Направленности программ дополнительного образования детей
Содержание:
- Требования к программам поддержки талантливых детей
- В чем суть
- История трансформации внешкольного образования в дополнительное образование
- События | Организации | Методики | Программы
- Инструменты выявления и поддержки талантов
- Формы дополнительного образования
- Педагогов тоже нужно «выращивать»
- Специфика семинаров и тренингов
- Каким целям должно служить допобразование
- Проблемы системы дополнительного образования в школе
- Спортивная подготовка
Требования к программам поддержки талантливых детей
Программы, направленные на поддержку талантливых детей включают в себя следующие аспекты:
- пути выявления талантливых детей через проведения различных соревнований;
- создание достаточного количества мест для развития талантов и способностей;
- приоритетное трудоустройство одаренной молодежи;
- выплата премий, грантов и стипендий молодым людям, проявившим выдающие способности;
- создание базы данных организаций, специализирующихся на развитии талантов молодежи;
- доступность проявления таланта для любой категории;
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику;
- поощрение преподавателей;
- создание новых проектов.
В чем суть
Образовательная программа для школьного коллектива — документ, в котором отражена концепция, выстроенная в соответствии с поставленными целями и реальными условиями преподавательской работы. В ней изложены методы и стадии достижения заявленных задач, обозначены предполагаемые результаты.
Программа ДО должна обладать следующими качествами:
- актуальностью — ориентироваться на удовлетворение насущных потребностей;
- рациональностью — определять цели и варианты получения максимально ценного практического результата;
- контролируемостью — иметь возможность проверки достижений;
- реалистичностью — обладать четким денежным, кадровым и временным обоснованием;
- чувствительностью к отказам — свойством, позволяющим отслеживать отклонения от запланированных промежуточных и конечных итогов.
Программа дополнительного образования в школе обязательно базируется на федеральных законодательных актах и не может противоречить Типовым положениям об учреждениях ДО.
Содержание готового плана внеурочных мероприятий призвано решать следующие задачи:
- Компенсировать отсутствующие в основном учебном процессе виды деятельности, интересные детям.
- Определять конкретные цели, например:
- формирование личностной мотивации к творчеству и познанию неизведанного;
- развитие индивидуальных коммуникативных качеств детей, воспитание личностной культуры;
- поддержка одаренности;
- повышение интеллектуального уровня и нормализация психофизического состояния школьников;
- коррекция асоциального поведения.
- Обеспечивать ребенку удобную эмоциональную обстановку и ситуацию успешности.
- Содействовать подбору индивидуального образовательного пути.
Программа должна соответствовать гуманистическому и светскому характеру преподавания, пропагандировать приоритетность общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.
История трансформации внешкольного образования в дополнительное образование
Изменения в обществе в 1990-х годах, распад СССР привели к
глубокому социально-экономическому кризису. На развитие деятельности системы
образования, включая внешкольные учреждения, повлияли такие факты, как:
изменение ценностных ориентаций, отказ от ранее установленных ограничений в
сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы
образования.
В это время пересматриваются традиции внешкольного
образования, внеклассного обучения и внеклассной работы. Реорганизация
современной российской системы образования, начавшаяся в 1992 году, определила
процесс эволюционного изменения системы внеклассной работы, ее переход в новое
качественное состояние. Во-первых, внешкольные учреждения и организации для
детей вместе со всей страной находятся в серьезном финансовом кризисе. Можно
говорить и о кризисе системы образования, не в последнюю очередь связанном с
распадом пионерской и комсомольской организаций. Однако деполитизация и
демократизация общества способствовали активному развитию новых форм и методов
работы. Начало поиска путей обновления деятельности внешкольных учреждений.
Обновление, основанное на принципах гуманизации, демократизации, деполитизации
внешкольной работы, усиление парадигмы взаимодействия как основы организации
деятельности во внешкольных учреждениях.
В 1991-1992 годах была создана ассоциация «Союз
пионерских организаций — Федерация детских организаций». В 1990-х годах
появились бойскауты и другие детские организации. Лидеры детского движения
разрабатывают новые программы внеклассных занятий для детей и молодежи.
Традиции внешкольного образования, внеклассного обучения и внеклассной работы
получают новое толкование. В быстро меняющемся постсоветском обществе назрела
необходимость введения нового направления образования — дополнительного
образования.
Замена термина «внеклассная работа» на термин
«дополнительное образование» в Законе Российской Федерации «Об
образовании» (1992) коренным образом меняет статус и функции учреждений
дополнительного образования. Дополнительное образование становится полноценной
самостоятельной единицей в интегрированном образовательном процессе. Вместе с
другими учреждениями социальной педагогики учреждения дополнительного
образования составляют целостную и многоуровневую систему воспитания и
обучения, которая, по мнению исследователей, характеризуется тем, что:
- Динамика процессов воспитания и образования как социального явления, служащего естественной основой для развития личности и самореализации ребенка;
- Стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности самостоятельно решать возникающие проблемы и постоянное саморазвитие;
- Расширение социального опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностных ориентаций, самостоятельная оценка тех или иных действий, событий, ситуаций и соответствующее конструирование собственного поведения;
- Непрерывность содержания различных видов деятельности с учетом развития личности и развития всего многообразия ее жизнедеятельности.
Возросшая значимость дополнительного образования и большое
внимание, уделяемое специалистами этому направлению педагогической деятельности
в начале 1990-х годов, связано со следующими обстоятельствами:
- Во-первых, происходит фундаментальный сдвиг в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего как на специалиста, уступает место взгляду на человека с точки зрения культурно-исторической педагогики развития.
- Во-вторых, в развитых странах наблюдается растущая тенденция перехода от техногенной к техногенной цивилизации.
- В-третьих, культурные, образовательные, информационные и рекреационные возможности становятся все более востребованными детьми и родителями.
В результате возрастает значение различных видов
неформального образования для человека и общества. Одним из таких видов
является дополнительное образование, основной целью которого является
удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и
образовательных потребностей детей.
Рассматривая роль дополнительного образования в современных
условиях, ученые выделяют различные приоритетные цели. Например, Е.Б. Евладова,
Л.Г. Логинова, Н. Н. Михайлова следующие актуальные идеи:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- Сосредоточьтесь на личных интересах, потребностях и способностях ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
События | Организации | Методики | Программы
Цель реализации программ cоциально-гуманитарной направленности:
освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.
Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:
— расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;
— развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;
— развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);
— развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).
Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы программ дополнительного образования:
— гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, правилами дорожного движения, основами безопасности жизнедеятельности; создание и реализация гражданско-патриотических проектов; имитационное и практическое решение правовых задач);
— социокультурные (расширение знаний по философии, филологии, истории, искусствоведение, лингвистика, литературоведение, социология, журналистика, этнокультура, обществознание, педагогика, основы психологии личности и группы; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; освоение медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной грамотности; волонтерская активность; профессиональная ориентация (формирование первичных профессиональных установок, профессиональных планов в специальностях «человек-человек»; программы детских педагогических отрядов));
— управленческие (основы менеджмента; основы предпринимательской деятельности; практикумы управленческой деятельности; основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление и командную работу);
— экономические (знакомство с нормами экономических отношений, включая экономику ведения домашних хозяйств; основы финансовой грамотности; создание и реализация социально-экономических проектов; имитационное и практическое решение экономических задач).
Инструменты выявления и поддержки талантов
Одним из основных инструментов поиска талантливых детей остается проведение олимпиад для школьников по всей стране. Ребята, которые уже добились определенных успехов в той или иной области, могут попробовать свои силы в международных формах состязаний и олимпиад.
Если же говорить об инструментах поддержки, то, конечно же, наиболее эффективным является поощрение победителей соревнований и олимпиад денежными премиями. Студентам же высших учебных заведений предоставляются стипендии и гранты.
Например, на следующие 5 лет только в федеральный бюджет заложены средства для выплаты премий молодежи от 14 до 25 лет в размере:
- 60 тыс. рублей победителям международных состязаний (1250 единиц);
- 30 тыс. рублей победителям олимпиад, проводимых на региональном уровне (4155 единиц).
Региональные власти также не стоят в стороне и выделяют средства для поддержки «своей» талантливой молодежи.
Формы дополнительного образования
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:
- повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
- освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.
Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании
Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.
При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.
Педагогов тоже нужно «выращивать»
Ведущую роль в дополнительном образовании будущего эксперты отводят, конечно, педагогам.
«Построить школу, оснастить школу — это управляемый и хорошо изученный процесс. Мы за сто лет имели три волны массовых программ строительства. Я думаю, что в эту новую волну с этим мы справимся. А вот подбор кадров, их обучение, запуск школы как хорошо мотивированного учреждения — эта задача очень важная. И так, чтобы она была решена по всей стране с одинаковым уровнем качества, — здесь придётся постараться», — рассказала Алиса Денисова, имея в виду допобразование в новых школах, о строительстве которых шла речь в начале дискуссии.
Светлана Решетникова согласилась с тем, что именно кадры — ключевой элемент в обеспечении современного образования: даже лучшее оснащение не гарантирует эффективного процесса обучения, он зависит именно от желания и усилий педагогического состава. При этом менять существующую систему бессмысленно — необходимо «спускаться» в педагогические вузы и буквально «выращивать» учителей нового поколения.
«Нужно научить наших педагогов консолидироваться — педагогов допобразования с учителями общего образования, — чтобы они говорили с детьми на одном языке, рассказывали, как всё (разные знания и навыки. — Прим. ред.) можно соединить вместе», — сказала спикер.
С этим согласился и Павел Зенькович. Он считает, что одним из способов обеспечить метапредметность и соотносимость того, что дети проходят в школе, с содержанием дополнительного образования, могла бы стать работа в допобразовании педагогов основного образования после уроков. «Если, конечно, у них есть такое желание и готовность», — добавил он.
Чтобы собирать и распространять лучшие наработки допобразования, нужен специальный масштабный проект. ВЭБ.РФ уже задумался о создании специального акселератора лучших практик ДО, которые федеральный концессионер «ПроШкола» сможет масштабировать на российские школы.
«Мы, скорее всего, действительно запустим акселератор или программу, модель наставничества над каждой создаваемой школой в партнёрстве с крупными корпорациями, лучшими промышленными технологическими игроками в каждом регионе, а также с вузами с лучшими практиками, уже сложившимися в региональном допобразовании. Без этого эти школы будут просто, простите, „коробками“, которые не улучшат жизнь наших детей, наших семей, и не сделают их будущее счастливым, и не сделают процесс образования для них интересным, нужным и готовящим их к жизни в будущем мире», — резюмировала Алиса Денисова.
Специфика семинаров и тренингов
Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии
Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков
На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.
Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.
В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.
Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.
Каким целям должно служить допобразование
Инфраструктура — это, конечно, хорошо, но чему конкретно стоит учить современных детей в рамках дополнительного образования? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким задачам оно должно служить.
Удовлетворение интересов детей
Вероятно, прежде всего оно должно отвечать образовательным потребностям детей, которые не удовлетворяются общеобразовательной программой. Так, Алиса Денисова рассказала, какие пожелания озвучили подростки на другой сессии ПМЭФ — «Большая перемена: инвестируем в будущее». Среди них спикер выделила создание проектных мастерских, кружков по менеджменту, финансовой грамотности и ораторскому мастерству.
Источник радости и способ полюбить учиться
Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что допобразование должно быть источником радости для детей и средством комфорта для работающих родителей: «Допобразование — мощнейший инструмент, чтобы ребёнку привить любовь к учёбе, привить ему радость от того, что он находится в школе. И из этого складывается то, что мы хотим увидеть в итоге, — мы ведь хотим увидеть наших детей счастливыми. Умными, со скиллами — это на втором плане. Наша задача — научить детей быть счастливыми».
Ранняя профориентация
Должно ли дополнительное образование служить целям профориентации? Взгляды экспертов на этот вопрос разошлись. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что термин «профориентация» неприменим к допобразованию, потому что это не отвечает современному запросу рынка труда.
«Когда целые отрасли рождаются и умирают, а те, что остаются, радикально меняются, учить ребёнка профориентации сегодня бессмысленно. Мы должны учить его карьерному проектированию — целому комплексу новых навыков, скиллов», — отметила она.
С этой точкой зрения не согласился Павел Зенькович: «В стране есть необходимость ранней профориентации, предпрофильных классов, чтобы детей готовить к следующему шагу», — считает он.
Профориентация не обязательно означает раннее обучение азам конкретной профессии. Это ещё и способ присмотреться к разным профессиональным направлениям и развить навыки, которые могут пригодиться как в конкретной специальности, так и где-то ещё. И в этой сфере дополнительному детскому образованию тоже очень пригодилась бы помощь бизнеса. А бизнес, в свою очередь, получил бы возможность заинтересовать будущее поколение теми или иными профессиональными направлениями. Примеры такого взаимодействия уже есть.
Мы понимаем, что через систему дополнительного образования можно как раз найти те интересные форматы, которые позволят выстраивать индивидуальные треки образования школьников, объединять усилия всех партнёров ради одной прикладной цели — дать ребёнку попробовать себя в деле, дать возможность выбрать тот пул компетенций, который не только будет ему интересен, но и поможет дальше успешно пройти по всей профессиональной траектории, — поделилась Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодёжью Корпоративного университета СИБУРа.
Проблемы системы дополнительного образования в школе
Основной проблемой системы дополнительного образования в школах России сегодня является отсутствие профессионалов, которые обладают богатым опытом работы именно в данной сфере деятельности. К большому сожалению, в подавляющем большинстве современных общеобразовательных учреждений функцию таких специалистов выполняют педагоги-предметники, вынужденные к тому же ограничиваться только возможностями имеющейся в школе материальной базы. При этом термин «дополнительное образование» воспринимается ими как новое название привычной для учителей кружковой работы или внеклассной деятельности, что в корне неверно.
Чтобы «отчитаться» о внедрении дополнительного образования некоторые школы вместо традиционных кружков вводят экзотические учебные курсы (например, курсы японского языка) или проводят мероприятия, направленные на изучение народных традиций. Однако подобные инициативы сложно назвать созданием полноценной системы школьного дополнительного образования, поскольку при этом вряд ли учитываются интересы и потребности большинства учеников общеобразовательной организации.
Исправить сложившуюся ситуацию достаточно легко, даже при том размере финансирования, которое сегодня получают российские школы. Решить проблему отсутствия специалиста в сфере дополнительного образования и скудной материальной базы можно путем организации тесного взаимодействия общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования. Ну а для того, чтобы создать по-настоящему эффективную систему школьного дополнительного образования (то есть, ввести учебные курсы и проводить мероприятия, интересные детям) нужно всего лишь проводить постоянный мониторинг интересов, увлечений и потребностей школьников.
Спортивная подготовка
Спортивная подготовка — это разумное применение знаний, средств, методов и условий, позволяющих воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимый уровень готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает в себя техническую, тактическую, психическую и физическую подготовку спортсмена.
Спортивная подготовка — это часть подготовки спортсмена, основанная на методе выполнения упражнений. Например, если спортсмен выполняет некоторые физические упражнения, это означает, что тренировка включает в себя спортивную подготовку. Однако если он/она изучает характеристики соревновательной деятельности конкурентов, просматривая видео, то это подготовка, но не тренировка. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышении функциональных возможностей организма спортсмена, его общей и специальной работоспособности. Функциональное состояние спортсмена, его физическая форма является основным объектом контроля в процессе спортивной подготовки. В свою очередь, система подготовки спортсменов включает в себя такие процессы, как соревнования, спортивная подготовка, материальное и информационное обеспечение условий тренировок.
В тренировке, и особенно в соревнованиях, ни один из видов спортивной подготовки не проявляется изолированно. Они объединены в сложный многофункциональный процесс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов. Техническая подготовка означает изучение техники действий, выполняемых на соревнованиях или в качестве средства тренировки. В ходе технической подготовки спортсмен изучает технику выбранного вида спорта, развивает соответствующие двигательные навыки и доводит их до максимально возможного уровня совершенства.
Тактическая подготовка спортсмена — это овладение теоретическими основами спортивной тактики, практическое освоение тактических движений, их комбинаций, вариантов, тренировка тактического мышления и других навыков, определяющих тактические способности.
Основным содержанием ментального тренинга является развитие навыков силы воли: Решительность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, упорство и самоконтроль, уверенность в себе и инициативность. Психическая подготовка происходит в процессе тренировок с возрастающей сложностью и в соревновательных условиях.
Физическая подготовка. Как уже упоминалось ранее, физическая подготовка подразделяется на общую и специальную физическую подготовку. Каждый вид спорта имеет свои специфические требования к физической подготовке спортсменов — уровень развития определенных физических качеств, функциональных способностей и телосложения. Поэтому существуют определенные различия в содержании и методах физической подготовки в том или ином виде спорта и у спортсменов разного возраста и квалификации. Взаимосвязь между ОБП и СПП в тренировочном процессе зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, а также фаз и периодов тренировочного процесса. При более длительной тренировке с ростом способностей спортсмена увеличивается удельный вес тренировочных ресурсов и, соответственно, уменьшается объем тренировочных ресурсов. Эффективность тренировочного процесса можно определить по качеству таких понятий, как фитнес, подготовка, спортивная форма.