Зачем в оркестре нужен дирижер?

Когда в оркестре появился дирижер?

Сообщества музыкантов, играющих ту или иную музыку, известны с глубокой древности, и, конечно, у этих ансамблей часто были свои формальные или неформальные лидеры. На египетских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, который руководит музыкантами, а в Древней Греции руководители хоров (корифеи) отбивали ритм при помощи специальной сандалии с железной пяткой. И чем больше становились оркестры (в Средние века и эпоху Возрождения они назывались капеллами, слово «оркестр» распространилось позже), чем сложнее практика оркестровой игры, тем необходимей оказывалась фигура регулировщика — человека, который отбивает ритм и следит за тем, чтобы все играли слаженно и вступали вовремя. Раньше это делали при помощи массивной трости-«баттуты», которой ударяли в пол. Самые ранние изображения этого процесса датированы XV веком. Дело это было довольно тяжелое и не всегда безопасное — великий французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687) поранил себе ногу наконечником такой трости и скончался от гангрены.

Именно композиторы, исполнявшие с капеллами собственную музыку, зачастую и были первыми дирижерами. Они могли отбивать ритм ногой или размахивать нотным свитком, как Бах. Нередко эту функцию исполняли клавесинисты или первые скрипачи, подававшие сигналы взмахами смычка. Бывало, что дирижеров было несколько — в опере хормейстер мог управлять певцами, а концертмейстер — оркестром

Важно, что почти всегда дирижер был и музыкантом тоже — пел или играл. Концертмейстеры исполняли партию первой скрипки и подавали сигналы остальным музыкантам глазами и кивками головы, или же, прервав игру, отстукивали ритм смычком.

Теодор Курентзис (р. 1972)

Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году. 

Когда появились дирижеры?

Самостоятельной профессией дирижерство начало считаться в начале XIX века. Хотя ученые обнаруживали на древних скульптурах Египта и Ассирии изображения, на которых представал человек с жезлом в руке. При этом он руководил коллективом музыкантов. А в театре Древней Греции был человек, который руководил хором. При этом у него была специальная обувь с железной подошвой, при помощи которой можно было громко отбивать ритм.

Вместе с этим, здесь же распространенным считался способ управления хором при помощи жестикуляции. Позже этот способ распространился по Европе в церковной сфере. При помощи жестов дирижер полностью контролировал ритм, темп, изменение контуров мелодии и прочие музыкальные нюансы.

Постепенно происходило развитие оркестровой игры, а также увеличивалась численность и многоголосие хоров. В связи с этим требовался еще более серьезный подход к руководству музыкальными ансамблями. Так у дирижеров того времени появился инструмент, который считается предшественником современной дирижерской палочки, он назывался: баттута. С помощью можно было отбивать такт, хотя инструмент был достаточно массивным и неудобным. Впервые упоминание о баттуте датируется 1432 годом.

Интересно: Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?

В дальнейшем дирижеры пытались изменить специфику своей работы. Например, использовали облегченные варианты баттуты, отбивали ритм смычком для скрипки, кивали головой.

В XVII веке появилось такое понятие, как генерал-бас – это басовый голос в музыкальном произведении. Таким образом, у музыканта, который исполнял данную партию, появлялась новая обязанность – руководить всем оркестром. Он мог использовать кивки головой, жесты и прочие способы. Например, Иоганн Себастьян Бах отбивал ритм ногой и напевал при этом мелодию.

Современные инструменты дирижёра — партитура и палочка

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты труда.

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

От Древней Греции до наших дней

Задолго до Тосканини, Фуртвенглера, фон Караяна и Бернстайна их работу выполнял уже Ферекид из Патр, известный в Древней Греции как «Задаватель ритма». Согласно историческим источникам, еще в 709 г. до н.э. он управлял группой из восьмисот музыкантов золотым жезлом, поднимая и опуская его и добиваясь, чтобы музыканты «начинали одновременно» и «все могли держаться вместе».

Функции дирижера изменились за последние тысячу с лишним лет, но профессия эта по-прежнему окутана определенной мистической аурой. И в самом деле, вызывает удивление способность одного человека, держащего в руке лишь деревянную палочку, обеспечивать слаженное звучание иногда сотен инструментов.

Как получается, что звуки, изливающиеся в результате этого таинственного танца у пульта, иногда вызывают возвышенный восторг, охватывающий слушателей, которые потом всю жизнь не могут забыть охвативших их чувств?

По средам у Раков ничего не ладится: неудачные дни недели для знаков зодиака

Ежедневно дедушка ставит перед собой фото и поднимает гирю: видео

Студентка сделала фото выдержкой восемь лет с помощью камеры из пивной банки

Это великая тайна искусства, и полностью разгадать ее, слава Богу, невозможно.

Если проводить более приземленные аналогии, то дирижер — это музыкальный эквивалент менеджера спортивной команды. Никогда нельзя в точности оценить, что он делает, — но всегда понятно, какого результата он добивается. Оркестр, в принципе, может обойтись без дирижера, но все же в большинстве случаев предпочитают играть под его руководством. Так что, собственно, он делает? Вот некоторые из множества вещей, которыми дирижер сознательно или бессознательно занимается за пультом.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

FAQ

Почему первой стала именно скрипка?

Потому что скрипки занимают ведущую роль в оркестре. Струнная группа как правило самая многочисленная, а её участники играют на протяжении почти всего выступления. Поскольку первая скрипка сама по себе является лидером своей группы, то логично, что она стала и лидером оркестра. Кроме того, это связующее звено между оркестром и дирижёром, а они физически находятся близко друг к другу.

Какой самый важный совет вы бы дали тем кто хочет сделать карьеру в оркестре?

Не ограничивайте себя только одним карьерным путём. Лучше потратьте время на то чтобы совершенствоваться в исполнительстве, старайтесь стать как можно более разносторонним и гибким музыкантом. Есть множество разных исполнительских карьер, и каждая может вам что-то дать… Никогда не ограничивайтесь чем-то одним! Ставьте твёрдые цели в своей карьере, но пусть они всегда будут немного шире чем вы изначально задумали.

Профессия дирижер

Рано или поздно у каждого ребенка, занимающегося музыкой, возникает вопрос: кем быть, на кого учиться? Кто-то изменяет музыке и идет получать какую-либо современную прикладную профессию: юрист, экономист, инженер, оставив музыку лишь в качестве хобби, а кто-то всерьез мечтает связать свою жизнь с творчеством и выбирает среди профессий музыкальных: певец, музыкант и другие. Если ваш ребенок все-таки решил связать свою жизнь с музыкой, возможно, по душе ему придется и такая профессия, как дирижер, о которой частенько забывают.

Слово «дирижер» в переводе с французского языка означает «управлять/руководить». Стоит отметь, что профессия эта очень древняя и первые упоминания о ней можно встретить еще в литературе о Древнем Египте.

Профессиональный дирижер должен не только уверенно владеть музыкальным материалом, но и уметь наполнить то или иное произведение выразительностью, а иногда и придать ему совершенно новое, порой даже необычное звучание, представить аудитории новое прочтение знакомых композиций.

Профессия дирижера довольно трудная, ведь он несет ответственность не только за свою собственную работу, но и за работу всего музыкального коллектива. Дирижер должен знать и учитывать особенности и способности каждого отдельного музыканта в оркестре или ансамбле, которым он руководит.

Человек, избравший для себя путь дирижера, должен обладать такими важными качествами: исключительный музыкальный слух, развитое чувство ритма, хорошо развитые память и координация, усидчивость, терпение и несомненно педагогический талант.

Путь каждого будущего дирижера начинается в https://jamschool.ru

На этом этапе очень важно особое внимание уделить музыкальной грамотности: развитие чувства ритма и слуха, уроки сольфеджио, изучение нотной грамоты — все это основы основ не только для будущего дирижера, но и для любого другого музыканта. https://jamschool.ru или игры на музыкальном инструменте послужат отправной точкой в мир музыки и творчества!

Если вы до сих пор не решили стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то ответ здесь может бть только один — определенно стоит! Тем самым вы не только заложите образовательный фундамент, но и займете свободное время вашего непоседы, которое зачастую бывает потрачена перед монитором комьютера. Приходите на пробное занятие или на одно из наших отчетных выступлений, и вы все увидите сами!

А как у них в руках появилась дирижерская палочка?

Дело случая. В сущности, палочка была заменой уже привычному смычку или нотному свитку. Дирижеры начали использовать палочку лишь в начале XIX века и, судя по описаниям, палочки эти поначалу были довольно увесистыми. Именно XIX век становится веком рождения дирижеров как отдельной профессии — они окончательно отделились от оркестров, занялись исключительно дирижированием, встали на специальные возвышения и, что было особенно необычно, повернулись спиной к публике. Первым это сделал либо Гектор Берлиоз, либо Рихард Вагнер — кому принадлежит первенство, доподлинно неизвестно. Невероятно разросшемуся и усложнившемуся симфоническому оркестру XIX века, число участников которого могло исчисляться сотнями, специальный человек-регулировщик был жизненно необходим — возможности что-то играть параллельно с дирижированием у него уже не было. Фигура дирижера, безусловно, была еще и порождением романтической традиции — только в ней мог органично существовать вознесшийся над толпой черный силуэт гения-одиночки, который одним движением руки управляет невероятной массой звука и эмоциями слушателей.

Необходимые навыки

Первые скрипки как руководители оркестра должны иметь много опыта. Лиз рассказывает, что опыт игры в ансамбле очень помогает в оркестре, потому что большая часть общения между исполнителями струнных — это едва заметная коммуникация через переглядывания, определённые телесные движения, специальные жесты.

«Камерному музыканту очень важно уметь общаться и обсуждать свои музыкальные идеи с коллегами. Ему надо быть достаточно гибким и открытым, чтобы пробовать новое

Тоже самое с первой скрипкой: руководство в оркестре обеспечивается теми, кто сидит в первом ряду, поэтому так важно чтобы между этими музыкантами, остальной группой, дирижёром и другими группами было чёткое и ясное взаимопонимание. Что касается особых навыков, первая скрипка должна быть человеком, в котором все чувствуют и признают лидера.

Первой скрипке нужны и обыкновенные человеческие навыки — способность услышать проблемы своих коллег, дать совет или подсказать что-то по звуку, если нужно. Личные проблемы всегда есть и будут в любом оркестре и иногда первая скрипка помогает в них разбираться, задаёт стандарт поведения.

Таким образом, первая скрипка должна быть хорошим слушателем, должна внимательно думать прежде чем что-то сказать и быть тем, кому можно доверить личные, профессиональные и музыкальные проблемы.

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.

Трудно ли попасть в оркестр?

Да, трудно. Это требует долгих лет практики в музыкальной школе, частных уроков, прослушиваний, большого опыта выступлений в разных оркестрах. Первая скрипка — самая престижная позиция в оркестре, поэтому тот, кто хочет её занять, должен быть на вершине своего исполнительского мастерства.

Лиз рассказал нам как он стал первой скрипкой: «Моя карьера началась когда я получил место в небольшом оркестре, после окончания Истманской школы музыки со степенью бакалавра. В тот год я играл в четырёх разных коллективах: в ансамбле, в эстрадном оркестре и в двух оперных.

Следующий шаг — должность помощника первой скрипки в Чарльстонском симфоническом оркестре. Два года спустя я стал первой скрипкой в этом же оркестре. За пять лет в Чарльстоне я прошёл восемь прослушиваний (все на главные должности), и на некоторых прошёл в полуфинал, на некоторых — в финал. В последний год моего пребывания в Чарльстоне я был на двух прослушиваниях на первую скрипку с разницей в несколько месяцев: одно было в Симфонический оркестр Нью-Джерси, другое в Симфонический оркестр Цинциннатти. Я стал работать в Цинциннати, и в следующем году буду отмечать с ними свой двадцатый сезон.

Таким образом, на моём пути было несколько прослушиваний, причём именно на руководящие должности (помощник и заместитель первой скрипки, первая скрипка). Ещё с университетских лет я был хорошо знаком с репертуаром оркестровых прослушиваний, а во время учёбы был запасным скрипачом в Рочестерском филармоническом оркестре».

Другие знакомые мне первые скрипки начинали с музыкальных конкурсов, затем решили продолжить карьеру в оркестре. Третьи получили работу сразу в крупных оркестрах, затем решили пройти прослушивания на первую скрипку. Нет единой формулы для карьерного пути первых скрипок, но в нём точно должно быть много упорства и самоотдачи».

Виртуозы

Слаженность симфонического оркестра, стройное звучание многочисленных музыкальных инструментов достигается за счет мастерства дирижера. Недаром наиболее талантливые из них удостаиваются различных высоких званий и титулов, а в народе их называют «виртуозами». И действительно, безупречное владение дирижерской палочкой позволяет довести до каждого музыканта, сидящего в оркестровой яме, все нюансы творческого порыва. Огромный симфонический оркестр вдруг начинает звучать как единое целое, а музыкальная композиция при этом раскрывается во всем своем великолепии.

Известные дирижеры объединяются по признаку мастерства, все они прошли школу высокого искусства, не сразу к ним пришла популярность и признание широкой публики. Популярность приобретается годами. В большинстве своем известные дирижеры, помимо концертной деятельности, занимаются преподаванием, ведут курсы обучения для молодых музыкантов, а также мастер-классы.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Музыка

Впервые Валерий громко заявил о таланте еще в студенческие годы. Юноша участвовал в международном фестивале имени Герберта фон Караяна, проходившем в Берлине, и получил Гран-при. Затем была следующая победа — на Всесоюзном конкурсе дирижеров, проходившем в Москве.

С 1981 года молодой талант руководил оркестром в Армении. В 90-х Гергиев часто гастролировал за рубежом. В 1992 году музыкант дебютировал в Метрополитен-опере как дирижер оперы «Отелло». В 1995 году артиста пригласили возглавить филармонический оркестр в Роттердаме. В этом качестве Валерий Абисалович сотрудничал с коллективом до 2008 года.

В 2003 году дирижер основал благотворительную организацию «Фонд Валерия Гергиева», которая помогает в проведении музыкальных, образовательных и просветительских проектов. По инициативе музыканта основан и действует ряд международных музыкальных фестивалей.

Тюльпан Валерий Гергиев

2007 год начался для Валерия Абисаловича с перемен. 1 января дирижер возглавил Лондонский симфонический оркестр. Критики и коллеги характеризовали творчество музыканта как яркое и эмоциональное, всегда с неординарным прочтением классики. На закрытии зимней Олимпиады – 2010, проходившей в Ванкувере, Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.

В 2012 году состоялась масштабная международная акция с участием Валерия Абисаловича и Джеймса Кэмерона — 3D-трансляция «Лебединого озера» на весь мир. Через год маэстро вошел в число номинантов на премию «Грэмми» после исполнения «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова с музыкантами Лондонского симфонического оркестра.

В 2014 году Гергиев участвовал в концерте, посвященном творчеству Майи Плисецкой. Дирижер вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра выступил с произведением Мориса Равеля «Болеро». В концерте прозвучали также Adagietto из Симфонии № 5 Густава Малера и сюита «Кармен» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина.

В 2017-м в курортном поселке Репино, рядом с Финским заливом, открылся концертный зал, построенный на средства Гергиева. Авторами проекта выступили архитектор и реставратор Ксавье Фабр и инженер акустического проектирования Ясухиса Тойота.

Валерий Гергиев и Владимир Путин

Осенью того же года маэстро организовал дружескую встречу с финалистами проекта «Ты супер! Танцы», прибывшими из стран постсоветского пространства. Маленькие артисты встретились с маститым дирижером после просмотра оперы «Рождественская сказка».

В декабре Гергиев вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра провел заключительные концертные выступления года. В это же время в филармонии «Гастайг» прозвучала опера Родиона Щедрина «Очарованный странник». Фестиваль в честь композитора, где также выступил оркестр Мариинского театра, прошел позднее в Москве, в зале Чайковского.

Все подробности творческой жизни дирижер освещал на официальном сайте. На концертах музыканта часто присутствовали главы государств, в том числе Владимир Путин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector