Чем занимается режиссер на препродакшне?
Содержание:
- Учебная программа «Режиссер кино и телевидения»
- IV. Ответственность
- От студентки до личного ассистента министра
- Оплата труда
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на Режиссера-постановщика
- Как стать крутым режиссером монтажа — 5 советов эксперта
- Что делает режиссер видеомонтажа
- Краткое описание
- Сколько зарабатывает видеомонтажер?
- Какая техника и программы нужны для работы
- Как научиться монтировать видео и зарабатывать на этом?
- Особенности профессии
- Как стать режиссером видеомонтажа и где учиться?
- Курсы видеомонтажа для продвижения
- Лучшие образовательные курсы и вузы для обучения
- О профессии
Учебная программа «Режиссер кино и телевидения»
Дисциплины, указанные в дипломе:
Дисциплина | Количество часов |
Введение в специальность (Основы режиссуры) | 25 |
Правовое регулирование телерадиовещания в РФ | 30 |
Культурология | 25 |
Основы менеджмента | 35 |
Авторское и смежное право | 45 |
Основные жанры телевидения | 25 |
Телевизионный сценарий | 40 |
Продюсерство на телевидении | 45 |
Монтаж видео | 35 |
История отечественного кинематографа | 25 |
Кинопродюсерство | 55 |
Режиссура кино и постпродакшн | 85 |
История музыки | 35 |
Основы звукорежиссуры | 45 |
Операторское мастерство | 40 |
Психология восприятия | 35 |
Итоговый междисциплинарный экзамен | 5 |
Итоговая аттестация | 10 |
Итого: | 640 часов |
Содержание курса:
- Что такое кино и телевидение. Когда появилось.
- Кино, как аттракцион. Кино, как бизнес. Кино, как искусство.
- Принципиальные отличия кино от литературы и театра.
- Понятие «сценарий». Основное отличие сценария от литературного текста.
- Понятия: идея, тема, жанр, герой, цель, мотивация.
- Конфликт, как движущая сила истории.
- Режиссура, как средство художественного самовыражения автора.
- Основная идея фильма. Режиссерский замысел. Отличие театральной режиссуры от кинорежиссуры.
- Технология телепроизводства
- Продюсирование
- Основы операторского мастерства
- Режиссура звука и монтажа
- Грим
- Работа с актером на площадке
- Подбор съемочной группы
- Глубинная мизансцена, внутрикадровый монтаж, одновременные планы.
- Работа режиссера со сценаристом.
- Режиссерское видение. Проблема точки зрения.
- Режиссерский и литературный сценарий.
- Постановка режиссером задачи оператору.
- Работа режиссера с художником, кастинг-директором, выбор локейшенов, работа с графикой, режиссерский монтаж фильма.
- Работа с композицией кадра, костюмом, реквизитом
- Работа режиссера, сценариста и продюсера на пост-продакшене.
- Режиссерский и продюсерский монтаж, суть, задачи, отличие.
- Телевизионные форматы. В том числе: вертикальный сериал, горизонтальный сериал, ситком. Особенности создания заявки на телесериал.
- Телевизионная режиссура.
- Психология зрительского восприятия
IV. Ответственность
Режиссер монтажа несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по видеомонтажу» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 мая 2015г. №332н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Скачано: 20, размер: 80 KB, дата: 21 Июн. 2020
От студентки до личного ассистента министра
Сначала я искала себя в филологии. Поступала на филологический с мыслью, что языки мне пригодятся в любом деле. Я изучала английский и персидский, но кайфа от учёбы не было. Всё же я решила доучиться до конца и получить диплом филолога. Мотивировала себя тем, что в странах СНГ при приёме на работу высшее образование всегда пригодится.
Фото: личный архив Иванны Гераскиной
После окончания универа устроилась личным ассистентом к министру экологии Украины Игорю Шевченко. Помню свои эмоции на собеседовании: когда он дал в качестве тестового задания текст для перевода, я очень нервничала и боялась забыть иностранные слова. Но всё прошло хорошо. На этой работе я выполняла самые разные поручения, начиная с распечатки документов и заканчивая звонками послу Сингапура с просьбой сделать Игорю Шевченко визу.
Я думала, что, работая на министра, узнаю о государственной службе изнутри. Может быть, даже с кем-то познакомлюсь. Но в процессе работы поняла, что ассистенты очень долго остаются на своих должностях и дальше не развиваются.
Бизнес строят с теми, кто хочет его строить, а не с теми, кто в этом помогает.
Оплата труда
Важные качества
Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества
И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире
Знания и навыки
Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.
Обучение на Режиссера-постановщика
Драматический и музыкальный театр
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
- Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
- Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»
И др. вузы театрального искусства.
Цирк, шоу-программы
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
- Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Кино и телевидение
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
- Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.
Как стать крутым режиссером монтажа — 5 советов эксперта
Академических пунктов не будет — только real life. Мы попросили нашего преподавателя и видеомонтажера, Ольгу Храпчевскую, рассказать о пяти ежедневных ситуациях в работе с монтажом.
-
Смотрите не только много хороших примеров кино и рекламы, но и плохих! Это нужно, чтобы понимать, почему это плохо, что пошло не так, как сделать лучше. Анализируйте материал постоянно.
-
Ищите референсы и формируйте из них свою базу. После того, как вы насмотрелись и проанализировали кино — сохраняем себе классные решения, неожиданные приёмы и всё, что может когда-то пригодиться. Тоже самое касается анимации, удачных цветовых решений и переходов.
-
Экспериментируйте. Много. Часто. Самые удачные решения будут приходить именно во время экспериментов.
-
Прокачивайте скилл в скорости и точности нарезки кадров — чтобы не вырезать лишнее и не оставлять ляпы. Практика тут никогда не будет лишней.
-
Организуйте порядок в своих файлах. На первый взгляд этот совет очень простой — но нет! Чтобы не потеряться, называйте все файлы правильно с самого начала — 10 000 новых папок и проектов только отнимают время.
Оля начала монтировать раньше, чем говорить. Поэтому её советы смело можно брать на вооружение.
Soft skills видеомонтажера по мнению Оли Храпчевской:
Выносливость — только такие люди могут сконцентрировано сидеть над видео несколько часов.
Умение слышать — это полезное качество, которое поможет оперативно слышать комментарии команды и критику
Так точно получится годный продукт!
Чувство важности времени — точное понимание дедлайна и оценка своего времени очень помогает справляться с задачами и никого не подвести.
Креативность — куда уж без нее. После чернового монтажа и внесения первых правок мы приступаем к чистовому
Вот здесь уже в игру вступает творчество: цветокоррекция, переходы, заставки, возможная анимация.
Желание развиваться — стремиться и хотеть большего очень круто и поощрительно.
Что делает режиссер видеомонтажа
Видеомонтаж сейчас везде — в YouTube, рекламе, музыкальных клипах, Instagram-сторис, онлайн-курсах, телевидении, кино, в Tik-tok. Поэтому спрос на монтажеров высокий. Например, онлайн-школам нужен монтаж курсов, артистам — клипов, блогерам — шоу.
Самая главная работа видеомонтажёра — создавать готовый продукт. Например, музыкальный клип, сторис, кино, рекламный ролик или др.
Чтобы нужно видеомонтажёру для создания продукта:
-
Отсматривать отснятый материал.
-
Резать материал — оставлять удачные кадры или убирать ляпы.
-
Склеивать нарезанные куски ролика в цельную картину.
-
Монтировать — выровнить цвет, звук, вставлять переходы.
Обязанности и процесс создания продукта сильно зависит от места работы видеомонтажера. Рассмотрим это подробнее.
Если монтажёр — фрилансер. Ему предоставляют конкретное техническое задание для работы. Здесь специалист не может повлиять на отснятый материал, но может на продукт — буквально сделать «конфетку» из того, что есть. Его взаимодействие со съемочной командой минимальное. Оно выглядит вот так:
Съемочная команда снимает материал → Составляет техническое задание, чтобы по нему монтажер смонтировал видео → Отправляют материал → Получают промежуточный результат, вносят правки по необходимости → Финальное видео готово. Монтажёру — платят деньги, а видео — публикуют.
Территориально видеомонтажер на фрилансе может работать везде на своем компьютере.
Онлайн-курс Режиссёр видеомонтажа
Практический курс по видеомонтажу: Adobe Premiere Pro, After Effects, работа со звуком — Adobe Audition, режиссура, композиция, принципы монтажа, анимация и работа с техникой. Курс подойдет всем, кто планирует работать с видеоконтентом.
Узнать больше →
Если монтажёр — часть съемочной группы. Обязанности видеомонтажера различаются в зависимости от опыта и навыков. Например, в работе над кино он может принимать участие на этапе препродакшена — взаимодействовать с оператором или режиссером. А в работе над рекламой видеомонтажер создает продукт в связи с дизайнерами, SMM-специалистами и другими создателями контента. Территориально видеомонтажер в компании или студии может работать в офисе с мощным компьютером и иногда выезжать на площадки.
Краткое описание
Современная киноиндустрия тесно связана с диджитализацией, ведь многие сцены создаются с помощью компьютерной графики и 3D-моделирования. Создатель спецэффектов выполняет огромные объемы работ, однако он не только оживляет различные сюжетные сцены, но и занимается корректировкой. Стоит четко разделять понятие спецэффекты и визуальные эффекты (VFX), ведь первые можно снять на площадке, вторые – накладываются на отснятый материал. Существует третья разновидность – это CGI, при которой продукт на 100% состоит из графики.
Создатель спецэффектов занимается дорисовкой или наложением фонов, а также удалением микрофонов, тросов и других лишних вещей, случайно попавших в кадр. Он может осуществить визуальное увеличение пространства, заполнить людьми огромный стадион или разрушить торговый центр.
Сколько зарабатывает видеомонтажер?
Работать по этой специальности можно на себя как фрилансер, или в компании. Размер заработной платы во многом зависит от опыта специалиста. Новички могут получать за простой монтаж слайд шоу 300 – 1 000 рублей в день. Специалист среднего уровня 30 000 – 50 000 рублей в месяц, а профессионал до 100 000 рублей в месяц. Многие молодые монтажеры находят работу в площадке YouTube, монтируя видео для блогеров. В среднем монтаж одного ролика на YouTube стоит 2 000 рублей. Самый высокий доход получают монтажеры работающие в сфере кино и телевиденья.
На сайте hh.ru размещено более 250 вакансий видеомонтажера по всей России, со средней зарплатой 40 000 рублей. В Москве более 100 вакансий со средней зарплатой 60 000 рублей. Около 20 процентов вакансий предусматривают удаленную работу.
Итак, профессия видеомонтажер интересная и творческая, а также ее несложно освоить, особенно на начальном и среднем уровне. Из-за этого спрос на данную специальность невысокий. В интернете большая конкуренция среди специалистов по монтажу видео. Чтобы выделиться на их фоне необходимо обладать не только хорошими навыками монтажа, но и иметь документальное подтверждение вашей квалификации, а также качественное портфолио.
Какая техника и программы нужны для работы
Если вы решили заняться видеомонтажом, то в первую очередь потребуется достаточно мощный современный компьютер. Программы для обработки видео “кушают” много оперативной памяти. Старенький ноутбук будет тормозить и не позволит вам полноценно работать.
Чтобы стать хорошим специалистом, надо осваивать профессиональный софт для обработки видеороликов. Самые популярные и многофункциональные продукты на сегодняшний день:
- Adobe Premiere Pro,
- Sony Vegas Pro,
- Adobe After Effects,
- Edius Pro,
- Pinnacle Studio.
Также понадобится знание Adobe Photoshop. На профессиональных курсах в основном обучают использовать Adobe Premiere Pro. Это наиболее удачное решение, которое позволяет выполнять все необходимые действия с видео. Научиться работе с этой программой можно самостоятельно, на курсах или при помощи книг и самоучителей.
Как научиться монтировать видео и зарабатывать на этом?
Многие монтажеры видео являются самоучками. Есть два варианта научиться монтировать видеоролики и начать зарабатывать в этой сфере.
Путь 1. Освоить профессию самостоятельно
Вам потребуется немного терпения, усидчивости и внимательности. Вот ссылки на полезные и главное бесплатные материалы, по которым можно учиться азам профессии:
Теория монтажа роликов – основы, которые важно знать любому монтажеру.
Курс по монтажу – основные правила и принципы создания видеороликов. Рекомендую посмотреть для новичков.
Курс по монтажу видео в Adobe Premiere 2019 – свежий курс по популярной программе.
Монтаж в Adobe Premiere – еще один бесплатный курс, который можно посмотреть, чтобы научиться монтировать видеоролики.
Курс по основам Adobe Photoshop – данная программа тоже может пригодиться монтажеру видео.
Как снять свой первый фильм – можно посмотреть для общего развития
Также обратите внимание на урок по монтажу фильмов
Он пригодится для работы.
Какие-то программы могут показаться сложными. Тогда можно пойти на курсы, например, научиться делать анимацию или другие вещи.
Путь 2. Пойти в ученики видеомонтажера
В студиях практикуется найм на работу людей с минимальными знаниями и опытом для их обучения и последующей работы в компании. Если вы живете в крупном городе, где есть видеопродакшены, можете поискать такие вакансии. Обычно новичкам, которых обучают, платят очень мало. Например, мы нашли на сайте HH.ru одну вакансию, в которой ученику готовы платить 10 тыс. руб. в месяц.
Но надо понимать, что вы идете не столько работать, сколько учиться и получать опыт. Поэтому на высокую зарплату, не имея знаний, рассчитывать нельзя.
Особенности профессии
Каждый кино- или телефильм после съёмок проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж». В англо-американской терминологии – «пост-продакшн».
Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария. А когда завершены съёмки и озвучка, записана музыка, проработаны титры, будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Всё это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение.
Весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере.
Советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов сравнивал фильм с человеческой речью
Когда человек хочет высказать что-то для него важное, он выстраивает из слов фразы таким образом, чтобы собеседник проникся его мыслями и чувствами. А кадры, образы, сцены, звуки фильма – это те же слова
И от того, как они будут сопоставлены друг с другом, зависит, насколько фильм затронет чувства зрителей.
Конечно, в воображении кинорежиссёра фильм существует ещё до начала съёмок. И монтажёр лишь следует режиссёрскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.
На документальных фильмах и телепрограммах монтажёр обычно пользуется большими свободами. Структура таких фильмов часто формируется уже в процессе монтажа, потому что живая жизнь (а документалисты снимают невымышленную реальность) в заготовленные сценарии не вписываются.
Сначала режиссёр фильма излагает свой замысел, объясняет задачи, которые ставил перед собой во время съёмок. Режиссёр монтажа вникает в описанную концепцию и, исходя из неё, «собирает» первый черновой вариант фильма.
Когда «черновик» сделан, начинается тщательная доработка: совместное обсуждение каждого кадра, каждого акцента, исправления и пр. При таком стиле работы монтажёра можно по праву назвать вторым режиссёром.
Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссёром-автором фильма и режиссёром монтажа.
Как говорят телевизионщики, хороший монтажёр может из неизвестно чего сделать конфетку, т.е. даже из минимума отснятого материала создать отличный сюжет.
Монтаж отснятых материалов – это так называемый нелинейный монтаж. А специалист, который им занимается, – это режиссёр нелинейного монтажа (нелинейный монтажёр).
Но на телевидении существует и другой вид монтажа – линейный. Часто он используется прямо в режиме реального времени, т.е. в прямом эфире. Видеосигнал поступает на эфирный транслятор с разных телекамер, а режиссёр монтажа определяет, какой именно сигнал пойдёт в эфир в каждый конкретный момент.
Как стать режиссером видеомонтажа и где учиться?
1. Основы профессии можно изучить бесплатно. В интернете много роликов, где вам расскажут, что такое драматургия, как писать сценарий или смонтировать простой ролик в Adobe Premier PRO. Этого будет достаточно, чтобы делать несложные проекты для знакомых на любительском уровне, и понять, интересна вам эта сфера или нет. Ниже в статье будут ссылки на бесплатные курсы.
2. Для работы необходима профессиональная подготовка, обязательно с общением с практиками. Можно пойти учиться в вуз, например, во ВГИК или Московскую школу нового кино, но этот вариант подходит не всем. Либо пройти онлайн-курсы, на которых вас обучат профессии. Примеры таких курсов:
Название программы | Описание |
Режиссер видеомонтажа | Курс в университете Нетология. Изучают полный набор профессиональных инструментов для монтажа: Adobe Premier PRO, DaVinci Resolve, After Effects и Audition. Вы научитесь монтировать ролики, придумывать сюжеты для разных жанров, освоите драматургию, изучите процесс производства видео и сможете его планировать. Включает теорию и практику, а также подготовку работ для портфолио. Отдельные занятия посвящены основам операторской работы. Подходит людям, которые хотят создавать ролики для YouTube или TikTok. Например, SMM-специалистам, блогерам, контент-менеджерам, редакторам. |
Профессия режиссер монтажа | Курс в Skillbox. Изучают Adobe Premiere PRO, DaVinci и Avid. Обучение проходит онлайн, включает теорию и практику, а также выполнение работ для портфолио. Отдельный блок занятий посвящен монтажу кино. Курс будет интересен людям, которые хотят работать в кинопроизводстве. |
3. Изучив теорию, компьютерные программы и получив практику, необходимо сделать портфолио. В него включить несколько лучших работ, которые покажут ваш уровень.
4. Поиск работы. Начинающие режиссеры монтажа могут устроиться в небольшие студии или на телевидение. Вначале вас возьмут помощником, по мере роста опыта будете продвигаться по карьерной лестнице. Параллельно можно искать заказы на фрилансе, например, на монтаж клипов, роликов для YouTube. Где искать такую работу, мы расскажем ниже.
5. Если вы хотите сделать карьеру в кино, то отслеживайте в интернете конкурсы, работайте с начинающими режиссерами, пусть даже бесплатно. Участвуйте в небольших проектах, съемках малобюджетных картин
Туда проще попасть, зато вы получите шанс продемонстрировать свои способности и привлечь к себе внимание
Бесплатные уроки и курсы по монтажу:
- Теория видеомонтажа (5 мастер-классов)
- Монтаж видео для новичков (7 уроков)
- Курс по работе в программе Adobe Premier PRO (8 уроков)
- Фишки и лайфхаки Adobe Premier PRO (5 уроков)
- Видеомонтаж и цветокоррекция в DaVinci Resolve
- Как создать канал на YouTube
Курсы видеомонтажа для продвижения
«Профессия режиссер» от Skillbox
Длительность: 1 год.
: 39 тематических модулей.
Формат обучения: 5 курсов, 90 онлайн-уроков. В основе обучения онлайн-лекции, практические задания. Возможна консультация с преподавателями, разбор ваших работ онлайн.
Преподаватели:
- Дмитрий Куповых — режиссер и продюсер;
- Сергей Буров — режиссер;
- Владимир Кудряшов — сценарист;
- Никита Ватулин — редактор.
Чему научитесь:
- написанию сценариев и монтажу видео;
- работе с актерами, съемочной группой, художником-постановщиком;
- презентации проекта продюсерам;
- написанию плана сериала;
- просчету бюджета будущего проекта.
Сертификат: диплом Skillbox и 4 кинопроекта в портфолио.
Цена: 122 500 руб., рассрочка на 36 месяцев — 3 952 руб./мес.
Посмотреть программу курса можно здесь.
Лучшие образовательные курсы и вузы для обучения
Профессию режиссера монтажа обычно осваивают, проходя курсы при вузах и теле- и киношколах, чаще расположенных в Москве. Стоимость месяца обучения варьируется в пределах 13–25 тысяч рублей.
- Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Величина оплаты зависит от конкретной программы. Например, за 59 тыс. руб. в течение 5 месяцев можно успеть сформировать профессиональные навыки, занимаясь по программе «Практический монтаж». За 14 месяцев и 186,5 тыс. руб. студенты очного вечернего отделения учатся 3D-стерео-монтажу и работе непосредственно на съемочной площадке.
- Высшая школа кино и телевидения «Останкино»: за 15 месяцев и 210 тыс. руб. готовит режиссеров видеомонтажа для телевидения.
- МШНК (Московская школа нового кино): 1 год учебы стоит 300 тыс. руб.
- МШК (Московская школа кино): обучает режиссеров монтажа за 2 года и 480 тыс. руб.
- Первая национальная школа телевидения при РГУ им. Косыгина: 162 тыс. руб. за 9 месяцев на вечернем отделении.
Кроме того, осваивать основы профессии можно в рамках классического вузовского обучения.
- Технологиям создания аудио- и видеоматериалов для мультимедиа учат во Владивостокском ВГУЭСе.
- Специалистов, умеющих управлять техническими средствами обработки видеоматериалов, – в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, в Саратовском государственном техническом университете им. Ю. Гагарина.
- Универсальных телевизионщиков готовят в МГУ им. М. Ломоносова, Казанском федеральном университете, в Самарском университете им. С. Королева и др.
С переходом почти всего монтажного процесса в компьютерный формат многие кандидаты накапливают опыт в самостоятельном домашнем обучении по книгам, урокам на Ютубе, путем практического освоения специального софта.
О профессии
Режиссер монтажа – это сегодня одна из самых востребованных и необходимых профессий на современном телевидении. Именно монтажер (так сокращенно называют эту профессию) выполняет сведение отснятых эпизодов в целостную последовательную историю, которую рассказывает фильм или передача. Именно от него зависит результат работы всего коллектива, работающего над фильмом или передачей. Поэтому в специалистах по монтажу, умеющих качественно выполнить свою работу, остро нуждаются телеканалы и киностудии, а мастера своего дела без преувеличения ценятся «на вес золота». Ведь именно грамотный режиссер монтажа может из небольшого отснятого материала сделать полноценный и интересный сюжет и «вытянуть» работу всего творческого коллектива.
Во время работы режиссер монтажа тесно сотрудничает с режиссером, потому что в начале монтажа режиссер, как правило, излагает свой замысел, свое видение конечного результата работы, а монтажер, вникнув в соответствующую концепцию, собирает «черновой вариант». Этот вариант потом совместно с режиссером разбирается, как правило, по кадрам, совместно обсуждается, дорабатывается и доводится до совершенства. Поэтому режиссера по монтажу можно по праву назвать «вторым режиссером». Для качественного выполнения своих обязанностей монтажер должен быть близок по духу режиссеру, а также обладать творческими качествами журналиста и редактора. Кроме этого режиссер монтажа должен:
- прекрасно знать компьютерную технику и программное обеспечение, которое используется в процессе монтажа, уметь быстро и качественно овладевать новинками на рынке соответствующих программных продуктов;
- великолепно владеть техникой монтажа и отслеживать новейшие достижения и решения в этой области;
- знать теоретические основы режиссуры и монтажа, а также историю телевидения и кино (именно технические и творческие аспекты);
- обладать чувством ритма и темпа;
- быть стрессоустойчивым и уметь абстрагироваться от окружающей атмосферы спешки и нервозности, для того чтобы даже в ситуации всеобщего смятения качественно и спокойно выполнять свою работу.
Причем монтаж может быть нелинейный и линейный, следовательно, бывает режиссер нелинейного монтажа (нелинейный монтажёр) и режиссер линейного монтажа (линейный монтажёр).
Нелинейный монтаж предполагает работу с заранее отснятыми материалами. Поэтому основные требования к монтажеру, занимающегося таким родом деятельности – творческий подход, умение соединить отснятые сцены, кадры, звуки, образы для создания целостной картины, задуманной режиссером, и доведения задума до потенциальных зрителей.
Линейный монтаж часто используется в режиме реального времени, то есть во время прямых эфиров. Видеосигналы с различных камер поступают на эфирный транслятор, а режиссер монтажа решает, с какой камеры в данный момент времени изображение будет передано в эфир. Очевидно, что у режиссера линейного монтажа нет времени и права на ошибку, потому что работа сразу же выполняется «набело». Поэтому внимательность, сосредоточенность, умение своевременно реагировать на возникшие ситуации и умение быстро принимать правильные решения являются обязательными качествами, которыми должен обладать линейный монтажер.