Кто такой костюмер? что за профессия, чем занимается?

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Работа костюмером

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой — является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Плюсы и минусы профессии

Профессия «костюмер», как и любая другая имеет свои положительные отрицательные стороны. И в данном разделе статьи мы их рассмотрим.

Начнем с плюсов:

  1. Работа, связанная с творчеством. Многие из костюмеров переросли в актеров, ассистентов и других более престижных специалистов;
  2. Возможность общаться со знаменитостями, заводить с ними полезные знакомства;
  3. Видеть весь процесс театральной жизни со стороны создания;
  4. Не требует долгого обучения и специального образования.

К минусам можно отнеси следующие пункты:

  1. Низко оплачиваемый труд;
  2. Приходится выполнять большое количество физического труда;
  3. Работа с капризными клиентами;
  4. Часто ненормированный рабочий день.

Этапы работы художника по костюмам в кино

В кинопроцессе художник по костюмам стоит во главе так называемого «costume department» и стоит в ответе за бюджет, создание концепции персонажей, а нередко, заказ материалов и даже пошив изделий, под его началом работают ассистент художника по костюмам и костюмеры. Традиционно, порядок работы над проектом художника по костюма выглядит следующим образом:

Ознакомление со сценарием: выстраивание образов героев в голове художника.

  • Костюмеры берлинского Шиллер-театра, 1953
  • Разговор с продюсером: фактически, обсуждение бюджетов и сроков, какие требуются материалы, сколько времени понадобится на пошивку и т.д.
  • Координация с режиссёром и художником-постановщиком: более тщательная проработка персонажей и их внешнего облика.
  • Первые актерские пробы: происходит подбор костюмов из тех, что уже есть на киноскладе и которые максимально близки к финальному видению персонажа художника, так начинает формироваться тот образ, который в итоге будет на экране.
  • Разработка референсов и эскизов для фильма: на данном этапе выбирается основа для внешнего вида персонажей в форме рисунков художника или фотографий (например, соответствующей эпохи). Всё это, вплоть до оттенков, фактуры и рисунка тканей должно отражать характер будущего персонажа. В качестве референсов же могут служить даже музыкальные произведения и объекты живой/неживой природы.
  • Закупка материалов и тканей: Учитывая, что нужные материалы бывает не так легко найти, часто необходимые вещи заказываются из-за рубежа, художник должен быть уверен, что всё будет соответствовать его замыслу и работать в купе со светом и цветокоррекцией. Иными словами, выглядеть должным образом уже на экране.
  • Пошив изделий: Хотя для второстепенных актеров и массовки костюмы берутся из подбора, зачастую их приходится изготавливать в специальных мастерских. Таким образом, чтобы соблюдалась «правда жизни» и «правда искусства». Костюмы нередко приходится искусственно состаривать и подгонять по размеру, чтобы сюжетно они смотрелись органично.
  • Примерка готовых костюмов: Художник встречается с актерами, желательно в присутствии режиссёра-постановщика и окончательно формирует образы героев. Разрабатываются нужные позы в соответствии с манерами и фактурами конкретных артистов. Случаются форс-мажоры, когда в последний момент происходит замена актеров и костюм надо заново подшивать или переделывать с нуля.

Костюмерная Шекспировского театра в Стратфорд-апон-Эйвоне, 1943

  • Съемочный процесс и логистика изделий: Художникам следует присутствовать на съемках, дабы убедиться в том, что костюмы правильно сидят на актерах, а также в том, чтобы последние держались и вели себя соответственно образу и социальному положению героя, это касается этикета обращения с одеждой, сообразно эпохе.
  • Пост-продакшн : Судьба костюмов для кино по завершении съемок, особенно в российской действительности, очень неоднозначна. Часто они попадают в подбор для будущих лент, иногда уничтожаются или попадают в руки продюсеров. Отдельные вещи остаются у художников по костюмам, в мастерских-примерочных и попадают на специальные тематические выставки.

Описание и характеристика профессии

Основными местами работы костюмеров являются учреждения культуры, в частности:

  • драматические театры,
  • театры оперы и балета,
  • кинематографические и телевизионные студии,
  • филармонии,
  • цирки,
  • дворцы культуры, где есть свои драматические, хоровые или танцевальные коллективы.

Некоторые квалифицированные специалисты работают со звездами эстрады, помогая готовить к выступлению певца, его бэк-вокалистов и балет.

Костюмер несет ответственность за сценические наряды на всех этапах. Туалеты сберегаются в костюмерном цеху, это и есть непосредственное место работы специалиста.

Для каждой роли есть определенный наряд, состоящий из верхней одежды, нижнего белья, обуви, головного убора, мелких аксессуаров (пояс, перчатки, платок). Костюмер за час-два до начала представления или накануне проверяет, полный ли комплект в наличии, гладит вещи и несет их в гримерку актера. После спектакля костюмер возвращает костюм на его место, проверив комплектность.

Некоторые туалеты настолько сложны, что самостоятельно надеть их актер не сможет, поэтому костюмер должен помогать ему. Чтобы создать полноценный образ, костюм дополняется предметами реквизита и гримом, поэтому костюмеру приходится сотрудничать с реквизитором и гримером. Также костюмер помогает актерам менять туалеты по ходу выступления, иногда это необходимо делать за одну-две минуты. Число переодеваний зависит от сложности постановки и количества действующих лиц.

Общие положения

1.1. Должность «Костюмер 2-го разряда» относится к категории «Рабочие».

1.2. Квалификационные требования — базовое или неполное базовое общее среднее образование. Получение профессии непосредственно на производстве. Без требований к стажу работы. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:      — наличный фонд гардероба, правила простого ремонта, шитья, утюжки, стирки;      — способы сборки и упаковки костюмов, головных уборов и обуви;      — способы хранения костюмов;      — порядок и формы материальной отчетности;      — правила внутреннего трудового распорядка;      — правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Костюмер 2-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Костюмер 2-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Костюмер 2-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Костюмер 2-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Чем занимается?

Основное место работы – это костюмерный цех. А основная обязанность специалиста состоит в том, чтобы следить за чистотой, а также сохранностью сценических костюмов.

В цеху хранят сценический реквизит, каждый экземпляр которого имеет специальные ярлыки, на которых указаны названия постановок, а также фамилии актеров, для которых предназначены костюмы. Благодаря столь тщательному подходу удается избежать недоразумений в случае, если на съемках занят не только основной актер, но и дублер, выполняющий сложные элементы.

Сценический реквизит для каждой роли также должен иметь опись с перечислением всех входящих в него деталей вплоть до аксессуаров и нижнего белья.

Руководители-организаторы

«Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения

Особенности профессии

  • На каждом наряде в цехе висят ярлыки, информирующие о проекте, в котором задействован костюм, и о том, кому он предназначен. Каждый костюм сопровождается описью с перечислением всех аксессуаров, обуви и одежды, дополняющих и наполняющих нужный образ.
  • При подготовке к съемкам или выступлению проверяется состояние костюмов, после чего их относят в гримерку, в которой передаются актерам. Для подготовки к роли для одевания некоторых костюмов требуется помощь других людей.

Помимо костюма в иногда для полного завершения образа наносится грим. В таком случае костюмер работает вместе с гримером. Когда работа актера закончится, костюмы возвращаются на свое место в костюмном цеху. Теперь в обязанности костюмера входит восстановление прежнего вида костюма. Наряд подвергается чистке или ремонту, в зависимости от того, надо это или нет.

Ответственность

4.1. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Костюмер 4-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Как получить лучший опыт?

Ни один университет не даст вам того опыта и знаний, которые необходимы для специалиста по костюмам высшего ранга. Поэтому еще на этапе обучения старайтесь найти подработку в виде ассистента художника по костюмам для обучения.

Так помимо теории вы сможете освоить практические навыки профессии. И еще это вполне способно заменить полноценные курсы художника по костюмам.

Самая огромная сложность заключается в том, что для каждой новой картины вам придется учиться заново. И ваша задача – быстро переключиться с одного образа мышления на другой, суметь погрузиться и изучить описываемую эпоху.

Рабочая инструкция костюмеру (2-й разряд)

Наименование организации УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ Наименование должности руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата КОСТЮМЕРУ (2-Й РАЗРЯД)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Костюмер принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению __________________. 2. Костюмер подчиняется ___________________________.

3. В своей деятельности костюмер руководствуется:

— уставом организации;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

— настоящей рабочей инструкцией.

4. Костюмер должен знать:

— наличный фонд гардероба студии;

— правила простого ремонта, шитья, утюжки, стирки;

— способы укладки и упаковки костюмов, головных уборов и обуви, их хранения;

— порядок и формы материальной отчетности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

5. Костюмеру поручается:

5.1. Обслуживание съемок, телепередач и репетиций под руководством костюмера более высокой квалификации.

5.2. Получение на складе костюмов, головных уборов и обуви, подобранных художником или ассистентом художника.

5.3. Частичное или полное одевание участников массовых и групповых сцен.

5.4. Мелкий ремонт костюмов непосредственно на съемках и репетициях, их утюжка.

5.5. Укладка и упаковка костюмов, головных уборов, обуви, обеспечение их сохранности и санитарного состояния.

ПРАВА

6. Костюмер имеет право:

6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.

6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.

6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.

6.5. ________________________________________________________________. (иные права с учетом специфики организации)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. Костюмер несет ответственность:

7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

7.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С рабочей инструкцией _________ _______________________ ознакомлен Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата

КОММЕНТАРИЙ

Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 58), Раздел: Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. N 71.

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Направление: Творческие профессии

Костюмер – специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п.

Это по преимуществу женская профессия, но встречаются в ней и мужчины.Костюмер работает в костюмерном цеху. Он следит за чистотой костюмов, их сохранностью.В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр.Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера.Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.  Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.

Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.

Для работы костюмера достаточно среднего общего образования.

Специальности:

Искусство костюма и текстиля
Квалификация: Магистратура

Что изучают: изучение производства новых моделей и их дизайна; умение разбираться в материале, стиле, выкройках; изучение текстильно-прикладного творче…

Искусство костюма и текстиля
Квалификация: Бакалавриат

Что изучают: проектирование художественного костюма; проектирование художественных текстильных изделий; художественная разработка ткани; история моды; п…

Работа вне съемок и постановок

Что костюмер делает по окончании представлений? Ведь, казалось бы, его обязанности заканчиваются, как только актеры покидают сцену или съемочную площадку. Однако это далеко не так.

После окончания представления танцевальный костюмер или любой другой укладывает сценическую одежду на хранение, занимается ее чисткой и ремонтом. А при необходимости отправляет в прачечную или ремонтное ателье. Если нужно выполнить мелкий ремонт или подгонку по фигуре, все выполняет костюмер. Кто, если не он, сможет обеспечить прекрасный внешний вид артистам? Если нужен сложный ремонт, на плечи специалиста ложится обязанность по обращению в пошивочный цех, мастера которого готовы взяться за выполнение задачи.

Если рано или поздно сценическая одежда изнашивается и становится непригодной для дальнейшего использования, костюмер должен сообщить заведующему постановочной частью, в обязанности которого входит заказ дубликатов.

Если артисты отправляются на гастроли, для выступлений им понадобится сценическая одежда. Костюмер должен упаковать ее в чемоданы и кофры, а в процессе поездки тщательно следить за сохранностью багажа. Также с собой необходимо иметь все необходимое для мелкого ремонта и для того, чтобы привести костюмы в порядок. Вот почему приходится возить с собой утюг, а также нитки и иголки. Это позволит костюмеру в любых условиях обеспечить артистам безупречный внешний вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector