Для чего нужен дирижер
Содержание:
- Кому подходит
- Перспективы профессии
- Приобретаемые навыки
- И Н Т Е Р В Ь Ю
- Видео
- Новостная лента
- История
- Когда появились дирижеры?
- Описание профессии
- Профессия дирижер
- История профессии
- Плюсы и минусы дирижерства
- Сколько получают
- Изучаемые дисциплины
- Как построить карьеру
- Обучение на дирижера
- Перспективы профессии
- дальнейшее чтение
- Обучение на дирижера
- Лучшие вузы для обучения
- Герберт Фон Караян
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Приобретаемые навыки
Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.
Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:
- Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
- Руководить творческими коллективами.
- Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
- Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
- Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
- Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
- Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.
И Н Т Е Р В Ь Ю
Видео
Loading video…
- Презентация литературно-художественного проекта Геннадия Кацова СЛОВОСФЕРА в Центральной Нью-Йоркской Публичной Библиотеке на Пятой Авеню (The New York Public Library / Schwartzman Building / South Court Auditorium). Нью-Йорк, 25 Января, 2014 года
- Видеозапись презентации проекта «Словосфера», в рамках фестиваля «Борислав Струлёв и друзья» в Нью-Йорке. Декабрь, 2013
- ИГОРЬ ГАЗАРХ в ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ
- Лола Астанова в ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ
Новостная лента
-
$40 млн уладили конфликт Скарлетт Йоханссон и Disney
Голливудская актриса Скарлетт Йоханссон и компания Disney смогли уладить конфликт, возникший из-за гибридного показа ‘Black Widow’…
-
Urbi et Orbi: лицом к лицу. В Нью-Йорк возвращается ежегодный фестиваль документального кино RUSDOCFILMFEST
В программу RUSDOCFILMFEST включены не только фильмы последних двух лет (все европейские работы – это премьерные показы в США), но и ленты, не вошедшие в прошлые фестивали из-за ковидных срывов и ограничений…
-
Cуд в Калифорнии снял судимость с российского олигарха Сергея Адоньева
В конце 1990-х годов бизнесмен Сергей Адоньев признал свою вину в деле, которое рассматривалось американским судом, и в итоге получил судимость в США и запрет на въезд. Спустя более чем 20 лет он добился пересмотра решения…
-
Суд отстранил отца от опеки над Бритни Спирс
Суд в Лос-Анджелесе приостановил опеку над певицей Бритни Спирс со стороны ее отца Джейми. Временные полномочия по опекунству переданы кандидатуре, выбранной певицей и ее адвокатом, — бухгалтеру Джону Забелу…
-
Умер легендарный актер студии Disney Томми Кирк
На 80-м году жизни скончался легендарный артист студии Disney Томми Кирк, прославившийся в 1957 году, сыграв в в вестерне от Disney ‘Old Yeller’…
Все новости
История
Теодор Томас, отец-основатель и первый дирижер Чикагского симфонического оркестра.
В 1890 году чикагский бизнесмен Чарльз Норман Фэй пригласил Теодора Томаса основать оркестр в Чикаго . Под названием «Чикагский оркестр» оркестр дал свой первый концерт 16 октября 1891 года в Auditorium Theater . Это один из старейших оркестров США, наряду с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Бостонским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Сент-Луиса .
Оркестровый зал , ныне являющийся составной частью комплекса Симфонического центра, был спроектирован чикагским архитектором Дэниелом Х. Бернхэмом и завершен в 1904 году. Маэстро Томас был музыкальным руководителем в течение тринадцати лет до своей смерти вскоре после того, как 14 декабря было посвящено недавно построенное здание оркестра. 1904. Оркестр был переименован в «Оркестр Теодора Томаса» в 1905 году, и сегодня в Оркестровом зале до сих пор на фасаде высечено «Оркестровый зал Теодора Томаса».
В 1905 году Фредерик Сток стал музыкальным руководителем и занимал этот пост до своей смерти в 1942 году. В 1913 году оркестр был переименован в Чикагский симфонический оркестр.
Последующими музыкальными руководителями были Дезире Дефау , Артур Родзинский , Рафаэль Кубелик , Фриц Райнер , Жан Мартинон , Георг Шолти и Даниэль Баренбойм . Шолти считал необходимым поднять международный авторитет оркестра. Он возглавил его европейское турне в 1971 году, играя в десяти странах. Впервые за свою 80-летнюю историю оркестр выступал за пределами Северной Америки. Оркестр получил одобрительные отзывы европейских критиков, а в конце тура его встретили дома с тикерными лентами .
5 мая 2008 года CSO объявила о назначении Риккардо Мути своим 10-м музыкальным руководителем, начиная с сезона 2010–2011 годов, с первоначальным контрактом на 5 лет. Его контракт был продлен еще на пять лет, до сезона 2020 года. Последнее продление контракта Мути с CSO, о котором было объявлено в январе 2018 года, касается сезона 2021–2022 годов. В январе 2020 года CSO подтвердило, что Мути завершит свое музыкальное руководство оркестром в конце сезона 2021–2022 годов. В сентябре 2021 года CSO объявило о пересмотре контракта Мути в качестве музыкального директора с продлением запланированной даты закрытия его полномочий до конца сезона 2022-2023 годов.
Оркестр также провел много выдающихся дирижеров гостей, в том числе Томас Бичем , Леонард Бернстайн , Аарон Копленд , Эдвард Элгар , Мортона Гулда , Хиндемита , Эриха Künzel , Эрих Лайнсдорф , Чарльз Мунк , Юджин Орманди , Андре Превеном , Сергея Прокофьева , Сергея Рахманинова , Морис Равель , Арнольд Шенберг , Леонард Слаткин , Леопольд Стокски , Джеймс Левин , Рихард Штраус , Джордж Селл , Клаус Теннстедт , Майкл Тилсон Томас , Бруно Уолтер и Джон Уильямс . Многие из этих гостей также записывались с оркестром. Карлос Клейбер выступил в качестве гостя-симфонического музыканта только в Америке с CSO в октябре 1978 г. и июне 1983 г.
Три главных приглашенных дирижера оркестра — Карло Мария Джулини , Клаудио Аббадо и Пьер Булез .
CSO проводит ежегодный сбор средств, первоначально известный как Чикагский симфонический марафон, а в последнее время — как «Радиотон» и «Симфонитон», совместно с чикагской радиостанцией WFMT . В рамках мероприятия с 1986 по 2008 год оркестр выпустил треки из своих архивов трансляций на двойных сборниках LP / CD, а также два больших набора радиопередач и раритетов (CSO: The First 100 Years, 12 CD, 1991; CSO в ХХ веке: Выбор коллекционера, 10 компакт-дисков, 2000).
Когда появились дирижеры?
Самостоятельной профессией дирижерство начало считаться в начале XIX века. Хотя ученые обнаруживали на древних скульптурах Египта и Ассирии изображения, на которых представал человек с жезлом в руке. При этом он руководил коллективом музыкантов. А в театре Древней Греции был человек, который руководил хором. При этом у него была специальная обувь с железной подошвой, при помощи которой можно было громко отбивать ритм.
Вместе с этим, здесь же распространенным считался способ управления хором при помощи жестикуляции. Позже этот способ распространился по Европе в церковной сфере. При помощи жестов дирижер полностью контролировал ритм, темп, изменение контуров мелодии и прочие музыкальные нюансы.
Постепенно происходило развитие оркестровой игры, а также увеличивалась численность и многоголосие хоров. В связи с этим требовался еще более серьезный подход к руководству музыкальными ансамблями. Так у дирижеров того времени появился инструмент, который считается предшественником современной дирижерской палочки, он назывался: баттута. С помощью можно было отбивать такт, хотя инструмент был достаточно массивным и неудобным. Впервые упоминание о баттуте датируется 1432 годом.
Интересно: Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?
В дальнейшем дирижеры пытались изменить специфику своей работы. Например, использовали облегченные варианты баттуты, отбивали ритм смычком для скрипки, кивали головой.
В XVII веке появилось такое понятие, как генерал-бас – это басовый голос в музыкальном произведении. Таким образом, у музыканта, который исполнял данную партию, появлялась новая обязанность – руководить всем оркестром. Он мог использовать кивки головой, жесты и прочие способы. Например, Иоганн Себастьян Бах отбивал ритм ногой и напевал при этом мелодию.
Современные инструменты дирижёра — партитура и палочка
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Профессия дирижер
Рано или поздно у каждого ребенка, занимающегося музыкой, возникает вопрос: кем быть, на кого учиться? Кто-то изменяет музыке и идет получать какую-либо современную прикладную профессию: юрист, экономист, инженер, оставив музыку лишь в качестве хобби, а кто-то всерьез мечтает связать свою жизнь с творчеством и выбирает среди профессий музыкальных: певец, музыкант и другие. Если ваш ребенок все-таки решил связать свою жизнь с музыкой, возможно, по душе ему придется и такая профессия, как дирижер, о которой частенько забывают.
Слово «дирижер» в переводе с французского языка означает «управлять/руководить». Стоит отметь, что профессия эта очень древняя и первые упоминания о ней можно встретить еще в литературе о Древнем Египте.
Профессиональный дирижер должен не только уверенно владеть музыкальным материалом, но и уметь наполнить то или иное произведение выразительностью, а иногда и придать ему совершенно новое, порой даже необычное звучание, представить аудитории новое прочтение знакомых композиций.
Профессия дирижера довольно трудная, ведь он несет ответственность не только за свою собственную работу, но и за работу всего музыкального коллектива. Дирижер должен знать и учитывать особенности и способности каждого отдельного музыканта в оркестре или ансамбле, которым он руководит.
Человек, избравший для себя путь дирижера, должен обладать такими важными качествами: исключительный музыкальный слух, развитое чувство ритма, хорошо развитые память и координация, усидчивость, терпение и несомненно педагогический талант.
Путь каждого будущего дирижера начинается в https://jamschool.ru
На этом этапе очень важно особое внимание уделить музыкальной грамотности: развитие чувства ритма и слуха, уроки сольфеджио, изучение нотной грамоты — все это основы основ не только для будущего дирижера, но и для любого другого музыканта. https://jamschool.ru или игры на музыкальном инструменте послужат отправной точкой в мир музыки и творчества!
Если вы до сих пор не решили стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то ответ здесь может бть только один — определенно стоит! Тем самым вы не только заложите образовательный фундамент, но и займете свободное время вашего непоседы, которое зачастую бывает потрачена перед монитором комьютера. Приходите на пробное занятие или на одно из наших отчетных выступлений, и вы все увидите сами!
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Плюсы и минусы дирижерства
В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.
Разберем плюсы:
- Быть старшим и главным всегда приятно;
- Появляется значимость и уважение в коллективе;
- Частые гастроли;
- При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
- Есть вероятность стать медийной личностью;
- Высокий уровень оплаты труда.
А теперь о минусах:
- Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
- Придется долго учиться;
- Высокая ответственность;
- Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
Изучаемые дисциплины
Дирижер – своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя
Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:
- дирижирование,
- гармония,
- история отечественной музыки,
- история зарубежной музыки,
- музыка второй половины xx и начала xxi веков,
- музыкальная форма,
- сольфеджио,
- полифония,
- фортепиано,
- музыкальная педагогика и психология.
Как построить карьеру
Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.
Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
- «Дирижирование» (код: 53.03.05);
- «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Вузы
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Дирижирование (Академия имени Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Дирижирование (Факультет церковного пения)
Московский государственный институт культуры
Дирижирование (Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств)
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
дальнейшее чтение
- Майкл Боулз : Искусство дирижирования (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1959); Английское издание под названием «Дирижер: его артистизм и мастерство» (Лондон: G. Bell & Sons, 1961).
- Ларри Дж. Кертис и Дэвид Л. Куэн: Руководство по успешному инструментальному дирижированию (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1992); ISBN 978-0697126948 .
- Мишель Фол: Луи Жюльен : Музыка, спектакль и фоли в XIX веке (Биарриц: Атлантика, 2006); ISBN .
- Эллиотт В. Галкин : История оркестрового дирижирования в теории и на практике (Нью-Йорк: Pendragon Press, 1988); ISBN 978-0918728470 .
- Норман Лебрехт : Миф о маэстро: великие дирижеры в погоне за властью (2-е исправленное и обновленное издание, Нью-Йорк: Citadel Press, 2001).
- Брок МакЭлхеран : Техника дирижирования для начинающих и профессионалов (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1989); ISBN 978-0193858305 .
- Илья Мусин : Техника дирижирования ( Техника дирижирования ) (М .: Издательство «Музыка», 1967).
- Эннио Никотра: Введение в технику оркестрового дирижирования в соответствии с Школой оркестрового дирижирования Ильи Мусина , книга и DVD на английском, немецком, итальянском и испанском языках (Милан: Edizioni Curci, 2007).
- Фредерик Праусниц : Партитура и подиум (Нью-Йорк: WW Norton, 1983); ISBN 978-0393951547 .
- Макс Рудольф : Грамматика дирижирования (Нью-Йорк: Macmillan, 2-е изд., 1981); ISBN 978-0028722207 .
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
- «Дирижирование» (код: 53.03.05);
- «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Вузы
Московский государственный институт культуры
Дирижирование (Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств)
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Дирижирование (Академия имени Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Дирижирование (Факультет церковного пения)
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Герберт Фон Караян
Герберт Риттер фон Караян родился в австрийском городе Зальцбург 5 апреля 1908 года. Он был настоящим вундеркиндом — на рояле играл с самого раннего детства. С 1916 по 1926 год учился в зальцбургском Моцартеуме — университете музыки и драматического искусства. Там он впервые занялся дирижированием. Первой официальной должностью Караяна был пост капельмейстера городского театра немецкого города Ульм, который он занимал с 1929 по 1934 год. В 1933 году он впервые принимал участие в Зальцбургском фестивале. В том же году он вступил в нацистскую партию, что негативно повлияло на его карьеру в будущем. В 1934 году он впервые дирижировал Венским филармоническим оркестром и впоследствии часто был его приглашенным дирижером.
В 1935 году Караян стал самым молодым генеральным музыкальным директором Германии. Двумя годами позже он впервые дирижировал Берлинским филармоническим оркестром и руководил спектаклем в Берлинской государственной опере. В конце 1930-х годов он приобрел известность как лучший дирижер произведений Рихарда Вагнера — эта музыка пользовалась огромной популярностью у нацистской верхушки. В 1938 году Караян подписал договор со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon.
Записи Герберта фон Караяна били все рекорды продаваемости в области классической музыки. Он одним из первых понял перспективы записи на CD. В 1980 году он дирижировал «Альпийской симфонией» Рихарда Штрауса — первым классическим произведением, выпущенным в продажу на CD.
Из-за связей с нацистами после войны Караян подвергся «денацификации». В период оккупации Австрии союзными войсками (в том числе советскими) ему было запрещено дирижировать на родине. Запрет сохранялся до 1947 года. Однако карьера Караяна продолжала развиваться. В 1949 году он стал художественным руководителем венского Общества друзей музыки, работал в театре Ла Скала, выступал с Лондонским филармоническим оркестром и принимал участие в Байрейтском фестивале.
В 1955 году он занял пост музыкального директора Берлинского филармонического оркестра, с которым был связан до конца жизни. С 1957 по 1964 год он занимал пост художественного директора Венской государственной оперы, дирижировал Венским филармоническим оркестром и участвовал в Зальцбургском фестивале. Герберт фон Караян питал особую любовь к композиторам XIX — начала XX века: Малеру, Сибелиусу, Нильсену. Берлинский филармонический оркестр он покинул лишь за несколько месяцев до смерти. Герберт фон Караян умер 16 июля 1989 года.