План сочинения по литературе для 10 класса — структура, аргументация и примеры
Содержание:
Сочинение на все 100
Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию.
Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:
- Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее.
- Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
- Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной.
Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе.
Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении
Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения.
По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности.
Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.
Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное.
Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ
Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.
Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.
План
Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.
I. Вступление
- ….
- ….
II. Аргументация
- …
- …
- ….
- …
II. Аргументация
- …
- …
- …
- …
III. Заключение
- …
- …
Пример:
17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)
I. Вступление
- Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
- Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
- Если они вновь обретают смысл, что получают?
- Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
- Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.
II. Аргументация
- Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
- Смысл жизни Андрея до Аустерлица
- Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
- Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
- Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?
II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».
III. Заключение
- Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)
Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.
17
17 задание – это полноформатное сочинение-рассуждение на одну из 4 тем. Чтобы подготовиться к нему, нужно овладеть всеми навыками, описанными в предыдущих параграфах. Кроме того, есть еще два, которые сформулировали все те же создатели ЕГЭ по литературе:
Как самостоятельно подготовиться к этому с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:
- Писать читательские дневники. Это краткие пересказы с отзывом, которые учат читателя полномасштабному освоению литературного материала. Вот инструкция по выполнению.
- Писать сочинения по егэшному образцу и проверять их самостоятельно. Если возникают вопросы, пишите нам в паблике.
Самое время взглянуть врагу в лицо. Вот примеры заданий из демоверсии:
Чтобы заслужить свои 14 первичных баллов, необходимо выработать универсальный план для раскрытия подобных тем. Вот образец для сочинений на ЕГЭ по литературе 2019:
- Вступление – перефразированный тезис или вопрос из темы сочинения: Интересные страницы новейшей русской истории запечатлены в прозе 1980-2010 годов. На мой взгляд, весьма показательными примерами являются романы Чингиза Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006 г.) и «Плаха» (1986 г.). Эти книги отражают переломные моменты в жизни нашей страны – конец советской эпохи и начало новой России.
- Основная часть – это описание выбранных примеров и аргументация (неразрывно связанная с темой!): Так, в романе «Плаха» автор описывает тяжелую жизнь наших предков под железной пятой режима: необходимость выполнять план вынуждает их истреблять животных из заповедника и разрушать местную экосистему. Психологизм эпохи выражается в поступках персонажей. Вечная нужда ожесточает их, и некоторые герои готовы даже своровать маленьких волчат и продать их, обрекая зверей на верную смерть. Люди, загнанные в невыносимые условия, ведут себя хуже волков, которые только от величайшего удара – потери потомства – унижаются до аналогичной мести (волчица украла ребенка). Автор показывает, как уродует человека тяжелая рабская доля в авторитарном государстве, которое движется к катастрофе.
- И вот катастрофа произошла: в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» советский союз уже развалился. Начался хищный век капитализма, который во главу угла поставил не идеологию, а рыночные интересы. Деньги стали мерилом всего на свете, поэтому главный герой оказывается жертвой нового времени, которое назвало цену человеческой жизни. Арсен, пытаясь предотвратить захват богатых заложников, становится мишенью для всех противоборствующих сторон. Эта смерть – своеобразный символ: в лице честного журналиста новый мир убивает гуманизм и другие моральные ценности. Особенно в романе важны исторические детали: челночницы с высшим образованием, оперные дивы, разменивающие талант на славу, и тысяча нищих на одного богача.
- Заключение (общие фразы по теме): Таким образом, отечественная история 80-х и 90-х годов предстала в своем литературном воплощении на страницах романов Чингиза Айтматова. Он мастерски передал колорит и особенности тех давних времен.
Пример сочинения на ЕГЭ по литературе поможет нам пояснить критерии оценки задания 17. Работа соответствует теме (3 балла). Привлечение текста для аргументации тоже есть (3 балла). Термины стоят на своих местах (деталь, символ, психологизм и т.д.), а это + 2 балла в нашу копилку. Цельность и логичность текста достигнуты: все части связаны между собой (3 балла). Ну и речевые нормы не нарушены (3 балла). Объем более 150 слов, значит, работа проверяется.
Таким образом, чтобы написать сочинение и получить 14 первичных баллов, не обязательно даже владеть знанием книг из школьной программы, если Ваш собственный читательский опыт достаточно богат для раскрытия разнообразных тем. Нужно только набить руку в этом деле.
Дополняйте работу Многомудрого Литрекона советами и личным опытом и заходите к нему почаще)
Критерии оценивания
Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.
Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:
- Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
- Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
- Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
- Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
- Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
- Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов.
Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:
Оригинальный подход | 0-1 балл | Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл. |
Фактологическая точность | 1 балл | Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси. |
Ошибки речи | 0-2 балла | Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены. |
Нормы орфографии | 0-3 балла | У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте». |
Самостоятельность | Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается. | |
Нормы пунктуации | 0-3 балла | Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла). |
Нормы грамматики | 0-2 балла | Та же ситуация, что в предыдущем пункте. |
Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать…
Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
- от 5 до 6 – 1 балл;
- от 7 до 8 – 2 балла;
- от 9 до 10 – 3 балла;
- от 13 до 14 – 5 баллов;
- от 15 до 16 – 6 баллов;
- 17 – равны 7 баллам;
- 18 – 8 баллам;
- 19 – 9 баллам;
- 20 – 10 баллам.
Сочинение 17
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал образ демократа-разночинца. Писатель вводит в литературу новый тип героя – человека, отрицающего все, что нельзя увидеть, доказать. Базаров – неоднозначный образ. С одной стороны, он сильный и уверенный молодой человек, но с другой – он является и слабым. Рассмотрим, как именно раскрывается его характер на протяжении произведения.
Евгений близок к народу. Он готов работать, помогать людям, сама профессия героя говорит об этом. Нигилизм – то, чем он живет, поэтому он готов отстаивать свою точку зрения до последнего. Молодой человек умен и горд, он не умеет лицемерить и по-настоящему предан своему делу: «Он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними». Окружающие не понимают Базарова, но это не заставляет его поменять свои взгляды. Он упрям и уверен в себе, своих убеждениях, и именно в этом проявляется сила его нигилизма.
Однако Евгений противоречит сам себе. Молодой нигилист отрицает любые чувства, не одобряет отношений, но в то же время влюбляется в Анну Одинцову. Он оказывается безнадежно запутавшимся в своих ощущениях – они его пугают: «Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». Но герой ничего не может с этим поделать, потому что сердце не подчиняется каким-либо теориям. Базаров понял, что нельзя вычеркнуть из жизни эмоции и чувства. Он осознал, что любовь сильнее, чем разум.
Таким образом, сила нигилизма героя проявляется в его самоуверенности в начале романа, но в конце произведения отрицание оказывается слабее чувств.
10-14
10-14 задания – это краткие ответы на вопросы (слово, словосочетание, последовательность цифр), но относящиеся к лирике. Чтобы их сделать, нужно владеть тем же арсеналом умений, который Многомудрый Литрекон уже описал в первом параграфе для заданий 1-7. Но вот специфические советы по подготовке конкретно для этой группы вопросов:
- Сделайте шпаргалки тропов, жанров, течений и размеров стихотворений. Анализируйте произведения русских поэтов, используя эти памятки. Со временем Вы все запомните.
- Время от времени полезно почитать анализы известных стихотворений, и в этом плане Вам поможет Многомудрый Литрекон, так как он еженедельно выпускает новые работы, посвященные разбору стихов.
Самое время встретить по одежке сами задания, вот примеры из демоверсии:
Таким образом, чтобы быстро и качественно выполнять эти задания из ЕГЭ по литературе, нужно освоить термины из кодификатора и получить в ходе практических занятий навыки анализа лирических текстов.
Правила написания эссе
- Формальное правило лишь одно – эссе должно иметь заголовок.
- Допускается произвольная внутренняя структура. Учитывая, что эссе является малой формой письменной работы, не обязательно повторять выводы, которые могут содержаться в основном тексте или заголовке.
- Формулировке проблемы вполне может предшествовать аргументация, а сама формулировка может быть тождественна окончательному выводу.
- Эссе не стоит загромождать служебными деталями типа: «я расскажу о том-то и том-то» или «я определил то-то и то-то», как, например, часто делается в рефератах. Вместо этого лучше уделить больше внимания раскрытию темы.
Пример сочинения-описания
Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе. Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ. Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.
«На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.
Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой. Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел. Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм».
Признаки эссе
1
Небольшой объём
Вообще, конечно, каких-то определённых границ в плане объёма для эссе нет. Но рекомендуется писать эссе, что и делается практически всегда, объёмом от трёх до семи страниц печатного текста (компьютерного). Но, к примеру, во многих университетах России разрешается писать эссе объёмом до десяти страниц (машинописный текст), а в Гарвардской школе бизнеса эссе вообще пишут лишь на двух страницах.
2
Конкретика темы и субъективность трактовки
В любом эссе всегда присутствует конкретная тема. Поэтому эссе по определению не может рассматривать обширные темы, содержать большое количество идей и должно отражать и развивать только одну мысль или отвечать на один вопрос.
3
Свободная композиция
В эссе не должно присутствовать абсолютно никаких формальных рамок. Зачастую многие работы в жанре эссе построены отнюдь не на законах логики, а подчинены неким произвольным ассоциациям и могут даже быть выстроены по принципу «Всё наоборот».
4
Непринуждённость повествования
Работая над эссе, автор обязательно должен придерживаться доверительной манеры общения с читателем, избегать сложных, излишне строгих, неясных формулировок, а также свободно владеть темой, уметь показать её с разных ракурсов, чтобы предъявить читателю разносторонний взгляд на рассматриваемую проблему, которая станет основой его будущих размышлений.
5
Использование парадоксов
Во многих случаях эссе рассчитано на то, чтобы вызвать у читателя удивление. Некоторые специалисты даже считают это условие обязательным. Отправной точкой для размышлений читателя может стать какой-либо афоризм, парадокс, яркое высказывание, способное столкнуть друг с другом две взаимоисключающие мысли (утверждения) и т.п.
6
Смысловая целостность
Это как раз один из парадоксов эссе: отличающееся свободной композицией и субъективностью изложения произведение наряду с этим обладает внутренней смысловой целостностью, т.е. согласованностью основных тезисов и утверждений автора, гармонией ассоциаций и аргументов и непротиворечивостью суждений.
7
Ориентация на разговорную речь
Эссе должно быть ориентировано на понятную каждому человеку разговорную речь, но не должно содержать шаблонных фраз и выражений, легкомысленной окраски, сленга или жаргона. Повествование должно быть простым, но воспринимаемым достаточно серьёзно.
Общие советы по составлению плана
Составить план – это значить разбить текст на логические фрагменты, предложения в которых объединены микротемой. Как правило, таковыми являются абзацы.
План нужен, чтобы не запутаться
Например, общая тема – «Значение доброты в жизни человека».
Микротемы – «Что такое доброта», «Что для меня доброта», «Добрые поступки окружающих», «Проблема доброты в литературе».
Важно правильно оформить пункты плана. Предпочтительно использовать развернутые словосочетания или простые предложения, которые едины по смыслу, но требуют дальнейшего развития мысли
Предпочтительно использовать развернутые словосочетания или простые предложения, которые едины по смыслу, но требуют дальнейшего развития мысли.
Одно слово в качестве пункта плана не годится, так как имеет слишком узкое значение и «втиснуть» в него главную мысль не получится.
Сложные же предложения заключают в себе законченный тезис. План нужно составлять так, чтобы через него легко «просматривалось» будущее сочинение, был виден ход развития мысли автора.
Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ.
Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.
Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.
Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:
допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,
до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).
При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.
Существует пять критериев оценивания:
- соответствие теме,
- аргументация (привлечение литературного материала),
- композиция и логика рассуждения,
- качество письменной речи,
- грамотность.
Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112021 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..
Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
- 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
- Алгоритм написания итогового сочинения
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура) итогового сочинения
- Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
- 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена