Профессия искусствовед: кто это?

Диляра Абдюханова, 17 лет, учится в гимназии № 625

Фото: M24.ru/Юлия Накошная

– Какой у тебя любимый экспонат или зал?

– Это зал Рембрандта. Я очень люблю этого художника, он умел точно изображать чувства человека. У него есть прекрасный портрет старушки, и мы можем почувствовать, что у нее в душе. Кроме того, в картинах Рембрандт использовал необычный прием: свет у него выступает как отдельный персонаж. И именно этим светом Рембрандт выделяет главное и дает зрителю понять собственную позицию.

Например, в картине на библейский сюжет царь Артаксеркс стоит между выбором: поверить своему другу Аману либо свой жене Эсфирь. Свет направлен на Эсфирь, потому что она права, а Аман, как виноватый, находится в тени.

– Ты выполняешь здесь функции администратора. Помогают ли тебе навыки администратора в обычной жизни?

– В принципе, да, потому что это навыки общения с людьми. Я, например, провожу «Что? Где? Когда?» и раздаю людям призы. Общаешься с людьми, появляется ответственность, должность администратора это предполагает. Еще это и самовоспитание. Я так люблю Пушкинский музей, так люблю КЮИ, за эти три года он мне стал вторым родным домом, потому что это прекрасное место. Ты получаешь знания, получаешь новых друзей, получаешь опыт. Это божественно!

– С какой профессией планируешь связать будущее?

– Скоро я поступаю в одиннадцатый класс и думаю выбрать несколько направлений. Это очень странно, но я планирую поступать на экономиста, потому очень люблю математику. К тому же я люблю историю, поэтому я могу поступить и на историю искусств.

– К чему больше душа лежит?

– На мой взгляд, нужно получить основу-профессию. Профессия экономиста – это как основа, ты можешь с ней найти работу. Также я считаю, что, не имея искусствоведческого образования, можно любить искусство и заниматься им. И никто не говорил, что потом, в будущем, я не стану искусствоведом. Я могу получить второе образование, могу пойти на какие-нибудь курсы, у меня есть база КЮИ, я могу себя найти в разных сферах. В принципе, я в экономике хочу быть маркетологом, и я могу быть маркетологом именно в этой сфере, я могу стать куратором выставок – это вообще моя голубая мечта.

– Как ты попала в клуб юных искусствоведов?

– Я занималась у моего руководителя Марии Григорьевны Дрезниной. В какой-то момент она стала преподавать в Центре детского творчества при музее. Когда я уже закончила заниматься с Марией Григорьевной, моя мама пришла к ней и спросила, что я могу дальше делать, потому что бросать искусство не хотелось. И она рассказала про прекрасный клуб юных искусствоведов. Я тут уже третий год.

Зачем музею куратор?

Куратор галереи или музея принимает участие в развитии институции, в выборе направлений ее работы. Он должен хорошо понимать конъюнктуру в искусстве.

Одна из главных сфер ответственности — коллекционирование. Коллекция музея должна быть настолько пластичной, чтобы и следующие поколения кураторов поняли, как ее использовать.

Искусство трансформируется во времени, и куратор должен мыслить немного наперед. Например, через 30 лет популярная сегодня тема может совсем не трогать людей эмоционально, а другая, непопулярная, — раскроется.

В большинстве украинских музеев директор — не куратор, у него скорее политическая и административная функции. А вот в музеях за границей директор — куратор, который имеет право принимать стратегические решения: выбирать направления развития коллекции, выставочной деятельности и коммуникации.

Один из моих любимых кураторов — Жан-Юбер Мартен — был директором Центра Помпиду и в 1989 году сделал там выставку «Маги земли» (пригласил 100 художников из разных стран мира, впервые поставив в один ряд искусство Запада и не-Запада — прим. ред.). Выставку сильно критиковали, контракт Мартену не продлили.

Но ровно через 25 лет Центр Помпиду сделал проект в честь той выставки. Жан-Юбер Мартен опередил время и полностью изменил парадигму кураторства. Он смешал несмешиваемое (например, наивное искусство аборигенов — с современным искусством). Никто не верил, что это возможно объединить.

Теперь его опыт наследуют многие кураторы в мире. Они делают ставку на диалог: между эпохами, жанрами, несоединимыми на первый взгляд культурами. На этом построено очень много выставок.

После «Магов земли» мы поняли, что возможно всё. Всё можно диалогизировать, смешать, увидеть по-новому. Одного ответа, как курировать, быть не может. Каждый куратор — личность, которая делает по-своему.

Требования к искусствоведу

Основные требования, предъявляемые к специалисту:

  • высшее образование;
  • любовь к своему делу;
  • умение адаптироваться в определённых ситуациях, с применением новых предложений к решению возникшей проблемы;
  • умение качественно работать с документами;
  • способность в сжатые сроки справляться с большим объёмом работы.

Высшие учебные заведения выпускают специалистов, обеспечивая их начальными, базовыми знаниями, и только от нас зависит, станем ли мы профессионалами в своём деле или нет. Искусствовед — это человек с уникальной памятью, которая хранит в себе большое количество терминов, названий, имён, дат; человек, который способен по одному отрывку произведения определить, какому автору он принадлежит и к какому времени его относят; человек, который пишет эссе, статьи на определённые темы, посещает галереи и выставки, принимает участие в их подготовке.

Знания и личностные качества

Искусствовед – профессия, которая предполагает обучение в течение всей жизни. Базовые теоретические знания дает вуз. Но повышать свой уровень придется самостоятельно в процессе работы. Если вы хотите сделать карьеру, потрудитесь выучить хотя бы один (а лучше – несколько) иностранный язык.

Успешная работа невозможна без любви к искусству и стремления к его изучению. Кроме того, специалисту нужны хорошая память и широкий кругозор. Он должен обладать развитым чувством прекрасного, а также уметь делать анализ художественного произведения, безошибочно определяя мысль, которую выражает автор. Ему не обойтись без красноречия и грамотности. Они понадобятся для написания текстов лекций и научных публикаций.

Чтобы изучать произведения искусства, которые находятся за границей, искусствовед отправляется в командировки. Соответственно, он должен быть готовым к таким поездкам и знать иностранный язык, о чем мы уже говорили выше.

Как стать искусствоведом

Работа искусствоведом немыслима без получения должного профильного высшего образования. Высшее образование по специальности можно получить в следующих вузах:

  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;
  • Русская христианская гуманитарная академия;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
  • Институт гуманитарного образования и информационных технологий.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Данные высшие учебные заведения подготавливают молодых работников, специализирующихся в области истории и теории отечественного и мирового искусства, архитектуры, дизайна, театра, кинематографа. Здесь изучают историю моды и обучают специалистов галерейному делу, антикварному делу, производить экспертизу художественных творений.

Как я искала работу

После поступления в магистратуру мне казалось, что с дипломом я буду модная, концептуальная и стану делать выставки. Очень скоро стало ясно, что это не совсем моё, а в середине второго курса я начала искать работу. На весь портал HeadHunter было две вакансии в сфере искусства, и одна из них меня заинтересовала.

Фонду русского абстрактного искусства требовался искусствовед, который будет делать всё. Я отправила резюме, и меня взяли, несмотря на скромный опыт волонтёрства на выставках. Работать я начала сразу полный день: занималась хранением картин, отбирала работы на реставрацию, писала тексты для сайта, брала интервью у художников. Мне довелось буквально прикоснуться к искусству: я трогала руками работы, когда перекладывала листы графики микалентной бумагой, чтобы сангина и уголь не осыпались. Именно в Фонде я познакомилась практически со всеми видами деятельности искусствоведа.

Описание профессии

Искусствоведение включает в себя несколько сфер-направлений. Оно состоит из литературоведения, театроведения, музыковедения, киноведения и прочих узких тематических «отраслей». Многие специалисты посвящают себя исследованию изобразительного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии и так далее). Как мы уже говорили, они обычно выбирают для углубленного изучения какой-то один вид. Некоторые даже сосредоточиваются на конкретном периоде в истории его развития.

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

Профессии, связанные с высокими технологиями

Профессии, связанные с изобразительным искусством, в современном мире давно перекочевали в область высоких технологий. Теперь чтобы создавать красивые картины, совсем необязательно брать в руки кисточку и краски. Планшет и умение обращаться с техникой — всё, что нужно продвинутому художнику.

Представители данного направления профессий:

  • архитекторы;
  • различные дизайнеры;
  • иллюстраторы;
  • 3D-аниматоры;
  • игровые художники;
  • визуализаторы;
  • мультипликаторы;
  • веб-дизайнеры;
  • клипмейкеры.

Наиболее увлекательные, на наш взгляд, профессии аниматора и клипмейкера. Давайте расскажем о них подробнее.

3D-аниматор

3D-аниматор — это художник, который создаёт современную компьютерную графику. По словам режиссёра Фёдора Хитрука, эту профессию сложно с чем-то сравнивать. Ведь грамотный аниматор сочетает в себе навыки и знания художника, актёра, музыканта и даже иллюзиониста.

Требования

3D-аниматор должен хорошо разбираться в профессиональных программах, обладать хорошим художественным вкусом, воображением, пространственным мышлением, знать законы гармонии, чтобы воссоздавать реальность с помощью технологий. Помимо этого, такой специалист должен уметь работать в команде, ведь создание фильмов или видеороликов — это результат работы большого количества профессионалов.

Куда можно устроиться на работу

  • киностудии;
  • студии мультфильмов;
  • телевидение;
  • IT-компании;
  • рекламные агентства.

На старте специалистам предлагают 20 000 рублей. Но заработать в этой области можно, если устроиться в престижную компанию и, например, создавать анимацию для компьютерных игр.Креативный подход приветствуется во всех сферах

Клипмейкер

Одна из современных профессий в области науки и культуры — это работа клипмейкора. Данный специалист создаёт видеоролики для шоу-бизнеса и рекламных агентств. Его основная задача — за ограниченное количество времени передать самую важную информацию, сделав при этом яркий и запоминающийся продукт.

Требования

Такой специалист должен обладать творческим мышлением, генерировать нестандартные идеи и уметь воплощать их в жизнь. Для этого необходимо знать и постоянно изучать программы и приложения, которые дают возможность делать клипы с необычными эффектами. Ведь технический прогресс не стоит на месте и постоянно появляется что-то новое. Также клипмейкер работает с музыкой и должен чувствовать ритм, подбирать соответствующий музыкальный ряд.

Куда можно устроиться на работу

  • телевидение;
  • радиостанции;
  • собственная студия.

Так как крутые клипмейкеры создают ролики для представителей шоу-бизнеса, их гонорар может достигать 1 500 000 рублей. Есть к чему стремиться.

Будущая профессия

Объектами профессиональной деятельности будущих выпускников выступают историко-художественные процессы в их культурных, художественных, социокультурных, семантических измерениях, их репрезентация в памятниках архитектуры, художественных дискурсах.

Профессиональная деятельность будущего выпускника неразрывно связана с искусством, его научным и критическим изучением, оцениванием. Во многом непосредственно от оценки и критики специалистов направления формируется общественное мнение, принятие или, наоборот, непризнание того или иного произведения искусства обществом, что, в свою очередь, определяет весь культурный запас социума и человечества.

Инна Соловьева, «С мамой о прекрасном», в двух томах

Уже исходя из названия книг становится понятным, что они предназначены для семейного домашнего чтения, когда взрослые и дети вместе могут погрузиться в мир искусства. Эти книги представляют собой небольшие литературные эссе о разных художниках. Да, написано довольно кратко, но в этом кроются важные детали жизни и творчества человека: как задумывалась композиция, как грунтовался холст, как приходил образ и чем, например, Тициан отличается от Боттичелли.

Плюс этих книг в том, что они удивительно интеллигентны, в них есть популярная и научная информация, где художественные образы понятны, доступны и очень интересны. А еще здесь хороший подбор иллюстраций.

Российский Государственный образовательный стандарт

В России введён Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность 020900 — «Искусствоведение», квалификация — «Искусствовед». Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 2 марта 2000 года. Согласно п. 1.3.2 этого стандарта, основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель.

Средняя зарплата искусствоведа

В начале карьеры искусствоведы зарабатывают немного – около 15-25 тысяч рублей. В наиболее выгодном положении оказываются специалисты, проживающие в Санкт-Петербурге – культурной столице России. Именно здесь собрано огромное количество ценных достопримечательностей страны, поэтому спрос на услуги профессионалов в сфере искусства выше, чем в других регионах. Соответственно, средняя заработная плата в этом районе более конкурентоспособная.

Специалисты с хорошим опытом работы зарабатывают порядка 50 тысяч рублей. Сотрудники аукционов и оценщики антиквариата могут получать свыше 80 тысяч рублей в месяц.

Ассоциация искусствоведов

В нашей стране есть целая ассоциация представителей этой профессии, которая располагается в Москве. Эта общественная организация занимается проведением различных экспертиз предметов искусства, подготовкой квалифицированных специалистов, а также на ее базе проводятся различные научно-практические конференции, исследовательские работы и проектные выставки.

Также ассоциация поддерживает искусствоведов и представителей творческих профессий со всей России. При поддержке государства она выделяет стипендии, выдвигает своих коллег на премии, гранты и награды, осуществляет их защиту и т. д.

Помимо общероссийской ассоциации и ее представительств, существуют и другие независимые организации. Практически в каждом крупном городе РФ есть своя ассоциация искусствоведов, которая выполняет в целом те же функции, но в меньших масштабах.

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН). Факультет гуманитарных и социальных наук.

  2. Национальный исследовательский университет (НИУ) «Высшая школа экономики». Факультеты: гуманитарных наук; коммуникаций, медиа и дизайна.
  3. Российский гуманитарный госуниверситет. Факультет истории искусства. Институт филологии и истории.
  4. Московский академический художественный госинститут им. В. Сурикова. Факультет теории и истории изобразительного искусства.
  5. Московская художественно-промышленная госакадемия им. С. Строганова. Факультет искусства реставрации.
  6. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет искусствоведения.
  7. Санкт-Петербургский академический госинститут живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Факультет теории и истории искусств.
  8. Санкт-Петербургский госуниверситет. Факультет свободных искусств и наук. Институт истории.
  9. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина. Гуманитарный институт.
  10. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Институт искусств и культуры.

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Кто такой искусствовед

Искусствовед — это человек, который сведущ в искусстве и получил соответствующее высшее образование. Он может работать в музее, фонде искусства или аукционном доме, а ещё заниматься научной или преподавательской работой.

В качестве музейного работника искусствовед вместе с коллегами занимается хранением коллекций, проводит выставки, читает лекции для детей и взрослых. В небольших организациях искусствовед и швец, и жнец. В крупной галерее это научный сотрудник, который исследует и описывает произведения искусства. Например, пресс-релиз выставки на большой площадке готовит пиарщик, а искусствовед пишет каталог — размышление или историческое исследование на тему экспозиции.

В аукционных домах и галереях работают агенты и галеристы. Они общаются с художниками, обсуждают выставки или продажу картин. Для этой работы не всегда требуется специальное образование, но для оценки произведений всё-таки нужен искусствовед.

Высшее образование в сфере искусства можно получить во многих вузах России, например по программам «История искусств», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Искусства и гуманитарные науки». Традиции классического искусствоведения сильны в Италии и Англии: там глубоко изучают работы мастеров старой школы. Центром современного искусства сейчас являются выставочные площадки и университеты США.

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн- (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Юлия Заблоцкая

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Спектр обязанностей

У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.

Управление выставками и экскурсиями. Специалисты занимаются разработкой концепций, организацией займов из коллекций музеев либо галерей, а также вносят предложения о вариантах презентации произведений искусства. На их плечи ложится транспортировка работ, оценка их стоимости, решение страховых и юридических вопросов. Помимо этого, искусствовед осуществляет контроль за каталогами и отвечает за открытие выставки и успешное проведение экскурсии.

Управление искусством и культурой. Обязанности специалиста в этой сфере сводятся к работе над концепциями образовательного характера для художественных галерей и музеев. Еще он должен знакомить с коллекциями группы посетителей и учебные классы.

Реставрация и консервация. Работая в этой сфере, искусствовед занимается исследованием состояния памятников архитектуры и прочих произведений искусства, анализом методов, форм и мотивов их презентации. Он документирует и классифицирует их, выполняет реконструкцию объектов, восстанавливая их первоначальное состояние.

Художественные магазины, галереи, аукционные дома. Здесь специалисту предстоит определять, каталогизировать и продавать произведения искусства – прежде всего, современного

Чтобы достичь успеха, специалист должен пристально следить за тенденциями и событиями в сфере арт-менеджмента, принимать во внимание мнение общества и обладать широкими познаниями в современном искусстве.

Образование для взрослых. К обязанностям искусствоведа, который этим занимается, относят организацию и проведение лекций и семинаров на культурно-исторические темы.

Центры документации, архивы и библиотеки

Тут специалисты оказывают всестороннюю поддержку департаментам истории искусств. Кроме того, они ответственны за создание информационных запасов или коллекций.

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

С чего начать путь в мир искусства

Существует несколько способов разобраться в искусстве и понять, насколько вам это близко. Идея, которая лежит на поверхности, — знакомиться с мировыми художественными шедеврами и интересоваться судьбой их авторов. Можно самостоятельно пройти экспресс-курс истории искусств по книге Эрнста Гомбриха или прийти на мои занятия в «Фоксфорде». Я помогаю школьникам научиться определять стиль и период создания произведения по отличительным признакам.

Другой важный момент в становлении любого культурного человека, и в особенности искусствоведа, — насмотренность. Нужно посетить достаточно много выставочных залов, чтобы напитаться впечатлениями. Лучше начать с признанной классики или лучших образцов современного искусства.

Ещё один занятный способ знакомиться, например, с архитектурой — гулять по городу и обращать внимание на памятники и дома, читать таблички и вывески. Так можно узнать о людях, которые жили здесь, работали или строили здания

Чтение научно-популярных статей и биографий творческих деятелей подогревает интерес к искусству и расширяет кругозор. К этому можно добавить просмотр документальных фильмов, например, о направлениях в живописи или видеолекций известных искусствоведов. 

Иллюстрация: Nick Matej

А есть особенности в кураторстве перформансов?

Для меня нет понятия «классический» в отношении выставки или музея. Новые медиа и новые художественные формы выносят музей за традиционные рамки. Даже самые радикальные формы искусства находят поддержку.

Я вспоминаю перформанс возле картины «Происхождение мира» Гюстава Курбе в музее Орсе. В 2014 году люксембургская художница Дебора де Робертис села напротив картины, раздвинула ноги и показала вагину. Де Робертис забрали охранники, но это, скорее всего, тоже было продумано.

Это достаточно радикальный перформанс для Европы, и он стал информационным поводом для музея. Точно так же много социополитических перформансов происходит в рамках музейных программ.

Новые медиа не нужно отделять от традиционных. Я, например, очень люблю работать с саунд-артом. Стараюсь наполнять проекты так называемыми аудиоскульптурами. Со Святославом Луневым — фантастически чутким музыкантом и композитором, который работает с электроникой, — мы работали над выставкой «Тени забытых предков» и «Ангелы» в «Я Галерее».

Минусы

Как и в каждой профессии, к сожалению, и здесь есть свои недостатки. Первый – это относительно невысокая зарплата и отсутствие возможности быстрого карьерного роста.

Вторым является наличие высшего образования. Такие знания можно получить исключительно в вузе, поэтому путь к практике нельзя назвать быстрым и легким (придется потратить пять лет).

Огромным минусом является высокая степень ответственности. Искусствоведы не имеют права на ошибку, поскольку они часто устанавливают подлинность и оценивают уникальные предметы, которые затем выставляются на торги. Речь идет не только о репутации специалиста, но и, в некоторых случаях, уголовной ответственности, поскольку профессионала могут заподозрить в личной заинтересованности.

Должны также присутствовать такие качества характера, как предельная внимательность, аккуратность, скрупулезность, отменная память и прочие черты, без которых искусствовед состояться не может. Далеко не у каждого человека есть возможность проявить себя с данной положительной стороны.

Участие в специальных проектах: как новичку продвинуться по карьерной лестнице

Впереди пенсия, а баллов не хватает — государство продает их будущим пенсионерам

Как Рианна стала успешным предпринимателем: секрет в разнообразии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector