многомудрого Литрекона есть для Вас любопытный пример эссе, написанного по новым критериям. Комментарий в нем написан по принципу разделения текста на смысловые блоки. Нужно выделить причины разлада в семье и перечислить их в качестве примеров-иллюстраций.

За примерами по проблеме отцов и детей в карман лезть не надо, достаточно открыть подборку аргументов, которая была сделана для ИС.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления

Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д

Правильная аргументация

Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:

  1. автор и название произведения;
  2. описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
  3. мини-вывод.

Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов:

  • используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;
  • ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;
  • заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.

Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами

Вариант 1

(433 слова) Дорога к самому себе — это тернистый путь самопознания и рефлексии. Необходимо задавать себе сложные и неудобные вопросы, уделять время и силы поиску ответов и оставаться честным, что бы ни случилось. Этот процесс подробно описывали многие авторы, обратимся к их произведениям за примерами.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жизненный путь Петра Гринева по направлению к себе пролегал через испытания и трудности. Лишь невзгоды и новые вызовы судьбы раскрыли его истинный характер, показали, кем он является на самом деле. Чтобы закалить волю сына и сделать из него воина, отец отправил Петра в отдаленную часть, а не в столичную гвардию. Еще в пути Гринев стал проходить первые проверки на прочность. Он проиграл крупную сумму денег, напился, поссорился с Савельичем и понял, что был не прав. Эти уроки помогли ему исправиться и проявить добродетель в других случаях, когда ставки были более высоки. Так, Петр смог постоять за честь возлюбленной на дуэли и даже простил его обидчика. А во время обороны крепости он проявил смелость, решительность и самоотверженность. Гринев не предал Родину и не изменил присяге, хотя за это ему грозила смерть. Выдержав все испытания и преодолев препятствия, Петр понял себя и свое предназначение. Именно эти события показали его истинную натуру, которая не могла проявиться во всем своем великолепии при рутинных обстоятельствах. То, что герой записал все это, отражает его рефлексию — попытку дать себе оценку и извлечь опыт.

Такая же трудная и напряженная дорога к себе была у Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сначала герой искал свое предназначение на войне. Его кумиром был Наполеон, его целью — Тулон. Он хотел славы и величия. Но реальная картина боя изменила его иллюзорные представления о природе сражений. Он увидел лишь грязь и кровь. Ранение под Аустерлицем и ненужный подвиг заставили его переосмыслить свою жизнь и признать ошибку. Следующим этапом были его попытки реализовать себя в деле помещика, а затем и на поприще реформатора. Но и эти направления со временем разочаровали Андрея. Семейная жизнь тоже не удалась, ведь невеста изменила ему. Но все эти события вели героя к более глубокому пониманию себя и своих потребностей. Именно поэтому в финале своей жизни Болконский смог осознать такую высшую мудрость, с которой не живут. Он полностью принял и познал себя, мир, суть своего пути и предназначения. Как он к этому пришел? Методом проб, ошибок и серьезных раздумий над ними.

Таким образом, человек идет к себе дорогой, состоящей из рефлексии, самоанализа и испытаний. Только разговор с собой и самокопание позволяют дойти до глубинной сути личности и найти для нее наиболее полную реализацию в мире. Преодоление терний и, что важнее, себя самого — вот путь, который ведет людей к самим себе.

Природа и экология

Проблема взаимоотношений человека и природы, как и проблема экологии — не самая сложная в ЕГЭ по русскому языку

В сочинении важно проявить свое понимание данного вопроса и его важности для всей планеты. Это глобальная тема, в которой можно развернуться и весьма удачно

Вот характерный пример, где комментарий написан по принципу логического разделения текста на пункты, каждый из которых говорит о значимости и роли природы в жизни людей.

Аргументацию можно найти в следующих книгах:

  1. «Дядя Ваня» (А. Чехов). Астров рассуждает о вырождении своей малой родины: леса бездумно вырубаются, животные не могут жить вне привычной экосистемы, а землю, лишенную деревьев, занимает болото, образовавшееся из засоренных и застоявшихся рек. Безотрадные виды гибели окружающего мира оказывают эффект и на людей. Все обитатели тех мест несчастны и лишены жизненного тонуса, как скрюченные кустарники в мелколесье.
  2. «Людочка» (В. Астафьев). В городском парке, увешанном жизнерадостными плакатами, давно уже произошло экологическое бедствие. Под протекающей трубой сформировалась целая речка с мусором и отходами, а также неестественно горячей зловонной жидкостью. Из-за этого вся растительность оскудела, остались лишь чахлые тополя, на которые было жалко смотреть. Из парка это место превратилось в развалины, где на свой страх и риск гуляли люди. Вот подробное краткое содержание рассказа по главам, которое поможет Вам написать свой пример.
  3. «Плаха» (Ч. Айтматов). Автор описывает то, как жестоко и необдуманно люди истребляют природу. Чтобы выполнить план по добыче мяса, они решили истребить естественную пищу для волков — сайгаков. Тогда хищники остались ни с чем, и охотники уничтожили многих из них на облаве. Волчья пара скиталась по всему лесу, но никак не могла сберечь потомство от ненасытных убийц. В финале волчица утащила сына одного из местных жителей, отомстив за кражу своих детей.
  4. «Антоновские яблоки» (И. Бунин). В рассказе автор описывает чудесные дни, проведенные на лоне природы. Тогда крестьяне и помещики жили в гармонии с окружающим миром, и он щедро расплачивался с ними за труд на полях. Каждая пора была отмечена своим особым очарованием, и все люди из прошлых эпох, живущие в деревне и никогда не видящие нечего другого, умели чувствовать и ценить красоту того, что их окружало. Именно она и запомнилась рассказчику, разлученному с Россией.
  5. «Олеся» (А. Куприн). Близость к природе помогает людям обрести новые знания и умения. Например, героиня Куприна, находясь в лесу, сумела постичь тайны окружающего мира и его лечебных свойств. Травы и цветы стали для нее открытой книгой, где она черпала знания и силу для борьбы с болезнями.

Дата проведения и формат

Традиционно итоговое сочинение проводят в первую среду декабря, но в 2020-2021 учебном году сроки будут изменены в связи с пандемией коронавируса. Предположительно первое испытание выпускники смогут пройти после 5 апреля 2021 года. 

В конце апреля или начале мае 2021 года также будут предоставлены дополнительные попытки для тех, кто по какой-либо причине не сможет присутствовать на основном испытании, или не получил допуск к ЕГЭ с первого раза.

Что важно знать?

  1. все 11-классники России пишут сочинение в один день;
  2. испытание проходит на базе родной школы;
  3. экзаменуемым на выбор будут предложены 5 тем (по 1 теме на каждое направление);
  4. отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут;
  5. экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов;
  6. сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;
  7. использование текстов литературных произведений запрещено;
  8. разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);
  9. списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;
  10. качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).

Как видите, прорабатывая заранее аргументы к предложенным ФИПИ направлениям итогового сочинения, и нацеливаясь не просто на «зачет» а на максимально качественную работу, вы получаете больше возможностей для поступления на бюджет в 2021 году.

РУСТЬЮТОРС

Проблема «отцов и детей» в мировой литературе: типы взаимодействия между поколениями разных эпох. Рассматривая произведения, основой конфликта которых являются непреодолимые противоречия, неизбежно вспоминаем трагедию У.Шекспира «Гамлет». Век вывихнут. Век расшатался. Распалась связь времен. Зачем же я связать её рожден? Очевидно, причиной трагедии принца Датского стало не только вероломство Клавдия и предательство Гертруды, но и то, как принципы их жизни и правления ломают вековые нравственные устои. Гамлет становится хранителем традиций королевства, исполняет заветы истинного короля. Как ни странно, именно на новое поколение возложена ответственность за восстановление утраченной нравственности. Клятвы дружбы и любви для принца Гамлета священны, как были священны для его отца (преемственность ценностеймежду поколениями ощущается Шекспиром как естественный ход развития):

А дальше, господа,Себя с любовью вам препоручаю. Все, чем возможно дружбу доказать, Вам Гамлет обездоленный исполнит Поздней. Даст бог. Нарушение клятв матерью, дядей воспринимается как катастрофа. Принц понимает неизбежность столкновения с теми «отцами», что своими поступками: братоубийством (Клавдий), изменой, забвением традиций траура (Гертруда), наушничеством (Полоний) – попирают вечные ценности жизни, разрушают гармонию. Мучительные раздумья о том, жить и терпеть или погибнуть, защищая справедливость, истину, дружбу, любовь находят разрешение в финальном поединке.

Показательно, что и Лаэрт, и Гамлет (представители молодого поколения) перед поединком клянутся в соблюдении законов чести: Лаэрт… я не примирюсь, Пока от старших судей строгой чести Не получу пример и голос к миру, В отраду имени. До той поры Любовь я принимаю как любовь И буду верен ей.ГамлетСердечно вторю И буду честно биться в братской схватке.– Подайте нам рапиры. Финал трагедии строится так, чтобы зрителю открылось противостояние не просто короля и принца, но представителей двух эпох, двух поколений: Клавдия, презревшего законы братской любви, законы чести, признающего лишь законы собственных желаний, сеющего вокруг разрушение и смерть, и Гамлета, молодого правителя, жаждущего восстановить «времен связующую нить». Конфликт поколений в трагедии Шекспира разрешается трагически: смерть рода Гамлетов – единственный способ, по мнению драматурга, уничтожить зло.

Какие произведения прочитать для итогового сочинения

Забвению не подлежит

  • М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
  • “Слово о полку Игореве” (18 минут)
  • М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)

Я и другие

  • А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
  • К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
  • М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
  • В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
  • А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)

Время перемен

  • С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
  • Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)

Разговор с собой

  • “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
  • “Герой нашего времени (2006)
  • “Мастер и Маргарита” (2005)
  • “Отцы и дети” (2008)
  • “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)

“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”

  • А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
  • А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
  • В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
  • Дж.Роулинг “Гарри Поттер”

Как оценивается итоговое сочинение?

За итоговое сочинение можно получить «зачёт» и «незачёт». Прежде чем начать проверку ИС по установленным критериям, смотрят на его объём и оценивают, самостоятельно ли оно было написано.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемый объём итогового сочинения — от 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается, а вот если в сочинении менее 250 слов (включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачёт».

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение нужно выполнять самостоятельно, списывание (даже небольших фрагментов) строго запрещено, как и воспроизведение по памяти чужого текста (чужой работы, текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и т. п.).

Далее, если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается ещё по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». Критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» также обязательны для получения «зачёта».

Как писать итоговое сочинение?

Выпускник должен написать сочинение-рассуждение. Оно должно состоять из трёх основных частей:

I. Вступление (60−70 слов). Здесь нужно отразить идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (200−250 слов), включающая несколько подпунктов:

а) Тeзис 1 (20−30 слов):

— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);

— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);

— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.

б) Тeзис 2 (20−30 слов):

— дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);

— микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);

— лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.

III. Заключение (60−70 слов)

Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?

В критериях оценки итогового сочинения количество аргументов строго не регламентировано. Главное при создании работы – написать сочинение по предложенной теме и обосновать свою точку зрения, опираясь на художественные произведения. Причем опираться можно и на классическую литературу, и на современную, обращаться к творчеству как русских, так и зарубежных авторов. При выборе жанра произведения для аргумента обучающиеся могут руководствоваться своими читательскими предпочтениями.

Для аргументации достаточно привести один литературный пример. Выбрав такой путь написания сочинения, выпускник должен учесть тот факт, что объем сочинения должен составлять не менее 250 слов. Если нет уверенности в том, что с одним примером сочинение будет соответствовать данному требованию, лучше привести два аргумента.

Решив проиллюстрировать тезис двумя примерами, выпускники часто сталкиваются с другим вопросом: можно ли приводить примеры из одного произведения, или же лучше остановиться на двух? Ответ прост: все в ваших руках

Например, в сочинении по теме «Важно ли прививать доброту с детства?» можно противопоставить двух героев одного произведения (Петр Гринев и Алексей Швабрин из «Капитанской дочки А. С

Пушкина») или же двух героев из разных произведений (Петр Гринев и Митрофанушка из «Недоросли» Д. И. Фонвизина). Выбор количества произведений зависит от читательского опыта выпускника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector