Нир как начальный этап инновационного процесса
Содержание:
- Какие сложности могут быть при составлении объяснительной записки и как их преодолеть?
- Как выбрать тему: два варианта действий.
- Примеры записи методов исследования
- Выбор темы
- Этап экспериментальных исследований
- История развития научной деятельности
- Что может предшествовать созданию объяснительной записки?
- Структура отчета по научно-исследовательской работе
- Помощь с выполнением отчетов по практике:
- Пример составления объяснительной записки к выбору темы научной работы (диссертации)
- Заключение
Какие сложности могут быть при составлении объяснительной записки и как их преодолеть?
Составляя эту статью, я изучила форумы аспирантов, на которых они писали о тех сложностях, с которыми они сталкиваются при составлении объяснительной записки. После поступления в аспирантуру обучающиеся начинают постепенно заполнять выданный им индивидуальный учебный план работы аспиранта. При этом многие пишут, что основную трудность вызывает написание объяснительной записки к выбору темы научной работы.
Главным образом, основная сложность связана с обоснованием актуальности выбранной темы. Аспиранты жалуются на недостаток опыта для подобного обоснования, они считают, что «для этого надо не только много прочитать, но и многое сделать, многое увидеть, с многими людьми пообщаться». То есть ощущается недостаток в коммуникации по теме исследования, причем этот опыт не заканчивается на коммуникации со своим научным руководителем, ведь актуальность требуется обосновать не только в кругах узких специалистов, а она должна быть повсеместная, так как исследование призвано решить социально значимую проблему. А чем выбранная тема актуальна на настоящее время для широкого круга лиц – это нужно еще сформулировать, и при этом быть убедительным, простым и понятным.
Иногда не хватает содержания изученных литературных источников по проблеме исследования, на первоначальном этапе тяжело охватить весь круг проведенных исследований. Кроме того, аспиранты пишут, «поскольку работа только начинается, я не имею четкого представления какой окончательный вид она приобретет». А тему обосновывать требуется уже перед началом работы – а не потом, расставляя акценты на уже сделанном, удачно описывая, как пригодилось то, что было выполнено в работе и как оно «закрыло» те или иные общественно значимые потребности, тем самым и став актуальным. То есть – основная идея – заложить в актуальность то, что будет сделано, и то, что сможет утолить «насущный голод» в плане необходимых новых техник и технологий.
Аспиранты спрашивают: «Я могу описать то, чем занимаюсь сейчас, но будет ли это обоснованием темы?». Разумеется, нет, человек может заниматься чем угодно, и как угодно, причем на любом этапе, и даже успешное и скрупулезное описание своей деятельности никоем образом не может повлиять на обоснование выбранной темы исследования – чем она так хороша?
Как выбрать тему: два варианта действий.
Статья должна соответствовать тематике научной работы и отражать ее результаты. Поэтому при выборе темы для статьи логично отталкиваться от вашего научного исследования.
Если у вас уже есть тема диссертации или дипломной работы, понять, о чем писать статью легче, потому что область поиска очерчена.
Другая ситуация, если вы только обдумываете тему научного проекта. Перед вами очень обширный выбор. Придется проделать большую работу, чтобы сначала определить, что вы будете исследовать вообще, а потом формулировать тему для конкретной статьи.
Исходя из этого, возможно два подхода к выбору темы статьи:
1. Отталкиваться от сути вашей работы и научного результата.
Если у вас уже есть не только тема и общий план научного исследования, но проделана определенная работа, то это и есть материал для статьи. Расскажите, в чем суть данного этапа исследования, обсудите полученные результаты и предварительные выводы.
Основой для формулировки темы могут быть названия глав и подглав диссертации или дипломной работы. Можно опираться на тему самой диссертации, особенно при написании обзорных, теоретических статей.
2. Сформулировать тему статьи, затем собрать контент и писать рукопись.
В этом случае речь идет о начальном этапе научной разработки, когда определяют цели и ставят задачи. Каждая задача может содержать в себе идею для статьи.
Например: стоит задача выбрать методы исследования и спланировать эксперимент. Пишем обзорную статью о существующих методах, их недостатках и преимуществах. Рассматриваем дизайн исследований в уже опубликованных статьях. Выбираем и обосновываем собственную программу.
Если вы начинаете с нуля, cделать выбор довольно сложно. Изучение работ других исследователей поможет найти неизбитую тему для научной работы, в которой есть простор для изысканий и новизна. Изучите онлайн-каталоги и базы научных статей, например:
- MEDLINE — главная библиографическая база данных в области наук о жизни;
- Elsevier Scopus — база по техническим, медицинским и гуманитарным наукам;
- EMBASE — база биомедицинской литературы;
- Clarivate Analytics Web of Science — включает журналы по социальным наукам;
- Cumulative Index for Allied and Health Literature (CINAHL) — литература по медсестринскому делу и смежным вопросам здравоохранения;
- WEB OF SCIENCE — интернет-платформа, объединяющая базы по естественным, техническим, общественным, гуманитарным наукам и искусству;
- Индекс цитирования социальных наук SSCI — включает журналы в области общественных наук, а также ведущие научные и технические журналы;
- сервис Академия Google — бесплатная поисковая система по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин;
- проект КиберЛенинка — универсальный каталог, содержит публикации в области естественных и точных наук, медицины, гуманитарных и сельскохозяйственных наук, социальных наук, техники и технологий. Научные статьи находятся в свободном доступе и бесплатно.
Также темы для статей можно поискать в сервисе Sci Hub, а том как им правильно пользоваться, читайте в отдельной статье.
Анализ опубликованных статей в вашей научной области помогает найти идеи и сформулировать собственную тему статьи.
Примеры записи методов исследования
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Методы исследовательской работы»:<a href=»http://obuchonok.ru/metody» target=»_blank»>Методы исследования в исследовательской работе</a>
Код ссылки на форум:[URL=http://obuchonok.ru/metody]Методы исследования
Выбор темы
Как правило, исследователь – студент, аспирант или учёный – не на все 100 процентов самостоятелен в выборе темы. Студентам, особенно младших курсов, тему часто назначают директивно. Старшекурсники уже могут выбирать тему курсовой работы или диплома из предложенного списка.
Аспиранты и молодые учёные обладают бОльшими возможностями манёвра, однако и им приходится считаться с тематикой основных научных исследований, проводимых в их вузе либо НИИ. Хотя бы из тех соображений, что их будущий научный руководитель – как правило, из числа сотрудников того же вуза или НИИ – должен быть компетентен в тематике исследования своего подопечного.
Точную и окончательную формулировку темы следует обсудить с научным руководителем после ряда предварительных исследований. Следует изучить прошлые работы по выбранной и смежной темам, оценить наличие доступного для исследования материала, а также возможности проведения собственных изысканий. Например, постановки лабораторных опытов, участия в археологических раскопках, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы – это творческий процесс, а значит, тут требуется творческий подход.
Особняком стоят уже состоявшиеся исследователи и так называемые соискатели – люди, уже работающие в реальном секторе экономики но желающие, так сказать, «остепениться», то есть получить учёную степень кандидата наук. Они обычно предлагают свою тему, напрямую связанную с их повседневной деятельностью. Однако и тут для выбора темы диссертационного исследования следует учесть несколько критериев.
Критерии выбора темы научной работы:
- Актуальность.
- Новизна.
- Значимость (прикладная или методологическая).
Актуальность подразумевает, что в научном сообществе существует запрос на исследования в том или ином направлении, и при этом есть так называемое «поле для исследований»: специальное лабораторное оборудование и стенды, археологические раскопки в исследуемом регионе и прочее. Не стоит брать темы, которые исследованы вдоль и поперёк либо же потеряли свою актуальность в виду развития научных технологий. Впрочем, это самоочевидно, если подключить рациональное мышление.
Новизна научной работы заключается в том, чтобы раскрыть те аспекты тематики или направления, которые не были раскрыты предыдущими исследованиями. Не следует понимать новизну как нечто абсолютно новое и совершенно неисследованное: такая тема вряд ли имеет шанс быть утвержденной. Кроме того, абсолютно новое сложно исследовать из-за малого количества доступных для исследования данных.
И, наконец, значимость, прикладная или методологическая. Другими словами, практическая или теоретическая. Так называемые «кабинетные» ученые обычно выбирают теоретические исследования, а пришедшие из реального сектора экономики соискатели часто сосредотачиваются на практических исследованиях, итоги которых в перспективе можно будет внедрить у себя на производстве.
Следует понимать, что любая прикладная научная работа должна будет пройти апробацию, поэтому еще на этапе выбора темы следует оценить доступность производственных мощностей для внедрения промежуточных итогов исследования. В некоторых случаях будет достаточно апробации в лабораторных условиях, однако этот аспект следует обсудить с научным руководителем, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными сложностями внедренческого характера.
Этап экспериментальных исследований
Теоретический этап НИР является отдельной предметной областью со своей особой спецификой. И очевидно, что сформулированные теоретические выводы должны подтверждаться экспериментом, являющимся одной из ключевых частей научного исследования. Под ним понимается набор действий, направленных на создание необходимых условий, позволяющих воспроизвести изучаемое явление в наиболее чистом неискаженном виде. Целью эксперимента является проверка рассматриваемых гипотез, проверка свойств объектов исследования, проверка выводов теории.
Методология экспериментальных исследований определяется назначением данного этапа НИР и видом применяемого эксперимента. Эксперименты различаются по многочисленным признакам: цели, способы формирования условий выполнения, типы организации проведения. К основаниям для их классификации можно также отнести характер внешних воздействий на объект изучения, тип модели, исследуемой в эксперименте, число варьируемых факторов и т.д. Среди специфических видов экспериментальных исследований выделяются следующие.
- Естественный и искусственный виды экспериментов.
- Констатирующий эксперимент.
- Поисковый эксперимент.
- Контролирующий эксперимент.
- Решающий эксперимент.
- Лабораторный и натурный виды экспериментов.
- Мысленный, информационный и вещественный виды экспериментов.
- Технологический и вычислительный эксперименты.
К каждому из обозначенных выше видов применяются соответствующие экспериментальные методы. Но какой бы метод ни был выбран, в силу уникальности каждой такой работы в любом случае необходимо уточнять или даже заново разрабатывать методику ее проведения. При этом необходимо предусматривать:
- ресурсы на предварительное наблюдение за изучаемым объектом;
- подбор объектов для эксперимента с исключением воздействия случайных факторов;
- обеспечение систематического наблюдения за развитием процесса или явления;
- выбор пределов измерений;
- систематическую регистрацию измерений;
- создание усложняющих эксперимент ситуаций;
- создание условий для перехода от эмпирического опыта к анализу, логическим обобщениям и синтезу в подтверждение или опровержение теоретических предположений.
На данной стадии НИР среди выполняемых работ выделяются следующие этапы экспериментального исследования.
- Формулирование цели и задач эксперимента.
- Выбор экспериментальной области, варьируемых факторов, математической модели представления данных.
- Планирование экспериментальных мероприятий (разработка методики проведения, обоснование объема работ, числа опытов и т.д.).
- Описание проведения эксперимента и организация его проведения (подготовка моделей, образцов, оборудования, средств измерения и т.п.).
- Собственно проведение эксперимента.
- Проверка предпосылок статического характера для получения корректных данных и первичная обработка результатов.
- Анализ результатов и сопоставление с гипотезами теоретического этапа.
- Предварительные выводы и корректировка теоретических обобщений.
- Назначение и проведение дополнительных экспериментов.
- Формулирование окончательных выводов и рекомендаций по использованию полученных сведений.
Завершаем настоящую статью, посвященную основам научно-исследовательской работы – первого этапа полноценно развернутого инновационного проекта. Современному проект-менеджеру уже пора превращать «Terra Incognita» НИР во вполне понятный и ясный процесс. Это связано с тем, что таков неизбежный мировой тренд. И хотя далеко не каждая компания способна себе позволить собственную науку, но представлять, как возникает научный продукт, бизнесу и его представителям становится с каждым днем все более важным.
История развития научной деятельности
Любой вид человеческой деятельности связан с реализацией продуктивной или репродуктивной функции. Продуктивная функция реализуется через деятельность, имеющую цель получить субъективно воспринимаемый или объективно оцениваемый новый результат. Примерами могут служить инновационный проект, изобретение, научное открытие и т.д. Репродуктивная функция связана с воспроизводством человека, копированием собственной его деятельности или деятельности других людей. Примерами данного типа могут быть: функция продолжения рода, выполнение производственных операций, бизнес-процессов и процессов общественно-социального устройства.
Научно-исследовательская деятельность (НИД) продуктивна по своей сути и также имеет черты проектно-организованной системы. Следовательно, ей свойственны все значимые признаки организации и присущи определенная методология и методика реализации. С учетом этого вашему вниманию предлагается модель двухкомпонентной структуры НИД, представленная ниже. В связи с проектным типом устройства НИД, она, как любой проект, проходит через следующие фазы.
- Проектирование. Результатом здесь является научная гипотеза, модель системы нового знания, план выполнения работ.
- Проведение исследовательских работ с целью проверить выдвинутую научную гипотезу.
- Подведение итогов и переосмысление полученных результатов для построения следующих гипотез и их проверки в ходе постановки новых проектных задач.
Системная модель структуры научно-исследовательской деятельности (нажмите для увеличения)
Современное состояние культуры и уровня развития НИД возникло не на пустом месте, его предварял длительный генезис научного творчества. Наука возникла наряду с другими формами восприятия, осмысления действительности и даже значительно позже. Речь идет о религиозном воззрении на Мир, искусстве, эстетике, этике и философии. Можно предположить, что в истории человечества наука зародилась примерно 5 тысяч лет назад. Шумер, Древний Египет, Китай, Индия – вот те цивилизации, где сформировалась и стала постепенно развиваться, если можно так выразиться, протонаука. Великие имена титанов мысли дошли до современников и олицетворяются с крупными вехами этого тернистого пути, среди них:
- древнегреческие мыслители Аристотель, Демокрит, Евклид, Архимед, Птолемей;
- ученые раннего Средневековья Персии и Азии Бируни, Ибн Сина и другие;
- схоласты Средневековья Европы Эриуген, Фома Аквинский, Бонавентура и т.п.;
- алхимики и астрологии более поздней эпохи периода Великой Инквизиции.
С XII века стали возникать университеты как научные и образовательные центры, известные до сих пор, в таких Европейских городах, как Париж, Болонь, Оксфорд, Кембридж, Неаполь. Ближе к венцу эпохи Возрождения, в период Позднего Ренессанса, в Италии и Англии появились гении, поднявшие «знамя научного промысла» на новую высоту. Яркие «бриллианты» засверкали на научном Олимпе: Галилео Галилей, Исаак Ньютон и другие. Смена феодального строя буржуазным привела к невиданному развитию науки. В России те же процессы шли своим чередом, и имена русских деятелей науки заслуженно вписаны в Мировую летопись:
- Михаил Ломоносов;
- Николай Лобачевский;
- Пафнутий Чебышев;
- Софья Ковалевская;
- Александр Столетов;
- Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века начался экспоненциальный рост науки и ее роли в общественном устройстве. В XX веке один научный прорыв стал сменяться другим, с 50-х годов началась НТР. В текущий момент, в период перехода мировой цивилизации на 6-ой технологический уклад, принято говорить о симбиозе науки и бизнеса, выражающемся в зрелом инновационном типе развития экономики западных государств и некоторых стран 3-го Мира, хотя по сути 2-го Мира уже нет более 25 лет.
Что может предшествовать созданию объяснительной записки?
Объяснительная записка не гласно готовится постоянно – зарождаться ядро пояснительной записки может и тогда, когда происходит подготовка к кандидатским экзаменам, и даже при подготовке к поступлению в аспирантуру. На экзамене по специальности вполне могут прозвучать вопросы относительно темы предстоящего научного исследования, экзаменаторы, как правило, ожидают дискуссии, и предвосхищают научный интерес в разрабатываемой области знаний.
Но еще более полезным может оказаться подготовка к формулированию объяснительной записки при подготовке к экзамену по иностранному языку. Экзамен по иностранному языку включает в себя три блока – домашняя подготовка к экзамену включает в себя поиск, а затем полный перевод крупного текста (книги) по выбранной специальности, а если хорошо постараться, то и по выбранной теме исследования. Еще один этап – чтение и перевод текста, выдаваемого экзаменатором, и – самое интересное – рассказ на иностранном языке о теме своего исследования. В этом плане подготовка к экзамену предполагает составление текста о своем исследовании, перевод его на иностранный язык и последующее его воспроизводство на экзамене. В этом случае и прорабатывается объяснительная записка, закладывается ее рациональное зерно именно на этапе подготовки к экзамену по иностранному языку. В этом смысле – нужно суметь коротко и понятно рассказать о своей будущей научной работе на иностранном языке. А это как раз и способствует пониманию того, что именно предстоит сделать и почему это необходимо (актуально) на настоящий момент.
Структура отчета по научно-исследовательской работе
В большинстве отчетов по НИР используется стандартная структура, прописанная в ГОСТ 7.32-2017. Рассмотрим оформление элементов более подробно.
Титульный лист
Это лицо Вашего документа. Он включает наименование НИР, организацию, в которой выполнялась работа, ФИО руководителя и основного исполнителя НИР, дату выполнения работы. В шапке титульного листа приводится наименование министерства или ведомства, к которому относится организация выполняющая НИР.
Практика. Пример дневника в 2020 году
Список исполнителей
Список исполнителей не всегда приводится в отчете. В отчете по студенческой практике обычно присутствуют только руководитель и исполнитель, в этом случае в списке исполнителей нет необходимости.
В списке исполнителей приводятся ФИО всех, кто принимал участие в выполнении НИР с указанием частей и глав, в которых они принимали участие. Напротив ФИО каждого участника пишут дату и подпись исполнителя.
Реферат
В этом разделе приводят цели и задачи исследования, а также аннотацию всей работы. Обязательно должна быть кратко описана актуальность работы и ее научная новизна.
В шапке реферата приводят объем отчета по НИР в страницах, количество таблиц и рисунков, а также количество источников используемой литературы. Объем реферата не должен превышать одну страницу.
Сокращения и условные обозначения или термины и определения
Эти элементы отчета по научно-исследовательской работе пишутся параллельно всей работе. Перечисление терминов или условных обозначений, используемых в тексте отчета, приводится в алфавитном порядке.
Эти два пункта, сокращения и условные обозначения и термины и определения, могут быть объединены в один при необходимости.
Введение
Основная задача пункта «Введение» сравнение Ваших исследований, с теми которые уже приведены в публикациях других авторов. Также во введении более подробно расписывают задачи исследования (желательно по пунктам), еще раз приводят цель.
В итоговом отчете во введении перечисляются наименования всех промежуточных отчетов вместе с регистрационными номерами.
Практика. Пример характеристики в 2020 году
Материалы и методы
В этом пункте в формате перечисления описывают все материалы (характеристики приборов, реактивы, комплектующие детали и т.д.), которые применялись в работе.
Также следует привести основные подходы исследования, особенно те, которые раньше не применялись.
Результаты и обсуждение
Это основная часть отчета. По объему она должна составлять большую часть, около 1/3 от всего текста. Результаты и обсуждения помимо описания исследования могут включать теоретическую часть.
Этот пункт содержит подробное описание результатов исследования и методов их проведения, оценку полученных результатов и сведений.
Вас также могут заинтересовать отчеты по педагогической практике.
Выводы или заключение
Выводы по исследованию делаются согласно перечисленным во введении задачам исследования. Лучше всего начинать каждый пункт выводов с фразы «В результате проведенных исследований» или «При выполнении работ по НИР».
Оформление отчета НИР кропотливая задача, которая при правильном подходе может получиться с первого раза. При проверке обычно учитывается соответствие написанного отчета ранее согласованному плану или ТЗ, а также новизне научных исследований и возможности их применения.
Помощь с выполнением отчетов по практике:
|
Пример составления объяснительной записки к выбору темы научной работы (диссертации)
В качестве примера я приведу объяснительную записку к выбору темы своей кандидатской диссертации.
В начале объяснительной записки часто используется вводная часть, общие сведения о направлении выбранного исследования, так называемая затравка, наживка, на которую должен попасться читатель, для того, чтобы ему стала интересна тема исследования, чтобы он проникся тем, о чем будет вестись разговор.
Например: «Парадигма образования, то есть его концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, периодически меняется, но составной частью парадигмы всегда остается подготовка молодого поколения к продолжению образования в силу постоянной потребности общества в квалифицированных работниках умственного труда, в интеллигенции, обладающей большим запасом общих и специальных знаний, высоким уровнем культуры, развитой способностью к самостоятельному мышлению и творчеству».
После чего требуется произвести описание проблемы, ради решения которой и задумывается выполнение исследования. При этом проблема должна быть сформулирована четко, внятно, должна быть ясна ее суть и содержание, должны быть сделаны акценты на реализацию решения этой проблемы именно в своей работе по выбранной теме.
Например: «Проблема эффективности подготовки учащихся к продолжению образования в целом не новая, однако в современных условиях особенно актуальным является формирование средствами каждого учебного предмета готовности учащихся сельских школ к непрерывному образованию».
Здесь в этом описании мной была использована смысловая конструкция «непрерывное образование». На самом деле, начиная работу над кандидатской диссертацией я продолжила тему, актуальную двадцать пять лет назад! У меня даже есть публикация со сравнительным анализом на тему «Как изменился уровень готовности учащихся сельских школ к продолжению образования за прошедшие 25 лет?». Именно поэтому было использовано словосочетание «непрерывное образование», которое со временем все-таки было признано «устаревшим», и «непрерывное образование» трансформировалось в «продолжение образования».
Далее основную часть обоснования темы исследования занимает его актуальность. В моем случае актуальность моего исследования была описана следующим образом:
«Актуальность исследования определяется:
- потребностями общества, региона, села в подготовке учащихся к продолжению образования и приобретению профессий квалифицированного умственного труда;
- необходимостью заложить основы интеллигентности как личного качества в период обучения в общеобразовательной сельской школе;
- недостаточной изученностью особенностей подготовки учащихся сельских школ к непрерывному образованию;
- недостаточной разработанностью средств и технологий эффективной подготовки школьников к продолжению образования;
- недостаточной разработанностью средств диагностики и прогнозирования (в том числе и компьютерных) уровня готовности учащихся к непрерывному образованию;
- необходимостью дальнейшего совершенствования мастерства педагогических кадров и развития их творческой активности».
Со временем изменилось понимание содержания понятия «непрерывное образование» и оно было упразднено, а точнее трансформировано в моем исследовании.
Далее необходимо проблемно обосновать выбор темы исследования, исходя из того, какие недостатки, или недоработки должны быть устранены в результате выполнения исследования по заданной теме.
«Недостаточная разработанность проблемы формирования готовности сельских школьников к непрерывному образованию приводит к существенным недостаткам в практике школьного обучения, что и определило выбор темы настоящего исследования».
После чего подводится итог, делается завершающий аккорд, поясняющий что можно получить в результате реализации исследования, чем оно может быть полезно и почему оно актуально.
«Таким образом исследование, направленное на разработку дидактических основ построения системы формирования готовности учащихся сельских школ к непрерывному образованию, является актуальным».
Заключение
Таким образом, выбор и обоснование темы научного исследования – это скорее не единовременный акт (для галочки, чтобы просто лежало в папке в отделе аспирантуры), а итерационный процесс, ведь с каждым новым витком проведения исследования, все более четко становится понятно, что, зачем и почему выполняется в исследовании, какие белые пятна, проблемы и недостатки могут быть закрыты за счет полученных результатов, и что важного, животрепещущего, актуального для настоящего момента может дать исследование, если его выполнять именно по выбранной теме. Как садоводы выращивают растения, наверное, так же выращивается тема исследования, с каждым новым поливом (обоснованием) становясь все более и более самостоятельной и жизнеспособной
Как садоводы выращивают растения, наверное, так же выращивается тема исследования, с каждым новым поливом (обоснованием) становясь все более и более самостоятельной и жизнеспособной.