Как написать научную статью студенту: пошаговая инструкция, образец

Правила написания аннотации

Требования к написанию аннотации

Аннотация – часть статьи, которая создается для того, чтобы кратко описать свою работу и заинтересовать читателя. Для того чтобы эти функции работали, существуют правила составления данной части:

Несмотря на то, что аннотация располагается перед статьей, писать ее нужно после того, как ваша будущая публикация будет полностью готова.

Не рассказывайте в аннотации о второстепенных моментах исследования, нужно подавать лишь ключевую информацию, которая точно привлечет внимание читателя.
Предложения в аннотации связываются между собой с помощью научных клише, их перечень можно найти в любой методичке.
Не копируйте в аннотацию части вашей статьи, она должна быть интерпретацией основного текста, а не его копией.

С чего начать писать статью магистру?

Начните с выбора направления исследований.

Первое. Здесь можно ориентироваться на преподавателя, который будет вашим научным руководителем в дальнейшем. Человеческий фактор никто не отменял: его область научных исследований может стать направлением и вашего исследования.

Второе. Выбирайте темы, где уже проводились исследования, где есть данные для анализа. Сайт Росстата вам в помощь. И другие аналитические порталы (Автостат, например).

Третье. Зарегистрируйтесь в базах научных статей. E-library для начала. Для более продвинутых и со знанием английского языка – Scopus, Web of Science, Google Scholar. Посмотрите, о чем вообще пишут статьи.

Когда с направлением вам понятно, нужно начать читать. Вам очень поможет «начитанность». Вы уже зарегистрировались в наукометрических базах? Прочтите два-три десятка статей по выбранной теме. Это поможет формированию лексики по выбранной теме, пониманию основ научного стиля письма.

Почитали статьи? Выбирайте журнал, где хотите сделать публикацию! Журнал можно выбрать по рекомендации научного руководителя, рассмотреть возможности участия в конференциях с публикацией статей в научных сборниках, а можно выбрать самому, ориентируясь на базу e-library (как это сделать, читайте следующие параграфы, для аспирантов и преподавателей).

Теперь, когда есть журнал, внимательно изучите его требования к авторам. И у вас будет структура статьи, ее объем, требования по оформлению и количеству источников литературы. Так ваш проект «написание статьи» обретает определенные очертания, вы знаете, сколько текста вам нужно написать и сколько источников минимум процитировать.

Теперь дело за малым – начать писать текст. Начните с описания изученных источников по вашей теме. Обязательно делайте ссылки по тексту. Это будет введением.

Во введении нужно обозначить гипотезу и объяснить, почему эта проблема актуальна. Не забудьте показать, что уже известно о вашем предмете исследования (со ссылками на авторов, которые уже изучали эту проблему).

За введением идет основной текст статьи. Там вы приводите полученные результаты. Хорошо, если будут графики и таблицы: они помогают лучше воспринимать информацию. Графики и таблицы вы описываете, полученные результаты анализируете.

В заключении вы указываете, удалось ли подтвердить вашу гипотезу, какое значение имеют результаты и как их можно применить на практике.

Когда статья написана, то вы показываете ее научному руководителю и заручаетесь его поддержкой. Часто журналы требуют рецензию на статью от преподавателя вашего вуза. Учитываете замечания научного руководителя (если они будут, а их может и не быть), и отправляете статью в выбранный журнал.

Обязательно напишите текст сопроводительного письма, где укажите кто вы и о чем ваша статья (кратко). Ждите ответа. Если ответа нет в течение 3-5 дней, пишите повторно или звоните, чтобы убедиться, что редакция получила ваше письмо.

Ваша статья будет передана на рецензирование. Рецензию можно ждать несколько недель. Потом нужно будет поработать с замечаниями рецензента.

И вот, когда статья исправлена, она наконец-то попадает в печать.

Здесь я описала случай, если вы подаете статью в журнал хорошего уровня, как минимум включенный в список ВАК (Высшей аттестационной комиссии – организации, которая присваивает ученые степени).

Если журнал попроще, или это сборник статей, то процедура гораздо легче. Поддержка научного руководителя не потребуется, и статью рецензировать никто, скорее всего, не будет. Вы просто оплачиваете публикацию и получаете свой труд в печатном или электронном виде. Для начинающего автора, не планирующего научной карьеры, вполне подходящий вариант.

Если научная карьера вас интересует, да и хочется солидной строчки о публикации в своем резюме, то читайте следующий раздел.

Где студенту публиковать статью?

Для размещения студенческой статьи подходят издания, входящие в перечень «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ). В этот список входят авторитетные научные журналы, систематически публикующие материалы по различным отраслям знаний.

В отличие от журналов, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК), издания РИНЦ предъявляют более мягкие требования к качеству публикаций. Кроме того, опубликовать свою работу студент может в сборнике научных трудов кафедры и вуза, а также в сборнике материалов, выпущенных по результатам студенческих научно-технических конференций.

Зачем студенту писать и публиковать статьи?

  1. Наличие у студента опубликованных статей высоко оценивается при его промежуточной и итоговой аттестации.
  2. Наличие публикаций также является обязательным требованием при поступлении в магистратуру и аспирантуру.
  3. Наличие статей повышает шансы на успешное прохождение конкурсов на получение грантов.
  1. Самостоятельно написанная статья может стать формой зачета по некоторым предметам.
  2. У студента, публикующего статьи, увеличивается вероятность получения положительной оценки на экзаменах.
  3. Шанс получить повышенную стипендию по научной деятельности также многократно увеличивается, если студент имеет в своем активе опубликованные статьи.
  4. Многие учебные заведения, научные организации и фонды являются организаторами конкурсов статей для студентов. Победители этих конкурсов получают ценные призы, а также преференции в дальнейшей учебе.

Требование написать научную статью студенту предъявляют и в том случае, если высшее учебное заведение становится площадкой для проведения межвузовской научной конференции или другого мероприятия с обязательным участием студентов.

Виды научных статей

Различаются научные публикации по цели, которую автор ставит перед собой до начала работы, а также по дисциплине, выбранной для исследований. Научные статьи подразделяются на несколько видов. 

Обзорная статья 

Представляет собой обзорную характеристику уже готовых работ других людей. Автор в обзорной статье сравнивает работы между собой, рассуждает и высказывает свое мнение относительно выполненных исследований. 

Теоретическая статья 

При написании научной теоретической статьи автор отражает теоретические сведения по конкретно выбранной области. Аспирант ищет актуальную проблему, анализирует ее, чтобы выявить закономерности, после чего подробно объясняет причины возникновения и пути решения. 

Практическая статья 

Практическая работа включает в себя описание проведенных исследований в конкретной отрасли. Соискатель должен не просто написать суть проблемы и сделать выводы, но и аргументировать практическое применение экспериментов для решения определенной проблемы. 

Какие функции выполняет научный обзор

При написании обзорных статей составители придерживаются следующих целей:

  • отобрать свежие публикации на основе строгих критериев;
  • сопоставить реализованные в них подходы и методы;
  • обобщить и сравнить результаты, полученные разными авторами;
  • выявить направления, по которым развиваются выбранные области знания;
  • обозначить дальнейшие пути исследований, чтобы заполнить пробелы, накопившиеся в рассматриваемой сфере.

Научный обзор обобщает и сравнивает результаты.

Кроме того, материалы этого типа играют важную второстепенную роль. Поскольку обзоры часто цитируются, публикуются в рецензируемых изданиях и ложатся в основу монографий и учебников, они повышают показатели, характеризующие продуктивность работы авторов.

Перед отправкой

Когда текст готов, перечитайте его еще раз, обратите внимание на
логику изложения, грамотность, убедитесь, что вы нигде не отклонились от
темы.

Если есть возможность, еще раз отложите статью на несколько дней, а потом снова перечитайте ее свежим взглядом.

Проверьте, соответствует ли статья следующим требованиям:

  • Заголовок

    отражает содержание

  • В статье есть введение, основная часть, выводы
  • Есть

    ссылки на литературу

  • Все заимствования оформлены в виде

    цитат

    , отсутствует

    плагиат

    (для проверки на плагиат можно пользоваться такими интернет-сервисами,
    как antiplagiat.ru)

  • Соблюдается

    научный стиль

  • Выполняются

    правила оформления

Теперь можно отправлять!

Для большей наглядности предлагаем почитать,

как
написать научную статью по юриспруденции

.

Минимальный набор ключевых слов

Ключевые
слова наши молодые ученые обычно
подбирают хорошо. Но часто встречается
недочет – малое их количество. Обычно
требуется привести от 5 до 10 ключевых
фраз. Для тех, кому не хватает фантазии,
даем подсказки, как набрать необходимый
минимум:

  1. Отрасль
    права («гражданское право», «уголовное
    право», «административное право»). Этот
    ключ укажет на отраслевую принадлежность
    статьи.
  2. Подотрасль
    права («жилищное право», «авторское
    право», «избирательное право»). Этот
    ключ сузит область поиска для ученых
    с более узкой специализацией.
  3. Объект
    исследования. Часто он выражается не
    одним-двумя словами, а сложным
    предложением. Из этого предложения и
    нужно взять основные фразы («трудовые
    отношения», «права работников»,
    «равенство прав работников»).
  4. Предмет
    исследования. Предмет отражает свойства
    объекта, условия его рассмотрения, что
    дает еще несколько ключевых слов
    («развитие …», «механизм функционирования
    …», «привлечение к ответственности…»).

Так уже
набирается не менее 6-8 ключевых фраз.
Но не забываем и о специфической
терминологии. Здесь нужно отталкиваться
от содержания статьи. Обязательно нужно
отразить термины, которым даются
оригинальные авторские определения.

Место

От выбора места, как ни странно, тоже зависит очень многое. Казалось бы, какая разница, где сидеть с ноутбуком. Стул, стол, розетка, где здесь вообще продуктивность? Но нет. Иногда правильно выбранное место для работы дает огромный прирост эффективности.

Здесь все, конечно, тоже очень и очень индивидуально. Иногда все, что нужно — это знакомое и привычное место, где вы можете закутаться в тот самый плед и поставить рядом ту самую чашку с чаем. Но иногда — наоборот, нужно сменить локацию, и это даст вам +100 к интеллектуальной продуктивности.

Поэтому мой совет — пробуйте разные места, экспериментируйте! Как правило, беспроигрышный вариант — кофейня. Атмосфера хорошей кофейни практически идеальна для того, чтобы взяться и написать научную статью. Например, вот эту статью я сейчас пишу в уютной казанской кофейне

Vegan Day

на четыре столика. Нет, я не веган — но кофе тут бесподобный, а статьи пишутся с нереальной скоростью.

Вот такая, например, кофейня

Только не отвлекайтесь. Придите, закажите кофе и брауни, откройте ноутбук — и сразу, без раскачки начинайте писать. Если это не вечер, а утро или день — то с большой вероятностью вокруг вас будут другие люди с ноутбуками, это поможет не отвлекаться от вашей статьи. Можете надеть наушники с любимой музыкой (об этом чуть ниже), хотя фоновый шум кофейни может увеличить продуктивность.

Другой вариант — библиотека. Сейчас во многих библиотеках есть Wi-Fi, а библиотекари стали гораздо лояльнее к тем, кто приходит поработать над своими проектами и не берет книги. Проблема может возникнуть разве что с розеткой, если ваш ноутбук не слишком долго живет на аккумуляторе. Надеемся, как работать в библиотеке, вы и так знаете. А вот про

архив

можем рассказать подробнее.

Если вы живете в большом городе — посмотрите в сторону коворкингов. Это пространства, специально созданные для фрилансеров, которые не могут нормально работать дома и ищут для себя место, где можно работать эффективно и продуктивно. Не обязательно платить сразу за месяц — обычно есть дневные тарифы. С учетом того, что кофе и чай (а иногда и печеньки) в коворкингах обычно дают бесплатно — это может быть удобнее, чем кофейня.

А вот казанский

коворкинг GrowUp

— сюда я тоже иногда прихожу поработать

Ну и не забывайте про мелочи, которые тоже можно варьировать — и таким образом повышать продуктивность. Надоело сидеть на стуле за столом — попробуйте standing desk — стоячее рабочее место. Есть специальные столы с регулировкой ножек — но можно обойтись и подручными материалами. Например, подложить под ноутбук большую коробку. Работа стоя — это очень модный тренд в США. Во-первых, это полезно для спины, во-вторых, стоя вы будете меньше отвлекаться и прокрастинировать. Другие варианты: кресло, диван или мягкий пуф. Но здесь есть риск случайно задремать — а это не то, чего мы добиваемся.

Ну здорово же?!

Кто должен рецензировать научную статью?

Если работу писал студент, не нужно метить сразу на самый популярный научный журнал, объективно оценивая уровень своей подготовки. Это только повысит риски получения отрицательной рецензии, а замечания оценщика уже будет невозможно исправить. Рецензирование статьи – это ответ на вопрос, как закончить научную работу.

Рецензирование занимаются ученые-специалисты в этой области знаний. Цель рецензирования заключается в том, чтобы убедиться в достоверности и точности изложения. Если у работы нет рецензии, ее не возьмет никакое издание для публикации. Чаще всего сами издатели популярных газет и журналов выступают такими оценщиками работ.

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Места публикации

На выбор печатного издания влияет уровень квалификации автора и качество выполненной работы. Если студенту-старшекурснику уместно опубликовать дебютную статью в «Вестнике» своего вуза, то аспиранту необходимо, чтобы материал приняли в одном из журналов, рецензируемых ВАК (Высшей аттестационной комиссией). Обладатели ученых званий, работающие в исследовательских институтах, публикуют труды в сборниках конференций (в т. ч. международных), а также периодических изданиях, которые индексируются в специальных базах.

Материал должны принять в одном из журналов, рецензируемых ВАК.

Что необходимо учитывать при выборе темы научной работы?

На основе изучения литературы и уже существующих статей можно определить несколько перспективных направлений исследования. На чем остановиться? Вот несколько факторов, которые помогут сделать окончательный выбор темы будущей статьи и проверить его правильность:

1. Актуальность. Если тема никому не интересна, статью не будут читать. Здесь нет другого пути, кроме изучения уже имеющихся публикаций. Чтобы выбрать тему для своей статьи, проанализируйте, что пишут ваши коллеги.

Если публикаций по вашей теме очень мало или нет совсем, значит тема неактуальна. Тогда ищите в смежных областях.

Если публикаций очень много, то нужно предложить что-то очень интересное, чтобы именно вашу статью заметили среди многих других.

2. Новизна. Внимательно изучите другие работы в вашей научной области, чтобы понять, что нового и интересного вносит ваше исследование. Будьте внимательны, чтобы ничего не пропустить. Если автор не заметил, что кто-то другой уже сообщал о результатах, которые он преподносит как оригинальные, его авторитет может пострадать необратимо.

3. Значимость работы. Подумайте, какие насущные проблемы решит ваше исследование. Если вы не предлагаете ничего существенного, статья, скорее всего, не стоит потраченной бумаги. Хорошую тему для статьи можно найти среди актуальных проблем в вашей научной области.

4. Реализуемость. Вопрос “есть ли жизнь на Марсе” может быть очень интересен. Но если вы не можете запустить марсоход или иным способом собрать доказательную базу, работа становится пустой тратой времени.

Не беритесь за темы, требующие работы с труднодоступным материалом, если у вас нет реальной возможности его получить. Проверьте наличие необходимой литературы, оборудования, расходных материалов и объектов для исследования, прежде чем браться раскрытие темы.

5. Широта охвата. Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и писать статью на очень широкую тему. Такие вопросы, как “Образование” или “Здравоохранение” можно изучать годами.

Статья — не монография и не энциклопедия. Выбирайте в широкой теме тот аспект, который можно полноценно раскрыть на 10–15 листах. Например, “Проблемы финансирования в образовании” или “Обеспеченность кадрами в здравоохранении”. Не растекайтесь и не уходите в другую крайность — слишком узкую тему.

При слишком узкой формулировке вопроса трудно найти достаточно данных. Например “Лечение пациентов с синдромом Армстронга в Польше”. Таких больных, к счастью, настолько мало, что в масштабах одной страны невозможно сформировать репрезентативную выборку.

Если вы собираетесь писать диссертацию, рекомендуем изучить отдельную статью о том, как выбрать и обосновать ее тему.

6. Готовность к работе. Очень хорошо, если у вас уже есть какие-то наработки в виде курсовых работ, рефератов или дипломного проекта. Легче работать с уже знакомым материалом, чем начинать что-то совершенно новое.

7

Последнее, но немаловажное — ваш интерес к теме. Помните, что вы ввязались в масштабный проект, который потребует много времени и ресурсов

При отсутствии внутренней мотивации и энтузиазма легче получить депрессию, чем стоящие результаты.

Несмотря на то, что выбор темы будущей статьи может лежать на поверхности, нужна довольно кропотливая работа, чтобы убедиться, что об этом нужно писать.

Виды научных статей

Существует несколько распространенных классификаций научных трудов по их содержанию.

Наиболее распространенные учитывают объем и количество информации, содержащейся в статье:

  1. Тезисы. Данный вид публикации представляет собой короткие сообщения (обычно не более 1 страницы, размер от 4 до 12 тыс. печатных знаков), в котором авторы формулируют основные результаты и выводы своей еще неопубликованной работы, либо ссылаются на уже опубликованный труд, приводя из него основные положения.
  2. Текст доклада. Этот вид публикации представляет собой научный труд, направленный на широкую дискуссию по указанной проблематике. Обычно, это используется во время проведения всевозможных конференций, где подразумевается проведение обсуждения с автором. Чаще всего такой материал еще не является законченной статьей, но представляется как логический блок, который будет включен в объемное исследование.
  3. Научная статья. Подразумевает завершенное научное исследование, в котором авторы предоставляют результаты своего экспериментального или теоретического изучения определенной проблемы. Чаще всего строится по принципу аналитического сравнения полученных результатов, на известные науке, факты. По объему статья занимает от 0,4 до 0,8 печатного листа.

Отдельно можно выделить классификацию научных статей:

  1. Экспериментальная статья (оригинальное исследование). Характеризуется тем, что автором был проведен какой-либо эксперимент, который представлен в сравнении с известными данными.
  2. Литературный обзор (например, по русскому языку или по литературе). Достаточно популярный тип, который строится на обобщении известной информации по данной проблематике. Отличается большим объемом и полным отсутствием оригинального исследования авторов.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Как написать научную статью?

Для успешного написания необходимо соблюсти все этапы подготовки и выполнения этого процесса. Некоторые из них — условны, но, тем не менее, важны. Публикация научных статей происходит по особым правилам, и потому необходимо убедиться, что не было допущено ни одной ошибки.

Итак, прежде всего следует:

Определиться с областью исследования и грамотно сформулировать тему статьи

Правильный заголовок — самое важное. Он отражает выбранную предметную область и очень сжато описывает публикацию

Можно провести параллель со знаменитой поговоркой «встречают по одежке». «Оденьте» свою научную статью представительно, но не вычурно, умно, но не пафосно. Темы научных статей отличаются тем же стилем изложения, что и сами произведения.
Определить объем будущей публикации. Количество страниц — не просто характеристика в конце текста для общего развития. В самом начале работы именно она дает автору сведения о том, сколько информации и в какой формате он сможет добавить в его статью. В зависимости от объема вместо задуманной может выйти совершенно иная статья. Пример: бакалаврская работа, работа академического экономиста или студента-второкурсника — разные уровни, разное количество страниц, разные публикации.
Почитать примеры научных статей. Найти полный инструктаж о том, как написать научную статью, вряд ли представится возможным, но прочесть пару-тройку подходящих публикаций на выбранную тему лишним не будет.
Не забывать многократно перепроверять текст. Статья, изобилующая пунктуационными, грамматическими и стилистическими ошибками, омрачит репутацию автора, выставив его в далеко не лучшем свете.
Придерживаться выбранного стиля. О существенных плюсах научного изложения фактов уже написано выше. Следует помнить о том, что данный пункт — не рекомендация, а правило.
Избегать не только газетных жаргонизмов, но и технических штампов, банальных изречений, устойчивых словообразований.
Не впадать «из крайности в крайность» — не объяснять очевидное простецкими предложениями в два слова, но и не укладывать весь абзац в сложноподчиненное предложение. Руководствоваться правилом «краткость — сестра таланта», не упрощая все донельзя.
Структурировать статью. Не обрывать причинно-следственные связи: к каждому анализу необходим вывод. Обязательно написать введение, формулировку задачи/темы, теоретическую часть, авторский вариант решения проблемы.
Использовать математику — универсальный язык ученых. Относится ко всем научным статьям, а не только техническим.
Представлять часть информации в наглядном виде (графики, таблицы, блок-схемы). Так поданные сведения проще воспринимаются.

Модель реферата научной статьи

Чтобы написать реферат на тему, которую задает научный руководитель или преподаватель по определенной дисциплине, необходимо соблюдать рекомендации:

  • детально ознакомиться с публикацией из научного журнала. Вероятно, придется читать труд несколько раз и не приступать к работе сразу, а постараться максимально глубоко вникнуть в суть изучаемого вопроса;
  • если текст или мысль автора не до конца понятны, то рекомендуется изучить сопутствующие статьи. Для этого просматривают список литературы, на которую ссылается автор. В ней будут материалы, которые помогут студенту;
  • не допускать банального изложения или рерайта материала или его части.

Что касается структурного содержания, то вот какие вопросы должны быть раскрыты в обязательном порядке:

вводная часть. Отражается главная мысль, в которой совмещают тему и проблему работы, поставленную цель и предмет дальнейшего исследования;
характеристика. Проводят упоминание того, выполнена статья самостоятельно или коллективом авторов. Акцент на то, носит она теоретический и экспериментальный характер;
проблематика с анализом того, как в научном мире смотрят на предмет исследования и какие точки зрения по этому поводу существуют;
композиционная часть. Изложение основной сути научной работы. Это самый объемный раздел, в котором должны быть изложены суть и используемые методы;
результат, который был достигнут. Необходимо подчеркнуть какую ценность он имеет – теоретическую, практическую, экспериментальную или другую

Этому пункту уделяют особое внимание, так как ради него и проводилась вся работа.
Здесь студент должен проанализировать выводы автора и в обязательном порядке привести свои умозаключения. Их необходимо оформлять по пунктам, в виде все тех же выводов.

Чтобы выдержать научный стиль изложения, рекомендуется использовать фразы типа:

  • «Статья посвящается теме…»;
  • «В работе выполнен анализ…»;
  • «Автор проводит исследования, посвященные…»;
  • «Структурно и логически работу можно разделить на основные разделы…» и прочее.

Специалисты рекомендуют использовать шаблонные фразы, которые могут существенно облегчить работу студенту, не имеющему опыта написания подобных текстов.

Особую ценность данный вид работы имеет для магистрантов и аспирантов, которым предстоит написание существенного количества научных статей и тезисов.

Предмет исследования

Авторы должны хорошо понимать свою предметную область и уметь отчетливо донести до читателя результаты своей работы. Ошибкой является использование общих формулировок, касающихся всей науки в целом (например, «содержание народной педагогики, на примере татарской народной педагогики»). вместо конкретных тезисов и постулатов.

Другим негативным примером является понимание слова «предмет» буквальным образом. Что такое книга? Предмет! Отлично, автор выбирает, например, в качестве предмета исследования книгу Эма Гриффина «Коммуникация: теории и практики». Такие курьезы тоже могут быть возможны. В качестве положительного примера предмета исследования, к которому не возникнет нареканий, можно взять следующий: «процесс формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования». При этом соотношение объекта и предмета исследования должно учитывать их иерархию, так, например, в нашем положительном примере объект шире, чем предмет, и объектом является «образовательный процесс в сельских школах».

Зачем нужны обзорные статьи на другие тематики

Разные области знания взаимосвязаны, поэтому при изучении многих вопросов исследователям нередко требуется обращаться к смежным отраслям науки. Один ученый или группа авторов не сможет охватить всю информацию по нескольким направлениям. Самостоятельная проработка большого количества материалов приведет к потере времени и рассредоточению сил, а недостаточная компетентность в незнакомой сфере — к появлению ошибок в исследовании.

Чтение таких статей эффективнее личной консультации с ученым, ведь некоторые узкие научные направления активно развиваются за рубежом. Профессионал может проживать в произвольной точке земного шара, разговаривать на другом языке и не располагать свободным временем для переписки. Немалая часть обзоров и других научных статей, которые публикуются в рецензируемых журналах, выходит на английском. Это облегчает задачу исследователей, которым не придется искать переводчика текстов с редкого языка.

Что в итоге?

  1. Ищите недавние, самые актуальные работы
  2. Старайтесь читать на английском — так вы окажетесь впереди
  3. Начните с обычных поисковиков (Google и Яндекс)
  4. Википедия тоже поможет — но только в самом начале, чтобы «войти» в тему
  5. Статьи на английском ищите в Google Scholar
  6. Статьи на русском — в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU
  7. Журналы открытого доступа вы можете читать бесплатно, это здорово для развития науки
  8. Сайт «Молодой ученый»

    вам обязательно пригодится — там несколько десятков тысяч научных статей, бесплатно

  9. Выписывайте из статей ссылки на хорошие книги — и идите в библиотеку (сначала в университетскую, потом в городскую)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector