Дирижер

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты труда.

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Сэр Саймон Рэттл

Саймон Рэттл родился 19 января 1955 года в Ливерпуле. В 1971 году он поступил в Королевскую академию музыки. В 1974 году он победил на конкурсе дирижеров Джона Плейера и стал помощником дирижера Борнмутского симфонического оркестра. Через три года Рэттл занял такой же пост в Королевском филармоническом оркестре Ливерпуля, а в 1980 году стал главным дирижером и художественным советником симфонического оркестра Бирмингема. В 1990 году он занял пост музыкального директора оркестра Бирмингема. В 1994 году «за служение музыке» Саймон Рэттл был удостоен рыцарского титула. Под его руководством репутация оркестра Бирмингема значительно возросла. В 1999 году оркестр получил новый концертный зал — Симфони-холл. Больше всего Рэттла увлекает музыка мастеров конца XIX и начала XX века и, в особенности, творчество Малера. Именно с Шестой симфонии Малера в 1987 году зародилось сотрудничество Рэттла с Берлинским филармоническим оркестром.

В 2002 год Рэттл сменил Клаудио Аббадо на посту главного дирижера Берлинского филармонического оркестра и занимает этот пост и по сей день. Хотя критики не всегда в восторге от его интерпретаций, отношения его с оркестром «бурные… но никак не разрушительные», и контракт Рэттла продлили до 2018 года. Под его руководством Берлинский филармонический оркестр был реорганизован и получил большую независимость.

Песни для хора

Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.

Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.

Владимир Спиваков (1944 г. р.)

Спиваков изначально прославился как один из самых эмоционально выразительных, разносторонних и уникальных советских скрипачей. Выиграв медали почти на всех крупных международных соревнованиях в период с 1965 по 1970 год, молодой виртуоз, как солист, совершил зигзаг по всему миру, играя со сливками оркестров мирового уровня. Несмотря на ошеломляющий успех, Спиваков понял, что его место (и настоящее призвание) на самом деле на подиуме. Владимир брал уроки у гениального дирижера из США Леонарда Бернсштейна. Он также научился своему ремеслу у Лорина Маазеля, одного из величайших музыкантов своего времени. Бернштейн учил своих учеников, что дирижеры должны быть прежде всего послами и посланниками композитора. В знак дружбы он подарил Спивакову палочку, который маэстро хранил как реликвию.

Расцвет искусства дирижирования

Настоящий взлет дирижерского искусства произошел в конце XIX века. На мировой музыкальной арене появилась плеяда талантливейших дирижеров: Г. Бюлов, Ф. Вейнгартнер, Г. Малер, А. Никиш, Ф. Моттль, Г. Рихтер, Р. Штраус.

Их традиции сохранили и преумножили дирижеры XX-XXI века – А. Тосканини, Э. Ансерме, О. Клемперер, О. Фрид, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, В. Талих, Дж. Джорджеску, Г. Вуд и другие.

Блестящие достижение русской дирижерской школы продемонстрировали композитора М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов. В качестве дирижеров успешно выступали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, Н. Рубинштейн, В. Сафонов, Ф. Блуменфельд, Э. Направник. Когорту выдающихся дирижеров выдвинула и советская музыкально-исполнительская культура. Среди них – Н. Голованов, С. Самосуд, А. Гаук, Е. Мравинский, О. Димитриади, Е. Светланов, Г. Рождественский.

Дирижирование в хоре

Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:

  • при разучивании новых музыкальных произведений;
  • на репетициях;
  • наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива.

Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.

У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.

Известные оперные дирижеры

В мировой музыкальной иерархии есть имена, которые знают все. Фамилии известных оперных дирижеров можно встретить на афишах, рекламных щитах, их именами называют круизные лайнеры. Эта популярность вполне заслуженная, поскольку мало кто еще способен посвятить всю свою жизнь, без остатка, музыке. Самые известные дирижеры разъезжают по всему миру, гастролируют с различными музыкальными коллективами или руководят оркестрами в крупных музыкальных центрах. Оперные спектакли требуют особой слаженности оркестра при сопровождении вокальных партий, арий и каватин. Во всех музыкальных агентствах можно узнать фамилии известных оперных дирижеров, которых можно пригласить на сезон или ряд выступлений. Опытные импресарио знают стиль работы и особенности характера каждого. Это помогает им сделать правильный выбор.

https://youtube.com/watch?v=6vZ9HPXeLfs

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям

Слово «дирижер» произошло от французского «направлять, руководить». В английском языке руководитель оркестра обозначается термином conductor. Основная функция дирижера — задавать темп, ритм, а также согласовывать партии всех инструментов между собой, создавая единое звучание оркестра.

Дирижер располагается в основании оркестра, на небольшом помосте – кафедре, откуда он видит всех оркестрантов, а они – его жесты и мимику. При исполнении музыки он находится спиной к зрителю; все его движения чрезвычайно важны для оркестра – иногда достаточно движения глаз и брови, чтобы музыкант начал играть или изменил громкость звучания своего инструмента.

Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.

Для большинства детей в средней школе (без базового музыкального образования) роль этого музыканта представляется крайне туманной, как и необходимость управления оркестром. Его деятельность в представлении школьников ограничивается активным движением рук, что зачастую вызывает у них улыбку и соответствующую моторную реакцию. Учитель призван разъяснить значение дирижирования как можно более доступно и широко. Это делается через сравнение дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя оркестрантов слаженно играть, а музыку – литься единым гармоничным потоком. Помочь в этом может освоение простых ритмических движений с помощью рук: двух-, трех- и четырехдольных размеров.

Виртуозы

Слаженность симфонического оркестра, стройное звучание многочисленных музыкальных инструментов достигается за счет мастерства дирижера. Недаром наиболее талантливые из них удостаиваются различных высоких званий и титулов, а в народе их называют «виртуозами». И действительно, безупречное владение дирижерской палочкой позволяет довести до каждого музыканта, сидящего в оркестровой яме, все нюансы творческого порыва. Огромный симфонический оркестр вдруг начинает звучать как единое целое, а музыкальная композиция при этом раскрывается во всем своем великолепии.

Известные дирижеры объединяются по признаку мастерства, все они прошли школу высокого искусства, не сразу к ним пришла популярность и признание широкой публики. Популярность приобретается годами. В большинстве своем известные дирижеры, помимо концертной деятельности, занимаются преподаванием, ведут курсы обучения для молодых музыкантов, а также мастер-классы.

Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) (1867-1957)

Большая эпоха в дирижерском искусстве названа именем этого великого дирижёра. Практически семьдесят лет он находился за пультом управления, показывая публике восхитительные интерпретации вечных музыкальных произведений. Со временем личность Артуро Тосканини стала символом глубокой преданности музыке.

Сложно сказать, в какой именно области дирижирования талант прославленного мастера проявился наиболее ярко. Его действительно магическая палочка рождала настоящие музыкальные шедевры как на лучших оперных сценах, так и на эстраде.

Репертуарные предпочтения великого дирижёра были на редкость обширными, особу страсть он испытывал к сочинениям Джузеппе Верди. В свои выступления на ряду с классическими произведениями он свободно добавлял и современную музыку. К примеру, в 1942 году он первым в США управлял оркестром, который исполнял легендарную “Ленинградскую” симфонию Шостаковича.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Германия

Город Оркестр Дирижер Национальность
Бамберг Бамбергский симфонический оркестр Якуб Хруша чешский язык
Берлин Берлинский филармонический оркестр Кирилл Петренко русский
Берлин Симфонический оркестр Берлинского радио Владимир Юровский русский
Берлин Немецкий симфонический оркестр Берлина Робин Тиччати Британский
Берлин Концертхаусорчестер Берлин Кристоф Эшенбах Немецкий
Берлин Staatskapelle Berlin Даниэль Баренбойм Аргентинский
Бремен Deutsche Kammerphilharmonie Bremen Пааво Ярви эстонский
Кёльн Gürzenich Orchestra Кельн Франсуа-Ксавье Рот французкий язык
Кёльн WDR Funkhausorchester Франк Штробель Немецкий
Кёльн Симфонический оркестр WDR Кёльн Кристиан Макелару румынский
Дортмунд Дортмундерский филармонический оркестр Габриэль Фельц Немецкий
Дрезден Дрезденский филармонический оркестр Марек Яновски Польский
Дрезден Государственная капелла Дрездена Кристиан Тилеманн Немецкий
Эссен Эссенская филармония Томаш Нетополь чешский язык
Франкфурт Франкфуртская опера — оркестр музеев Себастьян Вайгле Немецкий
Франкфурт hr-Sinfonieorchester Ален Алтыноглу французкий язык
Галле Staatskapelle Halle (должность вакантна)
Гамбург Гамбургер Симфоникер Сильвен Камбрелинг французкий язык
Гамбург Симфонический оркестр NDR Алан Гилберт Американец
Ганновер НДР Радиофилармония Эндрю Манце Британский
Гейдельберг Филармонический оркестр Гейдельберга Элиас Гранди Немецкий
Херфорд Нордвестдойче филармония Ив Абель Канадский
Hilchenbach Филармония Südwestfalen Чарльз Оливьери-Манро Мальтийский
Йена Jenaer Philharmonie Саймон Гауденц Швейцарский
Карлсруэ Badische Staatskapelle Джастин Браун Британский
Кобленц Государственный оркестр Рейнской филармонии Гарри Уокер Британский
Констанц Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz Ари Расилайнен Финский
Людвигсхафен-на-Рейне Государственная филармония Рейнланд-Пфальц Майкл Фрэнсис Британский
Лейпциг Лейпцигский Гевандхаус Оркестр Андрис Нельсонс Латышский
Лейпциг Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio Деннис Рассел Дэвис Американец
Любек Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck Рюсукэ Нумаджири Японский
Мюнхен Симфонический оркестр Баварского радио Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) Британский
Мюнхен Баварский государственный оркестр Владимир Юровский русский
Мюнхен Мюнхенский камерный оркестр Александр Либрейх Немецкий
Мюнхен Мюнхенский филармонический оркестр Валерий Гергиев русский
Мюнхен Оркестр Мюнхенского радио Иван Репушич хорватский
Мюнхен Мюнхенский симфонический оркестр Кевин Джон Эдусей Немецкий
Нюрнберг Нюрнбергский симфонический оркестр Кахчун Вонг Сингапурский
Recklinghausen Neue Philharmonie Westfalen Расмус Бауманн Немецкий
Штутгарт Штутгартский филармонический оркестр Дэн Эттингер Израильский
Веймар Staatskapelle Weimar Доминик Бейкирх Немецкий
Вупперталь Sinfonieorchesters Wuppertal Патрик Хан Австрийский

Обучение на дирижера

Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:

  • «Дирижирование» (код: 53.03.05);
  • «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).

При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.

Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид
.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Новости

Архив

20:33

СУ СК: в Саратове семья из пяти человек отравилась угарным газом

19:14

Саратовцы рассказали о своем медведе-патриоте в эфире федерального телеканала

18:57

Саратовский врач рассказал, как беременные женщины с ковидом рожают на ИВЛ

18:41

Пожар в Саратове, заинтересовавший следователей: жильцы считают, что он не был случайностью, а в администрации рассказали, куда обращаться

18:38

Пенсионерку, которая не сделала тест на ковид после возвращения из Турции, спустя год настигла «мера государственного принуждения» в виде крупного штрафа

18:27

У «Триумф Молла» лихач на кроссовере шнырял между рядами и едва не задавил пешеходов на «зебре»

18:05

Саратовец, восстановивший разрушенный памятник архитектуры в центре города, упрекнул власти в бездумном ремонте тротуаров

18:02

Президент изменил срок полномочий прокурора Саратовской области

17:55

Владимир Путин учредил новый праздник в России. Он касается только мужчин

17:44

Компании пришлось с помощью прокуратуры «выбивать» деньги у администрации

17:23

Энергетики отчитались, что новые тепломагистрали по улицам Разина и Зарубина включены в городскую систему теплоснабжения

17:20

Саратовчанка рассказала, что в городской клинической больнице не принимают планирующих забеременеть: ответ главврача

17:16

В Заводском районе обрушилась стена кирпичного дома: госпитализирован мужчина

17:03

Переселение из аварийного жилья. В квартире дома по Деловому проезду после пожара женщина и ее сын вынуждены жить в тамбуре, ситуацией заинтересовались следователи

17:02

Саратовская областная дума покупает телевизоры, чтобы дарить их

16:43

Горожанин отдал 11 тысяч рублей блондинке с «ангельским» голосом, а та оказалась переодетым мужчиной. Его вычислили по трем признакам

16:14

Скончался скульптор, автор символа Энгельса — «быка-солевоза» Александр Садовский

16:08

УФНС: в коронавирусный год в Саратовской области выросло количество миллиардеров

15:36

Роспотребнадзор: из-за коронавируса во всей стране отменяются массовые мероприятия

15:31

Пьяный молодой водитель на «Гранте» насмерть сбил двух пешеходов на Кумысной поляне: ему грозит 15 лет тюрьмы

15:28

Коммунальщики отчитались, что ежесуточно в сеть подается 332 тысячи кубометров питьевой воды

15:20

СМИ: саратовчанка увольняется с поста замминистра, чтобы стать депутатом Госдумы

15:07

В Саратовском районе дачники рыли яму и нашли древний человеческий скелет

15:02

Регоператор намерен до конца года перевести на прямые расчеты 31 управляющую организацию

14:57

Из-за потопа в доме на Прокатной в квартире пенсионерки рухнул потолок. Дочь женщины жалуется на бездействие чиновников

14:27

В Аткарке при раскопках мужчина оказался заживо погребен под землей: медикам не удалось его спасти

13:49

Эпидемия ОРВИ и COVID-19. Полностью закрыты губернаторский техникум, 37 школ и 9 детских садов

13:46

В частном доме Вольска семья с восьмилетним ребенком отравилась угарным газом

13:33

«Из 50 штук осталось 4»: у заводчиков массово погибают рыбы после смены воды в аквариумах, в прокуратуру написана коллективная жалоба

12:57

Суточная смертность от коронавируса в Саратовской области за полмесяца удвоилась: скончались еще 39 человек

Валерий Гергиев

Родился: 2 мая 1953 г.

Валерий Гергиев пошел в музыкальную школу в 7 лет. С тех пор музыка стала частью его жизни. После — он поступил в Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования и сразу стал ассистентом Ю. Темирканова. Дебют Гергиева — спектакль «Война и Мир» Прокофьева. Мировую славу Гергиеву принесла его манера дирижирования: яркая эмоциональность, глубина и продуманность чтения партитуры.

В 1981-85 гг. Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении, а после был избран главным дирижером Мариинского театра. Труппа дирижера успешно гастролирует на самых престижных мировых сценах, а оркестр театра в 2008 году вошел в двадцатку лучших оркестров мира по рейтингу журнала Gramophon.

Помимо дирижерской деятельности Гергиев известен своими талантами менеджера. Именно он начал привлекать на сцену молодых и талантливых исполнителей: Анна Нетребко, Ольга Бородина и многие другие вокалисты стали известны во всем мире благодаря содействию Гергиева. Дирижер возвращается к традиции исполнения произведений на языке оригинала, работая в сотрудничестве с известными оперными домами. Именно Гергиев исполнил знаменитый оперный цикл Вагнера «Кольцо нибелунга», который в России не слышали более 50 лет.

Интервью Валерия Гергиева Ивану Урганту:

Конечно, это не полный список великих дирижеров, их намного больше. Мир музыки полон громких имен и великих открытий и изучать его историю — сплошное удовольствие. Слушайте классическую музыку, вдохновляйтесь исполнением и ходите на концерты. А если вы не знаете с кем разделить радость похода в оперу, отправляйтесь на портал invme.com в раздел « события». Там вы сможете найти компанию и отправиться вместе наслаждаться музыкой.

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector