Летающие красавицы: русские женщины, успешно управляющие пассажирскими самолетами
Содержание:
- О коллегах-мужчинах
- Три страны в день
- Что нужно чтобы стать пилотом без образования?
- Первые женщины-пилоты в России
- Пилотесса компании «Аэрофлот» Мария Уваровская о своей работе
- А что сейчас?
- Лицензирование деятельности пилота
- Важные личные качества
- Обучение на пилота в США
- За штурвалом боевых самолётов
- Перспективы
- Лидия Зверева
- Не переживай за пассажиров, просто делай свою работу
- Дарья Синичкина
- Об опасностях, суевериях и катастрофах
- Достижения девушек в области авиации
- Первые женщины-пилоты в России
О коллегах-мужчинах
Мужчины-коллеги ведут себя достойно, с их стороны я не замечала ни случаев недоверия, ни неуважения. Даже насмешек в глаза никогда не было, хотя за глаза, думаю, они шутят о нас. У меня был хороший пилотажный опыт, коллеги по гражданской авиации не умели делать то, что умела я: они никогда не летали на пилотажных самолётах. Видимо, это помогло мне завоевать авторитет в первое время. Я рада, что работаю в мужском коллективе. Мне кажется, у меня мужской тип мышления. Я понимаю, как психологически себя настроить на работу с мужчинами. Иногда мне даже сложнее договориться с женщинами, чем с мужчинами. У женщин немножко другой мир, а я уже адаптировалась под мужскую среду.
Как правило, мой второй пилот — мужчина. Конечно, было несколько случаев, когда я видела, что второму пилоту или бортпроводнику некомфортно. Им сложно, потому что они немного не понимают, что происходит. Раньше их командирами всегда были мужчины, они знали, что и как сказать, а, увидев командира-женщину, начинают подбирать слова и испытывать дискомфорт от того, что ситуация непривычная. На работу это никак не влияет, просто иногда сложнее говорить на отвлечённую тему со вторым пилотом.
Когда я вводилась командиром, сидела в кресле капитана, а на кресле второго пилота сидел мой инструктор. На стоянке заходит техник, смотрит на нас и говорит: «Зачем вы местами-то поменялись? Почему сидите на месте командира?» Отвечаю, что я ввожусь, что я будущий командир. «Да ладно!» — заявил техник. Ушёл. Но как-то ему было неспокойно на душе, он вернулся снова, уточнил: «Ну вы точно пилот?» И, вздохнув, ушёл.
Три страны в день
Сейчас Ольга — сотрудница «Аэрофлота», про свою работу говорит «звезды сложились»: карьеру в гражданской авиации она начинала именно в этой компании: в Ташкентском отделении, больше двадцати лет назад. Летает по всему миру — в Лондон, Дубай, Мадрид. Времени, чтобы посмотреть мир, немного, но оно есть — в сумочке всегда ждет легкий наряд. Есть специальный, для арабских государств — очень закрытый. За один рабочий день Ольга может сменить три страны. Полеты практически ежедневно.
Каждые полгода — специальные тренировки для отработки аварийных процедур. Тренажер имитирует все до мелочей — пилот тренируется в 3D-моделях реальных аэродромов. Другая тренировка — в бассейне, отрабатывают эвакуацию в случае посадки на воду. Опытные пилоты давно все знают и умеют, но практика должна быть регулярной — чтобы довезти все до чистого автоматизма.
Полет-то, что каждый пилот любит всей душой, хотя не все в этом признаются, считает Ольга. Работа очень тяжелая — каждую секунду в кабину поступает информация, при этом летчик одновременно следит за пятью мониторами — в таком потоке нужно успевать обрабатывать все, что получаешь, и быстро принимать решения. Стандартная схема — один летчик пилотирует воздушное судно, другой ведет связь, на обратном пути — меняются. Но при этом должны контролировать друг друга — от ошибок не застрахован никто.
«Меня папа с детства научил не витать в облаках, не думать о своем, погружаться в работу с головой, — считает Ольга. — Потому что я в ответе за сотни жизней. Совсем недавно человек на борту был на грани жизни и смерти. Ко времени прилета нашего рейса, воздушное пространство над Москвой было очень загружено, но службы отработали слажено, спасли еще одну жизнь. К счастью все обошлось, но переживания — очень тяжелые».
Фото Людмилы Алексеевой
Алкоголь на борту — больная тема для большинства авиаперевозчиков. «Часто человек зарегистрировался, и пошел в кафе или в дьюти фри выпивать, опаздывает страшно, но уверен, что его дождутся. Раньше так и было, но теперь мы отменили эти поблажки. Я вообще не приветствую алкоголь, от него в воздухе одни беды!»
Что нужно чтобы стать пилотом без образования?
Разумеется, не каждый человек пойдет учиться в ВУЗ, ведь отучившись 6 лет, потом придется еще долгое время наращивать свой опыт. Также этот вопрос интересен для людей, которые уже имеют высшее образование, и хотят летать, даже если им исполнилось далеко за 30 лет. Существуют специальные аэроклубы, которые на коммерческой основе дают лицензию после обучения. Тут есть свои ступени обучения:
- на первой ступени выдается сертификат летчика-любителя, с ним можно летать, но работать запрещено. Вы можете летать, например, на собственном небольшом самолете с друзьями или родными;
- после первой ступени доступно звание пилота коммерческой организации. Такая лицензия позволяет управлять легкими самолетами, участвовать в коммерческих рейсах на судне с одним двигателем, вылетать на короткие расстояния;
- на последней ступени доступно звание линейного пилота со всеми вытекающими последствиями в виде разрешения водить любые самолеты.
Любой пилот отлично знает, за что отвечает каждая кнопка
Такое обучение на пилота гражданской авиации России обходится довольно дорого, но оно оправдано, если вы точно хотите сразу устроиться после получения лицензии. Существует настоящая борьба со стороны крупных фирм за подобных специалистов, ведь пока что в стране каждый год на пенсию уходит вдвое больше пилотов, чем устраивается. Это вызывает сильный недостаток кадров. Поэтому пройдя все три ступени, можно быстро окупить стоимость обучения.
Также для молодых людей доступны курсы за рубежом. Там система обучения несколько отличается от отечественной. После получения лицензии коммерческого пилота, специалист может не тратить деньги на оплату следующей ступени, а наоборот – зарабатывать их, дополнительно получая летные часы. В США широко распространяется практика работы инструктором, ведь здесь самолеты пользуются большой популярностью, их можно свободно покупать. Справедливо сказать, что постепенно такая ситуация устанавливается и в России, однако пока что далеко не каждый человек может позволить подобное средство передвижения.
Первые женщины-пилоты в России
Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.
Первая женщина-пилот гражданской авиации в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа — авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.
Пилотесса компании «Аэрофлот» Мария Уваровская о своей работе
Список женщин-пилотов в России насчитывает около 30 человек. В 2009 году гордое звание командира воздушного судна получила Ольга Грачева. Через 3 года появилось такое понятие, как «пилотесса». Мария Уваровская получила это гордое звание в 2014 году.
Изначально юная Мария хотела быть архитектором. Понимание того, что она хочет связать свою жизнь с авиацией пришло случайно, во время бесплатного обучения авиации в ДОСААФ. Тогда хобби переросло в цель — стать профессиональным пилотом. Путь к мечте был тернистым — приходилось самостоятельно нарабатывать часы налета (а это стоит очень дорого), практиковаться на маленьком шестиместном самолете, параллельно работая по специальности архитектора.
После окончания учебного заведения девушку в «Аэрофлот» сразу не взяли, предложили попрактиковаться в другой авиакомпании, что она и сделала. После всех приложенных усилий Мария Уваровская все-таки исполнила свою мечту и была принята в ряды пилотесс компании «Аэрофлот». По ее словам, ей несложно было менять компанию, потому что работа пилота предполагает раз в 3 года переучиваться на другую технику, следовательно, перемена мест — не самое сложное в этой работе.
Как и всегда, в случаях, когда пилотесса управляет самолетом, пассажиры очень удивляются, когда слышат приветствие пилота-женщины. Но презрения или панического страха, по словам Марии, она ни разу не замечала. Что же касается работы в мужском коллективе, то к подобному окружению она быстро привыкла. Уваровская утверждает, что когда работаешь на мужской работе, то со временем начинаешь думать, как мужчина.
Ни разу Мария не заметила ни презрения, ни снисходительного отношения, ни грубости в свой адрес. Но есть, конечно же, предположение о том, что мужская часть коллектива компании «Аэрофлот» обсуждает пилотесс (в хорошем смысле этого слова).
Женщины во все времена вносили свой неоценимый вклад в историю русской авиации. В военное и мирное время прекрасный пол управлял штурвалом самолета на высоком уровне, ничуть не уступая авиаторам-мужчинам. В двадцатом веке общество активно избавлялось от гендерных предрассудков, которые диктовали женщине, чем ей заниматься и как жить. Сейчас, благодаря этому, женщины — полноправные члены общества, вносящие свой полноценный вклад в развитие мировой экономики. И в наше время представительница прекрасного пола может быть врачом, играть в футбол, водить машину и даже управлять самолетом. И это не вызовет насмешки и непонимание, ведь женщина, выбравшая такую профессию, — пример сформировавшейся, сильной личности, которая достойна уважения и восхищения.
А что сейчас?
Война оказалась серьёзнейшим испытанием для нашей страны, и отношение к женщинам на военной службе резко поменяли на отрицательное. Возможно, это было частью общего пацифистского настроя идеологии. Результат — современная ситуация, когда одна лишь мысль, что женщин можно пускать в кабину пилота, кажется смешной.
В 1976 году академия ВВС США начала принимать девушек на обучение. Поначалу их в первую очередь ориентировали на вспомогательные задачи; например, на управление транспортной авиацией и самолётами-заправщиками. Примерно тогда же женщины получили доступ и к морской авиации. Спектр лётных специальностей постепенно расширялся, и в 90-х годы практически все ограничения сняли.
Ким Кэмбелл на фоне обстрелянного А-10
Женщины-пилоты активно участвовали в локальных войнах США последних десятилетий. Широкую известность получил эпизод с капитаном Ким Кэмбелл, которая в 2003 годуна честном слове и одном крыле» посадила сильно повреждённый штурмовик A-10, на котором, в числе прочего, вышли из строя и основная, и резервная гидравлические системы… что, мягко говоря, не добавляло удобства и лёгкости в управлении.
На данный момент только в ВВС США(без учёта армейской авиации и моряков) числятся 728 женщин-пилотов плюс 310 штурманов и 227 операторов бортового радиоэлектронного оборудования на самолётах ДРЛО(дальнего радиолокационного обнаружения) или электронной разведки. Большая их часть служит в транспортной авиации, но пара сотен имеется и в тактической. Такое количество, кстати, снимает вопросы о потенциально большей аварийности.
Вообще количество медиаматериалов на темудевушки в ВВС НОАК»(военно-воздушных силах народно-освободительной армии Китая) в последнее время создаёт впечатление сознательной пропагандисткой кампании.
Марьям аль-Мансури
Страшно сказать, но даже в ВВС Объединенных Арабских Эмиратов с 2007 служит на истребителе F-16пилот в хиджабе»(да, так в нём и летает).
Читатель может справедливо возразить, что если в Китае и ОАЭ прогнулись под давлением феминисток(!), то это не повод повторять за ними! Однако на самом деле это вопрос боеспособности — как бы странно ни прозвучала такая формулировка.
Любой военком или председатель приёмной комиссии военной академии мечтает, чтобы пополнение состояло исключительно из высоченных богатырей, пышущих здоровьем и патриотизмом. Но в реальной жизни приходится работать с тем, что есть. Причём у военных профессионаловчто есть» должно ещё по собственному желанию захотеть военной карьеры. Так что собственные хотелки военкомы затыкают.
Кого посадить в кабину самолёта, богатыря или красну девицу? — вопрос не столь важный. А вот будет ли вообще хоть кто-то этим самолётом управлять — это уже проблема.
Насколько она серьёзная? Дадим одну цифру для размышлений: на данный момент в ВВС США нехватка лётчиков приближается к двум тысячам человек. Многовато!
Можно, конечно, предположить, что в России такой проблемы нет. Но если подобные цифры не оглашают публично, это не значит, что их не существует.
Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова(КВВАУЛ)
Поэтому хорошо, что у нас наконец тоже озаботились подобными вопросами — на перспективу. Разбрасываться людьми, которые настолько хотят летать, что буквально ломятся снеправильным» полом в лётные училища — как минимум расточительно.
P. S. Если в комментариях не появятся заявления проженщины плохо переносят перегрузки», значит текст пропал зря. До предположения, что большинство из тех, кто это пишет, редко нагружает себя чем-то большим, нежели бутылка для кулера, опускаться не будем. Кроме того, если на транспортнике или бомбардировщике перегрузка скакнула за 6G, то что-то идёт не так. Также не будем вспоминать, что уже шестьдесят женщин летали в космос. И, воспользовавшись случаем, поздравим семикратную(больше всех!) чемпионку мира по высшему пилотажу Светлану Капанину, которой приходилось плохо переносить перегрузки за 10G.
Лицензирование деятельности пилота
Существует 4 основные авиационные лицензии, а также «Рейтинги» — особые дополнения. Основные виды лицензий:
- PRIVATE PILOT LICENSE (PPL) – лицензия частного пилота. Дает возможность выполнять небольшие перелеты на собственном или арендованном самолете и строго запрещает любые виды коммерческой деятельности.
- COMMERCIAL PILOT LICENSE (CPL) – лицензия пилота коммерческого самолета. Дает возможность летать с пассажирами за «вознаграждение» и быть капитаном в небольших чартерных компаниях либо вторым пилотом в крупных рейсах.
- CERTIFIED FLIGHT INSTRUCTOR LICENSE (CFI) – лицензия инструктора и летчика-испытателя, которая дает возможность обучать других пилотов и назначать их квалификацию в соответствии с этой градацией. Пилот с этой лицензией допускается до управления воздушным судном только при наличии лицензии частного или коммерческого пилота.
- AIRLINE TRANSPORT PILOT LICENSE (ATPL) – дает возможность быть командиром воздушного судна в крупных международных авиакомпаниях и может быть получена после получения CPL либо CFI.
Основные виды рейтингов:
- INSTRUMENT RATING (IR) – инструмент-рейтинг, на русском чаще называется «Полет по приборам», либо «ППП». Дает возможность управлять ВС в условиях недостаточной видимости, ориентируясь только на показания бортовых приборов. Может быть прикреплена к лицензии PPL, CPL или
- MULTI-ENGINE RATING (ME) – дает возможность управлять самолетом с двумя и более моторами. Может быть «прикреплена» к PPL, CPL или
- TYPE-RATING (TR) – получение тайп-рейтинга необходимо для управления самолетом выбранного типа. Также необходимо для работы с самолетом весом более 5700 килограмм либо с любым количеством турбореактивных двигателей. Необходимо наличие PPL, CPL или CFI.
Важные личные качества
Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.
Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление
Обучение на пилота в США
Обучение пилотов на территории Соединенных штатов Америки дешевле, чем такое же в регионах России. Получение PPL за океаном обойдется приблизительно в 10 000 долларов, что на данный момент равняется 650 000 рублей. Российские курсы выйдут в сумму около 1 миллиона рублей. Срок обучения в РФ – 6-8 месяцев, а в США можно уложиться в 2. Также существенную роль играет климат. При прохождении обучения во Флориде или Техасе можно летать практически каждый день, поскольку плохие погодные условия встречаются в несколько раз реже, чем в средней части России.
Законы Америки не ограничивают обучение пилотов для иностранцев, и единственным критерием является получение TSA – Transport Security Administration. Также можно обойтись стандартной туристической визой при менее, чем 18 часов обучения в неделю. Количество выше этого обязывает получать студенческую визу и строго соблюдать условия договора с летной школой, которая помогла ее получить. При пропуске 2 недель занятий училище имеет право расторгнуть контракт с вами и аннулировать текущую визу.
Американская лицензия FAA – самая универсальная во всем мире, ее достаточно просто конвертировать в лицензию той страны, в которой пилот планирует работать. Также без получения локальной лицензии можно летать на самолетах иностранных, которые зарегистрированы в США, таким образом десятки пилотов с американским образованием работают в Европе и Азии.
За штурвалом боевых самолётов
Речь не о годах Второй мировой, а о сегодняшнем дне.
Цитата: «Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков смогут управлять самолётами оперативно-тактической авиации. В 2019 г. в заведение поступили 15 девушек», — С. Дронов, командующий ВВС РФ.
Это уже третий набор курсанток. «Известия» и «Военное обозрение» писали о решении министра обороны Сергея Шойгу открыть для девушек должность пилотов истребительных самолётов в 2017 г. За прошедшие два года набора зачислили 31 желающую.
Покорить небо, находясь за штурвалом авиалайнера, – девичья мечта, которая имеет все шансы осуществиться. Несмотря на стереотипы, открыты двери высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ульяновска, где заветный диплом по специальности «Лётная эксплуатация летательных аппаратов гражданской авиации» может получить любой, у кого хватит умений и упорства.
К тому же Конституция РФ людям обоих полов предоставляет равные права.
Интервью пилотессы в видеосюжете:
Перспективы
Немного поговорим о вероятном развитии подобной тенденции. Сегодня известные мировые авиаперевозчики твердо взяли курс на увеличение штата летчиков женского пола. Авиакомпания «British Airways» еще с 2013 года принимая на работу летчиков, отдает предпочтение соискателям-женщинам. Авиалинии «Lufthansa» зачислила в штат компании 300 летчиц. Этот показатель сегодня – максимальный на континенте.
Лидируют по числу пилотов прекрасной половины человечества США. Здесь популяризирована эта профессия, а декларирование равных возможностей не дает права отказа в обучении девушкам, которые мечтают о полетах. Правда, работать в гражданской авиации тут остается до 10% женщин, которые получили желанную лицензию.
Доля летчиц в мировых авиакомпаниях пока составляет 10%, но здесь намечается тенденция к росту пропорции женщин за штурвалом
Что касается России, последние пять лет показали четкие тенденции роста популярности летного дела среди слабого пола. Конечно, пока сложно преодолеть имеющиеся препоны, чтобы получить статус пилота авиации. Однако потребуется время, чтобы стереотипы остались в прошлом.
Отметим, ситуации, когда пассажиры сдают или меняют авиабилет, узнав, что авиалайнером управляет женщина – частое явление и в России, и в Европе. Хотя реальная практика доказывает обратное. Пока нет ни одного случая аварий на маршрутах, которые преодолевали воздушные суда, пилотируемые девушками.
Женщины доказали право управлять авиалайнером и проводить гражданские авиаперевозки
Как видите, современный мир меняется. Женщина-водитель – уже привычное явление для городов России, поэтому в будущем изменится и отношение к девушкам, которые способны управлять авиалайнером и покорять небеса. Ведь делая такой выбор, прекрасная половина жителей РФ определяет и будущий образ жизни. Пилоты ограничены в создании классической семьи, но шансы увидеть мир и тяга к небу здесь становятся решающим фактором.
- В современном обществе все чаще встречаются женщины-пилоты
- Высшее авиационное летное училище города Ульяновска
- Первой женщиной-пилотом стала француженка Элиза де Ларош
- По мнению Международной Федерации Авиации лучшим пилотом века стала россиянка Светлана Копанина
- Обучение летному делу требует ответственности и дисциплины
- Повышение квалификации и отработка знаний на тренажерах — будни начинающих летчиц
- Мария Уваровская добилась статуса первого пилота и командует экипажем лайнера Airbus A320 компании «Аэрофлот»
- Мария Федорова — самая молодая летчица в авиакомпании «Аэрофлот»
- Доля летчиц в мировых авиакомпаниях пока составляет 10%, но здесь намечается тенденция к росту пропорции женщин за штурвалом
- Женщины доказали право управлять авиалайнером и проводить гражданские авиаперевозки
Лидия Зверева
Лилия стала первой в России женщиной-авиатором, получившей диплом. С детства девушка мечтала о полетах в небо, и после уроков убегала на холмы за городом понаблюдать за полетами аэростатов.
В 1911 году после окончания института девушка поступает в Гатчинскую авиашколу, и 10 августа того же года успешно сдает летные экзамены.
После того, как она стала пилотом, вместе с мужем Лидия активно участвует в демонстрационных полетах, а переехав в Ригу, открывает собственную школу авиаторов. Скончалась пионер российской женской авиации в 1916 г. в возрасте 25 лет. Причиной смерти стало заболевание тифом.
6
Не переживай за пассажиров, просто делай свою работу
— Пока у меня нет опыта работы в сложных метеоусловиях. Тьфу-тьфу-тьфу, мне очень везет: сложные ситуации видела только на тренажерах пока.
Но самое главное в работе пилота — четко понимать свои задачи. Знаете, мне очень везет с учителями, инструкторами. Кто-то из них мне сказал слова, которые я очень запомнила: не переживай за людей. Ты должен просто знать, что у тебя ответственная работа и что нужно прилететь из пункта А в пункт Б. Даже если самолет будет лететь пустой. Ты должен быть ответственным. Еще надо помнить о себе. Учитель по психофизиологии нам объяснял: ресурсы человеческие безграничны. Инстинкт самосохранения на полную мощность работает, когда ты переживаешь в первую очередь за свою жизнь. Так и на рейсе: если ты сохранишь свою жизнь, сохранишь и все остальные.
По жизни я не экстремалка, нет. Правда, в детстве я очень хотела прыгнуть с парашютом — мне не разрешали. И это было первое, что я сделала, как только уехала в Питер от родителей. И знаете, больше не хочу.
А я прыгнула без подготовки, без инструктора. Авиационный народ еще такой юморной. Я наивная девочка шестнадцати лет, а они шуточки отпускали: «Ой, кровь с прошлого раза не отстиралась», «Ой, подождите: сейчас парашюты зашьем и поедем» (хохочет. — TUT.BY). Ну и, конечно же, все очень нервно было. И еще мальчик меня один напугал в самолете. Сидел напротив меня, а в руках какой-то кусок земли с травкой. Я спрашиваю: «А что это?». Он говорит: «А надо с собой обязательно кусочек земли брать». Я сижу и думаю: а у меня-то нету! Меня обмануть, конечно, было раз плюнуть.
Когда выпрыгнула — я не понимала, что делать, как управлять парашютом. Сообразила, как он работает, и половину своего полета пыталась его пилотировать: подтягивалась на канате, пытаясь его повернуть от деревни, на которую я летела.
Меня тогда просто тянуло в небо, но я не знала, что такое прыжок. Потом я поняла, что ко всему надо готовиться, всему надо учиться.
Дарья Синичкина
Схожим образом начала строить карьеру в гражданской авиации и Дарья Синичкина – единственная на данный момент женщина в России, управляющая самолетом Sukhoi Superjet 100.
Летать девушка начала в 23 года. К тому моменту у Дарьи уже было высшее образование (девушка закончила МГУ им. Ломоносова) и работа. Однако, вспоминает пилот, жизнь казалась недостаточно интересной, а работа не приносила удовлетворения. Тогда-то девушка и решила все изменить – поступила в Ульяновское летное училище гражданской авиации.
Дарья верит: через 10 лет в России женщин-пилотов будет не меньше, чем в Европе или США.
«Могу поверить, что у части людей все еще сильны стереотипы насчет женщины за рулем. Но это ничего не изменит, общество развивается, и лет через десять у нас тоже будет процентов 20-30 женщин в профессии, как и в Европе. Я думаю, это станет обычным делом», — пилот.
Об опасностях, суевериях и катастрофах
Мне повезло, у меня никогда не было отказов авиатехники в воздухе. Были отказы на земле и как результат задержки рейсов. В воздухе, бывало, портилась погода, приходилось уходить на запасную полосу. Это нестандартные ситуации, они требуют внимания, но они штатные. Сочетание таких факторов, как боковой порывистый ветер, обледенение на полосе, длина полосы, усложняет ситуацию. При посадке на короткую заснеженную полосу ты понимаешь, что должен сесть именно в знаки, в точке приземления — в ясную погоду с четырёхкилометровой посадочной полосой ты можешь позволить себе эту точку перелететь. Все эти ситуации отрабатываются на тренажёрах, полностью имитирующих все варианты. Раз в год на этих тренажёрах мы подтверждаем свою квалификацию — если не справиться с этим экзаменом, к работе не допустят.
После каждой авиакатастрофы в мире в каждой российской компании идёт реакция. Всегда издаются информационные документы, созданные на основе разбора катастрофы, мы с ними знакомимся. Проводится специальная работа — дополнительное обучение или занятия. Если какая-то ситуация когда-либо уже возникала, мы должны быть готовы предотвратить её, когда она возникнет вновь. Мы пытаемся извлечь максимум из ошибок. Изучаются даже незначительные инциденты.
Мы летаем каждый день и уже не верим в приметы, например, не фотографироваться перед рейсом и прочее. Люди на работе становятся практичнее и, наверное, немного циничнее. Пассажиры летают раз в месяц, и им кажется, что это риск. Когда летаешь каждый день, ничего не боишься. Это просто работа.
Фотографии:
Иван Анисимов
Достижения девушек в области авиации
Женщины-пилоты гражданской авиации в России в штате авиакомпаний составляют небольшое число. Психологическая устойчивость, технический склад ума, быстрое принятие решений – считались когда-то прерогативой мужчин. Теперь представительницы «слабого» пола при необходимости проявляют такие же качества.
Примеров множество:
- В 2009 году в России появилась первая женщина — командир корабля. Это была Ольга Грачева, сотрудница компании «Аэрофлот».
- В Чечне девушка — Ларина Евмурзаева — села за штурвал воздушной машины, впервые в истории республики.
- 2016 году стала известна Мария Федорова, как самая юная пилотесса в мире.
Число женщин-летчиков в России постепенно растет, хотя процесс этот происходит медленно.
Первые женщины-пилоты в России
Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.
Первая в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа – авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.