Что такое квалификация работника?
Содержание:
- Куда поступить без аттестата за 11 класс
- Уровни образования
- Квалификация в юриспруденции
- Аккредитация специальности: что это и зачем нужно?
- Специалист, бакалавр, магистр
- Кто такой бакалавр?
- Удостоверение о повышении квалификации
- Найдено научных статей по теме — 15
- Повышение квалификации педагогических работников на ФПО МГУ
- Повышение квалификации как психолого-педагогическая проблема
- Диагностика квалификации научно-педагогического работника вуза
- Педагогическое проектирование в выпускной квалификационной работе
- Педагогический конкурс как средство повышения квалификации учителя
- Этапы и функции педагогического процесса при повышении квалификации
- Гуманизация системы повышения квалификации педагогических работников
- Стажировка как форма повышения квалификации педагогических работников
- Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров
- Определение уровня квалификации
- Квалификация
- Похожие термины:
- Квалификация
- Формы установления квалификации при приеме на работу
- Профессия и специальность
- Виды профессиональной переподготовки
- Так чем отличается специальность от профессии?
- Бакалавриат
- Квалификация и специальность по диплому
- Что такое специальность
- Основные отличия и пример
Куда поступить без аттестата за 11 класс
Дойдя до 11 класса, школьник уже имеет на руках аттестат об основном общем образовании, который позволяет ему поступить в ссуз. Для этого не нужно сдавать ЕГЭ и иметь аттестат о среднем общем образовании. Поступить абитуриент может в:
- профессионально-техническое училище (ПТУ);
- техникум;
- колледж.
В каждом из них можно получить достойное образование, притом не всегда по рабочей специальности: абитуриентам доступны медицинские, дизайнерские, творческие профессии.
Поступление без ЕГЭ возможно потому, что в России действует программа непрерывного образования. Она предполагает легкий переход ученика колледжа в тот вуз, с которым ссуз или связан структурно, или пересекается по изучаемым темам. Тогда выпускнику колледжа достаточно пройти вступительные испытания вуза.
Списки внутренних испытаний нужно уточнять на сайте вуза. Например, на сайте СПбГУПТД информация о приеме абитуриентов, выпустившихся из колледжей, содержится в разделе «Поступление» в соответствующей вкладке:
Тем не менее если после окончания ссуза выпускник хочет менять специальность, ЕГЭ придется сдать. Тогда поступление будет проходить по стандартам общего приема:
- абитуриент подает заявку на сдачу ЕГЭ (русский он сдает в обязательном порядке);
- в положенный срок – досрочно или в основной период, – сдать экзамен;
- получить результаты;
- подать их в приемную комиссию вуза вместе с аттестатом о среднем профессиональном образовании.
Уровни образования
Сейчас в Российской Федерации в отношении выпускников ВУЗов предусмотрено три различных квалификационных степени, каждая из которых имеет как свои нюансы в вопросах объема полученных знаний и навыков, так и в контексте будущего трудоустройства и непосредственного выполнения рабочих задач при последующем трудоустройстве. Поэтому следует рассмотреть каждую из существующих квалификаций в дипломе более подробно.
Квалификация бакалавр
Это — наименьшая ступень высшего образования. Согласно действующему законодательству, получение диплома бакалавра предполагает четырехлетнее обучение по соответствующей программе. Считается, что квалификация бакалавра дает возможность заниматься профессиональной деятельностью по выбранной специальности без прохождения дополнительного обучения, однако только при условии базового соответствия работ.
Получение диплома бакалавра предполагает возможность поступления на магистратуру с последующим двухлетним обучением. При этом законодательство также гарантирует широкий перечень дополнительных льгот и социальных гарантий для нуждающихся граждан в первую очередь при их поступлении в ВУЗы на обучение по программам бакалавриата.
Квалификация специалист
В Российской Федерации квалификация специалиста является наследием советского прошлого. Так, подобная квалификация отсутствует в рамках Болонского процесса в европейских странах, и соответственно, неоднократно высказываются предложения о ее упразднении. Под специалистом подразумевается человек, окончивший обучение в ВУЗе продолжительностью не менее 5 лет и получивший все необходимые практические навыки для выполнения в том числе и специализированных работ по специальности.
Следует отметить, что образование специалиста, точно так же, как и квалификация бакалавра в дипломе, дают право на последующее поступление на магистратуру. При этом российское законодательство предусматривает, что специалисты могут сразу поступать в аспирантуру, без получения квалификации магистра.
Квалификация магистр
Наиболее высокой квалификационной степенью высшего образования является степень магистра. Обучение по программам магистратуры предполагает не только получение широкого спектра практических и теоретических навыков, необходимых для полноценного выполнения работ в выбранной сфере деятельности, но также предусматривает наличие определенных знаний для ведения научно-исследовательской деятельности и теоретического развития специальности в целом.
Степень магистра преимущественно требуется для некоторых должностей в учреждениях науки и образования, однако многие коммерческие работодатели также позитивно относятся к дипломам магистра, отдавая предпочтение соискателям, имеющим именно такую квалификацию.
Квалификация в юриспруденции
Трактовка понятия квалификации в юридическом праве несколько отличается от трактовки в иных сферах.
В данном случае объектом квалификации является не человек с его физическими или интеллектуальными характеристиками, а совершенное преступление (что это?) или правонарушение (что это такое?).
Поясню на примере: допустим, гр. Иванов украл (т.е. тайно похитил) гироскутер у своего соседа и был задержан полицией. Это преступление было квалифицировано по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ.
Но в ходе судебного расследования было выявлено, что преступление было совершено в сговоре с гр. Петровым и Сидровым. Суд вынес решение об изменении квалификации преступления на ст. 158, ч. 2 УК РФ.
Аккредитация специальности: что это и зачем нужно?
Государственная аккредитация – это обязательное условие для полноценного ведения образовательной деятельности во всех учебных учреждениях, кроме дошкольных организаций. Она проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в образовательной сфере.
Аккредитация необходима для официального подтверждения соответствия образовательной программы основным требованиям федеральных государственных стандартов (качество, содержательность преподаваемых дисциплин по заявленным критериям и стандартам в процессе подготовки обучающихся).
Наличие государственной аккредитации специальности в учебном учреждении свидетельствует о высококачественной образовательной подготовке студентов по определенной специальности. После успешного окончания учебы, выпускник такого вуза становится квалифицированным специалистом в выбранной отрасли и получает на руки диплом об образовании государственного образца.
Специалист, бакалавр, магистр
После ратифицирования Болонской конвенции, позволяющей считать дипломы стран-участниц действительными за рубежом, в России были приняты новые стандарты высшего образования. Теперь оно осуществляется по трём системам:
- специалитет (не менее 5 лет обучения);
- бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
- магистратура (не менее 6 лет обучения).
В первом случае выпускник вуза будет называться дипломированным специалистом по выбранному профилю. Например, квалификация по диплому «Юрист», а специальность – «Юриспруденция». В данном случае квалификация обозначает, кем является выпускник в профессиональном плане, а специальность – в какой области общественных отношений. При этом первое понятие более узкое, чем второе, если их рассматривать применительно к образованию.
Что такое бакалавриат? Вопреки распространённому мнению, это не «сокращённое», а полноценное высшее образование. Оно является базовым, и по прохождении его курса можно устроиться на работу. В этом случае в вашем дипломе будет написано, что вы – бакалавр определённой отрасли (например, экономики) по соответствующему направлению (в данном случае — «Экономика»).
А можно продолжить обучение, перейдя на вторую ступень и начав академическую карьеру. Этот уровень высшего образования называется магистратурой, срок обучения составит 6 лет, после чего выпускник получит научную степень «Магистр».
Кто такой бакалавр?
Двухуровневая система получения высшего образования, пришедшая к нам из-за рубежа и принятая после присоединения России к Болонскому процессу, включает в себя получение степени по следующим направлениям:
- бакалавр;
- магистр.
Первый вопрос, который сразу же возникает – зачем нужно это разделение и по какому принципу оно происходит?
Бакалавр – степень высшего образования, при котором вы получаете исключительно самые необходимые знания для своей профессии: ни больше, ни меньше. Программы обучения для магистров включают в себя дополнительную нагрузку углубленных теоритических сведений без присвоения какой-то конкретной специализации для возможности последующего продолжения студентом научной деятельности (поступление в аспирантуру и прочее). То есть образование бакалавриат дает необходимый минимум для освоения профессии.
Данная реформа образования позволяет будущим студентам освоить выбранную профессию с возможностью регулирования получения необходимого уровня знаний самим. Также, учитывая тот факт, что бакалавр – это степень высшего образования по европейскому стандарту, находящаяся в международной классификации и признанная работодателями по всему миру, выпускники этого направления подготовки могут перевестись/продолжить обучение за рубежом и там же трудоустроиться.
Удостоверение о повышении квалификации
Что это такое. Удостоверение гарантирует присвоение квалификации по итогам обучения, которое направлено на углубление знаний по своей специальности. Программа относится к допобразованию, но пройти ее возможно лишь по своей специальности. Т.е. арматурщик не повысит разряд по профилю «Строитель» без соответствующего диплома.
Удостоверение о повышении квалификации
Где работать. Вы можете продолжать работать в своей организации или начать поиск новой – УПК будет конкурентным преимуществом при найме на новое место.
Зарплата. Повышение квалификации претендует на новую должность, повышение зарплаты – в некоторых организациях на 10%.
Найдено научных статей по теме — 15
Повышение квалификации педагогических работников на ФПО МГУ
Пономарев Роман Евгеньевич
Рассмотрены актуальные проблемы повышения квалификации педагогических работников: новые организационно-управленческие требования к деятельности, осуществление связи педагогической теории с практикой.
Повышение квалификации как психолого-педагогическая проблема
Балыхина Т. М.
В статье обосновываются новые подходы к повышению квалификации специалистов в рамках постградуального образования.
Диагностика квалификации научно-педагогического работника вуза
Изотова Лидия Евгеньевна, Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович
В настоящее время актуальна такая метрологическая задача, как диагностика потенциала научных организаций, в том числе высших учебных заведений.
Педагогическое проектирование в выпускной квалификационной работе
Землякова Галина Михайловна
В статье рассматривается педагогическое проектирование как творческий процесс преподавателя, необходимый в регулировании деятельности образовательных учреждений.
Педагогический конкурс как средство повышения квалификации учителя
Нуртаева Кульзагира Бикеновна
В статье раскрыта значимость педагогического профессионального общения работников образования в стимулировании мотивации повышения квалификации, а конкретно роль педагогического конкурса в повышении квалификации учителей истории,
Этапы и функции педагогического процесса при повышении квалификации
Дикарев В.Г.
В данной статье дается характеристика процесса обучения в рамках повышения квалификации, этапы и функции обучения и внедрения в учебный процесс активной формы обучения.
Гуманизация системы повышения квалификации педагогических работников
Сокольникова Ольга Владимировна, Кошечкова Марина Викторовна
Случилось так, что мы живем в эпоху перемен, и если в плане бытовом прогресс только радует, то духовная, социальная и экономическая сферы жизни нашего общества традиционно являются объектом повышенного внимания и тревоги специалис
Стажировка как форма повышения квалификации педагогических работников
Чипышева Людмила Николаевна
В статье рассматриваются подходы к проектированию программы дополнительного профессионального образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Гузаиров Мурат Бакеевич, Бадамшин Рустам Ахмарович
Статья посвящена истории становления и развития аспирантуры и докторантуры университета, как основных форм подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации в системе послевузовского профессионального образован
Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров
Шаршов Игорь Алексеевич, Макарова Людмила Николаевна
В статье обоснована необходимость изменения повышения квалификации научно-педагоги-ческих кадров в условиях модернизации российского образования.
Определение уровня квалификации
Для определения качества рабочей силы в нашей стране введен квалификационный разряд, с помощью которого определяется квалификационный уровень работника
Существует аттестационная комиссия, которая в зависимости от сложности работы, ее важности и степени виртуозности выполнения данной работы работником присваивает ему разряд. На промышленных предприятиях в России приняты 6 разрядов для определения квалификации работников
Первый – самый низкий, шестой – самый высокий.
В научно-исследовательских институтах для определения квалификации персонала предприятия введены категории. Категория инженера напрямую влияет на его оклад. Для определения оклада приняты тарифные коэффициенты квалификации работников. Они представляют собой цифры от 0 до 1, на которые умножается оклад инженера высшей категории. Таким образом определяется оклад инженера конкретной категории. При определении категории инженера отсчет ведется не так, как при присвоении квалификационного разряда работникам на заводах.
Напротив, инженер первой категории – это самый квалифицированный сотрудник в данной должности. Вторая категория – это менее квалифицированный персонал и т. д.
Для регулирования отношений работодателя и работника существуют такие понятия, как должностная инструкция и квалификационные требования. Должностная инструкция – это список обязанностей сотрудника. Квалификационные требования – список навыков и знаний, которыми должен обладать квалифицированный персонал. При приеме на работу оба эти документа предъявляются будущему сотруднику. В процессе работы, если обязанности не входят в должностную инструкцию, а запросы к навыкам сотрудника отличаются от квалификационных требований, сотрудник может отказаться от выполнения работы. При этом работодатель не имеет права его уволить или понизить ему оклад. Хотя в процессе развития предприятия должностные инструкции могут измениться. Работодатель обязан уведомить об этом сотрудника.
Квалификация
Квалификация – это полученный в процессе обучения и подтвержденный установленным порядком уровень подготовки. Показывает, насколько глубоко и профессионально человек разбирается в конкретном вопросе. В процессе обучения в ВУЗах выпускникам, успешно прошедшим выпускные испытания присваивают квалификации (с припиской по направлению обучения):
- бакалавра;
- специалиста;
- магистра.
К примеру, по окончанию строительного университета, его выпускники получают квалификацию «бакалавр строитель», «специалист архитектор», «магистр строитель».
Квалификация присваивается не только по окончанию ВУЗа. Ее могут получить работники непосредственно на производстве (например, повышающие разряды слесарей, столяров, техников, сантехников, электриков), либо в специализированных заведениях (пример, обучение водителей для открытия новых категорий прав).
Но в любом случае это делается через специальное испытание (экзамен), с последующим предоставлением официального документа (свидетельства, приказа, удостоверения).
Похожие термины:
-
уровень обученности и подготовленности к компетентному выполнению определенных видов профессиональной деятельности.
-
уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности полученному направлению или специальности. Присваиваемые в рамках направлений и специально
-
уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по специальности.
-
уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
-
уровень и вид профессионально педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач.
-
степень подготовленности лица к нормальной и приносящей удовлетворение жизнедеятельности в окружающей социальной действительности, его способность надлежаще исполнять социальные роли и успеш
-
количественно-качественные показатели читательского развития, характеризующие уровень читательского развития личности и её подготовленность к читательской деятельности; степень годности к чи
-
технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования профилей образования, направлений образования, групп специальностей, специальностей, направлений специальностей, сп
-
структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалифика
-
образовательное учреждение, деятельность которого направлена на координацию работы расположенных в регионе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научно-м
-
(ФПК) – учебное подразделение, организуемое при высшем учебном заведении и осуществляющее учебную и научно-методическую работу по повышению квалификации руководящих работников и специалистов с
-
система послевузовского педагогического образования. Подготовка ученых-педагогов и преподавателей высшего звена осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных у
-
образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследо
-
Прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода в ведущих высших учебных заведениях мира не реже, чем один раз в пять
-
учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологиче
-
действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической профессиональной учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на учрежде
-
новый тип рабочего, обладающего широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, навыками и умениями, дающими ему возможность легко ориентироваться в системе произ
-
этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением с
-
требования к умениям, знаниям, квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
-
после 1962 г. Центральный институт повышения квалификации руководящих работников народного образования (ЦИПКРНО). Позже реорганизован в Центральный институт усовершенствования учителей (ЦИУУ). В д
Квалификация
А вот это понятие сложно назвать однозначным. Применительно к сфере работы и карьеры можно выделить два его основных определения.
Квалификация в сфере трудовых отношений — это уровень владения теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками, благодаря которым человек успешно осуществляет свою трудовую деятельность. Чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваша квалификация и, как правило, заработная плата. Соответствие профессиональным требованиям выражается в различных уровнях: классах, разрядах, званиях, категориях и т.п. Например, токарь третьего разряда, учитель высшей категории.
Квалификация по диплому — это наименование, выражающее уровень подготовки выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. Но как будет формулироваться название квалификации в каждом конкретном случае, зависит от того, какой уровень профессионального образования был получен.
Формы установления квалификации при приеме на работу
Определение компетенции работника при заключении с ним трудовых отношений может осуществляться в форме:
- документального установления — квалификация подтверждается дипломом, аттестатом, свидетельством, справкой. У рабочих основанием служит запись в трудовой книжке о присвоении разряда;
- испытания — предполагает проверку знаний и умений работника, его соответствие должности. Допустимо включение в трудовой договор только по взаимному одобрению сторон. Период испытания не должен превышать 3 месяцев. При этом в него не включаются время пребывания сотрудника на больничном или другое отсутствие по уважительным причинам. Испытание недопустимо при приеме сотрудников младше 18 лет, инвалидов, работников на сезонные и временные работы, при переводе человека в другую местность и в иных случаях, предусмотренных законодательством. При включении испытания в трудовой договор каждая из сторон вправе его расторгнуть до истечения оговоренного срока, уведомив вторую сторону за 3 дня, или по завершении периода. Если работодатель неудовлетворен профдеятельностью сотрудника, он оглашает причины решения о прекращении трудовых отношений. Работник может оспорить его в КТС (комиссии по трудовым спорам) или суде;
- медобследования — иногда при приеме на должность обязателен врачебный осмотр. Ему подвергаются несовершеннолетние граждане, сотрудники, задействованные в тяжелых и вредных условиях труда, в обслуживании транспорта, пищевой промышленности, работающие в лечебно-профилактических организациях и так далее. Меры направлены на проверку соответствия состояния здоровья человека занимаемой должности и квалификации;
- стажирования — применяется при приеме молодых специалистов, водителей транспорта, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Направлено на уточнение квалификации персонала, разработку адаптационных мер, повышение уровня профподготовленности кадров. Стажировка преимущественно отражается в локальных актах организаций. Квалификация утверждается уполномоченной комиссией;
- тестового испытания, экзамена — сотрудник подтверждает квалификацию путем выполнения заданий. Они представлены в форме теоретических вопросов, упражнений, практических тестов;
- собеседования — распространенная форма согласования условий трудового договора между сотрудником и нанимателем. Во время беседы устанавливается квалификация работника, его соответствие вакантной должности.
Профессия и специальность
Итогом обучения является приобретение знаний и навыков в какой-то области приложения трудовых ресурсов. Понятие профессия включает в себя деятельность в следующих ситуациях:
- некоторая сфера, в рамках которой вкладываются ресурсы, умения и квалификация человека;
- совместная работа группы сотрудников, которые объединены определенными дополняющими друг друга функциями;
- выполнение задач за вознаграждение;
- общественный статус, приобретаемый в процессе выполнения работы.
Квалификация по диплому же является уровнем полученных знаний, который необходим для их применения при работе.
Специальность – это более определенное понятие, она считается какой-то частью профессии. К примеру, при профессии юрист человек может иметь специальность адвоката, нотариуса, прокурора, судьи. То есть специальностью является узкое применение умений человека, какое-либо профильное использование его сил.
Виды профессиональной переподготовки
1. Профпереподготовка с целью усовершенствования профессиональной деятельности
Этот вид профессиональной переподготовки рекомендуется для работников в рамках их специализации. Обучение поможет усовершенствовать или дополнить знания для более компетентной работы специалиста. Учебные программы разработаны под конкретную профессию и с учетом квалификационных требований. Для прохождения профпереподготовки наличие законченного высшего или среднего профессионального образования обязательно.
Длительность обучения, как правило, составляет 6 месяцев. После удачной сдачи аттестации студент получает диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.
2. Профпереподготовка с целью получения дополнительной квалификации
Получить дополнительную квалификацию на курсах переподготовки могут специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. Этот вид профессиональной переподготовки можно назвать альтернативой, хотя и не на 100%, второму высшему образованию (в отличие от предыдущего вида). Если учащийся – студент и уже сдавал некоторые дисциплины, то их результаты будут зачтены.
Однако следует учитывать, что получение дополнительной квалификации и второе высшее образование это не одно и тоже. Курсы профпереподготовки могут быть лишь очень достойным дополнением к нему. Обучения длится около двух лет и по окончании занятий слушатель получает диплом государственного образца о дополнительном образовании.
Также следует отметить программы дополнительного профессионального образования (в рамках получения новой квалификации), относящиеся к бизнес сфере. Ведь программы МВА являются полноценными программами профессиональной переподготовки, рассчитанными на представителей топ-менеджмента.
Кстати, начиная с 1 января 2013 года, форма диплома о профессиональной переподготовке заменена на форму установленного образца. Такую ротацию применили из-за отсутствия на данный момент Федеральных Государственных требований к образцу диплома этого вида дополнительного образования. Дипломы государственного образца (выданные до 2013 г.) и установленного образца имеют одинаковую юридическую силу.
Так чем отличается специальность от профессии?
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540300 — Филологическое образование при очной форме обучения — 6 лет.
Например, установленные нормативы квалификационного разряда должны быть подтверждены спортсменом на состязаниях определенного ранга в присутствии необходимого количества судей соответствующего уровня.
В 2012 году заканчиваю НГУ. В этом году я получу диплом квалификации дипломированный специалист по специальности химия. После чего я планирую поступать в магистратуру того же университета на тот же факультет по специальности биология, а затем в аспирантуру.
Скажите, если образование «бакалавр», нужно ли писать в графе «образование» кроме слова «высшее» в скобках «бакалавр»? И еще: что в данном случае писать в графе «специальность, профессия».
Бакалавриат
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.
Как учиться и поступить
Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год.
Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.
Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.
На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.
Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:
- фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
- наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
- фармации (33.00.00);
- экранных искусств (55.00.00).
Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .
Квалификация и специальность по диплому
В сфере трудовой деятельности эти термины имеют иной смысл, чем в области просвещения. Трудовая профессия — практические занятия человека, приносящие доход, где применяются полученные знания и навыки.
Профессия — широкое понятие, объединяющее несколько специальностей: врачи бывают педиатрами, хирургами или стоматологами. Уровень знаний и навыков работника называют квалификацией, она выражается категориями, классами или разрядами: врач высшей категории, контролер 4 разряда.
Профессия, специальность и квалификация
Специальность в системе обучения – общее направление подготовки студента. В рамках конкретной специализации возможно получить различную квалификацию.
Квалификация – уровень подготовки выпускника высшего учебного заведения: специалист, бакалавр, магистр. В области среднего профессионального обучения установлен начальный и средний уровень.
Профессия – узкопрофильные дисциплины учащихся специалитета и средних профессиональных заведений, направленные на овладение определенной предметной областью.
Специалист, бакалавр, магистр
В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу по сближению отечественной системы обучения с европейской. Сейчас высшее образование в стране предусматривает несколько уровней:
Бакалавриат – полноценное высшее образование по определенному направлению (кроме медицинского) без углубления в конкретную специализацию. Для получения степени бакалавра учатся 4 года. Она дает выпускнику право устроиться на работу или обучаться дальше, на степень магистра. Если выбирается магистратура другого профиля, придется сдавать дополнительный экзамен.
Специалитет. Степень специалиста получают студенты после 5 или 6 лет обучения в ВУЗе. В выбранной сфере знаний они основательно постигают определенный вид деятельности, включая медицину. Выпускники специалитета вправе поступать в аспирантуру по родственному направлению. Но если выбрать иную область обучения, сначала придется получать профильное высшее образование.
Магистратура. Обучение на степень магистра длится 2 года и имеет научно-исследовательскую направленность. С объемом знаний такого уровня выпускник может поступить в аспирантуру, продолжить занятия научной деятельностью или устроиться на престижную должность.
В дипломах выпускников специалитета указана область обучения и конкретная профессия. В документах выпускников бакалавриата и магистратуры обозначено направление подготовки и уровень образования (бакалавр, магистр).
Как узнать код специальности по диплому
Новая версия российского классификатора ОК 009-2016 действует с 1 июля 2017 года, версия 2003 года – недействительна. Согласно классификатору, код состоит из 7 цифр:
первый знак обозначает область образования;
второй и третий указывают на код укрупненной группы (совокупность схожих профессий);
четвертый и пятый говорят об уровне образования, от среднего профессионального до аспирантуры;
шестому и седьмому соответствует вид подготовки, специализации или профессии.
Первую цифру в документе об образовании не указывают. Классификатор ОК 009-2016 поможет узнать, что означает шестизначный код, или по виду деятельности найти его значение.
Как правильно указывается специальность
При устройстве на работу возникает вопрос, как заполнить графу о профессии. Ведь трудовую книжку требуется оформлять в соответствии с официальными документами.
В дипломе выпускника специалитета область специализации – юриспруденция, квалификация – юрист; или нефтегазовое дело с профессией – инженер. В документе выпускника бакалавриата ставится направление подготовки – юриспруденция, уровень – бакалавр. Что указать в трудовой книжке: специальность в дипломе – юрист, бакалавр или юриспруденция?
В таких случаях в трудовой книжке правильно писать:
инженер, нефтегазовое дело;
Что такое специальность
Специальность – конкретное направление подготовки, после успешного освоения которой учащемуся присваивается специальная квалификация (младший специалист, бакалавр, либо специалист, магистр). Под этим термином также понимается отдельная образовательная программа, по которой передаются специфические знания.
По сути это узконаправленная деятельность в рамках одной профессии. К примеру, есть профессия врача (общее направление). Специальность в этом случае будет означать уточненное направление деятельности медицинского работника (врач хирург, терапевт, анестезиолог, дерматолог и другие).
Специальность не стоит путать со специализацией.
Специализация – это получение специальных навыков, знаний, умений в отдельно взятой области знаний. По сути, это выделение конкретного направления будущей деятельности в рамках отдельно взятой специальности. К примеру, если ваша специальность журналист печатных СМИ, то в качестве специализации будут доступны фотожурналистика, периодическая печать, деятельность информационных агентств.
Поэтому относительно специальности целесообразно выделить такие моменты:
- чтобы ее получить в обязательном порядке необходимо пройти специальное обучение;
- специализация подтверждается свидетельством, дипломом;
- человеку приваривается квалификация;
- может распространяться на различные типы профессий.
Основные отличия и пример
Теперь на конкретных примерах предлагаем рассмотреть основные отличия этих терминов, чтобы в дальнейшем не путаться на практике.
Иванов С.П. работает в компании на должности «начальник юридического отдела». Имеет диплом «специалиста юриста» по направлению «международное право». В этом случае:
- профессия – юрист;
- специальность – международное право;
- квалификация – специалист юрист;
- должность – начальник юридического отдела;
- профессиональная направленность – юрист.
Сидоров Д.П. занимает должность «архитектор» в строительной компании. По образованию он «инженер строитель». Здесь:
- профессия – строитель;
- специальность – инженер строитель;
- квалификация – специалист (по направлению инженер строитель);
- должность – архитектор;
- профессиональная направленность – строитель.
Форма для приема вопроса, напишите свой