Технологии дистанционного обучения
Содержание:
- Онлайн-обучение как современная технология в образовании
- Формирование информационной среды
- Типы и разновидности дистанционного обучения
- Требования к рабочему месту педработника
- Цифровизация
- Инструменты дистанционных образовательных технологий
- Формы дистанционного образования
- Геймификация
- Требования к материальному обеспечению
Онлайн-обучение как современная технология в образовании
Раньше ребята из регионов стремились уехать учиться в крупные города. Теперь качественное образование потеряло привязку к месту и обучение не по прописке реально — можно заниматься с педагогом любого ранга и национальности, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке.
Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро будут применяться не только дистанционные уроки с живыми людьми, но и учёба под руководством искусственного интеллекта. Например, Microsoft уже выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нём ученик отвечает на короткие печатные и аудиосообщения преподавателя-бота в чате. Искусственный интеллект анализирует ответы и подбирает нужную нагрузку.
Современные технологии онлайн-обучения делают образование доступным каждому, у кого есть доступ в интернет, и возможно, в будущем традиционные очные занятия полностью изживут себя.
Формирование информационной среды
В состав программно-аппаратных комплексов требуется включить (установить) программное обеспечение, которое необходимо для осуществления учебного процесса:
- общего назначения: операционная система (системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы);
- учебного назначения: интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и др.
Должна быть создана программная система дистанционного обучения. При этом разработчики образовательных программ (авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты) совместно формируют и размещают содержательный контент.
В свою очередь, педагогический работник выбирает из имеющихся или создает нужные для обучения ресурсы и задания. То есть планирует свою педагогическую деятельность. А обучающиеся – выполняют задания, предусмотренные образовательной программой. При необходимости они могут обратиться за помощью к педагогу.
Все результаты обучения сохраняются в информационной среде. Ведь на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогов.
Дистанционное обучение невозможно вести без использования специальной системы. Однако не все учреждения имеют необходимых штатных специалистов. В этом случае можно использовать доступ к системе, предоставляемый сторонней организацией (на основании договора).
При этом необходимо учитывать, что такая система обязана соответствовать ряду требований:
- разработчик курса должен иметь полный контроль над ним (изменение настроек, правка содержания, обучение);
- педагог должен обладать возможностью организации обучения, но без изменения содержания всего курса (Если педагогу необходимо внести какие-то изменения в обучающий курс, например добавить индивидуальные задания для студента, он должен обратиться к его разработчику).
- должна быть обеспечена возможность загрузки курсов;
- рекомендуется включить в образовательную программу набор различных элементов (например, ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, построения схем и др.);
- должно быть обеспечено удобство редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
- оценку работы обучающихся можно проводить разными способами – с возможностью создания собственных шкал для анализа результатов обучения по критериям;
- все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
- нужна встроенная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая наблюдать участие в курсе как в целом, так и детально по каждому его элементу;
- должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.
Кроме того, информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.
Важно запомнить
Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в штате учреждения необходимо иметь программиста и веб-дизайнера. Это поможет повысить уровень и качество предоставляемых услуг обучающимся
Сами же преподаватели обязаны уметь использовать информационно-коммуникационные технологии.
Типы и разновидности дистанционного обучения
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционно можно получить:
- среднее образование — школа;
- среднее профессиональное образование — колледж;
- высшее:
- первое (бакалавриат);
- второе (бакалавриат);
- вторая ступень высшего (магистратура);
- послевузовское: аспирантура;
- BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
- MBA – мастер делового администрирования.
- дополнительное образование:
- переподготовка на уровне СПО и ВО;
- повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
- освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
- изучение иностранных языков;
- участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.
Выпускники удаленного обучения вузов РФ получают такой же диплом, как очники
Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:
По стоимости
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
- бесплатное,
- платное,
- «freemium» (бесплатное обучение, платная аттестация).
По времени
- Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
- Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.
По авторству
- Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
- Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.
По количеству участников
- Без ограничения
- С ограниченным количеством слушателей
По процессу
- Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
- С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
Требования к рабочему месту педработника
Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано:
- персональным компьютером;
- компьютерной периферией: микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками (для аудиоконференций, вебинаров), веб-камерой (для видеоконференций).
При этом конкретные требования к рабочему месту педагога необходимо установить во внутреннем локальном нормативном акте образовательного учреждения.
Например, в таком акте могут быть упомянуты:
- интерактивная доска с проектором;
- принтер, сканер (или многофункциональное устройство).
В отношении предметов естественнонаучного цикла в локальном акте можно предусмотреть:
- цифровой микроскоп;
- комплект цифровых измерителей (датчиков);
- лабораторное оборудование.
А для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации, такие как:
- музыкальная клавиатура;
- графический планшет.
Цифровизация
Инфраструктура школ непрерывно обновляется, внедряются современные образовательные технологии. Например, ещё несколько лет назад ученики привычно решали уравнения на меловой доске, а сегодня во многих школах есть интерактивные доски. Педагоги могут выводить на экран любые видео, изображения, слайды презентаций. На многих интерактивных досках можно писать при помощи пальца — во-первых, больше не нужно пачкаться мелом, а во-вторых, детей это забавляет независимо от возраста.
Помимо интерактивных досок, школы оснащаются цифровыми системами пропусков. Они также были внедрены в рамках использования современных технологий. Родители могут отслеживать, во сколько ребёнок вошёл в здание школы и когда вышел. Сейчас школьнику достаточно приложить пропуск к турникету, а через десятилетие это может быть биометрия — отпечатки пальцев, как Touch ID на устройствах Apple, и сканирование сетчатки глаза.
Бумажные дневники уже почти канули в небытие — повсеместно используются электронные. В будущем на смену обычным принтерам придут 3D-гаджеты, ученики смогут распечатать любую нужную 3D-модель для самых разных задач. В Миннеаполисе, США, одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы. С каждым годом всё активнее развивается применение современных технологий в школе.
Вероятно, перестанет использоваться обычная бумага — учёные уже разрабатывают OLED-дисплеи. Это гибкие, лёгкие и тонкие «листы», которые можно так же, как и бумагу, сворачивать или хранить стопкой. Это решение практичнее, экологичнее и долговечнее обычной бумаги, такие дисплеи не рвутся и являются интерактивными — как гибкий планшет.
Фото — hi-news.ru
Инструменты дистанционных образовательных технологий
ВАЖНО!!! Безопасность
При использовании интернет-технологий при проведении онлайн уроков необходимо соблюдать меры безопасности:
- 1. Настройка комнаты вебинаров: управление настройками ресурса только педагогом,отключение личных чатов, отключение видеокамер учащихся.
- 2. Управление инструментами ресурса проведения онлайн урока только педагогом (например, включение/выключение видеокамеры и микрофона учащегося, доступ к доске и подгрузке презентации).
- 3. Не размещать ссылки для подключения к комнатам вебинаров в общем доступе.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | КАК ИСКЛЮЧИТЬ ПРЕТЕНЗИИ |
---|---|
|
|
3.2.1. Платформа «Mirapolis»
Вебинар по использованию платформы «Mirapolis» . (Рекомендовано при просмотре вебинара установить качество: «Высокое 720р».)
Число педагогов, зарегистрированных для проведения уроков на платформе «Mirapolis»
Наименование ОО | Количество педагогов | Наименование ОО | Количество педагогов |
---|---|---|---|
МБОУ Лицей №1 | 6 | МБОУ СШ №12 | 7 |
МБОУ СЕНЛ | 11 | МБОУ СОШ №15 | 3 |
МБОУ гимназия Лаборатория Салахова | 10 | МБОУ СОШ №18 | 18 |
МБОУ гимназия № 2 | 9 | МБОУ СОШ № 22 имени Пономарева | 7 |
МБОУ гимназия Салманова | 16 | МБОУ СОШ №24 | 2 |
МБОУ лицей Хисматулина | 14 | МБОУ СОШ № 25 | 6 |
МБОУ НШ Перспектива | 2 | МБОУ СОШ №26 | 6 |
МБОУ НШ Прогимназия | 3 | МБОУ СОШ №27 | 6 |
МБОУ СОШ №1 | 25 | МБОУ СОШ №29 | 9 |
МБОУ СОШ №3 | 10 | МБОУ СШ №31 | 11 |
МБОУ СОШ №4 | 6 | МБОУ СОШ №32 | 17 |
МБОУ СОШ №5 | 7 | МБОУ СОШ № 44 | 13 |
МБОУ СОШ №6 | 2 | МБОУ СОШ №45 | 20 |
МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева | 3 | МБОУ СОШ № 46 с УИОП | 19 |
МБОУ СШ №9 | 9 | МБВ(с)ОУ О(с)ОШ №1 | 4 |
МБОУ СОШ № 10 с УИОП | 2 | МБОУ СТШ | 6 |
3.2.2. Office 365 Skype для бизнеса
Если у вас нет учетной записи Skype, Вам необходимо обратиться в МАУ «Информационно — методический центр» по телефону: 8(3462)52-56-43.
пн — пт. 9.00 — 18.00. Обед 13.00-14.00
3.2.3. Microsoft Teams
Корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. Разработана компанией Microsoft как конкурент популярного корпоративного решения Slack. Сервис представлен в ноябре 2016 года
3.2.5. TrueConf Server
Все учебные заведения могут бесплатно получить лицензию на использование ВКС-системы TrueConf Server до 1000 онлайн пользователей для проведения вебинаров и онлайн-уроков.
TrueConf Server обеспечивает проведение видеозвонков и конференций в различных режимах и позволяет полноценно взаимодействовать с учениками. Пользователи смогут участвовать в онлайн-встречах с помощью любого доступного устройства: ПК, ноутбука, планшета или телефона. При этом пользователям ВКС-системы будут
доступны все необходимые инструменты для совместной работы: чаты, запись сеансов, реакции, передача файлов, демонстрация экрана и удаленное управление рабочим столом.
Информация о способе получения лицензии размещена на официальном сайте компании https://trueconf.ru/.
3.2.6. Zoom
Бесплатная версия продукта позволяет организовать конференцсвязь до 100 участников, с ограничением по времени проведения конференции в 40 минут.
Функциональные возможности Zoom
- Вид активного докладчика
- Полный экран и вид галереи
- Одновременная демонстрация экрана
- Вход по телефонному вызову
- Виртуальный фон
- Демонстрация рабочего стола и приложения
- Мгновенные или запланированные конференции
- Локальная запись в формате MP4 или M4A
- Приватный и групповой чат
- Поднять руку
- Групповые сообщения и присутствие
- Демонстрация экрана любого приложения iPad/iPhone
- Совместные комментарии на общем экране
- Обмен через доску сообщений
Формы дистанционного образования
Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:
- видеоконференции;
- аудиоконференции;
- онлайн-вебинары и записи вебинаров;
- занятия на интерактивной платформе;
- письма по электронной почте.
Чаще всего в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребята выполняют домашку и пишут контрольные на интерактивной платформе, изучают новый материал на вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Уроки можно пересматривать в записи.
Дистанционное обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»
Геймификация
Как игры помогают развиваться
Сегодняшнее образование должно подстраиваться под растущее поколение. Нужно учитывать особенности нынешних детей и внедрять новые технологии в современной школе.
Советские принципы обучения устаревают — в 2020 году кажется странным переписывать огромное и нудное упражнение от руки или продираться сквозь неактуальный учебник, выпущенный в прошлом веке.
Чтобы сделать учёбу живее и интерактивнее, применяется геймификация: в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр).
Геймификация меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», где дистанционно учатся ребята со всего мира, геймификация уже успешно применяется на практике. За выполнение домашних заданий дети получают очки опыта — XP (experience points). Прямо как в любимых компьютерных играх! Каждое задание имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Чем труднее и чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь. Очки опыта суммируются и позволяют ученикам переходить от лёгкого уровня к более сложному и интересному.
<<Форма с консультацией>>
Требования к материальному обеспечению
В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения и в соответствии с Рекомендациями № 06-381 учреждение обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей:
- электронные информационные и образовательные ресурсы;
- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.
Благодаря взаимодействию вышеперечисленных ресурсов и технологий происходит освоение образовательных программ (полностью или частично) независимо от местонахождения учащихся.(Условия закупки услуги подключения к интернету должны предусматривать предоставление доступа к сети в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю (без учета потребляемого трафика). Правда, за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ (при обеспечении общей доступности услуг не менее 99,5 процента в месяц)).