Пишем эссе по истории
Содержание:
- Алгоритм написания эссе по истории
- Алгоритм работы с сочинением
- Популярные сочинения
- Придумать заголовок эссе
- Планирование работы над эссе по истории
- Темы исторического эссе
- Как пишут историческое сочинение все?
- Алгоритм работы с сочинением
- Из чего состоит эссе по истории
- Историческое сочинение. 1598-1613
- Аргументация
- Как писать
- Пример и план эссе по истории
- Что важно учесть в эссе
- Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ
- Правила написания исторического эссе
Алгоритм написания эссе по истории
Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.
- Выбор периода.
- Находим подтверждение тому, что выбор верный.
- Называем период, учитывая его специфичность.
- Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
- Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
- Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
- Находим подходящие термины и нужные понятия.
- Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
- Собранная информация систематизируется.
- Создается план написания эссе по истории, пример:
Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
Делаем проверку и необходимую доработку.
Алгоритм работы с сочинением
Для того, чтобы правильно написать данный вид письменной работы следуйте приведённым ниже пунктам:
Выберите тот временной период, который вы знаете наиболее хорошо и для которого с большей вероятностью сможете привести два события. Определите чей период правления затрагивают выбранные временные рамки. Вспомните какие наиболее значимые исторические события произошли в это время. Их должно быть не меньше двух. Вспомните какие исторические личности жили в то время, как они повлияли на написанные вами события и на ход истории России в целом. Выявите связь между двумя приведёнными вами событиями. Объясните причины возникновения этих событий. Составьте себе план, по которому будете писать сочинение. В нём должны быть четыре абзаца (найти его можно выше). Напишите черновой вариант эссе на основе вашего заготовленного плана и написанной информации. Напишите заключение вашего исторического сочинения, дав оценку произошедшим событиям и пояснив их последствия
Перечитываем своё сочинение, проверяем его на наличие ошибок (особое внимание уделить фактическим) и переписываем в чистовик. Используйте для сочинения заранее заученные клише (найти их можно ниже)
Используйте различные исторические термины и понятия, подходящие под выбранный период. Пишите аккуратным и разборчивым почерком, так вы поможете эксперту быстрее и правильнее проверить вашу работу. Не искажайте исторические факты.
Популярные сочинения
- Главные герои произведения Дубровский Пушкина Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» включает в себя множество различных героев, которые имеют совершенно разный характер. Все персонажи в общем делят произведение на сторону зла и сторону добра.
- Сочинение описание картины Баба-яга Билибина (5 класс) Иван Яковлевич Билибин – художник-сказочник, выполнявший прекрасные рисунки ко многим былинам и сказкам, в том числе к сказкам Пушкина. Кроме этого, рисовал декорации к спектаклям. Билибин увлекался древнерусскими и народными традициями.
- Сочинение Рассвет с описанием Рассвет – это короткий промежуток времени, когда ночь ещё не ушла, а утро пока не проснулось, когда так сладко спится в своей постели людям, и им снятся самые лучшие сны.
Придумать заголовок эссе
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Когда берешься за написание эссе, самой сложной задачей становится на само изложение, а формулировка названия к нему. Чтобы название получилось четким, интересным и подобающим самой работе, нужно следовать нескольким хитростям:
сначала напишите само эссе, чтобы всю полученную в ходе информацию суммировать в одно предложение;
определитесь сначала с темой работы, чтобы заголовок не был слишком пространным;
обратите внимание на аудиторию, которая будет оценивать работу;
найдите в эссе ключевые фразы и отталкивайтесь от них;
отталкивайтесь от названий источников информации.
Заголовок работы не должен быть слишком объемным, но при этом его нужно сделать максимально информативным. Любые статьи и работы учащихся сегодня модно называть острыми подзаголовками, где сначала идет цитата, потом двоеточие и после него основная часть заголовка, например, «Вторая Мировая война: самые культовые события и исторические личности».
Планирование работы над эссе по истории
Вначале следует досконально изучить материал об исторической обстановке, в которой произошло формирование исторических личностей-фигурантов, подробности, обстоятельства и хронологию основных событий вашего эссе по истории. «Как писать о ходе исторических событий?» — спросите вы. Наиболее распространенное изложение — в хронологическом порядке. Его, как правило, рекомендуют для начинающих авторов. Говоря об следует представлять их личностные характеристики: на страже чьих интересов они стоят, какие взгляды на общество им присущи, способствовали ли лично они прогрессу или же наоборот. Сами темы эссе по истории зачастую содержат краткий намек на обосновываемый автором тезис.
Темы исторического эссе
Можно выделить 2 типа эссе по истории:
- рассуждение на основе цитаты;
- анализ выбранного периода.
Рассуждение на основе цитаты
Первый тип иногда задают в старших классах или на непрофильных специальностях. Написать эссе по высказыванию просто: нужно соотнести цитату с деятельностью ее автора и высказать свое отношение к этой исторической персоне.
Чаще всего для таких эссе дают цитаты или однозначно положительных деятелей, чьи заслуги в истории государства неоспоримы, или резко отрицательных (например, диктаторов). В этом виде эссе главное — привести примеры исторических событий, которые подтверждают высказывание.
Анализ выбранного периода
Этот вид работы применяется на ЕГЭ, также его иногда задают студентам-историкам. На выбор предоставляют несколько периодов и предлагают подробно раскрыть значение одного из них.
На ЕГЭ периоды касаются только истории России, в вузах такие эссе могут задавать и по всемирной истории. В обоих случаях структура исторического сочинения будет одинаковой.
Как пишут историческое сочинение все?
Обычно учащиеся думают, что историческое сочинение — это что-то вроде итогового сочинения по литературе, в котором ты высказываешь свое мнение. Как раз на обозначенном вебинаре ребята протранслировали такое понимание.
То есть все пишут по обычной схеме: введение, основная часть, заключение. В результате максимум, что они набирают — это 4-5 баллов из 11 возможных… Да, да, ребят, за историческое эссе в тесте ЕГЭ по истории дается сегодня 11 первичных баллов. Это пятая часть всей работы.
Почему «школьный» метод написания такого сочинения оценивается экспертами в 4-5 баллов? Потому что такая работа совсем не отвечает критериям оценивания. Их Вы можете найти в самом демотесте, который можно скачать с сайта ФИПИ. Именно поэтому то, как пишут сочинение все — нас не устраивает — нам ведь нужны максимальные баллы!
Алгоритм работы с сочинением
Для того, чтобы правильно написать данный вид письменной работы следуйте приведённым ниже пунктам:
Выберите тот временной период, который вы знаете наиболее хорошо и для которого с большей вероятностью сможете привести два события.
Определите чей период правления затрагивают выбранные временные рамки.
Вспомните какие наиболее значимые исторические события произошли в это время. Их должно быть не меньше двух.
Вспомните какие исторические личности жили в то время, как они повлияли на написанные вами события и на ход истории России в целом.
Выявите связь между двумя приведёнными вами событиями.
Объясните причины возникновения этих событий.
Составьте себе план, по которому будете писать сочинение
В нём должны быть четыре абзаца (найти его можно выше).
Напишите черновой вариант эссе на основе вашего заготовленного плана и написанной информации.
Напишите заключение вашего исторического сочинения, дав оценку произошедшим событиям и пояснив их последствия.
Перечитываем своё сочинение, проверяем его на наличие ошибок (особое внимание уделить фактическим) и переписываем в чистовик.
Используйте для сочинения заранее заученные клише (найти их можно ниже).
Используйте различные исторические термины и понятия, подходящие под выбранный период.
Пишите аккуратным и разборчивым почерком, так вы поможете эксперту быстрее и правильнее проверить вашу работу.
Не искажайте исторические факты.
Из чего состоит эссе по истории
Перед тем, как написать историческое сочинение, важно определиться с периодом, который будет в нем освещаться. Начать свое эссе лучше всего с характеристики этого периода, разбора его особенностей и специфики
Завершающим этапом этой части будет подбор конкретных фактов с указанием точных дат и имен.
Исторические факты
В момент отбора фактов очень важно не просто перечислить какие-то события, а обозначить самые главные явления, которые в полной мере раскроют специфику периода. При этом вы должны понимать, что существуют как сугубо исторические, так и научно-исторические факты
Первые действительно имели место в определенный промежуток времени. Они обладают объективностью, временными рамками и пространственным обозначением. Научно-исторические факты – это в первую очередь умозаключения историков и ученых, которые были сделаны на основе анализа определенных источников информации.
Оценочные знания
Для того, чтобы предоставить определенную оценку описываемому периоду, важно обладать знаниями о различных версиях описания исторических событий и фактов, а также знать, какие существуют точки зрения на этот счет
При оценивании таких знаний в эссе по истории (шаблон вы сможете увидеть ниже) берется во внимание глубина раскрытия вопроса, а также сила предоставляемых аргументов и фактов
Характеристика исторической личности
Даже если вы предоставите развернутое описание какой-то конкретной исторической персоны, этого будет недостаточно для высокой оценки ваших стараний. Задание, представленное в эссе, подразумевает описание роли исторической личности в конкретном периоде ее деятельности, а также подкрепление всего написанного достоверными фактами. Если серьезно отнестись к этому требованию, ваше эссе будет оценено на гораздо более высокий балл.
Причинно-следственные связи
Любые явления, которые когда-либо имели место, вызваны какими-то другими событиями, а также влекут за собой новые происшествия. Определение таких причинно-следственных связей является еще одним из важных критериев оценки исторического сочинения. Вы должны уметь анализировать предоставленные факты, а также делать на их основе соответственные выводы
При этом также очень важно выстраивать все события в хронологической и логической последовательности
Историческое сочинение. 1598-1613
1598-1613 гг. — период социально-политического, экономического и династического кризиса в России, известный как Смута.
Смута произошла по целому ряду причин. Страна еще не оправилась после разорительной Ливонской войны, обострилась социальная ситуация вследствие процессов закрепощения крестьян. Пресеклась мужская ветвь династии Рюриковичей, вследствие чего усилилась борьба бояр за власть и появились самозванцы, выдававшие себя за царевича Дмитрия Ивановича.
Смута началась во время царствования Бориса Годунова. Падению его популярности способствовали неудачные действия властей во время голода 1601-1603 гг., репрессии против бояр. В октябре 1604 г. из Польши в Россию вторглись отряды Лжедмитрия. Посланное против них царское войско, узнав о смерти Бориса Годунова, перешло в мае 1605 г. под Кромами на сторону Лжедмитрия, и он вскоре вступил в Москву.
Царствование Лжедмитрия I продолжалось с июня 1605-го по май 1606 г. Недовольство из-за нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, женитьбы на полячке и затеваемой войны с Турцией привело к восстанию в Москве и убийству Лжедмитрия I.
Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.) было временем дальнейшего ослабления России, погружения ее в Смуту. Недовольство Василием Шуйским привело к восстанию И. И. Болотникова в 1606-1607 гг. В августе 1607 г. в России появился Лжедмитрий II. 1 мая 1608 г. царские войска были разбиты армией самозванца под Волховом. В Тушине возникла альтернативная столица с правительством Лжедмитрия II. Во время правления Шуйского Швеция и Речь Посполитая захватили большие территории на северо-западе и западе России. Страна разорялась бандитскими шайками и интервентами. В результате в 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи.
Правительство из семи бояр («семибоярщина») во главе с Ф. И. Мстиславским, правившее в 1610-1612 гг., 17 августа 1610 г. подписало договор с гетманом Жолкевским, согласно которому королем России становился Владислав IV, и пустило поляков в Москву. Это вызвало недовольство народа. В результате в 1611 г. возникло первое народное ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, попытавшееся изгнать поляков из Москвы. После неудачи первого ополчения в Нижнем Новгороде образовалось второе народное ополчение во главе с К. 3. Мининым и Д. М. Пожарским, которое в октябре 1612 г. освободило Москву от поляков. В январе-феврале 1613 г. состоялся Земский собор, на котором был избран царем Михаил Федорович Романов.
Историки, в частности А. Н. Сахаров, оценивают период Смуты неоднозначно. С одной стороны, Смута привела к хозяйственному разорению центра страны, потере территорий на западе (Смоленск) и северо-западе (выход в Балтийское море). С другой стороны, Смута привела к подъему национального самосознания и патриотизма русского народа и сохранению национальной независимости и государственности России.
Аргументация
Теоретическая аргументация
Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:
Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);
Теоретические положения по теме.
В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.
В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.
Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».
Фактическая аргументация
Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:
️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);
Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;
Исторических событий.
Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.
К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.
Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».
Как писать
Владение материалом о других ключевых деятелях обозначенного периода может стать дополнением, обрамлением двух главных линий повествования. Но упоминание о них – это только штрихи к полной картине выбранного периода. Они не должны уводить рассказ в сторону, отвлекая от главного материала. Четкое соблюдение пропорций (главная линия – контекст) удержит логику повествования и продемонстрирует уверенное владение материалом.
Определившись с фактическим материалом, следует составить подробный план, чтобы текст получился логически связанным, последовательным. Сразу распределить даты, факты, имена, географические названия по значимости, логической связи. То есть, эссе должно иметь следующую структуру:
- Вступление с общей характеристикой периода;
-
Первая линия описания:
- o предпосылки (причины);
- o какое событие из-за этого произошло;
- o личность и ее роль в событии;
- o какие факты имели место;
- o как это отразилось в дальнейшем, почему послужило предпосылкой для следующего описываемого события;
-
Вторая линия описания:
- o предпосылки (причины);
- o какое событие из-за этого произошло;
- o личность и ее роль в событии;
- o какие факты имели место;
- o как это отразилось в дальнейшем;
- Общая оценка периода (с опорой на мнение историков или знание последующих событий).
Правильно выстроенный план и строгое следование ему дают 1 балл при оценке повествования с точки зрения формы.
Образность и выразительность баллов не добавят – предпочтение отдают строгому повествованию без фактических ошибок, наличие которых уменьшает окончательный результат до 2 баллов.
Грамотное и уместное употребление исторической терминологии, актуальной для описываемого периода, повысит итоговое количество баллов на 1.
Например, для периода с 945 по 972 важно употребить такие слова, как оброк и погосты (в связи с реформами княгини Ольги), уделы, усобицы (терминология из описания политики Святослава). Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу
Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу.
Зная мнение ученых-историков о знаковых событиях и ключевых персонах того или иного периода, автор эссе получит еще 1 балл. Если цель работы – наилучший результат, то при подготовке надо для каждого периода подобрать цитату из научных исследований, чтобы опереться на авторитетное мнение, завершая работу.
Например, для характеристики периода правления Ольги уместно сослаться на мнение Н. Карамзина, С. Соловьева. Или использовать высказывания Б. Грекова или И. Лебедева о значении военных походов Святослава.
Пример и план эссе по истории
- Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
- Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
- Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
- Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
- Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.
Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:
- Общая характеристика временного промежутка истории.
- Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
- Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
- Вывод (можно использовать мнение именитых историков).
Что важно учесть в эссе
При формулировке темы рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, что для исторического эссе характерна определенная тема, которая раскрывается автором в полном объеме. Допустим, автором выбран для работы материал с 1019 по 1936 года. В это время Русь была поделена между Мстиславом Храбрым и Ярославом Мудрым по Днепру. Назвать эссе можно «Лучше храбрость, чем великая мудрость», доказав в ходе рассуждений, что Мстислав в качестве правителя был оптимальным выбором для Руси. В этой же исторической эпохе интересным будет рассмотрение положения Руси под властью татаро-монгольского ига.
Также можно выбрать для написания творческой работы личность Петра I, составив интересное по содержанию эссе. Личность в истории неординарная, поэтому материал будет по-настоящему интересным и актуальным.
Например, в качестве материала для работы можно взять тот период, когда молодой царь создавал свой первый флот. Название такого эссе «Детское увлечение во благо процветания России» станет отражением того вклада, который внес Петр I в развитие российского флота.
Так как эссе является субъективным жанром, то и его оценка зависит от убедительности автора, тех аргументов, что были приведены им для подтверждения выбранной позиции.
Только в том случае, если используется корректное цитирование источников, аргументированы собственные выводы, можно рассчитывать на получение высокого балла за работу на выпускном экзамене по истории.
Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ
Сначала разберём критерии сочинения, написанного по историческому периоду.
Критерии сочинения, написанному по предложенному историческому процессу:
Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 12.
К1. Указание событий, явлений
2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
К5. Использование исторической терминологии
1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
К6. Наличие фактических ошибок
3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
К7. Форма изложения
1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.
Правила написания исторического эссе
-
Соблюдайте предложенную в задании композицию:
- 2 события;
- 2 личности и их роли в этих событиях;
- 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
- влияние указанных вами событий на историю России.
То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:
- Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
- Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
- Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
- Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
-
Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.
К историческим событиям относятся:
- провозглашение или распад государства;
- революция; восстание;
- война или отдельная битва;
- проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
- принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
- создание политической партии и т. д.
Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.
Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.
Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:
- причинами (чего?) послужили/стали…;
- (что?) было обусловлено следующими причинами…;
- к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
- на развитие событий большое влияние оказали..;
- в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
- итогом проведенных реформ стало…;
- (что?) послужило началом…
Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
- Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
- Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.