Список литературы егэ 2021

Содержание кодификатора

На этапе подготовки к ЕГЭ 2021 по литературе, педагоги и выпускники должны руководствоваться тремя основными документами, разработанными ФИПИ – кодификатором, спецификациями и демонстрационным вариантом КИМ.

Кодификатор, полную версию которого можно найти в соответствующем разделе официального портала ФИПИ, содержит:

  1. Основные нормативные документы, на основе которых разработаны КИМы и кодификатор.
  2. Перечень элементов содержания.
  3. Систематизированный перечень основных требований, предъявляемых к уровню подготовки (что должны знать и уметь выпускники 11 класса).
  4. Список литературы, включенной в ЕГЭ 2021 с акцентом на новые произведения, недавно включенные в программу.

Ознакомление с кодификатором – важный этап подготовки к ЕГЭ, ведь в документе четко прописано, какие знания и умения будут проведены в ходе ГИА 2021 года, и на что выпускникам стоит обратить особое внимание

Стихотворения из кодификатора

В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

Полезные материалы для подготовки

Кроме штудирования текстов произведений, при подготовке к ЕГЭ по литературе, понадобится освоить немалые объемы теории и набить руку на выполнении заданий. Справиться со всем этим помогут электронные и печатные источники.

Онлайн

В интернете имеется множество ресурсов, позволяющих подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно. Помимо прекрасного портала «Решу ЕГЭ» и видеоуроков на YouTube, стоит более внимательно рассмотреть материалы ФИПИ.

Во-первых, это видеоконсультация разработчиков КИМ, экспертов и опытных педагогов. Она находится в разделе «Выпускникам». Также не лишним будет ознакомиться с методическими материалами для учителей: в них подробно разобраны ошибки, допущенные в работах прошлого года. Ориентируясь на них, можно составить план подготовки к ЕГЭ

Наконец, много важной информации, включая примеры сочинений с их разбором, содержится в методических рекомендациях для предметных комиссий

Потренироваться в выполнении заданий ЕГЭ по литературе можно на онлайновых тренажерах «Яндекс.Репетитора». Вопросы составлены по материалам ФИПИ.

С кратким содержанием литературных текстов можно ознакомиться на ютьюб-канале онлайн-библиотеки MyBook. В коротенькие (по 9–15 минут) ролики втиснут подробный, с важными деталями синопсис произведений. Знакомство хотя бы в такой форме с обширным прозаическим и поэтическим материалом очень поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля – когда в срочном порядке надо получить представление о содержании примерно сотни книг.

Пособия и справочники

При выборе печатных материалов следует предпочесть те, которые составлены разработчиками КИМ: например, под редакцией или при участии С. А. Зинина. Такие издания снабжены грифом «ФИПИ – школе». Из других пособий очень полезна будет книга М. И. Мещеряковой «Литература в таблицах и схемах». Тем не менее экс-глава Рособрнадзора, а теперь министр просвещения С. Кравцов на ежегодной встрече с родителями школьников однозначно заявил, что продающиеся на каждом углу методички по подготовке к ЕГЭ не имеют прямого отношения к рекомендациям Рособрнадзора, у них нет статуса учебников и «все это частные инициативы». У ведомства есть открытый банк заданий, в котором содержится все, с чем на экзамене столкнутся выпускники. В копилку включены не только задания прошлого и позапрошлого года, но и, по словам министра, «даже частично текущего».

Таким образом, главное, что требуется, чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе, – это анализ пробелов в своих знаниях и составленный на его основе план работы по их ликвидации. Даже если на уроках в школе целенаправленная подготовка не ведется, это не повод отказываться от экзамена: грамотно распорядившись ресурсами – временем и знаниями – подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно даже с нуля вполне реально, не зря же самое большое количество стобалльников – именно среди сдававших на первый взгляд один из самых сложных предметов итоговой аттестации.

Критерии оценки заданий

Известно, что КИМ ЕГЭ включает в себя задания как с кратким, так и с развернутым ответом. Успешно выполненное тестовое задание оценивается в один балл.

Наиболее сложной является система оценивания заданий с развёрнутым ответом. Рассмотрим поподробнее, в чем заключаются критерии оценки данных заданий.

Баллы за номера 8 и 15 выставляются в соответствии со следующими критериями:

  • Соответствие ответа заданию
  • Привлечение текста произведения для аргументации
  • Логичность и соблюдение речевых норм

По каждому из этих трёх критериев максимально можно получить два балла. Баллы за номера 9 и 16 выставляются в соответствии со следующими критериями:

  • Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • Привлечение текста произведения для аргументации

По этим критериям максимально можно получить по два балла.

Самой непростой является система оценки заданий 17.1-17.4 Данное задание оценивается в соответствии со следующими аспектами:

  • Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • Привлечение текста произведения для аргументации
  • Опора на теоретико-литературные понятия
  • Композиционная цельность и логичность
  • Соблюдение речевых норм

По этим критериям максимально можно получить по три балла.

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля и самостоятельно? Проанализируйте критерии оценки и поймите, что именно от Вас требуется. Сосредоточитесь на этих моментах.

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить Вас!

Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-350 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Подытожим

Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.

КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.

  1. Первая часть состоит из двух комплексов заданий. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить семь номеров с кратким ответом, а также два задания с развёрнутым ответом ( 5-10 предложений). Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также два задания с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.
  2. Вторая часть КИМ состоит из четырёх заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно задание и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения, объёмом от 200 слов.

На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.

Лучшие книги по русскому языку

Тестирование по данному предмету включает минимум теоретических заданий. Большинство вопросов связаны с орфографическими правилами, знаками препинания, орфоэпией и словарным составом. Вторая часть предполагает написание небольшого эссе по предложенной статье.

Цыбулько. 2018 г. Типовые экзаменационные варианты. 36 штук

Начинает рейтинг сборник, в котором отображены более 30 типовых аттестационных вариантов, аннотация по заполнению работы, ответы к тестам и правила подсчитывания баллов. Многие педагоги считают, что у аналогов по подготовке к экзамену, принимаемого госкомиссией, более низкие цены, а качество материала мало чем уступает. Однако многие преподаватели работают конкретно по этому изданию.

Наши эксперты советуют следить за скидками, чтобы приобрести книгу по привлекательной цене. Она обязательно должна быть в библиотеке каждого выпускника, ведь варианты уроков предельно приближены к заданиям на централизованно проводимом в РФ экзамене.

Васильевых и др. ЕГЭ 2017. Тридцать комплектов типовых тестов

Продолжает номинацию пособие, содержащее 30 разновидностей тестов по предмету, уроки для написания эссе. Упражнения составлены с учетом всех тонкостей ЕГЭ. Книга включает объяснения к решениям, средства оценки и образцы официальных бланков для экзамена.

Издание подходит учителям и ребятам, которым предстоит обязательная аттестация по дисциплине. Судя по откликам, это интересный обширный сборник с достойным выбором всяческих заданий. Стоит учесть, что некоторые вопросы не соответствуют новым требованиям. Есть варианты устаревшего формата.

Цыбулько, Васильевых. 2018 г. Десять типовых экзаменационных вариантов

Последний сборник предлагает десять разновидностей теста. Есть в книге решения к заданиям и руководство по их выполнению. Мнения о сборнике противоречивые. Некоторые уроки дублируется в других изданиях данных авторов. Цена за книгу кажется многим завышенной.

Из-за примитивности материала и недостаточной подготовки к ЕГЭ пособие занимает лишь третье место рейтинга. Если и покупать книгу, то в комбинации с дополнительной литературой. Во многих школах рекомендуют готовиться именно по ней. К тому же автор считается одним из лучших. Надо учесть, что по таблице неудобно сверять результаты решений.

Что нужно уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  •  анализировать и интерпретировать литературное произведение,
    используя сведения по истории и теории литературы
    (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный
    пафос; система образов; особенности композиции, художественного
    времени и пространства; изобразительно-выразительные средства
    языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)
    изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
    произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной
    жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и
    культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
    содержание изученных литературных произведений; связывать
    литературную классику со временем написания, с современностью и
    традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы
    русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением
    эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при
    анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного
    произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные
    художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля
    писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
    произведению;
  •  писать сочинения на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста на предложенную тему с учетом норм
    русского литературного языка;
  •  участия в диалоге или дискуссии

Классицизм

Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.

Классицизм
Периодизация и место зарождения XVII — XIX вв. ( 17-19 вв)
Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции.
Представители в русской литературе А. Д. Кантемир;
В. К. Тредиаковский;
А. П. Сумароков;
М. В. Ломоносов;
Представители в зарубежной литературе Н. Буало;
П. Корнель;
Ж. Расин;
Ж.-Б. Мольер
Особенности
  • разум — превыше всего (метод рационализма Р. Декарта);
  • строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в «высоких жанрах», а философские конфликты в «низких»);
  • использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром;
  • герои делятся на строго положительных и отрицательных;
  • главный конфликт — конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает);
  • соблюдение «трех единств» для драматических произведений (места, времени, действия);
  • изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства.
Жанры Высокие: трагедия, ода, поэма.
Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Универсальная литература

  • Толстой Л.Н. — «Война и мир» 
  • Пушкин  А.С. —  «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» 
  • Гоголь Н.В. — «Шинель», «Мертвые души» 
  • Чехов А.П. —  «Вишневый сад», «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Человек в футляре»
  • Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание»
  • Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита»
  • Грибоедов А.С.  — «Горе от ума»
  • Лермонтов М.Ю. — «Мцыри», «Герой нашего времени»
  • Шолохов М.А. — «Судьба человека»
  • М. Горький — «На дне»
  • Тургенев И.С. — «Отцы и дети»
  • Островский А.Н. — «Гроза»
  • Салтыков-Щедрин М.Е. — «Премудрый пескарь»
  • Гончаров И.А. — «Обломов»
  • Солженицын А.И. — «Матренин двор»
  • Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско»
  • Распутин В.Г. — «Уроки французского»
  • Быков В.В. — «Обелиск
  • Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
  • Железников В.К.  — «Чучело»
  • Замятин Е.И. — «Мы»

Рейтинг лучших книг для подготовки к ЕГЭ

Номинация Место Наименование товара Рейтинг
Лучшие книги по русскому языку 1 Цыбулько. 2018 г. Типовые экзаменационные варианты. 36 штук 4.9
2 Васильевых и др. ЕГЭ 2017. Тридцать комплектов типовых тестов 4.8
3 Цыбулько, Васильевых. 2018 г. Десять типовых экзаменационных вариантов 4.7
Лучшие книги по математике 1 Ященко, Высоцкий, Трепалин. 2019. Базовый уровень. 4.9
2 Математика. Справочное пособие для подготовки к основному и государственному экзаменам. Балаян. 4.8
3 Ященко. Повышенный и высокий уровень сложности. 4.7
Лучшие книги по истории 1 Баранов, Шевченко: История. Полный справочник для подготовки к Госэкзамену 4.9
2 Р. Пазин: История. Подготовка к ЕГЭ для страших классов. 150 личностей отечественной и всеобщей истории 4.8
3 Крицкая и др. 2018. Типовые экзаменационные варианты по истории 4.7

Продолжает номинацию пособие, содержащее 30 разновидностей тестов по предмету, уроки для написания эссе. Упражнения составлены с учетом всех тонкостей ЕГЭ. Книга включает объяснения к решениям, средства оценки и образцы официальных бланков для экзамена.

Лучшие книги по русскому языку

Педагоги используют учебник для проверки учащихся по программе общеобразовательного уровня.

24.11.2020 17:09:59

2020-11-24 17:09:59

15.05.2018 2:41:27

2018-05-15 02:41:27

Древнерусская литература

В первую очередь, подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с содержанием произведений школьной программы, а также их осмысление и анализ. Представляем Вам список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года. Их должен прочитать каждый выпускник, стремящийся к поступлению на творческую специальность. Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии.

Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику.

  • Краткое содержание «Слова о полку Игореве»;
  • Анализ «Слова о полку Игореве».

Другие материалы по этому значимому произведению Вы можете найти через поиск по сайту — у нас их очень много.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» подразумевает рассуждение на тему портрета современников, отношений отцов и детей, предпочтения современной молодежи в искусстве, литературе и других сферах.

Примерные темы

  • Почему родители и дети не понимают друг друга?
  • Почему опыт предков важен для современного человека?
  • Какие ценности остаются вечными?
  • Можно ли считать современное поколение потерянным?
  • Нужно ли читать в современном мире?
  • Как изменилось современное искусство?
  • Может ли классическая литература отвечать на вопросы современных читателей?
  • Как можно описать современного человека?

Литература

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев сначала не понимал решения отца отправить его служить в глушь, однако служба закалила характер героя и дала ему шанс найти настоящую любовь. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин столкнулся с тем, что не может найти приложение своим способностям, поиск себя – вечная тема для каждого молодого человека. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров действительно выступает против мира «отцов», зато непонимание Аркадия Кирсанова с Николаем Петровичем оказывается надуманным. Это говорит о том, что дело не в непонимании отцов и детей, а в непонимании между людьми, имеющими разные взгляды. Произведения классической литературы остаются близкими для нас, ведь там раскрываются вечные проблемы.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников понял, что теории о сверхлюдях разрушительны, потому что оправдывают насилие. А милосердие остается вечной ценностью. Произведения классической литературы остаются значимыми и отвечают на вопросы современности.

Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин выше всего ставил вечные ценности – доброту, милосердие. Он следовал им и помогал людям, даже в ущерб себе. Произведения классической литературы о молодежи по-прежнему отражают характер и мировоззрение молодых людей.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – любимые герои поступали в соответствии с нравственными принципами, именно поэтому они все же пришли к гармонии. Произведения классической литературы нужно читать и в наше время, ведь они пропагандируют вечные ценности, которые делают людей лучше.

А. П. Чехов «Чайка» – рассуждения о современном для того периода искусстве, непонимании окружающими новаторских произведений Константина Треплева. Здесь автор изображает конфликт отцов и детей

Произведения классической литературы заставляют нас задуматься о том, что было и будет важно всегда

М. Горький «Мать» – мать не сразу поняла революционные воззрения своего сына, но, поняв, стала его верной союзницей. Произведения вроде этого убеждают нас в том, что старшее поколение должно прислушиваться к младшему и поддерживать его, ведь новые люди выступают на стороне прогресса.

Л. Улицкая «Сонечка» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (генетическое заболевание, отношения личности и общества в современных реалиях).

Т. Толстая «Кысь» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы, раскрывается роль технического прогресса в жизни общества.

Л. Петрушевская «Глюк» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (наркомания).

Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим» помогут выпускникам найти новую литературу для аргументов. Там Вы найдете не только книги для итогового сочинения, но и полноценные аргументы.

Фипи егэ 2021

Ежегодно единый для всех школьников России (и некоторых стран СНГ) государственный экзамен претерпевает сразу несколько изменений. Возникают нововведения из-за анализа результатов выпускников и эффективности полученных ими знаний. О том, какие новшества установит ФИПИ в ЕГЭ 2021, читайте в данной статье.

Каждый ученик, перешедший в 10-11 класс, уже всерьез задумался о предстоящем через несколько лет/год экзамене. Несмотря на то, что времени еще достаточно много, будущие выпускники активно узнают новости на сайте ФИПИ о ЕГЭ 2021 и начинают усердную подготовку к тестированию. О том, что ожидает учеников, к чему им стоит готовиться уже сегодня и не только, в этой статье.

Теоретическая часть

Выпускник должен прекрасно знать все необходимые литературные термины и понятия, чтобы на экзамене получить высокий балл. Вот список разделов, которые нужно изучить во время подготовки к ЕГЭ по литературе:

  • Виды и жанры литературы
  • Основные направления литературы и их представители
  • Тематика произведений лирики
  • Особенности композиции произведений
  • Система персонажей
  • Роль писателями в произведении
  • Приемы сатиры и юмора в произведении
  • Конфликт в произведении
  • Роль эпизода в произведении
  • Роль пейзажа в произведении

Кроме того, при подготовке к важному экзамену выпускник должен повторить основы сложения стихотворений. Участник ЕГЭ должен знать, что из себя представляет строфа, какие рифмы являются женскими, а какие – мужскими

«Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы — это история о «маленьких людях», «тварях дрожащих». В романе поднимается также широкий спектр вопросов — двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов — добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector