Формы и виды дополнительного образования. дополнительное профессиональное образование
Содержание:
- Порядок получения среднего профессионального образования
- Педагогическое направление профессионального образования
- Виды и уровни российского образования
- Основные проблемы российского общего образования
- Особенности средне профессионального образования
- Бакалавриат
- Виды высших учебных заведений
- Законодательство и основные формы обучения
- Популярные формы дополнительного образования в России
- Специалитет
- Инклюзивное образование
- Положение бакалавриата в структуре СО
- Актуальность самообразования
- Виды обучения
- Бакалавриат
- Заключение
Порядок получения среднего профессионального образования
К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.
Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.
Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:
- Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
- Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.
Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:
- Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
- Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.
Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.
Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:
- Порядок приема абитуриентов.
- Порядок приема на обучение на платной основе.
- Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
- Требования к уровню образования поступающих.
- Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
- Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
- Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.
До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:
- Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
- Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
- Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
- Число платных мест обучения по каждому профилю.
- Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
- Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
- Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.
Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.
Педагогическое направление профессионального образования
В случае с педагогическим образованием дела обстоят также. Обучение этому направлению регламентировано государственным законодательством и описано в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Основными принципами высшего и последующего обучения педагогическим специальностям являются непрерывность и преемственность всех его ступеней, а также слияние с мировой педагогической системой.
С середины прошлого столетия установлены общепринятые этапы профессионального образования, в том числе и по педагогическим специальностям. Данные ступени формируют профессиональную квалификацию и сроки обучения:
- Бакалавриат – от 4 лет.
- Специалитет – от 5 лет.
- Магистратура – от 6 лет.
Гражданин, освоивший ту или иную ступень образования, соответствующую регламенту высшего профессионального обучения, имеет право занять должность, относящуюся к типу полученной профессии. После получения высшего образования в рамках учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, любой желающий может повысить квалификацию в послевузовском образовательном учреждении по направлениям:
- Аспирантура.
- Докторантура.
По направлению аспирантура могут проходить обучение граждане уже имеющие специальность, полученную в высшем учебном заведении. К обучению в докторантуре допускаются граждане имеющие степень кандидата наук. Сроки обучения в данном случае составляют 3 года.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Виды и уровни российского образования
На сегодняшний день, в РФ существуют такие виды образования, как общеобразовательное и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование, ко второму – все остальные.
Что касается уровня образования – это показатель освоения образовательных программ различных уровней, как отдельным человеком, так и населением. Образовательные программы, в свою очередь, — это ступени образования. Данный показатель характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства в целом, и отдельного человека, в частности.
Уровни образования:
- общеобразовательный;
- профессиональный;
- высший.
Основные проблемы российского общего образования
Источник фото: pressfoto/freepik
Все этапы общего обучения в РФ официально бесплатные, поскольку право каждого гражданина на образование закреплено в Конституции. Но, как показывает, практика оно скорее «условно бесплатное» с перечнем коммерческих опций, за которые приходится платить родителям. Наиболее типичный пример — услуги репетиторов, к которыми прибегают, чтобы подготовиться к какому-либо предмету или сдать ЕГЭ, поскольку в рамках нынешней образовательной программы освоить его должным образом не получается.
Как мы поняли из ФГОС, школа должна учить не только навыкам чтения, письма и устного счета. Задача шире и многообразнее – воспитание полноценной личности, гражданина своей страны. Но на практике с этой задачей школы справляются не всегда качественно.
Чиновники от сферы образования, да и сами педагоги признают, что школьное образование не может быть одинаково хорошим во всей стране. Можно относиться к этому по-разному, но уже на законодательном уровне закреплены разные статусы общеобразовательных школ:
-
средние школы. Они дают стандартный курс общего образования;
-
учреждения с углубленным обучением (лицеи и гимназии). Здесь ставка делается на отдельные гуманитарные или естественнонаучные дисциплины для подготовки к поступлению в определенные вузы.
Совсем отдельная категория – это закрытые частные школы. В России их не так много, как на Западе, поскольку обучение в них платное и довольно дорогое.
На практике качество обучения разнится ещё сильнее – от региона к региону и от одной школы к другой. Как правило, в городских школах оно гораздо выше, чем в сельских.
Ещё одна проблема – качество подготовки педагогического состава, а также нехватка молодых специалистов. Средний возраст школьного учителя в России – 40-45 лет. При этом, как правило, это женщины. В разных регионах страны опять-таки всё по-разному. Портрет учителя в Москве будет сильно отличаться от глубинки в Новосибирской области, однако, тенденция очевидна.
Из этого проистекает ещё одна проблема – малая престижность профессии учителя. Как следствие, отрицательная селекция кадров, когда учить приходят не самые лучшие, а кто придется.
Тем не менее, в частных школах, лицеях и гимназиях все далеко не так печально. Там работают в основном высококвалифицированные педагоги, а нередко и вузовские преподаватели с большим опытом.
На страницах образовательного маркетплейса Kedu.ru вы можете найти наиболее подходящие учреждения общего образования, подобрать оптимальную программу обучения для ребенка. В каталоге Kedu.ru – наиболее полный (и постоянно обновляемый) рейтинг школ, гимназий, лицеев, а также детских садов в стране.
Особенности средне профессионального образования
Обучение мало отличается от ВУЗовского с точки зрения организации процесса. Абитуриенты по своему желанию могут учиться очно, заочно или дистанционно. Все занятия проходят по установленному графику и делятся на две категории:
- Лекционные. Преподаватель дает актуальную информацию по предмету, студенты конспектируют, запоминают материалы.
- Семинарские или практические. Проверка знаний учащихся, совместное обсуждение возникающих вопросов.
Год делится на 2 семестра. По окончании каждого студенты сдают зачеты и экзамены в соответствии с разработанным планом.
В отличие от школы, в заведениях средне специального обучения жестко контролируют посещаемость. Также и успеваемость. За академические долги студент рискует потерять свое место.
Есть отличия и от ВУЗа:
- Сравнительно малые сроки обучения. На базе 11 классов речь идет о сроках от 1 года 10 месяцев. Все зависит от программы.
- Отсутствие вступительных испытаний. Экзамены для поступления в колледж на программы СПО не предусмотрены.
- Ограниченные перспективы карьерного роста. Для занятия высокооплачиваемых должностей требуется диплом университета.
Бакалавриат
В наше время высшая школа приобрела сложную структуру. Возникло сразу несколько новых видов высшего образования. Из них низший уровень – бакалавриат. Студент, окончив ВУЗ, получает диплом выпускника заведения высшего профессионального образования, но разница с магистратурой в том, что образование это – только на базовом уровне. Обучение бакалавра идет четыре года, в ходе которого студент приобретает общие знания научного и профессионального содержания без узкой учебной специализации.
Фундаментальный уровень подготовки дает возможность легче приспособиться к регулярно изменяющемуся рынку вакансий, где нужно осваивать сопредельные профессии. В наши дни многим работодателям достаточно диплома базового высшего образования новичка. Нужные знания и навыки ему дадут на конкретном месте работы с ее спецификой.
С другой стороны, есть различные варианты. Студент приобретает диплом бакалавра, затем он может сразу продолжить учебу в магистратуре, а может взять перерыв. Через какое-то конкретное время, когда практический опыт будет набран, он уже более осмысленно сможет пойти на учебу в магистратуре любого ВУЗа России или зарубежья.
Виды высших учебных заведений
В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:
- спектр реализуемых образовательных программ;
- наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
- проведение научных исследований;
- выполнение научно-методической работы;
- качественный состав научно-педагогических кадров.
Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.
Законодательство и основные формы обучения
Право на образование стало базовым совсем недавно – еще в 19 столетии к системе образования ни государство, ни интеллектуалы не относились так основательно, как сейчас. Но модерный период истории и геополитические изменения начала 20 века поменяли социокультурную картину мира, в которой образованию была отведена отдельная и важная роль в формировании общества, социализации личности и экономическом развитии государства.
Согласно Федеральному закону , каждому человеку гарантируется право на образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, который формирует систему знаний о реальном мире, помогает усваивать необходимые навыки и умения для профессионального и карьерного роста, а также развивает творческие способности, предает ценностные и культурные нормы поведения, воспитывает правовое самосознание и ответственность.
На основании формирования образовательного процесса государством предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и среднего общего образования. Также государством предусмотрено на основе конкурсной системы предоставить бесплатное первое высшее образование. При этом в Конституции РФ указано, что получение основного общего образования является обязательным для всех.
Кроме регулирования порядка получения общего образования, законом предусмотрено право на профессиональное и дополнительное образование.
Этот Закон об образовании реализует конституционное право каждого гражданина (статья 43) на получение образования и регулирует процесс реализации обучения всеми образовательными организациями, которые осуществляют процесс просвещения, как государственными, так и частными.
Несмотря на неизменность конституционных норм, система образования в РФ модернизируется соответственно с потребностями времени, что предусматривает развитие других форм обучения помимо школьной и университетской систем образования. Сюда относятся разнообразные курсы, семинары, вебинары и программы, которые своевременно получили государственную лицензию.
Таким образом, в зависимости от потребностей и возможностей каждой личности, согласно закону, образовательные программы можно освоить несколькими способами в зависимости от формы:
- очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения;
- семейное обучение;
- экстернат (форма обучения, которая позволяет учиться самостоятельно, сдавать государственные экзамены);
- дистанционное и электронное обучение;
- сетевое обучение;
- сочетание разных форм обучения.
Все эти формы обучения должны соответствовать единому федеральному государственному стандарту и требованиям. Каждая из этих форм обучения дает право прохождения итоговой аттестации и сдачи экзаменов
Однако, помимо такого многообразия форм, образование имеет еще и разные форматы, о которых тоже важно знать
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.
Специалитет
Такая форма обучения, как специалитет, до сих пор практикуется на некоторых факультетах. В основном, это сложные направления, которые невозможно освоить за 3–4 года, например, медицина.
На специалитете учатся 5–6 лет и обязательно проходят практику, после чего получают диплом специалиста.
Важно!
В университетах Германии также осталось немало программ специалитета. Они называются Diploma. Кроме того, есть особые степени и виды диплома под особым контролем государства, прежде всего в области медицины и права. Такие программы так и называются — Госэкзамен (Staatsexamen) — и включают в себя этап обязательного государственного экзамена на квалификацию и право работы в соответствующей профессии.
Инклюзивное образование
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.
В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.
Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:
- технически оснастить образовательные учреждения;
- разработать специальные учебные курсы для педагогов;
- создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
- разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.
Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.
Положение бакалавриата в структуре СО
Что предшествует
: Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты,
либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум.
Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания
по программе вуза.
Сколько учиться
: В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на
студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому
направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в
техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в
зависимости от числа таких дисциплин).
Куда поступать
: Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата
При этом не
важно, университет это,
академия или институт.. Куда дальше
: Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру
При
этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить
узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При
необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или
профпереподготовки.
Куда дальше
: Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При
этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить
узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При
необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или
профпереподготовки.
Актуальность самообразования
В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.
Виды обучения
Обучение в ВУЗах всех видов высшего образования идет на русском языке и ведется по трем ведущим формам высшего образования: наиболее массовой – очной (дневной), заочной (дает возможность одновременно с учебой работать) и вечерней (занятия идут вечером после работы или в выходные дни). В последние годы часть частных вузов предлагают еще одну, дистанционную форму получения образования, при которой студент работает в другом населенном пункте (и даже регионе), делает учебные задания в домашних условиях, регулярно прибывая на сессию. По этой же системе учебные занятия могут проходить через скайп, если, в частности, речь пойдет об обучении иностранным языкам.
После завершения обучения студент получает типовой российский диплом государственного образца с отметкой о квалификации. Виды дипломов о высшем образовании в России обычно делятся на документы с отличием (будет красного оттенка) и общие (синий). Надо указать, что сейчас российские дипломы о высшем образовании слывут действительными и даже престижными во всех государствах мира.
Бакалавриат
До недавнего присоединения стран СНГ к Болонскому процессу высшее образование осуществлялось в форме специалитета продолжительностью 5–6 лет.
Болонский процесс имел своей целью сделать высшее образование более универсальным, чтобы вузы разных стран могли свободно обмениваться студентами.
В результате сейчас высшее образование, за редким исключением, имеет две ступени:
- бакалавриат,
- магистратуру.
Поскольку раньше в России существовала такая форма высшего образования как неоконченное высшее, многие и сейчас считают бакалавриат чем-то вроде «недообразования». На самом деле это самостоятельная форма высшего образования, позволяющая после получения диплома бакалавра работать по специальности.
Учеба на бакалавриате продолжается 3–4 года. В процессе обучения студенты изучают общеобразовательные предметы, а также предметы по специальности и пропедевтический курс (в начале обучения).
После получения диплома можно закончить образование либо продолжить его, поступив в магистратуру.
В СНГ учеба на бакалавриате возможна как на платной, так и на бесплатной основе. Чтобы поступить на бюджет, необходимо пройти по конкурсу, в котором учитываются баллы за госэкзамены. Чем вуз престижнее, а факультет — популярнее, тем выше конкурс и сложнее поступление. Но и платная учеба в престижных вузах дороже, чем в обычных.
Это одна из причин того, что абитуриенты устремляются на учебу за рубеж (помимо жажды приключений, новых впечатлений, поиска качественного образования и способов изменить свою жизнь к лучшему). Особенно привлекательна в этом плане Германия. Эта страна изначально поставила цель привлекать амбициозную молодежь, поэтому учеба в немецких вузах бесплатная, выбор специальностей огромный, а после окончания учебы можно устроиться в Германии на работу. Для человека, который уже 3–4 года прожил в стране, свободно говорит на немецком, знаком с местными традициями и имеет диплом немецкого вуза, устроиться на работу будет значительно проще, чем для свежего иммигранта с дипломом другой страны.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Заключение
В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.
С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.
Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.