Казанское танковое училище
Содержание:
- Начальники училища
- История
- Условия поступления в учебное заведение
- Военное училище и военные специальности: плюсы и минусы для молодого человека
- Под грифом секретности
- Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Маргелова
- Учебно-материальная база
- Создание
- От юнкеров до танкистов
- Учебные планы учитывают опыт боевых действий, в том числе в Сирии
Начальники училища
- Тальковский, Искандер Османович, (февраль 1919 — июнь 1919)
- Окнинский, Георгий Леонидович (июнь 1919 — февраль 1922)
- Троицкий, Николай Мефодьевич (февраль 1922 — декабрь 1922)
- Смирнов, Василий Николаевич (январь 1923 — ноябрь 1923)
- Тальковский, Александр Александрович, комбриг (ноябрь 1923 — апрель 1931)
- Уласевич, Семён Афанасьевич, комбриг (апрель 1931 — февраль 1934)
- Кирпонос, Михаил Петрович, генерал-лейтенант (март 1934 — декабрь 1939)
- Васильев, Андриан Васильевич, полковник (март 1940 — апрель 1941)
- Ажгибков, Василий Васильевич, полковник (апрель 1941 — ноябрь 1942)
- Живлюк, Владимир Исидорович, генерал-майор (ноябрь 1942 — февраль 1947)
- Кобяков, Иван Григорьевич, генерал-майор танковых войск, Герой Советского Союза (август 1963 — июль 1975)
- Соколенко, Алексей Лукич, генерал-майор танковых войск (июль 1975 — август 1984)
- Турчик, Юрий Владимирович, генерал-майор (август 1984 — август 1987)
- Тимашев, Геннадий Александрович, генерал-майор (август 1987 — ноябрь 1995)
- Миронченко, Валерий Николаевич, генерал-майор (ноябрь 1995 — август 2014)
- Майстренко, Владимир Викторович, генерал-майор (август 2014 — март 2017)
- Кулаков, Кирилл Денисович, генерал-майор (март 2017 — н. в.)
История
Официальной датой образования училища считается 22 февраля 1919 года. В этот день был выпущен приказ РВС о создании 1-х Казанских мусульманских пехотных командных курсов. Уже в апреле курсы пришлось отправить на Восточный фронт. 25 июля 1919 года были созданы 2-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы, а 1 октября 1920 года на их базе были сформированы 16-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы. В декабре 1922 года в связи с сокращением численности вооружённых сил было принято решение о расформировании мусульманских курсов.
В 1923 году на базе расформированных курсов была создана 6-я объединенная татаро-башкирская командная школа. 16 марта 1937 года она была переименована в Казанское пехотное училище им. ЦИК Татарской АССР, а в марте 1939 года — в Казанское пехотное училище им. Верховного Совета Татарской АССР.
Приказом Наркома обороны СССР от 12 апреля 1941 года училище преобразовано в танковое и полностью перешло на подготовку специалистов для бронетанковых и механизированных войск РККА.
В ноябре 1943 года за успешное освоение новой техники награждено Боевым Красным Знаменем, а в 1944 году за выдающиеся успехи в деле подготовки командных кадров в ознаменование 25 годовщины со дня образования награждено орденом Боевого Красного Знамени. В годы войны в стенах училища было подготовлено свыше 5000 танковых экипажей.
В начале 1966 года училище переводится на высший профиль подготовки танковых специалистов и получает наименование Казанского высшего танкового командного Краснознамённого училища имени Верховного Совета Татарской АССР.
Монумент героям-танкистам на территории училища
До 2004 года являлось Казанским филиалом Челябинского танкового института, после чего приказом Министра обороны Российской Федерации стало самостоятельным военным вузом: Казанским высшим военным командным училищем — танковым университетом. Начиная с 2007 года является единственным в России военным училищем, готовящим офицеров-танкистов командного профиля.
С августа 2004 года училище переименовано в Казанское высшее военное командное училище.
В целях совершенствования системы подготовки специалистов для Сухопутных войск и оптимизации сети военных образовательных учреждений 1 января 2009 года на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 1199-р к Казанскому ВВКУ присоединено Казанское высшее артиллерийское командное училище.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1951-р и Приказом главнокомандующего СВ от 10 февраля 2009 года № 459/во/149 училище приобрело статус обособленного структурного подразделения в составе Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военного учебно-научного центра Сухопутных войск» Общевойсковая академия в качестве филиала. В марте 2017 года выведено из состава академии и получило статус самостоятельного военного учебного заведения.
Осуществляется подготовка офицеров по специальности «Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации». Выпускники получают высшее профессиональное образование по квалификации «специалист», срок обучения составляет 5 лет.
В день 100-летия образования 22 февраля 2019 года училище награждено орденом Жукова. Награду вручил Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов.
Условия поступления в учебное заведение
В КВТКУ могут поступить абитуриенты, отвечающие следующим требованиям:
- Предоставившие аттестат, подтверждающий наличие полного среднего или начального профессионального образования.
- Попадающие в возрастной диапазон от 16 до 22 лет. В случае прохождения военной службы по призыву, верхний возрастной порог увеличивается до 24 лет, по контракту – до 27.
- Имеющие пригодную для прохождения военной службы по контракту группу здоровья.
Основания для отказа в зачислении перечислены в ФЗ №53 от 28 марта 1998 года. Среди них:
- нахождение под следствием или прохождение процедур, связанных с дознанием и передачей уголовного дела в суд;
- наличие непогашенной судимости или отбывание наказания в исправительном учреждении.
Какие экзамены сдавать для поступления?
В федеральном законе № 273 указан список обязательных общеобразовательных дисциплин и минимальные проходные баллы по ним, необходимые для поступления в КВТКУ:
- Русский язык – 40 баллов.
- Математика (профильный уровень) – 33 балла.
- Обществознание – 45 баллов.
Уровень знаний и количество набранных баллов оцениваются по результатам ЕГЭ, которые предоставил абитуриент, либо по результатам прохождения им вступительных испытаний училища (для абитуриентов, не сдававших ЕГЭ).
Необходимые документы
Заявление с прошением о зачислении кандидат обязан предоставить в военный комиссариат по месту проживания до 1 апреля года поступления. Абитуриент, проходящий военную службу, обязан предоставить в тот же срок аналогичный рапорт на имя руководства своей части.
К заявлению необходимо приложить:
- копию паспорта и свидетельства о рождении;
- копию аттестата, подтверждающего уровень образования или табель о успеваемости (для обучающихся);
- карточку военнослужащего;
- автобиографию;
- характеристики с места учебы или службы;
- фотографии 4,5х6 см;
- медицинские документы: заключение комиссии о состоянии здоровья и его группе, копию медкарты, справку из психоневрологического и наркологического диспансера.
Нормативы по физической подготовке
Для успешного выполнения задач, поставленных перед военнослужащими танковых подразделений, все они должны обладать хорошей физической подготовкой. Для оценки этой характеристики поступающие проходят тестирование, состоящее из выполнения нормативов ОФП:
- Подтягивания на перекладине хватом сверху.
- Бег на 100 метров с высокого старта.
- Бег на 3000 метров с общего старта.
Нормативы сдаются на базе спортивных объектов, принадлежащих училищу. Все упражнения выполняются в течение одного дня. Абитуриенты самостоятельно подготавливают для себя спортивную одежду и обувь. Оценка физической формы по результатам сдачи нормативов рассчитывается по 100-бальной системе.
Военное училище и военные специальности: плюсы и минусы для молодого человека
Военное ремесло в нашей стране испокон веков считалось делом важным и почётным. А сейчас оно стало ещё и неплохо оплачиваемым. Офицерам больше не приходится ломать голову над решением жилищной проблемы, их семьи имеют достойный материальный достаток (выше средней зарплаты по стране), стабильность и уверенно смотрят в будущее. Возможность выйти на пенсию уже в 40-50 лет и продолжать успешную карьеру на «гражданке», получая при этом хорошую пенсию – тоже несомненный плюс военных специальностей.
Обучение в военных училищах бесплатное, стипендия гораздо выше, чем в вузах на «гражданке», курсанты обеспечены питанием, одеждой и предметами первой необходимости
Очень важно и то, что в военных училищах, в отличие от гражданских университетов, самое серьёзное внимание уделяется воспитанию: у курсанта гораздо меньше шансов «пойти по кривой дорожке», чем у студента
Поступление в военное училище даёт возможность уже в 17-18летнем возрасте прекратить «сидеть на шее» у родителей, начать вести осознанную, самостоятельную в материальном и моральном плане жизнь, стать настоящим мужчиной.
Военная служба является одной из немногих сфер жизни, которая является бесперебойно работающим «социальным лифтом». Для молодого человека из провинции, из простой семьи без капиталов и связей это порой единственный способ получить бесплатное высшее образование, в короткий срок «встать на ноги», не навешивая на себя кредитов; создать и содержать семью.
Минусов также хватает, как и в любом другом деле. Прежде всего, это некоторое ограничение личной свободы. Затем – вполне реальная опасность для жизни и здоровья (при службе в «горячих точках»). Ненормированный рабочий день (хотя и на «гражданке» 8-ми часовой рабочий день давно уже остался в прошлом).
Начало обучения в военном вузе связано с серьёзной нагрузкой – не только физической, но и психологической. Преодолеть её способны не все. Утешением для тех, кто «отсеется», послужит лишь то, что время, потраченное на учёбу в военном училище, не пропадёт зря: оно зачтётся в срочную службу в армии.
В любом случае, решение о поступлении в военный вуз должен принимать сам молодой человек, без давления со стороны родственников. И он действительно душой и сердцем настроен стать офицером, посвятить свою судьбу защите Родины, его сто́ит горячо поддержать в этом. Это достойный выбор.
Под грифом секретности
Как впоследствии выяснилось, училище образовано не на пустом месте. Еще в 1926 году под Казанью, в так называемом Каргопольском военном городке была создана совместная советско-немецкая танковая школа. Как известно, проиграв Первую мировую войну, Германия обязалась не развивать броневойска. Чтобы обойти Версальский договор, и было заключено секретное соглашение с правительством СССР. Советское командование, в свою очередь, хотело перенять опыт у немецких коллег, обладавших более совершенными технологиями и знаниями в данной области.
Школа обладала собственным полигоном, стрельбищем и полем для отработки навыков вождения. Для тренировок из Германии было доставлено 10 танков различных моделей:
- 5 легких;
- 2 средних;
- 3 тяжелых.
Курсанты изучали тактику применения бронетехники, типы вооружения и боеприпасов, устройство и обслуживание танков. В 1930-х в распоряжение школы поступали новейшие советские танки. С приходом к власти Гитлера договор с немцами был расторгнут, а база и накопленный опыт послужили отличным подспорьем для организации танкового училища.
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Маргелова
Было основано в 1918 году на базе первых Рязанских пехотных курсов. С 1964 года является воздушно-десантным училищем. Вуз имеет превосходно оснащённую материально-техническую базу. В том числе, учебный центр, расположенный в 60 км от Рязани в окрестностях села Сельцы, авиационную военно-транспортную эскадрилью и Центральный парашютный клуб ВДВ. За время обучения курсанты более года проводят на полевых выходах, в любой сезон.
Минимальное количество баллов ЕГЭ: Русский язык: 36; Математика – 32; История – 32; Обществознание – 42; Физика – 36; Иностранный язык – 30.
Адрес: г. Рязань, пл. Маргелова, 1.
Сайт: http://rvvdku.mil.ru/
Учебно-материальная база
Учебно-материальная база Казанского высшего танкового командного училища создана и поддерживается в соответствии с требованиями руководящих документов, количество и номенклатура учебного оборудования которой отвечает нормам снабжения и табелизации.
Элементами учебно-материальной базы (согласно Приказу МО РФ №670) являются:
- вооружение и военная (специальная) техника;
- учебно-лабораторная база;
- тренажерная база;
- полевая учебная база;
- база для выполнения научных исследований;
- база для общевоенной и физической подготовки;
- база и средства информационного обеспечения;
- объекты обеспечения образовательного процесса;
- база для проведения мероприятий профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса.
Обеспеченность всеми видами ВВСТ (в том числе новыми образцами) составляет более 90 процентов. Их обслуживание и эксплуатация осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов Министерства обороны, других нормативных документов, определяющих содержание и обслуживание ВВТ. Имеющиеся образцы ВВТ активно используются при проведении всех видов учебных занятий.
Объекты полевой учебной базы, с размещенными на них комплексами боевой подготовки, оборудованы в соответствии с требованиями руководящих документов, обеспечены требуемыми образцами ВВТ, тренажерами, оснащены средствами управления, связи и контроля для реализации учебных планов и программ.
В КВТКУ имеются специализированные объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с характером и видом выполняемой научной (научно-исследовательской) деятельности.
Создание
В 1866 году император Александр II повелел организовать в Казани пехотное училище по подготовке юнкеров. За короткий срок учебное заведение среди подобных стало одним из лучших в России, подарив стране таких видных военачальников, как А. И. Егоров (маршал), А. Л. Клюев (генерал-полковник), В. Н. Шорин (герой Гражданской войны) и других.
С приходом советской власти на его базе 22.02.1919 произошло открытие Первых командных мусульманских пехотных курсов для национальных вооруженных формирований. Этот день впоследствии стал официальной датой образования Казанского танкового училища.
От юнкеров до танкистов
— Согласитесь, Кирилл Денисович, 100 лет — это целая эпоха. Получается, ваше училище ведет родословную с Гражданской войны?
— Это не совсем так. Казанское танковое училище — правопреемник Казанского пехотного юнкерского училища, образованного еще в 1866 году. В феврале 1919 года для училища начался новый отсчет времени. Приказом Реввоенсовета республики №1418 в Казани на базе бывшего пехотного юнкерского училища было узаконено образование 1-х Казанских мусульманских пехотных командных курсов (1-х КМПКК), которые затем стали Татаро-башкирской военной школой (1923 — 1937 гг.), пехотным училищем (1937 — 1941 гг.) и, наконец, Казанским танковым училищем, 22 февраля 2019 года училищу исполняется 100 лет.
Анатолий Стасовский
Казанское танковое училище.
Выпускники командных курсов и военной школы принимали активное участие в Гражданской войне 1918-1922 годов, борьбе с бандитскими элементами на Кавказе и басмачами в Средней Азии. В дальнейшем выпускники училища отличились в вооруженном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге, в борьбе с фалангистами в Испании, отражали агрессию японских милитаристов в боях на озере Хасан и реке Халхин-Гол. За 22 предвоенных года существования училища (1919-1941 гг.) было произведено 26 выпусков и подготовлены 3.620 командиров Красной Армии.
В годы Великой Отечественной войны Казанское танковое училище готовило специалистов на бронетехнику, в том числе и поступавшую в нашу страну по ленд-лизу: английские танки «Валентайн» и «Матильда», американский танк «Шерман». Всего за годы войны училище произвело 25 выпусков в количестве 4.628 человек.
Анатолий Стасовский
Музей училища.
С 1963 году Казанское танковое училище приступило к подготовке офицеров- танкистов с высшим образованием. С 1 января 2009 года произошла реорганизация училища — в результате присоединения Казанского высшего артиллерийского командного училища в качестве структурного подразделения.
За годы своего существования училище выпустило свыше 25 тысяч офицеров, более 200 из них стали генералами. Готовясь встретить 100-летний юбилей родного училища, мы вправе сказать, что нам есть чем гордиться: 48 выпускников стали Героями Советского Союза, 3 выпускника — Героями Социалистического Труда, 2 выпускника — полными кавалерами ордена Славы, 14 выпускников последних лет удостоены звания Герой Российской Федерации.
В училище воспитано более 100 докторов и кандидатов наук, 25 лауреатов государственных и других премий, более 140 мастеров спорта СССР и России.
— Каким образом старинный знак юнкерского пехотного училища стал знаком Казанского танкового? Что значат для будущего танкиста слова «Победи или умри»?
Фото из архива
Нагрудный знак «Победи или умри!».
— Как и подавляющая часть военно-учебных заведений, Казанское военное училище имело свой нагрудный знак, утвержденный 27 февраля 1915 года, на котором был девиз: «Победи или умри!». Нагрудный знак, являвшийся в определенной степени произведением искусства, отражал профессиональную направленность, возраст училища (1866).
В послевоенное время выпускники училища участвовали во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах, в том числе в Сирийской Арабской Республике. Из 14 выпускников — Героев Российской Федерации половина удостоены этого звания посмертно: Марат Ахметшин, Игорь Ахпашев, Денис Ветчинов, Виталий Горин, Алексей Козин, Сергей Кустов, Константин Ситкин.
Считаю, что совершенно не случайно старинный знак училища стал знаком Казанского танкового, так же как и девиз: «Победи или умри!».
Нынешние курсанты стремятся в учебе и военной службе заслужить этот знак и носить его на своей военной форме, как символ верности Отечеству и славы выпускников предыдущих поколений.
Анатолий Стасовский
За годы своего существования училище выпустило свыше 25 тысяч офицеров.
Учебные планы учитывают опыт боевых действий, в том числе в Сирии
— Имеется ли в училище возможность изучения и внедрения опыта применения бронетанковой техники в Сирийской Арабской Республике?
— Командованием и профессорско-преподавательским составом училища уделяется серьезное внимание внедрению опыта применения бронетанковой техники в Сирийской Арабской Республике. В свою очередь, полученный личный опыт внедряется в образовательный процесс училища
В этих целях преподавателями разрабатываются новые упражнения подготовительных стрельб из танка, на занятиях по тактике при выработке замысла боя и в ходе управления подразделениями при выполнении полученной задачи обращается внимание на использование тех способов применения бронетанковой техники, которые доказали свою эффективность в современных условиях
В свою очередь, полученный личный опыт внедряется в образовательный процесс училища
В этих целях преподавателями разрабатываются новые упражнения подготовительных стрельб из танка, на занятиях по тактике при выработке замысла боя и в ходе управления подразделениями при выполнении полученной задачи обращается внимание на использование тех способов применения бронетанковой техники, которые доказали свою эффективность в современных условиях
Анатолий Стасовский
Курсанты с 2016 года участвуют в конкурсе «Танковый биатлон».
Широко внедряется в учебный процесс использование микропроцессорной и вычислительной техники, автоматизированных комплексов управления и связи. На занятиях в полевых условиях преподаватели разнообразят и усложняют тактическую обстановку, заставляют принимать решения в ограниченное время и при недостатке информации, вводят элементы риска, физической и интеллектуальной напряженности.
К важнейшим мероприятиям образовательной деятельности отнесена стажировка в соединениях и воинских частях военных округов и участие курсантов с 2016 года в конкурсе полевой выучки «Танковый биатлон».
В тесном единстве с военно-профессиональным обучением осуществляется физическое, нравственное и эстетическое воспитание с использованием богатых возможностей училища и города Казани.