Летчик

Летные лицензии

На сегодняшний день все пилоты гражданской авиации делятся на три большие категории. Происходит это из-за строгой системы лицензирования, которую обязаны пройти абсолютно все летчики. Именно она впоследствии определяет, каким видом крылатых машин сможет управлять человек.

Итак, существуют следующие виды лицензий:

  1. PPL или частный пилот. Обладание этим документом дарует право управлять небольшими самолетами, не предназначенными для грузовых перевозок. Проще говоря, в свое удовольствие человек может летать сколько угодно, но при этом на работу его никто не возьмет.
  2. CPL или коммерческий пилот. Этот тип лицензии позволяет человеку доставлять небольшие грузы, совершать туристические облеты и подымать в небо парашютистов.
  3. ATPL или линейный пилот. Что тут сказать, это высшая категория летчиков, позволяющая управлять многотонными пассажирскими авиалайнерами.

Советы выпускникам: как устроиться на работу в крупную авиакомпанию

Что нужно, чтобы стать пилотом? Для начала необходимо потратить время на свое обучение в соответствующем образовательном учреждении. Следующим шагом является получение лицензии линейного либо коммерческого пилота. Для получения доступа к пилотированию международных рейсов необходимо соответствовать следующим требованиям:

  1. Иметь профессиональный стаж в объеме 500 летных часов.
  2. Знать английский язык.

Аттестация пилотов международных рейсов проводится ассоциацией ИКАО. Данная организация создана на базе ОНН. Руководители ИКАО разрабатывают все нормы и правила, которые регламентируют работу коммерческих авиакомпаний. Пилотами могут стать граждане, имеющие как средний, так и высший уровень профильного образования. Непрерывность стажа играет важную роль в данной специальности. Еще одним условием для работы является получение специального пропуска. Каждая модель гражданского судна имеет уникальные характеристики, которые отличаются от параметров других авиалайнеров. Чтобы освоить управление конкретным самолетом, потребуется пройти дополнительное обучение.

Главной обязанностью пилота является оперативное реагирование на внештатные ситуации, ведь от принятого решения может зависеть жизнь и здоровье сотен людей

История

Летать, как птицы, люди возжелали еще очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор поддерживается миф о том, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. воспарять в воздух, без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: Баба-Яга в русских сказках, ведьмы на метлах в скандинавских и английских, пери – в восточных сказках.

Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек. Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре.

А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете. Они дали своему аппарату очень символичное имя – «Флайер-1».

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление

Личные качества и навыки будущих пилотов

Самые главные навыки, которыми должны обладать летчики, относятся к летательным аппаратам.

Специалисты должны знать особенности строения и технические характеристики вверенных им летательных аппаратов, а также уметь ими управлять.

Знание английского языка не обязательно, но будет плюсом. Оно открывает дополнительные возможности. С английским языком лётчик сможет работать в международных рейсах.

Не менее важны личные качества пилота:

  • ответственность,
  • стрессоустойчивость,
  • мгновенная реакция,
  • пунктуальность,
  • терпеливость,
  • умение анализировать,
  • задатки лидера,
  • усидчивость,
  • решительность,
  • внимательность.

Также нужно быть готовым к тому, что придется заполнять много документов.

Как стать пилотом?

  1. Начать можно с получения лицензии пилота-любителя PPL. Ее выдают авиашколы и аэроклубы после прохождения курсов и налета 40 часов. Образование потребуется все равно, но в училище новичок сможет сэкономить миллион на оплате практики;
  2. С лицензией частного пилота желательно принять участие в программе повышения квалификации и оформить допуск на полет по приборам IFR. Это поможет получить навыки управления самолетом ночью или в плохую погоду;
  3. Далее нужно набрать требуемое количество летных часов. В Европе и США новички устраиваются на работу в авиашколы в качестве инструкторов. В России требования к наставнику выше, поэтому придется просто летать в аэроклубе;
  4. По накоплении 200 часов налета, в числе которых 10 часов полета по приборам ночью и 10 взлетов в аэропорту с башней, следует пройти аттестацию и оформить лицензию коммерческого пилота CPL, дающую право на работу в авиакомпании;
  5. Также можно завершить подготовку на CPL в Европе или в США. Но валидацию такой лицензии новичку без образования Росавиация проводит неохотно, потому владельцу иностранных документов придется поступать на заочное отделение летного училища;
  6. Далее необходимо пройти курс обучения по рейтингу ME, разрешающий управление самолетами с двумя и более двигателями. Все авиалайнеры имеют несколько силовых установок, поэтому навык требуется каждому профессиональному пилоту;
  7. Завершающим этапом является получение лицензии пилота авиалиний ATPL. Такое разрешение требует отличных оценок на аттестации и наличия налета не менее 1500 часов, в том числе 75 часов ночью и 250 часов в качестве командира судна.

Лицензия является доказательством определенной квалификации пилота, но наличие у него специальных навыков подтверждается так называемыми рейтингами, присвоение которых происходит после прохождения курсов дополнительной подготовки. В их числе:

  • Multi-crew Pilot License (MPL). Это программа обучения нюансам командной работы, позволяющая летать первым или вторым пилотом в многочленном экипаже;
  • Jet Orientation Course (JOC). Помогает понять особенности управления самолетом с реактивными двигателями, которые принципиально отличаются от поршневых;
  • Type rating. Включает изучение конструкции, органов управления и правил полетов в экипаже на конкретных типах авиалайнеров вроде Airbus или Boeing;
  • Low Visibility Procedures (LVP). Готовит пилота к взлетам и посадкам в аэропортах при значительном ограничении горизонтальной и вертикальной видимости.

Оплата труда летчиков в других странах

Конечно, нашим читателям интересно, как ценится труд летчиков в других странах. В США, к примеру, она составляет 16, 5 $ в месяц при 65 часах налета. В Англии пилот зарабатывает 40—160 тыс. $ в год. А также они получают возмещение за использование казенного или своего транспорта. В Турции летчикам платят 11,5 тыс. лир плюс компенсация 2,5 тыс. евро за возможное изменение курса валют. Меньше всего платят тем, кто работает на лоукостерах и чартерах, всего 7,8—9,8 $ в месяц.

В России зарплата летчиков сильно разнится в зависимости от региона. На первом месте Тюменская область, здесь средняя оплата труда  летчиков составляет 222 592 рублей, дальше она распределяется так по областям:

  • Омская — 200 тыс. руб;
  • Томская — 200 тыс. руб;
  • Иркутская — 200 тыс. руб;
  • Красноярский край — 200 тыс. руб;
  • Республика Татарстан — 140 тыс. руб;
  • Московская область — 115 767 руб;
  • Хабаровский край — 104 250 руб.
  • Магаданская область — 55500 руб.

Как видим, летчик гражданской авиации — престижная и высокооплачиваемая профессия во всем мире. Однако она предполагает риск и высокую ответственность за человеческие жизни.

Как получить профессию

Для получения рассматриваемой профессии потребуется потратить немало лет на обучение. Существует несколько профильных отечественных университетов, выпускники которых становятся профессиональными пилотами. Поступить в такое учреждение можно лишь при условии крепкого физического и психологического здоровья. Ниже мы предлагаем обсудить вопрос о том, как стать пилотом самолета, более подробно.

Что необходимо для обучения

Поступить в авиационное училище могут лишь те граждане, которые имеют идеальное здоровье. Юноши, отслужившие в армии, должны иметь военный билет категории «А». Здесь следует отметить, что руководство летной школы может отчислить ученика в случае ухудшения его здоровья.

Действующее законодательство разрешает пилотировать гражданские лайнеры лицам в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет. Это означает, что возраст летчика имеет второстепенное значение. Значительно больше внимания уделяется профессиональным навыкам и личным качествам претендентов на данную должность. Все кандидаты, подающие заявки в авиационные школы, должны быть увлечены своей будущей профессией. Знание иностранных языков является преимуществом для будущего пилота, так как такие летчики допускаются к международным рейсам.

Учителя летных училищ могут обучить основам пилотирования, однако они не в силах привить личностные качества, необходимые для реализации в этой профессии. Человек, работающий в этой сфере, должен обладать повышенной устойчивостью к стрессу и высоким уровнем ответственности. Пунктуальность, терпение, внимательность, склонность к лидерству и постоянному самоанализу являются ключевыми требованиями к представителям этой профессии. Работа летчика включает в себя составление летных программ и других документов. Это означает, что кандидаты на должность пилотов должны уметь работать с различными бумагами.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, сколько стоит обучение на пилота. Стоимость летных курсов составляет около сорока пяти тысяч рублей. Сюда входит лишь теоретическая подготовка. За каждое практическое занятие ученики таких школ платят не менее десяти тысяч рублей.

Работа пилота в действительности гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд

Где в России можно отучиться на пилота гражданской авиации

На территории России расположено всего три высших учебных заведения, где можно получить рассматриваемую профессию. Люди, заинтересованные в покорении небес, могут отправить свои документы в авиационный институт, который находится в Москве или Санкт-Петербургский Университет гражданской авиации. Отдельного внимания заслуживает Ульяновское летное училище, так как выпускники этого учреждения высоко ценятся во многих авиакомпаниях. На территории РФ есть и другие образовательные заведения, являющиеся филиалами вышеперечисленных вузов.

Как долго длится обучение

Обучение на пилота гражданской авиации в России занимает от трех до пяти лет, в зависимости от выбранного учебного заведения. Освоить эту профессию можно и на специальных курсах, которые длятся всего три месяца. Выпускники летных школ, на базе которых проводятся курсы, получают статус пилотов-любителей. Для получения возможности работать в сфере авиации потребуется потратить значительно больше времени на освоение специальности.

Может ли девушка получить такую профессию

Стать летчиком способна далеко не каждая девушка. Это объясняется тем, что многие институты и училища отказываются принимать документы у представительниц прекрасного пола. В качестве альтернативного варианта можно рассматривать обучение в летной школе

Важно отметить, что большинство образовательных учреждений уделяют внимание не половой принадлежности будущего ученика, а его личным качествам и теоретическим знаниям. Следует помнить о том, что в штате «Аэрофлота» есть много женщин, которые занимают рассматриваемую должность

Чего ждать от профессии

Несмотря на очевидные трудности, специальность «пилот» всегда была привлекательна и уважаема в обществе. Эти тенденции сохранились. В работе есть свои достоинства и недостатки, и знать о них лучше заранее.

Плюсы:

  • социальные льготы и гарантии;
  • зарплата от 100 тысяч рублей;
  • отпуск 45 дней;
  • пенсия в 50 лет.

Минусы:

  • большая ответственность;
  • высокие физические и психологические нагрузки;
  • риски для жизни и здоровья;
  • необходимость постоянного подтверждения квалификации.

Резюме

Тем, кто мечтает трудиться в небе, необходимо мыслить земными категориями: освоить летную специальность непросто, работать трудно, сделать карьеру быстро не получится. Но если, несмотря на все эти препятствия, вы намерены рано или поздно войти в кабину пилотов самолета на правах профессионала — считайте, что один «зачет» у вас уже есть. За верность мечте.

Пилот самолета
4.8 (95%) 4 votes

Есть ли женщины пилоты гражданской авиации

Женщины пилоты в России безусловно есть, но летчики сталкиваю с испытаниями: Чтобы женщине работать лётчиком в России, нужно учесть, что этот труд связан с риском для жизни, стрессом. Не каждая может решиться пойти в эту профессию. Девушек-пилотов, хотя и не много, но наравне со своими коллегами мужчинами, они ценятся и уважаются. Целеустремлённая, уверенная в себе женщина-лётчик, может стать лучше иного кандидата. Даже считается, что некоторые девушки пилоты менее подвержены истерике в сложной ситуации, могут оценить обстановку трезво и решительно, а эти качества для пилота как обязательные!

Плюсы и минусы работы пилотом

Начнем с плюсов работы пилотом.

  1. Профессия пилота гражданской авиации – это всегда нужная и востребованная профессия, ведь воздушный транспорт с каждым годом набирает все большую популярность, авиакомпании расширяются, а летальные аппараты – непрерывно модернизируются и улучшаются.
  2. Профессия пилота считается одной из самых престижных профессий в мире. Бытует мнение, что пилоты – это элита, которой восхищаются и на которую равняются.
  3. Высокая оплата труда. Даже начинающие пилоты получают много, если сравнивать их зарплату с начинающими специалистами в других сферах.
  4. К работе пилота не допустят человека с хроническими заболеваниями, ведь даже малейшее головокружение или скачок давление может стоить жизней сотен пассажиров. Поэтому за здоровьем ни одного специалиста так не следят, как за здоровьем пилота.
  5. Авиакомпаниями и туристическими фирмами для панирующих путешествие пилотов и членов их семей, как правило, предусмотрены скидки и специальные программы.
  6. Пилот – одна из самых романтичный профессий. Из кабины самолета вы видите такую красоту нашей планеты, которая вряд ли когда будет доступна другим.

Далее перечислим минусы, с которыми связана работа пилота гражданской авиации.

Вопреки распространенному мнению, несмотря на постоянные перемещения между городами, у пилота практически нет возможности путешествовать. При среднемагистральных перелетах у него только час на отдых, после чего он улетает обратно. После многочасового полета на отдых даются сутки, да и провести их где-нибудь в Дели или в Дубаи удается далеко не всегда.
Поступить в летное училище и окончить его сложно. К тому же во время трудовой деятельности придется постоянно учиться и переучиваться, проходить различные тестирования и врачебные комиссии, чтобы подтвердить соответствие должности и квалификацию.
Сложные условия труда: ненормированный рабочий день, полеты как днем, так и ночью, один-два выходных. В связи с эти остается крайне мало времени на личную жизнь, постоянная разлука с родными плохо сказывается на отношениях в семье. Спокойно провести время с близкими можно только во время отпуска.
У пилотов, в силу профессии регулярно меняющих часовые пояса, отсутствует постоянный режим сна и бодрствования, нарушение биоритмов ведет к хронической усталости, росту эмоционального напряжения и стрессу, которых и так много в этой профессии

При таком раскладе следить за своим здоровье, которое крайне важно для карьеры пилота, трудно, поэтому пилоты рано уходят на пенсию.
В случае смены или потери работы пилоту трудно реализовать себя в другой сфере, потому что по сути ничего, кроме как летать, он не умеет.
Из-за вероятности и частоты авиакатастроф работа в небе считается одной из самых рискованных.

Сертификаты пилотов

Военная авиационная подготовка на самолете Royal Air Force Nimrod

Пилоты должны пройти многочасовую летную подготовку и теоретические занятия, которые различаются в зависимости от страны. Первым шагом является получение лицензии частного пилота (PPL) или сертификата частного пилота. В Соединенных Штатах Америки это включает как минимум 35-40 часов летной подготовки, большая часть из которых проводится с сертифицированным летным инструктором .

В США лицензию LSA ( Light Sport Aircraft ) можно получить как минимум за 20 часов полета.

Следующим шагом в продвижении пилота является подтверждение рейтинга приборов (IR) или рейтинга нескольких двигателей (MEP).

Если требуется профессиональная карьера или навыки профессионального уровня, также потребуется лицензия коммерческого пилота (CPL). Чтобы стать капитаном авиалайнера, необходимо получить лицензию пилота воздушного транспорта (ATPL). После 1 августа 2013 года, даже если вы являетесь первым помощником капитана (FO), требуется ATPL. Некоторые страны / перевозчики требуют / используют координацию с несколькими экипажами (MCC).

История

Воздушный шар пилот и пассажир в корзине

Первое зарегистрированное использование термина авиатор (авиатор на французском) был в 1887 году, как вариант «авиация», от латинского avis (смысл птица), созданный в 1863 г. Ж. де ла Ланделем в Aviation Ou Navigation Aérienne («Авиация или аэронавигация»). Период, термин летчица (авиатрица на французском), ныне архаичный, раньше использовался для обозначения женщины-летчика. Эти термины больше использовались в первые дни авиации, когда самолеты были чрезвычайно редки и ассоциировались с храбростью и приключениями. Например, справочная работа 1905 года описывала Братья РайтПервый самолет: «Вес, включая тело летчика, немногим более 700 фунтов».

Для обеспечения безопасности людей в воздухе и на земле заблаговременно авиация Вскоре потребовалось, чтобы воздушное судно находилось под постоянным оперативным контролем должным образом обученного сертифицированного пилота, который несет ответственность за безопасное и законное завершение полета. В Аэроклуб де Франс доставил первый сертификат Луи Блерио в 1908 г. — затем Гленн Кертисс, Леон Делагранж, и Роберт Эно-Пелтери. Британский Королевский аэроклуб последовал в 1910 г., а Аэроклуб Америки в 1911 году (первый получает Гленн Кертисс).

Средне-специальные учреждения

Чтобы стать лётчиком, необязательно поступать в высшие учебные заведения. Еще есть много авиационных училищ, расположенных в различных городах России, где абитуриентов набирают после 9 и 11 класса.

Заведения находятся в этих городах:

  • Бугуруслан.
  • Омск.
  • Сасово.
  • Красный Кут.

Если студент поступает в учебное заведение после 9 класса, то ему потребуется учиться 3 года и 4 месяца. На это могут рассчитывать студенты Омского колледжа. Там ведется ежегодный набор на профессии:

  • Пилот вертолёта и самолёта.
  • Авиамеханик.
  • Бортмеханик.
  • Инженер по навигационной связи и радиооборудованию.

В колледже обучается примерно 1 тыс. человек, и каждый студент имеет право получить заочное или очное образование. Необходимо учитывать, что отбор в учреждение довольно строгий: поступить получается только половине абитуриентов, подавших документы.

Поступившие на обучение курсанты будут тренироваться на вертолётах и самолётах. Чтобы успешно освоить программу и навыки пилотирования, на территории училища имеются специальные склады, ангары, вертолётные площадки и аэродромы. А также студенты имеют доступ к мастерским и лабораториям, где получают теоретические и практические навыки.

Если гражданин Российской Федерации закончил 11 классов в школе, то он может расширить варианты поступления. В Омский и Бугурусланский лётный колледж можно поступить и после 11 класса. Кроме него, имеется училище Красного Кута, где обучают гражданской авиации. Если человек окончил 11 классов, то обучение в учреждении составит 2 года и 10 месяцев.

Студент изучает пилотирование 5 разных видов самолётов и будет проходить тренировки на специальных тренажёрах. В Красном Куте ежегодно обучение проходят примерно 300 человек. Каждому курсанту предоставляют форму, питание и общежитие. Если молодой человек не поступил на бюджет, то он может подать заявление на платную основу, которая будет составлять свыше 100 тыс. рублей.

В Бугуруслане обучаются коммерческие пилоты. Ежегодно училище принимает 320 человек, большая часть которых обучается бесплатно. В колледже есть большой парк самолётов и специальных тренажёров, необходимых для современного обучения. Платное обучение составляет более 2 млн рублей за весь срок.

После 11 класса абитуриенты могут поступить и в Сасовское лётное училище гражданской авиации. Прежде учреждение считалось особо престижным, поскольку располагается близко к столице. Но и сегодня оно не теряет лидирующих позиций: в училище имеется большое количество самолётов для обучения студентов. Есть возможность получить бесплатное или платное образование.

В академиях гражданской авиации России курсант имеет право получить дополнительно платные услуги. Это могут быть специальные курсы, переподготовка. В каждом училище есть столовая и пищеблок. За питание платить не придётся. В учреждениях оборудованы актовые залы, оснащены спортивные комплексы для занятий силовой подготовкой.

Студент должен учитывать, что ему придётся придерживаться строгих правил распорядка. Если на обучение поступили сироты или социально незащищённые граждане, они получают материальную поддержку и социальную стипендию.

Нюансы подачи документов

Для зачисления в летные училища после школы необходимо пройти обычные мероприятия. Для начала предоставить аттестат о завершении школы

Преподаватели особое внимание уделяют оценкам по физике, математике, иностранным языкам и русскому. Если возникает спорная ситуация, то оценки будут решающим фактором для поступления абитуриента

Также каждый абитуриент должен успешно пройти медицинское освидетельствование и комиссию с участием профессионального психолога. Сроки прохождения следует уточнить заранее, поскольку окончание приёма справок может отличаться.

Справки и врачи

Прохождение медицинской экспертизы — важный шаг при поступлении. В летчики берут только тех людей, которые полностью здоровы не только физически, но и психологически. Абитуриент должен пройти осмотр у следующих врачей:

  • стоматолог;
  • нарколог;
  • психолог;
  • лор;
  • венеролог;
  • хирург;
  • терапевт.

А также понадобится сдать анализы кала, мочи, крови, пройти ЭКГ. Это обязательные процедуры.

Помимо предоставления справки о здоровье, необходимо:

  • Правильно составить заявление абитуриента.
  • Представить документы, удостоверяющие личность.
  • Отправить баллы по ЕГЭ со школьным аттестатом.
  • Принести сведения из страхового учреждения, медицинский полис и военный билет.

У каждой авиашколы есть соответствующая лицензия, подтверждающая полномочия обучать студентов ответственному ремеслу. Преподаватели — не любители, а профессиональные лётчики. У некоторых даже есть опыт работы на истребителях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector