Организации дополнительного профессионального образования

Содержание:

Виды программ дополнительного образования детей

Программы дополнительного образования классифицируются на несколько видов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

  1. Примерная программа. Утверждается Министерством РФ и рекомендуется как шаблонная для того или иного образовательного направления.
  2. Модифицированная программа. Она адаптируется под специфику конкретного формирования, куда входит группа детей, а также под режим и условия реализации деятельности. Программа изменяется зависимо от индивидуальных результатов учащихся.
  3. Экспериментальная программа. Цель данного направления заключается в изменении содержания программы и педагогической базы обучения. Сюда входят новые предложения в области знаний и внедрение прогрессивных технологий обучения.
  4. Авторская программа. Составляется одним или несколькими педагогами. Суть заключается в том, что учебный курс содержит совокупность возможных средств решения вопросов в образовательной сфере. Их отличительная черта — новаторство и актуальность, следование новейшим педагогическим тенденциям.

Задачи авторских программ:

  • познакомить детей с культурой и ее ценностями;
  • создать как можно больше возможностей для раскрытия своего потенциала;
  • ответить на вновь возникающие потребности и запросы современной педагогики.

Существует и другая классификация по основанию моделей организации доп. образования. Всего выделяется четыре основных:

  1. Первая. Сегодня это самый распространенный вид, для которого характерен случайный набор секций и кружков. Их деятельность может не пересекаться друг с другом. Увы, в данном направлении программа дополнительного образования не имеет проработки. Но, несмотря на существенные минусы, у такой модели есть и преимущества: дети заняты определенной деятельностью во внеурочное время. Также здесь используются уникальные авторские программы.
  2. Вторая модель. Для данного направления характерно наличие внутренней организованности в каждой структуре дополнительного образования. Вместе с тем, здесь нет единой системы функционирования. В представленной модели представлены уникальные формы деятельности, которые объединяют группы детей и группы взрослых. Например, хобби-центр, ассоциации, творческие организации и др.
  3. Третья модель. Это направление дополнительного образования основано на тесном взаимодействии школы с другими образовательными организациями. Сюда могут входить: центр детского творчества, спортивная школа, библиотека, художественная школа и т.д. Данное сотрудничество должно быть регулярным. Школьное учреждение и другая организация создают план совместной деятельности, включающая в себя поэтапную образовательную программу.
  4. Четвертая модель. Образовательные организации существуют в рамках учебно-воспитательного комплекса. Сегодня это самая эффективная модель, т.к. она грамотно сочетает максимальные возможности для реализации как основного образования, так и дополнительного.

К примеру, в обычной общеобразовательной школе могут функционировать художественная школа, спортивная и др. Общеобразовательное учреждение часто включает в себя сети кружков и секций. Вузы, в свою очередь, могут иметь в своем составе другие образовательные объединения.

Деятельность УВК (учебно-воспитательных комплексов) наиболее эффективна для районов, которые удалены от центров. Особенно это актуально для мегаполисов. В небольших городах УВК также играют существенную роль для развития населения.

Основные функции центра дополнительного образования

Центр дополнительного образования детей выполняет восемь функций:

  1. Образовательная. Знакомство с теми областями знаний, которые не входят в программу общего школьного обучения, чтобы каждый ребенок смог удовлетворить свой интерес в выбранной сфере и расширить кругозор.
  2. Воспитательная. В процессе внеурочных занятий у детей формируют ответственность за свою работу и ее результативность, четкие нравственные ориентиры и чувство патриотизма.
  3. Коммуникативная. Увеличивают круг общения, вырабатывают навыки взаимодействия в различных коллективах.
  4. Информационная. Педагог должен предоставить весь возможный максимум сведений, интересующий ученика.
  5. Профориентационная. Помогает выбрать будущую профессию и сформировать четкие жизненные планы.
  6. Рекреационная. Занятия проходят в свободной атмосфере, чтобы восстановить эмоциональные и физические силы детей, повысить их трудоспособность.
  7. Самореализационная. После достижения определенного успеха у ребенка повышается самооценка и возникает желание улучшить свои результаты;
  8. Креативная. Создание подходящих условий для реализации индивидуальных талантов каждого учащегося.

Найдено научных статей по теме — 15

Модель информатизации учреждения дополнительного образования

Ратенко Светлана Евгеньевна, Романова Ирина Александровна

В работе раскрываются результаты исследования повышения эффективности образовательного процесса в сфере дополнительного образования.

Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования

Григорова Владилена Константиновна, Дудкина Нина Ивановна, Зыкова Екатерина Николаевна

В статье показаны пути совершенствования дополнительного образования детей. Раскрыта сущность ученического самоуправления. Приведены данные опытной работы по его развитию.

Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

Телина Ирина Анатольевна

Создание системы поддержки талантливых детей является одним из главных направлений стратегического развития российского образования.

Управление в учреждении дополнительного профессионального образования

Корытов В. А.

Управление учреждением дополнительного профессионального образования в современной личностно-ориентированной педагогической концепции определяет творческая индивидуальность педагога, руководителя учреждения.

Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования

Золотарёва Ангелина Викторовна, Страдина Елена Александровна

Данная статья подготовлена по результатам выполнения Задания Министерства образования и науки РФ (рег.

МЕТОДИСТ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО

Лукина Оксана Алексеевна, Чайкина Жанна Владимировна, Мухина Мария Вадимовна, Кузьмина Лилия Александровна, Маляева Алена Александровна

В данной статье рассматриваются возможности и перспективы развития профессии методиста, в частности методиста учреждения дополнительного образования детей, как профессии будущего на основании современных тенденций развития экономи

Педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования

Макеева Т. В.

В ракурсе гуманистической парадигмы образования весьма важным видится обращение к педагогической поддержке личности.

Проблемы кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей

Куприянов Борис Викторович, Косарецкий Сергей Геннадьевич

На основе данных социологического исследования делается вывод о существенных различиях в кадровом составе учреждений дополнительного образования, относящихся к различным организационно-правовым формам и видам собственности.

Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей

Куприянов Борис Викторович

Статья посвящается 90-летию государственной системы внешкольного воспитания дополнительного образования детей.

Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей

Куприянов Б. В.

Статья посвящается 90-летию государственной системы внешкольного воспитания дополнительного образования детей.

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Вакуленко Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы актуальности инклюзивного образования. Определяется потенциал и задачи учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном обществе.

Городской центр

Городской центр дополнительного профессионального образования подготавливает специалистов в различных видах трудовой деятельности, оказывает услуги по повышению квалификации в соответствии с новыми требованиями рынка труда.

Процесс обучения в заведении может проходить в стационарной и заочной форме. После окончания занятий выдается документ, подтверждающий уровень полученных знаний и навыков.

 Существуют следующие курсы дополнительного профессионального образования:

  • бухучета;
  • финансового анализа;
  • программирования;
  • работы с графическими редакторами;
  • менеджмента;
  • организационного консалтинга;
  • дизайнерские и многие другие.

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

В чем заключается специфика дополнительного образования

Определение

Дополнительное образование — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Дополнительное образование представляет собой отдельную разновидность мотивированного образования. Оно позволяет учащемуся обрести заинтересованность в познании мира, помогает развить творческий потенциал и определиться с дальнейшей профессией. Дополнительное образование, как его понимают ученые, является элементом воспитания личности благодаря специальным программам обучения и разработанным методикам.

Идея отечественного дополнительного образования возникла в 1992 году. Концепция возникла на базе внеклассного воспитания. Внешкольные занятия послужили основой, на которой появилась система дополнительного детского образования. Существенная разница заключается в том, что данный вид образования осуществляется по строго определенным программам и направлениям.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Дополнительные занятия для детей претерпели значительные изменения с периода своего возникновения. Перечислим самые существенные из них:

  1. Появилась сеть образовательных учреждений и услуг факультативных занятий.
  2. Сфера дополнительного образования стала намного гибче, чем была ранее, несмотря на приверженность педагогики к консерватизму.
  3. Дополнительное образование — сфера, которая активно развивается.

Данную область отличают следующие характерные черты, отсутствующие у основного:

  • мобильность;
  • ориентированность на личностное образование;
  • многоступенчатость;
  • профильная специальность;
  • разработка индивидуальных методик образования;
  • развитие воспитательной функции с помощью вовлечения ученика в активную деятельность;
  • разработка различных форм и приемлемых способов образования — как результат свободной педагогической деятельности преподавателя.

Предусмотрен документ, который отражает педагогический концепт согласно заданным целям деятельности — образовательная программа учебного коллектива. Она содержит условия и методы, способствующие достижению целей, и предполагает итоговый результат. Образовательная программа раскрывает структуру организации и порядок осуществления ее деятельности, описывает разные формы обеспечения: информационное, ресурсное и т.д.

Признаки, присущие образовательной программе:

  1. Актуальность, т.е. ориентированность на решении самых существенных проблем.
  2. Рациональность — это определение целей и методов для эффективного достижения результата.
  3. Прогнозированность, т.е. соответствие программы современным тенденциям и требованиям.
  4. Контроль — осуществляется для проверки готовых результатов, необходимых для достижения конкретных целей.
  5. Реалистичность — разработка финансовых и кадровых обоснований.
  6. Восприимчивость к сбоям — программа обучения вовремя обнаруживает любые отклонения текущей ситуации от разработанных ранее положений.

Программа дополнительного образования должна соответствовать требованиям норм закона РФ «Об образовании».

Задачи, которые решаются с помощью содержания образовательных программ:

  1. Гарантия благоприятной психологической среды для ребенка.
  2. Компенсация пробелов основной образовательной программы. 
  3. Помощь в выборе индивидуальной образовательной направленности.

Дополнительные занятия должны обеспечить:

  • корректирование психологического развития ребенка;
  • развитие индивидуальных черт детей, социальных навыков, способностей;
  • профилактику девиантного поведения у ребенка или подростка;
  • мотивацию личности к познанию мира и развитию творческих способностей.

Программы содержат в себе светские и гуманистические признаки образования. Во главе угла ставятся главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободное развитие индивидуальности.

Для образовательных программ характерно:

  • содержание концептуальных оснований учебного процесса;
  • структурирование и планирование материала по теме;
  • акцентирование внимания на уровне развития детей в группе;
  • отражение методов оценки результатов обучения по определенным программам;
  • создание условий для раскрытия условий организации образовательного процесса;
  • обеспечение материальной, информационной, методической основы для реализации учебной программы;
  • опора на достижениях мировой культуры.

Кто может пройти обучение в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+»

Учиться в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» могут граждане России, имеющие профессиональное образование.Те, у кого уже есть какое-либо профессиональное образование. Чтобы пройти обучение по образовательным программам АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+», необходимо наличие диплома о среднем специальном или высшем образовании.

Учебные программы дополнительного профессионального образования

На сегодня АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» реализует следующие виды подготовки специалистов:

  • Курсы профессиональной переподготовки (от 276 ак. часов и более) — очно, очно-заочно и заочно.
  • Курсы повышения квалификации персонала (от 16 часов до 249 ак. часов) — очно, очно-заочно и заочно.
  • Очные образовательные семинары — на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».
  • Очное обучение группы сотрудников на территории заказчика  — для корпоративных заявок от юридических лиц.

Курсы профессиональной переподготовки

Переподготовка — это второе профессиональное образование. Согласно Федеральному закону «Об образовании» одной из форм получения дополнительного профессионального образования является переподготовка профессиональных кадров. При этом данная форма получения новой специальности равноценна базовому проф. образованию. Это означает, что если у слушателя на момент получения второй специальности есть средне-специальное образование, то выдаваемый диплом о переподготовке также будет равен диплому о среднем профессиональном образовании (условно: второе средне-специальное образование).

Идентична ситуация с высшим образованием: если у слушателя уже есть высшее образование, то после обучения на курсах переподготовки слушатель получит диплом равный второму диплому о высшем профессиональном образовании (условно, второе высшее образование).

Кому можно пройти курсы профессиональной переподготовки? Курсы переобучения могут пройти те, кто желает сменить свою профессию или специализацию. Например, лица с медицинским образованием могут переобучиться на педагога и работать в образовательном учреждении. Или, например, учитель русского языка может переквалифицироваться на учителя истории или педагога-психолога и т.д. Все программы обучения соответствуют требованиям профстандартов, ФГОСов и отраслевых нормативных актов.

Выдаваемые документы, сроки и формат обучения на курсах профессиональной переподготовки. АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» выдает диплом о переподготовке установленного образца. Дипломы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака и являются бессрочными. Такой диплом является основным документом, дающим право вести профессиональную деятельность по новой специальности.

Обучение на курсах профессиональной переподготовки проходит по индивидуальным планам, которые согласуются с АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».

Курсы повышения квалификации

Согласно требованиям профстандартов, а также отраслевым требованиям нормативных актов, специалисты обязаны проходить курсы повышения квалификации с определенной периодичностью.

Обучение на курсах повышения квалификации в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» проходит в нескольких форматах:

  • Очное обучение группы слушателей на территории заказчика. Для обеспечения такой формы обучения АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» направляет своих преподавателей к месту обучения слушателей.
  • Очные однодневные и многодневные образовательные семинары на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» 

Слушателям выдается удостоверение установленного образца. Все документы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака. Для слушателей семинаров предусмотрены сертификаты.

Программные направления обучения

Существуют четыре направления программ центров ДО:

  • художественное — формирует культурные интересы детей, развивает неординарное мышление и творческую активность;
  • научно-техническое — дает глубокие знания в сфере фундаментальных наук, выходящих за рамки обычной программы;
  • социально-педагогическое — способствует накоплению опыта жизни в обществе и дает детям возможность проявить себя в выбранном виде деятельности;
  • естественно-научное — развивает познавательную активность и любознательность, а также стимулирует стремление получать новые знания.

Различают четыре уровня ЦДО:

  1. Городской.
  2. Областной.
  3. Региональный.
  4. Республиканский.

Деятельность регионального центра дополнительного обучения детей

Региональный центр дополнительного образования представляет собой многоуровневую организацию, деятельность которой направлена на выполнение следующих задач:

  • разработка современных программ ДО и внедрение их в образовательный процесс;
  • организация для одаренных ребят мероприятий регионального уровня по всем направлениям внешкольного образования;
  • подготовка талантливых детей к участию во всероссийских и международных фестивалях, соревнованиях, конкурсах.

Региональный центр дополнительного образования детей разрабатывает методические рекомендации, развивает и внедряет новые формы организации ДО. В его задачи входит прогнозирование финансовых расходов и предоставление данных в отдел бюджетного планирования.

Областной центр

Областной центр дополнительного образования детей координирует и контролирует работу всех организаций внешкольного обучения, расположенных на территории области.

Работники областной организации ДО должны инспектировать материально-техническую оснащенность подконтрольных заведений, уровень квалификации педагогического состава, обеспечивать интеграцию всех учреждений. На областном уровне происходит выявление насущных проблем в сфере ДО и их решение.

В рамках программы центра проводятся областные курсы по повышению квалификации работников образования, на которых преподаватели знакомятся с методиками внедрения информационных технологий, обмениваются опытом, разрабатывают новые варианты подачи материала.

Также на территории области проводятся олимпиады, цель которых — согласно государственным требованиям проверить уровень полученных знаний и умений, выявить одаренных учеников для оказания им поддержки в дальнейшем обучении.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Каким целям должно служить допобразование

Инфраструктура — это, конечно, хорошо, но чему конкретно стоит учить современных детей в рамках дополнительного образования? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким задачам оно должно служить.

Удовлетворение интересов детей

Вероятно, прежде всего оно должно отвечать образовательным потребностям детей, которые не удовлетворяются общеобразовательной программой. Так, Алиса Денисова рассказала, какие пожелания озвучили подростки на другой сессии ПМЭФ — «Большая перемена: инвестируем в будущее». Среди них спикер выделила создание проектных мастерских, кружков по менеджменту, финансовой грамотности и ораторскому мастерству.

Источник радости и способ полюбить учиться

Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что допобразование должно быть источником радости для детей и средством комфорта для работающих родителей: «Допобразование — мощнейший инструмент, чтобы ребёнку привить любовь к учёбе, привить ему радость от того, что он находится в школе. И из этого складывается то, что мы хотим увидеть в итоге, — мы ведь хотим увидеть наших детей счастливыми. Умными, со скиллами — это на втором плане. Наша задача — научить детей быть счастливыми».

Ранняя профориентация

Должно ли дополнительное образование служить целям профориентации? Взгляды экспертов на этот вопрос разошлись. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что термин «профориентация» неприменим к допобразованию, потому что это не отвечает современному запросу рынка труда.

«Когда целые отрасли рождаются и умирают, а те, что остаются, радикально меняются, учить ребёнка профориентации сегодня бессмысленно. Мы должны учить его карьерному проектированию — целому комплексу новых навыков, скиллов», — отметила она.

С этой точкой зрения не согласился Павел Зенькович: «В стране есть необходимость ранней профориентации, предпрофильных классов, чтобы детей готовить к следующему шагу», — считает он.

Профориентация не обязательно означает раннее обучение азам конкретной профессии. Это ещё и способ присмотреться к разным профессиональным направлениям и развить навыки, которые могут пригодиться как в конкретной специальности, так и где-то ещё. И в этой сфере дополнительному детскому образованию тоже очень пригодилась бы помощь бизнеса. А бизнес, в свою очередь, получил бы возможность заинтересовать будущее поколение теми или иными профессиональными направлениями. Примеры такого взаимодействия уже есть.

Мы понимаем, что через систему дополнительного образования можно как раз найти те интересные форматы, которые позволят выстраивать индивидуальные треки образования школьников, объединять усилия всех партнёров ради одной прикладной цели — дать ребёнку попробовать себя в деле, дать возможность выбрать тот пул компетенций, который не только будет ему интересен, но и поможет дальше успешно пройти по всей профессиональной траектории, — поделилась Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодёжью Корпоративного университета СИБУРа.

Педагогов тоже нужно «выращивать»

Ведущую роль в дополнительном образовании будущего эксперты отводят, конечно, педагогам.

«Построить школу, оснастить школу — это управляемый и хорошо изученный процесс. Мы за сто лет имели три волны массовых программ строительства. Я думаю, что в эту новую волну с этим мы справимся. А вот подбор кадров, их обучение, запуск школы как хорошо мотивированного учреждения — эта задача очень важная. И так, чтобы она была решена по всей стране с одинаковым уровнем качества, — здесь придётся постараться», — рассказала Алиса Денисова, имея в виду допобразование в новых школах, о строительстве которых шла речь в начале дискуссии.

Светлана Решетникова согласилась с тем, что именно кадры — ключевой элемент в обеспечении современного образования: даже лучшее оснащение не гарантирует эффективного процесса обучения, он зависит именно от желания и усилий педагогического состава. При этом менять существующую систему бессмысленно — необходимо «спускаться» в педагогические вузы и буквально «выращивать» учителей нового поколения.

«Нужно научить наших педагогов консолидироваться — педагогов допобразования с учителями общего образования, — чтобы они говорили с детьми на одном языке, рассказывали, как всё (разные знания и навыки. — Прим. ред.) можно соединить вместе», — сказала спикер.

С этим согласился и Павел Зенькович. Он считает, что одним из способов обеспечить метапредметность и соотносимость того, что дети проходят в школе, с содержанием дополнительного образования, могла бы стать работа в допобразовании педагогов основного образования после уроков. «Если, конечно, у них есть такое желание и готовность», — добавил он.

Чтобы собирать и распространять лучшие наработки допобразования, нужен специальный масштабный проект. ВЭБ.РФ уже задумался о создании специального акселератора лучших практик ДО, которые федеральный концессионер «ПроШкола» сможет масштабировать на российские школы.

«Мы, скорее всего, действительно запустим акселератор или программу, модель наставничества над каждой создаваемой школой в партнёрстве с крупными корпорациями, лучшими промышленными технологическими игроками в каждом регионе, а также с вузами с лучшими практиками, уже сложившимися в региональном допобразовании. Без этого эти школы будут просто, простите, „коробками“, которые не улучшат жизнь наших детей, наших семей, и не сделают их будущее счастливым, и не сделают процесс образования для них интересным, нужным и готовящим их к жизни в будущем мире», — резюмировала Алиса Денисова.

Проблемы системы дополнительного образования в школе

Основной проблемой системы дополнительного образования в школах России сегодня является отсутствие профессионалов, которые обладают богатым опытом работы именно в данной сфере деятельности. К большому сожалению, в подавляющем большинстве современных общеобразовательных учреждений функцию таких специалистов выполняют педагоги-предметники, вынужденные к тому же ограничиваться только возможностями имеющейся в школе материальной базы. При этом термин «дополнительное образование» воспринимается ими как новое название привычной для учителей кружковой работы или внеклассной деятельности, что в корне неверно.

Чтобы «отчитаться» о внедрении дополнительного образования некоторые школы вместо традиционных кружков вводят экзотические учебные курсы (например, курсы японского языка) или проводят мероприятия, направленные на изучение народных традиций. Однако подобные инициативы сложно назвать созданием полноценной системы школьного дополнительного образования, поскольку при этом вряд ли учитываются интересы и потребности большинства учеников общеобразовательной организации.

Исправить сложившуюся ситуацию достаточно легко, даже при том размере финансирования, которое сегодня получают российские школы. Решить проблему отсутствия специалиста в сфере дополнительного образования и скудной материальной базы можно путем организации тесного взаимодействия общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования. Ну а для того, чтобы создать по-настоящему эффективную систему школьного дополнительного образования (то есть, ввести учебные курсы и проводить мероприятия, интересные детям) нужно всего лишь проводить постоянный мониторинг интересов, увлечений и потребностей школьников.

Концессия даст школам больше возможностей

Дополнительное образование во многом зависит от возможностей школ, именно поэтому участники сессии сосредоточились прежде всего на теме создания образовательных учреждений нового типа. Алиса Денисова, руководитель направления «Современная образовательная среда» ВЭБ.РФ, напомнила, что в послании президента России были даны установочные цифры по вводу к 2024 году не менее 1 300 новых школ (с учётом тех, которые открываются с 2019 года).

Это значит, что с 2021 года по 2024 год новых объектов будет порядка 800, как раз по новой программе, которую ведёт ВЭБ.РФ совместно с  Минпросвещения, — уточнила она.

Особенностью этой программы, по словам спикера, станет механизм государственно-частного партнёрства, а точнее — концессионное соглашение. Иными словами, часть средств на проектирование, строительство и эксплуатацию школ даёт банк-кредитор, оставшиеся суммы выделяют частный инвестор и региональный бюджет. Таким образом, в проекте по созданию школ появляется концессионер — инвестор и одновременно оператор этого проекта, который им руководит. И это, считает Алиса Денисова, очень хорошо, потому что концессионер, будучи представителем частного сектора, может привнести в проект лучшие организационные практики из бизнеса, объединяя их с передовыми образовательными практиками.

Подобные концессионные соглашения уже активно заключаются в регионах. Например, в 2018 году «Сбер» объявил о финансировании концессии по строительству школы в Ханты-Мансийске, а в 2019 году одобрил финансирование создания большого учебного комплекса в Нижнем Новгороде. В апреле 2021 года портал РБК сообщал, что банк также планирует построить девять школ в Пермском крае. На ПМЭФ ВЭБ.РФ и федеральный концессионер «ПроШкола» (его финансовым партнёром выступает «Сбер») заключили с регионами сразу несколько соглашений — например, о строительстве трёх школ во Владимирской области.

Концепция новых школ подразумевает в том числе создание инфраструктуры для дополнительного образования. Благодаря частным инвестициям она может получить гораздо лучшее оснащение, чем то, к которому привыкли в обычных муниципальных школах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector