Нейробика: 10 упражнений для развития мозга

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов, работающих с детьми

— Чем нейропсихолог отличается от невролога, психолога, логопеда, дефектолога? 

— Психологи занимаются в основном эмоциональными проблемами, эмоционально-личностной сферой ребенка, реже — познавательными процессами: памятью, вниманием, мышлением. Логопед специализируется на речевой системе, разных составляющих речи, правильной артикуляции, возможности правильно слышать, развитии фонематического восприятия

В речевой системе много мелких компонентов, на которые он обратит внимание. Это и грамматически правильные фразы, и верное употребление слов, и словарный запас, и умение называть какие-то объекты, которые ребенок увидел — не просто цветок, а конкретный — тюльпан, ромашка. 

Логопед специализируется на речевой системе, разных составляющих речи, правильной артикуляции, возможности правильно слышать, развитии фонематического восприятия

В речевой системе много мелких компонентов, на которые он обратит внимание. Это и грамматически правильные фразы, и верное употребление слов, и словарный запас, и умение называть какие-то объекты, которые ребенок увидел — не просто цветок, а конкретный — тюльпан, ромашка. 

Но, к сожалению, большинство логопедов ставят звуки и на этом работа с ребенком заканчивается. Многие компоненты речевой системы оказываются неразвитыми. И иногда к нейропсихологам приходят такие дети, мы помогаем им научиться говорить связно, грамматически верно, лексически красиво.

Если нейропсихолог — это специалист сопровождения, который часто использует педагогические методы, то невролог — это врач, который ставит диагнозы и назначает лечение. Я как нейропсихолог не имею права ставить диагнозы «дислексия», «дисграфия», «дискалькулия». Я описываю симптоматику, предполагаю механизмы нарушения или трудностей ребенка. 

Врач назначает медикаментозную поддержку, если это нужно. Я некомпетентна даже БАДы предлагать — рыбий жир, витамины. Могу рассказывать только о различных педагогических воздействиях или каких-то других развивающих методиках. 

— «Я еще не родила, но уже записала ребенка к нейропсихологу». Как вам такое сообщение с форума?

— Во время беременности записываться к нейропсихологу точно не нужно. Нейропсихолог — специалист, к которому обращаются, если действительно что-то беспокоит в развитии и обучении ребенка.

И большинство нейропсихологов работают с детьми, начиная от старшего дошкольного возраста. Довольно мало специалистов, которые работают с ранним возрастом, это особая специфика.

Когнитивно-поведенческая терапия в лечении хронической боли

Когнитивно-поведенческая психотерапия – психосоциальный терапевтический метод. Он направлен на осознание пациентом особенностей текущего состояния, определение наиболее значимых целей по изменению самочувствия, формирование психотерапевтической программы с помощью нейропсихологов. Основные воздействия при психотерапии пациентов направлены на их познавательные процессы — «реалистичное и нереалистичное познание» или «рациональные и иррациональные установки».

В процессе занятий нейропсихологи приучают пациента к самонаблюдению и осознанию мыслей, которые автоматически возникают у человека в ответ на внешние события, обучают искать доказательства своих оценок и видеть в собственных мыслях не факты, а гипотезы. Нейропсихологи знакомят пациента с техниками исправления ошибочных суждений, с новыми способами формулировки проблем, помогают расширить привычные правила поведения.

В процессе рационально-эмоциональной психотерапии выявляют иррациональные установки пациента и проводят их коррекцию. Методики, которые применяют нейропсихологии, помогают пациенту приобрести новый, противоречащий его неадаптивным убеждениям, опыт. Новые варианты мышления и поведения пациенты закрепляют в процессе специальных тренировок (ролевых игр) и в повседневной жизни.

Нейропсихологи, которые применяют метод когнитивно-поведенческой терапии, применяют следующие техники саморегуляции:

  • эмоционально-мышечную релаксацию;
  • самогипноз;
  • медитацию;
  • работу с «управляемым» воображением;
  • биологическую обратную связь.

Одновременно с обучением пациента этим методам нейропсихологи Юсуповской больницы развивают у них навыки самонаблюдения, поскольку произвольный самоконтроль возможен только при ясном осознании характера воспринимаемой информации. Занятия ауторелаксацией восстанавливают динамическое равновесие механизмов гомеостаза и приводят к нормализации вегетативно-висцеральных и нейроэндокринных нарушений, изменений тонуса мышц, которые возникают вследствие стресса.

Ауторелаксация уменьшает уровень тревожности пациента и повышает его устойчивость к стрессовым воздействиям. К релаксационным техникам, которые обеспечивают мышечное и эмоциональное расслабление относят функциональную релаксацию, аутогенную тренировку, специальные дыхательные упражнения, прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону.

Большинство релаксационных техник нейропсихологии сочетают с введением пациента в гипнотическое состояние, которое сопровождается концентрацией внимания на определенных стимулах. Расслабление и достижение гипнотического состояния достигается с помощью внушения или самовнушения, а гипнотическое состояние облегчает беспрепятственное усвоение мыслей и убеждений, которые в другом состоянии пациент подверг бы анализу и критике.

В начале сеанса самовнушение используют для индукции мышечного и эмоционального расслабления, а затем для формирования определенных убеждений, которые снижают значимость болезненных проявлений, повышают уверенность в собственных возможностях справиться с заболеванием и создают настрой на поведение, которое способствует выздоровлению.

Мышечной релаксации достигают с помощью техники медитации. Она представляет собой более активный процесс, который направлен на устранение посторонних мыслей путем концентрации умственных способностей на одном объекте в течение длительного периода. Объектом медитации может служить собственное дыхание, любой звук или предмет.

Некоторые приемы достижения мышечной и эмоциональной релаксации включают использование «управляемого воображения». Работа с воображением проводится с целью отвлечения внимания пациента от болевых ощущений. Применение биологической обратной связи – один из способов быстрого обучения пациента произвольному влиянию на параметры физиологических процессов в организме. При лечении хронической боли нейропсихологии используют две разновидности биологической обратной связи: электромиографическую и тепловую. Электромиографическую биологическую обратную связь используют для уменьшения напряжения мышц с помощью определенных поз и техник у пациентов, которые страдают головной болью напряжения и другими заболеваниями, сопровождающимися напряжением мышц. Тепловую биологическую обратную связь используют у пациентов, которые страдают следующими заболеваниями:

  • мигренью;
  • болезнью Рейно;
  • рефлекторной симпатической дистрофией.

С помощью этой методики пациентов обучают, как можно повысить периферическую температуру, согреть конечности и улучшить кровоток.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая профессия, нейропсихология имеет как свои преимущества, так и сложности.

Явными плюсами будут:

  • способность оказывать помощь маленьким пациентам;
  • безусловная востребованность, благодаря узкой специфике знаний (разумеется, при условии, что у специалиста достаточно точечных навыков и имеется соответствующее образование);
  • интересные кейсы в практике;
  • возможность собрать необходимую информацию для собственных исследований (научной работы).

К минусам относят:

  • высокую степень ответственности перед собой, обществом и родителями за здоровье и жизнь маленьких пациентов;
  • тяжелые последствия совершенных ошибок: необходим высокий профессионализм и предельная внимательность, ведь от выбранных методов лечения и рекомендаций нейропсихолога напрямую зависит дальнейшее психологическое состояние ребенка;
  • невысокая заработная плата при трудоустройстве в госструктуры;
  • неизменные трудности в процессе работы с детками, которые противятся выполнять корректирующие упражнения.

Практическое значение нейропсихологии в лечении детей

Поражение мозга у ребенка может возникнуть по разным причинам: проблемы в формировании плода в период беременности, родовые патологии, травмы и пр. Родителям стоит обратиться к нейропсихологу, если они замечают у ребенка симптомы:

  • Проблемы в психомоторном развитии: неловкость, неуклюжесть, неспособность удерживать баланс, нарушения координации.
  • Постоянная напряженность, тревожность, бессонница, слишком чуткий сон, плохой аппетит, боязнь громких звуков.
  • Проблемы при освоении чтения, письма и счета. Например, ребенок пишет зеркально, переставляет буквы и части слов местами, пропускает буквы и слоги.
  • Нарушение ориентации в пространстве. Ребенок не понимает, где право и лево.
  • Слабая память. Ребенок не может запомнить даже простейшее четверостишие. Часто сбивается, пытаясь что-то рассказать, забывает, о чем говорил и перескакивает с одной мысли на другую.
  • Нарушения, задержка или полное отсутствие речи.
  • Эмоциональные нарушения не по возрасту (то есть не во время кризиса 1, 3 или 7 лет). Импульсивность, частые истерики или, напротив, заторможенность.
  • Заикание, нервный тик, логоневроз, навязчивые движения.
  • Слишком быстрая утомляемость.

При работе с детьми огромную роль играет правильная диагностика. Дело в том, что мозг ребенка формируется и развивается неравномерно. Если врач не понимает, на каком этапе развития находится в данный момент мозг пациента, он не может ни поставить правильный диагноз, ни назначить нужное лечение.

Зато восстановительное обучение в рамках нейропсихологии для детей гораздо эффективнее, чем для взрослых. Это связано с тем, что внутри- и межполушарные связи у детей еще не сформированы окончательно. Их мозг активно развивается, а потому очаговое поражение распространяется медленнее, чем у взрослых, специфические расстройства возникают реже, а восстановление нарушенных функций при правильном лечении происходит гораздо чаще и быстрее.

Чтобы лечение ребенка было эффективным, следует придерживаться основных принципов нейропсихологии:

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку. С его помощью можно выстроить эффективную систему мотивации.
  • Постепенный переход от простого к сложному с многократным повторением отдельных частей коррекционной программы.
  • Опора на сохранные (не поврежденные) функции и предметную деятельность, в ходе которой ребенок усваивает назначение разных вещей и учится ими пользоваться.
  • Проведение коррекционных занятий в игровой форме.

Возможности нейропсихологии в лечении детей огромны: нарушенные функции во многих случаях можно компенсировать или даже полностью восстановить благодаря пластичности детского мозга.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Рекомендуемые программы обучения

Все программы направления

Нейропсихология взрослых. Диагностика и реабилитация лиц, имеющих нарушения высших психических функций различного генеза с присвоением квалификации «Нейропсихолог» (340ч)
15900 руб.  12700 руб.

Нейропсихологические методы диагностики, коррекции высших психических функций и абилитации отклоняющегося поведения (108ч)
7100 руб.  5142 руб.

Нейропсихология больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга (при травмах головного мозга и инсультах у взрослых): диагностика и реабилитация (144ч)
9200 руб.  5980 руб.

Нейропсихология детского возраста (144ч)
9900 руб.  7700 руб.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Лечение патологий

Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.

Занятия направлены на:

  • Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
  • Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
  • Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.

Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.

Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.

Чем нейропсихолог отличается от психолога, дефектолога, психиатра и психотерапевта

Многие люди путают между собой все эти специальности. Чтобы разобраться в них, давайте сначала разгруппируем их на две категории: врачи и не врачи. К врачам относятся психиатры и психотерапевты. Не врачи: психологи, клинические психологи, дефектологи и нейропсихологи.

Психиатры имеют дело с психически тяжелобольными людьми. Для лечения психики своих пациентов они используют в основном только медицинские препараты. Для работы психиатром обязательно нужно иметь высшее медицинское образование.

Психотерапевты работают над исцелением психически больных преимущественно с помощью бесед, построенных определенным образом. Для ускорения выздоровления эти врачи могут выписывать лекарства. Для работы нужно медицинское образование.

Психологи работают с психически здоровыми людьми. Основные запросы клиентов на приеме у психолога связаны с конфликтами, ссорами, проблемами самореализации. Психологи не работают с расстройствами психики, потому что это уже компетенция психотерапевта или психиатра, в зависимости от сложности случая. Для работы психологом медобразование не нужно.

Клинические психологи – тоже не врачи, хотя они могут работать в медучреждениях. Они не имеют право выписывать пациентам лекарства или ставить диагнозы. В их компетенции работа с чуть более сложными случаями, чем за которые берется обычный психолог. Специалист лечит пациентов, просто беседуя с ними определенным образом про их чувства и эмоции.

Дефектолог работает над исправлением некорректно работающих психических функций человека. Этот специалист помогает пациентам с помощью развивающих игр, специальных упражнений и творчества. И он не врач.

Нейропсихологи работают практически с теми же дефектами психики, что и дефектологи и клинические психологи, только причину появления патологии они ищут в самом мозге пациента, а не только в психике и сознании. Несмотря на то что нейропсихология граничит с медициной, эта область все-таки не является медицинской.

Дыхательные

Способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребенок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое-то время, обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Кроме того, функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.

Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию решается посредством её включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений.

Общие сведения

Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.

Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.

Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии – как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека. К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

  • роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
  • влияния травм и патологий развития мозга на психику;
  • особенностей и этапов развития мозга;
  • нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
  • методов коррекции различных нарушений психических процессов.

Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:

  • Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
  • Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
  • Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
  • Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
  • Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
  • Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.

Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.

Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.

Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

Оплата труда

Компании, где можно работать нейропсихологом

Зарплата нейропсихолога зависит от страны, региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Непосредственно в Москве только что начавший осуществлять практику работник получает около 20000 рублей, а опытный специалист зарабатывает 50000 рублей. Оплата работы профессионального специалиста в области нейропсихологии может составлять более 90000 рублей. Те, кто осуществляют частную практику, могут зарабатывать гораздо больше, при том условии, что действительно обладают фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии.

Карьера

Одним из путей роста карьеры нейропсихолога является возможность стать главой отделения. Многие специалисты открывают частные кабинеты, а также занимаются научной деятельностью, которая нередко выходит за пределы страны. Это открывает большие перспективы в международной практике.

Профессиональные знания

Для клинического психолога в области нейропсихологии необходимо обладать знаниями в таких областях, как:

  • психофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • гигиена и физиология;
  • психотерапия;
  • неврология;
  • физиология сенсорных систем, а также высшей нервной деятельности;
  • психиатрия;
  • физиология ЦНС.

Особенное внимание стоит уделить разделам этих областей, которые ориентированы на детей. Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов

В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать

Специалист по нейропсихологии должен ориентироваться как в клинической психологии, так и в неврологии, что позволяет ему составлять эффективные программы лечения для пациентов. В это же время он должен следить за тем, насколько действенным оказывается способ улучшения функций психики, а также своевременно корректировать его. Это возможно при помощи знания современных методов диагностики, а также умения их использовать.

Известные люди этой профессии

Лурия Александр Романович — основатель отечественной нейропсихологии. Направление было открыто после исследований механизмов мозга у тех пациентов, которые страдали локальными поражениями этого органа, нередко в результате травм. Лурия выдвинул гипотезу о том, что нельзя корректировать только один участок мозга: необходимо осуществлять комплексную работу всех его узлов. Утвердил классификацию афазических расстройств, открыл несколько форм нарушений речи.

Величковский Борис Митрофанович — российский психолог, профессор нейропсихологии, начальник отдела нейрокогнитивных наук. Создал более 10 трудов, посвященных исследованиям в сфере психологии и нейропсихологии.

Дэвид Майерс. Американский социальный психолог. Автор известных трудов в области психологии, в том числе книги «Социальная психология», которая дает возможность понять основные принципы этой науки на очень простых примерах.

Почему так важно раннее обращение к нейропсихологу в детском возрасте (2-10 лет)

Нарушения в работе нервной системы ребенка имеют гораздо более серьезные последствия, нежели у взрослого. Иногда это чревато остановкой развития мозга либо его патологическим развитием. Ведь у взрослого человека структура высших психических функций сформирована, нарушения в работе нервной системы могут привести к дефектам ее отдельных составляющих. К примеру, зрительная пространственная агнозия в детском возрасте спровоцирует распад общих представлений о времени, в то время как взрослый просто не сможет определить время по положению стрелок на часах.

До 10-летнего возраста структуры мозга ребенка лишь формируются, до этого времени еще возможна психологическая коррекция. Когда же время упущено, сформировавшиеся неправильные стереотипы поведения, сложности в общении и обучении будут провоцировать эмоциональны проблемы, общую дезадаптацию, что с трудом поддается исправлению.

Имеется целый перечень показаний, при которых ребенку особенно рекомендуется нейропсихологическая диагностика:

  • есть наследственная патология нервной системы, обусловленная изменениями на генном уровне;
  • беременность или роды были проблемными;
  • имело место искусственное вскармливание;
  • сразу после рождения малыш столкнулся с материнской враждебностью или холодностью;
  • наблюдалась послеродовая желтуха;
  • раннее речевое развитие было дисгармоничным;
  • нарушены сроки прорезывания либо смены зубов;
  • имеются нарушения засыпания, беспокойный сон; имел место ранний отказ от дневного сна;
  • гипер- или гипотонус;
  • метеозависимость;
  • нарушения равновесия, например, укачивание в транспорте;
  • головные боли;
  • быстрая утомляемость либо возбудимость;
  • проблемы с ЖКТ;
  • аллергия;
  • бронхиальная астма;
  • проявления аутизма, мутизм (отказ от речи);
  • навязчивые состояния (страхи, мысли, движения, например, ребенок грызет ногти либо посторонние предметы);
  • резкие скачки настроения;
  • повышенная тревожность, подавленность, слезливость и пр.;
  • поставленный диагноз СДВГ, неусидчивость, трудности с адаптацией в школе, досадные ошибки из-за невнимательности, так называемая «неровная» учеба (ребенок получает то 5, то 2);
  • проблемы с коммуникацией, контактами со сверстниками;
  • чрезмерная медлительность, неловкость, неуклюжесть;
  • ребенок будто «выпадает» из реальности (не слышит родителей);
  • наблюдался либо наблюдается у невролога;
  • в прошлом имел место общий наркоз;
  • имелись травмы головы;
  • ребенок рисует и пишет левой рукой.

В следующих же ситуациях консультация нейропсихолога просто необходима:

  • в родильном доме малышу был поставлен диагноз «перинатальная энцефалопатия» либо «перинатальное поражение ЦНС»;
  • до года ребенок мало ползал либо не ползал вообще;
  • в грудном возрасте принимал антибиотики;
  • путает день с ночью (нарушена ритмика организма);
  • повышено слюноотделение в процессе речи («каша во рту»);
  • в 5-6-летнем возрасте не в состоянии самостоятельно одеваться, завязывать шнурки

Когда показать ребенка нейропсихологу

— А когда нужно вести ребенка к нейропсихологу? Что должно родителей насторожить?

— В этом всегда нуждаются дети с особенностями в развитии — речевыми задержками, расстройствами аутистического спектра, генетическими аномалиями. У каждого ребенка, и особого, и нормотипичного, есть свои механизмы трудностей. И с точки зрения нейропсихологического подхода мы их довольно четко вычленяем. И работая с ними, всегда можно добиться более эффективного и интересного результата.

Если мы говорим про речевые задержки, — скорее, да, тоже понадобится нейропсихолог. Речевая система опирается на разные зоны мозга. И если мы четче понимаем, в каком месте или с каким механизмом связана проблема ребенка, мы можем ему быстрее помочь. 

Некоторые логопеды жалуются, что у ребенка либо звуки невозможно поставить, либо звук не автоматизируется. Часто это связано с тем, что ребенок в целом не очень хорошо чувствует свое тело и артикуляционный аппарат в частности. И надо работать с его телом, это называется «кинестетическая переработка информации». 

То есть ребенок не понимает, как мозгу подать сигнал нашим артикуляционным органам что-то сократить, что-то расслабить или как-то поменять артикулирование. Поэтому первое, что должно быть сформировано в речи — умение чувствовать свое тело и артикуляционный аппарат. 

И наша помощь логопеду может быть в определении этих недостаточно сформированных факторов и в их запуске. Не только в речи, но и в движениях, в поведении в целом. Логопеду на фоне этой работы уже будет проще звуки поставить и автоматизировать.

— А поведенческие проблемы?

— Не все поведенческие проблемы наши. Сейчас у нас есть некий культ ребенка, когда все трясутся над своими детьми, все им позволяют, боятся их фрустрировать, расстроить и так далее. К сожалению, дети вырастают очень избалованными и безответственными. 

У нейропсихологов это называется «несформированной произвольной регуляцией». Дети сложно воспринимают инструкции, потому что они привыкли действовать, как хотят; им тяжело подчиняться требованиям; они абсолютно не готовы контролировать свое поведение. 

И если это действительно имеет под собой некие мозговые механизмы, нейропсихолог может отчасти помочь справиться. Но, скорее, в работе с психологом, потому что и родителям надо менять свои поведенческие стратегии, свой стиль воспитания.

— Перед школой всех детей нужно показывать нейропсихологу? Или это тоже зависит от того, какой ребенок?

— Перед школой действительно хорошо показать ребенка нейропсихологу, чтобы понять, какие проблемы возможны и где можно соломку подстелить. Конечно, лучше зимой, за полгода до первого класса показаться для того, чтобы был люфт времени для занятий. 

Например, родители могут заметить, что ребенок с трудом осваивает навык чтения. Сейчас многие родители уже с пяти, а то и с четырех лет стараются научить ребенка читать — знакомят с буквами, учат соединять их в слоги и слова. Иногда на этот процесс уходит 2–3 года, а ребенок так и не научился читать даже по слогам. 

Это бывает из-за несформированности некоторых механизмов нашей психической деятельности — у каждого своих. Может быть, процессов переработки зрительной информации, может быть, слухо-речевой, а может — из-за трудностей переключения от буквы к букве, от слога к слогу или из-за недостаточности оперативной памяти. 

Гештальт-терапия

Лучшие нейропсихологи Москвы для лечения пациентов широко применяют метод гештальт-терапии. Суть метода заключается в следующем: не объяснять пациенту, но дать ему самому возможность быть неразрывным, целостным, присутствующим сейчас и здесь, понимать и уважать себя. Первая часть названия метода означает «целостный образ». Что делает нейропсихолог, который применяет метод гештальт-терапии? Он изучает опыт пациента контактировать с собой, со средой, окружающей его, и с другими людьми.

Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании следующего:

  • как человек контактирует;
  • как он может прервать этот опыт;
  • как клиент замечает или игнорирует свои потребности и желания.

Любые техники лишь являются способами реализации сути гештальт-терапии, ее фундаментального подхода. Нейропсихологи, владеющие методом гештальт-терапии, используют следующие базовые техники:

  • Экспериментирование. В ходе терапии нейропсихолог предлагает клиенту не просто рассказать о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа «здесь и теперь»;
  • Работу со сновидениями. Сон рассматривается как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое «экзистенциальное послание», с которым спящий обращается к самому себе;
  • Телесную работу.

Нейропсихологи используют целостный подход к опыту пациента. Гештальт-терапевт принимает в расчет телесные и эмоциональные проявления наравне с когнитивными процессами и другими феноменами пациента.

Эмоции – частные проявления опыта человека. При патологических процессах они могут быть закрыты или нарушены. Эмоции нельзя рассматривать по отдельности, если целью работы является восстановление целостности.

Для того чтобы получить консультацию нейропсихолога в Москве, обращайтесь в Юсуповскую больницу. Вы можете записаться на прием, позвонив в любое время суток по телефону контакт-центра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector