Методика написания сочинений по истории к егэ 2021 на максимальный балл

Что значит идти дорогой чести?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос)

Что такое честь? Я думаю, честь — это … (определение, в чем проявляется). Дорога чести — это, как мне кажется, выбор человека, который в сложной жизненной ситуации не совершит поступок, противоречащий понятию чести. Что же значит идти дорогой чести?

Тезис 1. + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Идти дорогой чести значит не отступаться от своих принципов. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Гринев остается верен принципам, не переходит на сторону самозванца Пугачева)

Тезис 2 + пример. Идти дорогой чести значит жить по совести, не нарушать нравственные нормы. (В. Каверин «Два капитана», Саня Григорьев даже в непростых ситуациях не нарушает нравственные нормы, соблюдает принципы честности и доброты; например, он не может промолчать, когда директор школы, желая свести личные счеты с учителем географии, хочет выгнать этого учителя из школы)

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, быть честным с самим собой, не предавать свои принципы и жить по совести значит идти дорогой чести.

Структура экзамена в 2021

После ЕГЭ 2020 года впервые изменилась шкала перевода первичных баллов во вторичные

Утверждать, сохранится ли такая разбалловка, сейчас нельзя, поэтому важно подготовиться к ЕГЭ по истории на максимально возможный балл

В 2021 экзамен будет состоять из тестовой части и заданий на развернутый ответ. Изменения коснулись только формата сочинения.

Первая часть состоит из девятнадцати заданий, проверяющих:

  • знание хронологии российской и зарубежной истории,
  • знание терминологии,
  • знание исторических процессов и их событий, участников,
  • знание событий Великой Отечественной войны,
  • умение анализировать карты,
  • умение анализировать культурологическую информацию.

Максимальный первичный балл – 31:

  • № 1, 4, 10, 13-15, 18-19 – 1б,
  • № 2-3, 5-9, 12, 16-17 – 2б (при наличии одной ошибки – 1б),
  • № 11 – 3б (одна ошибка – 2б, две-три ошибки – 1б).

Вторая часть требует следующих навыков:

  • умение работать с источником,
  • умение анализировать событие,
  • умение анализировать и аргументировать позиции по спорным историческим вопросам,
  • умение полно описывать исторический процесс или личность.

Максимальный первичный балл — 25:

  • № 20-22 – 2б,
  • № 23 – 3б,
  • № 24 – 4б,
  • № 24 – 12б.

Первое и самое масштабное изменение

Увеличилось количество баллов за задание на аргументы. Теперь за полностью правильное выполнение № 24 (два верных аргумента «за» и два аргумента «против») можно получить пять первичных баллов (ранее 4 балла).

Поэтому на данный момент разбалловка за это задание выглядит следующим образом:

— два аргумента «за» и два «против» — 5 баллов (ранее 4 балла);

— два аргумента «за» и один «против» или наоборот – 4 балла (ранее 3 балла);

— один аргумент «за» и один аргумент «против» — 3 балла (ранее 2 балла);

— два аргумента «за» или два аргумента «против» — 2 балла (ранее 1 балл);

— один аргумент «за» или «против» — 1 балл (ранее 0 баллов).

Как писать

Владение материалом о других ключевых деятелях обозначенного периода может стать дополнением, обрамлением двух главных линий повествования. Но упоминание о них – это только штрихи к полной картине выбранного периода. Они не должны уводить рассказ в сторону, отвлекая от главного материала. Четкое соблюдение пропорций (главная линия – контекст) удержит логику повествования и продемонстрирует уверенное владение материалом.

Определившись с фактическим материалом, следует составить подробный план, чтобы текст получился логически связанным, последовательным. Сразу распределить даты, факты, имена, географические названия по значимости, логической связи. То есть, эссе должно иметь следующую структуру:

  1. Вступление с общей характеристикой периода;
  2. Первая линия описания:

    • o предпосылки (причины);
    • o какое событие из-за этого произошло;
    • o личность и ее роль в событии;
    • o какие факты имели место;
    • o как это отразилось в дальнейшем, почему послужило предпосылкой для следующего описываемого события;
  3. Вторая линия описания:

    • o предпосылки (причины);
    • o какое событие из-за этого произошло;
    • o личность и ее роль в событии;
    • o какие факты имели место;
    • o как это отразилось в дальнейшем;
  4. Общая оценка периода (с опорой на мнение историков или знание последующих событий).

Правильно выстроенный план и строгое следование ему дают 1 балл при оценке повествования с точки зрения формы.

Образность и выразительность баллов не добавят – предпочтение отдают строгому повествованию без фактических ошибок, наличие которых уменьшает окончательный результат до 2 баллов.

Грамотное и уместное употребление исторической терминологии, актуальной для описываемого периода, повысит итоговое количество баллов на 1.

Например, для периода с 945 по 972 важно употребить такие слова, как оброк и погосты (в связи с реформами княгини Ольги), уделы, усобицы (терминология из описания политики Святослава). Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу

Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу.

Зная мнение ученых-историков о знаковых событиях и ключевых персонах того или иного периода, автор эссе получит еще 1 балл. Если цель работы – наилучший результат, то при подготовке надо для каждого периода подобрать цитату из научных исследований, чтобы опереться на авторитетное мнение, завершая работу.

Например, для характеристики периода правления Ольги уместно сослаться на мнение Н. Карамзина, С. Соловьева. Или использовать высказывания Б. Грекова или И. Лебедева о значении военных походов Святослава.

Что нужно учить?

Придется выучить всю историю России: от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивных блока: древняя и средневековая история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век. Лучше уделить каждой эпохе равное количество времени, ХХ веку — чуть больше.

Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории.

Всеобщая история

Общемировой исторический контекст проверяется во 2 и 19 заданиях. Для решения задания из первой части нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в , их чуть больше сотни (114 штук).

Более глубокие знания потребуются вам в задании 19, ведь теперь вам предстоит составить аргумент (в том числе на основе конкретных фактов из истории зарубежных стран!), который бы подтверждал или опровергал предложенную в задании точку зрения. Поэтому механическим заучиванием здесь не обойтись

Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи, начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком

Культура

В заданиях 7, 14 и 15 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов. 

Картографический блок

В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племён. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими

Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие

В заданиях 8-11 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя, а с 2022 года вам придется поработать и с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков. 

Великая Отечественная война

Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной войны. Отныне ей посвящено отдельное задание 16 из второй части экзамена (два текста + три вопроса по ним). А еще в КИМах она может всплыть несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление. 

Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР. 

История современной России

Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов «лихие 90-е» и 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В. В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. А. Медведева.

Начните с плана подготовки

В 2020/21 учебном году утверждены 5 направлений итогового сочинения:

1. Забвению не подлежит 

2. Я и другие 

3. Время перемен 

4. Разговор с собой 

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения 

Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?

По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет. 

Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?

Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.

Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).

Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться. 

Как пишут историческое сочинение все?

Обычно учащиеся думают, что историческое сочинение — это что-то вроде итогового сочинения по литературе, в котором ты высказываешь свое мнение. Как раз на обозначенном вебинаре ребята протранслировали такое понимание.

То есть все пишут по обычной схеме: введение, основная часть, заключение. В результате максимум, что они набирают — это 4-5 баллов из 11 возможных… Да, да, ребят, за историческое эссе в тесте ЕГЭ по истории дается сегодня 11 первичных баллов. Это пятая часть всей работы.

Почему «школьный» метод написания такого сочинения оценивается экспертами в 4-5 баллов? Потому что такая работа совсем не отвечает критериям оценивания. Их Вы можете найти в самом демотесте, который можно скачать с сайта ФИПИ. Именно поэтому то, как пишут сочинение все — нас не устраивает — нам ведь нужны максимальные баллы!

Особенности эссе по истории

Отличие творческого задания и его значимость для учащегося

Написание эссе по истории способствует развитию личности учащегося, учит вырабатывать свое собственное мнение, оценочное суждение по поводу того или иного исторического события, формировать ценностные приоритеты.

Эссе по истории не только проверяет знание автора исторических событий, но и способность систематизировать информацию, представлять результаты в свободной форме, понимать историческое значение событий и явлений.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вариант 2

(455 слов) Практически каждый человек втайне хотел бы прославиться, стать известным. Причем не только в данный момент, но и на долгое время. Желание «оставить после себя след» проявляется по-разному: у кого-то в творчестве, у других — в детях, а у некоторых даже в преступлениях. Писатели-классики, безусловно, выбирали первый путь, поэтому мы до сих пор читаем их произведения. Рассуждали они и о том, какие же люди остаются в истории.

В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» прославляются деяния Петра I, императора-реформатора, который прорубил окно в Европу. Этот государственный деятель умел видеть шире, чем его современники. Он предугадал, что процветание страны зависит от строительства города на Неве. И это место превратилось из «приюта убогого чухонца» в«полнощных стран красу и диво». Петр I был действительно великим человеком, который многое сделал для развития России. Его личность осталась в истории, потомки с благодарностью вспоминают его до сих пор. Однако А. С. Пушкин затрагивает вопрос противоречия интересов государства и «маленького человека». Ведь этот выгодный в стратегическом отношении город построен на неподходящем месте – здесь испарения от болот, постоянные наводнения. И от этого страдал не император или его приближенные, а простые люди. Так и произошло с главным героем, Евгением. Он сам во время наводнения еле спасся, а свою возлюбленную потерял навсегда, ведь ее домик попросту снесло водой. Правители государств точно остаются в истории, однако стоит помнить, что за величием страны часто стоят страдания ее граждан. И не каждому хотелось бы именно такой неоднозначной популярности.

А можно ли остаться в истории, будучи просто хорошим человеком, а не правителем?А. И. Куприн в рассказе «Чудесный доктор», изобразив профессора Пирогова, доказывает, что доброе сердце и помощь людям позволяют задержаться в памяти надолго. А самое главное – прожитьс гармонией в сердце. Профессор Пирогов встретил главного героя, Емельяна Мерцалова, когда последний уже собирался вешаться. И причины были серьезны: герой потерял работу, ему нечем было кормить детей, а младшая дочка Машутка тяжело болела. Случайный прохожий, который оказался знаменитым врачом, не отвернулся от чужого горя. Он пришел к Мерцаловым, осмотрел Машутку, помог с дровами и едой, выписал рецепт на лекарства и тайком оставил деньги. Как считают Мерцаловы, «с этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью». Доктор Пирогов всегда оставался верен своему призванию, был не только профессионалом, но и самоотверженным человеком. И такие личности также остаются в истории, хоть и завоевывают страны и города. Чтобы остаться в вечности, нужно делать то, что ты умеешь, лучше всего и помогать в этом другим людям.

В истории остаются люди незаурядные, которые добились в своей сфере чего-то, что не вышло у других. Именно это вызывает восхищение и остается в памяти. Стоит помнить, что далеко не все великие дела требует жертв. Участие, сострадание и доброта необходимы в любом обществе во все времена. И любое великое дело можно направить в сторону добра.

Работа с критериями

Смотрим К1 — все отлично, указано больше двух явлений и процессов. Проверить данный критерий всегда было очень просто — вам просто нужно найти в работе две исторические даты. Если они есть, вы ставите два балла.

К2 — Мономах и Мстислав на месте. В прошлом году данный критерий был бы зачтен, но сейчас в критериях есть поправка, гласящая, что деятели должны иметь комментарий, содержащий их роль в истории России. Как написать и выделить роль? Для это используется глагол, например издал, повелел, руководил, возглавил и т.д.

В данной работе роли деятеля нет — 0 баллов.

Пример причинно-следственной связи

К3 — Причинно-следственных связей в работе аналогично просто нет. Что это такое?

Причинно-следственные связи — это вообще положение, когда показывается влияние периода на последующие годы развития государства. То есть Вы берете итоги и продолжаете мысль, глядя уже за 1132 год. Ключевой вопрос: к чему привело? На своих курсах я рекомендую использовать перекрестную модель написания причинно-следственных связей, используя ключи ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ.

Пример причинно-следственной связи. Синим цветом выделена роль Василия Голицына:

Итог: 0 баллов

К4 — Следствие периода на будущую историю. В прошлом году историческое сочинение требовало знание историографии выпускником. Это историческая оценка от лица знаменитого историка, например Карамзина. В этом году подобного не требуют. Необходимо написать на что повлиял период в будущем

Пример правильно раскрытого К4:

Как вы видите — тоже 0 баллов.

К5 — Использование исторического термина. В данном случае это междоусобица. Плюс один балл.

К6 подразумевает отсутствие фактических ошибок, как и критерий К7 — форму работы, как сочинение. Таким образом, отвечая на вопрос, писать ответ на задание 25 нужно, как сочинение по русскому языку и литературе без использования пунктов и подпунктов.

Здесь этого не соблюдено: 0 баллов.

Изменения ЕГЭ по истории 2022

Обновлённая модель ЕГЭ по истории удивила всех масштабными изменениями, которые, впрочем, не так страшны, как кажутся.

Прежде всего, из экзамена исключили «золотую антилопу» — историческое сочинение, которое раньше могло принести до 10% от общей суммы баллов.

Ушла и аргументация в классическом виде, и теперь это задание стало гибридным. С 2022 года оно включает элементы всеобщей истории, поэтому для получения заветных баллов придётся попотеть.

Из экзамена убрали задания-дубли, которые проверяли схожие навыки и единицы знаний. В целом КИМ стал менее перегруженным и более прозрачным. Еще важные изменения:

  • на экзамен отводится 180 минут вместо прежних 235;
  • максимальное количество баллов сократилось с 56 до 38.

Изменения в ЕГЭ по истории действительно масштабные. И речь здесь не столько об изменении количества заданий, сколько в критериях оценивания. И если при подготовке их не учесть, то на экзамене можно запросто потерять важные и ценные баллы. Чтобы этого не произошло, мы в MAXIMUM Education разбираем с нашими учениками абсолютно все изменения ФИПИ и обновленные критерии оценивания. После этого мы тренируемся решать все задания и учимся подыскивать лучшие аргументы для письменной части. И обязательно делимся с учениками лайфхаками решения заданий. Большая часть из них типовая, а значит надо просто отточить нужные навыки, чтобы всегда получать максимальный балл.Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ по истории на 80+, то можете смело записываться на наши курсы подготовки. Мы определим ваш уровень знаний и научим всему необходимому!

Алгоритм написания исторического сочинения

В первую очередь рекомендуется составить в черновике небольшую таблицу:

Отдельно следует записать исторические термины и понятия, связанные с этим периодом.
Во введении нужно указать, чем вызван выбор начальной и конечной даты. Затем в нескольких предложениях описать этот период, его характерные особенности и главные события.
При написании основной части большую помощь окажет составленная таблица. Каждое событие нужно проанализировать и более подробно описать его причины и последствия, деятельность и роль конкретных личностей.
В заключительной части нужно оценить влияние периода на дальнейшую историю России

Для этого потребуется вспомнить, как дальше развивалась страна, и что по этому поводу писали историки.
Закончив работу в черновике, нужно тщательно проверить сочинение на наличие фактических ошибок (если дата события вызывает сомнения, лучше ее не писать); обратить внимание на связность текста и соответствие основным требованиям (не менее двух событий, личностей и т. д.).
После внесения необходимых исправлений и дополнений сочинение можно переписать на чистовик

О чем писать

Выбрав период, в котором вы ориентируетесь лучше всего, нужно отобрать для эссе два ярких события или процесса, переломных явления или две знаковых ситуации, имевших место в данном отрезке времени. В связи с отобранным событийным материалом следует из всех действующих лиц периода выделить две личности, не просто причастных к этим событиям. Это должны быть ключевые персоны, действия которых имели принципиальное влияние на последующие процессы, ситуации в истории Отечества. Для описания их деятельности и влияния на ход истории нужно знание конкретных фактов. Соблюдение этих условий в полной мере обеспечит 4 балла по двум первым критериям.

Если знания позволяют сделать выбор двух персоналий из нескольких, то для эссе надо использовать материал, дающий возможность уверенно установить причины и следствия, связывающие эти два события. Не менее важен акцент на исторической роли выбранных личностей – как они повлияли на ход истории в дальнейшем, причиной каких событий стала их деятельность в обозначенном периоде. То есть, одно из событий, непосредственное отношение к которому имеет первая личность, должно быть предпосылкой или причиной второго события, в связи с которым речь пойдет о второй личности и ее роли в истории. Это непременное условие для получения 2 баллов по следующему критерию.

Например, для описания выбран период с 945 по 972. Яркая историческая личность этого времени — княгиня Ольга. В 957 году она приняла крещение, став первой христианкой на престоле. Предпосылкой для княжения Ольги стала недальновидность ее мужа, князя Игоря, который был жестоко растерзан древлянами за попытку собрать с них дань дважды, пытаясь покрыть расходы на постоянные военные походы. Овдовев, Ольга заняла место мужа и первым делом отомстила непокорным древлянам, подчинив их Киеву. Укрепив власть киевского престола, Ольга занялась внешней политикой, результатом чего стало ее крещение. Следствием этого радикального шага стало Крещение Руси, произошедшее в следующем временном отрезке.

Вторую цепочку можно выстроить вокруг сына Ольги, Святослава. Ольга, находясь у власти до совершеннолетия сына, подготовила почву для его правления. Воитель Святослав расширил границы государства за счет западных территорий, укрепил роль Руси на международном уровне. Святослав к концу правления разделил земли единого княжества между своими сыновьями, положив тем самым начало периода 500-летней борьбы между удельными князьями – длительного периода междоусобиц, раздирающих Русь изнутри.

Алгоритм работы с сочинением

Для того, чтобы правильно написать данный вид письменной работы следуйте приведённым ниже пунктам:

Выберите тот временной период, который вы знаете наиболее хорошо и для которого с большей вероятностью сможете привести два события. Определите чей период правления затрагивают выбранные временные рамки. Вспомните какие наиболее значимые исторические события произошли в это время. Их должно быть не меньше двух. Вспомните какие исторические личности жили в то время, как они повлияли на написанные вами события и на ход истории России в целом. Выявите связь между двумя приведёнными вами событиями. Объясните причины возникновения этих событий. Составьте себе план, по которому будете писать сочинение. В нём должны быть четыре абзаца (найти его можно выше). Напишите черновой вариант эссе на основе вашего заготовленного плана и написанной информации. Напишите заключение вашего исторического сочинения, дав оценку произошедшим событиям и пояснив их последствия

Перечитываем своё сочинение, проверяем его на наличие ошибок (особое внимание уделить фактическим) и переписываем в чистовик. Используйте для сочинения заранее заученные клише (найти их можно ниже)

Используйте различные исторические термины и понятия, подходящие под выбранный период. Пишите аккуратным и разборчивым почерком, так вы поможете эксперту быстрее и правильнее проверить вашу работу. Не искажайте исторические факты.

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
Сочинение должно быть написано самостоятельно

Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи. Присоединяйтесь к курсам подготовки в MAXIMUM Education: на годовом курсе ЕГЭ включена подготовка к итоговому сочинению. Обучаясь на полном курсе для 11 класса, вы убиваете 2 зайцев — ЕГЭ и декабрьское сочинение. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector