Образование в беларуси
Содержание:
- Общее среднее образование
- Национальная высшая школа
- Проспанный апокалипсис
- Уровни высшего профессионального образования в России
- Жизненная стратегия успеха в прошлом
- Высшее образование
- «ЦТ — это и не хорошо и не плохо, и хорошо и плохо одновременно»
- Университеты Белоруссии
- Прием абитуриентов
- Какое высшее образование в РБ получите: рейтинги, популярные и сильные вузы, проблемы
- Организация обучения
- Куда поступать?
Общее среднее образование
С утверждением нового кодекса получение общего среднего образования станет обязательным. Это значит, что все школьники обязаны окончить 11 классов. Уйти после 9 класса теперь возможно лишь в том случае, если планируешь поступить в колледж и там освоить программу 10 и 11 классов.
Изменения коснутся не только учащихся, но и их родителей. Так новая редакция кодекса запрещает законным представителям вмешиваться в образовательный процесс. Это значит, что теперь для того, чтобы обсудить полученную ребёнком двойку с учителем, маме нужно будет обращаться напрямую к администрации школы.
Учебный год для учащихся 9-х и 11-х классов будет заканчиваться 25 мая, для остальных 31 мая. Остальное время выпускники смогут потратить на подготовку к выпускным экзаменам и ЦТ.
Несмотря на внесённые изменения, абитуриентам всё так же необходимо сдавать ЦТ. Поэтому не забывай усердно готовиться и записывайся на итоговое четырёхчасовое занятие перед ЦТ. А если так и не нашёл в себе сил открыть пособие по подготовке, есть шанс запрыгнуть в последний вагон, зарегистрировавшись на месячный интенсивный курс.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Национальная высшая школа
В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.
В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов — ведущие отраслевые.
Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.
В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (edu.gov.by).
В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты. Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.
Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.
Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.
Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчинёнными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.
Проспанный апокалипсис
В первой половине 20-го века (1900…1950) частоты обоих процессов совпали и в жизни человеческого общества произошло явление, в технике называемое — резонансом.
Явление резонанса
Любая система, даже находящаяся в состоянии покоя, обладает собственной частотой колебаний. Если к такой системе приложить вынуждающую силу с частотой близкой или равной частоте собственных колебаний — это приведет к резонансу, т.е. резкому увеличению амплитуды колебаний. Резонансные явления могут вызвать необратимые разрушения в различных механических системах, например, неправильно спроектированных мостах. Так, в 1905 году рухнул Египетский мост в Санкт-Петербурге, когда по нему проходил конный эскадрон, а в 1940 — разрушился Такомский мост в США. Чтобы предотвратить такие повреждения, существует правило, заставляющее строй солдат сбивать шаг при прохождении мостов.
Человечеству удалось проскочить этот отрезок времени и выжить, благодаря тому, что данный период был незначителен по продолжительности относительно всего исторического процесса, и население нашей планеты не достигло к этому времени критической массы, хотя в это время весь мир потрясла волна войн и революций. Этот период в библии назван — апокалипсис, который богословы успешно проспали.
Уровни высшего профессионального образования в России
Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.
Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.
Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.
Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.
Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.
Бакалавриат
Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.
Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.
Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.
Специалитет
Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.
Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.
Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.
Магистратура
Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.
Жизненная стратегия успеха в прошлом
До смены частот выигрышной стратегией жизненного успеха было заучивание знаний, которые обеспечивали высокий уровень достатка. Единожды полученные знания отцы передавали детям, и те на их основе, если не были оболтусами, также гарантированно обеспечивали себе, как минимум, тот же достаток, что был у родителей. Соответственно, какие-то новации в своём деле позволяли обеспечить больший достаток по сравнению с теми, кто секрета новации не знал. Потому выгодной стратегией стало скрытие «ноу-хау» — методов улучшения своей продукции. А следствием — появление профессиональных династий: поваров, кузнецов, артистов, царей, вплоть до управленцев глобальными процессами. В существовавшей в то время логике социального поведения было выгодно скрывать знания и передавать их по наследству. Во многих случаях информация о том, «как делать» («ноу-хау») была более важна, чем всё богатство рода, что неоднократно освещалось в сказках и преданиях. Поэтому ещё одним следствием стало развитие системы шифрования знаний и системы посвящений в секреты тех или иных систем кодирования.
На этой основе и складывалась толпо-«элитарная» модель общественного устройства, где на верхушке пирамиды были в основном управленческие профессии, ниже информационные, а в самом низу — производственные. Переход между уровнями осуществлялся посредством тех или иных посвящений в управленчески значимую информацию, с помощью которой индивид мог заниматься более значимым в обществе видом деятельности.
Этой логике социального поведения подчинялись все процессы в обществе. Изображение: media-mera.ru
Высшее образование
Из этой таблицы видно, что количество учреждений высшего образования в Беларуси было сильно раздуто в 90-ые, когда стало модным быть экономистом, юристом, какие потребности чисто «по-рыночному» обеспечивала система образования, как в Беларуси, так и в России. С тех пор некоторые закрылись, а некоторые были объединены с другими, но в целом численность практически не изменилась. Зато количество студентов резко возросло только к 2010 году, что объясняется вхождением в студенческий возраст последнего до демографической ямы поколения 1985 — 1990 годов. Далее — наблюдается спад, поскольку количество потенциальных студентов уменьшилось. И данный спад будет продолжаться и в дальнейшем, поскольку яма пока ещё не миновала. И в разделе, посвящённом высшему образованию, мы, наконец, находим об этом такие слова:
Хоть что-то о необходимости подстраиваться под ситуацию.
Что касается методов повышения эффективности системы образования, то тут всё очень плачевно, поскольку поиск новых методов идёт за границей. В госпрограмме написано:
Такие рецепты оставят систему образования Беларуси в аутсайдерах, поскольку системный культурологический и биосферно-социальный кризис на Западе является результатом действия системы образования. Зачем списывать у двоечника?
Эта проблема «списывания» системы образования осознаётся на самом верху, на уровне Президента Беларуси:
Как пишет Регнум
«ЦТ — это и не хорошо и не плохо, и хорошо и плохо одновременно»
10-балльная система оценки учеников пришла в белорусские школы в 2002 году.
— Учителя были не очень довольны 5-балльной системой, потому что фактически она превратилось в 4-балльную: «единицу» никому не ставили. Она была скорее эмоциональным выражением отношения учителя к ученику, — вспоминает Петровский. — 4-баллки было действительно маловато.
По каждому предмету была создана некая абсолютная шкала. Например, 10 баллов за ответ у доски ставится за определенный набор навыков и умений ученика, которые никак не соотнесены с изучаемым сегодня материалом. Одна и та же шкала действует и для базового уровня, и для профильного, и для 5 класса, и для 10-го.
— Может ли ученик 5 класса соответствовать ей в том же объеме, что и ученик 11-го? Раньше каждое задание, а следовательно, и требование к ученику учитывало его возрастные особенности. Теперь — нет. Можно ли для каждого класса формировать свою шкалу требований? Абсолютно нереально! И как учителю запомнить эти шкалы, если он работает и в 5-м, и в 8-м, и в 9 классах? А ученику? Он же должен понимать, за что ему поставят 10-ку. Да и шкала эта слишком мелкая. Разницы между шестеркой и семеркой мало. А это открывает путь к волюнтаризму. Нравится мне ученик — ставлю 7, не нравится — 6. И то, и другое обоснованно. А теперь сделаем следующий шаг. Мама ученика поздравила меня с 8 Марта — ставлю 9, не поздравила — 8. Я не говорю, что это повсеместная практика, но разве такое исключено?
В 2003-м произошло очередное нововведение: вместо вступительных экзаменов в вузы ввели централизованное тестирование. Немногие помнят, но в первый год ЦТ заменило не только вступительные экзамены, но и выпускные из школы.
— Но у школы и института разные задачи. Если школа доучила до выпуска, она должна выпустить ученика. С хорошими результатами, плохими — вопрос другой. А институт обязан отобрать лучших, не принять, иначе придут все. По результатам первого ЦТ оказалось, что большую часть учеников нельзя выпустить из школы: они получили неудовлетворительные оценки по ЦТ. Так что это нововведение тут же свернули — сказали отдавать аттестат по годовым оценкам. И на следующий год ввели и выпускные экзамены, и ЦТ.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
По мнению Петровского, ЦТ — это и не хорошо и не плохо, и хорошо и плохо одновременно.
— Чем хорошо? На вступительных экзаменах случались факты, когда не считалось грехом порадеть за родного человечка. Коррупционную компоненту ЦТ действительно превратило в ноль. Но что плохого? Оно не содержит теоретических заданий — задания на «докажите». А это значит, что и задачи на доказательства исчезли из школы. Ведь и учителя, и ученики прагматики: учат только то, что понадобится на тестах. Таким образом мы превращаем процесс обучения в педагогический процесс по академику Павлову, основанный на условном рефлексе. Увидел это — делай это. А обоснование?
Мой коллега из педагогического университета рассказывал об одном случае. Он дал студентам задание, в котором было написано: «Вы приходите в класс, а все ученики сидят под партой. Ваши действия?». Аудитория не ответила, а попросила список предполагаемых ответов. Сформулировать свою мысль они даже не попытались. Даже если это легенда, то она весьма показательна.
Сегодняшняя школа нуждается в серьезной проработке своей системы — мы же пока занимаемся решением локальных проблем. Вроде идет движение вперед, но после него обязательно следует откат. Мы пока находимся на этапе торможения.
Текст: Любовь Касперович. Инфографика: Антон Девятов. TUT.BY
Университеты Белоруссии
Белорусский Государственный Университет
Система образования в Белоруссии, дает право определять место получения высшего образования. Для этого предоставлены такие университеты Белоруссии:
- университет классического направления;
- университет за профилем или академия;
- институт;
- колледж высшего уровня аккредитации.
Срок обучения во многих вузах – 5 лет. Для получения образования можно рассматривать следующие университеты:
Поступая в любой университет, вы подаете такие документы:
- заявление, подается вместе с документами;
- документ об образовании (оригинал);
- медицинская справка (оригинал) дающая право на обучение;
- копия паспорта и свидетельство о рождении (копия);
- фотографий 4х6 см , 6 или 8шт.
После определения с местом учебы, вы начинаете сдавать ТЦ и подаете документы. После всего вы узнаете, что вы все-таки поступили и начинаете решать свой жилищный вопрос. Во многих белорусских вузах есть общежития, но думать, что туда можно легко попасть, нет смысла, так как мест недостаточно в огромном городке общежитий БГУ. Остается один выход – арендовать по месту учебы отдельную квартиру или комнату с хозяевами, в этой стране такая услуга стоит намного дешевле. Снять в самом Минске однокомнатную квартиру можно, уплатив за нее двести долларов, за комнату просят – 80 долларов. Цены на жилье в областных центрах еще ниже. После выпуска из учебного заведения, в Белоруссии до сих пор происходит система распределения, как в советское время, правда для россиян этот этап остается добровольным.
Более подробно о валюте Беларуси можно прочитать здесь.
Более подробно о посольстве Беларуси можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Беларуси можно прочитать здесь и здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Бресте можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Гомеле можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Витебске можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Могилёве можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Минске можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Гродно можно прочитать здесь.
Прием абитуриентов
Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.
Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:
- Победители международных олимпиад.
- Победители различных региональных конкурсов.
- Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
- Дети-сироты.
- Люди, которые окончили кадетское училище.
Какое высшее образование в РБ получите: рейтинги, популярные и сильные вузы, проблемы
Есть ранжирование по программе ООН «Индекс человеческого развития», он измеряет состояние здоровья, дохода и образования. Рейтинг охватывает почти все страны мира. Беларусь занимает 34 место. Первые – скандинавские страны, Исландия, Ирландия, Финляндия, Швейцария; их ИЧР от 0,96 до 0,94. Последние – Судан, Чад, Центральноафриканская республика с ИЧР 0,43-0,40. Беларусь на 38 месте, Россия на 42, Украина на 45.
Есть еще индекс ООН только уровня образования. В нем Беларусь сразу после Сингапура, на 32 месте. Россия – 39, Украина – 47.
По данным Белстата в Беларуси 33,1% населения занятого в экономике, имеет минимум оконченное первое высшее образование, общий процент среди всех граждан – 18.
Из вузов в мировых рейтингах высшего образования регулярно участвует только БГУ: QS World University Rankings (317), U.S. News (Best Global Universities rankings) (367), THE World University Rankings (1000+), Center for World University Rankings (781), Рейтинг университетов RUR (551).
В рейтинге Webometrics Ranking of World Universities (WRWU) в этом году пятерка белорусских лучших вузов выглядит так:
- 710 строчка – БГУ
- 2 877 – БНТУ
- 3 586 – БГУИР (входит в рейтинг QS EECA, развивающихся стран Европы и Центральной Азии)
- 3 622 – ГГУ имени Ф. Скорины (Гомель)
- 3 678 – ГГУ имени Я. Купалы (Гродно)
Беларусь в Webometrics Ranking of World Universities
По внутренним позициям, самые популярные и сильные университеты – в Минске.
Топ университетов с самыми высокими проходными баллами в 2020 году:
- БГУ: 386-362. Высокий конкурс на специальности международных отношений, информатики, менеджмента, права и на журфак.
- БГМУ: 383-367. Самый большой конкурс на стоматологию, фармацию и лечебное дело.
- БГПУ имени М. Танка: 400 баллов. Специальности с максимальным баллом связаны с высшим педагогическим образованием: оздоровительная и адаптивная физическая культура, белорусский и иностранный, русский и литература.
- БГУИР: 351-363. Самые востребованные специальности ИТ+менеджмент или маркетинг, еще игровая индустрия.
- БГЭУ: 360. Самый высокий конкурс на коммуникационные технологии в бизнесе.
- МГЛУ: 382-355. В Минском лингвистическом популярен переводческий факультет, языки: английский, немецкий, китайский, турецкий, испанский, и профиль лингвообеспечения международных коммуникаций.
- ГГУ имени Я. Купалы: 387. Самой сложной для поступления здесь оказалась журналистика.
- ВГМУ: 360. В витебский медицинский больше всего хотели поступать на стоматологию.
Высшее образование в Минске сильнее, в топовых вузах планки проходных баллов редко опускаются ниже 200. Но есть и обратная сторона. В некоторые региональные вузы настолько большой недобор, что прием на бесплатное возможен с совсем низкими баллами. Например, в прошлую вступительную кампанию на агротехнический профиль в гродненскую аграрную академию можно было пройти на бесплатное с 107 баллами, на востребованнейшее ИТ с суммой баллов около 230 (университет Скорины в Гомеле), а чтобы стать ветеринаром в витебской академии достаточно было набрать 78-190 баллов.
Организация обучения
Будут оптимизированы типы и виды учреждений образования. Так учреждения общего среднего образования больше не будут включать такие понятия как «гимназия-интернат», «вечерняя школа», «межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся», «межшкольный центр допризывной подготовки», а детские сады — «ясли», «ясли-сад», «санаторный ясли-сад».
В профессионально-техническом и среднем специальном образовании будет установлен единый вид учебного заведения — колледж. А на уровне высшего образования — университет, академия и институт.
«При этом четко на законодательном уровне запрещено использовать различным общественным организациям, фондам, не имеющим никакого отношения к системе образования, такие понятия, как школа, лицей, колледж, институт, университет, академия», — заявил председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк.
Также местные исполнительные органы смогут самостоятельно определять наполняемость школьных классов, опираясь на востребованность и соблюдая санитарно-эпидемиологические нормы. Зачислять в первый класс теперь можно будет в 5, 6 или 7 лет. Раньше для этого необходимо было получить специальное разрешение.
Получи +20 баллов к ЦТ за 4 часа!Регистрируйся на итоговые занятия, где опытные преподаватели подробно разберут каждое задание, расскажут обо всех ловушках и сложностях. Не упусти возможность повысить свой балл всего за несколько часов!Записаться!
Куда поступать?
Дистанционное обучение в 2020 году предлагают четыре вуза Беларуси: БНТУ, БГУИР, ПГУ и ГГУ имени Франциска Скорины. Белорусский национальный технический университет принимает по результатам внутренних экзаменов, остальные вузы — по результатам ЦТ. Как правило, выделяется больше платных мест, набор на бюджет либо очень маленький, либо вообще отсутствует.
Ректор БГУ Андрей Король в 2018 году обещал в ближайшие три года организовать дистанционное обучение по ряду специальностей в главном вузе страны. Обучение будет вестись на русском и английском языках.
В некоторых университетах технологии дистанционного обучения применяются как вспомогательные: в помощь студентам дневной и заочной формы и для переподготовки кадров. Например, в сервисе для дистанционного образования БГТУ в электронном хранилище находятся копии лекций, статей и книг, учебных программ, электронных учебных курсов и др. Как ты знаешь, в связи с пандемией, многие вузы основательно взялись за внедрение дистанционной формы обучения. Возможно, этот толчёк поможет университетам раззвить сетку дистанционных специальностей в следующую вступительную кампанию.
Выбирай форму обучения исходя из своих потребностей. Изучи все преимущества очной, заочной и дистанционной. Решай, куда поступать, используя каталог вузов Адукара. Не нашёл подходящей специальности среди белорусских вузов — попытай счастья в зарубежных. Они предлагают широкий перечень онлайн-программ.