Саунд-дизайн: как и где научиться писать музыку

Зачем нам нужны звуковые сигналы

В своей книге «Дизайн привычных вещей» американский ученый в области когнитивистики, дизайна и пользовательской инженерии Дональд Норман определяет основную функцию звукового дизайна как визуализацию того, что мы или не можем видеть, или не видим, так как наши глаза заняты чем-то другим. Резкий звук захлопнувшейся двери, дзиньканье тостера, когда из него выскакивают поджаренные хлебцы, измененный шум пылесоса, если он засасывает с ковра что-то крупнее пыли, — когда мы слышим эти звуки, картина совершенного действия моментально встает перед глазами. Если мы оборачиваемся на естественный звук захлопнувшейся двери, то только чтобы увидеть, кто ее захлопнул. То, что дверь закрылась, вопроса уже не вызывает.

По Норману, основная функция звукового сигнала в фидбеке, в «отдаче», потому как отсутствие звука тоже несет в себе информацию. Например, в фотоаппараты-мыльницы встроен дополнительный звуковой сигнал, воссоздающий понятный звук захлопывания затвора — без него пользователь не понимает, сделана ли фотография предыдущим нажатием кнопки.

Что должен уметь

Sound designer создает многопластовые звуковые эффекты, а из них — цельную композицию. Для этого он должен уметь:

  • разрабатывать общую концепцию звукошумового оформления проекта,

  • подбирать звуки в специальных библиотеках,

  • записывать голос, музыкальные инструменты и различные шумы,

  • обрабатывать звук,

  • создавать электронную музыку,

  • сводить звуковые дорожки,

  • проводить мастеринг.

Профессионалу также необходим широкий кругозор, знание основ композиции, теории музыки, а также современных стилей и трендов. Полезно освоить азы психологии, PR-технологий, это особенно актуально для тех, кто работает с рекламными продуктами, мобильными приложениями.

Поскольку саунд-дизайнер, как правило, работает в команде, к тому же творческой, ему необходимы прокаченные soft skills — умение достигать взаимопонимания, договариваться, при этом отстаивать свою позицию.

И, конечно, как любой представитель творческой профессии, дизайнер звука должен быть немного провидцем, чтоб сделать точно то, что хочет заказчик, даже если в ТЗ указаны иные вводные. 🙂

Разница в подходах к звуку

При разработке игры очень важно понимать, какие именно звуки будут звучать в разных местах и условиях, а также с какой целью их стоит добавить. Все звуковые эффекты в играх можно разделить на несколько категорий, и каждая соответствует своей задаче

Добавление реализма


Процесс создания звуковых эффектов. Кадр: Insider / YouTube

Тут всё просто: с таким подходом авторы хотят сделать игру реалистичнее через звуки. К примеру, в разных частях серии шутеров Medal of Honor разработчики стремились воссоздать атмосферу настоящих военных конфликтов. Поэтому звуки оружия и транспортных средств пытались сделать максимально соответствующими реальности.

«Мы хотим дать игроку ощущение того, что он находится в реальном мире и получает настоящий опыт. Оружие должно точно соответствовать своим реальным аналогам, а озвучка — быть больше похожей на документальный фильм, чем на художественный, и как можно точнее передавать иностранные языки».

Эрик Крабер, саунд-дизайнер Medal of Honor (2010)

Усиление атмосферы


Обложка игры Cuphead. Изображение: Studio MDHR

С помощью звуковых эффектов можно задать отдельным сценам или историям в целом практически любое настроение. Например, в мрачных играх вроде Resident Evil 4 и Doom 3 чаще встречаются приземлённые и «жестокие» звуковые эффекты, которые знакомы всем по фильмам ужасов. А вот платформер Cuphead, стилизованный под классическую американскую анимацию, использует нереалистичные «мультяшные» звуки, чтобы погрузить игрока в атмосферу ожившего мультфильма.

«Для нас было важно подарить настоящее ощущение мультфильма 1930-х годов, а не просто скопировать его. Например, в начале прохождения игрок общается со Старшим чайником — и для его озвучки актёр говорил в большую кастрюлю, гремя крышкой в процессе»

Сэмюэл Джастис, саунд-дизайнер Cuphead

Иногда разработчики не создают атмосферу с нуля, а воспроизводят какое-то реальное место. Так, звукорежиссёры игры о приключениях на Крайнем Севере Never Alone намеренно ездили в заснеженные и почти безлюдные горы, чтобы записать их настоящее звучание. А затем на его основе создали аудиобиблиотеки и использовали их в своих целях.

«К примеру, по дороге домой мы спонтанно свернули на стоянку, по краям которой лежали кучи снега. Местами они превратились в большие глыбы льда. Мы потратили некоторое время, пиная и бросая эти куски на парковке. Эти звуки мы часто использовали на протяжении всей игры — например, при разрушении снежной пещеры».

Результат получился вот таким.

Брендан Хоган, саунд-дизайнер Never Alone

Подсказки в игре


Даже шум ветра можно сделать указателем для игрока. Скриншот: игра Ghost of Tsushima / Sucker Punch

Большинство игр используют звуки, чтобы предупредить игрока или подсказать ему правильный путь, при этом не говоря ничего напрямую. Например, герой, ищущий в условной RPG водопад, группу врагов или же поезд, сначала приглушённо услышит их. Звуки постепенно будут нарастать, пока наконец-то цель не появится в поле видимости. С помощью такого приёма разработчики ненавязчиво ведут игрока к пункту назначения.

К примеру, так было в Gears 5, когда главные герои оказались у водопада.

«Мы очень много думали во время разработки сцены спуска к водопаду в Gears 5 даже до появления первых прототипов локации. Размышляли об окружении игрока, о том, что он может увидеть, — и в итоге заполнили локацию пением птиц и другими приятными панорамными звуками

Большое внимание уделили факту, что игрок находится над источниками звука»

Джош Осирис, саунд-дизайнер Gears 5

Создание обратной связи

Звуковой отклик от любых виртуальных объектов, будь то разрезающий всё как масло нож, трескающиеся дрова в костре или взрывающаяся бензоколонка, дополнительно способствует получению удовольствия от геймплея.

Звуковые эффекты особо важны в гиперказуальных играх, в которых в кадре постоянно мелькают одни и те же объекты с одинаковыми звуками

Так, авторы Fruit Ninja уделили звучанию клинков отдельное внимание, чтобы каждый взмах и разрез был максимально приятным

«На примере клинка-„бабочки» я расскажу, как создавали звуки. Свист мы записывали при помощи ветки, которой очень быстро размахивали у микрофона. Также мы добавили дерево, при стуке по которому получался звук высокой тональности, затем немного колокольчиков, а для ощущения порхания бабочек нарезали несколько листов бумаги, сложили их вместе и начали трясти».

Кедар Джонс, саунд-дизайнер Fruit Ninja

Синтез

Это важнейшая часть саунд дизайна, которая нужна для точного и детального создания слоев для будущего звука. Только через его применение можно максимально тонко настроить нужное звучание. Конечно, для слоения можно использовать и готовые фактуры, но при таком подходе мы снова упираемся в рамки кем-то созданных звуков, по аналогии с готовыми семпл-паками.

Самостоятельный синтез позволяет детально точно и бесконечно кастомизируемо создавать каждый слой будущего семпла, не ограничивая себя ничем. Здесь нет рамок и правил, а возможности тонкой работы со звуком по-настоящему широки, кроме того, изменить уже сделанные шаги и вмешаться в звучание можно в любой момент – в этом огромное преимущество синтеза перед любыми другими методами. Еще сильнее потенциал синтезированных фактур раскрывается при комбинировании их с живыми записями, ресемплингом и другими приемами – сделанное в синтезаторе может стать любым слоем звука, в отличии от той же живой записи.

XFer Serum – популярнейший инструмент в электронной музыке. Это синтезатор таблично-волнового типа, имеющий логичный и дружелюбный интерфейс с относительно низким порогом вхождения. Под него существует много пресет-паков, на которых удобно тренироваться. Serum не является самым сложным и функциональным синтезатором, но начинать следует именно с него. Переход на более мощные инструменты должен происходить тогда, когда предыдущие уже не устраивают или их возможности не соответствуют задачам. С Serum у новичка это произойдет не скоро.

На портале есть подробный видеокурс по синтезатору: «XFer Serum: видеоинструкция

Ознакомиться с основами синтеза можно в специальном материале. Этот материал рассказывает об общих моментах работы в разных синтезаторах и о том, как быстро переходить с одного инструмента на другой. Осцилляторы, ручки, графики и огибающие – не такая сложная тема, какой она кажется новичкам.

Какие навыки и личные качества нужны в работе

Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.

Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:

  1. Умение общаться с людьми и четко понимать задачу, улавливать концепцию проекта или музыкального произведения.
  2. Творческий подход, умение создавать что-то новое.
  3. Генерирование шумовых и звуковых эффектов.
  4. Создание звукозаписи в хорошем качестве.
  5. Владение техникой, понимание технических параметров звука и умение их соблюдать.
  6. Владение плагинами и программами, такими как Ableton Live, REAPER, Audiokinetic Wwise, Sound Forge, Pro Tools, AudioThing, Adobe Audition, Soundtoys, Sugar Bytes, EchoBoy, Looperator и Adobe Premiere Pro.
  7. Умение очистить аудио от посторонних шумов.
  8. Работа с голосом, владение инструментами для его записи, обработки и моделирования.
  9. Создание определенного настроения, атмосферы при помощи звуков.
  10. Озвучивание движущихся объектов, создание ощущения динамики.
  11. Знание современных жанров и тенденций в музыке.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Личные качества дизайнера по звуку:

  • любовь к своему делу, ведь в такой творческой профессии без этого далеко не уедешь;
  • умение генерировать идеи;
  • готовность к правкам и критике;
  • нестандартное мышление, склонность к поиску новых решений;
  • высокий уровень коммуникабельности, т. к. работать часто приходится в связке с другими специалистами: режиссерами, фильммейкерами, продюсерами, звукооператорами, музыкантами и т. д.;
  • способность и желание учиться и осваивать современные технологии;
  • самодисциплина, умение работать в рамках выделенного на проект времени.

Перспективы саунд-дизайнеров в России

По сложившейся традиции, в России все новое пробивает себе дорогу под истошные вопли типа «да кому это нужно», «да ты ничего не заработаешь и разоришься», «людям есть нечего, а ты со своими глупостями» и т.д. Масла в огонь подливают постоянные кризисы, экономическая нестабильность, падение рубля по каждому поводу и без оного, а вот теперь еще и пандемия.

Впрочем, пандемия – это аргумент, скорее, в пользу развития сферы мультимедиа, а значит, и sound design. Многие виды деятельности уходят в онлайн. Даже те, которые еще в 2019 году было вообще тяжело представить в онлайне. А, главное, незачем. Сейчас все изменилось, и, похоже, надолго.

Онлайн – шанс выжить для многих сфер. В онлайн идут концерты известных певцов и дни открытых дверей в различных вузах, театральные постановки и лекции, есть даже первые онлайн-бары, куда «можно со своим», в отличие от обычных питейных заведений. Разумеется, все это требует определенного аудиовизуального оформления. Согласитесь, как-то нелогично пить в тишине или даже ждать начала театральной онлайн-постановки – нужно какое-то звуковое оформление.

А уж индустрия онлайн-игр будет только расти, потому что, во-первых, заядлым игрокам постоянно нужно что-то новенькое, во-вторых, армию игроманов пополнят оставшиеся без работы и сидящие в самоизоляции соотечественники, которым попросту скоро будет нечем заняться. Для компьютерных игр тоже, как мы выяснили ранее, нужно звуковое оформление, и не абы какое, а чтобы создавало настроение.

Учитывая, что саунд-дизайном вполне можно заниматься, сидя дома за компьютером и пересылая готовые задания через облачные сервисы, специалистам в области дизайна звука никакой карантин не помеха. Даже если он затянется. Итак, чем же может заняться саунд-дизайнер в России в ближайшие годы?

Области приложения усилий для саунд-дизайнеров:

  1. Кинопроизводство.
  2. Телевидение.
  3. Радио.
  4. Театр.
  5. Создание и сведение музыкальных треков.
  6. Видеоблоги.
  7. Создание интерактивного продукта.
  8. Компьютерные игры.
  9. Постпродакшн.

Уточним, что постпродакшн – это этап производства аудио- и аудиовизуального контента, который следует за съемкой либо записью отдельных частей программы, фильма, видеоролика и т.д. Таким образом, вы можете попробовать войти в команду, уже работающую над каким-нибудь мультимедийным проектом.

А если вы почему-либо испытываете неуверенность в своих способностях освоить что-то новое, мы вас ждем на нашем курсе «Лучшие техники самообразования». Мир вокруг нас уже перенасыщен визуальными образами, а звуковой дизайн может облегчить их восприятие, поэтому поле деятельности для саунд-дизайнеров практически безграничное. Мы желаем вам творческой решимости, успехов и вдохновения!

Особенности профессии

Как и любая специальность, саунд дизайн имеет ряд характерных особенностей и ключевых характеристик, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии. К их числу относятся следующие.

  • Саунд дизайн связан с творчеством художественного характера, а также созданием тех объектов, которые относятся к категории нематериальных.
  • Выполнение непосредственных обязанностей требует учета общей концепции площадки или проекта, а также пожеланий к создаваемым звукам и музыке.
  • Применяемые в индустрии технологии и подходы постоянно модернизируются и развиваются, что требует регулярного обучения.
  • Работа требует особого набора навыков, а также хорошей подкованности в области современных технологий.
  • В последнее время саунд-дизайнер выделен в самостоятельную профессиональную единицу. Она находится на пересечении таких профессий, как звукорежиссер, звукооператор, и монтажер звука.
  • Основной задачей специалиста подобного уровня является поиск адекватных решений для оформления визуального ряда посредством соответствующего звукового сопровождения.
  • Дизайнер звука должен соблюдать не только общую концепцию проекта, но и особые технологические требования для дальнейшего использования продукта (формат, длительность, параметры аудио-файлов и прочие).

На основе специфика данной профессии складываются определенные ее преимущества и недостатки.

Эквализация

Почти в любом аудиофайле есть ненужная информация, которая создает грязь при прослушивании, не на всех устройствах это будет слышно, но на некоторых будет отчетливо проявляться и тем самым раздражать. Поэтому давайте избавимся от нее, для этого нам понадобиться эквалайзер.

Эквалайзер – это эффект, позволяющий вырезать или добавлять частоты в звуке. В Ableton идем в правую левую вкладку, ищем Audio Effects и там плагин EQ8, нажимаем и перетаскиваем на канал с нашим звуком. рис. 8.

Рис. 8

Лучше всего отрезать все, что ниже 40-50Hz (если там слишком много информации, то появляется грязь и гудение, которая будет слышна на наушниках с большим количеством баса или на аудиосистеме с сабвуфером) для этого нужно эквалайзером установить low cut(high pass это одно и то же) фильтр в этом диапазоне. рис. 9

Рис. 9

Если это какой-то взрыв или что-то мощное, то лучше отрезать ниже 40Hz потому что на 50Hz может еще остаться нужная информация. Также можно убрать все что выше 19kHz через high cut (low pass) фильтр.

В Audacity, чтобы воспользоваться эквалайзером, нужно выделить область или файл целиком, затем пойти в Effects->High Pass Filter. Появится вот такое окно рис. 10

Рис. 10

Настроим его так:

Рис. 11

Нажимаем OK. Для того чтобы убрать верхние частоты выбираем Effects->Low Pass Filter и ставим первое значение 19000, а второе также на 24dB.

XSSR Academy

Курс “Музыкальный саунд дизайн” предназначен для музыкантов, которые хотят научиться создавать собственное звучание. После прохождения курса вам не потребуется перебирать пресеты в поисках близкого звучания, потому что вы научитесь создавать свои уникальные музыкальные звуки и инструменты. Курс будет полезен всем, кто хочет выйти на новый уровень продюсирования и повысить свою конкурентоспособность в сфере саунд-дизайна.

Как начать обучение?

Для начала вам нужно отправить заявку на обучение, нажав кнопку ниже. В течение дня с вами свяжется куратор куса на почту, которую вы указываете в заявке. Зачисление в группу производится только после письменного собеседования, которое выполняется в рамках эссе и отправляется на почту. Куратор курса подскажет вам каким образом и как лучше написать эссе.

Биомузыка будущего

Если взять на вооружение принцип биомимикрии, подражания природе, сигналы стандартных медицинских приборов должны напоминать не шум воды или соло скрипки пикколо, а сообщать в обход монитора о том, какой конкретно прибор издает звуковое оповещение (например, сердечный монитор будет звучать как синусовый ритм). В Плимутском университете в Британии психолог Джуди Эдворси разработала альтернативные сигналы, как раз руководствуясь этим принципом дизайна. Сигналы сообщают о проблемах с дыханием свистом, а о развитии нежелательной реакции на препарат оповещают медсестру звуком, напоминающим дребезжание таблеток в упаковке.

В канадском Университете МакГилла пошли на более решительную интеграцию звукового дизайна. Ученые разработали так называемую биомузыку, которую «сочиняют» сенсоры, прикрепленные к телу пациента: темп диктуется сердечным ритмом, температура определяет высоту ноты, а потоотделение диктует мелодию. Для того чтобы отличить более высокую ноту от ступени пониже и распознать ухудшение и улучшение состояние больного, музыкальное образование или абсолютный слух не нужны. Таким образом экономится не только время медицинского персонала, которому не нужно сверять показатели всех датчиков на предмет изменения, но и значительно улучшается коммуникация между врачами и теми больными, которые не всегда могут точно сообщить о своем самочувствии, например детьми с особенностями в развитии или немыми пациентами.

Направления деятельности

Современный саунд дизайнер может работать по нескольким востребованным направлениям:

  • режиссура звука — оформление аудиовизуального ряда для кино, мультипликации, театра, радио;
  • дизайнер звукового сопровождения компьютерных игр и мобильных приложений;
  • режиссер звучания мобильных телефонов — от звуков набора номера и будильника до имитации срабатывания затвора фотокамеры;
  • создание звуков для музыкальных синтезаторов;
  • интерактивный звуковой дизайн — все, что связано с оформлением аудиоматериалами интернет-пространства, включая «умный» дом или инсталляции современного искусства;
  • концептуальный саунд дизайн — создание интересных и необычных звуков под концепцию реализуемого проекта;
  • саунд дизайн в музыке — синтезирование новых звуков и создание тембров;
  • саунд дизайн в пространстве — звуковое оформление новых видов транспорта (например, электромобилей), общественного пространства; создание генеративной музыки (основанной на алгоритмах).

Профессия Sound Designer постоянно развивается. Появляются новые направления деятельности, растут требования к квалификации специалистов. Учитывая, что визуальным контентом пространство реальное и виртуальное перенасыщено, звук начинает выходить на передний план. Человек лучше и быстрее воспринимает информацию на уровне слуховых анализаторов. Поэтому, например, пилоты самолетов важнейшие сигналы получают в формате аудио, а не видео.

Это же относится и к виртуальной среде. Слишком большое количество изображений и видео привели к рождению подкастов как закономерной попытки человека снизить напряжение от потребления большого потока видеоинформации

Поэтому саунд дизайнеры находятся как бы на передовой борьбы за внимание пользователя — от их профессионализма в большей степени, чем от самой интригующей картинки зависит выбор человеком того или иного контента

Где получить образование

Для овладения профессиональными навыками будущие саунд дизайнеры могут пойти несколькими путями:

  • обучение в университетах и колледжах за рубежом;
  • онлайн-курсы;
  • наставничество у действующего специалиста;
  • самостоятельное изучение основ профессии;
  • оффлайн обучение в России.

К сожалению, узкоспециализированных программ обучения в РФ очень мало. Факультет саунд дизайна есть только у Московской школы кино. Единственный профильный образовательный центр — Институт звукового дизайна. Дистанционные курсы есть у ведущих онлайн-университетов страны. Некоторые ВУЗы в учебный план звукорежиссуры и режиссуры включают изучение саунд дизайна в качестве спецкурса.

Самообразование — путь долгий, как и наставничество. Стать ассистентом действующего саунд дизайнера непросто — нужно убедить специалиста в своей увлеченности профессией и несколько месяцев бесплатно работать помощником, в процессе осваивая азы профессии.

Самый быстрый и эффективный путь — обучение на онлайн-курсах. Но отдавать предпочтение стоит тем, которые приглашают в качестве наставников действующих саунд дизайнеров. Иначе есть риск получить устаревшие знания и навыки, поскольку специальность динамичная и изменения в ней происходят очень быстро.

Онлайн-курсы обучения Саунд Дизайну:
Самые эффективные курсы, которые помогут освоить престижную профессию саунд дизайнера – https://info-profi.net/top-zvuk/. Только акутальные знания от практиков.

Программное обеспечение для саунд-дизайна

На технических знаниях стоит остановиться подробнее. Программ для обработки звука превеликое множество, поэтому новичкам зачастую сложно сориентироваться, что им подойдет более всего. Поэтому предлагаем краткий обзор софта для саунд-дизайна с указанием сферы наилучшего применения.

Софт для саунд-дизайна:

  • Dehumaniser 2 – плагин для обработки голоса, отлично зарекомендовавший себя при создании голосов монстров, чудовищ, роботов и тому подобных сущностей. С помощью данного плагина сделана озвучка персонажей в компьютерных играх Doom, Far Cry 4, фильмах Avengers: Age of Ultron и The Jungle Book .
  • Kyma– рабочая станция саунд-дизайна с большим набором алгоритмов и бесконечными возможностями их комбинации. Задействовалась при создании фильмов «Темный рыцарь», «В поисках Немо», видеоигры World of Warcraft и многих других .
  • GRM Tools Complete – набор плагинов для композиторов и специалистов в области музыкальной звукорежиссуры. Создан участниками исследовательской группы Парижского института аудиовизуальных средств . А во Франции толк в музыке знают!
  • Effectrix – плагин, имеющий массу встроенных эффектов и легко совместимый с программным обеспечением, которым пользуются профессиональные ди-джеи, и MIDI-клавиатурой. Есть бесплатная демо-версия .
  • Izo­tope RX – программа для восстановления аудио, удаления посторонних шумов и звуков . Ее рекомендуют такие саунд-продюсеры из США как Майкл О’Коннор и Уилл Мортон.
  • Sound­miner HD Plus – высокопроизводительный софт для быстрой подготовки телевизионных программ . По заверениям Майкла О’Коннора, позволяет за 2-3 часа сделать до 200 звуковых эффектов для ТВ-программы .
  • Massive Х – синтезатор нового поколения для профессионального, ультрасовременного звукового дизайна с гибкой маршрутизацией и обширной модуляцией и коллекция пресетов. Есть бесплатная демо-версия .

Уточним, что это преимущественно англоязычные программы. Из русскоязычного (русифицированного) софта наиболее распространен аудиоредактор Sound Forge Pro. Базовую версию без излишеств можно найти бесплатно. А чтобы сделать первые шаги в саунд-дизайне, в принципе, достаточно, если вы видите для себя перспективу в данной профессии.

Все, кого интересует саунд-дизайн, обучение могут пройти в Институте звукового дизайна и воспользоваться дополнительными материалами на специализированных сайтах. Так, подборку полезных статей по саунд-дизайну на русском языке можно найти на сайте Гильдии Разработчиков Интерактивного Аудио . Из англоязычных обучающих ресурсов можно рекомендовать сайт компании Izotope Inc., чьи специализированные саунд-продукты мы упоминали ранее .

(Не)грамотный саунд-дизайн

«Некоторым пациентам, видимо, после просмотра американских фильмов начинает казаться, что любой звуковой сигнал подразумевает, что с человеком что-то не так. Что-то запищало — прямая линия — смерть. Например, делаю ЭКГ. Сердечный ритм пациента спокойный. Вдруг сигнал. В глазах ужас, сердцебиение участилось, что такое? А это электрод упал», — рассказывает Виктория Тотрова, студентка пятого курса Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, обучающаяся по специальности «Лечебное дело».

Пищит рентгеновский аппарат — и вот вы уже физически чувствуете, как абсорбируете дозу радиации, которую без звукового оповещения, естественно, не ощутите. Но всё это мы, пациенты, воспринимаем как необходимые издержки, дискомфорт, который мы готовы потерпеть для нашего же блага. Считается, что врач понимает язык всех разноголосых сигналов, считывает информацию и использует ее, чтобы быстрее и эффективнее нам помочь. Но на самом деле облизываем пересохшие губы, нервно сглатываем и терпим раздражающий сигнал мы зря.

По данным American Association of Critical Care Nurses, от 72 до 99% тревожных сигналов, которые издает медицинское оборудование, ложные. Иногда причиной становится малейшее отклонение показателей, а часто проблема и вовсе техническая: отсоединился датчик, разряжается аккумулятор, перебои с вайфаем. Результат давления звуковой завесы на здоровье пациента двоякий, но не двойственный. Усталость от систематически раздающихся сигналов тревоги негативно влияет и на самочувствие пациентов, и на эффективность работы персонала. Наиболее впечатлительные пациенты, услышав настойчивый тревожный сигнал, моментально визуализируют возможные и невозможные страшные исходы, после чего в некоторых случаях уже и после выписки из больницы их мучают кошмары, преследуют галлюцинации, а иногда развивается паранойя.

Медицинский персонал же, напротив, со временем придает сигналам всё меньше значения. «К какофонии как-то привыкаешь, — говорит студентка Виктория. — В отделении пульсометрии, например, постоянно идет звуковой сигнал. Но постепенно перестаешь его замечать, и даже наоборот, отсутствие сигнала вызывает ощущение дискомфорта». Привыкнув к постоянным звукам и приучив свой мозг игнорировать их, медицинский персонал и на «аварийный» сигнал ответит с небольшим промедлением. К тому же, хотя полное выключение звуковых сигналов запрещено, аппаратура зачастую позволяет уменьшить громкость звука.

Определение и теория создания уникальных звуков

Как можно создать уникальный звук:

  1. При помощи обычных бытовых приборов, предметов, действий: хлопок в ладоши, шум пылесоса, звук льющейся воды, звук шагов и пр. Саунд-дизайнеры собирают подобные шумы в свою библиотеку, как графический дизайнер референсы и клип-арты.
  2. Очистить имеющееся аудио от посторонних звуков или расслоить его, извлечь отдельные звуковые эффекты.
  3. Создать при помощи музыкальных инструментов и компьютерных программ.
  4. Соединить несколько аудиодорожек в одну новую.
  5. Провести ряд действий, выстроить цепочку обработки звука.
  6. Обработать голос при помощи компьютерных программ.

Направления саунд-дизайна

Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая  — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.

Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.

Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector