Как составить план урока: пошаговая инструкция

Основные этапы традиционного урока

  1. организационный момент;
  2. проверка домашнего задания;
  3. проверка знаний и умений учащихся;
  4. постановка цели занятия перед учащимися;
  5. организация восприятия новой информации;
  6. первичная проверка понимания;
  7. организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
  8. творческое применение и добывание знаний;
  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
  11. домашнее задание к следующему уроку;
  12. подведение итогов урока. 

О подробностях

Результативность разрабатываемого проекта во многом зависит от тех подробностей, которые вы изложили на бумаге. Обязательно в плане должны быть указаны основные пункты, иначе вас ожидает провал! Ключевые моменты – это ценность компании, это её привлекательность, это будущие потенциальные клиенты, а также будущие риски и способы их избежать. Как правильно составить бизнес-план самому? Для этого вам необходимо включить в него конкурентов, партнёров и всю вашу команду, которая участвует в развитии дела.

Отдельной главой можно объединить доходы и расходы. Философия бизнеса заключается в прибыли. Нет прибыли – зачем тогда нужен такой бизнес? Ещё один пункт – срок прибыли. Все известно, что для открытия собственного дела необходимо вложить «круглую» сумму, и вопрос заключается в том, когда вы сможете вернуть все затраченные средства.

Что такое план местности и условные знаки

Чертеж небольшого участка, выполненный в масштабе, получил название плана. Для того, чтобы разобраться, как составить план местности, нужно познакомиться с понятием «масштаб».

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.

Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.

Условные знаки Источник

Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.

Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже

Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения

По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.

Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.

  1. Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.
  1. Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.
  1. Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.

Как составить план-конспект урока физической культуры

В данной статье считаю необходимым предложить простую, но, на мой взгляд, полезную инструкцию по составлению план-конспекта урока.

  1. обозначьте четко сформулированную тему урока.
  2. укажите тип урока, исходя из следующей классификации: урок ознакомления с новой информацией или урок закрепления пройденного материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий, контрольный урок и другие.
  3. обозначьте цели предстоящего урока. Как правило, хорошо проработанный план-конспект урока физической культуры (и не только) отражает несколько целей.
  4. необходимо сформулировать задачи урока физической культуры, то есть что именно вы предполагаете сделать, для достижения вышеназванных целей урока.
  5. укажите материально-техническое оснащение урока.
  6. в план-конспекте урока физической культуры опишите ход урока: какие вы будете использовать методы и приемы в обучении, что требуется от учеников.

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия

Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них

Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

Структура оформления: часть I

Если вы интересуетесь, как правильно составить план развития бизнеса, то правила оформления документа заслуживают отдельного внимания.

Титульный лист. Общий объём – от 30 до 40 страниц. На титульном листе указывается название компании, контактная информация, а также сведения, касающиеся учредителей.
Введение. Данный элемент должен кратко отражать сущность построенного в будущем бизнеса. Благодаря введению вы обосновываете актуальность предложенной идеи, раскрывая все её преимущества.
Рынок. Анализируя возможности рынка, вы сможете определить целевую аудиторию бизнеса

В данной главе стоит обратить особое внимание на особенности контингента, величину рынка, а также её прирост или убыль. В зависимости от данных показателей строится политика продвижения компании

Сюда также стоит включить риски и форс-мажоры.
Обзоры рынка сходной деятельности. Данный пункт позволит выявить возможных конкурентов, как маститые компании, так и небольшие организации. В современном мире практически невозможно придумать что-то уникальное. Какой бы яркой ни была ваша идея, скорее всего, эта ниша уже занята. Однако изучение конкурентов позволит представлять чёткую картину конкуренции, преимуществ и недостатков как собственной компании, так и «противников».

Какие требования предъявляются к конспекту урока по ФГОС?

Содержание урока зависит от множества факторов: предмета, возрастной группы учащихся, вида урока и т.д. Однако основные принципы составления конспекта урока являются общими. В связи с переходом школы России на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ) методической базой образовательных стандартов нового поколения стал системно-деятельностный подход. Учебный процесс должен строиться так, чтобы обеспечить достижение учащимся личностных, познавательных и общекультурных результатов, а также развить в нем навык к обучению. Все это требует от учителя грамотного построения урока. Основные требования к составлению конспекта урока сформулированы в Письме Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. N 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»:

  • методы, цели, задачи урока должны соответствовать возрасту учащихся и теме занятия;
  • цели и задачи должны быть достижимы и четко сформулированы;
  • наличие мотивации к изучению темы;
  • ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Таким образом, определение перечня целей и способов их достижения является краеугольным камнем в процессе составления конспекта урока.

Географические координаты и их определение по карте

В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 100с.ш. и 1700з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.

Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (00) к полюсам (900). Санкт-Петербург расположен на 600 северной широты (с.ш.), а Якутск на 640с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.

На карте полушарий в атласе параллели проведены через 200. Все точки с географическими координатами, находящимися севернее экватора, имеют северную широту. Город Кейптаун имеет географические координаты, лежащие южнее экватора. В данном случае широта будет южная (ю.ш.) и может изменяться от 00 до 900. Таким образом можно составить алгоритм определения широты на карте.

Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.

Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе.

Получив широту и долготу можно указать полные географические координаты. Например, Санкт-Петербург расположен на 600с.ш. и 300в.д. Какие географические координаты имеет столица России – Москва? Ее можно найти между 400с.ш. и 600с.ш., точнее широта 550. Долгота расположена между 400 и 300, приблизительно будем считать 380в.д. Тогда получаем координаты Москвы 550с.ш. и 380в.д.

Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.

Виды и формы проведения учебного занятия

Каждый преподаватель должен знать о том, что существуют конкретные виды теоретических уроков, которые определяют его форму:

  • Ознакомительный. Такие занятия удобнее всего проводить в форме беседы, лекции, разговора. Здесь ученики познают новое, следовательно, нуждаются в дополнительных разъяснениях.
  • Закрепление материала. Простой опрос является наименее эффективной формой повторения. Рекомендуем вам включить в структуру занятия КВН, конкурсы, аукционы, игры, спектакль либо иного рода работу.
  • Применение теории на практике. Приоритетными в данной форме являются лабораторные работы, творческие задания, соревнования и так далее.
  • Обобщение знаний и практических навыков, их систематизация. Форма проведения – свободная.
  • Контроль. Традиционный вариант предполагает проведение контрольных работ, тестов, зачётов, диктантов, срезов и иных форм контроля.

Тема урока

Тема урока формулируется согласно учебной программе и календарному планированию. Она должна предельно сжато и недвусмысленно отражать основную идею урока и цель его проведения. Здесь не следует подробно расписывать какие-либо правила и иной учебный материал. Например, тему урока математики можно сформулировать следующим образом: «Площадь круга». Из этой простейшей фразы становится очевидным, что занятие посвящено знакомству учащихся с понятием «площадь круга» и с методами ее вычисления. Или по русскому языку: «Диалог. Понятие о диалогической речи». Также очевидно, что на уроке школьники узнают о том, что такое диалог, и какая речь является диалогической.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

План-конспект урока в современной педагогике

Несомненно, умение импровизировать нужно современным педагогам, но качественная импровизация приходит с опытом.

План-конспект урока крайне важен как для студентов педагогических вузов, так и для опытных педагогов.

План-конспект урока физической культуры позволит педагогу адекватно оценивать качество работы каждого ученика на уроке и планировать коррекционную работу по отработке тех или иных упражнений у отдельных учащихся.

В современной педагогике очень важную роль играют план-конспекты уроков. Это обязательный элемент педагогической деятельности в современной школе.

План-конспект урока представляет собой документ, который отражает план педагогического процесса на каждое занятие.

Очевидно, что план-конспект урока является наиболее детализированным описанием занятия, которое, безусловно, необходимо для объективного управления учебно-воспитательным процессом в современной школе.

В настоящее время существует множество простых и сложных определений план-конспекта в рамках педагогической науки, но они, в большинстве своем, слишком научны, чтобы дать четкое представление о план-конспекте урока.

План-конспект любого урока (в качестве примера мы рассматриваем план-конспект урока физической культуры), как правило, следующую структуру:

  • Тема урока. Название темы берется из утвержденного календарно-тематического плана по физической культуре.
  • Порядковый номер урока. Его название выписываются из вашего поурочного планирования.
  • Цели урока. При составлении план-конспекта урока физической культуры кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной целей.

«Правильный» урок, или как стать лучшим учителем

Многие начинающие преподаватели задаются вопросом: «Как правильно составить план урока?». Как показывает практика, вследствие нехватки времени, от таких людей отмахиваются, мол, разбирайтесь сами

Хотя в этом вопросе нет ничего сложного, важно лишь уделить внимание следующим организационным моментам:

Определение темы урока.

Невозможно эффективно провести урок, не зная его темы, это простая истина, которая не нуждается в дополнительных объяснениях. Любой урок отражён в годовом учительском плане.

  • Цели, которые, в свою очередь, делятся на несколько видов: обучающие, воспитательные и развивающие.
  • Задачи – формирование тех знаний, умений и навыков, которые вы самостоятельно определите. Исходя из задач, в конце урока каждый ученик должен усвоить материал.
  • Вид и форма проведения занятия – а об этом стоит рассказать подробнее.

Ход урока

Организационный момент является обязательным этапом любого занятия

Он помогает дать представление ученикам о теме, которая будет обсуждаться, сконцентрировать их внимание и проверить готовность школьников к уроку

Проверка домашнего задания позволяет выявить полученные знания школьников по предыдущей теме

Проверка домашнего задания. Все педагоги со стажем советуют ежеурочно проверять заданный на дом материал. И не зря, ведь это позволяет проверить знания учеников по предыдущей теме и напомнить классу главные тезисы прошлого урока.

Тема и цель урока. В обязанности учителя входит обозначение темы и целей урока. Советуем подвести к этому учеников в ходе небольшого теста или викторины.

Основная часть урока. Данная часть урока может различаться в зависимости от формы и вида занятия. Если речь идёт об обычном уроке, то принцип построения здесь достаточно прост: двигаемся от простого к сложному и от общего к частному.

Завершение урока. Согласитесь, в некотором смысле трактовать урок можно как разговор или беседу. Поэтому, если вы закончите его без подведения итогов, то может показаться, что он завис в воздухе. Не забывайте – в конце каждого занятия учителю желательно «пройтись» по основным тезисам урока и рассказать ученикам о том, что же они сегодня изучили.

Современное образование предполагает практику системы самооценок

Выставление оценок. Этот этап вряд ли требует каких-либо объяснений. Скажем лишь то, что в последнее время молодые педагоги практикуют систему самооценки, когда ученик сам оценивает свои знания. Если учитель согласен, он ставит заслуженную отметку. В противном случае педагог обязательно должен объяснить школьнику, почему он не согласен с его оценкой.

Домашнее задание. Практически все учителя оставляют данный этап на конец урока. Но можно дать задания и в начале, и даже в середине занятия

Это полезно тем, что учитель сможет заранее сориентировать внимание учеников на то, что рассматриваемые на уроке тезисы будут главным помощником ребят при выполнении домашнего задания

Современные методические пособия помимо обязательного задания дополнительно предлагают и более творческие варианты. Например, не просто выучить отрывок из произведения, но и сделать небольшую презентацию или подготовить доклад  по теме.

Главное, не забывайте, что абсолютно каждый урок должен иметь некую «изюминку», которая обязательно заинтересует учеников и позволит сосредоточить их внимание исключительно на вашем материале. Желаем удачи в подготовке плана!

Внутренняя информация плана

Для того чтобы правильно составить бизнес-план для малого дела, нужно чётко представлять структуру организации, род её деятельности, штат сотрудников, должностные обязанности каждого, а также следить за оперативным выполнением любого распоряжения. Дисциплина – залог быстрого успеха! Уже на первом этапе построения собственного бизнеса благодаря плану вы сможете самостоятельно определить недостатки, которые могут встретиться в реальной деятельности, а, следовательно, немедленно их исправить. Данные меры помогут в будущем избежать крупной потери денег.

Отсутствие бизнес-плана приводит к тому, что все проблемные вопросы, которые возникли в ходе реализации задуманной идеи, решаются на месте. Необдуманно. Спонтанно. А такие решения тащат на несколько шагов назад от успеха и результата. Бизнес-план – это репетиция, которая обязательна, необходима, помогает устранить все огрехи.

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока

8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector