Кем работать востоковеду?

Учёба на программе «Востоковедение» в Вышке

В ВШЭ выплачивают повышенную академическую стипендию за активность и успехи в учёбе, науке, творчестве, спорте и добровольчестве. Если стандартная стипендия составляла 1 500 рублей, то фиксированная повышенная была в десять раз больше.

Мне были интересны общественные дела. Когда я пришла на первый курс, нам помогали бадди — наставники-студенты. Они рассказали о дедлайнах, посещаемости, борьбе с коррупцией в Вышке, познакомили с проектами и направлениями внеучебной деятельности. На втором курсе и я сама захотела стать наставником. К нам приезжали две девочки из Японии, они не знали русского и не понимали, например, как пользоваться нашим метро.

Чему нас учили

На отделении востоковедения изучают не только языки, но и культуру страны, религию, экономику, политическую историю. Так что, если вам интересен исключительно язык: его структура, фонетика, морфология и грамматика, — лучше идти на филологический факультет, например, в МГЛУ.

На первом курсе было много занятий по японскому языку и общих дисциплин: политология, социология, философия, национальные традиции. На втором курсе мы более подробно рассматривали аспекты культуры и истории страны. На третьем курсе было больше курсов по выбору. Курс по истории Японии открыл для меня целый новый мир. Оказалось, что в школе мы изучаем историю России, немного Европу, а восточные страны и Азию незаслуженно обходим стороной. До учёбы в ВШЭ я знала только про Египет и фараонов.

Политология преподавалась на английском языке. Школьный курс обществознания был лишь немного полезен на этих занятиях. Ребята, которые участвовали в профильных олимпиадах, блистали на первом курсе и поражали меня своими знаниями философии Макса Вебера. В первый год учёбы я чувствовала себя глупой и удивлялась, откуда другие так много знают. Однако на четвёртом курсе я оглянулась назад и поняла, что мне удалось невероятно эволюционировать со времён школьного выпуска. Я тянулась к тем, кто знал больше, и теперь чувствовала себя шикарно.

Что особенного в японском языке

Про корейский я знаю очень мало, поэтому буду сравнивать японский с китайским. Оба языка довольно сложны для русскоговорящего студента. В китайском нужно запомнить примерно 3–4 тысячи иероглифов, а всего их около 6 000. Большая часть иероглифов читается при помощи восходящих, нисходящих или восходяще-нисходящих тонов голоса. Человеку без музыкального слуха непросто это освоить.

В японском две азбуки и около 2 000 иероглифов, которые изначально заимствовали у китайцев. Поэтому у иероглифов есть два чтения: верхнее — китайское и нижнее — японское. Азбуку на основе иероглифов изначально придумали женщины, которых не учили грамоте. Теперь эти символы дополняют иероглифы для обозначения грамматических конструкций подобно тому, как окончания прилагательных в русском языке соединяют их с существительными. Грамматика сложная даже в сравнении с китайским. Однако японский язык плавный и мелодичный.

Почему аниме и манга бесполезны

В мультфильмах используют краткие грамматические формы и разговорные выражения. Студенты же сперва осваивают красивые полные окончания слов. Взять, например, сериал «Евангелион» — это tech manga: я до сих пор не очень хорошо понимаю речь, поскольку количество технических терминов зашкаливает.

Более полезным для знакомства с культурой Японии я считаю фильмы и мультики студии «Гибли» (Studio Ghibli): «Унесённые призраками», «Ходячий замок» и другие. Правда, многие моменты стали понятны только после изучения традиционных верований.

Любопытно, но опыт изучения восточного языка до поступления может помешать. Во-первых, знания, полученные самостоятельно или на курсах, бывают недостоверными — и приходится переучиваться. Во-вторых, чувство превосходства над одногруппниками играет злую шутку: поначалу вам всё слишком легко, чтобы делать домашку, а потом оказывается слишком сложно, потому что вы ничего не делали полсеместра.

Крупные вузы

Ввиду специфики изучения азиатского и африканского регионов, многие вузы, которые предлагают усвоение знаний по данной программе, расположены не в столице, а в той части России, которая наиболее близка к Азии, включая Дальневосточный регион, о. Сахалин и расположенные поблизости субъекты РФ.

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  • Московский городской педагогический университет;
  • Сахалинский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема.

Сроки и формы обучения

Обучение по данной специальности преимущественно предусматривает исключительно очную форму обучения продолжительностью 4 года, однако некоторые вузы могут предложить очно-заочную или заочную формы обучения. По окончании программы бакалавриата можно продолжить обучение в магистратуре по направлению «Востоковедение и африканистика», где освоение программы обычно изучается совместно с лидирующими европейскими и азиатскими университетами. 

Лингвистические вузы Москвы Бакалавриат

Количество вузов: 4

Все вузы

Бюджетное обучение

Платное обучение

Высшая школа экономики, ВШЭ

  

Нам уже: 29 лет
(год основания: 1992)

    

291проходной балл

1.
Специальность:
Востоковедение и африканистика
(41.03.03)
Количество мест: 80

Профиль: • Востоковедение (50 мест)
• Турция и тюркский мир (10 мест)
• Монголия и Тибет (10 мест)
• Эфиопия и арабский мир (10 мест)

Бюджетное обучение

Бакалавриат

(очно)

Срок обучения: 4 года
Приоритет экзаменов (минимальные баллы) для подачи документов: 1. История ЕГЭ (60)
2. Иностранный язык ЕГЭ (60)
3. Русский язык ЕГЭ (60)

180проходной балл

2.
Специальность:
Востоковедение и африканистика
(41.03.03)
Количество мест: 90

Профиль: • Востоковедение

245 000

руб/семестр

Бакалавриат

(очно)

Срок обучения: 4 года
Приоритет экзаменов (минимальные баллы) для подачи документов: 1. История ЕГЭ (60)
2. Иностранный язык ЕГЭ (60)
3. Русский язык ЕГЭ (60)

180проходной балл

3.
Специальность:
Востоковедение и африканистика
(41.03.03)
Количество мест: 15

Профиль: • Турция и тюркский мир (5 мест)
• Монголия и Тибет (5 мест)
• Эфиопия и арабский мир (5 мест)

200 000

руб/семестр

Бакалавриат

(очно)

Срок обучения: 4 года
Приоритет экзаменов (минимальные баллы) для подачи документов: 1. Иностранный язык ЕГЭ (60)
2. История ЕГЭ (60)
3. Русский язык ЕГЭ (60)

Государственный академический университет гуманитарных наук, ГАУГН

  

Нам уже: 29 лет
(год основания: 1992)

    

267проходной балл

1.
Специальность:
Востоковедение и африканистика
(41.03.03)
Количество мест: 13

Бюджетное обучение

Бакалавриат

(очно)

Срок обучения: 4 года
Приоритет экзаменов (минимальные баллы) для подачи документов: 1. История ЕГЭ (40)
2. Русский язык ЕГЭ (40)
3. Иностранный язык ЕГЭ (40)

159проходной балл

2.
Специальность:
Востоковедение и африканистика
(41.03.03)
Количество мест: 45

100 000

руб/семестр

Бакалавриат

(очно)

Срок обучения: 4 года
Приоритет экзаменов (минимальные баллы) для подачи документов: 1. История ЕГЭ (40)
2. Русский язык ЕГЭ (40)
3. Иностранный язык ЕГЭ (40)

Московская международная академия

  

Нам уже: 25 лет
(год основания: 1996)

    

90проходной балл

1.
Специальность:
Востоковедение и африканистика
(41.03.03)

Профиль: • История стран Азии и Африки

95 000

руб/семестр

Бакалавриат

(очно)

Срок обучения: 4 года
Приоритет экзаменов (минимальные баллы) для подачи документов: Иностранный язык ЕГЭ (22)
История ЕГЭ (32)
Русский язык ЕГЭ (36)

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, МГУ

  

Нам уже: 266 лет
(год основания: 1755)

    

353проходной балл

1.
Специальность:
Востоковедение и африканистика
(41.03.03)
Количество мест: 90

Бюджетное обучение

Бакалавриат

(очно)

Срок обучения: 4 года
Приоритет экзаменов (минимальные баллы) для подачи документов: 1. История (письменно) (40)
2. История ЕГЭ (32)
3. Иностранный язык ЕГЭ (22)
4. Русский язык ЕГЭ (36)

130проходной балл

2.
Специальность:
Востоковедение и африканистика
(41.03.03)
Количество мест: 90

180 000

руб/семестр

Бакалавриат

(очно)

Срок обучения: 4 года
Приоритет экзаменов (минимальные баллы) для подачи документов: 1. История (письменно) (40)
2. История ЕГЭ (32)
3. Иностранный язык ЕГЭ (22)
4. Русский язык ЕГЭ (36)

Получаемые знания и навыки

Выпускник бакалавриата обладает широким спектром знаний и навыков, благодаря которым он может выполнять высокопрофессиональные задачи, в том числе:

  • исследовать актуальные проблемы стран Востока;
  • принимать участие в изучении исторического, духовного и культурного наследия азиатских и африканских государств;
  • свободно владеть западным и восточным языком, как минимум одним;
  • осуществлять классификацию и разделение информации по конкретной стране (региону) на разных языках;
  • прогнозировать развитие обществ стран Востока в зависимости от их экономического, социального и политического развития;
  • осуществлять переводы текстов с русского на восточный язык и обратно;
  • развивать разные виды контактов с восточными и африканскими странами, налаживать и развивать имеющиеся связи в сфере культуры, науки и образования;
  • проводить консультации организациям и госструктурам нашей страны относительно сотрудничества с восточными странами;
  • проектировать и программировать траекторию развития отношений между РФ и странами изучаемого региона;
  • преподавать восточные языки и другие дисциплины.

Как правило, программы обучения отдают предпочтение одному из следующих восточных языков — арабскому, японскому, китайскому или корейскому. Однако в некоторых вузах могут предложить изучение и редких языков. Выбор профилей обычно предусмотрен по одному из трех направлений: историко-культурное, социально-экономическое или политическое развитие стран Востока.

Как я выбирала между японским и китайским

Интерес к языкам и поиски оригинальной специальности привели меня на дни открытых дверей факультетов востоковедения. Это было довольно неожиданно для меня самой, поскольку раньше я не увлекалась азиатской культурой. В детстве мне даже не разрешали смотреть мультфильмы про Сейлор Мун и покемонов.

На первых порах я думала взяться за китайский. Он казался перспективным: наша страна заключала контракты с Китаем, по телевизору звучали разговоры о растущей китайской экономике. В 11-м классе я присматривалась к разным вузам, где можно изучать китайский.

Однажды в день открытых дверей меня занесло в МГПУ на замечательную душевную кафедру азиатских языков. Сотрудники и студенты были очень приветливы. В одном пространстве ребята с разных направлений устраивали уголки активностей. Например, японисты помимо каллиграфии и вкусняшек принесли автомат, где можно нажимать на кнопки и танцевать. Одна девочка начала рассказывать про язык, и я задумалась: «Японский? Хм, я ничего не знаю про японский». Она сказала, что он мелодичнее китайского, и учить его легче. Мама тоже поддержала выбор в пользу японского, поскольку эта страна давно ушла вперёд в плане технологий.

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История — профильный предмет, по выбору вуза
  • Русский язык — по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза
  • География — по выбору вуза
  • Обществознание — по выбору вуза

Большинство вузов предлагает студентам три экзамена при поступлении, один из которых профильный — это всегда история, затем один экзамен на выбор вуза — русский, иностранный язык, география или обществознание. Также по своему усмотрению вуз может предложить дополнительный экзамен — обычно иностранный язык или обществознание, а зависимости от того, какой экзамен был установлен по выбору.

Как я поступила в шведскую магистратуру

Поступать в магистратуру я не собиралась, поскольку очень устала от учёбы. В Вышке настолько насыщенная образовательная программа, что приходится постоянно думать о занятиях. Даже когда домашние задания выполнены, голова занята мыслями о курсах, грядущих зачётах и проектах.

Я вернулась в Москву в середине 4-го курса, сдала экзамены вместе с одногруппниками, написала и защитила диплом. Параллельно начала работать. Меня пригласили в компанию, которая занимается крупными международными мероприятиями. Я занимаюсь деловой программой, приглашением спикеров, организацией сессий. Делегаты из Японии не всегда владеют английским, так что мне довелось применить знания японского несколько раз.

В Японии я познакомилась с молодым человеком из Швеции, мы начали встречаться. Для россиянки не так просто приехать в Швецию, поэтому я решила, что стоит получить студенческую визу. В зарубежную магистратуру я не планировала поступать так скоро, но жизнь распорядилась иначе.

Я подала документы на 4 магистерских программы и указала свои приоритеты. Если студент соответствует критериям отбора, он участвует в общем конкурсе. Например, на востоковедение берут только после аналогичного бакалавриата, причём нужно иметь определённое количество кредитов по одному из восточных языков. В прошлом году меня взяли на эту программу, но я не была готова платить за обучение, а стипендию получить не удалось.

Для неграждан Евросоюза учёба в шведской магистратуре стоит около 1,5 млн рублей — сейчас это 180 000 шведских крон. Я подавала заявки на две основные стипендии: от Стокгольмского университета и Шведского института. Первая покрывает только расходы на обучение. Вторая — полностью обеспечивает стипендиата: оплата обучения, страховка, а также 10 000 крон (около 88 000 рублей) в месяц на бытовые расходы и 5 000 крон (около 44 000 рублей) в год на путешествия.

В 2020-м году я получила стипендию Стокгольмского университета, и меня зачислили в магистратуру. Из-за ситуации с коронавирусом первый семестр проходит в режиме онлайн, так что оснований для пребывания в Швеции у меня формально нет. Надеюсь, что в следующем семестре мы будем учиться очно. Я хочу поскорее поехать в Стокгольм и перестать просиживать за компьютером дни напролёт.

Советы старшеклассникам

Лучше сразу принять как данность: в 11-м классе нет свободного времени. У вас было время до и будет после. Если хотите поступить в нормальный университет, этот год жизни придётся посвятить учёбе и ЕГЭ.

Некоторые ребята идут изучать японский, потому что любят аниме и сакуру, читали мангу и считают японцев дружелюбными. Такая мотивация может подвести. Через полгода учёбы вы поймёте, что в жизни разговаривают совсем не так, как в мультфильмах, манга в изучении языка бесполезна, а вежливость японцев обусловлена высокой плотностью населения.

Если вы сомневаетесь в выборе азиатского языка, поговорите со студентами. Второкурсники и ребята постарше подскажут, каких сложностей вам ждать и какие способности пригодятся в учёбе.

Перед подачей документов найдите на сайте вуза информацию о программе студенческого обмена. После зачисления узнавайте, в какие сроки следует подавать заявку, чтобы вас включили в программу.

Обязательно поезжайте в страну изучаемого языка после 1-го курса. Изучать восточные языки сложно и долго

Поэтому важно на опыте убедиться, что вам это нужно, что ваши усилия приносят ощутимый результат. Я провела в г

Сэндай замечательный год. Если вы всерьёз намерены связать свою жизнь с языком и культурой страны, ищите возможность туда поехать.

Помимо стажировок существуют различные волонтёрские программы для студентов. Вы можете собирать клубнику в японской деревне или учить английскому японских детишек. Потребуется купить себе билет, а остальным необходимым вас обеспечат.

Если вы не уверены в себе, стесняетесь или даже боитесь чего-то — подумайте, для чего вам это и попробуйте сделать. Помните — хуже не будет: перед вами либо откроются возможности, либо вы получите опыт.

Предметы, изучаемые студентами

В рамках овладения специальностью студенты осваивают интересные учебные предметы, которые они изучают с пользой и удовольствием. Независимо от выбранного профиля обязательными к изучению признаны следующие предметы:

  • введение в востоковедение;
  • история изучаемой страны или региона;
  • физическая и экономическая география выбранной страны или региона;
  • история литературы выбранной страны или региона;
  • общественно-политическая мысль восточных стран;
  • история религий выбранной страны или региона;
  • английский язык или другой западно-европейский язык;
  • восточный язык;
  • теория и практика перевода.

Конкретный профиль обучения предусматривает дополнительные учебные предметы, к которым относятся следующие:

  • языкознание;
  • этнология изучаемой страны или региона;
  • историография и источниковедение;
  • религиозно-доктринальные системы стран Востока;
  • международные экономические отношения стран Азии и Африки и другие.

Возможно изучение второго восточного или африканского языка.

ЕГЭ и выбор вуза

Как я готовилась

К ЕГЭ я начала готовиться в выпускном классе. На любой языковой факультет нужно было сдавать русский, иностранный язык, например, английский или немецкий и историю. На случай, если решу свернуть с «азиатского» плана, готовилась и по обществознанию.

В 2014-м году математику ещё не разделили на профильный и базовый уровни. Я посещала дополнительные курсы в школе и набрала около 60 баллов. К экзамену по английскому готовилась с репетитором 2 раза в неделю и сдала ЕГЭ на 92 балла.

Русским занималась отдельно с преподавателем: мы много работали над частью С, я тренировалась писать сочинения. Однако в середине года почувствовала, что нужно систематизировать знания. Я нашла недельный очный экспресс-курс, где мы каждый день по 4 часа разбирали грамматику. В ходе курса мне удалось всё разложить по полочкам — это было невероятно полезно. Благодаря этим занятиям я безупречно справилась с заданиями части А, а начитанность и натренированность помогли написать сочинение. Я не могла поверить, но сдала ЕГЭ по русскому на 100 баллов.

Историей и обществознанием я занималась по разу в неделю. Главное было всё зазубрить. В истории нет места фантазии, субъективному мнению. Передо мной стояла толстая стопка сборников заданий. В начале года я делала 10 ошибок в одном тесте, а к концу года — ноль. Я получила на ЕГЭ по истории 96 баллов, и в итоге сумма баллов при поступлении равнялась 286.

До объявления результатов я была настолько не уверена в себе, что рассматривала возможность целевого поступления в не самый престижный вуз. Заработав 286 баллов из 300, я могла поступить в любой ведущий университет. Секрет успеха в подготовке к ЕГЭ — выполнять много рутинных вещей.

Почему я предпочла НИУ ВШЭ

От студентов МГУ я слышала, что там сильны старые традиции преподавания, много теории. А ещё за студента решают, какой язык он будет изучать: турецкий, амхарский, арабский, корейский, индонезийский, малайский или какой-то другой. То есть я не имела права выбрать основной предмет, мне это не нравилось.

О Вышке я узнала от преподавателей, которые приходили в нашу школу. Этот университет проводил мероприятия для выпускников, например, однажды мы с одноклассниками побывали на конкурсе в ВШЭ. Я понимала, что Вышка вкладывается в рекламу, в развитие, у них был классный сайт, где всё понятно.

В ВШЭ отделение востоковедения было молодое, но меня это не смутило. Я подала документы, указала японский язык в качестве приоритетного, и меня зачислили в первую волну. Кстати, основной язык можно было поменять в первые дни занятий.

Кем работать

Освоение политических, экономических, социальных, культурных, этноконфессиональных и лингвистических особенностей изучаемого региона позволяет найти работу в посольствах и дипломатических миссиях, а также разносторонних внешнеполитических и внешнеэкономических организациях. Самые распространенные профессии в данной области представлены следующими предложениями:

  • эксперт по определенному региону/стране/народу (эксперт-политолог, эксперт-культуролог и т.д.);
  • переводчик с одного из изучаемых языков;
  • востоковед;
  • культуролог;
  • лингвист;
  • искусствовед;
  • редактор/корректор;
  • референт;
  • языковед и т.д.

Вне зависимости от выбора специальности можно рассчитывать на заработную плату от 40 000 рублей после окончания обучения. Именно с такой суммы и более стартует оплата переводчика-референта. Вознаграждение эксперта-политолога начинается от 60 000 рублей и более. Оплата работы дипломатов с опытом работы может быть существенно выше.

Читайте далее:

Краткое описание специальности

Специальность предусматривает несколько направлений обучения, когда уклон может быть сделан в пользу истории, языков и литературы, экономики или политики восточных и африканских государств. Однако в большинстве случаев бакалавр должен комплексно владеть знаниями и применять их в разных сферах. К спектру знаний относятся социальные, этноконфессиональные, политические, экономические, культурные, лингвистические и другие особенности развития восточных государств и народов. Применение накопленных знаний возможно в международных структурах, предприятиях экономической направленности, дипломатических организациях, транспортных компаниях, органах госуправления разного уровня, образовательных учреждениях, различных культурных организациях и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector