Технологии дистанционного обучения

Онлайн-обучение как современная технология в образовании

Раньше ребята из регионов стремились уехать учиться в крупные города. Теперь качественное образование потеряло привязку к месту и обучение не по прописке реально — можно заниматься с педагогом любого ранга и национальности, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке.

Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро будут применяться не только дистанционные уроки с живыми людьми, но и учёба под руководством искусственного интеллекта. Например, Microsoft уже выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нём ученик отвечает на короткие печатные и аудиосообщения преподавателя-бота в чате. Искусственный интеллект анализирует ответы и подбирает нужную нагрузку.

Современные технологии онлайн-обучения делают образование доступным каждому, у кого есть доступ в интернет, и возможно, в будущем традиционные очные занятия полностью изживут себя.

Формирование информационной среды

В состав программно-аппаратных комплексов требуется включить (установить) программное обеспечение, которое необходимо для осуществления учебного процесса:

  • общего назначения: операционная система (системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы);
  • учебного назначения: интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и др.

Должна быть создана программная система дистанционного обучения. При этом разработчики образовательных программ (авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты) совместно формируют и размещают содержательный контент.

В свою очередь, педагогический работник выбирает из имеющихся или создает нужные для обучения ресурсы и задания. То есть планирует свою педагогическую деятельность. А обучающиеся – выполняют задания, предусмотренные образовательной программой. При необходимости они могут обратиться за помощью к педагогу.

Все результаты обучения сохраняются в информационной среде. Ведь на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогов.

Дистанционное обучение невозможно вести без использования специальной системы. Однако не все учреждения имеют необходимых штатных специалистов. В этом случае можно использовать доступ к системе, предоставляемый сторонней организацией (на основании договора).

При этом необходимо учитывать, что такая система обязана соответствовать ряду требований:

  • разработчик курса должен иметь полный контроль над ним (изменение настроек, правка содержания, обучение);
  • педагог должен обладать возможностью организации обучения, но без изменения содержания всего курса (Если педагогу необходимо внести какие-то изменения в обучающий курс, например добавить индивидуальные задания для студента, он должен обратиться к его разработчику).
  • должна быть обеспечена возможность загрузки курсов;
  • рекомендуется включить в образовательную программу набор различных элементов (например, ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, построения схем и др.);
  • должно быть обеспечено удобство редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
  • оценку работы обучающихся можно проводить разными способами – с возможностью создания собственных шкал для анализа результатов обучения по критериям;
  • все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
  • нужна встроенная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая наблюдать участие в курсе как в целом, так и детально по каждому его элементу;
  • должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Кроме того, информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.  

Важно запомнить

Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в штате учреждения необходимо иметь программиста и веб-дизайнера. Это поможет повысить уровень и качество предоставляемых услуг обучающимся

Сами же преподаватели обязаны уметь использовать информационно-коммуникационные технологии.

Типы и разновидности дистанционного обучения

Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.

Дистанционно можно получить:

  • среднее образование — школа;
  • среднее профессиональное образование — колледж;
  • высшее:
    • первое (бакалавриат);
    • второе (бакалавриат);
    • вторая ступень высшего (магистратура);
  • послевузовское: аспирантура;
  • BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
  • MBA – мастер делового администрирования.
  • дополнительное образование:
  • переподготовка на уровне СПО и ВО;
  • повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • изучение иностранных языков;
  • участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.

Выпускники удаленного обучения вузов РФ получают такой же диплом, как очники

Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.

Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:

По стоимости

Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.

Так, ДО можно разделить на:

  • бесплатное,
  • платное,
  • «freemium» (бесплатное обучение, платная аттестация).

По времени

  • Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
  • Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.

По авторству

  • Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
  • Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.

По количеству участников

  • Без ограничения
  • С ограниченным количеством слушателей

По процессу

  • Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
  • С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.

Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.

Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.

Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03

Требования к рабочему месту педработника

Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано:

  • персональным компьютером;
  • компьютерной периферией: микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками (для аудиоконференций, вебинаров), веб-камерой (для видеоконференций).

При этом конкретные требования к рабочему месту педагога необходимо установить во внутреннем локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Например, в таком акте могут быть упомянуты:

  • интерактивная доска с проектором;
  • принтер, сканер (или многофункциональное устройство).

В отношении предметов естественнонаучного цикла в локальном акте можно предусмотреть:

  • цифровой микроскоп;
  • комплект цифровых измерителей (датчиков);
  • лабораторное оборудование.

А для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации, такие как:

  • музыкальная клавиатура;
  • графический планшет.

Цифровизация

Инфраструктура школ непрерывно обновляется, внедряются современные образовательные технологии. Например, ещё несколько лет назад ученики привычно решали уравнения на меловой доске, а сегодня во многих школах есть интерактивные доски. Педагоги могут выводить на экран любые видео, изображения, слайды презентаций. На многих интерактивных досках можно писать при помощи пальца — во-первых, больше не нужно пачкаться мелом, а во-вторых, детей это забавляет независимо от возраста.

Помимо интерактивных досок, школы оснащаются цифровыми системами пропусков. Они также были внедрены в рамках использования современных технологий. Родители могут отслеживать, во сколько ребёнок вошёл в здание школы и когда вышел. Сейчас школьнику достаточно приложить пропуск к турникету, а через десятилетие это может быть биометрия — отпечатки пальцев, как Touch ID на устройствах Apple, и сканирование сетчатки глаза.

Бумажные дневники уже почти канули в небытие — повсеместно используются электронные. В будущем на смену обычным принтерам придут 3D-гаджеты, ученики смогут распечатать любую нужную 3D-модель для самых разных задач. В Миннеаполисе, США, одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы. С каждым годом всё активнее развивается применение современных технологий в школе.

Вероятно, перестанет использоваться обычная бумага — учёные уже разрабатывают OLED-дисплеи. Это гибкие, лёгкие и тонкие «листы», которые можно так же, как и бумагу, сворачивать или хранить стопкой. Это решение практичнее, экологичнее и долговечнее обычной бумаги, такие дисплеи не рвутся и являются интерактивными — как гибкий планшет.


Фото — hi-news.ru

Инструменты дистанционных образовательных технологий

ВАЖНО!!! Безопасность

При использовании интернет-технологий при проведении онлайн уроков необходимо соблюдать меры безопасности:

1. Настройка комнаты вебинаров: управление настройками ресурса только педагогом,отключение личных чатов, отключение видеокамер учащихся.
2. Управление инструментами ресурса проведения онлайн урока только педагогом (например, включение/выключение видеокамеры и микрофона учащегося, доступ к доске и подгрузке презентации).
3. Не размещать ссылки для подключения к комнатам вебинаров в общем доступе.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ИСКЛЮЧИТЬ ПРЕТЕНЗИИ
  1. Категорически запрещается распространение персональных данных, фото и ФИО чужого ребенка. На КАЖДУЮ публикацию необходимо письменное разрешение родителя
  2. Ответственность: административная – штраф до 75 тысяч рублей; уголовная – лишение свободы до 5 лет
  3. Ответственность распространяется как на лица (педагог/учитель/воспитатель), опубликовавшие персональные данные, фото и ФИО чужого ребенка, так на и сделавших репост.
  1. Использовать обезличенные персональные данные в мессенджерах и на платформах при дистанционном обучении детей (Иван Иванов заменить на Ваня И., Мария Иванова – Маша И.)
  2. Исключить при дистанционном обучении публикацию фото экрана с изображениями и ФИО детей. Срочно УДАЛИТЬ такие ранее сделанные публикации!
3.2.1. Платформа «Mirapolis»

Вебинар по использованию платформы «Mirapolis» . (Рекомендовано при просмотре вебинара установить качество: «Высокое 720р».)

Число педагогов, зарегистрированных для проведения уроков на платформе «Mirapolis»

Наименование ОО Количество педагогов Наименование ОО Количество педагогов
МБОУ Лицей №1 6 МБОУ СШ №12 7
МБОУ СЕНЛ 11 МБОУ СОШ №15 3
МБОУ гимназия Лаборатория Салахова 10 МБОУ СОШ №18 18
МБОУ гимназия № 2 9 МБОУ СОШ № 22 имени  Пономарева 7
МБОУ гимназия Салманова 16 МБОУ СОШ №24 2
МБОУ лицей Хисматулина 14 МБОУ СОШ № 25 6
МБОУ НШ Перспектива 2 МБОУ СОШ №26 6
МБОУ НШ Прогимназия 3 МБОУ СОШ №27 6
МБОУ СОШ №1 25 МБОУ СОШ №29 9
МБОУ СОШ №3 10 МБОУ СШ  №31 11
МБОУ СОШ №4 6 МБОУ СОШ №32 17
МБОУ СОШ №5 7 МБОУ СОШ № 44 13
МБОУ СОШ №6 2 МБОУ СОШ №45 20
МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева 3 МБОУ СОШ № 46 с УИОП 19
МБОУ СШ №9 9 МБВ(с)ОУ О(с)ОШ №1 4
МБОУ СОШ № 10 с УИОП 2 МБОУ СТШ 6
3.2.2. Office 365 Skype для бизнеса

Если у вас нет учетной записи Skype, Вам необходимо обратиться в МАУ «Информационно — методический центр» по телефону: 8(3462)52-56-43.
пн — пт. 9.00 — 18.00. Обед 13.00-14.00

3.2.3. Microsoft Teams

Корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. Разработана компанией Microsoft как конкурент популярного корпоративного решения Slack. Сервис представлен в ноябре 2016 года

3.2.5. TrueConf Server

Все учебные заведения могут бесплатно получить лицензию на использование ВКС-системы TrueConf Server до 1000 онлайн пользователей для проведения вебинаров и онлайн-уроков.

TrueConf Server обеспечивает проведение видеозвонков и конференций в различных режимах и позволяет полноценно взаимодействовать с учениками. Пользователи смогут участвовать в онлайн-встречах с помощью любого доступного устройства: ПК, ноутбука, планшета или телефона. При этом пользователям ВКС-системы будут
доступны все необходимые инструменты для совместной работы: чаты, запись сеансов, реакции, передача файлов, демонстрация экрана и удаленное управление рабочим столом.

Информация о способе получения лицензии размещена на официальном сайте компании https://trueconf.ru/.

3.2.6. Zoom

Бесплатная версия продукта позволяет организовать конференцсвязь до 100 участников, с ограничением по времени проведения конференции в 40 минут.

Функциональные возможности Zoom

  • Вид активного докладчика
  • Полный экран и вид галереи
  • Одновременная демонстрация экрана
  • Вход по телефонному вызову
  • Виртуальный фон
  • Демонстрация рабочего стола и приложения
  • Мгновенные или запланированные конференции
  • Локальная запись в формате MP4 или M4A
  • Приватный и групповой чат
  • Поднять руку
  • Групповые сообщения и присутствие
  • Демонстрация экрана любого приложения iPad/iPhone
  • Совместные комментарии на общем экране
  • Обмен через доску сообщений

Формы дистанционного образования

Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:

  • видеоконференции; 
  • аудиоконференции;
  • онлайн-вебинары и записи вебинаров; 
  • занятия на интерактивной платформе; 
  • письма по электронной почте.

Чаще всего в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребята выполняют домашку и пишут контрольные на интерактивной платформе, изучают новый материал на вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Уроки можно пересматривать в записи. 


Дистанционное обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»‍

Геймификация


Как игры помогают развиваться‍

Сегодняшнее образование должно подстраиваться под растущее поколение. Нужно учитывать особенности нынешних детей и внедрять новые технологии в современной школе.

Советские принципы обучения устаревают — в 2020 году кажется странным переписывать огромное и нудное упражнение от руки или продираться сквозь неактуальный учебник, выпущенный в прошлом веке.

Чтобы сделать учёбу живее и интерактивнее, применяется геймификация: в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр).

Геймификация меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», где дистанционно учатся ребята со всего мира, геймификация уже успешно применяется на практике. За выполнение домашних заданий дети получают очки опыта — XP (experience points). Прямо как в любимых компьютерных играх! Каждое задание имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Чем труднее и чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь. Очки опыта суммируются и позволяют ученикам переходить от лёгкого уровня к более сложному и интересному. 

<<Форма с консультацией>>

Требования к материальному обеспечению

В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения и в соответствии с Рекомендациями № 06-381 учреждение обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей:

  • электронные информационные и образовательные ресурсы;
  • совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.

Благодаря взаимодействию вышеперечисленных ресурсов и технологий происходит освоение образовательных программ (полностью или частично) независимо от местонахождения учащихся.(Условия закупки услуги подключения к интернету должны предусматривать предоставление доступа к сети в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю (без учета потребляемого трафика). Правда, за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ (при обеспечении общей доступности услуг не менее 99,5 процента в месяц)).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector