Виды дополнительного образования и профессиональные стандарты
Содержание:
- Общие сведения
- История трансформации внешкольного образования в дополнительное образование
- Виды ДПО
- Где пройти обучение
- Дополнительное образование детей
- Организация системы
- Понятие квалификации и профессионального стандарта
- Дополнительное образование детей
- Повышение квалификации
- Модель
- Этапы и функции дополнительного образования в школах
Общие сведения
Теоритическая сторона ДПО
Дополнительное образование – это организованный и устойчивый процесс, в котором передаются приобретённые навыки ученику, в дальнейшем, способному их применить на практике. В этом случае он определяет способы реализации новых знаний для профессионального роста.
Такой процесс хорошо подстраивается под систему образования. Он адаптирован под нужды аудитории, в нем определяются легкость формы, и виды подачи учебного материла. В ДПО можно совмещать мотивационные уроки и результативные методы личностного роста.
Разновидности ДПО
К основным видам дополнительного образования можно отнести:
- профессиональную квалификационную подготовку, подразумевающую получение диплома государственного образца;
- краткосрочная переподготовка с дальнейшей выдачей удостоверения по имеющимся программам, вычитанным за 72-100 академических часов, или свидетельство за прослушивание 100-500 часов учебного материала;
- оставшаяся категория состоит из семинаров, курсов, тренингов, с дальнейшим получением сертификатов об окончании обучения.
Все образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.
Важно! В некоторых случаях к дополнительному образованию относят процесс стажировки, но на самом деле она просто входит в число процессов первых двух видов. Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков
К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда
Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков. К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда.
Профессиональный уровень может быть повышен, если в будущем планируется смена должности, но основной круг обязанностей не сильно меняется. Это подходит людям, которых не устраивают условия на нынешнем предприятии. Курсы, семинары, тренинги способствуют возобновлению уже полученных знаний в усовершенствованной трактовке.
Любые учреждения, предлагающие дополнительное образование, независимо от разновидности, максимально адаптируют его под потребности человека. Обучающий процесс может проходить без отрыва от работы, и материалы подаются онлайн или отдельно от рабочего графика, но с возможностью совмещения.
Отличия между ДПО и вторым высшим образованием
Многие сотрудники организаций могут интересоваться разницей между двумя известными формами обучения: ДПО и второе высшее.
Между ними есть очень существенные отличия, но нет однозначного ответа о том, что лучше:
- Время обучения. Второе высшее образование требует больше времени, чем дополнительное. Второй вариант вполне можно освоить за 100-170 академических часов, в зависимости от его вида и цели.
- Стоимость. Цена ДПО значительно ниже и здесь есть возможность дистанционного получения информации, по типу заочного формата.
- Практически основы. Дополнительному образованию присуща конкретика, в таком случае все предметы подаются в соответствии с профессией, без лишних материалов. Система дополнительного образования даже в таком случае обеспечивает дипломом, поэтому это не считается недостатком.
- Интенсивность. Такие формы ДПО, как тренинг или семинар вовлекают студентов в учебный процесс для получения практического опыта. Участвуя в процессе, учебная группа сталкивается с ситуациями, в которых они своевременно могут получить консультацию, и применить решение в будущем
История трансформации внешкольного образования в дополнительное образование
Изменения в обществе в 1990-х годах, распад СССР привели к
глубокому социально-экономическому кризису. На развитие деятельности системы
образования, включая внешкольные учреждения, повлияли такие факты, как:
изменение ценностных ориентаций, отказ от ранее установленных ограничений в
сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы
образования.
В это время пересматриваются традиции внешкольного
образования, внеклассного обучения и внеклассной работы. Реорганизация
современной российской системы образования, начавшаяся в 1992 году, определила
процесс эволюционного изменения системы внеклассной работы, ее переход в новое
качественное состояние. Во-первых, внешкольные учреждения и организации для
детей вместе со всей страной находятся в серьезном финансовом кризисе. Можно
говорить и о кризисе системы образования, не в последнюю очередь связанном с
распадом пионерской и комсомольской организаций. Однако деполитизация и
демократизация общества способствовали активному развитию новых форм и методов
работы. Начало поиска путей обновления деятельности внешкольных учреждений.
Обновление, основанное на принципах гуманизации, демократизации, деполитизации
внешкольной работы, усиление парадигмы взаимодействия как основы организации
деятельности во внешкольных учреждениях.
В 1991-1992 годах была создана ассоциация «Союз
пионерских организаций — Федерация детских организаций». В 1990-х годах
появились бойскауты и другие детские организации. Лидеры детского движения
разрабатывают новые программы внеклассных занятий для детей и молодежи.
Традиции внешкольного образования, внеклассного обучения и внеклассной работы
получают новое толкование. В быстро меняющемся постсоветском обществе назрела
необходимость введения нового направления образования — дополнительного
образования.
Замена термина «внеклассная работа» на термин
«дополнительное образование» в Законе Российской Федерации «Об
образовании» (1992) коренным образом меняет статус и функции учреждений
дополнительного образования. Дополнительное образование становится полноценной
самостоятельной единицей в интегрированном образовательном процессе. Вместе с
другими учреждениями социальной педагогики учреждения дополнительного
образования составляют целостную и многоуровневую систему воспитания и
обучения, которая, по мнению исследователей, характеризуется тем, что:
- Динамика процессов воспитания и образования как социального явления, служащего естественной основой для развития личности и самореализации ребенка;
- Стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности самостоятельно решать возникающие проблемы и постоянное саморазвитие;
- Расширение социального опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностных ориентаций, самостоятельная оценка тех или иных действий, событий, ситуаций и соответствующее конструирование собственного поведения;
- Непрерывность содержания различных видов деятельности с учетом развития личности и развития всего многообразия ее жизнедеятельности.
Возросшая значимость дополнительного образования и большое
внимание, уделяемое специалистами этому направлению педагогической деятельности
в начале 1990-х годов, связано со следующими обстоятельствами:
- Во-первых, происходит фундаментальный сдвиг в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего как на специалиста, уступает место взгляду на человека с точки зрения культурно-исторической педагогики развития.
- Во-вторых, в развитых странах наблюдается растущая тенденция перехода от техногенной к техногенной цивилизации.
- В-третьих, культурные, образовательные, информационные и рекреационные возможности становятся все более востребованными детьми и родителями.
В результате возрастает значение различных видов
неформального образования для человека и общества. Одним из таких видов
является дополнительное образование, основной целью которого является
удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и
образовательных потребностей детей.
Рассматривая роль дополнительного образования в современных
условиях, ученые выделяют различные приоритетные цели. Например, Е.Б. Евладова,
Л.Г. Логинова, Н. Н. Михайлова следующие актуальные идеи:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- Сосредоточьтесь на личных интересах, потребностях и способностях ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Виды ДПО
Designed by standret/Freepik
Дополнительное профессиональное образование обычно получают люди, уже имеющие среднее или высшее образование и желающие совершенствоваться в выбранной профессии, чтобы идти в ногу со временем или приобрести умения в совершенно новой для себя области. К числу популярных направлений ДПО относятся:
-
менеджмент туризма и здравоохранения,
-
управление персоналом,
-
банковская и сервисная деятельность,
-
антикризисное образование.
Основные виды доп. образования:
-
Профессиональная переподготовка (после ее окончания человеку выдают государственный диплом).
-
Повышение квалификации (обычно рассчитано на короткий срок, итог – получение удостоверения или свидетельства).
-
Курсы, мастер-классы, семинары, вебинары, тренинги (по результатам выдается сертификат).
Некоторые относят к видам допобразования стажировку, но по факту это лишь составляющая одного из первых двух видов ДПО.
Повышение квалификации требуется в том случае, когда надо актуализировать свои знания и навыки – например, научиться пользоваться новым оборудованием или приняться за работу после длительного перерыва. Кроме того, работники получают ДПО в преддверии расширения обязанностей или повышения разряда либо категории.
Профпереподготовка подразумевает приобретение дополнительных знаний и умений, которые нужны для новой должности. Этот вариант идеален для тех, кого не устраивает нынешняя работа и кто хочет попробовать себя в чем-то другом.
А курсы, тренинги, семинары помогают «подтянуть» знания в конкретной области.
Вне зависимости от вида доп. образование связано с получением дополнительной информации и адаптируется под потребности людей. Обучение происходит либо с отрывом от производства по графику образовательной организации, либо без отрыва (тогда материалы доступны студенту на сайте при введении логина и пароля).
Где пройти обучение
Ознакомьтесь с нашими программами подготовки педагогов дополнительного образования и выберите ту, которая подходит вам. В частности, мы можем предложить:
Преподавание курса «Шахматы» в общем и дополнительном образовании
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Педагог дополнительного образования
12500 руб. 6639 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Руководитель хореографического коллектива. Традиционные и инновационные методики развития творческих способностей детей
340 часов (3 мес.)
Квалификация: Руководитель хореографического коллектива
12500 руб. 6639 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Преподавание изобразительного (ИЗО) и декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в дополнительном и общем образовании с учетом требований ФГТ и ФГОС
620 часов (5 мес.)
Квалификация: Преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства
17100 руб. 10472 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Руководитель театрального коллектива. Современные подходы к постановке спектакля для детей и взрослых
340 часов (3 мес.)
Квалификация: Руководитель театрального коллектива
12500 руб. 6639 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Преподавание народных художественных промыслов в дополнительном и общем образовании
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Педагог дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства
12500 руб. 6639 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Преподавание музыкальных дисциплин в организациях дополнительного образования
340 часов (2 мес.)
Квалификация: Преподаватель музыкальных дисциплин
12500 руб. 6639 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Преподавание вокала: развитие певческого голоса с использованием современных методик обучения вокальному искусству
108 часов (1.5 мес.)
7100 руб. 3294 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Курсы длятся в среднем от 1,5 до 5 месяцев и проходят полностью дистанционно*. Это значит, что вам никуда не придется приезжать — даже диплом или удостоверение после прохождения обучения вам вышлют почтой. Изучать материалы и сдавать практические задания можно в удобное для вас время, поэтому обучение вы сможете сочетать с работой.
Дополнительное образование детей
В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.
Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.
В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.
Организация системы
Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.
Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:
- Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы.
- Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях.
- Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими.
- Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия.
- Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.
Понятие квалификации и профессионального стандарта
В новых экономических условиях развития России очевидна необходимость правового регулирования подготовки и дополнительного профессионального образования работников, поскольку в постсоветский период система подготовки и переподготовки кадров была основательно расшатана. Это не могло не отразиться на квалификации кадров, в то время как одним из основных факторов обеспечения нормального функционирования любого предприятия, учреждения или организации является наличие квалифицированных кадров. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» в ТК РФ введена новая ст. 195.1, которая закрепляет понятия квалификации работника и профессионального стандарта. В соответствии с указанной статьей квалификация работника определяется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт — как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт представляет собой инструмент, который влияет на подбор квалифицированных кадров и учитывается при установлении и поддержании баланса их спроса и предложения через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.
Профессиональные стандарты в отличие от других способов описания требований к специалисту имеют комплексный характер и раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). Структура описания деятельности в профессиональных стандартах предполагает использование сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, с одной стороны, и образовательных стандартов и программ — с другой.
Таким образом, использование профессиональных стандартов устанавливает согласованные требования к качеству труда, производительности, повышению качества подготовки работников в системе профессионального образования, развитию обучения на производстве, повышению уровня квалификации действующих работников.
Для субъектов трудовых отношений профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут быть использованы работодателем для определения конкретной трудовой функции работника.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов устанавливает Правительство РФ. Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников при подготовке профессиональных стандартов применяются уровни квалификации, разработанные Минтрудом РФ. При этом на начальном этапе формирования национальной системы квалификаций сохраняет действие применяемая в настоящее время система квалификационных справочников (ЕТКС — по профессиям рабочих, ЕКС — по должностям служащих).
Дополнительное образование детей
В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.
В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Модель
Дополнительное образование должно быть общедоступным, эффективным и на фоне внедрения новых направлений в обучении обеспечивать сохранение накопленного опыта и традиций.
Согласно ФГОС модель дополнительного образования внеурочной деятельности должна поддерживать следующие цели и задачи:
- формирование благоприятной среды для создания всероссийского образовательного пространства;
- учет интересов и индивидуальных потребностей детей при составлении программ;
- обеспечение условий для привлечения большего количества учащихся;
- гармоничная интеграция дополнительного и основного образования;
- создание обстановки для эффективной реализации приобретенных знаний и навыков;
- подготовка к дальнейшему образованию;
- развитие навыков самоконтроля и самообразования.
Дополнительное обучение реализуется с помощью кружков, спецкурсов, различных секций, экскурсий, групп продленного дня.
Этапы и функции дополнительного образования в школах
Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно
Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:
- Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
- Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
- Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
- Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.
Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:
- в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
- вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
- возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
- творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
- личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
- получении профессиональной подготовки.
Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:
- Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
- Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
- Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
- Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
- Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
- Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.
Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:
- Профилактика беспризорности и безнадзорности.
- Отвлечение от приобретения вредных привычек.
- Предупреждение правонарушений.
- Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
- Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
- Формирование сплоченного коллектива школы.