Где учат на стоматолога 2021
Содержание:
- О факультете
- Вступительные экзамены
- Что делает стоматолог?
- Колледжи и ВУЗы для будущих стоматологов
- Кафедры
- Зарплаты и перспективы трудоустройства
- Методы: что делает детский и врач для взрослых и как лечит?
- Лучшие среди платных медицинских университетов
- Насколько высоко ценится диплом российского медицинского ВУЗа за рубежом
- Лучшие ВУЗы, в которых учат будущих зубных врачей
- Продолжительность обучения и возможные специальности
О факультете
Факультет готовит специалистов, которые по окончании могут работать в качестве стоматолога, преподавателями стоматологии в медицинских училищах и колледжах, научными работниками по проблемам стоматологии.
Форма обучения — очная. Срок обучения — 5 лет. Подготовка специалистов осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС 3) по специальности 31.05.03 «Стоматология», уровень высшего образования «Специалитет», утвержденного Министерством образования и науки России 09.02.2016.
На сегодняшний день на факультете обучаются 425 студентов.
Профессорско-преподавательский состав стоматологического факультета обладает значительным научным и педагогическим опытом работы с использованием современного обеспечения образовательного процесса. На кафедрах факультета преподают: 9 профессоров, 22 доцента, 17 ассистентов, 3 старших преподавателя. Из них 47 имеют ученую степень, в том числе 11 докторов, 30 кандидатов медицинских наук, 2 кандидата педагогических наук, 2 кандидата экономических наук, 2 кандидата биологических наук. Все преподаватели регулярно проходят курсы усовершенствования на центральных базах и на выездных циклах и повышают свою педагогическую квалификацию.
Появление новых технологий в стоматологии и высокая конкуренция на рынке стоматологических услуг диктуют необходимость в подготовке специалистов с глубокими знаниями, обладающими клиническим мышлением и прекрасными мануальными навыками. Сегодня процесс обучения студентов на факультете строится на принципах преемственности и на каждом уровне последовательно моделируется форма деятельности студентов, приближенная к профессиональной деятельности врача. На первом этапе студенты знакомятся с работой врача-стоматолога и осваивают основы специальности на фантомах. Сегодня стоматологический факультет имеет фантомный класс, оснащенный 24 настольными турбинными бормашинами.
Созданы все условия для постепенного освоения мануальных навыков и участия студентов в самостоятельном клиническом приеме пациентов. Стоматологический факультет имеет свою клиническую базу – стоматологическую поликлинику ИГМА, оборудованную с учетом всех современных тенденций в стоматологии. Также клиническими базами факультета по договорам являются наиболее крупные, ведущие лечебно-профилактические и стоматологические учреждения Удмуртской Республики и города Ижевска, такие как: БУЗ «1 РКБ МЗ УР», БУЗ «РКДБ МЗ УР», БУЗ «ГКБ №6 МЗ УР», БУЗ «ГБ №4 МЗ УР», БУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3 г.Ижевска МЗ УР», Детская клиническая стоматологическая поликлиника №2, Республиканская инфекционная клиническая больница, Республиканская стоматологическая поликлиника, БУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2 г.Ижевска МЗ УР».
Работа со студентами проводится и в студенческих научных кружках, которые организованы на всех кафедрах факультета. Студенты, занимающиеся в кружках, выступают с докладами на научных онференциях, в том числе за рубежом, публикуют результаты своих научных работ. Возможность обучения современным технологиям, позволяет студентам участвовать во Всероссийских олимпиадах по стоматологии.
Студенты стоматологического факультета не только успешно учатся, но и занимаются художественной самодеятельностью, спортом и туризмом. В общественной и культурной жизни академии активно учувствуют органы студенческого самоуправления и профком студентов ИГМА.
После окончания 5 курса студенты, сдав последние государственные экзамены и получив диплом врача, продолжают последипломное обучение в клинической ординатуре на основных профильных кафедрах академии под руководством профессорско-преподавательского состава. После окончания факультета выпускники также могут продолжить свою профессиональную и научную подготовку в аспирантуре и клинической ординатуре, а также специализироваться по узким специальностям: стоматолог-хирург, челюстно-лицевая хирургия, стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, ортодонт, детский стоматолог.
Вступительные экзамены
В медицинские колледжи и училища экзамены сдавать не нужно: студентов набирают по конкурсу аттестатов. Вузы учитывают результаты сдачи ЕГЭ. Для отдельных категорий абитуриентов стоматологические университеты организуют собственные вступительные испытания. Речь идет об иностранных гражданах, инвалидах, а также выпускниках техникумов, колледжей и училищ. Они при желании имеют право сдать внутренние экзамены вузов, не предоставляя при этом результатов ЕГЭ.
Проходные баллы на бюджетное место в любом стоматологическом институте каждый год разные и зависят от того, насколько хорошо абитуриенты сдали ЕГЭ и как много отличников решит поступать в конкретный вуз. В последние несколько лет уровень высокий – в среднем 80–90 по каждому предмету. На платное обучение конкурс ниже: как правило, достаточно набрать на ЕГЭ 60-65 баллов. Победители олимпиад из Перечня Минобрнауки по профильным дисциплинам (химии и биологии) пользуются преимуществом при поступлении и могут попасть в ряды студентов вне конкурса.
Что делает стоматолог?
Стоматологи делают разные вещи. Есть стоматологи-терапевты, стоматологи-хирурги, стоматологи-ортопеды, стоматологи-пародонтологи, ортодонты. Немного особняком стоит специальность детский стоматолог.
Что делает стоматолог-терапевт?
Стоматолог-терапевт лечит кариес, зубные каналы (это направление работы называется эндодонтией), проводит художественную реставрацию зубов с помощью пломбировочных материалов. Чем меньше разрушен зуб, тем легче его спасти. Но современные инструменты и материалы позволяют справиться даже с, казалось бы, безнадёжными случаями. Тут многое зависит от мастерства врача.
Что делает пародонтолог?
Стоматолог-пародонтолог лечит воспаления дёсен, т.е. слизистой оболочки и мягких тканей, которые окружают и поддерживают зубы. Зубы и дёсны образуют единую систему, и без здоровых дёсен здоровых зубов не бывает. Пародонтолог лечит стоматит (воспаление слизистой), гингивит (воспаление дёсен), пародонтит (в него превращается гингивит, если не лечить) и пр. Самое неприятное заболевание этого рода – пародонтоз. Он возникает, если в пространство между зубом и десной проникает инфекция. Боль в дёснах и неприятный запах изо рта – самое безобидное, к чему он ведёт. Со временем от пародонтоза зубы перестают держаться в своих гнёздах, расшатываются и выпадают. Задача пародонтолога – остановить процесс и вернуть дёснам и зубам здоровье. Для этого он использует лекарства, но иногда приходится применять хирургические методы лечения.
Что делает хирург-стоматолог?
Стоматолог-хирург занимается зубами, которым консервативного лечения уже недостаточно. Он удаляет зубы, вычищает полости между зубами и дёснами при пародонтозе (кюретаж), удаляет кисты, проводит подсадку костной ткани (иногда это делается при подготовке протезирования), и пр.
Что делает стоматолог-ортопед?
Стоматолог-ортопед– это специалист по протезированию. Сокращённо – протезист. Когда стоматолог-терапевт провёл лечение и исчерпал все возможности восстановить зуб своими средствами, он направляет пациента к протезисту. Тот, хорошо понимая биомеханику зубочелюстной системы, предлагает пациенту варианты протезирования. Снимает слепки зубов, на основе которых зубной техник готовит протезы. Затем врач проводит примерку, подгонку и окончательно их закрепляет во рту пациента. Сегодня в распоряжении у стоматолога-ортопеда множество вариантов протезирования – от коронок, мостов и вкладок до имплантатов. Также применяются и съёмные протезы. Но с развитием технологий эти неудобные конструкции постепенно уйдут в прошлое.
Что делает ортодонт?
Ортодонт – специалист по исправлению прикуса. Неправильный прикус – распространённая проблема. Причём она не только эстетическая. Неправильный прикус мешает дикции, а также может стать причиной болезней зубов и дёсен. Прикус исправляется с помощью специальных капп и брекетов.
Что делает детский стоматолог?
Детский стоматолог работает с пациентами в возрасте от 0 до 17 лет. В это время зубы и челюсти только ещё формируются, и детский стоматолог учитывает особенности возрастного развития, он не только лечит уже появившийся кариес, но и следит за тем, как происходит формирование зубов и прикуса.
Стоматолог широкого профиля
Многие современные стоматологи выходят за рамки узких направлений. Например, стоматолог-терапевт может заниматься лечением дёсен, т.е. выполнять функции пародонтолога. Особенно востребованы стоматологи общего профиля в частных клиниках, потому что такой врач может самостоятельно обследовать больного, поставить диагноз, составить план лечения и провести его. Однако освоить в равной мере все перечисленные специальности невозможно, поэтому полностью отказаться от узких специалистов клиники не могут. Например, стоматологи общей практики обычно не занимаются протезированием. Но бывают исключения: врач частного стоматологического кабинета может совмещать лечение и протезирование.
Колледжи и ВУЗы для будущих стоматологов
В столице России стать специалистом в области стоматологии можно только в пяти вузах и трех колледжах. Чтобы поступить в высшее УЧ потребуется сдача ЕГЭ по трем предметам:
— русскому языку — биологии — химии.
Для тех, кто желает поступить в колледж, в приемную комиссию нужно будет принести школьный аттестат, абитуриент будет зачислен по конкурсу баллов аттестатов. Рассмотрим лучшие учебные заведения для стоматологов в Москве.
1. Государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
Данный ВУЗ является ведущим профильным университетом страны, здесь насчитывается больше всего мест на бюджет по стоматологии:
- дневное отделение — 220 мест
- вечернее отделение — 50 мест.
Университет предлагает большой выбор стоматолоческих специализаций: начиная от пародонтологи и терапии и заканчивая популярными нынче челюстно-лицевой хирургией и ортодонтией. На базе учебного заведения открыт:
- Клинико-диагностический центр
- Поликлиника
- Центр челюстно-лицевой хирург
- Стоматология
Поэтому у студентов есть возможность получить прекрасную практику по своей специализации. Также ВУЗ располагает факультетом средне профессионального образования, ежегодно сюда принимают 30 человек, которые мечтают стать зубными техниками. Отличительно, что каждый студент имеет свое персональное рабочее место в зуботехнической учебной лаборатории.
2. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова
В данном учебном заведении можно получить специальность:
- детского и взрослого стоматолога-терапевта
- хирурга
- ортодонта
- ортопеда.
Университет располагает 119 бюджетными местами, чтобы поступить, необходимо набрать более 270 баллов по результатам трех ЕГЭ. На платное отделение проходной балл значительно ниже — от 171 балла. Первый медуниверситет — лидер в разработке современных прогрессивных технологий обучения. Например, здесь создана и внедрена первая в РФ «Учебная виртуальная клиника» — профильные тренажеры, клинические отделения (виртуальные), обучающие программы, вместо преподавателей здесь выступают телементоры. Основное преимущество этого университета в наличии собственной клинической базы, кафедры профессионалов стоматологического факультета, которые расположены на базе стационарного отделения челюстно-лицевой хирургии и пяти клиник. Наряду со специалистами с высшим образованием, ВУЗ готовит зубных техников (бюджетных мест — 15).
3. Исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
На факультет стоматологии ВУЗ принимает 25 абитуриентов, для зачисления необходимо набрать от 260 баллов по результатам трех экзаменов. Практическое обучение студенты начинают уже на младших курсах. Учащиеся вторых курсов имеют возможность работать в профессионально оборудованных классах, в которых смоделированы условия настоящего стоматологического приема. Каждый студент здесь имеет персональное рабочее место:
- комплект оборудования
- фантомный стол
- необходимые материалы
- имитатор головы пациента.
На следующих курсах студенты осваивают самостоятельно прием пациентов в настоящих медицинских учреждениях, руководят процессом преподаватели профильных кафедр. На старших курсах молодые люди имеют возможность посещать мастер-классы, которые организовываются в период проведения международных выставок по стоматологии, таким образом изучая достижения международного стоматологического сообщества.
4. Медицинское училище № 1
Этот ССУЗ был основан более 200 лет назад, и считается самым старым медучилищем Москвы. Ежегодно здесь набирают 70 человек на «Стоматологию ортопедическую». Конкурс проводят по баллу аттестата. Отличительно, что в училище работает система распределения выпускников по запросам Департамента здравоохранения. Зубных техников чаще всего трудоустраивают во взрослые и детские городские поликлиники. Те, кто желает работать в частных медицинских центрах, поиском работы занимается самостоятельно. По статистике 15% выпускников училища продолжают обучение в медицинских ВУЗах.
5. Медицинский колледж МИИТа
Медицинское образовательное учреждение является подразделением Московского университета путей сообщения. Колледж готовит средний медперсонал для учреждений РЖД, здесь же студенты проходят производственную практику. Выпускники специальности «Стоматология ортопедическая» трудоустраиваются на 100 % по распределению в поликлиники и больницы железнодорожного транспорта столицы. Обучение на специальность «Зубной техник» здесь получить можно только на платной основе, стоимость — 90 000 рублей.
SocButtons v1.4
Кафедры
В состав стоматологического факультета входят 8 кафедр:
— кафедра терапевтической стоматологии (зав. кафедрой, доцент, д.м.н. Ю.Г. Тарасова),
— кафедра ортопедической стоматологии (зав. кафедрой, профессор, д.м.н. И.С. Рединов),
— кафедра стоматологии детского возраста, ортодонтии и профилактики стоматологических заболеваний (зав. кафедрой, доцент, д.м.н. Р.Р. Шакирова)
— кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (зав. кафедрой, доцент, к.м.н. С.Б. Мохначева).
— кафедра микробиологии и вирусологии (зав. кафедрой, д.м.н. М.К. Иванова),
— кафедра офтальмологии (зав. кафедрой, д.м.н. В.А. Корепанов),
— кафедра факультетской терапии с курсами эндокринологии и гематологии (зав. кафедрой, профессор, д.м.н. Ю.В. Горбунов),
— кафедра медбиофизики, информатики и экономики (зав. кафедрой, к.э.н., доцент Н.П. Пенкин).
Зарплаты и перспективы трудоустройства
Проблем с поиском работы у дантистов в наши дни нет. Частные стоматологические клиники открыты на каждом шагу, и везде требуются квалифицированные специалисты. Многие выпускники идут работать и в госучреждения, поскольку уровень зарплат даже в них сейчас относительно высок. В столице и крупных городах стоматологи получают от 40 до 150 тысяч рублей в месяц.
Перспектива большого дохода всегда влекла будущих студентов-медиков к стоматологии. Но желания хорошо зарабатывать недостаточно, профессия требует кропотливой подготовки. Придется освоить огромную теоретическую часть и потратить немало лет на получение практических навыков. И только после этого мечта о большой зарплате может стать реальностью.
Методы: что делает детский и врач для взрослых и как лечит?
Ортодонтические проблемы устраняются двумя способами:
- Хирургический. Предназначен для крайних случаев, когда иная терапия заведомо не принесет результата.
- Консервативный. Именно ему ортодонты отдают предпочтение, несмотря на то, что данный способ занимает гораздо больше времени. Включает две методики: миотерапия и аппаратное лечение.
Миотерапия
Данная методика представляет собой специально разработанную гимнастику, стимулирующую работу челюстных мышц. Чаще всего миотерапию используют для коррекции детских отклонений, если возраст маленького пациента не позволяет произвести установку корректирующих конструкций.
Взрослые могут использовать данную гимнастику в качестве профилактики.
Что входит в методику:
- Различные упражнения, влияющие на работу языка.
- Наклоны головы в процессе жевания и глотания.
- Зевание, смещение челюсти из стороны в сторону или по кругу, а также полоскания.
- Массаж щеткой десен и мягкого неба.
Аппаратное
Основным методом в ортодонтии является аппаратное лечение с помощью установки корректирующих конструкций. Его проводят в любом возрасте (рекомендуется после замены молочных зубов), однако стоит учитывать, что терапия займет больше времени, если пациент старше двадцати лет.
Подобные системы делятся на несколько видов:
- Несъемные конструкции.
- Брекеты. Специальным клеем брекеты прикрепляют к поверхности зуба, после чего в пазы вставляют металлическую дугу, зафиксированную по краям лигатурой. На крючках брекетов располагают эластики – мягкие резинки, защищающие полость рта.
Дуга регулирует давление на зубы, сдвигая их до полного смыкания. Конструкцию затягивают раз в месяц, а само лечение длится от полугода до нескольких лет.
Срок зависит от первоначальной патологии и возраста пациента. Брекеты бывают металлические и керамические. Последние малозаметны на зубах, некоторые почти прозрачные. Для детей используют разноцветные брекеты.
- Постоянные фиксаторы пространства. Их используют, если произошло раннее выпадение молочных зубов, чтобы сохранить освободившееся пространство для роста постоянной коронки.
Представляет собой проволочную дужку, закрепляемую между соседними от свободного места зубами.
- Брекеты. Специальным клеем брекеты прикрепляют к поверхности зуба, после чего в пазы вставляют металлическую дугу, зафиксированную по краям лигатурой. На крючках брекетов располагают эластики – мягкие резинки, защищающие полость рта.
- Съемные конструкции.
- Пластинка для челюсти. Принцип воздействия такой же как у брекетов. Закрепляется на зубах с помощью дуги, которую периодически подтягивают для изменения давления на зубной ряд. Снимается для приема пищи или чистки зубов.
- Съемные фиксаторы пространства. Делаются из акрила, который покрывает зубной ряд, и могут снабжаться проволочными или пластиковыми вставками для того, чтобы удерживать пространство между коронками.
Хирургическое
Сразу стоит сказать, что подобное лечение проводится стоматологом-хирургом. К нему прибегают при тяжелой степени патологии. Хирургическое воздействие включает в себя несколько способов:
- удаление зубов, которые мешают развитию остальных;
- частичное удаление костной ткани;
- компактостеотомия: рассечение кости в проблемной области.
Этапы
Процедура лечения ортодонтических патологий – процесс долгий и трудоемкий. Основными этапами являются:
- Диагностика зубов и полости рта и проведение лечения выявленных проблем (болезнь десен, кариес и т.д.)
- Профессиональная чистка зубов.
- Подбор и установка корректирующей системы. На этом этапе при необходимости осуществляют хирургическое вмешательство.
- Регулярные визиты к специалисту для контроля результатов, их корректировки и регуляции давления корректирующей системы.
- Завершение лечения.
- Ретенционная стадия. Тонкая проволока или специальная каппа устанавливаются для фиксации полученных результатов. В среднем, этот этап занимает примерно половину времени, затраченного на основное лечение.
Лучшие среди платных медицинских университетов
Самый высокий уровень образования показывают образовательные заведения здравоохранения Москвы, Санкт-Петербурге, Краснодара, Казани, Воронежа, Самары, Нижнего Новгорода, Твери. В этих городах профессии врача обучают платно, при этом даже «на коммерцию» попадают абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ. Сведения были получены в результате мониторинга, проведенного по инициативе МИА «Россия сегодня» и НИУ «ВШЭ».
Представляем первую десятку ВУЗов, на платные отделения которых сложно попасть из-за завышенных конкурсных баллов:
- ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
- ВГМА им. Бурденко.
- МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
- КГМУ.
- СпбГПМУ.
- КубГМУ, г. Краснодар.
- Первый МГМУ им.И.М.Сеченова.
- СамГМУ.
- ТГМУ, г. Тверь.
- НижГМА, г. Нижний Новгород.
По традиции самыми востребованными специальностями с соответствующим конкурсом являются:
- стоматология
- лечебное дело
- педиатрия
- фармация.
Получить профессию врача заочно невозможно. В российских ВУЗах есть ряд факультетов, где приемлема такая форма обучения, но, во-первых, их количество постепенно сводится к нулю, во-вторых, обучают здесь не будущих терапевтов и стоматологов, а специалистов с условно-медицинским профилем – например, сестринскому делу с уклоном на менеджмент.
Насколько высоко ценится диплом российского медицинского ВУЗа за рубежом
Полномочиями на присуждение международных квалификаций в области медицины сегодня не наделен ни один орган в мире. Учитывая этот факт, низкий статус диплома российского ВУЗа и его неконвертируемость следует принимать, как ложное и ничем не подтвержденное суждение. Подобным мифом ранее, в советские времена, правительственные чиновники и заинтересованные структуры пытались перекрыть дорогу на запад квалифицированным специалистам.
О качестве образования в заведениях высшей школы, а также о престиже самого учреждения, не совсем правильно судить по присвоенным наградам и регалиям. Самый объективный оценочный фактор – это практикующие выпускники – их работа, карьера и достижения. Удерживать высокий статус можно только при постоянном присутствии на рынке и наличии прогресса по всем направлениям, в т.ч., по научно-исследовательской работе и сотрудничеству с «заграницей».
Законодательство США, например, разрешает принимать на работу врачей с дипломами ВУЗов, зарегистрированными в ВОЗ и в агентстве IMED-FAIMER (орган, уполномоченный государством). Работодателям должно быть все равно, какое заведение закончил соискатель – Гарвард или ГМУ в Краснодаре. Во главу ставится не место получения диплома, а профессионализм и личностные способности. Если название учреждения не числится в списке ВОЗ, на вакансию не стоит рассчитывать. Конкретно – наименование медвуза должно упоминаться в каталоге «Авиценна» (содержит обширный перечень образовательных заведений мира, работающих на здравоохранение и на другие направления деятельности) и в «WHO WorldDirectory of Medical-Schools».
По такому же признаку следует выбирать и учреждение для получения образования: если его название не значится в каталогах ВОЗ, оно теряет привлекательность у поступающих и не может претендовать на престижность.
Регистрация медвузов в ВОЗ осуществляется на основе заявки, поданной государственным органом, компетентным в решении подобных вопросов. В России такой инстанцией является Министерство здравоохранения РФ. Сама процедура регистрации выполняется автоматически, но процесс этот иногда искусственно затягивается по причинам, известным самим представителям международной организации. Примером тому служит медицинский факультет Санкт-Петербургского Госуниверситета: год его основания – 1995, а официально в списках ВОЗ он появился только в 2003, а в 2006, после запроса администрации, был внесен в перечень IMED.
Лучшие ВУЗы, в которых учат будущих зубных врачей
В России существует большое количество медицинских ВУЗов, немаловажным для достижения наивысших результатов в обучении, является выбор университета. Ведущими медицинскими ВУЗами Москвы являются:
- Первый МГМУ им. И. М. Сеченова,
- РНИМУ им. Н. И. Пирогова,
- МГМСУ им. А. И. Евдокимова.
Также необходимо отметить Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, где также готовят специалистов высшего уровня в области стоматологии.
Кроме того, медицинские колледжи, которые выпускают средний медицинский персонал, в том числе по специальности «Стоматология профилактическая» — это, как правило, стоматологические гигиенисты.
В сферу компетентности гигиениста входит профессиональная гигиена полости рта, которая включает удаление мягкого зубного налета, камней, а также профессиональную чистку после снятия брекет-системы.Обучение на гигиениста длится в среднем 12-15 месяцев, поэтому сколько выпускнику учиться на специальность «стоматология» зависит от того, поступает он в ВУЗ или среднее медицинское учреждение. Средние медицинские учреждения для овладения специальностью «стоматологический гигиенист»:
- Санкт-Петербургский медицинский колледж № 3. Санкт-Петербург,
- Колледж инновационных технологий и сервиса «Галактика». Москва.
- Стоматологический колледж №1. Москва.
Продолжительность обучения и возможные специальности
Курс основного медицинского образования, стоматологического в том числе, длится 5 лет. Затем выпускник проходит аккредитацию, получает право самостоятельно работать терапевтом и после годичной практики в поликлинике может поступать в ординатуру, чтобы освоить более узкую специализацию:
- пародонтология;
- хирургия;
- ортодонтия;
- ортопедия;
- детская стоматология.
После 9 класса на стоматолога учатся в медицинских колледжах, но далеко не во всех. Ссузы готовят по двум специальностям:
- профилактическая стоматология (31.02.06) – это будущие гигиенисты, которые оказывают профилактическую стоматологическую помощь, занимаются профессиональной гигиеной полости рта;
- ортопедическая стоматология (31.02.05) – это зубные техники, которые изготавливают съемные протезы, штифтовые вкладки, коронки, челюстно-лицевые и ортодонтические аппараты.
Большинство колледжей принимает на обе специальности исключительно выпускников 11 классов. После 9-го можно стать только зубным техником, и не во всех учебных заведениях: в Москве, например, таких ссузов нет, в Санкт-Петербурге единственный медколледж № 3 набирает выпускников девятых классов на специальность «ортопедическая стоматология». Срок обучения на базе основного среднего образования – 3 года 10 месяцев. После 11 классов учиться на год меньше, а будущие гигиенисты проходят полный курс всего за 1 год 10 месяцев.
Стоматологам требуются ассистенты – медсестры. Такую профессию тоже можно получить в медколледже, в том числе и после 9 класса. Окончание среднего специального учебного заведения и опыт работы в медицине открывают дорогу к поступлению в институт стоматологии по внутренним экзаменам вуза, а не по результатам ЕГЭ.