Примеры сочинений 8, 9, 15, 16, 17 на егэ по литературе (по демоверсии фипи 2020 года)

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить вас!

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-200 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема свободы?

(390 слов) Тема свободы является одной из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Лирические герои его произведений часто тяготились неволей, воплощенной в духовных, материальных и эмоциональных границах. Автор изобразил ощущение духовной несвободы и на страницах знаменитой поэмы «Мцыри», написанной в 1839 году.

Главный герой стал пленником еще в детстве: русский генерал взял его с собой, вырвав ребенка из семьи. Но из протеста мальчик перестал есть, заболел, и похититель оставил жертву в монастыре. Там герой и вырос, став послушником. Правда, идеалы чужой веры так остались ему чужды: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог» — говорит он в предсмертной исповеди. Свой выбор он выразил новым протестом — побегом из «тюрьмы своей». Но попытка воссоединиться с отчим домом провалилась, потому что Мцыри не хватило сил и знания местности. Уже на уровне сюжета читатель видит раскрытие темы свободы: герой лишается ее, но готов поставить на карту жизнь, лишь бы вернуть ее обратно. Значит, свобода в поэме «Мцыри» — это воплощение идеала, ради которого стоит жить.

Рассмотрим тему свободы глубже — на уровне ассоциаций и символов. Мцыри повторил судьбу своей Родины: Кавказ тоже был захвачен, ему тоже насаждали чуждые ему устои и порядки, он тоже не смог спастись. В то же время именно Кавказ ассоциировался у автора с воплощением вольности. В царское время там находили приют непокорные придворные, отличающиеся инакомыслием и бунтарством. Сам Лермонтов был сослан именно на Кавказ. Благодаря высокой концентрации диссидентов и оторванности от центра власти на Кавказе сформировалась атмосфера вольности. Нельзя игнорировать и природные особенности региона, куда так хотел вернуться Мцыри. Раздолье южной природы, гордые профили гор, близость к первозданному и дикому — все это является олицетворением свободы в поэме. К этому бежит Мцыри от формализма и бездушности цивилизации, воплощенной в монастыре. Его аскетизм противопоставлен богатству естественного мира, его тишина — шуму грозы и рычанию барса. Автор применил прием антитезы, чтобы вывести тему свободы на духовный уровень. Монастырь, символизирующий цивилизацию, закрепощает людей, делает их зависимыми. А природа с ее диким раздольем олицетворяет волю, которая так нужна личности для самореализации и счастья. Без нее нет полноценной жизни, поэтому герой умирает в финале поэмы.

Таким образом, свобода в поэме М.Ю. Лермонтова — это не только стремление героя к Родине и физической независимости от монастыря, но и духовное состояние личности, являющееся главным условием ее развития. Автор находит его за пределами рамок, навязанных обществом. Свободу нам дарят близость к естественному миру и следование его законам.

Воздерживайтесь от спорных трактовок

Это замечание касается в первую очередь отличников-энтузиастов, которые давно вызубрили школьную программу и захотели большего.

У литературоведов есть много любопытных (и часто несостоятельных) теорий. Например, А. А. Зимин считал, что «Слово о полку Игореве» — подделка и создано оно далеко не в XII веке; А. Н. Ужанков высказал мысль, что Татьяне Лариной было всего 13 лет, а Д. Л. Быков убежден, что «Мастер и Маргарита» — роман для одного читателя, своеобразное послание Сталину. Всё эти мнения интересны, но госэкзамен — не лучшая площадка для их обсуждения.

Почему от спорных теорий лучше воздержаться? Кто-то из экспертов может быть ярым противником идей того или иного литературоведа, а кто-то может о нем и вовсе не знать. А главное: чтобы хорошо ответить на «егэшные» вопросы, знание тонких материй не требуется. Сочинение на условную тему «Почему Татьяна не отвечала на письма Онегина?» не предполагает доскональных подсчетов, в каком году родился каждый из героев романа.

Шаблоны и клише

Часть структуры текста Шаблон или клише
Вступление 1.     Эта тема давно волнует человечество;

2.     Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

3.     (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»;

4.     Эта тема интересует многих писателей.

Обозначение проблемы 1.     (Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …;

2.     (Название проблемы) актуальна и по сей день;

3.     Данную проблему автор затрагивает в своём произведении.

Комментарий проблемы 1.     Эта/данная проблема означает…

2.     Автор хочет донести до нас…;

3.     Суть проблемы состоит в том, что…

Авторская мысль 1.     Авторская позиция заключается в том, что…;

2.     В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3.     Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

4.     Автор убеждает нас  в том, что…

Собственное мнение 1.     Я полностью разделяю точку зрения автора;

2.     Позиция автора близка и мне;

3.     Нельзя не согласиться с (имя автора);

4.     Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения.

Литературная аргументация 1.     Основная мысль чётко выражена в произведении (название);

2.     Данная тема отображена в (название произведения);

3.     Эта проблема/тема волновала многих писателей;

4.     Эта тема встречается во многих произведениях.

Заключение 1.     Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность;

2.     Сложно не согласиться с авторским мнением;

3.     Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4.     Подводя итог, можно сказать, что….;

5.     Как мы видим…

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему

Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения

С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Алгоритм написания сочинения

  1. Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
  2. Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
  3. При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
  4. Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
  5. После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
  6. Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!

Основные требования к сочинению

Для начала следует рассмотреть обязательные правила составления сочинения. Их следует соблюдать как основу, тогда успех текста гарантирован:

  • Соответствие выбранной теме. Не должно быть отступления от заданной сначала проблематики. Нельзя писать вводную часть, например, о пользе медоносных пчёл для человека, а закончить загрязнением воздуха на планете.
  • Логика мысли и рассуждений. Мысль на протяжении всего текста должна быть последовательна, прослеживаться причинно-следственная связь, сохраняться композиция сочинения, состоящая из введения, основной части и заключения.
  • Единая стилистика. Не должно быть несколько стилей в одном сочинение. Нельзя употреблять сленг, просторечные высказывания, если того не требует тематика.
  • Доказательность мысли. Любой тезис, выдвигаемый в тексте, должен быть подтверждён литературным аргументом, с указанием автора и названия используемого произведения.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт… Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба… «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя… Для формулировки проблемы Можно понять, что автора глубоко волнует тема… Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор… Проблема, рассматриваемая автором, заключается… Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор… Для комментариев Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)… Вопрос о…

никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)… Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)… Для отражения авторской позиции Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко… Автору удалось убедить читателя в том, что… В произведении доказана мысль о… Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя… Для выражения собственного мнения Я вполне согласен с точкой зрения автора… Не могу полностью разделить мнение автора… Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу… Мне близка позиция повествующего… Для аргументов Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного… Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме… Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира… Для вывода После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.

Решай задание 27 по русскому языку.

Смотри также:

  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
  • Шаблон сочинения
  • Требования к оформлению сочинения
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • 10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.
  • Критерии оценивания сочинения

План

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий — это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

Джакупова C.C.

Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.

Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

Записаться

Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.

Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней

Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.

Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям

Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Зарубежная литература:

  • Бальзак О. де — «Шагреневая кожа»
  • Бах Р. — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
  • Бичер-Стоу Г. — «Хижина дяди Тома»
  • Брэдбери Р. — «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И грянул гром»
  • Верн Ж. — «Двадцать тысяч лье под водой»
  • Гавальда А. — «35 кило надежды»
  • Гальего Р. — «Белое на черном»
  • Грум У. — «Форрест Гамп»
  • Гюго В. — «Собор парижской богоматери»
  • Диккенс Ч. — «Дэвид Копперфилд»
  • Драйзер Т. — «Американская трагедия»
  • Кэрролл Л. — «Алиса в стране чудес»
  • Лондон Дж. — «Мартин Иден», «Белый клык», «Любовь к жизни»
  • Льюис К. — «Лев колдунья и платяной шкаф» «Хроники Нарнии»
  • Мелвилл Г. — «Моби Дик»
  • Метерлинк М. — «Синяя птица»
  • Оруэлл Дж. — «1984», «Скотный двор»
  • Ремарк Э.М. — «Три товарища», «На западном фронте без перемен»
  • Роулинг Дж. — книги о Гарри Поттере
  • Сент-Экзюпери А. де — «Маленький принц»
  • Сэлинджер Д.Д. — «Над пропастью во ржи»
  • Толкиен Дж. — «Властелин колец»
  • Уайльд О. — «Портрет Дориана Грея»
  • Хемингуэй Э. — «Старик и море», «Там, где чисто, светло», «Непобежденный»
  • Шекспир У. — «Ромео и Джульетта»
  • Экзюпери А. де Сент — «Маленький принц»

Смотри также:

  • 10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • Требования к оформлению сочинения
  • Клише для сочинения ЕГЭ
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • Критерии оценивания сочинения
  • Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.

Сочинение 15

Начало и конец стихотворения «Сентябрь» тесно связаны между собой.

Так, в первой строфе лирический герой прославляет первый месяц осени. Для него сентябрь – это самое красивое и волшебное время: «Солнечный блеск твой чудесный / С нашей играет рекой». Начало стихотворения пропитано радостью и счастьем.

Во второй же строфе лирический герой понимает, что скоро наступит октябрь. Этот месяц является для него символом грусти и холода: «В бездне таится небесной / Ветер и грусть октября…». Конец произведения передает печаль и тоску из-за наступающей зимы.

Итак, начало и конец стихотворения отличаются друг от друга настроением, которое охватывает лирического героя.

Как сочинение поможет поступить в вуз

Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.

Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.

Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.

Примерный перечень

  • МГУ — до 2 баллов;;
  • МИФИ — до 2 баллов;
  • Российская экономическая школа — 0, 2 или 5 баллов;
  • Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов;
  • Российский государственный гуманитарный университет — .

Заключение

Здесь нужно подвести итог всему вышесказанному, обобщить микровыводы. На практике нужно переписать другими словами тезис и подкрепить его сделанными в ходе анализа примеров наблюдениями. Все строчки четыре, чтобы смотрелось солидно на фоне больших аргументов. Главное – не отвлекаться от темы и не впадать в тон Бога, обучая проверяющих хорошим манерам.

Пример: Таким образом, люди предают мечту из-за своей слабости. У них недостаточно моральных и физических сил для следования за идеалом, поэтому они предпочитают труду и терпению легкий способ от них отделаться – отказ от задуманного. Необходимо понимать, что чем выше грёза, тем сложнее до нее дотянуться, но немногие из нас отдают себе в этом отчет, немногие из нас готовы к этому, а потому несостоявшиеся мечтатели сдаются и примиряются с данностью.

Как мы видим, в основе заключения лежат обобщения и абстрактные рассуждения о предмете разговора, но все они, так или иначе, отвечают на поставленный вопрос. Это главное условие правильности данного фрагмента текста: он должен быть в тему!

Не так страшен черт, как его малюют, так что Многомудрый Литрекон желает вам благоволения фортуны и твердой решимости сдать экзамен. Как видите, все не так уж и трудно.

Заключение

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы.  Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

Рекомендации

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..

Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы. 

План итогового сочинения

Часть 1. ВступлениеНужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы. 

«Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».

«Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу». 

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы: 

«Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема…».

«В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе…».

Переход ко второму аргументу может звучать так:

«Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения…». 

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише: 

«Обобщая сказанное, хочу сказать, что…».

«Таким образом, можно сделать вывод…». 


‍ Как писать итоговое сочинение 11 класса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector