Как не запутаться в квалификациях по диплому
Содержание:
- На какую специальность можно поступить в магистратуру с дипломом бакалавра
- Квалификация
- Понятие квалификации и профессионального стандарта
- Одна квалификация на всех
- Виды образования по документам, выданным до 1 сентября 2013 года
- Специализация сотрудников других областей трудовой деятельности
- Недостатки и преимущества дипломов магистратуры
- Послесловие
- Формы установления квалификации при приеме на работу
- Виды образования для заполнения трудовой книжки по документам, выдаваемым с 1 сентября 2013 года
- Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией
- Понятие специализации
- Так что же выбрать – училище, техникум или колледж?
- Чем отличаются дипломы
- Специализация и квалификация: разница
- Будут ли изменения?
- Что такое квалификация по диплому
- Уровни образования
- Виды профессиональной переподготовки
На какую специальность можно поступить в магистратуру с дипломом бакалавра
- Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
- Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
- Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
- Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
- Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
- У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.
Представим ситуацию: Человек получил степень бакалавра по специальности «экономика». Затем поступил в магистратуру и получил диплом магистра по «юриспруденции». У человека теперь два высших образования? Если нет, то как квалифицировать степень магистра в данном случае? Обсуждая настоящий вопрос, я сталкивался с разными мнениями.
Квалификация
А вот это понятие сложно назвать однозначным. Применительно к сфере работы и карьеры можно выделить два его основных определения.
Любой, кто достигает шестого, способен управлять сложными техническими или профессиональными действиями или проектами и нести ответственность за принятие решений в контексте непредвиденной работы или образования, а также для управления профессиональным развитием отдельных лиц и групп.
Вероятно, это принесет пользу более высокопрофессиональным школам, которые не заканчивают степень бакалавра, но бакалавры колледжа, как будто они рушатся вниз. В нем подчеркивается необходимость получения бакалавра большего веса и считается полной степенью в колледже. По его словам, мы относимся к Европе в этом смысле среди экзотических. В этих рамках передача высшего профессионального образования на пятый уровень.
Квалификация в сфере трудовых отношений — это уровень владения теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками, благодаря которым человек успешно осуществляет свою трудовую деятельность. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша квалификация и, как правило, заработная плата. Соответствие профессиональным требованиям выражается в различных уровнях: классах, разрядах, званиях, категориях и т.п. Например, токарь третьего разряда, учитель высшей категории.
Также рассматривается сокращение продолжительности обучения. Затем преобразованная небольшая группа высших профессиональных школ должна предлагать короткие курсы университетского образования в университетах или бакалавриат. «Мне жаль, что это сильный отказ многих руководителей университетов от введения коротких циклов в университетскую систему и законодательство», — говорит Карписек.
Однако в них внесен существенный проект Закона о высшем образовании. По словам заместителя директора Национального института профессионального обучения Дитки Поханковой, наш национальный отчет о присвоении был утвержден Министерством образования и будет представлен правительству в июне, а осенью — Европейская комиссия, которая также предоставила финансирование для проекта.
Квалификация по диплому — это наименование, выражающее уровень подготовки выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. Но как будет формулироваться название квалификации в каждом конкретном случае, зависит от того, какой уровень профессионального образования был получен.
Понятие квалификации и профессионального стандарта
Компетенция сотрудника отражает его способность выполнять трудовые обязанности в рамках отдельной специальности, должности. Ст. 195.1 ТК РФ определяет квалификацию, как совокупность образования работника, его умений, навыков, опыта в профдеятельности.
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ФЗ № 197)
Профессиональный стандарт выступает характеристикой квалификации, требуемой для выполнения трудовой деятельности в рамках конкретной должности (ФЗ № 236 от 03.12.2012). Он представляет собой список требований, предъявляемых к сотрудникам для осуществления ими качественной работы.
Таблица 1. Характеристики квалификации
Показатель | Описание |
---|---|
Ступень квалификации | Завершенный этап беспрерывного профессионального образования, что подтверждается соответствующей документацией |
Уровень квалификации | Степень профессиональных навыков в рамках определенной ступени квалификации. Характеризуется объемом и качеством умений, знаний, способностей кадров (к планированию, организации работы, адаптации к меняющимся условиям, развитию технологий и так далее) |
Требования к различным уровням квалификации отдельных специальностей и профессий утверждаются локальной документацией в системе аттестации и тарификации.
Понятие квалификации и нормативное регулирование ее присвоения
Одна квалификация на всех
Подождём развития событий, а пока поясним пару нюансов. К счастью или сожалению, систему наших специальностей и квалификаций определяет не отраслевой регулятор, а Минобрнауки. Поэтому возникает вопрос — а держит ли оно руку на пульсе насущных профессиональных реалий фармотрасли?
Что можно заметить в подходах этого ведомства? Оно, по‑видимому, исходит из давно укоренившейся традиции готовить в фармвузах специалистов самого широкого профиля. Будущих работников аптек и оптового звена (в том числе, управленцев), специалистов фармпроизводств, системы контроля качества лекарственных средств, работников сферы аптечного изготовления — всех пестуют в «одном котле». Такой порядок действует с советских времён, плох он или хорош — это тема для отдельной дискуссии.
Если представленное Приложение № 1 Проекта приказа — всё‑таки не ошибка, значит, лёд тронулся, и заложены основы специализации в ходе получения высшего фармобразования, а не после него. Но это потребует значительной перестройки системы подготовки кадров в фармвузах — в первую очередь, учебных программ — на что понадобится время. Может быть, в этом и заключается смысл вступления нового приказа в силу не сейчас, а через три года?
Виды образования по документам, выданным до 1 сентября 2013 года
Прежний закон об образовании 1992 года и составленная по нему Инструкция подразделяли образование в РФ на следующие виды и подвиды:
Общее:
- после окончания девяти классов – основное;
- после окончания одиннадцати классов – среднее.
Профессиональное:
- после окончания профессионального лицея, ПТУ, учебно-курсового комбината, технической школы, вечерней школы – начальное;
- колледж или техникум: какое образование писать в трудовой книжке? Пишите среднее;
- после окончания вуза, то есть института, университета, академии – высшее;
- послевузовское (аспирантура и др.).
Никаких тире и дефисов в формулировке уровня образования нормативно-правовыми документами не предусматривалось.
Приведенная градация уровней образования действовала в РФ до сентября 2013 года, и все образовательные документы оформлялись в соответствии с ней.
Если запись в трудовой книжке об образовании соответствует этой классификации, то специалисты советуют его и указывать, поскольку в Инструкции ясно прописана необходимость вносить запись именно так, как прописано в предоставленном документе об образовании.
Изменения в связи с законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
Новый закон «Об образовании», вступивший в силу 01.09.2013, внес изменения в прежнюю систему, и новые аттестаты, дипломы, удостоверения и заполненные на их основании ТК должны будут отражать образовательный уровень несколько по-другому.
Наша страна уже несколько лет переходит на новую уровневую систему подготовки, и в недавно принятом законе прописаны изменения в образцах документов, выдаваемых образовательными организациями разных уровней, и в наименованиях видов образования.
Были упразднены такие формулировки уровней образования, как «высшее профессиональное» и «начальное профессиональное», принятые предыдущим законом 1992 года и закрепленные в Инструкции, а количество подвидов высшего образования увеличилось, и они теперь формулируются с указанием соответствующего уровня через тире.
Полный текст закона вы можете посмотреть здесь.
Специализация сотрудников других областей трудовой деятельности
Особенно ярко проследить примеры подобного «узкопрофильного трудового деления» можно в финансовой, юридической, строительной отрасли.
Так человек, работающий на правовой арене, относится к профессии, специальности юриста, но с учетом специализации деятельность его будет ограничена в рамках уголовных и гражданских актов.
Знакомый всем нам сотрудник банка гордо носит профессию финансиста, имеет диплом по специальности – финансы и кредит, специализируется на страховании, банковском деле, налогообложении.
Представитель популярной на сегодняшний день профессии инженер, как правило, оканчивает ВУЗ по специальности инженер-конструктор, находит себе работу на заводе, деятельность которого напрямую связана с его специализацией — судостроение.
Кстати, последний пример является самым правильным с точки зрения трудоустройства, потому что именно специализация должна быть ведущим условием при выборе будущей работы.
Недостатки и преимущества дипломов магистратуры
У тех, кто хочет углубиться в свою специальность и связаться с наукой, есть возможность поступить в магистратуру. У этой степени есть ряд преимуществ:
- бакалавры могут отдохнуть после 4 лет учебы, а потом поступить в магистратуру;
- есть возможность изменить специальность на другую, если есть желание стать специалистов в нескольких областях или планы поменялись;
- можно одновременно получать степень бакалавра в другом учреждении или даже за пределами страны.
Недостатки:
- поступить на бюджет сложно, мест на бесплатное обучение в магистратуре мало;
- удержаться в магистратуре сложно, поэтому если не удается посещать занятия из-за работы, то могут возникнуть проблемы;
- не на всех специальностях есть заочное обучение по этой программе;
- два года на некоторых специальностях – это слишком мало, чтобы качественно написать и защитить научную работу.
Послесловие
Без диплома прожить можно. После школы можно работать и не вспоминать про обучение в средне-профессиональных или высших учебных заведениях. Но если планы амбициозные: строить карьеру, заниматься своим делом, ни от кого не зависеть и зарабатывать, то без профильных знаний и навыков не обойтись. Растите профессионально – от ступени к ступени:
- ищите первые рабочие места после школы или техникума и получайте образование вместе с нами дистанционно в вузах России и Беларуси;
- проходите курсы повышения квалификации и становитесь ценнее в глазах начальника;
- не бойтесь менять профессию и соответствуйте рынку труда осваивайте программы переподготовки;
- открывайте мир высоких руководящих должностей с магистерским образованием или ученой степени, программами МВА.
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность
в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт
https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
Формы установления квалификации при приеме на работу
Определение компетенции работника при заключении с ним трудовых отношений может осуществляться в форме:
- документального установления — квалификация подтверждается дипломом, аттестатом, свидетельством, справкой. У рабочих основанием служит запись в трудовой книжке о присвоении разряда;
- испытания — предполагает проверку знаний и умений работника, его соответствие должности. Допустимо включение в трудовой договор только по взаимному одобрению сторон. Период испытания не должен превышать 3 месяцев. При этом в него не включаются время пребывания сотрудника на больничном или другое отсутствие по уважительным причинам. Испытание недопустимо при приеме сотрудников младше 18 лет, инвалидов, работников на сезонные и временные работы, при переводе человека в другую местность и в иных случаях, предусмотренных законодательством. При включении испытания в трудовой договор каждая из сторон вправе его расторгнуть до истечения оговоренного срока, уведомив вторую сторону за 3 дня, или по завершении периода. Если работодатель неудовлетворен профдеятельностью сотрудника, он оглашает причины решения о прекращении трудовых отношений. Работник может оспорить его в КТС (комиссии по трудовым спорам) или суде;
- медобследования — иногда при приеме на должность обязателен врачебный осмотр. Ему подвергаются несовершеннолетние граждане, сотрудники, задействованные в тяжелых и вредных условиях труда, в обслуживании транспорта, пищевой промышленности, работающие в лечебно-профилактических организациях и так далее. Меры направлены на проверку соответствия состояния здоровья человека занимаемой должности и квалификации;
- стажирования — применяется при приеме молодых специалистов, водителей транспорта, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Направлено на уточнение квалификации персонала, разработку адаптационных мер, повышение уровня профподготовленности кадров. Стажировка преимущественно отражается в локальных актах организаций. Квалификация утверждается уполномоченной комиссией;
- тестового испытания, экзамена — сотрудник подтверждает квалификацию путем выполнения заданий. Они представлены в форме теоретических вопросов, упражнений, практических тестов;
- собеседования — распространенная форма согласования условий трудового договора между сотрудником и нанимателем. Во время беседы устанавливается квалификация работника, его соответствие вакантной должности.
Виды образования для заполнения трудовой книжки по документам, выдаваемым с 1 сентября 2013 года
Градация образовательных уровней теперь выглядит так.
Общее образование
- Девять классов школы обеспечивают аттестат об основном общем образовании. Эта формулировка и вносится в ТК, если у человека нет другого образования.
- Одиннадцать классов школы гарантируют аттестат о среднем общем образовании, которое и записывается в пункт ТК об образовании.
Профессиональное образование
Профессиональное училище или лицей, колледж или техникум выдают дипломы о среднем профессиональном образовании.
Институты, академии, университеты дают высшее образование по следующим уровням:
- Бакалавры получают полноценное высшее образование (его рассматривают как базовое) после четырех лет обучения в вузе. Им выдается диплом о высшем образовании – бакалавриате.
- Магистры обучаются два года после бакалавриата (более узкое направление обучения), и получают диплом о высшем образовании – магистратуре.
- Специалисты проходят пяти-шестилетнюю программу обучения, которая завершается выдачей диплома о высшем образовании – специалитете.
- Аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка дают право на получение диплома о высшем образовании – подготовке кадров высшей квалификации.
Запись в трудовой книжке об образовании бакалавр — образец:
Незаконченное и неполное образование
Если человек пришел к работодателю, ещё не окончив учебное заведение, то по Инструкции об этом в начале строки об образовании можно сделать отметку. Однако у кадровиков по этому поводу существуют разные мнения. «Незаконченное» образование означает, что человек продолжает его получать.
При необходимости учащемуся в вузе выдают справку, на основании которой можно заполнить трудовую книжку сведениями о незаконченном высшем образовании. Но многие кадровики советуют не торопиться, поскольку очевидно, что вскоре человек завершит обучение и получит об этом документ, а тогда запись придется дополнять.
Инструкция не устанавливает четкого временного периода, за который должен быть заполнен пункт об образовании, поэтому у кадровиков есть возможность повременить, оставить эту графу пустой и заполнить её позже, имея на руках документ о полном образовании.
Инструкция также предусматривает возможность записи о неполном высшем образовании. Такие дипломы до 2007 года выдавались тем, кто очно (и при этом успешно) отучился два года в вузе, но прервал обучение.
Новым законом понятие неполного высшего образования упразднено с 1 сентября 2013 года, выдавать документы и фиксировать в трудовой книжке будут теперь только сведения о полностью завершенном образовании. Однако при наличии такого диплома, выданного до 2007 года, внесение отметки в ТК на его основании не будет противоречить Инструкции о заполнении ТК. Это поможет впоследствии правильно посчитать трудовой стаж, о чём можно прочесть .
Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией
Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:
- неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
- малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
- квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
- высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.
Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).
Понятие специализации
Еще более непонятным для многих из нас является специализация.
Специализация — более узкое понятие, нежели специальность
Специализация производства, например, нам вполне понятна. Мы можем представить несколько цехов, которые производят совершенно различные товары.
К примеру, перед нами завод по производству химических средств личной гигиены:
- первый цех производит мыло;
- второй – гели для душа;
- третий — шампуни;
- четвертый — бальзамы-ополаскиватели и т.д..
Под этим же углом стоит посмотреть на данный термин применимо к области образования, тем самым дать самим себе подсказку о его значении, как узкой профилизации какого-либо работника.
Если продолжить пример, указанный выше, становится ясно, что специализация проводит еще более четкие границы для трудовой деятельности уже с учетом конкретной специальности.
Таким образом человек со специальностью учитель физики и математики будет иметь специализацию, позволяющему ему преподавать только алгебру и геометрию у определенной возрастной категории учащихся (среднее звено или старшее).
Этот же педагог может иметь дополнительную специализацию педагог –психолог, позволяющую ему работать в данном направлении засчет более углубленного изучения психологических дисциплин во время получения основной специальности.
Благодаря наличию специализации имеется возможность более корректной подготовки кадров той или иной сферы деятельности.
Так что же выбрать – училище, техникум или колледж?
Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования вы собираетесь поступать в конкретный вуз, то более всего вам подойдет колледж, прикрепленный к этому вузу. Обучение в таком колледже даст вам возможность плавно, на упрощенных условиях, поступить в вуз, в административную структуру которого входит ваш колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.
Если вы планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, впоследствии устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, вам лучше всего поступать в техникум. Также, в техникумах реализуются и гуманитарные, и бухгалтерские, и аудиторские, и другие образовательные программы, направленные на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.
Если же, в ваши планы не входят высокие карьерные достижения, либо вы хотите отложить получение более существенного образования «на потом» — оптимальным вариантом для вас станет училище, в котором вы сможете получить начальное среднее образование.
Чем отличаются дипломы
В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.
Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.
Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.
Юридическое образование
Бакалавриат – Юриспруденция
Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.
Специалитет – Судебная экспертиза
Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.
Экономическое образование
Бакалавриат – Экономика
Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.
Специалитет – Экономическая безопасность
Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.
В дипломе бакалавра указано общее направление
Некоторые профессии доступны только на специалитете
Специализация и квалификация: разница
Как самим студентам, так и абитуриентам, и работодателям следует понимать, что понятия специализации и квалификации, хоть очень часто используется вместе, являются различными по своей сути и юридическому значению. Ведь ошибки при указании специализации либо специальности и квалификации могут привести к признанию каких-либо кадровых документов недействительными. Или же, как минимум — к привлечению работодателей к административной ответственности.
Так, под квалификацией подразумевается в первую очередь уровень знаний и их глубина, которая подтверждается прохождением соответствующей обучающей программы и дипломом. При этом направление обучения не относится напрямую к сфере квалификации по диплому в образовании.
Специализация же наоборот — не рассматривает уровень и глубину знаний, а касается конкретной сферы их применения, то есть, непосредственной профессии или сферы деятельности, в которой человек получил образование. Таким образом, именно комбинация специализации и квалификации между собой являются практически всегда ключевыми требованиями к потенциальному работнику.
Будут ли изменения?
Теперь перейдём к вопросу о том, что изменится, если Проект приказа будет утверждён, а Приказ № 1061 утратит силу. В ординатуре всё останется по‑прежнему — согласно Приложению № 3 Проекта приказа, четыре наименования специальностей и их четыре квалификации останутся теми же (см. таблицу выше)
Изменятся только коды, что не суть важно.
А вот Приложение № 1 Проекта приказа, которое включает интересующий нас специалитет, отличается от ныне действующего. Заглянем в его раздел «Здравоохранение и медицинские науки». Он помещён в концовку приложения, вслед за разделом «Искусство и культура». Согласно этому документу, новый порядок фармспециальностей и направлений подготовки в рамках специалитета предполагается сделать таким, как в нижеследующей таблице:
Коды укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки |
Коды специальностей и направлений подготовки | Наименования укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки | Квалификация |
51 | ФАРМАЦИЯ | ||
0107.2 | Фармация |
Провизор-технолог Провизор-аналитик Провизор-менеджер Провизор-радиолог |
|
0207.1 | Промышленная фармация | Магистр промышленной фармации (с указанием квалификации по профилю) |
Иными словами, возникает впечатление, что порядок фармспециальностей и направлений подготовки в рамках специалитета собираются гармонизировать с тем набором специальностей и квалификаций, который уже действует в ординатуре.
Но здесь следует сделать одну оговорку. Участники отрасли, естественно, основываются на той версии Проекта приказа с его приложениями, который в настоящее время представлен на сайте regulation.gov.ru. Поскольку этот веб-ресурс является официальным, то приходится ориентироваться на него, даже если возникают вопросы, замечания или сомнения. В начале статьи мы отмечали, что имеются сомнения относительно даты вступления в силу нового приказа. Ещё одно замечание к содержанию представленного на сайте проекта, точнее одного из его приложений, озвучила для наших читателей Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия».
По её словам, вероятно, с представленным Минобрнауки на сайте regulation.gov.ru Приложением № 1 Проекта приказа произошла путаница, в результате чего фармацевтические специальности и квалификации этого Приложения совпали с таковыми в ординатуре, чего на самом деле быть не должно. По сведениям Елены Неволиной, после вступления нового приказа в силу в специалитете сохранится старый, то есть, действующий порядок — квалификация «Провизор» специальности «Фармация» (только, скорее всего, изменятся коды). А смысл разработки нового приказа заключается в обновлении других, нефармацевтических специальностей и квалификаций.
Что такое квалификация по диплому
Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные степени бакалавра, специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.
- Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
- Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
- Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на поступление в аспирантуру и участие в программах для получения ученой степени.
Уровни образования
Сейчас в Российской Федерации в отношении выпускников ВУЗов предусмотрено три различных квалификационных степени, каждая из которых имеет как свои нюансы в вопросах объема полученных знаний и навыков, так и в контексте будущего трудоустройства и непосредственного выполнения рабочих задач при последующем трудоустройстве. Поэтому следует рассмотреть каждую из существующих квалификаций в дипломе более подробно.
Квалификация бакалавр
Это — наименьшая ступень высшего образования. Согласно действующему законодательству, получение диплома бакалавра предполагает четырехлетнее обучение по соответствующей программе. Считается, что квалификация бакалавра дает возможность заниматься профессиональной деятельностью по выбранной специальности без прохождения дополнительного обучения, однако только при условии базового соответствия работ.
Квалификация бакалавра считается высшим образованием, вопреки распространенному мнению. Некоторые работники кадровых отделов и даже студенты думают, что полное высшее образование начинается от специалиста — но это не так.
Получение диплома бакалавра предполагает возможность поступления на магистратуру с последующим двухлетним обучением. При этом законодательство также гарантирует широкий перечень дополнительных льгот и социальных гарантий для нуждающихся граждан в первую очередь при их поступлении в ВУЗы на обучение по программам бакалавриата.
Квалификация специалист
В Российской Федерации квалификация специалиста является наследием советского прошлого. Так, подобная квалификация отсутствует в рамках Болонского процесса в европейских странах, и соответственно, неоднократно высказываются предложения о ее упразднении. Под специалистом подразумевается человек, окончивший обучение в ВУЗе продолжительностью не менее 5 лет и получивший все необходимые практические навыки для выполнения в том числе и специализированных работ по специальности.
Следует отметить, что образование специалиста, точно так же, как и квалификация бакалавра в дипломе, дают право на последующее поступление на магистратуру. При этом российское законодательство предусматривает, что специалисты могут сразу поступать в аспирантуру, без получения квалификации магистра.
Квалификация магистр
Наиболее высокой квалификационной степенью высшего образования является степень магистра. Обучение по программам магистратуры предполагает не только получение широкого спектра практических и теоретических навыков, необходимых для полноценного выполнения работ в выбранной сфере деятельности, но также предусматривает наличие определенных знаний для ведения научно-исследовательской деятельности и теоретического развития специальности в целом.
Степень магистра преимущественно требуется для некоторых должностей в учреждениях науки и образования, однако многие коммерческие работодатели также позитивно относятся к дипломам магистра, отдавая предпочтение соискателям, имеющим именно такую квалификацию.
Виды профессиональной переподготовки
1. Профпереподготовка с целью усовершенствования профессиональной деятельности
Этот вид профессиональной переподготовки рекомендуется для работников в рамках их специализации. Обучение поможет усовершенствовать или дополнить знания для более компетентной работы специалиста. Учебные программы разработаны под конкретную профессию и с учетом квалификационных требований. Для прохождения профпереподготовки наличие законченного высшего или среднего профессионального образования обязательно.
Длительность обучения, как правило, составляет 6 месяцев. После удачной сдачи аттестации студент получает диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.
2. Профпереподготовка с целью получения дополнительной квалификации
Получить дополнительную квалификацию на курсах переподготовки могут специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. Этот вид профессиональной переподготовки можно назвать альтернативой, хотя и не на 100%, второму высшему образованию (в отличие от предыдущего вида). Если учащийся – студент и уже сдавал некоторые дисциплины, то их результаты будут зачтены.
Однако следует учитывать, что получение дополнительной квалификации и второе высшее образование это не одно и тоже. Курсы профпереподготовки могут быть лишь очень достойным дополнением к нему. Обучения длится около двух лет и по окончании занятий слушатель получает диплом государственного образца о дополнительном образовании.
Также следует отметить программы дополнительного профессионального образования (в рамках получения новой квалификации), относящиеся к бизнес сфере. Ведь программы МВА являются полноценными программами профессиональной переподготовки, рассчитанными на представителей топ-менеджмента.
Кстати, начиная с 1 января 2013 года, форма диплома о профессиональной переподготовке заменена на форму установленного образца. Такую ротацию применили из-за отсутствия на данный момент Федеральных Государственных требований к образцу диплома этого вида дополнительного образования. Дипломы государственного образца (выданные до 2013 г.) и установленного образца имеют одинаковую юридическую силу.