Mba-2020 в россии: текущая ситуация и перспективы

The MBA Advantage

В 2004 году вышла книга доктора Рональда Ипла под названием The MBA Advantage, в которой он помимо всего прочего предлагает свой вариант ранжирования бизнес-школ. Рейтинг The MBA Advantage основан на экономической ценности получаемой после окончания программы степени МВА, а не на популярности школы среди слушателей и работодателей. Вот дословная цитата из книги: «Самый главный вопрос, который должен задать себе любой человек, думающий о поступлении в бизнес-школу, имеет отношение к уровню зарплаты ее выпускников. Он звучит примерно так: «Насколько заработная плата выпускников этого учебного заведения выросла в течение нескольких лет после выпуска в сравнении с ростом, который был бы возможен, если бы человек остался на прежнем месте работы?» Другими словами, мой рейтинг построен на росте уровня доходов,

ставшем возможным благодаря получению диплома МВА».

Что такое рейтинг

Во всем мире рейтинги имеют большое значение в процессе выбора бизнес-школы и программы обучения. Каждый рейтинг ценен по-своему, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Можно перечислить, по крайней мере, несколько абсолютно не связанных друг с другом критериев оценки школ:

  • Уровень и динамика роста заработной платы выпускников
  • Качество преподавания по определенным специализациям
  • Средний проходной балл по результатам теста GMAT
  • Доля иностранных студентов
  • Активность ведения и качество научно-исследовательской работы

К сожалению, некоторые из публикуемых в деловой прессе рейтингов представляют собой не более чем списки школ по их популярности, а используемые в них критерии исчер­пывающими назвать нельзя. Иногда в рейтингах рассматриваются только американские программы, а иногда — только проходящие в формате full-time. Критерии составления рей­тингов различны, а временами и скрыты от потребителя. Поэтому пользоваться подобными оценками нужно грамотно и внимательно.

При изучении рейтингов следует помнить, что они имеют коммерческое значение как для самих бизнес-школ, так и для их составителей. Причем далеко не все компании публикуют свою методику ранжирования школ. Интерес авторов рейтингов заключается как раз в смене лидеров из года в год. Это создает интригу, а значит, способствует популярно­сти издания.

Financial Times

Газета Financial Times в свое время первой сделала попытку дать интегральную оценку и европейским, и американским программам. При составлении рейтингов FT оценивает школы примерно по двадцати критериям, включая следующие:

  • Зарплата выпускников на третий год после окончания программы МВА
  • Доля студентов, нашедших работу в течение трех месяцев после получения степени МВА
  • Качество исследовательских проектов
  • Доля иностранных студентов
  • Доля профессоров, имеющих степень Ph.D.
  • Соотношение заработной платы до и после обучения

Составляя рейтинговые таблицы, FT опрашивает выпускников школ, окончивших учебные заведения три года назад, получает информацию у самих бизнес-школ и проводит независимую экспертизу их исследовательской деятельности.

Это, пожалуй, самый авторитетный рейтинг. В 2006 году Financial Times поставила на

первое место Wharton. Ему немного уступают и . Отдельно газета составляет рейтинг программ Executive MBA. Среди провайдеров корпоративных программ в нем лидирует , а вслед за ним идут IMD и Stanford. Лучшими школами, предоставляющими открытые программы ЕМВА, признаны и .

BusinessWeek

Журнал BusinessWeek оценивает бизнес-школы приблизительно по десяти разным параметрам и выводит среднее значение по ним. Приоритетные критерии оценки таковы:

  • Средняя начальная зарплата выпускников
  • Доля выпускников, нашедших работу в течение трех месяцев после выпуска
  • Доля выпускников, которым была предложена работа сразу по окончании бизнес-школы
  • Соотношение числа вакансий компаний-работодателей, обратившихся в школу, и числа выпускников
  • Состав студентов, поступивших на пр ограммы full-time MBA (анализируется по трем пока­зателям: средней оценке по GMAT, среднему арифметическому всех оценок студента во время получения первого высшего образования, проценту поступивших абитуриентов)
  • Репутация школы по результатам специального опроса выпускников и работодателей

BusinessWeek общается напрямую с «клиентами» бизнес-школы — с ее выпускниками

и компаниями-работодателями — и публикует свои рейтинги каждые два года. Общее правило проведения исследований — один опрос по каждой компании. Издание не учитывает произвольную статистику вроде общего балла GMAT, уровня заработной платы и т.д.

Рейтинг BusinessWeek — пионер масштабных рейтингов. В 2004 году, по данным этого

издания, лидировал , за ним следовали и . Лидеры программ вне пределов США — , и . Такие результаты оказались довольно неожиданными. Сотрудники BusinessWeek репортер Кейт Хейзелвуд и редактор отдела МВА Дженнифер Мерритт говорят, что в этом году на рейтинги очень повлияли компании-работодатели. Те школы, которые, по их словам, давали лучшие навыки

soft skills, получили максимальные оценки. Самое быстрое движение вверх по строчкам рейтинга было отмечено у американской бизнес-школы Purdue. Чуть медленнее оказались , , и .

Все школы, известные высокой технической оснащенностью и интенсивностью программ, получили одинаково высокие оценки как со стороны работодателей, так и со стороны слушателей.

Рейтинг Министерства финансов Великобритании

В конце 2004 года Министерством финансов Великобритании был создан рейтинг 50 лучших бизнес-школ в мире. Он основывается на данных, собранных в ходе исследований, которые были проведены общенациональными деловыми СМИ. Рейтинг был составлен в рамках программы по привлечению в Великобританию высококвалифицированных кадров (Highly Skilled Migrant Programme). Канцлер Гордон Браун заявил, что выпускники 50 лучших школ мира могут получить право на работу в Великобритании на срок до 12 месяцев. В его первый вариант были включены 10 английских бизнес-школ. Принцип составления рейтинга настолько прост, что оставил многих в недоумении. В расчет принималось лишь два критерия: успешность трудоустройства и стартовая зарплата по окончании бизнес-школы. Фактически Министерство финансов Великобритании получило рейтинг школ по уровню возврата инвестиций, оставив без внимания все остальные критерии. Хотя специалистам в области статистики такой подход может показаться если не примитивным, то слишком прямолинейным, для будущих слушателей программ МВА методика представляется весьма оправданной.

Как видно, некоторые критерии оценки программ МВА повторяются от рейтинга к рейтингу. В основном к ним относятся общая статистическая информация о средних результатах экзаменов и аналогичные данные, предоставляемые бизнес-школами. Однако в остальном критерии различаются. US News опрашивает деканов программ, BusinessWeek — выпускников и работодателей, a FT создает независимый экспертный совет, анализирующий исследовательскую деятельность школы.

Аргументы против

В апреле 2005 года газета Financial Times опубликовала письмо Джона Фернандеса, президента ассоциации AACSB International, специализирующейся на аккредитации программ бизнес-образования по всему миру. В письме говорилось, что ежегодные рейтинги бизнес-школ вместо предоставления достоверной информации имеют тенденцию вводить читателей в заблуждение, поскольку сегодня лишь 22% программ МВА проводятся в форме full-time. Почти 80% всех программ МВА являются part-time или executive, поэтому они не учитываются в исследованиях и не входят в рейтинги.

Это заявление становится особо актуальным именно сегодня, когда популярность программ part-time видна невооруженным глазом. Однако проблема достоверности информации, содержащейся в рейтингах, была поднята еще раньше. Представители бизнес-школ все чаще отказываются от сотрудничества с издателями. Их не устраивает несовершенство формул расчета позиций учебных заведений в рейтинге, а также вероятность манипулирования результатами. Wharton и Harvard, сильнейшие игроки на рынке программ МВА, выступили против системы рейтингов, крупнейшие из которых финансируются такими изданиями, как Financial Times, The Wall Street Journal, BusinessWeek и The Economist. В качестве протеста они отказались предоставлять информацию об участниках своих программ. Правда, по мнению представителей BusinessWeek, этот отказ особого влияния не имеет, просто составителям рейтинга пришлось приложить дополнительные усилия для установления контакта с выпускниками.

Также крайнее недовольство принципами составления рейтингов WSJ высказали европейские бизнес-школы INSEAD и Manchester Business School. Они обосновали свою позицию тем, что WSJ использует в основном статистику из американских источников, что влияет на распределение мест не в пользу европейских школ.

По мнению Патрика Харкера, декана Wharton, методология проведения исследований деловыми изданиями имеет ряд серьезных недостатков, получаемая информация во многих случаях бывает неподтвержденной, а постоянные опросы попросту мешают школам заниматься своим делом. Тем не менее, многие слушатели, особенно те, кто для обучения на программе МВА хотел бы приехать в Америку, используют эти цифры в процессе принятия решений о выборе учебного заведения.

Говоря о всеобщем внимании к правдивости предоставляемых для составления рейтингов данных, Харкер отметил, что один из самых распространенных методов искажения информации состоит в методике определения числа выпускников, получивших работу к моменту получения степени. На вопрос «Есть ли у вас работа?» выпускники отвечают «Да, есть», «Нет, у меня нет работы» или же не дают ответа вовсе. Wharton не учитывает голоса тех, кто воздержался от ответа. Но представители некоторых других школ уверены: «Если мы не получили ответа от выпускников, значит, у них все в порядке и работа у них наверняка уже есть».

Вместе с тем и Harvard, и Wharton продолжают сотрудничество с профессиональной ассоциацией Graduate Management Admissions Council (GMAC), которая занимается разработкой альтернативы рейтингам. База данных GMAC будет содержать профильную информацию о студенческом составе школ и практике трудоустройства выпускников. Механизм поиска MBA Pathfinder позволит потенциальным слушателям найти те учебные заведения, которые максимально полно отвечают их индивидуальным требованиям.

При подготовке статьи использованы материалы

Подробную информацию о бизнес-школах вы найдете в каталогах бизнес-школна Executive.ru

Школы, не входящие в первую «двадцатку» рейтингов

Американские и европейские бизнес-школы, не попавшие в первую «двадцатку» рейтингов, не так известны в мире, как лидеры. Однако не стоит вовсе списывать их со счетов. Исследования подтверждают, что престижное имя школы не является фактором, имеющим решающее влияние на профессиональный успех в будущем. Экономист Алан Крюгер и представитель фонда Стэйси Берг Дейл решили проверить, насколько утверждение о ценности диплома элитных университетов соответствует действительности. В 1999 году они провели исследование, в ходе которого обнаружили, что кандидаты, получившие приглашение из престижных университетов, но в итоге выбравшие более демократичные заведения, в работе добиваются не меньших успехов, чем их ровесники — выпускники ведущих вузов.

Мысль о том, что качество преподавания в школах, не занимающих первые строчки рейтингов, оставляет желать лучшего, в корне не верно. К слову сказать, условия обучения и проживания в них зачастую оказываются даже лучше. Это связано с тем, что большинство абитуриентов (особенно из других стран мира) стремятся попасть в самые престижные школы и менее известные учебные заведения иногда испытывают недостаток слушателей. В условиях высокой конкуренции школы предлагают студентам достаточно привлекательные условия.

Конечно, главный плюс — это стоимость обучения в таких школах, которая обычно в 2—2,5 раза меньше, чем в тех, которые занимают первые строчки рейтингов. Кто-то приводит такой аргумент — в школы, не входящие в первую «двадцатку», не приезжают ведущие работодатели мира. Это тоже не совсем соответствует действительности. Например, Джанет Ричерт, директор по вопросам карьеры при University of Maryland (28-я позиция в последнем рейтинге BusinessWeek), отмечает, что в 2004 году в этой школе набирали сотрудников такие компании, как , , и . В список 15 ведущих работодателей-выпускников школы также входят финансовые компании Wachovia, The World Bank и UBS.

А в (также «вторая лига» рейтинга BusinessWeek 2004) на кампус в 2004 году приезжали представители компаний GE, FedEx, IBM, ВВ&Т, SunTrust и Wachovia.

Некоторые студенты выбирают такие бизнес-школы еще и из-за теплой, иногда почти

домашней атмосферы. «Одно из главных наших преимуществ — небольшой поток слушателей, благодаря этому каждому из них уделяется много внимания преподавателей, комментирует Дэвид Уотерс, один из директоров центра карьеры в Terry College of Business. — Мне нравится, что в школе Terry царит культура «конкуренции и сотрудничества», где люди помогают друг другу, сохраняя при этом ориентацию на достижение собственных целей. Мы стараемся сделать так, чтобы все занятия соответствовали главной задаче в нашей работе и в работе менеджера — развитию лидерских способностей».

Большинство таких школ не меньше заинтересованы в иностранных студентах, чем ведущие университеты с мировым именем. Во всех европейских бизнес-школах соответствующего уровня учатся в среднем около 40% слушателей из других стран.

Если главная цель поступления в бизнес-школу — обзавестись новыми полезными контактами и связями, то легче всего это сделать в престижном учебном заведении. Но тоже не всегда. Множество небольших школ имеют довольно узкую специализацию. Поэтому все, с кем вам предстоит учиться, могут в будущем оказаться вашими партнерами, ведь, скорее всего, все вы будете работать в одной отрасли. Например, финскую окончили почти все руководители высшего звена компании Nokia.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector