Хочу летать: как стать пилотом гражданской авиации

Лицензии пилота

Ок, предположим, полет вам зашел и вы хотите теперь иметь свою лицензию. Сложно ли провернуть такое? Ответ зависит от того, какую именно лицензию вы хотите. Есть три основных вида лицензий.

PPL (Private Pilot License, лицензия частного пилота)

Возможности:

  • Некоммерческие полеты на самолетах. Иными словами — вы не имеете права на этом зарабатывать
  • Однако в некоторых странах вы можете разделить стоимость топлива с пассажирами (да-да, вы можете брать на борт пассажиров)
  • Летать можно на огромном спектре самолетов, начиная от поршневых и заканчивая некоторыми реактивными
  • Нельзя летать на самолетах, которые сертифицированы под коммерческую лицензию (например, Boeing или Airbus)
  • Можно арендовать самолеты в куче летных клубов или же купить свой (и это намного дешевле, чем кажется)
  • Лицензия действует по всему миру, единственное ограничение — вы можете летать только на самолетах, зарегистрированных в стране, выдавшей вам лицензию (в Америке можно летать с русской лицензией на русском самолете)
  • Можно прийти с иностранной лицензией в Россию и практически без обучения получить российскую лицензию (тем самым разблокировав все российские воздушные суда). Называется такой процесс валидацией
  • Можно пересекать международные границы

Требования:

  • Медицинская справка о годности к полетам. Достаточно лояльные требования, в том числе по зрению
  • Пройденный курс теории, самый простой. Подробнее чуть ниже
  • Наличие небольшого количества налета (42 часа в России / 45 в Европе / 40 в Штатах)
  • Сданный экзамен по практике

Лахта-Центр, Санкт-Петербург

Помимо лицензий, стоит упомянуть о так называемых рейтингах, открывающих дополнительные возможности для каждого вида лицензий:

  • Night Rating — полеты ночью
  • Instrument Rating — полеты в инструментальных условиях (например, в тумане). Также дает возможность летать по воздушным трассам
  • Multi-Engine Rating — полеты на самолетах с двумя и более двигателями
  • Type Rating — полеты на конкретной модели самолета. Обычно это сложные самолеты, вроде Airbus или Boeing
  • И еще куча других, на ваш вкус и фантазию

Здесь и далее мы будем рассматривать особенности обучения на PPL — за неимением у автора всего остального 🙂

Заход на посадку в Лондоне

Какие навыки нужны пилоту?

  • Навыки проведения предполетной подготовки лайнера и выявления потенциальных неисправностей корпуса, двигателей и бортовых систем;
  • Умение проводить вычисления параметров полета с учетом летных характеристик, метеорологических условий и загрузки воздушного судна;
  • Опыт выполнения взлетов и посадок в любое время суток при разных направлениях ветра и состояниях покрытия посадочной полосы;
  • Навыки использования возможностей двигателей и рулевой системы для проведения основных маневров и стабилизации самолета в нештатных ситуациях;
  • Умение выполнять полет и маневрировать с использованием визуальных ориентиров, навигационных карт либо бортового оборудования;
  • Навыки чтения и интерпретации метеорологических карт и прогнозов с пониманием особенностей управления авиалайнером в разных условиях;
  • Опыт настройки и эксплуатации бортовых приборов, систем радиосвязи и прочего оборудования в кабине воздушного судна;
  • Умение приводить в рабочее состояние и применять аварийно-спасательные системы самолета в экстренных ситуациях;
  • Навыки всестороннего анализа текущих условий и прогнозирования изменений в воздушном пространстве и в режимах полета в ближайшем будущем;
  • Опыт использования компьютерной техники и интернета для обмена документами с руководством компании и другими службами.

Повышение квалификации пилотов с иностранной летной лицензией

Пилоты с лицензией, которая была выданна за пределами ЕС, могут повысить свои навыки пилотирования в Чешской Республике или другой стране ЕС. Если кандидаты отвечают всем требованиям европейского законодательства в отношении летного обучения, они могут начать обучение в любой чешской авиационной школе.

По завершении обучения кандидаты должны пройти предписанные экзамены в Министерстве Гражданской Авиации Чешской Республики, и, если они будут пройдены успешно, орган выдаст сертификат для получения соответствующей квалификации. Тем не менее, полученный рейтинг или квалификация не будут записаны в летной лицензии кандидатов, потому что чешское Министерство Гражданской Авиации не имеет права вносить какие-либо изменения в лицензию пилота, выданную в другой стране. Далее все зависит от самого студента, который может обратиться с прошением к органу, выдавшему ему летную лицензию, признать вновь приобретенную квалификацию и внести ее внести ее в соответствующий документ.

Повышение квалификации от PPL до CPL

Пилот владеет лицензией PPL (A), полученной за пределами ЕС, и хотел бы продолжить свою карьеру в Чешской Республике в качестве профессионального пилота, а также получить лицензию CPL (A), включая IR (A) и другие необходимые квалификации в соответствии со стандартами EASA.

Что необходимо для поступления?

После определения с выбором учебного заведения возникают вопросы: как подготовиться к поступлению, какие существуют критерии отбора, и какие документы необходимы для этого?

Главным требованием для будущих летчиков является здоровье. Они должны быть в отличной физической форме, иметь стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и стрессоустойчивость. Более того, если вдруг в процессе учебы состояние здоровья курсанта ухудшится, его могут отчислить.

При поступлении необходимо:

  • предоставить предусмотренные законодательством медицинские справки;
  • пройти специальную медкомиссию при самом учебном заведении;
  • пройти собеседование с психологами на выявление профпригодности;
  • сдать нормативы по физической подготовке.

Абитуриенту летного училища необходимо сдать такие ЕГЭ:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика.

Из документов для поступления необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении;
  • оригинал документов об образовании;
  • военный билет;
  • выданное военкоматом предписание (для поступающих в военное училище);

  • заявление;
  • автобиография;
  • характеристика;
  • медицинская справка, установленного образца;
  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • фотографии 3×4 (от 4 до 10 шт.).

Для военных летчиков выдвигаются более жесткие требования, чем для гражданских. Они предусмотрены специальным приказом №455 МО России, вот их краткий перечень:

  • стопроцентное зрение и правильное цветоощущение;
  • артериальное давление в пределах 105-130 на 60-80 мм рт. ст.;
  • масса тела с индексом не менее 19;
  • рост в пределах 160-186 см;
  • длина ног от 80 см;
  • длина рук от 76 см;
  • в положении сидя рост должен находиться в пределах 80-97 см.

Как видим, требования достаточно жесткие не только к состоянию здоровья, но и к физическим параметрам, что значительно усложняет поступление в военное летное училище.

Как стать военным летчиком

Чтобы стать военным летчиком, надо поступить на военную службу по контракту. Первым шагом к службе в ВВС РФ будет обучение в военно-учебном заведении (принимаются граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование). Курсанты такого ВУЗа считаются на действительной военной службе и обеспечиваются всеми видами довольствия – и вдобавок познают все прелести казарменной жизни.

Время обучения в вузе засчитывается в общий срок службы в кадрах Вооруженных Сил. При успешном завершении обучения выпускникам присваиваются воинские звания. Затем в добровольном порядке выпускник-офицер поступает на службу контрактником.

В некоторых ВУЗах (как, например, в Иркутском ВАИИ) контракт с курсантом заключается во время обучения, и на несколько лет после выпуска.

Сначала подается заявление в военный комиссариат или в воинскую часть, и документы.

Не могут работать в военной авиации лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, и не соответствующие требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, по уровню образования, профессиональной и физической подготовки для своей должности.

Кандидат, признанный годным, получает в военном комиссариате направление в воинскую часть для заключения контракта. Кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части.  

Условия валидации лицензии, полученной за пределами ЕС

Причина Заявитель Подтверждение
Частные полеты Пилот с лицензией до уровня PPL Например: участие в соревнованиях, отпуск, налет часов КВС и т.д.
Коммерческий воздушный транспорт Оператор коммерческого воздушного транспорта Трудоустройство профессиональным пилотом у данного оператора
Коммерческий воздушный транспорт Профессиональный пилот Документ временного проживания в Чешской Республике

Сертификат о прохождении мед. комиссии.

Лицензия Сертификат
LAPL, PPL без IR Заявитель должен иметь медицинский сертификат 1-го или 2-го класса, выданный в соответствии со стандартами ИКАО.
CPL, ATPL с IR Перед выдачей валидации заявитель должен получить медицинский сертификат соответствующего класса, выданного в соответствии с европейским законодательством (Part-MED)
  • Английский язык — Заявитель должен иметь возможность внесения в летную лицензию языковой квалификации «чешский язык» или «английский язык». Заявитель на перевод иностранной летной лицензии IFR-рейтинга на лицензию чешского образца должен успешно пройти экзамен по Английскому языку IFR в Министерстве Гражданской Авиации.
  • Срок действия валидированной лицензии пилота — Заявитель должен иметь действительную лицензию иностранного образца, включая необходимые квалификации, в момент выдачи валидации, а также в течение всего ее срока действия.
  • Требование к практике — При использовании валидации для некоммерческих полетов совместно с другими пассажирами на палубе судна, владелец валидированной лицензии обязан отвечать соответствующим требованиям европейского законодательства о «недавней практике», т.е. минимум три взлета и три посадки на данном типе или классе самолета за последние 90 дней, в том числе минимум один взлет и одна посадка в ночное время суток, если планируются ночные полеты.
  • Срок действия – валидация изначально выдается максимум на 1 год. Ее срок действия может быть продлен в последствии еще на один год.
  • Демонстрация знаний
Причина Лицензия Налет Теоретический экзамен Практический экзамен*
Частные полеты PPL/CPL без IR TT > 100 часов да – по предметам: Air Law
Human Performance
да
Частные полеты PPL/CPL с IR TPIC > 100 часов да – по предметам: Air Law
Meteorology
Flight planning & monitoring
Human Performance
да, в соответствии квалификации IR
Коммерческий воздушный транспорт CPL с IR, ATPL Соблюдение требований практики в соотвествии с Приложением III к Регламенту (ЕС) № 1178/2011 да да
 *Практический экзамен – Заявитель должен успешно пройти летный экзамен для выдачи лицензии соответствующего образца, квалификации, типа, класса или IR.

Как получить Private Pilot License – PPL(A)?

Шаг 1: завершить теоретическую подготовку

Теоретическая подготовка закладывает основу для практической летной подготовки. Согласно программе EASA, теоретическая подготовка состоит из 100 часов, из которых не менее 35 часов будут проводиться с преподавателем в классе.Наземная подготовка разделена на два модуля – подготовка к экзаменам PPL (A) и теоретическая часть для подготовки к полётам.Курс состоит из интерактивных уроков с максимальным использованием современных учебных материалов и оборудования. Вы сможете использовать наше приложение «Библиотека», образовательное программное обеспечение и высококачественные видеоматериалы.

Подготовка к экзамену охватывает следующие предметы:

  • Воздушное право
  • Самолеты: Общие знания
  • Летные характеристики и планирование
  • Человеческая деятельность и ограничения
  • Метеорология
  • Навигация
  • Операционные процедуры
  • Принципы полета
  • Связь

Теоретическая подготовка к полётам охватывает:

  • Маневры
  • Вес и Баланс
  • Планирование полета и мониторинг
  • Связь
  • Аэродром и схема движения, меры и процедуры по предотвращению столкновений.

Шаг 2: сдать теоретический экзамен

В конце курса вам нужно будет продемонстрировать достаточный уровень теоретических знаний, которые будут проверены на наборе из 9 письменных тестов по теоретическим предметам. Чтобы сдать теоретический экзамен PPL (A), вам необходимо набрать не менее 75% по каждому предмету (метеорология, навигация, связь, общие знания о самолетах, принципы полета, воздушное право, летные характеристики и планирование, производительность и ограничения человека, операционные процедуры).Теоретический экзамен PPL (A) проводится в помещении Управления гражданской авиации Чешской Республики.

Шаг 3: завершить практические занятия

Летная подготовка выполняется на самолете с одним поршневым двигателем (SEP) в соответствии с визуальными правилами полета (VFR). В конце летной подготовки у вас будет не менее 45 часов общего времени. Из которых:

  • 25 летных часов с инструктором:Часы делятся на 3 этапа и охватывают базовое управление самолетом, взлеты и посадки, расширенные маневры, аварийные процедуры, полет по приборам и навигацию. Во время полетов с инструктором вы приобретете все необходимые навыки, чтобы безопасно управлять самолетом на всех этапах полета и выступать в роли командира.
  • 20 часов индивидуальных полетов:Индивидуальные часы включают в себя местные полеты в одиночку и полеты по пересеченной местности с индивидуальной навигацией под наблюдением летного инструктора (один из них – полет 270 км / 150 м. Миль с полной остановкой в ​​двух разных аэропортах, кроме аэропорта отправления).

Шаг 4: сдать практический экзамен

После того, как вы сдадите теоретические экзамены в CAA и завершите свое практическое обучение, вам нужно будет подтвердить свои практические навыки. Практический экзамен проводится под наблюдением уполномоченного CAA эксперта. Вам нужно будет продемонстрировать свою способность:

  • эксплуатировать самолет в пределах его ограничений,
  • выполнять все маневры точно и плавно,
  • проявлять здравый смысл и летное мастерство,
  • применять авиационные знания,
  • сохранять контроль над самолетом.

Что нужно, чтобы стать летчиком

Общепринятое мнение гласит, что “пилотами становятся романтики”. Однако, немногие профессии требуют такого серьезного отношения, как это принято в авиации.

Прежде всего, чтобы стать летчиком, необходимо отменное здоровье. Уже при поступлении в любое авиационное высшее заведение обязательно прохождение медкомиссии (терапевт, невролог, хирург, отоларинголог и офтальмолог). При том, что диагноз “не годен” хотя бы одного врача действительно запрещает работу в конкретной специальности, в авиацию допускают и с многими легкими заболеваниями. Придется проходить регулярный медосмотр и даже после получения лётного свидетельства (лицензии).  

Летный парк

Костяк казахстанского парка малой авиации предсказуемо составляет Cessna 172 Skyhawk. Почему предсказуемо? Эта модель американского производителя является самым массовым самолетом в истории: с 1956 года выпущено более 44 тыс. единиц, и производство модернизированной версии продолжается по сей день. На «Цесснах» учатся курсанты по всему миру, на них же летают тысячи пилотов-любителей.

Skyhawk берет на борт четыре человека – пилота и трех пассажиров. Самолет способен мчаться со скоростью 250 км/ч, а потолок по высоте составляет 4,1 км. Максимальная дальность полета достигает 1100 км – этого, например, хватит, чтобы долететь из Алматы до Нур-Султана. 

Характеристики впечатляют, как и цена: в США новый Cessna 172 стоит $369–438 тыс. Можно присмотреться к подержанным машинам. Так, на одном из сайтов по продаже авиатехники цены на Skyhawk стартуют с 59 тыс. евро, однако столько стоит самолет далекого 1959 года выпуска.
 
Также популярностью в Казахстане пользуется детище итальянской корпорации Tecnam – самолет P2002 Sierra. Он значительно меньше и легче «Цессны», потому вмещает только пилота и одного пассажира. Несмотря на игрушечный вид, P2002 способен набрать 225 км/ч и преодолеть 750 км. И это всего при ста лошадиных силах мощности, как у простенького бюджетного авто. 

Новенький Sierra стоит $188 тыс. Для сравнения: за столько можно купить два Toyota Land Cruiser в самой полной комплектации. Ресурсный P2002 обойдется минимум в $70–80 тыс.

Еще одна распространенная машина – Virus SW 100. Производит эти ультралегкие самолеты небольшая, но успешная словенская компания Pipistrel. Элегантная «птичка» берет на борт пилота и пассажира. Вес пустого самолета всего 289 кг. Это обеспечивает маневренность и поразительную топливную экономичность: на одном баке бензина «Вирус» может пролететь 1450 км. В своем сегменте авиации эта модель по праву заслужила звание самой выгодной в эксплуатации.

Стать владельцем нового Virus SW 100 можно за $200 тыс. «Бэушный» стоит вдвое дешевле, и это будет свежая машина относительно того же Cessna 172: первые «Вирусы» произведены в 1999 году. 

Очевидно, купить и содержать самолет весьма недешево. Автожиры значительно доступнее: представитель испанской ELA в Казахстане просит за модель 07S $60–70 тыс. Ресурсные стоят $35–40 тыс. Это цена квартиры в Алматы, но мечта ведь стоит того, верно?

Регулирование по стране

В Соединенных Штатах , пилот сертификации регулируется Федеральным управлением гражданской авиации (FAA), филиал Департамента транспорта (DOT). Пилот сертифицирован в соответствии с частями 61 и 141 раздела 14 Свода федеральных правил , также известных как Федеральные авиационные правила (FAR).

В Канаде лицензию выдает Transport Canada .

В большинстве европейских стран, включая Францию, Швейцарию, Грецию и многие другие, лицензии, при необходимости, выдаются национальными авиационными властями в соответствии с набором общих правил, установленных Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) — Лицензирование летных экипажей ( EASA-FCL).

Великобритания вышла из системы EASA, в настоящее время она работает по тому же набору правил, что и EASA, но есть незначительные отличия, которые могут со временем увеличиваться.

Запустить эксперимент

На заседании совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля Владимир Путин поручил правительству не позднее 1 января 2022 года начать реализацию единой комплексной программы, направленной на модернизацию пассажирского транспорта общего пользования в субъектах России. Ассоциация МалАП заявила о необходимости включить в нее и коммерческие перевозки на легких воздушных судах (ВС) в качестве одного из видов общественного транспорта, требующего глубокой модернизации. Это следует из письма директора МалАП Дмитрия Куликова заместителю министра транспорта Игорю Чалику, курирующему авиаотрасль (есть у «Известий»).

Инициатива МалАП предполагает создание саморегулируемой организации (СРО), у которой будут сконцентрированы разные регуляторные полномочия. В частности, по сертификации эксплуатантов легких воздушных судов (ЛВС), операторов малых аэродромов, разработке и внедрению цифровых инновационных технологий телеметрии и телемедицины, организации рейсов, автоматизации полетов, контроля квалификации пилотов, их состояния здоровья, утверждение программ обучения и других, следует из презентации пилотного проекта (есть у «Известий»). Эти полномочия предлагается закрепить за ООО «Цисма» (учредитель МалАП). Проект предполагает, что сама ассоциация займется регулированием коммерческой деятельности игроков, включая создание компенсационных фондов для покрытия ущерба, коллективного страхования, фильтрацию пилотов и отраслевого самонадзора за всеми участниками рынка.

Надзорные функции авторы инициативы предлагают сохранить за Ространснадзором, а сертификацию самолетов, разработчиков и производителей ЛВС, центров технического обслуживания, выдачу и продление сертификатов летной годности ЛВС, аттестацию пилотов — за Росавиацией.

Перечисленные меры могут позволить решить имеющиеся проблемы отсутствия коммерческих эксплуатантов ЛВС, низкой безопасности полетов, дефицита коммерческих пилотов и малых аэродромов, следует из презентации.

Пилотный проект по созданию системы пассажирских и грузовых перевозок на легких самолетах МалАП предлагается реализовать в Центральном федеральном округе. Во время эксперимента можно будет разработать и апробировать систему коллективной ответственности на основе цифровизации отрасли и правовых механизмов саморегулирования, считают в ассоциации.

Возможность запуска пилота будет рассмотрена на заседании комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе спутниковой системы ГЛОНАСС 29 сентября, следует из повестки совещания, с которой ознакомились «Известия».

Как стать пилотом вертолета

Если вы располагаете определенной суммой денег и желанием летать, то можете, если и не приобрести вертолет, то научиться им управлять.

Уже далеко не редкость, что в частных авиационных школах можно получить права на вождение вертолетом, практически так же легко, как и на управление автомобилем. Для этого необходимо будет сдать теоретическую часть материала и налетать необходимое количество часов.

Что касается платы за обучение, то цена будет варьироваться в зависимости от:

  • типа вертолета;
  • вашей предварительной подготовки и количеству знаний, которыми вы обладаете в области авиации.

Чаще всего обучение происходит в индивидуальном порядке под присмотром опытного инструктора. Если обучение проходит в группах, то комплектуются они до 5 человек не более.

По окончании обучения и сдачи всех экзаменов, выдается свидетельство государственного образца пилота-любителя гражданской авиации. К этому времени вы уже будете в курсе всех возможных разрешенных летных маршрутов, и для каких воздушных зон потребуется дополнительное разрешение.

С чего начать

Первый шаг в небо можно сделать подростком, начав набираться летного мастерства в местном аэроклубе на базе бывшей системы РОСТО. С 15 лет можно начать освоение безмоторных летательных аппаратов сверхлегкой авиации: парапланов и дельтапланов. С 16 лет моторные летательные аппараты, самолеты и вертолеты с массой до 495 кг.

Требования для пилота СЛА (для увеличения кликнуть)

Имея на руках свидетельство пилота сверхлегкой авиации, вы сможете летать в свое удовольствие с одним пассажиром, а при наличии некоторых допусков работать инструктором, а также выполнять работы для авиакомпании, имеющей свидетельство эксплуатанта.

Если вы настроены на технику более высокого уровня, то при обучении в России доступны 2 вида любительских летных лицензии: через систему аэроклубов РОСТО (ДОСААФ) и через авиационные учебные центры гражданской авиации (АУЦ ГА). И та и другая лицензия предполагает возможность полета только на определенном типе самолета и только над территорией России. Отличия принципиального у документов нет, но на деле лицензия ГА предоставляет больше возможностей для своего владельца. Наличие подобных документов позволит вам совершать полеты в личных целях на воздушном судне с массой не более 5700 кг.

Подобные документы можно получить заграницей: лицензия частного пилота в США и в Европе. Требования для получения лицензии практически те же, что в России, но эти лицензии распространяются на тип воздушного судна: «однодвигательный самолет с поршневым двигателем и массой не более», а также отличие в стоимости и в качестве обучения. Получение PPL (Private Pilot License) в летных школах США обойдется в сумму 250000 – 350000 рублей, в Европе чуть дороже, а в России от 370000 рублей. В летных школах США преподают в основном инструкторы, которые остались набирать налет достаточный для получения коммерческой лицензии, они недавние курсанты и вряд ли доведут до вас все нюансы и тонкости обучения. В России же в основном инструктора – это бывшие военные с очень большим налетом, которым есть, что передать.

Еще один важный момент в конвертации и валидации лицензий разных стран: российские летные права легко конвертируются в иностранные права, а вот обратного механизма российское министерство образование не создало, поэтому это хлопотный и непростой вопрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector