Высшее военно-морское ордена ленина краснознамённое ордена ушакова училище им. м. в. фрунзе

Морская Академия (1715)

Гардемарин 1724 г.; Гардемарин 1731 г.; Гардемарин 1742 г.; Гардемарин 1745 г.; Гардемарин 1748 г.; Гардемарин-Сержант 1754 г.

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.
Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751—1758 гг.

С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717—1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Особенности обучения

Выпускники училища проектировали, строили и обслуживали боевые надводные корабли, суда, подводные лодки Российского флота. С практической и научной деятельностью ВУЗа неразрывно связано становление и развитие российского флота.

Среди известнейших выпускников училища кораблестроители А. А. Попов — создатель технологии постройки крупных кораблей с металлическими корпусами, В.И.Афанасьев — один из создателей первого в мире ледокола, Н.Г.Бубнов — создатель первой боевой подводной лодки и теории боевой защиты корпусов кораблей, корабельный инженер И. А. Амосов — автор первого в России винтового фрегата и многие другие. Выпускники училища мужественно сражались с противником на кораблях Российского и Советского флотов. Корабельные инженеры проявляли героизм во время русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Здания института в г. Пушкине были построены в ХVIII-ХIХ в.в., как часть г. Софии. До 1829 г. здания принадлежали Благородному пансиону Царскосельского Лицея, а затем в них размещался Александровский кадетский корпус, откуда воспитанники переводились в Морской кадетский корпус. В 1948 г. было принято решение о создании Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И. Ленина. Старые здания были значительно расширены, переоборудованы и благоустроены, с течением времени были построены новые корпуса.

Учебная база

Подготовка курсантов осуществляется на шести факультетах.

Штурманский факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по специальности «кораблевождение и эксплуатация технических средств навигации».

Радиотехнический факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по следующим специальностям:

  • Применение и эксплуатация радиотехнических средств надводных кораблей,
  • Применение и эксплуатация радиотехнических средств подводных лодок,
  • Применение и эксплуатация гидроакустических средств.

Минно-торпедный факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по следующим специальностям:

  • Применение и эксплуатация противолодочного вооружения надводных кораблей,
  • Применение и эксплуатация противолодочного ракетного и торпедного вооружения подводных лодок.

Факультет радиосвязи. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по специальности «Применение и эксплуатация корабельных средств связи».

Факультет береговых войск и вооружения морской авиации. Осуществляет подготовку офицеров береговых частей военно-морского флота и подразделений морской авиации по следующим специальностям:

  • Эксплуатация противолодочных комплексов морской авиации,
  • Эксплуатация радиоэлектронного оборудования крылатых ракет и самолетов морской авиации,
  • Применение и эксплуатация береговых ракетных комплексов и артиллерии.

Школа техников. Является средним специальным учебным заведением при училище, осуществляющим подготовку мичманского состава специалистов по эксплуатации и ремонту средств навигации, минно-торпедного комплекса и радиоэлектронного оборудования для ВМФ и подразделений морской авиации.

Для получения навыков воинских специальностей при училище создан дивизион учебных катеров, учебный аэродром, учебная ракетная батарея. В ходе обучения курсанты проходят практику на кораблях и в частях Тихоокеанского флота. В процессе обучения курсанты корабельных специальностей получают специализацию в качестве офицеров подводного либо надводного флота.

Со времени своего образования институт подготовил около 16000 высококвалифицированных офицеров; из них около 200 стали адмиралами и генералами. Пятнадцать выпускников удостоены здания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и Героя Социалистического Труда. Для обучения и воспитания будущих офицеров флота привлечены опытные офицеры-педагоги и гражданские специалисты. Накоплен богатый научный потенциал. В институте служат и трудятся 9 членов-корреспондентов различных российских и международных академий наук, 14 докторов наук, 15 профессоров и свыше 130 кандидатов наук и доцентов. Для подготовки высококвалифицированных офицеров-специалистов Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова имеет многочисленные лаборатории и кабинеты, оснащенные современной техникой, приборами л оборудованием.

Для отработки морских практических — навыков курсантов институт имеет свой дивизион учебных катеров, для курсантов авиационных специальностей создается учебный аэродром в пос. Кневичи (50 км от Владивостока), для курсантов береговых ракетных войск создана учебная батарея ракетных комплексов. В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях Тихоокеанского флота, участвуют в дальних океанских походах с посещением иностранных портов. Курсанты были гостями портов США, Японии, Индии, Индонезии. Вьетнама, Кореи, Китая, Кубы, Анголы и многих других государств.

Спортивная база института позволяет курсантам активно заниматься спортом. Институт имеет спортивный комплекс, который является одним из лучших в регионе Сибири и Дальнего Востока и включает в себя плавательный бассейн с длиной дорожек 50 м, залы для занятий рукопашным боем, боксом, борьбой, игровой зал. Борцы, боксеры, волейболисты, морские многоборцы института являются одними из сильнейших на Тихоокеанском флоте и в Приморском крае.

В клубе института работает дна из самых популярных в городе дискотек. Проводятся премьерные показы художественных и документальных фильмов, встречи с их съемочными коллективами, а также концерты и встречи с артистами театра, кино, эстрады и интересными людьми. Курсанты института поддерживают тесные дружеские связи со студентами владивостокских вузов.

Эти качества, свойственные выпускникам ТОВМИ имени С. О. Макарова, позволяют им. не иметь проблем с трудоустройством в Министерстве обороны, других силовых министерствах и ведомствах, а также, в иных сферах деятельности.

Начальники училища

  • 1916—1918 — генерал-лейтенант Александр Михайлович Бригер
  • 1919 — А. А. Костин
  • 1919—1920 — Борис Борисович Жерве
  • 1920—1922 — Н. И. Паттон
  • 1922 — Воин Петрович Римский-Корсаков
  • 1922—1924 — Евгений Францевич Винтер
  • 1924—1926 — Николай Александрович Бологов
  • 1926—1930 — Юрий Федорович Ралль
  • 1930—1934 — командир РККФ Алексей Николаевич Татаринов
  • 1934—1939 — комдив Георгий Андреевич Буриченков
  • 1939 — флагман 2 ранга Петр Семенович Броневицкий
  • 1939—1941 — контр-адмирал Семён Спиридонович Рамишвили
  • 1941—1942 — капитан 1 ранга Борис Михайлович Жуков
  • 1942 — капитан 1 ранга Борис Николаевич Апостоли
  • 1942—1944 — капитан 1 ранга Константин Давидович Сухиашвили
  • 1944—1947 — контр-адмирал Владимир Юльевич Рыбалтовский
  • 1947—1951 — контр-адмирал Константин Матвеевич Кузнецов
  • 1951—1952 — контр-адмирал Александр Герасимович Ванифатьев
  • 1952—1954 — контр-адмирал Гавриил Акимович Коновалов
  • 1954—1959 — вице-адмирал Валентин Лукич Богденко
  • 1959—1967 — вице-адмирал Александр Герасимович Ванифатьев
  • 1967—1974 — вице-адмирал Виктор Алексеевич Хренов
  • 1974—1979 — вице-адмирал Виталий Васильевич Платонов
  • 1980—1988 — вице-адмирал Николай Константинович Фёдоров
  • 1988—1993 — контр-адмирал Александр Сергеевич Ковальчук
  • 1993—1999 — контр-адмирал Борис Александрович Попов
  • 1999—2002 — контр-адмирал Николай Алексеевич Скок
  • 2002—2006 — контр-адмирал Олег Дмитриевич Демьянченко
  • 2006—2012 — контр-адмирал Юрий Прокопьевич Ерёмин
  • 2012—2014 — контр-адмирал Николай Венедиктович Марьясов
  • 2014 по 2018 — контр-адмирал Владимир Николаевич Соколов

2018 по н/в — контр-адмирал Щербицкий Александр Вадимович

Курсы командного состава флота (1918)

Форма одежды первых курсантов РККФ

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища — его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне — Военный (политехнический) институт Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова).

Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Особенности обучения

ВМИРЭ (ВВМУРЭ им. А.С.Попова) находится в городе Петродворце, являющемся пригородом Санкт-Петербурга (ранее относился к области).

Петродворец широко известен на весь мир своим замечательным садово-парковым комплексом, фонтанами — недаром его называют вторым Версалем.

Учебное заведение основано в марте 1933 года и с тех пор несет на себе славные традиции Военно-Морского Флота по обучению и подготовке высококлассных военных специалистов. В 1998 году Высшее Военно-Морское ордена Красной Звезды Училище Радиоэлектроники имени А.С. Попова (ВВМУРЭ им. А.С.Попова) было переформировано в Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (ВМИРЭ).

За время существования из его стен вышло несколько десятков тысяч профессиональных военных инженеров, которые на практике показали высокий уровень подготовки для работы в самых различных условиях.

Общее число обучаемых – более 2000 человек.

По окончании института выпускникам выдается диплом специалиста и присваивается степень магистра по специальности.

Обучение курсантов и слушателей осуществляется непосредственно на кафедрах, среди которых:

  • кафедра общественных наук;
  • кафедра военной истории и права;
  • 8 кафедр тактических и тактико-специальных дисциплин;
  • 3 кафедры военно-морских и общевоенных дисциплин;
  • 5 кафедр военно-специальных и военно-технических дисциплин;
  • 7 кафедр общенаучных и общеспециальных дисциплин;
  • кафедра физической подготовки и спорта.

Учебная материально-техническая база ВМИРЭ включает в себя:

  • 8 учебных корпусов;
  • 31 лабораторию;
  • 32 поточных аудитории;
  • 86 классов общего назначения;
  • 134 учебных класса, кабинета, лаборатории специального назначения;
  • 4 класса для курсового и дипломного проектирования;
  • 4 учебно–тренировочных комплекса для легководолазной подготовки и обучения борьбе с пожарами и водой;
  • 11 комплексных тренажеров, из них 10 — на базе ЭВМ;
  • 31 специализированный тренажер для операторской подготовки, включая изготовленные в училище;
  • 54 учебных командных пункта и боевых поста;
  • 2 лингафонных класса для изучения иностранных языков;
  • 2 учебные библиотеки с книжным фондом около 350 тысяч томов и двумя читальными залами на 50 посадочных мест; бассейн.

Морской корпус (1906)

С 1906 года в корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами — они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Морской шляхетный кадетский корпус (1752)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном — на три класса.

Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный — в каждую входили три учебные группы — гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически — его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры — командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера.

Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор — французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы.

Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762—1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками.

Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Россия

  • Справочник

    • АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

Память

  • Минеры «Курска»

Мины

  • Мина Купреянова, 1885

Мина «П-13»

Мина типа «Р» — «Рыбка»

Мина типа «С»

Мины Колбасьева

Минные защитники

Мины МАВ-1, МАВ-2

Мина М-26

Мины «Ремин» и БИД

Мины «Мираб» и УМ

Мина АМГ-1

Мина Р-1

Мина ПБМ-1

Мина АГ

Мина КБ

Мины НЭМ и НЯМ

Мина ПЛТ, ПЛТ-Г

Мина ПЛТ-2

Мина АМД-1

Мина ЭП, ЭП-Г

Мина АПМ-1

Мина МЯМ

Мина КБ-КРАБ

Мина АГСБ

Мина АМД-2

КПМ

АПМ

Мина КАМ

Мина АМД-2М

ПДМ-1М

Мина ПДМ-2

ПДМ-3Я

Серпей

Мина АМД-4

Мина МДТ

ТУМ-500, ТУМ-1000

Мина ИГДМ

Мина «Лира»

Мина ИГДМ-500

Мина КСМ

Мина КРМ

Мины ГМ, УГМ

Мина ПМ-1

РМЗ

ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ

Мина УКСМ

Мина РМ-1

Мины РМ-2, РМ-2Г

Мина ПМ-2

Мина ПРМ

Мина УДМ-Э

Мина ПМР-1

Мина ПМТ-1

Мина ДМ-1

Мина АПДМ

Торпеды и ПЛР

  • Проекты XIX века
  • Торпеды Александровского

45-12

53-17

53-38

53-39, 53-39ПМ

ЭТ-80

ЭТ-46, ЭТ-56

САЭТ-50

53-57

53-61

СЭТ-40

ОМС «Посейдон» («Статус-6»)

XIX век

  • КОПО
  • Кронштадт 1853-1856
  • Шиллинг П.Л.
  • Якоби Б.С.
  • Петрушевский В.Ф.

Управления, отделы

  • История МТУ ВМФ (1938-1965)
  • Брыкин А.Е.
  • Бутов С.А.
  • Емелин Г.В.
  • Костыгов Б.Д.
  • Ларионов А.И.
  • Панферов В.Н.
  • Сокольский К.И.
  • Шибаев Н.И.

История МТО БФ 1939-1945

ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990

Начальники МТО БФ

История МТО ЧФ

Начальники МТО ЧФ

ВМУЗ, ВУЗ, УЦ

  • МОК
  • Выпускники МОК (1875-1905)
  • Беклемишев М.Н.
  • Пилкин К.П.
  • Тверитинов Е.П.

ВМА (1827-1917)

ВМА (1917-1945)

ВМАКВ (1945-1960)

ВМА (1960-1990)

ВМА (1990-2012)

ППС ВМА

Выпускники ВМА (1926-1960)

Выпускники ВМА (1961-1990)

Выпускники ВМА (1991-2013)

Белобородый В.С.

Гончаров Л.Г.

Горовенко Г.З.

Денисов Б.А.

Добротворский Ю.А.

Емельянов А.В.

Коробов Ю.А.

Подобрий Г.М.

Поленин В.И.

Скворцов И.А.

Скрынский Н.Г.

Стекольников Ю.И.

Трофимов А.В.

Шишкин М.А.

Эйст А.И.

6 ВСОК и ФВ

Кафедра БПТВ (ПЛ)

Кафедра БППЛВ

Кафедра БПМПМВ

ППС Минной кафедры

Абрамов О.К.

Ворожцов В.Г.

Дьяконов Ю.П.

Запутряев С.А.

Кимбар Ю.Ю.

Лонцих Л.Я.

Салмин Е.И.

Саранюк Д.В.

Соколов Е.В.

Шушлебин И.П.

ВВМКУ им. Фрунзе

ВВМКУ им. Фрунзе ч.2

ВВМКУ им. Фрунзе ч.3

Ком.ф-та и ППС

ТОВВМУ

ВВМУПП

Ком. 2 ф-та

ППС ВВМУПП

К-ры рот ВВМУПП

Выпускники ВВМУПП 1952-1971

Выпускники ВВМУПП 1972-1991

Выпускники ВВМУПП 1992-2015

Агафонов А.Г.

Балакшин А.И.

Будкин Н.И.

Булкин В.М.

Иевлев В.И.

Красников В.В.

Костин О.И.

Макурин А.В.

Сазонов А.В.

Шугайло Д.Д.

ВВМУИО

Командование и ППС ВВМУИО

Выпускники ВВМУИО

История ФМО ВМИ

Руководители ФМО ВМИ

ППС ФМО

Выпускники до 1945 г.

Выпускники после 1945 г.

ТМАУ

93 УЦ ВМФ

УЦ ВМФ Сосновый Бор

КНТ (1947-1957)

НИИ, КБ, заводы

  • Борушко А.М.
  • Ботов А.Д.
  • Будылин А.П.
  • Вайнер И.П.
  • Васильев А.М.
  • Вольфсон Л.М.
  • Гейро А.Б.
  • Гринев М.А.
  • Жизмор Р.С.
  • Калчев С.А.
  • Киткин П.П.
  • Колбасьев Е.В.
  • Корытов С.С.
  • Лямин Б.К.
  • Матвеев Л.П.
  • Миляков Ф.М.
  • Пятницкий А.А.
  • Скоробогатов А.Т.
  • Троицкий О.К.
  • Умиков З.Н.
  • Шрейбер Н.Н.
  • Эсаулов Г.Ф.

Александровский И.Ф.

Кокряков Д.А.

Корвин-Коссаковский Р.Н.

Шамарин Н.Н.

Остехбюро (1921-1937)

Бекаури В.И.

Бехтерев П.В.

НИМТИ

Брон О.Б.

Верещагин А.К

Курнаков М.Н.

Федоров Н.Г.

Челышев И.Д.

КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)

З-д «Двигатель» 1852-1917

Пшенецкий Б.Л.

НИИ-22 «Поиск»

Зотов-Лобанов Ф.Я.

Арсеналы, базы, станции

  • 18 Арсенал 1809-1917
  • 18 Арсенал 1917-1939
  • 15 Арсенал 1938-1945
  • 15 Арсенал л/с 1938-1945
  • ТБВ 2790
  • ТБВ 2800
  • 10 Арсенал
  • ТБВ 2848
  • БМПВ 2722
  • БМПВ 2722, л/с

Разоружение мин

  • Разоружение 1854-1920
  • Разоружение 1939-1945+

Разоружение мин на ЧФ 1941-1945

Грачев В.С.

Приказчиков М.С.

Титов Б.А.

Халеев М.Я.

Разоружение мин на БФ 1941-1945+

Алексютович Б.К.

Вершовский К.Г.

Тепин Ф.И.

Разоружение на СФ 1941-1945

Разоружение на БВФ 1941-1945

Макаров В.И.

Нормец В.А.

Разоружение Вьетнам (1965-1973)

Есть что рассказать?

Структура

Управление

Отделы:

  • Учебно-методический отдел
  • Отдел материально-технического обеспечения

Отделения:

  • Строевое отделение
  • Военно-политическое отделение
  • Отделение кадров

Службы:

  • Служба защиты государственной тайны
  • Медицинская служба
  • Служба артиллерийского вооружения
  • Инженерно-техническая служба
  • Продовольственная служба
  • Вещевая служба

Основные подразделения

Факультеты:

  • 1 факультет (Железнодорожных войск)
  • 2 факультет (военных сообщений)
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации

Отделения:

  • Отделение (среднего профессионального образования)
  • Специальное отделение

Кафедры:

  • Кафедра (организации повседневной деятельности и безопасности военной службы)
  • Кафедра (восстановления, проектирования и строительства железных дорог)
  • Кафедра (технического прикрытия и техники ЖДВ)
  • Кафедра (восстановление устройств автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах)
  • Кафедра (военных сообщений)
  • Кафедра (общей тактики и общевоенных дисциплин)
  • Кафедра (восстановления искусственных сооружений на железных дорогах)
  • Кафедра (физической подготовки)
  • Дисциплина отдельная (эксплуатации подвижного состава)
  • Кафедра (гуманитарных и социально-экономических дисциплин)
  • Кафедра (общетехнических дисциплин)
  • Кафедра (иностранных языков)
  • Кафедра (русского языка)
  • Кафедра (общенаучных дисциплин)

Морской шляхетный кадетский корпус (1752)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном — на три класса.

Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный — в каждую входили три учебные группы — гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически — его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры — командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера.

Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор — французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы.

Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762—1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками.

Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Курсы командного состава флота (1918)

Форма одежды первых курсантов РККФ

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища — его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне — Военный (политехнический) институт Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова).

Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Начальники училища

  • 1916—1918 — генерал-лейтенант Александр Михайлович Бригер
  • 1919 — А. А. Костин
  • 1919—1920 — Борис Борисович Жерве
  • 1920—1922 — Н. И. Паттон
  • 1922 — Воин Петрович Римский-Корсаков
  • 1922—1924 — Евгений Францевич Винтер
  • 1924—1926 — Николай Александрович Бологов
  • 1926—1930 — Юрий Федорович Ралль
  • 1930—1934 — командир РККФ Алексей Николаевич Татаринов
  • 1934—1939 — комдив Георгий Андреевич Буриченков
  • 1939 — флагман 2 ранга Петр Семенович Броневицкий
  • 1939—1941 — контр-адмирал Семён Спиридонович Рамишвили
  • 1941—1942 — капитан 1 ранга Борис Михайлович Жуков
  • 1942 — капитан 1 ранга Борис Николаевич Апостоли
  • 1942—1944 — капитан 1 ранга Константин Давидович Сухиашвили
  • 1944—1947 — контр-адмирал Владимир Юльевич Рыбалтовский
  • 1947—1951 — контр-адмирал Константин Матвеевич Кузнецов
  • 1951—1952 — контр-адмирал Александр Герасимович Ванифатьев
  • 1952—1954 — контр-адмирал Гавриил Акимович Коновалов
  • 1954—1959 — вице-адмирал Валентин Лукич Богденко
  • 1959—1967 — вице-адмирал Александр Герасимович Ванифатьев
  • 1967—1974 — вице-адмирал Виктор Алексеевич Хренов
  • 1974—1979 — вице-адмирал Виталий Васильевич Платонов
  • 1980—1988 — вице-адмирал Николай Константинович Фёдоров
  • 1988—1993 — контр-адмирал Александр Сергеевич Ковальчук
  • 1993—1999 — контр-адмирал Борис Александрович Попов
  • 1999—2002 — контр-адмирал Николай Алексеевич Скок
  • 2002—2006 — контр-адмирал Олег Дмитриевич Демьянченко
  • 2006—2012 — контр-адмирал Юрий Прокопьевич Ерёмин
  • 2012—2014 — контр-адмирал Николай Венедиктович Марьясов
  • 2014 по 2018 — контр-адмирал Владимир Николаевич Соколов

2018 по н/в — контр-адмирал Щербицкий Александр Вадимович

Специальное отделение

  • граждан, не проходивших военную службу — в возрасте от 16 до 22 лет;
  • граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — до достижения ими возраста 24 лет;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров) — по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.
  • Копия документа о среднем образовании (учащиеся представляют справку о текущей успеваемости, студенты гражданских ВУЗов — академическую справку).
  • Автобиография.
  • Характеристика с места работы, учебы или службы.
  • Служебная карточка (для военнослужащих).
  • 3 фотокарточки (без головного убора) размером 4,5×6 см.
  • Ксерокопия гражданства РФ.
  • Ксерокопия свидетельства о рождении.
  • Справка из РВК об оформлении допуска военнослужащих и лиц гражданской молодежи к государственной тайне.
  • Определение годности кандидата по состоянию здоровья.
  • Определение профессиональной пригодности на основе их социально-психологического и психофизиологического обследования.
  • Оценку уровня общеобразовательной подготовленности кандидата путем проведения вступительных экзаменов по предметам:
    русский язык (письменно, изложение);
    математика (письменно);
    физика (устно).
  • Оценку уровня физической подготовленности кандидатов путем проведения экзаменов по физической подготовке: подтягивание на перекладине, бег 100 м, бег (кросс) 3 км, плавание.
  • Минимальные нормативы по физподготовке:
    подтягивание на перекладине — 7 раз;
    бег 100 м — 14,8 с;
    бег (кросс) 3 км — 13 мин. 30 с;
    плавание вольным стилем (без учета времени) 50 м.
  • граждан, награжденных государственными наградами РФ;
  • граждан, выполнявших специальное задание Правительства РФ;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту или призыву;
  • граждан, прошедших военную службу;
  • детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 и более лет;
  • детей граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 и более лет;
  • детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
  • граждан, которым присвоен в установленном порядке первый спортивный разряд или спортивное звание по одному из военно-прикладных видов спорта;
  • граждан, прошедших соответствующую подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
  • Героев Российской Федерации;
  • выпускников суворовских и нахимовского училищ;
  • граждан, окончивших первый или последующие курсы гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования, в случае, если наименование специальности их подготовки соответствует открытым наименованиям специальностей для обучения по которым они поступают в ВУЗ;
  • лиц, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего общего или начального профессионального образования, а также лиц, окончивших с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования. Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдавать экзамены по общеобразовательным предметам на общих основаниях.

Адрес училища

Новости по теме «Образование»

В 2021 году в военные вузы зачислят 180 «граждан женского пола»

9 июля 2021 в 10:58

Важное

Завершается набор на обучение военно-промышленной журналистике

28 мая 2021 в 8:50

В 2021 году начнут учиться более 12,5 тысячи военных курсантов

12 апреля 2021 в 9:50

Важное

В Академии ВПК-маркетинга рассмотрели 60 особенностей продвижения военной продукции

25 марта 2021 в 16:26

Важное

Академия ВПК-маркетинга и GR приглашает 25 февраля на вводный курс (ОБНОВЛЕНО)

19 февраля 2021 в 17:02

Важное

Академия расскажет про ВПК-маркетинг и GR

11 февраля 2021 в 13:11

Важное

Первый курс по ВПК-журналистике завершился без выпускников

9 февраля 2021 в 16:35

Важное

Запущен первый в России обучающий курс по военно-промышленной журналистике

15 декабря 2020 в 18:45

Важное

Промышленникам расскажут, как избежать утечки гостайны через инженерное ПО

3 декабря 2020 в 8:00

Важное

Промышленникам расскажут, как не проиграть международные тендеры из-за утечек информации

19 ноября 2020 в 16:00

Морское училище (1867)

Младший унтер-офицер Морского Училища в зимнем мундире 1875-1881 гг.; Воспитанник Морского Училища в зимнем мундире 1875-1881 гг.; Фельдфебель Морского училища в зимнем мундире 1867-1872 гг.; Воспитанник Морского корпуса в зимнем мундире 1858-1862 гг.; Фельдфебель Морского Корпуса в зимнем полукафтане (мундире) 1855-1856 гг.; Фельдфебель Морского Корпуса в шинели в строю 1857-1858 гг.; Младший унтер-офицер Морского училища в пальто на берегу 1875-1881 гг.

В 1867 году Морской корпус переименовали в Морское училище. Согласно уставу в него принимались юноши с 16 лет, срок обучения составлял 4 года, штат сокращался до 240 человек с расчётом на ежегодный выпуск 60 гардемаринов. Звание «гардемарин» стало присваиваться выпускникам училища, которые отправлялись в годичное плавание, после чего производились в чин мичмана. Курс училища подразделялся на две части — общую (1 год) и специально-морскую (3 года). Ежегодно в мае проводились переводные экзамены, а с 25 мая по 25 августа кадеты проходили практику на кораблях учебного отряда.

7 августа 1862 года Офицерский класс реорганизовали в Академический курс морских наук, который в 1877 году был преобразован в Морскую академию, которая с 1907 года стала самостоятельным учебным заведением. В 1861—1871 гг. училище возглавлял контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков. При нём были отменены некоторые обязательные занятия, сокращено число строевых занятий, повысилась роль самостоятельной подготовки кадетов. Кадетам было разрешено ежедневно после занятий уходить в город до 23 часов. В дисциплинарную практику ввели «штрафные отметки», которые влияли на старшинство в выпуске, которое влияло не только на распределение по окончании училища, но и на получение очередных офицерских званий. Многие из этих преобразований оказались временными.

Преемник Римского-Корсакова, контр-адмирал А. П. Епанчин отменил часть его начинаний. В 1872 году кадетам запретили выход в город по будним дням, стали практиковать обыски личных вещей. С 1875 года срок обучения увеличили до 5 лет, а возраст поступающих в подготовительный класс снизили до 12 лет. В 1882 году звание «гардемарин» на флоте упразднили, а в училище ввели гардемаринскую роту. При выпуске вновь стали присваивать чин мичмана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector